Сегодняшний материал приурочен к празднованию Дня славянской письменности и культуры. Славянство. Панславизм. Переплетения истории. Дружба и вражда. История, география, политика. Сегодня сложно смотреть на эти вопросы спокойно в связи со демонтажем памятника маршалу Коневу в Праге накануне 75-летия Победы, с событиями на Украине, со вступлением Черногории в НАТО, постоянными метаниями Болгарии, агрессивной риторикой Польши. Многим хочется сказать — они все — предатели, подлецы, далее нецензурная брань. Вообще любое обобщение каких-либо стран, и народов и приклеивание ярлыков мы не одобряем. Хотя и вычленяем тенденции.
Многим сложно отвлечься от текущего момента и посмотреть шире. Взвешенный аналитический подход важен. Важно и умение философского охвата всего комплекса вопросов. И сегодня мы рассмотрим славянство как тему коллекционирования.
Напомним, что этими вопросами мы занимаемся не первый год и раннее в журнале кроме ряда статей были подготовлены большие интервью, которые нам дали посол Болгарии в России Бойко Коцев и посол Сербии в России профессор Славенко Терзич.
Кроме того, у нас существует договорённость о встрече с назначенным в июле 2019 года послом Сербии в России Мирославом Лазански. Однако, пока из-за ситуации в городе, стране и мире, встреча откладывается.
Ну а мы сидим дома и иллюстрируем историю артефактами, как и положено коллекционерам. Сегодня Главный редактор Алексей Сидельников (А.С.) и искусствовед, замглавред Михаил Тренихин (М.Т.) приветствуют вас и вновь говорят, говорят, говорят.
- День славянской письменности и культуры. Кирилл и Мефодий
- Первый славянский съезд. 1848
- Славяне Европы и народы России
- Славянские измы
- Русско-турецкая война 1877-1878
- Всеславянский
- Сокольское движение
- Болгарско-сербская война 1885
- Боснийский кризис 1908 года
- Балканские войны 1912—1913
- Первая Мировая война 1914—1918
- Славянский день в Москве 1915
- Межвоенное время
- Вторая Мировая война
- Всеславянский комитет
- Другие мероприятия
- Распад Югославии
- Государственная академия славянской культуры
- Эпилог
День славянской письменности и культуры. Кирилл и Мефодий
М.Т.: День славянской письменности и культуры — праздник, приуроченный ко дню памяти святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла. Для тебя это праздник?
А.С.: Нет. Не чувствую дух праздника. Праздник надуманный. Вообще у нас были свои праздники: Новый год, Старый Новый год, 1-е Мая (более или менее). День Победы тоже раньше был не формализованным праздником. А День Славянской письменности — непонятнее, чем День взятия Бастилии, — повод выпить в СССР, — вообще ни о чём.
М.Т.: Кстати, официально учреждён именно в СССР. 30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении «Дней славянской культуры и письменности». Значит, в этом году — тридцатый раз отмечается!
А.С.: Из выше сказанного понял только, что праздник — один из последних в СССР. Вижу, настольную медаль всё же успели сделать. Константин и Михаил на ней уже под более известными нам монашескими именами: Кирилл и Мефодий. Кирилл — старше, а Мефодий и возрастом и чином младше. Но оба проповедники и, если можно так сказать, научные работники того времени. Причисленные к лику святых, погибшие за веру, изображаются с крестом в руке. Здесь мы видим тоже православные кресты, но со значением другим: братья взвалили на себя труд проповедовать христианство и создали азбуку, необходимую для сохранения церковных текстов и их распространения. Также на медали указан родной город братьев Солун (или Салонь, или Салоники).
Что за храм на медали? Наверное это арка у входа к храму Святой Софии в Салониках.
Ну и конечно же цитируется «В начале было слово» из Евангелия от Иоанна: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. Тем не менее в в подлиннике читаю: В начале было Слово, и Слово было к Богу. Но, думаю, я ошибаюсь. Хотя разнопонимание текстов сохраняется и требуется толкование.
М.Т.: Но русский язык-то нельзя отрицать, как структурообразующий. Понятие языка — важнейшее. И, соответственно, сохранение.
А.С.: Не спорю. Без языка никуда не денешься. Но вот структурообразующий русский язык или нет — это для меня большой вопрос. И что такое вообще структурообразующий? Что он образовал? Другие языки? Складывается впечатление, что языки развивались вместе, а потом чуть разошлись и уже начали прогрессировать параллельно.
М.Т.: Кстати, мне очень интересно, что образ Кирилла и Мефодия объединяет славянство довольно неплохо. Хотя, не всех, конечно. Но вот возьмём медали и монеты. Есть изображения на медали Российской империи времён Александра III. С другой стороны — профашисткая Словакия в 1941 году чеканит монету со святыми братьями. Болгария имела ордена и царские — высший орден — и в советское время. В советское не забывали, но рассматривали не как святых, а как светских деятелей культуры. Но шутка ли? Создали кириллицу!
А.С.: Кириллицу? Последнее время, опираясь на количество азбучных знаков, упоминается, что они создали как раз глаголицу. Но, раз говорите, что кириллицу — не спорю. Это что за коллекция монет? Мне в этой подборке больше всего нравится евро. На болгарской монете изображены не святые, а просто два мужика. Наверное, это можно отнести к предположению чешского правоведа Герменегильда Иречека, который параллельно со знаменитым коллекционером Михаилом Погодиным, коллекцию которого приобрёл Николай I (жаль, что не упомянули его в статье Философия коллекционирования), предположили и доказывали, что Кирилл и Мефодий славянского происхождения и никак не греческого и никакого другого. Наверное это кому-нибудь важно, как узнать Родину Христофора Колумба.
М.Т.: Славяне — крупнейшая в Европе этноязыковая общность.
А.С.: Да? И какая от этого польза? Я даже не могу сообразить, кто вообще относится к славянам, к славянским братьям? Я лучше себе представляю славянских сестёр!
М.Т.: Поляне, древляне…
А.С.: А если не племена и ближе к нашим дням?
М.Т.: Хорошо! Западные славяне — поляки, чехи, словаки, лужичане (лужицкие сербы); восточные славяне — белорусы, русские, украинцы, русины; южные славяне — болгары, сербы хорваты, боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы. Есть ещё вопрос по русинам: бойки, лемки, долиняне. То ли отдельные народы, то ли этнографическая группа украинцев.
А.С.: Это как одна из современных установок: оспорить старые истины и разрушить сложившийся уклад.
М.Т.: Имперское сознание выше национализма. Русским можно стать, не родившись им, но вбирая культуру. Русский не по крови, но по культурному коду, языку. Это важно. А вот у других славян это прослеживается?
А.С.: Ну тут можно и поспорить. Как это стать не родившись? Культуру можно принять, вобрать, сделать своей и стать частью этой культуры. Но стать — не знаю. Но обрести чувство причастности к судьбе народа, понять, что ты свой среди своих и быть принятым — это немаловажно. А как можно стать поляком не будучи поляком? Только приняв культуру на 100%, а это очень трудно, если возможно.
М.Т.: Рассматривать всякую неоязыческую ересь о древних славянах не будем.
А.С.: Это о новом исчислении или как там это называется? Мне уже написали несколько ругательных писем о том, что одно упоминание о подобном вызывает неприличное брожение в животе. Так что соглашусь: переступим и не станем трогать.
М.Т.: Панславизм. Идеи единства славян в XVIII-XIX веках. Как идея — красиво. А на деле?
А.С.: А на деле посмотрим, что известно о деятельности, если можно так сказать «панславистов». Сразу вспомню Константина Леонтьева: «Панславизм – неизбежность… Но панславизм православный есть спасение, а панславизм либеральный есть гибель прежде всего для России!..» (К.Н. Леонтьев. Наше болгаробесие). О чём это? А о том, о чём то же интересно сказал Иван Ефремов: «… Слепая доброта может причинить немало плохого. Знай, кому и зачем ты делаешь добро!» (И.А. Ефремов. Лезвие бритвы).
М.Т.: А ещё один наш коллега высказался достаточно резко:
«Всегда говорил, что панславизм — химера, разрушившая Российскую империю, которая валится до сих пор».
А.С.: А с чего началось?
Первый славянский съезд. 1848
М.Т.: Первый съезд славян прошёл без русских. По-семейному, в охваченной революциями Европе.
Славянский съезд в Праге (чеш. Slovanský sjezd) со 2 по 12 июня 1848 года (он же «Первый Славянский конгресс») был собран по инициативе чешских активистов. Это был съезд представителей славянских народов, проживавших в Австрийской империи (чехи, словаки, русины, хорваты), но на нём также присутствовали гости из других стран (поляки, сербы, черногорцы), в том числе русские эмигранты. Всего на съезд собралось 300 делегатов.
По национальному признаку на съезде было выделено три секции:
чехословацкая: чехи, моравы, силезцы и словаки;
польско-русинская: 61 делегат, в том числе 40 поляков и 21 русин;
югославская: словенцы, хорваты, сербы и далматинцы.
Появился и свой гимн — песня «Гей, славяне», написанная чуть раньше, в 1834 году.
М.Т.: Художник и археолог (не удивлюсь, если ещё и коллекционер, поскольку зарисовывал и антиквариат) Йозеф Войтех Хеллих создал памятный диплом первого славянского съезда. Примечательно, что использованы символы славянских земель — десять гербов.
- Герцогство Верхняя- и Нижняя Силезия (нем. Österreichisch-Schlesien, Herzogtum Ober- und Niederschlesien), центр — Тешин (нем. Teschen, польск. Cieszyn, чеш. Těšín)
- Маркграфство Моравия (нем. Markgrafschaft Mähren, чеш. Markrabství moravské), центр — Брно (нем. Brünn, чеш. Brno)
- Западная Галиция (нем. Westgalizien, польск. Galicja Zachodnia, укр. Галичина), центр — Львов (нем. Lemberg, польск. Lwów).
- Королевство Далмация (нем. Königreich Dalmatien, хорв. Kraljevina Dalmacija), центр — Задар (нем. Sara, хорв. Zadar, итал. Zara, лат. Jadera)
- Королевство Богемия (нем. Königreich Böhmen, чеш. České království), центр — Прага.
- Королевство Хорватия (нем. Königreich Kroatien, хорв. Kraljevina Hrvatska, венг. Horvát Királyság), центр — Загреб (нем. Agram, венг. Zágráb, хорв. Zagreb)
- Королевство Славония (нем. Königreich Slawonien, хорв. Kraljevina Slavonija, венг. Szlavón Királyság, лат. Regnum Sclavoniae) центр — Осиек (хорв. Osijek, нем. Esseg, венг. Eszék)
- Лодомерії (Волині) (укр. Волинь, пол. Wołyń)
- Герцогство Каринтия (нем. Herzogtum Kärnten, словен. Vojvodina Koroška, лат. Carantania, Carantanum). Этот пункт вызывает вопросы, т.к. обычно герб выглядит зеркально наоборот.
- Герцогство Крайна (нем. Herzogtum Krain, словен. Vojvodina Kranjska), центр — Любляна (нем. Laibach, словенск. Ljubljana).
А.С.: Не все сразу узнал?
М.Т.: Два герба вызвали затруднения — третий слева и третий справа. После первого раздела Польши в 1772 году Галиция была включена именно в австрийскую часть империи, не смотря на давние претензии венгерских королей на обладание Галицией. Тогда же три золотые короны в синем поле стали краевым гербом Галичины. Этот герб использовался совместно с гербом Лодомерии: в синем поле две шахматные красным и серебром балки. После наследования Габсбургами венгерской короны в XVIII веке австрийские императоры стали носителями титула «королей Галиции и Лодомерии». Завершив разделы Речи Посполитой, они образовали на землях бывшего Галицко-Волынского княжества и Кракова новую административную единицу — Королевство Галиции и Лодомерии, которое просуществовало с 1772 по 1918 годы.
А.С.: В общем, австрийские славяне тихо посовещались в Праге, а в это же время, по настоятельному приглашению австрийского императора Франтишека Йозефа русские войска совершили променад в Венгрию и Трансильванию.
М.Т.: По инициативе Галицийской рады в Восточной Галиции стали формироваться местные русинские комитеты из представителей интеллигенции и духовенства. Были выдвинуты требования расширения прав русинов в Галиции и раздела провинции на две части: польскую Западную Галицию и русинскую Восточную. В июне 1848 года вопрос о разделе Галиции обсуждался на Славянском съезде народов империи в Праге. Представители Рады Народовой и Русской рады принимали активное участие в работе этого съезда, формируя особую Польско-русинскую секцию. Одним из решений этого мероприятия стало соглашение 7 июня о признании равенства национальностей Галиции.
А.С.: А австрославизм. Это когда славяне любят Австрию?
М.Т.: Австрославизм — политическое движение среди славянских народов Австро-Венгрии (особенно среди чехов) во второй половине XIX века. Его последователи стремились реформировать австро-венгерскую двойную монархию в тройственное государство. Главными идеологами австрославизма были старочехи Франтишек Палацкий и Франтишек Ладислав Ригер, а также австрийские социал-демократы Отто Бауэр и Виктор Адлер. Около 1890 года австрославизм был заменён политическими идеями радикальных младочехов.
А.С. То есть — лучше не одна корона, а две, не две, а три, не три а…
А, кстати, почему у венгров на короне крест погнутый?
М.Т.: Есть легенда, её положили в ларец и придавили крышкой… Но мы сегодня про славян, а венгры не славяне, но были рассмотрены раннее (см. Огненный крест венгров).
А.С.: Союз нерушимый монархий свободных?
М.Т. Нет! Это я просто решил похвастаться своими экспонатами периода Венского сецессиона. Но они идею неплохо иллюстрируют. Все ориентировались на Вену. В сам момент революции 1848 года славяне оказались самыми преданными защитниками Габсбургов. Целью австрославизма была не только тройственность империи, но и далеко идущая федерализация и демократизация Австро-Венгрии. Последователи австрославизма не отвергали монархию как таковую, но требовали для отдельных народов империи автономии. Однако после австро-венгерского соглашения 1867 и соответствующего венгерско-хорватского соглашения 1868/1873 надежда на демократизацию в форме нового федерального деления Австро-Венгрии распалась. Внутри венгерского королевства с 1867 года проводилась жёсткая мадьяризация, целью которой было создание унитарного мадьярского национального государства путём ассимиляции не-венгерского, прежде всего — славянского, населения.
Славяне Европы и народы России
М.Т.: С 23 апреля по 19 июня 1867 года в московском Манеже состоялась Русская этнографическая выставка. Первоначальный план этнографической выставки предусматривал показ жизни народов всего мира, позже охват был сужен до славянских народностей. Программа выставки была утверждена лично императором Александром II. На выставке были демонстрировались народные костюмы и предметы быта, показывавшие культуру народов почти всей Российской империи и славян, живших в пределах Австро-Венгрии, Пруссии, Саксонии и Турции, в Сербском княжестве и в Черногории.
Демонстрация выставки совпала по времени со Съездом славянских представителей, который иногда именуется II Славянским съездом. Это обстоятельство было негативно воспринято в австрийской прессе, называвшей выставку «политической демонстрацией», а Москву — «Меккой панславизма».
Кстати, за два месяца экспозицию посетило 83.048 человек. А сколько из них иностранцев? Известно! 63 представителя австрийских славян (а это могли быть чехи, словаки, хорваты, сербы, поляки), 12 сербов из независимого княжества [в 1867 году османские войска покинули территорию княжества], 2 черногорца, один болгарин, два лужицких серба и один поляк из Пруссии. На общем фоне — очень мало! Но симпатии были большие!
А.С.: И как узнали кто из них кто?
М.Т.: Это представители делегаций.
И, кстати, об экспозиции выставки. Это же шедевр! Сегодня никакие Интермузеи не сравнятся с тем, что было сделано в 1867 году. А прошло каких-то 150 лет.
Правда, сегодня уже и не тот Манеж. Тот сгорел в недавнем пожаре. Но объём такой же, а заполнен он был очень грамотно! Кроме артефактов народов Российской империи, впервые научное сообщество экспонировало вместе предметы культуры и быта поляков, чехов, словаков, словенцев, сербов, хорватов, черногорцев, болгар, македонцев, гуцулов, бойков, лемков и русин. Обстановочные сцены включали 62 манекена, представляли собой группы из двух, трёх, иногда четырёх мужских и женских фигур в праздничных костюмах.
Идея показа на Первой этнографической выставке не только культуры народов Российской империи, но и славянских этносов Центральной и Юго-Восточной Европы принадлежала профессору Московского университета Нилу Александровичу Попову, которого ввели в состав Комитета по устройству выставки для организации работы по славянскому разделу экспозиции.
Следует заметить, что в середине XIX века славяне жили в пределах Российской, Османской и Австрийской империй, а также Пруссии и Саксонии. В указанный период никто из них, а исключением восточных славян, не обладал собственной государственностью, полностью утратив былую независимость. При этом в странах Центральной и Юго-Восточной Европы активно шёл процесс ассимиляции славян другими народами: турками, пруссами, венграми. В 1820—1830-х годах известные учёные Павел Шафарик и Ян Коллар сформулировали идею славянской общности как целостной системы. Она появилась в результате мощного процесса национального возрождения славянских народов Центральной и Юго-Восточной Европы, связанного с ростом национального самосознания, формированием литературных языков, началом борьбы за национальное освобождение и восстановление государственности. Все деятели славянского Возрождения обращали свой взор к России, единственному в то время независимому государству, в составе которого преобладающим был славянский компонент. Вот почему предложение показа на этнографической выставке в Москве культуры зарубежных славян было воспринято с одобрением.
Калашникова Н.М. Первая этнографическая выставка России // Славяне Европы и народы России. К 140-летию Первой этнографической выставки 1867 года. Каталог выставки. СПб.: Славия, 2008. С. 20--22.
Славянские измы
А.С.: Итак, австрославизм — как стремление славян под властью Габсбургской монархии к федерализаци — мы уже рассмотрели. Были ещё другие течения?
М.Т.: Были. Но нужно понимать, что любое определение что-нибудь упускает и упрощает. И ещё, что не всегда определения передают нейтральное отношение на тот, или иной вопрос. Измов много. Иллиризм (хорв. Ilirski pokret) — культурно-политическое движение южных славян, возникшее в 30—40-х годах XIX столетия в Хорватии и Славонии. В 1835 году Людевит Гай сформулировал ближайшие задачи иллирийского движения. Вначале это было развитие хорватской национальной культуры и языка, которые идеологи «иллиризма» представляли общими для всех южных славян. Осуществление этих задач «иллиристы» начали с создания новой хорватской орфографии. Большой заслугой их было создание хорватского литературного языка.
А.С.: А как продолжение этой традиции?
М.Т.: Югославизм — продолжение идеи иллиризма, которая затрагивает не один из южнославянских народов (хорватов), а всех одновременно. Некоторые сторонники этой идеи на Балканах и вовсе считают себя одним единым народом — югославами. Паннациональная, панславянская концепция. Югослависты утверждали, что конфессиональные различия и противоречия между южными славянами являются результатом иностранного империализма, неоднократно имевшего место в истории Балкан.
А.С.: Не безосновательно! Ну а что ещё?
М.Т.: Мы с тобой не обобщили ещё одно важное понятие. Панславизм.
Панславизм, идейное течение и общественно-политическое движение в России и других славянских странах в XIX веке, основанные на идее исторического единства славянских народов, выраженного в родстве языков, древней литературы и наличии общих черт в истории. Возник в начале XIX века в Чехии и Словакии, входивших в состав Австрийской империи, как одно из проявлений Славянского возрождения, с одной стороны, и как ответная реакция западных славян на укрепление позиций пангерманизма – с другой. <…>
В России идеи создания славянской федерации лежали в основе декабристского Общества соединённых славян (1823) и Кирилло-Мефодиевского общества (1846— 1847). Зарождение российского панславизма как течения произошло в ходе Крымской войны 1853–1856 годов, когда славянофилы А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, М.П. Погодин выдвинули тезис о том, что романо-германский и греко-славянский «миры» различались по религиозному, гражданскому и «нравственному» характеру и были исторически враждебны друг другу. Некоторые учёные-слависты поддерживали эту идею на основе изучения культуры, языков, фольклора славянских народов: В.И. Ламанский был убеждён, что славянские народы должны проникнуться общеславянским сознанием с помощью единого литературного (русского) языка; О.Ф. Миллер видел путь решения «славянского вопроса», в первую очередь, в преодолении внутрироссийских противоречий и нравственного совершенствовании российского общества. <…> Развитие идей панславизма было тесно связано с обострением Восточного вопроса и политикой российского правительства в отношении славянских народов. Российские панслависты (за исключением Герцена и Бакунина) осудили Польское восстание 1863–64 годов, посчитав его участников «изменниками славянского дела». Накануне и в период Восточного кризиса 1875–77 возникли концепции «политического» панславизма, их сторонники призывали к созданию силой русского оружия Всеславянской федерации во главе с Россией (Н.Я. Данилевский, Р.А. Фадеев, кн. А.И. Васильчиков). <…> После Берлинского конгресса 1878 года, перечеркнувшего планы панславистов о полном освобождении южных славян, наступил упадок интереса к панславизму. Среди панславистов возобладали мессианские и религиозно-нравствственные идеи. Ф.М. Достоевский к 1880-м годам стал рассматривать славянское единение как «вопрос высшего объединения духовного» для защиты всего человечества от католической и протестантской угрозы. На рубеже XIX–XX веков вновь получили развитие идеи укрепления культурных связей между славянскими народами («культурный» панславизм), они стали основой неославизма в начале XX в.
Прокудин Б. А. ПАНСЛАВИЗМ //
Большая российская энциклопедия. Том 25. Москва, 2014, стр. 231
А.С.: Хорошо. А неославизм?
М.Т.: Это уже начало XX века. Общественные инициативы, направленные на урегулирование межэтнических и межгосударственных разногласий не принесли успеха… Неославизм — идейно-политическое течение в славянской общественной мысли, в основе которого лежала идея исторической и культурной близости славян, понимание «славянства» как особой этнополитической и этнокультурной общности.
А.С.: То есть, как обобщение, снова не сработало и противоречия оказались сильнее.
М.Т.: Есть логика намерений и есть логика обстоятельств… Основная идея неославистов заключалась в совместной обороне земель, населённых славянами до пангерманской экспансии немцев. Для реализации этой цели движение выступает за равенство всех славян между собой и считает необходимым сохранить автономный статус каждой группы. Неослависты требовали демократизации славянского сообщества и освобождения от доминирующего влияния России.
А.С.: Об этом наши мыслители ещё в XIX веке как раз предупреждали…
М.Т.: Кто только не писал о славянах в позапрошлом веке… Но я вспомню три имени. Дипломат; мыслитель религиозно-консервативного направления, философ, писатель, литературный критик, публицист и дипломат, поздний славянофил Константин Николаевич Леонтьев (1831—1891). Главы «Что такое славизм», «Что такое славянство» из философского трактата «Византизм и славянство», 1875, 1876, 1885. Фёдор Михайлович Достоевский (1821—1881). «Одно совсем особое словцо о славянах…», 1877. Белый генерал Михаил Дмитриевич Скобелев (1843—1882), чьи взгляды до нас донёс писатель и журналист Василий Иванович Немирович-Данченко.
А.С.: Вообще вся эта тема не моя и мне в ней так неинтересно, как только можно себе представить. Но упомянутых авторов могу обсуждать достаточно долго. Обратите внимание что и Достоевский, и Леонтьев, и Скобелев умерли приблизительно в одно время. Неужели простое совпадение? Вы в это верите?
Любопытный момент: читая труды Леонтьева и Достоевского обращаешь внимание, что они переживали за Россию (за ту старую ушедшую Россию). Они не просто переживали, но и многое старались сделать своими статьями. Даже когда они писали так, что это не нравится кому-то — это не со зла, а в результате долгих раздумий. И самое важное, а может и самое обидное, что многое из ими высказанного сбылось.
М.Т.: Тогда посмотрим артефакты. Как фалерист фалеристу покажу! И остальные пусть посмотрят.
Русско-турецкая война 1877-1878
М.Т.: Популярность идей «политического» панславизма стала одной из причин объявления Россией войны Турции в 1877 году. Славянские комитеты собирали деньги на покупку оружия и снаряжения для славян, восставших против турецкого владычества, отправляли на Балканы полевые лазареты, готовили добровольцев, формировали общественную солидарность с южными славянами.
Освободили. Огромные потери. Огромный национальный подъём. Кстати, несмотря на потери — последняя победная война для Российской империи. Но невероятный проигрыш российской дипломатии. А вскоре и разочарование в Болгарии, освобождённой от османского рабства. Болгария с радостью начала смотреть на Германию.
«Разочарование» в Болгарии наступило не сразу после окончания войны, а несколько позже.
Почти сразу после подписания Сан-Стефанского договора, который восстанавливал государственность Болгарии в границах, близких к этническим, Турция при поддержке Англии потребовала его пересмотра. Австрия тоже выступила в поддержку «справедливых» требований Турции. Россия не могла противостоять такой коалиции и была вынуждена согласиться на пересмотр договора на конференции.
Берлин был не случайно выбран местом конференции. До этого Россия и Пруссия традиционно находились в хороших отношениях, которые можно характеризовать как дружественный нейтралитет. Благодаря такому нейтралитету со стороны России, Пруссия и смогла сколотить Германскую империю и выиграть Франко-прусскую войну. Потому русский двор рассчитывал на благодарность Берлина и традиции. В русском обществе тоже было очень положительное отношение к Германии.
На конгрессе Бисмарк так «честно» допосредничался, что Россия оказалась в изоляции и вынуждена была уступить много из приобретений по результатам войны, как за свой счет, так и за счет своих союзников, в частности Болгарии. В противном случае маячила угроза повторения сценария Крымской войны, к которой Россия была не готова.
По итогам берлинского конгресса территория фактически независимой Болгарии уменьшалась на 2/3: одна из них становилась автономией в составе Турции, а вторая – возвращалась без каких-либо существенных условий.
Это и вызвало в Болгарии негативное восприятие итогов конгресса и в определенных слоях болгарского общества сформировалось утверждение, что в 1879 году Россия предала Болгарию. Это утверждение существует и по сей день. Его сторонники не учитывают ни реалий международной ситуации, ни внутриполитического состояния в России в то время.
Разочарование Болгарией, если можно так сказать, наступило значительно позже, в 1885 году, когда несогласованные с Россией действия Болгарии привели к т.н. Болгарскому кризису и поставили Россию на грань войны с германским блоком.
Прямислав, https://forum.faleristika.info/viewtopic.php?f=138&t=860607&start=270#p8031214
У меня с этой тематики и начался коллекционерский славизм. Но вообще что нужно сказать? Я заинтересовался темой, потому что награды просто очень красивые!
- Россия и Болгария: точки соприкосновения
- Балканская россика. Награды болгарского ополченца 1877—1878 гг.
А.С.: Болгария влюблённо смотрела на Россию чаще тогда, когда эти глаза могли закрыться навсегда…
М.Т.: Мы всё же о предметах коллекционирования, славянских наградах. Создавая эти ордена и медали в т.ч. вырабатывали национальную символику, обращались к истории и при этом, изготавливали их в лучших мастерских Вены и Парижа, а уже потом собственно на Балканах.
Всеславянский
М.Т.: Кстати, есть интересное слово — Всеславянский. Вот с терминами Всероссийский и Всесоюзный вопросов не возникает. Или всемирный, международный. Реже вселенский.
А.С.: Всеславянский — это что-то такое загадочное! Потому что невозможно себе представить единство всех славян. Особенно зная, как славяне увлекаются идеями или деньгами не славян.
М.Т.: Но такое было. Например — у пчеловодов! Очень красивый редкий нагрудный знак. И отсылка к моему любимому музею Царицыно…
А.С.: Пчеловоды собирались в вашем музее?
М.Т.: Нет! Тогда и музея не было. Собирались в Мосгордуме. Но тогда там стояла скульптура Екатерины II, которая теперь является украшением нашего Большого дворца! Об этом подробно можно посмотреть виртуальную выставку, которую готовила моя коллега Светлана Калинина. Я просто обнаружил изображение знака со словом «Всеславянский». Совпадение! Хотя, репродукция этой фотографии с большим количеством людей висит над мои рабочим местом! Но знака прежде не видел. Честно!
А.С.: Между прочим, руководитель Царицыно Елизавета Фокина, ещё во время показа Екатерины с георгиевской лентой, мне обещала интервью. Но я так и не смог выбраться… Надеюсь, ещё не всё потеряно. Но, Михал Михалыч, все Ваши дороги ведут в Царицыно. Что ещё важно сказать?
М.Т.: Ну, как знаешь! Сам напросился. Есть такой музейный конкурс Жива, организованный международной организацией «Форум славянских культур» и Европейской музейной академией. Лауреатами Živa Award ежегодно становятся славянские музеи, памятники природы и культуры. В рамках научной стажировки я осуществлял подготовку документации к участию в конкурсе Živa Award 2019 на английском и русском языках, представлял проект жюри в очном посещении музея, разрабатывал электронную презентацию по заявленной тематике на основании положения о конкурсе и актуальном и инновационном подходе музея. И при моём участии команда ГМЗ «Царицыно» получила специальную премию жюри конкурса!
А.С.: С ума сойти! И я надеюсь, что из-за всех случившихся проблем это не последние достижения.
Сокольское движение
М.Т.: Меня этой тематикой увлёк один из авторов нашего журнала Владимир Коханкин. И я подсел с прошлого года… О Сокольском движении нужно сказать пару слов (иначе надо разползаться на целую статью). Сокольское движение возникло в Праге в 1862 по инициативе Мирослава Тырша (настоящее имя и фамилия Фридрих Тирш; Miroslav Tyrš (Friedrich Emanuel Tirsch) 1832–1884) и Индржиха (Генриха) Фюгнера (Jindřich (Heinrich Anton Fügner), 1822–1865), первоначально как спортивное со специально разработанной т.н. сокольской гимнастикой, вскоре приобрело также и общественно-политическую направленность, руководствуясь идеей панславизма. То есть — славянское сокольское движение придумали немцы! Правда, выросшие в чешской среде. Чешское сокольское общество (Česká obec sokolská, ČOS) стало основой для подражания в югославянских землях (позднее в Югославии), Российской империи. У болгар было сокольское общество «Юнак».
А.С.: Тут даже добавить нечего, совершенно не знаю эту тему, но восхищён тем, как ты в неё вцепился!
Болгарско-сербская война 1885
М.Т.: Успели и тут повоевать… Не успели русские их освободить от турок, как они поцапались и начали друг с другом спорить…
А.С.: Зато теперь у тебя в коллекции есть артефакты на эту тему. И болгарская медаль и сербский крест!
М.Т.: Ну вот единственный положительный момент. А так это послужило накоплению взаимных обид и противоречий…
А.С.: Кстати, понятие «споменица» относится только к крестам?
М.Т.: Нет, в сербской и позднее югославской традиции так называются разные памятные награды: и кресты, и медали. Форма не важна. Это такая особая категория. Ко всем войнам такие были. Споменица на рат 1885−1886 године, Споменица на рат 1912. године, Споменица на рат 1913. године, Споменица за рат ослобођења и уједињења 1914—1918. године, Споменица за верност отаџбини 1915 (Албанска споменица), Споменица на борбе за ослобођење северних крајева Југославије (1918—1919), Партизанска споменица 1941.
Боснийский кризис 1908 года
М.Т.: Этому вопросу была посвящена отдельная статья. Поэтому подробно останавливаться не будем. В тот раз «пороховой погреб Европы» не рванул.
Балканские войны 1912—1913
М.Т. Эта тема преддверия большой войны, если угодно, её репетиции, весьма интересна.
А.С.: То есть, коллекционеры эти предметы в основном не отделяют от тематики Первой Мировой?
М.Т.: Именно! Но, поскольку я планирую посвятить Балканским войнам отдельный материал с подробным показом наград, памятных жетонов и архивных фотографий, пока расписывать не будем. Пока артефакты подбираются — кратко и сумбурно.
А.С.: Все объединились и побили Турцию. Болгарам оказалось мало и они умудрились поссориться с Сербией, Черногорией, Румынией и Грецией.
М.Т.: Как коллекционер я бы ещё рассмотрел Итало-турецкую войну, предшествующую пробу. И там есть отличная медаль! И у Австро-Венгрии был Мобилизационный крест.
Перед началом Первой Мировой войны было две Империи, где жило много славян — Российская (русские, белорусы и малороссы, поляки) и Австрийская (чехи, словаки, поляки, хорваты, сербы, словенцы, русины). Были и национальные государства — королевства Сербия и Черногория, Болгарское царство. А потом?
Первая Мировая война 1914—1918
А.С.: Одна из популярных тем в коллекционировании. Невозможно рассматривать славянские страны вне контекста мировой политики. И в данном случае — ордена и медали — как шахматы на доске.
М.Т.: Кстати, для России ПМВ — совершенно забытая война. У коллекционеров этот период популярен. Но для широкого круга — забыто. Антанта — хитрое такое объединение. Кому это всё было выгодно? Англии и Франции. Болгария красноречиво была не на нашей стороне… Но у всех были очень красивые награды!
А.С.: А если попробовать назвать, какую ощутимую пользу получила от всех этих войн? Как-то пользы-то не видно. Ну помогли кому-то и что дальше, кроме могил русских мужиков на чужой (а часто и враждебной) территории?
М.Т.: А дальше — распад империй. Империи разрушаются только тогда, когда сепаратистским движениям оказывают поддержку внешние силы. Эти вопросы интересно освещает в своих трудах профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге доктор исторических наук Алексей Ильич Миллер. Национальные государства возникали на окраинах империй при поддержке других империй. Мы это, кстати, наблюдали в случае получения независимости балканских стран от Османской империи: вначале Греции, потом Сербии, Черногории, Румынии и Болгарии. В общем, империи и национализм — интересный вопрос для историка! Но мы именно об истории.
Славянский день в Москве 1915
М.Т. Недавно писал об артефактах 1915 года в рамках славянства…
А.С.: И что, нашлись заинтересовавшиеся?
М.Т.: В Фейсбуке немало людей проявило интерес. Поэтому в более расширенном виде помещу тут. Чтобы не потерялась в архивах. Итак, Славянский день. Кое-где встречается и название Всеславянский. Но очень понравились недавно попавшиеся фотографии. Они проясняют обстоятельства создания и хождения некоторых известных коллекционных артефактов.
СЛАВЯНСКIЙ ДЕНЬ В МОСКВѢ
11 января в Москве праздновался славянский день. После торжественного молебствия в Сербском подворье и в Успенском соборе по улицам Москвы состоялось торжественное шествие с манифестациями у памятников Царю-Освободителю, Александру III и генералу Скобелеву.
Вечером в «Метрополе» состоялась славянская трапеза на 850 участников, с произнесением речей, и концерт «Лепта артистов славянам» с участием Л.В. Собинова.
Из Петрограда с целью принять участие в торжестве прибыли видные общественные деятели и сербский посланник Спалайкович. Деятельное участие приняли также и иностранные славянские колонии Москвы, городская дума, ассигновавшая на помощь Сербии 100.000 и Черногории 25.000 рублей и решившая отправить в Сербию санитарный отряд, земство и другие общественные организации. По городу был организован всенародный сбор пожертвований, продавались жетоны и открытки».
Славянский день в Москве // Иллюстрированный художественно-литературный журнал «Искры». 1915. №3. С. 20—21.
М.Т.: На фотографиях очень интересен лозунг «Крест на Святую Софию» — идея воссоздания Константинопольской империи под протекторатом Российской, захват проливов и, соответственно, восстановление Софии Константинопольской из мечети в храм. Также на транспарантах портреты короля Сербии Петра Карагеоргиевича, его сына — регента-престолонаследника Александра Карагеоргиевича и короля Черногории Николы Петрович-Негоша.
А.С.: А есть коллекционеры транспарантов Славянского дня?
М.Т.: Эти же портреты появляются на виньетках кружечного сбора. И они разного дизайна.
Знаки добровольных сборов (ЗДС) — непочтовые марки и виньетки, выпущенные по общественной инициативе, в некоторых случаях под покровительством государства, для добровольного сбора денег на решение общественных задач. В среде коллекционеров виньетки назывались ЗКС — «знаки кружечного сбора».
Милитария — группа знаков добровольных сборов (ЗДС), имеющих отношение к войнам и вооружённым силам. В зависимости от целей пожертвований в «Милитарию» включаются знаки добровольных сборов следующих категорий:
- на усиление обороноспособности страны в мирное и военное время (помощь вооружённым силам, их развитие, военная подготовка);
- помощь воинам, сражающимся с врагом (сборы на медицинское оборудование и санитарное обслуживание, подарки, обмундирование, просвещение);
- помощь жертвам войны (раненым, инвалидам, сиротам, семьям воинов, беженцам, военнопленным, депортированным, интернированным).
М.Т.: К слову, годом позже, в 1916 году разного рода жетоны выпускали и французы в День Сербии. Они были посвящены тяготам сербской армии во время Албанского отступления 1915 года.
Но были и у нас интересные жетоны! Металл — это ближе фалеристам и нумизматам.
Данный жетон выпускался также с ушком в уменьшенном диаметре и входил в серию «Российское общество нумизматов Красному Кресту». Другие жетоны серии «Гордость России ‒ русский солдат 1914‒1915 гг.», «Геройскому и благородному бельгийскому народу ‒ дань восхищения русских людей. 1914 г.», «Русские ‒ братьям полякам», «Русские ‒ армянам в годину испытаний 1915», «Помощь раненым. Слава русской женщине в ея подвиге. 1914‒1917».
Кстати, как символ солидарности с Сербией и Черногорией появляются святые Кирилл и Мефодий!
Благотворительный сбор «Москва объединила Русь. Русь объединит славянство».
А.С.: Ой, эта история с флагами, которой ты меня замучил!
М.Т.: Именно! На одной из марок эта фраза. Но самое замечательное — это ещё один артефакт! Такая марка была представлена в ГИМе на выставке «За службу и храбрость. К 250-летию учреждения ордена Святого Георгия». И один раз видел проход на Мешке. В общем, хочу себе такую!
Эмблем панславизма прежде не попадалось! Кстати, по принципу этой эмблемы будет создан герб СССР в 1923 году. А это 1915-й.
В центре — имперский орёл Российской империи. И рукопожатие! Дружба! Freundschaft! Пријатељство! Přátelství! Przyjaźń! А вот флаги в основном славянских земель Австро-Венгрии. То есть — «Отторгнем их территории и сделаем население своими гражданами». Естественно, при поддержке самих граждан. Правда, мы знаем, что случилось, например, с русинами, которые были настроены на сближение с Россией.
Интересно было бы разобраться со всеми флагами славянских земель на 1915 год.
Я пока безошибочно можно идентифицировать флаги:
- Кондоминиум Боснии и Герцеговины — красно-жёлтый,
- Маркграфство Истрия (Markgrafschaft Istrien, Markgrofovija Istra, Mejna grofija Istra) — жёлто-красно-синий,
- под ним — Краинское герцогство (Krajina, vojvodstvo Kranjsko, Herzogtum Krain, Carnia, Carniolia) — бело-сине-красный.
А.С.: Этот сюжет оценил создатель форума Фалеристика.инфо Олег Миронов и решил издать в виде открытки.
М.Т.: Пришлось довольно сильно обработать изображение, но проект будет интересный. И редкий. Тираж всего 100 экземпляров. Любителей панславизма может быть и не очень много, но куда больше коллекционеров, интересующихся Первой Мировой.
А.С.: Филокартистов просим сразу обратить внимание: открытка номер 20 (Двадцать). А это значит, что девятнадцать вы уже пропустили! И учтите — открытки не для продажи, а для обмена. Ищите Миронова!
Межвоенное время
М.Т.: Чехословаки себя показали во время Гражданской войны в России. Кстати, поскольку Чехословакия вышла из состава Австро-Венгрии — оказалось среди стран-победительниц! Австрия и Венгрия — проигравшие, а все, кто откололся — победители.
А.С.: И что с того?
М.Т.: Это довольно интересно, что представляющие сторону агрессора и в итоге рассыпавшейся империи её часть стала победителем и потом выпустившая свою «Межсоюзническую победную медаль». А Россия на пороге победы в Первой Мировой погрязла в Гражданской войне…
«Ни к одной стране судьба не была так жестока, как к России. Её корабль пошел ко дну, когда гавань была уже в виду. Она уже перетерпела бурю, когда все обрушилось. Все жертвы были уже принесены, вся работа завершена. Отчаяние и измена овладели властью, когда задача была уже выполнена.
Долгие отступления окончились; снарядный голод побеждён; вооружение притекало широким потоком; более сильная, более многочисленная, лучше снабжённая армия сторожила огромный фронт; тыловые сборные пункты были переполнены людьми, Алексеев руководил армией, и Колчак — флотом. Кроме того, никаких трудных действий больше не требовалось: оставаться на посту; тяжёлым грузом давить на широко растянувшиеся германские линии; удерживать, не проявляя особой активности, слабеющие силы противника на своем фронте; иными словами — держаться; вот все, что стояло между Россией и плодами общей победы».
Сэр Уинстон Черчилль
А.С.: А с поляками была война — советско-польская. Кстати, очень любят вспоминать про Катынь русским, но не помнят про то, сколько красноармейцев было замучено в польских концлагерях в 1920.
М.Т.: Но что точно можно сказать — межвоенный период в Чехословакии, Польше, Югославии был очень плодотворным в плане искусства! Удивительно плодотворен! И ещё не забудем, что наши эмигранты жили в Югославии (тогда — Королевство сербов, хорватов и словенцев) и Болгарии, и Чехословакии.
А.С.: Если уж ты заговорил про поляков, то покажу книгу нашего друга, польского исследователя фалеристики Войцеха Стелы (Wojciech Stela), который любезно мне подарил! Кстати, это уже шестой том! И в ней упомянут наш журнал.
М.Т.: Отлично!
Вторая Мировая война
А.С.: Чехословакия оккупирована. Словакия отсоединилась. Польша не преминула отгрызть кусочек от Чехии. Польша оккупирована. А дальше мы знаем. 1941.
М.Т.: У меня больше коллекция направлена на Югославию. Тут даже по наградам интересно проследить наличие трёх внутренних сил.
Первая сила — четники (Югославская армия на родине) — преимущественно сербы, остатки королевских сил. Командующий движением четников во время Второй мировой войны — Драголюб (Дража) Михаилович (серб. Драгољуб «Дража» Михаиловић, 1893—1946) — армейский генерал и военный министр в югославском королевском правительстве во время Второй мировой войны. После войны югославские коммунистические власти расстреляли его.
Вторая сила — Хорватские формирования Третьего рейха в вермахте и в войсках СС, усташи и хорватское домобранство (силы самообороны НГХ). Всё профашистское. Их руководитель А́нте Па́велич (хорв. Ante Pavelić, 1889—1959), основатель и лидер фашистской организации усташей и «Поглавник» Независимого государства Хорватия при военной и политической поддержке стран «оси», успешно пережил войну, скрывался в Италии, Аргентине, Испании у Франко.
Третья сила — Народно-освободительная армия и партизанские отряды Югославии, (НОАЮ, сербохорв. Narodnooslobodilačka vojska Jugoslavije / Народноослободилачка војска Југославије), они же партизаны Тито, действовавшие под руководством Компартии Югославии. во время Второй мировой войны. Интернациональный состав: сербы, хорваты, словенцы, черногорцы, македонцы, мусульмане (боснийцы), итальянцы, свыше шести тысяч граждан СССР разных национальностей.
И все три силы друг друга люто ненавидели. При этом вначале мы поддерживали четников, потом переключились на партизан.
А.С.: Победа в итоге оказалась на стороне партизан Тито, которые вместе с советскими войсками (с 1944 года) одолели немецких, итальянских, венгерских оккупантов, и войска марионеточного Независимого государства Хорватия. Вместе освободили Белград.
У тебя вверху — орден Народного героя Югославии?
М.Т.: Да. Но это — современная копия той же фабрики IKOM в Загребе, которая делала многие награды Югославии с клеймом на ушке. Оригиналы чрезвычайно редки и делались из золота. А я рад и качественному повторению. Но тут и советские — копии.
Всеславянский комитет
М.Т.: Но в этих условиях был интереснейший проект — Всеславянский комитет. Кстати, они издавали книги. Теперь — вполне себе коллекционный материал. Организация крайне интересная. И за ширмой митингов, концертов и других мероприятий была разведка и поиск союзников. Очень прагматично и грамотно. И работа с 1941 года позволила выстроить отношения с представителями и организациями славянских народов. Перед этим до войны уничтожили славяноведение! Это же были «великорусский шовинизм» и «царский панславизм»! А у нас же на дворе интернационализм!
А.С.: Чехословаков считать «молодцами» времён Гражданской войны никак не могу. Для себя они, конечно, молодцы. Но настолько эгоистичные, что других таких поискать. Даже при том, что, может быть, они и должны были себя так вести для самосохранения. Хотя, нет, не могу.
Вопрос Катыни стал настолько политизирован и даже сегодня не полностью изучен, что объективность о нём полностью отсутствует в большинстве книг. Ну а политика Польши у 1939 году сейчас хорошо известна, но её стараются также вспоминать выборочно.
Во время войны как раз вспомнили про русских. Кстати, и в дизайне обложки третьей книги это видно. Как, например, в интерьерах Московского метро, да и многих книг того времени.
М.Т.: И в учреждении орденов, посвящённых русским полководцам.
А.С.: Но важно, что на территории СССР потом формировали славянские части: чехословацкие, польские, югославские. Это было важно и для того, чтобы освобождение несли странам свои национальные военные формирования.
М.Т.: Интересно, что пропагандировалось антиимперское! Это в 1915 году все были под сенью державного орла, что не прикрывалось. А в 1941 году всё стало очень демократично преподноситься! Положение было тяжёлое, немцы у Москвы… И тут обращение!
Славяне! Русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, словаки, сербы, хорваты, македонцы, черногорцы, болгары, словенцы, закарпатские украинцы, — все, кто говорит на братских языках единого славянского корня, все, кто некогда составлял единую группу родственных племён и вел борьбу за свою независимость, за свою национальную культуру и за право мирного труда!
Славяне! Пробил час, когда весь славянский мир должен объединиться для скорейшего и окончательного освобождения от гитлеровского гнета. Мы объединяемся, как равные среди равных. Среди нас не должно быть больших или меньших. У нас одна задача и одна цель — разгром гитлеровских армий и уничтожение всей военно-агрессорской системы национал-социализма. У нас одно горячее всеобъемлющее стремление, — чтобы славянские, равно как и все соседствующие с нами народы и государства и все прочие народы, мирно и покойно развивались в рамках своей государственности. Мы не посягаем ни на какое главенство, ни на какую руководящую роль для иных народов. Мы решительно и твёрдо отвергаем самую идею панславизма, как насквозь реакционного течения, глубоко враждебного равенству народов и высоким задачам национального развития государств и народов. Наша задача — объединёнными усилиями уничтожить немецкий фашистский гнёт, каких бы жертв это нам ни стоило.
Всеславянский митинг в Москве. Выступления представителей славянских народов на Всеславянском митинге, состоявшемся в Москве 10-11 августа 1941 года. - М. : Госполитиздат, 1941. С. 9. Также опубликовано в газете «Правда» от 11 августа 1941 г.
А.С.: На деле всё равно было ясно, что СССР — главная сила. Но союзники всегда нужны. Кроме своих армии и флота. Хотя бы ситуативные союзники. Хотя бы тактические. И не только союзники, но и страны в просоветской ориентацией после победы. И даже не просто страны, а, можно увидеть на примере Польши — сильные страны!
М.Т.: А у большой страны бывают стратегические друзья?
А.С.: Обязательно. Это и прилегающие, граничащие государства и государства, влияющие на ситуацию в каком-то регионе. И не всегда маленькие. В прошлом веке появились ещё очень интересные стратегические друзья, но в кавычках: это мелкие государства, но имеющие голоса в различных межгосударственных организациях, например в ООН. И не всегда эти голоса зависели от количества населения самих государств. Но, не стоит скрывать, небольшое государство не может не оборачиваться на крупного соседа или не зависеть от финансов какого-либо государства с крупными финансами и амбициями. Собственно, я пишу про США и Великобританию, но так навожу тень на плетень.
М.Т.: Ты знал, что по результатам работы этого комитета был созван Славянский съезд победителей фашизма?
А.С.: Как раз знал! Попадалось обращение товарища Сталина:
Телеграмма Славянскому конгрессу в Белграде 8 декабря 1946 года
8 декабря 1946 года
Приветствую участников первого послевоенного Славянского конгресса представителей свободолюбивых славянских народов. Уверен, что Славянский конгресс будет способствовать дальнейшему укреплению дружбы и братской солидарности славянских народов и послужит делу развития демократии и упрочения мира между народами.
И. СТАЛИН Славяне. 1947. № 1
М.Т.: Именно! И недавно мою коллекцию пополнил замечательный значок! Собственно, я вначале увидел его (впервые), а потом нашёл информацию о мероприятии.
А.С.: Праздновали недолго. В 1948 году произошёл разлад с Югославией — конфликт Сталина и Тито.
М.Т.: Но какое-то время было возможно говорить о дружбе. Интересно, были ли ещё какие доподлинно посвящённые деятельности Всеславянского комитета знаки? Надеюсь, что коллеги подскажут. Кстати, рукопожатие и флаги — как символ объединения славян возник ещё раз!
А.С.: Очень лаконично. И флагов немного. А теперь славян так раздробили, что уже надо делать новую эмблему со многими флагами. Да и рукопожатия у многих не получится.
М.Т.: Да, кстати, после репрессий против славистов и фактического разгрома академического славяноведения в середине 1930-х — начале 1940-х годов, после войны, в январе 1947 года появился ИнСлав — Институт славяноведения Академии наук СССР. В этом же 1947 году на собрании актива славянских деятелей СССР в Москве Всеславянский комитет в Москве был реорганизован в Славянский комитет СССР, который занимался налаживанием связей со всеми общинами славянских народов многих стран. Вместе со славянскими комитетами других стран входил во Всемирный общеславянский комитет. Участвовал в создании Советского комитета защиты мира, являлся инициатором создания Советского комитета ветеранов войны, Советско-польского, Советско-чехословацкого и Советско-болгарского обществ дружбы. В 1964 году стал одним из учредителей Комитета по культурным связям с соотечественниками за рубежом. Славянский комитет СССР был упразднён в 1962, войдя в состав Советского комитета защиты мира. Кстати, о защите мира…
А.С.: А я могу! Поляки — единственные, кто наряду с Красной Армией брал Берлин. А почему? Я не знаю. Может быть их войска были всё же крепче других? А может быть и потому, что поляков не было в войсках СС, которых в самом Берлине было предостаточно…
М.Т.: А я и изображение отличной польской настольной медали к 25-летию Победы нашёл на форуме!
А.С.: NASZA SPRAWA JEST SŁUSZNA — ZWYCIĘŻYLIŚMY! А с фашистами — только так: ломать каски!
Другие мероприятия
М.Т.: Кстати, среди видных мероприятий международного уровня выделяются Всемирные фестивали молодёжи и студентов. Самый массовый и известный — московский фестиваль-1957. Но он был уже шестым по счёту.
А.С.: А это ты к чему вспомнил? Это международное мероприятие, всемирное. А не только межславянское.
М.Т.: А самый фестиваль первый состоялся… в Праге в 1947 году! К слову, многие организационные моменты были позаимствованы у сокольского движения.
А.С.: Ну хорошо. Только так можно о многом сказать.
М.Т: 300 лет воссоединения Украины с Россией в 1954 году. Тема, о которой теперь не принято говорить. Хотя значков выпущено было очень много. И они красивые. Не хуже станции Киевская московского метро.
Распад Югославии
М.Т.: Эта страница истории довольно болезненная для нас. И переживаем не меньше, чем за распад Советского Союза. И не забыли «цивилизованным» странам НАТО бомбёжки Югославии.
А.С.: Тут мы напомним, что в журнале было немало материалов, посвящённых этой теме и просто дадим возможность читателям их прочесть.
- Двуглавые орлы против НАТО. Символика Войска Югославии
- Бомбардировка Югославии. 20 лет
- Марш-бросок Босния-Косово. 20 лет
- Пропавшие ордена Югославии
М.Т.: СССР — 15 официальных республик (из них три преимущественно славянские), плюс непризнанные. Югославия — в щепки — Словения, Хорватия, Сербия, Македония, Черногория, непризнанное Косово. И как вишенка на торте — совершенно феерическая Босния и Герцеговина — Мусульмано-хорватская федерация (то есть уже две части) и Республика Сербская — кадавр международной политики и юриспруденции.
А.С.: А в 2007 году появился черногорский язык!
Государственная академия славянской культуры
М.Т.: А помнишь, как мы с тобой делали значки для моей alma mater — Государственной академии славянской культуры. Очень жаль, что такой замечательный вуз прирезали. Русская и славянская культура, видимо, не очень нужны. Остались выпускники и значки.
А.С.: К слову, выпускного «ромба» у ГАСК так и не появилось, хотя мы с тобой его нарисовали и проект был утверждён в 2011 году (см. статью О подготовке дизайн-проектов нагрудных знаков). Но вскоре у Академии начались проблемы… поглощение другим вузом и разгон преподавательского коллектива.
М.Т.: Да, знак остался в проекте, увы. Но меня, например, больше волнует роспись в домóвом храме ГАСК. Это был первый после распада СССР вузовский домовый храм. В МГУ храм святой Татьяны восстановили позже. Так вот, раз мы о символике — там была сделана уникальная роспись — Собор Славянских святых. К сожалению, я не нашёл более качественной фотографии.
После выселения Академии из здания детского сада на улице Героев-Панфиловцев (которое так и не оборудовали под детский сад, что говорит о сознательной попытке ликвидации вуза), роспись демонтировали по квадратам и перенесли в новое здание в Хибинском проезде, где вновь был освящён храм. Тогда были швы, не знаю, заделали их, или нет. Не знаю, в каком сейчас состоянии роспись, но фото есть только такое.
А.С.: От значков к иконам. Хотя, икона — образ, символ. Но немного напоминает фото школьного класса.
М.Т.: Кстати, раз у мы о конгрессах и съездах славян — то был такой конгресс в 1992 году. И, что интересно, знак очень похож на первый знак ГАСК. И если второй был сделан в 1993 году художником Балабановым, то, похоже, он же годом раннее разработал знак для конгресса.
Не все знают, что эмблема «процветший крест» принадлежит Международному фонду славянской письменности и культуры. Но если это не ясно по знаку с красной эмалью выпуска ЛМД, то силуминовый (переливашка) однозначно снимает этот вопрос — на нём есть легенда. Кстати, она из мои первых статей была посвящена символике и эмблематике ГАСК.
А.С.: Это же ещё во время вашей учёбы?
М.Т.: Да, на четвёртом курсе, в 2010 году. И мой материал оказался историографическим для вуза! И востребован в Википедии, где на него ссылаются в статье «Государственная академия славянской культуры». Кстати, раз уж мы сегодня об эмблемах и символах славянства… Смотри!
А.С.: Смотрю. Я могу сразу сказать, что это не логотип. Это просто рисунок. Я с подобными вещами сталкивался, когда логотип рисовали директора или их родственники и подруги. Это даже близко не логотип.
М.Т.: Не знаю, как это назвать, но это используют, как символ того, во что превратили мой институт…
А.С.: Символов больше, чем нужно и символы не те, на которые рассчитывал автор. Корней нет, листва опала… А стволов два! Разных, но «беременных» нечитаемым шрифтом. К флажкам вопрос. Думаю, что здесь ошибка и это не логотип.
М.Т.: Ствол должен был быть один. И три ветви могло бы быть: западные, восточные и южные славяне. Но тут рядом флаги Украины, Чехии и Македонии, а Хорватия рядом с Белоруссией… Не сложилось. Да и не у всех названных выше славянских народов есть своя государственность, соответственно, и государственный флаг! Я бы и не стал рассматривать этого кадавра, если бы мы не рассмотрели сегодня столько символики от 1848 года до наших дней, посвящённых славянству.
А.С.: Ну ладно, а какая цель сегодняшнего обсуждения? Славяне — братья или нет?
М.Т.: Для меня, несмотря ни на что — да. Культурой и менталитетом. Но я изучаю культуру и искусство. И коллекционирую знаки и награды славянских стран. Кстати, в прошлом году в Дубровнике на ежегодном международном музейном фестивале «Best in Heritage» («Лучшие в наследии»), его организатор, один из ведущих музеологов профессор Томислав Шола (хорв. Tomislav Sladojević Šola) сказал нам, представителям нескольких российских музеев: «Вы славяне, русские, не забывайте свою идентичность и не старайтесь подстраиваться под других и смотреть на запад». От хорватского учёного с международным именем это было очень неожиданно и приятно! Нам самим просто не надо забывать о том, кто мы такие. Может быть, славяне — не самые лучшие (а кто лучшие?), но не вторичные. Инáковость и сáмость — это неплохо.
Эпилог
Кому теперь нужна славянская идея? Нужна ли? Если только Вы — не профессиональный славист в вузе, НИИ, сотрудник Института славяноведения РАН, или подобных организаций в других славянских странах. Так, широко — нужна ли славянская идея?
С точки зрения культуры — нужна! Культура — это единственный язык, удобный для диалога. Искусствоведу тут проще, чем обывателю, которому промыли мозги и который не знает о прекрасной архитектуре и живописи, а славянское просто не знает. И воспринимает, как вторичное по сравнению с американскими комиксами. Искусствоведу проще и чем политику и дипломату. Эти люди ангажированы. А мы можем просто говорить о культуре. И говорим. И будем говорить! Хоть это и не модно сегодня.
Основными идеями, продвигаемыми русскими панславистами и славянофилами в XIX веке были продвижение русского языка как языка межславянского общения, укрепление культурного единства. Утратили эти идеи свою актуальность сегодня? Представляется, что нет. Не только для славянских стран, но и для ближнего зарубежья, бывших республик СССР. Странно говорить на английском с сербом, болгарином, грузином и эстонцем. Можно, но странно. И странно, что русский язык и культуру так мало продвигают на государственном уровне.
Политикам же хорошо бы заботиться о своих гражданах. А когда гражданин чувствует себя комфортно — и другие будут смотреть с интересом и желанием приобщиться. Предположим, что идеи панславизма сегодня отжили и дискредитировали себя. А какие сверхидеи могут объединять сегодня? Вопросы, вопросы, вопросы. Как для обывателя, так и для коллекционера. Что ему останется от сегодняшнего дня, кроме пластиковых упаковок от еды?
Но коллекционер выискивает интересные артефакты и сверяется с ними, как со свидетелями истории. Ведь как говорил Ираклий Андроников: «Коллекционер — это первая ячейка музея, коллекционеры — актив музея. Это «кровеносная система», связывающая государственное хранилище с жизнью».
_________________
_________________