Русские дикие в Музее русского импрессионизма — Журнал КОЛЛЕКЦИЯ
Русские дикие в Музее русского импрессионизма

Русские дикие в Музее русского импрессионизма

in Новости музеев 3006 views

С 18 июня по 28 сен­тября Музей рус­ского им­прес­сиониз­ма сов­мест­но с ГМИИ име­ни А.С. Пуш­кина пред­ставит «дикие», фови­ст­ские ра­боты евро­пейских и русских художников начала XX века. Выставка «Русские дикие», название которой отсылает к статье Давида Бурлюка для альманаха «Синий всадник», объединит произ­ведения французских фовистов Анри Матисса, Отона Фриеза, Альбера Марке — и бун­тарей-экспе­ри­мен­та­то­ров, с помощью цвета менявших облик отечественного искусства 1900–1910-х годов: Ильи Машкова, Наталии Гончаровой, Ольги Розановой и других. Выставка входит в программу Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес».

Выставка работ русских и французских фовистов

«Дикими» (от фр. fauves) критик Луи Воксель назвал участников парижского Осеннего салона 1905 года, бросивших вызов классической традиции и шокировавших публику грубыми формами, пренебрежением к законам перспективы, а главное — дерзкими красками, которые «буквально взрывались светом». Фовизм — исключительно французское явление — поставил на первое место субъективный взгляд художника, способный преобразить реальность. Отчасти интуитивно, отчасти намеренно творческие поиски русских авангардистов совпали с идеями европейских живописцев, чьи работы они видели в путешествиях, на выставках и в салонах, а также  в легендарных коллекциях Сергея Щукина и Ивана Морозова.

Борис Григорьев. У зебр (В зоологическом саду). 1913. Государственный Русский музей
Борис Григорьев. У зебр (В зоологическом саду). 1913. Государственный Русский музей
  • Алексей Моргунов. Перед грозой. 1910–1911. Частное собрание, Москва
  • Николай Григорьев. Мост. 1918. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Илларион Скуйе. Старик в синей шляпе. 1912-1913. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых, Москва
Илларион Скуйе. Старик в синей шляпе. 1912-1913. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых, Москва

Кураторы выставки — Илья Доронченков из ГМИИ им. А.С. Пушкина, Юлия Петрова и Вера Рябинина из Музея русского импрес­сионизма — собрали самые «дикие» экспе­рименты с палитрой, формой и живописной плоскостью, которые про­демон­стри­руют, как по-разному символисты, сезаннисты и неопри­митивисты в России трактовали идеи европейского авангарда: находки французских фовистов и немецких экспрес­сионистов групп «Мост» и «Синий всадник».

Эпиграфом к экспозиции станет работа граффити-ху­дожника Жан-Мишеля Баскии из собрания Госу­дарственного Русского музея. Един­ственный в России холст амери­канского нео­экспрес­сиониста 1980-х поможет совре­менному посетителю пережить то же потрясение, которое испытала публика Осеннего салона больше 100 лет назад.

  • Аристарх Лентулов. Натурщик на пляже. Ялта. 1909. Частное собрание
  • Давид Штеренберг. Натюрморт. Конец 1900 — начало 1910-х. Частное собрание, Москва
  • Анри Матисс. Испанка с бубном. 1909. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Пьер Поль Жирьё. Пионы. 1906. Государственный Эрмитаж
Пьер Поль Жирьё. Пионы. 1906. Государственный Эрмитаж

Французская критика 1900-х предла­гала поместить «диких» в клетку — летом этот образ материализуется в центре музейного зала. В «Клетке для диких» окажутся работы Луи Вальта и Анри Ле Фоконье, а также «Просушка парусов» Андре Дерена, участвовав­шая в Осеннем салоне 1905 года, и «Испанка» Анри Матисса, которая впервые после гастролей в Париже и Санкт-Петербурге покинет постоян­ную экспозицию ГМИИ им. А.С. Пуш­кина. Далее разделы экспозиции будут посвящены русскому искусству: это «Дикий импрессионизм», «Дикий символизм», «Примитивизм». Посетители увидят, как интерес к цвету захватил символистов Павла Кузнецова и Мартироса Сарьяна и называвших себя импрес­сионистами Давида Бурлюка и Николая Кульбина. Особое внимание будет уделено участникам выставки «Бубновый валет» — неоприми­тивистам Михаилу Ларионову и Наталии Гончаровой и сезаннистам Илье Машкову и Петру Кончаловскому, которые черпали вдохно­вение в иконописи и народном искусстве, а также обращались к тради­циям Востока. Отдельный раздел — «Парижачьи» — объединит работы Марка Шагала, Николая Тархова, Натана Альтмана, знакомившихся с новой живописью в непосред­ст­венной близости к фовистам, в столице Франции.

  • Василий Рождественский. Бильярд (Игра в бильярд). 1909. Елецкий городской краеведческий музей
  • Анри Манген. Пейзаж в Сен-Тропе. 1905. Государственный Эрмитаж
Давид Бурлюк. Полдень на Днепре. 1910. Серпуховский историко-художественный музей
Давид Бурлюк. Полдень на Днепре. 1910. Серпуховский историко-художественный музей
  • Пётр Кончаловский. Натюрморт с гранатами. 1908. Государст­венный музей-заповедник Ростов­ский кремль
  • Анри Ле Фоконье. Маленькая школьница. 1907. Государст­вен­ный Эрмитаж

На выставке будет представлено 113 работ из 51 частного и музейного собрания со всей России, в том числе из Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Дальневосточного художествен­ного музея, Вятского худо­жествен­ного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых, Ниже­городского госу­дарствен­ного художе­ствен­ного музея, Серпуховского историко-худо­жествен­ного музея, Госу­дарст­вен­ного музея-запо­вед­ника «Ростовский кремль». Среди представленных авторов как известные имена, так и мало­знакомые широкой публике Иосиф Школьник, Зоя Матвеева-Мостова, Борис Царнах, Илларион Скуйе и другие.

Незрячие и слабовидящие посетители смогут познакомиться с экспозицией как самостоятельно, так и на бесплатных экскурсиях с тифло­ком­менти­ро­ва­нием. Более детальное пред­ставление о четырёх картинах позволят составить тактильные станции, созданные совместно с партнёром инклюзивной программы Благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт» в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд». Тактильные станции будут дополнены звуковым сопровождением. Аудиокомпозиции, записанные вместе с незрячими и слабовидящими людьми, расскажут о том, как человек с особенностями зрения воспринимает цвет. Составить впечатления о произведениях также помогут ароматы по мотивам картин от ольфакторной художницы Анны Кабировой. По окончании выставки станции станут доступны посетителям музеев Ростова, Екатеринбурга, Владивостока и Хабаровска.

  • Ольга Розанова. Цветы на окне. Начало 1910-х. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых, Москва
  • Алексей Кокель. Обнаженная мужская модель со спины. 1906–1907. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары
  • Николай Синезубов. У зеркала. 1920. Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых, Киров
  • Владимир Баранов-Россине. Апока­липсис. Этюд № 3. 1912. Собрание Валерия Дудакова, Москва
  • Зоя Матвеева-Мостова. Кавказ. Базар. 1912. Саратовский государ­ственный художественный музей им. А. Н. Радищева
Пётр Кончаловский. Наташа на стуле (портрет Н.П. Кончаловской в детстве). 1910. Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных, Москва
Пётр Кончаловский. Наташа на стуле (портрет Н.П. Кончаловской в детстве). 1910. Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных, Москва

В музейном магазине «Серовин и Коров» будет представлен каталог выставки. Собранные материалы позволят больше узнать о фовизме и его влиянии на отечественную художественную среду: искусствовед Наталья Кортунова расскажет о ху­до­же­ст­вен­ных течениях, сформи­ро­вавших облик европейского модернизма, а кураторы Илья Доронченков и Вера Рябинина — о «диком» искусстве во Франции и России.  Альбом­ную часть дополнят биогра­фиче­ские справки о художниках.

На 3-м этаже музея разговор о «русских диких» начала ХХ столетия продолжат современные художники, среди которых Варвара Выборова, Кирилл Манчунский и Игорь Скалецкий. Арт-пространство пред­ставит, как идеи и приемы французского фовизма и постимп­рессионизма получают новое звучание в XXI веке.

Кураторы:

Юлия Петрова — директор Музея русского импрессионизма, кандидат искусствоведения.

Илья Доронченков — заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина по научной работе, кандидат искусствоведения, профес­сор Школы искусств и культурного наследия Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Вера Рябинина — специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма.

Николай Кульбин. Красная карусель. 1916. Собрание семьи Рыбаковых, Санкт-Петербург
Николай Кульбин. Красная карусель. 1916. Собрание семьи Рыбаковых, Санкт-Петербург

«Дикими» (от фр. fauves) критик Луи Вок­сель назвал уча­ст­ников па­риж­ского Осеннего салона 1905 года, которые бросили вызов художест­венным традициям и выбрали интенсивную палитру, гру­бые мазки и брутальные формы. Отчасти интуитивно, отчасти намеренно художники из России совпадали в своих творческих поисках с фран­цуз­скими фовистами, чьи работы они видели в путешествиях, на выставках и в легендарных коллекциях Сергея Щукина и Ивана Морозова.

Разделы экспози­ции про­де­мон­ст­рируют, как по-раз­ному художники в России трактовали идеи европейских живописцев: от упрощенных форм неопримитивистов Давида Бурлюка, Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой до символистских образов Марка Шагала, Павла Кузнецова и Мартироса Сарьяна. Посетители также узнают, какое впечатление новое французское искусство произвело на публику в Москве и Санкт-Петербурге.

Пресс-служба
Музей русского импрессионизма
13.05.2025

Музей русского импрессионизма

Музей русского импрессионизма

Идея соз­да­ния Му­зея поя­ви­лась у кол­лек­цио­нера Бо­ри­са Мин­ца ещё в 2012 году. Впервые как единое собрание по­лот­на были представлены в аукционном доме MacDougall’s весной 2014 года. После официальной презентации в Москве значительная часть будущей постоянной коллекции побывала в Иванове, Венеции и Фрайбурге. В 2015 году Музей русского импрессионизма вошёл в состав ICOM (Между­на­родный совет музеев). С самого первого дня существования Музей русского импрессионизма занимается специальными образова­тельными и просветительскими программами.

 

Музей русского импрессионизма

125040, Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11

18 июня — 28 сентября 2025 г.

Купить билеты в Музей русского импрессионизма



Нам понравилась эта работа.

Илларион Скуйе. Старик в синей шляпе. 1912-1913. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых, Москва
Илларион Скуйе. Старик в синей шляпе. 1912-1913. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых, Москва

Скуйе Иллиарион Александрович (1888 — после 1914)

Художник, участник авангардных выставок.

Учился в МУЖВЗ в 1906-1910. В училище вошёл в круг художников, группировавшихся вокруг М.Ф. Ларионова. В 1910, при исключении из училища Ларионова, А.В. Куприна, Р.Р. Фалька, В.В.Рождественского и других, подал заявление о добровольном выходе из училища. Вскоре принял участие в 1-й выставке «Бубнового валета» (декабрь 1910 январь 1911), на которой показал две работы (одну из работ «Женский портрет» — критика назвала «сделанный в испорченной голландской манере». См.: Крусанов. Т.І. Кн. 1. С.256).

Участник «Ослиного хвоста» (март-апрель 1912), «Мишени» (март-апрель 1913). В каталоге последней ларионовской выставки («№ 4. Футуристы, лучисты, примитив»; март-апрель 1914) Скуйе не фигурировал, но в выставке, судя по отзывам критики, принимал участие и даже заслужил признание: «Только одного художника можно отметить на этой выставке это И.А. Скуйе. Он выставил хорошие образцы лубочной живописи» (Крусанов. Т.І. Кн.2. С.216).

Две литографии Скуйе были включены в качестве иллюстраций в брошюру А.В. Шевченко «Принципы кубизма и других современных течений в живописи всех времён и народов» (Μ., 1913).

Станковых произведений Скуйе в настоящий момент не выявлено.

Пропал без вести на фронте Первой мировой войны.

Литература: Е.Ф. Ковтун. Русская футуристическая книга.
М., 1989; Поляков 2007.

Авторы-составители:
В.М. Ракитин
А.Д. Сарабьянов
Энциклопедия русского авангарда
Изобразительное искусство архитектура
Том 2 Л-Я биографии
2013

_________________

 Обсуждение в Телеграм >>>

Рекомендуем

Сергей Конёнков. XX век

Сергей Конёнков. XX век

В Нижнем Нов­го­ро­де в вы­ста­воч­ном Пак­гау­зе 4 июня от­кроет­ся вы­став­ка од­но­го из са­мых
Перейти К началу страницы