Собирание открыток. Филокартия глазами фалериста

in Филокартия 6789 views

Есть затасканная фраза: «Разве могли мы в детстве подумать, что…». Разве могли мы в детстве подумать, что можно в метро, в автобусе, в квартире, на пляже, да где угодно, смотреть на маленьком экране планшета или телефона картинки и фильмы?! Не могли. Да и не нужно нам это было! Были кинотеатры, а позже телевизоры. А до того были открытки! Формат изображения похож, а удовольствие было не меньшим: красиво, интересно и не всем доступно, хотя открытки продавались в «Союзпечати». Но это были современные открытки, и часто пустые лютики-цветочки. А нравились открытки пятидесятых годов — яркие, красивые, притягательные. Что-то изменилось? Да. Стали известны другие изображения ранее не известные или неинтересные: модерн, царские, униформа, и, никому ранее не нужные, выборы!

Главный редактор Алексей Сидельников

 

Коллекционирование открыток. Филокартия. Популярное ли это занятие? Очень! Решив написать этот очерк, целенаправленно ничего решил не прорабатывать, не изучать монографии и справочники, каталоги и просто мысли умных коллекционеров-филокартистов. Наверное, следовало бы. Но напишу только свои впечатления, чтобы потом можно было свериться с опытными коллегами и получить от них нагоняй за то, что «не по науке». Итак, общие размышления коллекционера-фалериста и искусствоведа об открытках.

Во-первых, речь пойдёт в большей степени о том, что видел. А видел, вернее — обращал внимание — на то, что интересно. А это, конечно, рубеж веков. Не важно — Российская ли империя, Германия, Франция, Балканы. Но это всегда — высокий художественный уровень! Колоссальные памятники эпохи модерна эти маленькие открытки. Символы и отражения эпохи. И предметы коллекционирования.

Старинные открытки эпохи модерна. Женские образы, цветы. Франция, Германия. 1900-е гг.

Конечно, это ранние советы. Кстати, они, как царского времени carte postale у меня во многом ассоциируются с видами Москвы. Ещё не изгаженная Первопрестольная — это образ и открыточный. Для меня. Может поэтому я открытки и полюбил. Специально не собирая их для коллекции, некоторые принимал в дар (особенно была приятна подборка от Леонида Кантермана). 

Почтовые карточки (Carte Postale) с видами Москвы. Российская империя, СССР. 1900-1920-е гг.

Повторю свои мысли, написанные, когда-то про эти открытки, не редкость вовсе, на зато такие созвучные своему времени: «Известно, что найти новые карточки сейчас если не невозможно, то крайне трудно. Всё внесено в каталоги, изучено. Однако, это верно только отчасти. Ведь чистая карточка может быть внесена в каталог. А отправленная адресату, прошедшая через почтовые отделения, получившая соответствующие отметки, оттиски штемпелей, почтовые марки — это уже отдельная история. Это уже живая вещь. А если обратить внимание на то, каким почерком написаны послания адресатам… мы ведь уже и не знаем практически, как красиво писать пером! И, кстати сказать, писали не только на русском, но и на французском, немецком, польском. Словом, есть что изучать, во что углубляться». Вот, почерк — очень характéрная и харáктерная деталь, на которую также обращаешь внимание. То, что нынче утеряно в связи с повальным набиванием текста на компьютере, смартфоне, планшете. Кстати, сейчас и открытки в основном посылают электронные.

Но мы вернёмся к бумажным, традиционным. Может не верно, но мы всё-таки коллекционеры, а значит нам интересны подлинные, «живые» артефакты.

Дореволюционные пасхальные открытки. Художник Елизавета Бём. Российская империя, до 1917

Итак, можно найти то, что знают все — открытки к Рождеству и Пасхе работы художницы Елизаветы Бём. Недавно довелось пересмотреть огромное количество подобных открыток! Просто колоссальное. Хотелось что-нибудь купить себе, но понял, что тогда не остановлюсь. Удержался. Да, а почему я сказал, что все знают эти открытки? Потому что их сканами все друг друга в соцсетях нынче и поздравляют. Но не все знают, что это Бём. Зато — показатель успешности и качества. Пипл хавает всё-таки не всё подряд, а устойчивое обращение к такой «лёгкой» классике и желание порадовать адресата красивой картиночкой в контакте или фейсбуке говорит о проверке временем. Сто с лишним лет, как-никак. А ведь такие предметы вполне доступны. Их можно и себе в коллекцию купить и подарить друзьям и родным. Приятная маленькая безделушка. До тех пор, как Вы не стали собирателем. Или того хуже — профессиональным коллекционером, систематизирующим своё собрание, каталогизирующим его. Можно и втянуться!

Но я снова отвлёкся. Большое впечатление на меня произвел известный коллекционер Арсен Аркадьевич Мелитонян. Вот у кого подход! И коллекция в десятки тысяч открытых писем, открыток. Есть чему поучиться. Я же всё-таки в этой сфере дилетант и могу позволить себе не систематический подход, а впечатления. Хотя, советские открытки «Новый год», «Космос» знают все.

Советские открытки «Все на выборы!». 1940-1950-е гг.

Итак, если Вы не филокартист, нужно ли Вам покупать открытки? Не обязательно. Но получать их всё-таки приятно! Конечно, речь больше может идти не о предметах 1900-х—1930-х годов, хотя, повторюсь, и их много сохранилось. Или, например, советских. Новый год 1950-1960-х — обалденные! И шикарный образец советского стиля. Кстати, художники-графики, рисовавшие такие открытки были достаточно свободны в творческом плане. От них не требовали таких высот социалистического реализма, как, например, от живописцев. Высот не в плане художественном, а в идеологическом. С художественностью как раз всё было отлично! И художественные советы работали строго, но справедливо, не пропуская халтуру. Тут как раз я могу говорить со всей уверенностью, ибо мой покойный дед, художник Анатолий Викторович Борисов был вовлечён в эту деятельность (правда, рисовал марки и художественные маркированные конверты). Никто в общем-то художников не принуждал к пропаганде. Давали задание, а дальше рисуй, как хочешь. Но хорошо.

Знаменитые и узнаваемые советские открытки. Художник Владимир Зарубин

А открытки со зверюшками? Медведи, зайцы, лисички? Вот, например, работы художника Зарубина! Классика! Вспомнил, кстати сказать, потому, что такие открытки очень любит основатель проекта ФАЛЕРИСТИКА.инфо  и мой друг Олег Миронов.

Ещё можно вспомнить об открытках с наполеоникой работы Олега Пархаева. С этим заслуженным мастером, к сожалению, общался только мельком. Но надо бы встретиться! Так вот, видели ли Вы открытки с фигурами офицеров Русской армии и Великой Армии Наполеона? Напомним! Тем более, что в беседах с нашими друзьями реконструкторами и художниками всегда всплывает фамилия Пархаев и определение — «первооткрыватель 1812» данной темы.

Открытки «Русская армия 1812 года». Художник Олег Пархаев. СССР, 1988

Если Вы получаете открытку сегодня, это уже современные открытки. Туризм, знаете ли. И в этом отношении ничего не меняется в плане коммерции. Достопримечательности. Пришёл, увидел и купил. Вопрос только в художественности. Мне, вот было приятно получить открытки в Иерусалиме. Впечатления от общения и житья в семье православного арабского священника, древности, Святая земля, Восток, традиции и современность. Впечатления играют роль. И уже не будучи коллекционером открыток, такой предмет находит дома своё место. Или получить открытку от подруги, которая только вернулась из Берлина? Неприятно? Очень приятно! Это вам не sms-сообщение, это настоящий знак внимания! Открытка вроде бы простая — фото Берлинской стены чёрно-белок и капсула пластиковая с кусочком Берлинской стены. Представляете — целую стену пустили на сувениры, на открытки! Но лучше такие сувениры, чем всякие военные. Не дай Бог! А всё военное — только в виде антиквариата. Так не бывает, конечно, и ко сожалению, людям свойственно воевать… Но пусть лучше мы будем изучать историю войн по открыткам и хроникам.

Открытка-репринт. Лицевая сторона — икона Покрова Пресвятой Богородицы; оборотная — надпись Благословение Русской духовной миссии в Иерусалиме

Даже странно, начиная этот очерк и не думал, что с открытками у меня столько ассоциаций, воспоминаний. Что я вообще про них что-то знаю. Но вспомнил, что есть и филокартическая мечта. Открытка «Postkarte Dreikaiserreichs Ecke b. Myslowitz Verlag Max Mölle». Мысловице (польск. Mysłowice, нем. Myslowitz) — перекрёсток трёх империй. Граница России, Германии, Австро-Венгрии. Вернее, даже «Угол трёх императоров». Начало XX века. Заинтересовала тем, что действительно был такой перекрёсток трёх империй на территории нынешней Польши. А открытка — прелесть! Пейзаж умиротворяющий (а ведь вскоре там начались боевые действия Восточного фронта Великой войны), гербы имперские, флаги. А портреты Николая II, Франца-Иосифа и Вильгельма II сделаны вообще в виде золотых монет! Вот тебе и пересечения междисциплинарные — нумизматика в филокартии. Разных открыток из Мысловице много, потянет на целую коллекцию. Но особенно запала в душу именно эта.

Postkarte Dreikaiserreichs Ecke b. Myslowitz Verlag Max Mölle. Открытка Мысловице — «Угол трёх императоров». Германия 1900-е гг.

Вот так… углубился! Так не долго и начать собирать открытки! Хотя, как сопутствующий материал я их уже откладываю. И ещё большой плюс (скорее для начинающих) — оформление. С открытками очень хорошо смотрятся и награды. Для выставок, для планшетов дома. Просто красиво! Кстати, и это понятие и само слово «красиво» как-то стало реже встречаться в повседневной жизни, но у коллекционеров различных направлений оно всё же чаще произносится, что не может не радовать! Коллекционирование всё-таки обогащает будни. Но снова отвлёкся. В общем-то, подобные истории может рассказать любой. Я всё-таки человек молодой и не получал почтой очень уж много открыток. Тут старшее поколение поделится своими жизненными и коллекционерскими впечатлениями? Расскажет, быть может, о любимых открытках и как они попали в собрание.

Советские открытки на тему «Космос». 1950-1960-е гг.
Советские открытки на темы «1 мая», «Фестиваль молодёжи и студентов», «Школа». 1950-1960-е гг.

Ну а к чему это я? Да! На форуме открыт раздел торгов открытками. Удержаться бы!

Коллекция открыток Торговой тематики «Музея торговли»

P.S. от 15 октября 2018 года. Теперь я знаю, что хочу себе в коллекцию открытку, периода Первой Мировой войны, посвящённую русско-сербским отношениям. Чрезвычайно красивая, художественная и этнографическая. Редко, когда что-либо настолько нравится!

Открытка Россия-Сербия (художник Н.С. Матвеев создал рисунок, изображавший двуглавого русского орла, под крыльями которого стояли сербская и черногорская девушки). «О, Сербия! Ты доблести полна, Ты на Балканах луч во мгле тумана…» (стихотворение Владимира Алексеевича Гиляровского). 1915. Товарищество скоропечатни А.А. Левинсона

 

Михаил Тренихин

 

Чужие фотографии из семейного альбома

Философия коллекционирования

__________________

Обсудить материал на форуме >>>

Перейти К началу страницы