Есть затасканная фраза: «Разве могли мы в детстве подумать, что…». Разве могли мы в детстве подумать, что можно в метро, в автобусе, в квартире, на пляже, да где угодно, смотреть на маленьком экране планшета или телефона картинки и фильмы?! Не могли. Да и не нужно нам это было! Были кинотеатры, а позже телевизоры. А до того были открытки! Формат изображения похож, а удовольствие было не меньшим: красиво, интересно и не всем доступно, хотя открытки продавались в «Союзпечати». Но это были современные открытки, и часто пустые лютики-цветочки. А нравились открытки пятидесятых годов — яркие, красивые, притягательные. Что-то изменилось? Да. Стали известны другие изображения ранее не известные или неинтересные: модерн, царские, униформа, и, никому ранее не нужные, выборы!
Главный редактор Алексей Сидельников
Коллекционирование открыток. Филокартия. Популярное ли это занятие? Очень! Решив написать этот очерк, целенаправленно ничего решил не прорабатывать, не изучать монографии и справочники, каталоги и просто мысли умных коллекционеров-филокартистов. Наверное, следовало бы. Но напишу только свои впечатления, чтобы потом можно было свериться с опытными коллегами и получить от них нагоняй за то, что «не по науке». Итак, общие размышления коллекционера-фалериста и искусствоведа об открытках.
Во-первых, речь пойдёт в большей степени о том, что видел. А видел, вернее — обращал внимание — на то, что интересно. А это, конечно, рубеж веков. Не важно — Российская ли империя, Германия, Франция, Балканы. Но это всегда — высокий художественный уровень! Колоссальные памятники эпохи модерна эти маленькие открытки. Символы и отражения эпохи. И предметы коллекционирования.
Конечно, это ранние советы. Кстати, они, как царского времени carte postale у меня во многом ассоциируются с видами Москвы. Ещё не изгаженная Первопрестольная — это образ и открыточный. Для меня. Может поэтому я открытки и полюбил. Специально не собирая их для коллекции, некоторые принимал в дар (особенно была приятна подборка от Леонида Кантермана).
Повторю свои мысли, написанные, когда-то про эти открытки, не редкость вовсе, на зато такие созвучные своему времени: «Известно, что найти новые карточки сейчас если не невозможно, то крайне трудно. Всё внесено в каталоги, изучено. Однако, это верно только отчасти. Ведь чистая карточка может быть внесена в каталог. А отправленная адресату, прошедшая через почтовые отделения, получившая соответствующие отметки, оттиски штемпелей, почтовые марки — это уже отдельная история. Это уже живая вещь. А если обратить внимание на то, каким почерком написаны послания адресатам… мы ведь уже и не знаем практически, как красиво писать пером! И, кстати сказать, писали не только на русском, но и на французском, немецком, польском. Словом, есть что изучать, во что углубляться». Вот, почерк — очень характéрная и харáктерная деталь, на которую также обращаешь внимание. То, что нынче утеряно в связи с повальным набиванием текста на компьютере, смартфоне, планшете. Кстати, сейчас и открытки в основном посылают электронные.
Но мы вернёмся к бумажным, традиционным. Может не верно, но мы всё-таки коллекционеры, а значит нам интересны подлинные, «живые» артефакты.
Итак, можно найти то, что знают все — открытки к Рождеству и Пасхе работы художницы Елизаветы Бём. Недавно довелось пересмотреть огромное количество подобных открыток! Просто колоссальное. Хотелось что-нибудь купить себе, но понял, что тогда не остановлюсь. Удержался. Да, а почему я сказал, что все знают эти открытки? Потому что их сканами все друг друга в соцсетях нынче и поздравляют. Но не все знают, что это Бём. Зато — показатель успешности и качества. Пипл хавает всё-таки не всё подряд, а устойчивое обращение к такой «лёгкой» классике и желание порадовать адресата красивой картиночкой в контакте или фейсбуке говорит о проверке временем. Сто с лишним лет, как-никак. А ведь такие предметы вполне доступны. Их можно и себе в коллекцию купить и подарить друзьям и родным. Приятная маленькая безделушка. До тех пор, как Вы не стали собирателем. Или того хуже — профессиональным коллекционером, систематизирующим своё собрание, каталогизирующим его. Можно и втянуться!
Но я снова отвлёкся. Большое впечатление на меня произвел известный коллекционер Арсен Аркадьевич Мелитонян. Вот у кого подход! И коллекция в десятки тысяч открытых писем, открыток. Есть чему поучиться. Я же всё-таки в этой сфере дилетант и могу позволить себе не систематический подход, а впечатления. Хотя, советские открытки «Новый год», «Космос» знают все.
Итак, если Вы не филокартист, нужно ли Вам покупать открытки? Не обязательно. Но получать их всё-таки приятно! Конечно, речь больше может идти не о предметах 1900-х—1930-х годов, хотя, повторюсь, и их много сохранилось. Или, например, советских. Новый год 1950-1960-х — обалденные! И шикарный образец советского стиля. Кстати, художники-графики, рисовавшие такие открытки были достаточно свободны в творческом плане. От них не требовали таких высот социалистического реализма, как, например, от живописцев. Высот не в плане художественном, а в идеологическом. С художественностью как раз всё было отлично! И художественные советы работали строго, но справедливо, не пропуская халтуру. Тут как раз я могу говорить со всей уверенностью, ибо мой покойный дед, художник Анатолий Викторович Борисов был вовлечён в эту деятельность (правда, рисовал марки и художественные маркированные конверты). Никто в общем-то художников не принуждал к пропаганде. Давали задание, а дальше рисуй, как хочешь. Но хорошо.
А открытки со зверюшками? Медведи, зайцы, лисички? Вот, например, работы художника Зарубина! Классика! Вспомнил, кстати сказать, потому, что такие открытки очень любит мой друг Олег Миронов.
Ещё можно вспомнить об открытках с наполеоникой работы Олега Пархаева. С этим заслуженным мастером, к сожалению, общался только мельком. Но надо бы встретиться! Так вот, видели ли Вы открытки с фигурами офицеров Русской армии и Великой Армии Наполеона? Напомним! Тем более, что в беседах с нашими друзьями реконструкторами и художниками всегда всплывает фамилия Пархаев и определение — «первооткрыватель 1812» данной темы.
Если Вы получаете открытку сегодня, это уже современные открытки. Туризм, знаете ли. И в этом отношении ничего не меняется в плане коммерции. Достопримечательности. Пришёл, увидел и купил. Вопрос только в художественности. Мне, вот было приятно получить открытки в Иерусалиме. Впечатления от общения и житья в семье православного арабского священника, древности, Святая земля, Восток, традиции и современность. Впечатления играют роль. И уже не будучи коллекционером открыток, такой предмет находит дома своё место. Или получить открытку от подруги, которая только вернулась из Берлина? Неприятно? Очень приятно! Это вам не sms-сообщение, это настоящий знак внимания! Открытка вроде бы простая — фото Берлинской стены чёрно-белок и капсула пластиковая с кусочком Берлинской стены. Представляете — целую стену пустили на сувениры, на открытки! Но лучше такие сувениры, чем всякие военные. Не дай Бог! А всё военное — только в виде антиквариата. Так не бывает, конечно, и ко сожалению, людям свойственно воевать… Но пусть лучше мы будем изучать историю войн по открыткам и хроникам.
Даже странно, начиная этот очерк и не думал, что с открытками у меня столько ассоциаций, воспоминаний. Что я вообще про них что-то знаю. Но вспомнил, что есть и филокартическая мечта. Открытка «Postkarte Dreikaiserreichs Ecke b. Myslowitz Verlag Max Mölle». Мысловице (польск. Mysłowice, нем. Myslowitz) — перекрёсток трёх империй. Граница России, Германии, Австро-Венгрии. Вернее, даже «Угол трёх императоров». Начало XX века. Заинтересовала тем, что действительно был такой перекрёсток трёх империй на территории нынешней Польши. А открытка — прелесть! Пейзаж умиротворяющий (а ведь вскоре там начались боевые действия Восточного фронта Великой войны), гербы имперские, флаги. А портреты Николая II, Франца-Иосифа и Вильгельма II сделаны вообще в виде золотых монет! Вот тебе и пересечения междисциплинарные — нумизматика в филокартии. Разных открыток из Мысловице много, потянет на целую коллекцию. Но особенно запала в душу именно эта.
Вот так… углубился! Так не долго и начать собирать открытки! Хотя, как сопутствующий материал я их уже откладываю. И ещё большой плюс (скорее для начинающих) — оформление. С открытками очень хорошо смотрятся и награды. Для выставок, для планшетов дома. Просто красиво! Кстати, и это понятие и само слово «красиво» как-то стало реже встречаться в повседневной жизни, но у коллекционеров различных направлений оно всё же чаще произносится, что не может не радовать! Коллекционирование всё-таки обогащает будни. Но снова отвлёкся. В общем-то, подобные истории может рассказать любой. Я всё-таки человек молодой и не получал почтой очень уж много открыток. Тут старшее поколение поделится своими жизненными и коллекционерскими впечатлениями? Расскажет, быть может, о любимых открытках и как они попали в собрание.
Коллекция открыток Торговой тематики «Музея торговли»
P.S. от 15 октября 2018 года. Теперь я знаю, что хочу себе в коллекцию открытку, периода Первой Мировой войны, посвящённую русско-сербским отношениям. Чрезвычайно красивая, художественная и этнографическая. Редко, когда что-либо настолько нравится!
Художник Н.С. Матвеев создал рисунок с двуглавым русским державным орлом, укрывшим своими крыльями сербскую и черногорскую девушек в национальных костюмах (кстати, вполне этнографически достоверные). Идея патриотическая – защита славянских православных братьев, характерная не только для этого периода, но и имеющая значительно более давнюю традицию (всё русско-турецкие войны). Но вот такого красивого воплощения до того и после не было. Всё больше по французской и британской моде Антанты, а там рисунки тоже великолепные, но идеологически совершенно иные. 1915. Товарищество скоропечатни А.А. Левинсона. На обороте стихотворение Владимира Алексеевича Гиляровского (привожу с оригинальной орфографией и пунктуацией):
О, Сербiя! Ты доблести полна,
Ты на Балkанахъ луч во мглѢ тумана,
ВелиkолѢпная и гордая страна
Потомkовъ силЬнаго Душана.
ВновЬ поле Коссово воскресло предъ тобой,
Въ развалинахъ дымящихся kонаkовъ,
ГдѢ твой народъ ведетъ неравный бой
И бЬетъ войсkа презрѢнныхъ австрiяковъ.
ПолураздѢтыя, разутыя войсkа
Врага могучаго разбили, —
Еще тверда kровавая руkа,
Еще народъ полуголодный въ силѢ!
Еще безстрашенъ и велиkъ
Съ ружЬемъ, на гребнѢ грознаго оkопа,
Въ пороховомъ дыму сѢдой стариkъ —
КоролЬ — kаkихъ не видѢла Европа.
И встанетъ изъ развалинъ твой БѢлградъ.
Заплещетъ флагъ въ горахъ Калимегдана
И подвиги твоихъ героевъ восkресятъ
Былую Сербiю Велиkаго Душана.
Михаил Тренихин
Чужие фотографии из семейного альбома
__________________