С орденом «Pour Le Merite» на носу — Журнал КОЛЛЕКЦИЯ
С орденом «Pour Le Merite» на носу

С орденом «Pour Le Merite» на носу

in Зарубежные награды/История 1524 views

Импе­ра­тор­ские воен­но-мор­ские си­лы Гер­мании (нем. Kaiser­liche Ma­rine) являлись отно­сительно молодым флотом в Европе. До начала ХХ века Кайзер­лихмарине ничем особо не отличились и никакой особой награды для кораблей и их экипажей не вводилось. Но уже в ходе подавления Боксерского восстания немецкие моряки заявили о своей безусловной храбрости. Поэтому потребовалась придумать, как отметить их подвиг. Было принято решение особо прославившимся кораблям вручать ордена как в некоторых других флотах мира. А кораблям-орденоносцам прикреплять увеличенное изображение боевых крестов и орденов на видные части настройки, носовые украшения и т.д. Причём такой чести удостоились очень немногие корабли.

Орден «Pour Le Merite» как награда для корабля

Орден «Pour Le Merite» («За заслуги») — почётная прусская военная награда. Занимал третье место в иерархии орденов королевства Пруссия. Кавалерами этого ордена обычно становились офицеры, тем не менее известен случай награждения корабля ВМС Германии.

Орден «Pour Le Merite» в серебре с позолотой, аверс и реверс. Фирма "Godet & Sohn". Изготовлен в 1916-1918 гг.
Орден «Pour Le Merite» в серебре с позолотой, аверс и реверс. Фирма «Godet & Sohn». Изготовлен в 1916-1918 гг.

17 июня 1900 года в ходе подавления Боксерского восстания при взятии фортов Таку отличилась канонерская лодка «Илтис» (SMS Iltis). Её командир корветтенкапитен[1] Вильгельм Ланс[2] (Wilhelm Andreas Jacob Emil Lans; 05.03.1861-21.03.1947) первым среди моряков в ХХ веке удостоился ордена «Pour Le Merite».

Контр-адмирал Вильгельм фон Ланс с орденом «Pour Le Merite»

27 января 1903 года этой наградой была награждена канонерская лодка «Илтис», став единственным кораб­лём германского ВМФ, награждённым этим орденом.

Вот, что было опубликовано в периодике тех лет.

«С помощью картины «Немцы на фронте», изображающей доблестную роль, которую офицеры и матросы моих кораблей сыграли в походе адмирала Сеймура на Пекин, я почтил эти заслуги и обеспечил им вечную память. Точно так же я хочу, чтобы память о подвиге моей канонерской лодки «Илтис» в битве за форты Та-Ку постоянно жила в моём флоте. Поэтому я постановляю, что моя канонер­ская лодка «Илтис» в качестве особого внешнего отличия должна нести на носу, на топе мачты и на шлюпках изображение ордена «Pour Le Merite»»[3].

Так, что же такого сделала канонерская лодка «Илтис», что её наградили орденом? И что вообще представлял из себя этот корабль? 

Канонерская лодка «Илтис» у фортов Таку

О истории канонерской лодке «Илтис» и её ТТХ писать не будем, о ней и её систершипах[4] есть хорошая статья Виктора Галыня «»Хищники» Империи»[5]. Укажем то, что силуэтом канонерская лодка «Илтис» походила на уменьшенную копию малого крейсера типа «Гезелле» (Gazelle). В качестве основного вооружения предусматривались четыре скорострельных 88-мм орудия, расположенных в одинарных установках попарно в носу и корме. Корабль мог развивать скорость в 14,8 узла.

Схема бокового вида канонерской лодке «Илтис»
Схема бокового вида канонерской лодке «Илтис»

Подробнее рассмотрим именно бой у фортов Таку (которые часто называют Дагу), который прославил канонерскую лодку «Илтис». Эти событие и действие в них одной из русских канонерских лодок уже разбирались в статье «Прусские кресты для моряков канонерской лодки «Кореец»».

Восстание ихэтуаней[6] (в европей­ской историографии применяется термин «Боксерское восстание», в российской известно, как «поход в Китай») было направлено против иностранного вмешательства в экономику, внутреннюю политику и религиозную жизнь Китая. Оно началось в 1898 году и сначала пользовалось поддержкой властей Китая, но через некоторое время императрица Цыси перешла на сторону Альянса восьми держав (Австро-Венгрия, Великобритания, Германия, Италия, Россия, США, Франция и Япония) который окончательно подавил восстание в 1901 году. Одним из ключевых эпизодов этой кампании является захват фортов Таку.

29 мая 1901 года командующий Восточно-Азиатской крейсерской эскадрой вице-адмирал Ф. фон Бендеман отправил «Илтис» из Циндао[7] в Таку. Через два дня корабль бросил якорь на рейде, где в скором времени собралась внуши­тельная международная эскадра.

4 июня с канонерской лодки по просьбе немецкого консула в Тяньцзин для защиты европейцев направился десантный отряд. Но так как «Илтис» являлся единственным немецким кораблем способным зайти в устье реки Пейхо, то должен был оставаться в полной боевой готовности. Поэтому через пять дней ушедших в Тяньцзин заменил десантный отряд с бронепалубного крейсера «Ирэн» (SMS Irene).

Между тем ситуация становилась всё более напряжённой. Отправившийся 10 июня по железной дороге в Пекин сводный международный десантный отряд под общим командованием британского вице-адмирала Сеймура, вскоре был заблокирован между столицей и Тяньцзинем отрядами ихэтуаней и правительственными войсками. Вдобавок китайцы на некоторых участках повредили железнодорожные пути. Для отправки нового отряда в помощь Сеймуру людей уже не хватало, тем более, что явную угрозу представляли собой форты Таку, контролировавшие своими орудиями как реку Пейхо, так и железнодорожный вокзал Тонгку, от которого начиналась дорога на Пекин. На двух советах, прошедших 15-го и 16-го июня на русском броненосном крейсере «Россия», командующие международными отрядами кораблей приняли решение взять под совместный контроль эти укрепления, чтобы сохранить сообщение с Тяньцзинем. Вечером 16-го коменданту китайскому генералу Ло Юнь Гуаню был вручён ультиматум, с требованием передать форты союзникам до 2 часов ночи следующего дня. В случае невыполнения этого требования, европейцы отставляли за собой право сделать это при помощи силы. Основной сложностью военного решения этой проблемы являлось невозможность обстрела укреплений с крупных кораблей, а пройти песчаный бар на Пейхо могли только канонерские лодки, которых в составе эскадры оказалось восемь: русские «Гиляк», «Бобр», «Кореец», германская «Илтис», французская «Лион» (Lion), английская «Альжерин» (HMS Algerine), японская «Атаго» (IJN Atago) и американская «Монокасия» (USS Monocacy).

Этим небольшим и практически незащищённым бронёй кораблям противостояли два форта на левом берегу Пейхо – Северо-западный и Северный и два на правом – Южный и Юго-Западный (или Новый), а также так называемая береговая батарея. Укрепления, тянувшиеся с юга на север вдоль морского берега, были вооружены 177 орудий разных систем и калибров. Некоторые из них имели круговой обстрел и могли отстреливать как устье реки, так и саму реку, а также вокзал в Тонгку.

Вечером у командира «Бобра» капитана 2-го ранга Добровольского был собран военный совет из русских и иностранных командиров лодок и миноносцев, которые выработали следующий порядок боя и расположение кораблей:

  1. Если ультиматум остаётся без ответа, то шесть канонерских лодок, стоящих на якорях напротив фортов, открывают огонь в 04.00 17 июня. Сигнал к бою подаёт «Бобр». Огонь ведётся по Северо-западному форту. «Илтис» и «Альжерин» обстреливают его таким образом, чтобы десантный отряд мог начинать штурм форта.
  2. Остальные 4 лодки обстреливают после этого Южный и Северный форт, а также пляжную батарею.
  3. Два британских эсминца атакуют стоящие перед Адмиралтейством четыре китайских миноносца.
  4. Японская канонерская лодка «Атаго» защищает железно­дорожную станцию Тонгку.
Расположение канонерских лодок при взятии фордов Таку. 17 июня 1900 года
Расположение канонерских лодок при взятии фордов Таку. 17 июня 1900 года

Для действия на берегу был сформирован международный десантный отряд под общим командованием командира герман­ского бронепалубного крейсера «Ганза» (SMS Hansa) капитана цур зее Хуго Поля, расположившийся лагерем у Тонгку. Ещё днём «Лион», «Илтис» и «Атаго» доставили туда дополни­тельно 300 японских солдат для защиты самой станции. Остальные лодки стояли на якорях согласно диспозиции.

Тем не менее, далее события развивались совсем не так, как было запланировано. За час и десять минут до истечения ультиматума, а именно в 00.50 17 июня, китайцы открыли огонь по канонерским лодкам. «Илтис» и «Лион», находившимся у Тонгку, пришлось сниматься с якоря и идти к назначенным им позициям, что заняло около полутора часов. В этот период боя немецкий корабль не получил никаких повреждений. Однако, когда стало светать, огонь китайской артиллерии сделался куда более точным. Первое попадание произошло в 04.26 – снаряд пробил вторую дымовую трубу. Затем за короткий промежуток времени лодка получила ещё четыре снаряда, впрочем, не оказавших серьёзного действия на её боеспособность. Правда уже следующим попаданием была сбита 37-мм пушка и убиты два человека. В свою очередь канонерские лодки к 04.45 постепенно вывели из строя большую часть китайских скорострельных орудий на Северо-западном форту, после чего десантная партия Поля пошла на штурм и через сорок пять минут овладела укреплением. Оставив там небольшое подразделение, десантники тут же направились к Северному форту, которым завладели с ходу, захватив неповреждёнными два 150-мм орудия. Эти пушки тут же открыли огонь по Южному форту.

Тем временем, как только над Северо-Западным фортом поднялся британский флаг, канонерки, за исключением тяжело повреждённого «Гиляка», снялись с якоря и направились ко второй позиции, откуда принялись обстреливать Северный форт. «Илтис» первоначально встал перед «Альжерин», перекрыв сектор обстрела британскому кораблю, после чего вынужден был поменять позицию, отойдя примерно на 200 метров. Все это происходило под плотным огнём китайской артиллерии. После захвата десантниками Северного форта канонерки занялись Южным, который в свою очередь отвечал довольно таки прицельно. Около 5.45 ч. «Илтис» получил первое серьёзное повреждение – снаряд угодил ниже командирского мостика, вызвав взрыв части боеприпаса к 37-мм пушке и нанеся повреждения надстройке. При этом был убит обер-лейтенант Ганс Хельман. Буквально сразу же другой снаряд разорвался на самом мостике, и командир получил тяжёлые осколочные ранения. Командование перешло к фон Ваффенштейну. Корабельный доктор с санитаром уже готовились эвакуировать Ланса, когда следующий снаряд снёс лестницу левого борта командирского мостика, на верхней ступеньке которой они находились. В результате корветтен-капитан и медики были сброшены на палубу. Командира, получившего в общей сложности 25 ранений, удалось перенести на паровой катер с крейсера «Герта» (SMS Hertha), находившийся у левого борта. Ланс оставался там до окончания боя, находясь при этом в полном сознании.

В 5.52 перекрестный огонь кораблей и двух 150-мм орудий с захваченного Северного форта привёл к сильнейшему взрыву склада боеприпасов на Южном форте. Стрельба оттуда стала ослабевать, хотя скорострельные пушки его южной части и береговая батарея продолжали вести бой. В 6.25 раздался сильный взрыв уже на батарее. С 6.15 до 6.30 ч. русский миноносец № 207 вместе со шлюпками «Илтис» и «Альжерин» перевёз часть десанта из Северного форта на другой берег реки, после чего Южный форт был занят без особых усилий. Примерно тогда же в правый борт «Илтис» попал 240-мм снаряд, выпущенный пушкой Круппа из состава береговой батареи, едва не ставший роковым. Снаряд проломил деревянные борта корабля насквозь, нанеся при этом серьёзные повреждения и убив двух матросов. К счастью для немцев он взорвался, когда попал уже в берег Пейхо. К этому времени в руках китайцев продолжали оставаться Юго-западный форт и береговая батарея. Однако после того как десантники начали обстреливать из захваченных на Южном форте орудий эти укрепления, то обороняющиеся оставили и их. В итоге, к 7.00 сопротивление практически прекратилось.

Штурм фортов Таку окончился полным успехом для атакующих. Всего же за время боя немецкая канонерка выпустила 658 88-мм, 1190 37-мм снарядов и 3174 пулемётных патрона.

Схема повреждений полученных канонерской лодкой «Илтис» при штурме Таку
Схема повреждений полученных канонерской лодкой «Илтис» при штурме Таку
Повреждения полученные «Илтис» при штурме Таку
Повреждения полученные «Илтис» при штурме Таку
Повреждения полученные «Илтис» при штурме Таку
Повреждения полученные «Илтис» при штурме Таку

Для «Илтис» эта победа досталась дорогой ценой. Лодка получила 21 попадание (в том числе одно шрапнелью) и её верхняя палуба оказалась практически полностью разрушенной. Погибли офицер и шесть нижних чинов, ещё один умер через несколько дней. Одиннадцать моряков получили ранения. Всего же союзники потеряли на кораблях и берегу 33 человека убитыми и 105 раненными.

Но и наградами подвиг немецких моряков был щедро отмечен. Так  корветтен-капитан Вильгельм Ланс кроме ордена «Pour Le Merite» от союзников по антикитайской коалиции, получил: российский Орден Святого Равноапостольного князя Владимира 4-й степени с мечами, рыцарский крест военной версии британского ордена Бани и японский Орден Восходящего солнца 3-й степени. Отличившиеся офицеры были отмечены прусскими и иностранными орденами, матросы прусскими Знаками военного отличия 1-го и 2-го класса. Кроме того, все члены команды канонерки получили бронзовые медали «За Китайскую кампанию 1900-1901 гг.» (China-Denkmünze für Kämpfer) с планкой «Таку» (TAKU).

Бронзовая медаль «За Китайскую кампанию 1900-1901 гг.». Аверс и реверс
Бронзовая медаль «За Китайскую кампанию 1900-1901 гг.». Аверс и реверс

Согласно указа о награждении копия ордена «Pour Le Merite» прикреплялась к флагштоку гюйса корабля и к обоим бортам шлюпок. А вот была ли установлена копия ордена на топе мачты сказать трудно, на приведенных ниже фотографиях креста не видно.

Канонерская лодка SMS Iltis, хорошо видна копия ордена «Pour Le Merite» на носу корабля

Возникает интересный вопрос, а почему решили демонстрировать орден на корабле именно так? Ответ скорее всего в оформлении носового украшения русского крейсера «Память Азова».

«Память Азова» — броненосный (полуброненосный) фрегат (с 1 февраля 1892 г. — «средний» броненосный крейсер 1 ранга) российского флота. Назван в честь парусного линейного корабля «Азов», отличившегося в сражении при Наварине. Георгиевский флаг, которым был награждён первый «Азов» за то сражение, перешёл на корабли с названием «Памяти Азова». В 1890 году крейсер «Память Азова» вступил в строй и был приписан к гвардейскому флотскому экипажу. Кроме Георгиевского флага нос крейсера украшало изображения ордена Святого Георгия.

Носовое украшение крейсера «Память Азова»
Носовое украшение крейсера «Память Азова»

Во время первой русской революции, 20 июля (2 августа) 1906 года, на крейсере произошло выступление матросов против самодержавия, которое было подавлено. После этих событий крейсер был переименован, получил имя «Двина», лишён Георгиевского флага и украшавшего нос изображения ордена Святого Георгия.

Как известно кайзер Вильгельм II любил свой флот и перенял ряд красивых вещей и обычаев с русского флота. Скорее всего и традицию украшать отличившиеся корабли знаками боевых орденов также была позаимствована оттуда.

В немецком флоте были и другие корабли которые носили название «Iltis», например, построенный в 1927 году миноносец «Iltis». Но он уже не носил изображение ордена «Pour Le Merite».

Орден «Pour Le Merite» цеппелина L54

Также нужно отметить, что изображение ордена «Pour Le Merite» нёс на своей гондоле один цеппелин.

Орден «Pour Le Merite» на кабине дирижабля L54

Известный немецкий командир дирижаблей Хорст Юлий Людвиг Отто фон Буттлар-Бранденфельс (Horst Freiherr Treusch von Buttlar-Nbrandenfels) в годы Первой мировой войны летал на бомбардировку Великобритании. Он удачно атаковал Лондон, Манчестер, Бирмингем, Ноттингем, Дерби, Ловстофт, Гулль, Гримсби, Гарвич и Мэплтон. За налёты на Великобританию 9 апреля 1918 года награждён орденом «Pour le Mérite».

Капитан-лейтенант Хорст Юлий Людвиг Отто фон Буттлар командир цеппелина L54

После награждения Буттлар-Бранденфельса изображение ордена «Pour le Mérite» украсило кабину дирижабля L54. Так как указ о награждении орденом цеппелина L54 не известен, то тут скорее можно говорить об обычае украшать изображениями высших боевых наград своих летательных аппаратов летчиками асами во многих странах мира. Такое практиковали многие летчики в годы обоих мировых войн и более поздние военные кампании.

Таким образом цеппелин L54 стал единственным воздушным судном немецких ВМС, получившим негласное право на ношение отличительного знака в виде ордена «Pour le Mérite» на носу гондолы.

Если у читателей есть интерес к данной теме, то в следующих статьях мы вернёмся к теме корабельных наград.

Каркотко Андрей Юрьевич
Магистр политических наук, историк
(изображения предоставил автор)

[1] Korvettenkapitän (Корветтен­капитен оно же капитан корвета) — военно-морское звание германии соответствует званию капитан 3-го ранга в современном флоте России.

[2] https://wiki.les­ta.ru/ru/Na­vy:Ланс,­_Виль­гельм

[3] Цитируется по публикации газеты «The Times» от 28 января 1903 года.

[4] По одному проекту построили 6 канонерских лодок: SMS Iltis, SMS Luchs, SMS Tiger, SMS Eber, SMS Jaguar и SMS Panther. Канонерки получили имена различных животных, хорька, рыси, тигра, кабана, ягуара, пантеры. Все они официально относятся к классу «Ильтис».

[5] Галыня В.А. «Хищники» Империи. Журнал «Морская кампания».  №2 2009. С. 12-39

[6] Слово «ихэтуань» можно перевести с китайского как «отряд гармонии и справедливости».

[7] В то время главная база немецкого флота на Дальнем Востоке.

Награды Императорской России

__________________

 В Телеграмм >>>

Рекомендуем

Прусские медали

Прусские медали

Наш журнал не­од­но­крат­но упо­ми­нал в своих статьях раз­но­­образ­ные прус­­ские ме­да­ли «Mi­li­tär-Ehren­­zeichen 2.
Перейти К началу страницы