Эта статья была подготовлена для печатной версии журнала SAMMLUNG / КОЛЛЕКЦИЯ в 2012 году. Журнал не был издан — перешли на электронную версию. Считаем, что материал не утратил своей актуальности и разместим его на страницах электронной версии SAMMLUNG/КОЛЛЕКЦИЯ. Единственное, что заметили — это необходимость сделать несколько пояснений к изображениям. В частности, к украденной серии значков «Автомобили СССР». Изображения не всех упомянутых значков у нас сохранились, поэтому отсылаем вас к изображениям страниц журнала.
Данный вопрос интересен и не столь прост, как может показаться на первый взгляд. Он находится на пересечении наук и искусств. Тут и история, и прикладные исторические дисциплины: собственно наука о нагрудных знаках, орденах и медалях — фалеристика, и семиотика, и геральдика. Тут и эстетика, и искусствоведение, и дизайн.
Дизайн (англ. design инженер-конструктор, от лат. designare отмерять) — это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя.
Итальянское выражение «designo intero» означало рожденную у художника и внушенную Богом идею — концепцию произведения искусства. Дизайн — творческий процесс создания вещи, в котором эстетика определяет содержимое (суть), а технологии форму вещи.
- Страницы SAMMLUNG/КОЛЛЕКЦИЯ (журнал не был выпущен)
Итак, о воплощении. Всё начинается с формулирования задачи, исходя из того, чему, или кому должен быть посвящён знак. Обдумывается сюжет и варианты композиции до появления некоей «золотой середины», интуитивного решения, отвечающего всем требованиям и поставленным задачам. Проект подробнейшим образом рассматривается, подвергается критике, художественным и техническим замечаниям. Так, постепенно отслаивая, отметая лишнее, рождается завершённый художественный образ, вырабатывается необходимый стиль (либо свой собственный, либо апеллирующий к какому-либо направлению).
Часто, мы сперва задумываемся о материале, из которого будет изготовлен знак. Таким образом, это может быть эскиз, заведомо подгоняемый под планируемый материал и технологии производства. Для закатного «значка-пуговицы» это сразу же значит, что композиция должна быть вписана в круг (поскольку закатные значки всегда имеют круглую форму). Пример — знак «ГМИИ / Курсы экскурсоводов», который должен был быть быстро подготовлен и выпущен, при этом — недорог, но с художественной точки зрения отличатся строгостью и быть стильным — ведь делался он для искусствоведов и музейных работников.
Другое дело — абстрактная идея «А не сделать ли нам?!», которая постепенно доводится от замысла к рисунку от руки, фиксирующего эту первоначальную идею, до готового дизайн-проекта — проработанного и должным образом оформленного эскиза, который позже воплощается в материале. Тут сразу хочется привести для примера знаки серии «История подводного флота России (СССР)». Автор идеи Леонид Кузьмин. Он предложил карандашный рисунок первого знака серии. Доведением эскиза до «товарного вида» на компьютере занялся Алексей Сидельников. Правки и консультации, «сглаживание шероховатостей» как в изображении технических деталей лодок, так и в датировке событий, отображённых на знаках, осуществляли участники форума «Фалеристика». В проекте использованы традиционные для флота (и флотской фалеристики) символы: якорь и якорная цепь. Однако общая композиция знака и пропорции разработаны свои. Так, с выходом одного знака, сразу же появились другие, имеющие в основе тот же дизайн. И серия живёт и разрастается, радуя коллекционеров новыми миниатюрами.
Необходимо сказать и о мере стилизации и условности, или, наоборот — о проработке деталей. Надо понимать, что нагрудный знак — не плакат, на нём не возможно изобразить такого количества деталей. Более того — это и не нужно, ведь речь идёт о художественной миниатюре в металле. Тут нужен особый язык, избирательность, чувство меры и художественный вкус. Здесь уместно вспомнить о знаке, посвящённом 50-летию полёта в космос Ю. А. Гагарина (1934 — 1968). На нём изображено всё, что нужно, всё, что должно было быть сказано. При этом, нет лишних элементов, отягощающих композицию. Портрет первого космонавта в скафандре, взятый с известного снимка, едва уловимые контуры Земли с очертаниями континентов, стилизованное изображение летящей ракеты-звёздочки и символ славы — лавровая ветвь. Вся композиция дополнена лаконичной надписью. При этом знак мог бы существовать и без текста, а сюжет его был бы понятен каждому, кто слышал про Юрия Гагарина.
Однако есть случаи, когда проработка, что называется в мелочах, нужна. Таков, например, знак, посвящённый 90-летнему юбилею конструктора стрелкового оружия М. Т. Калашникова (р. 1919). Накладной элемент знака — знаменитый автомат — прорабатывался досконально точно, настолько — насколько это позволяли размеры и материал, из которого знак сделан. В результате получилась маленькая модель АК-47.
Использование символики и работа с ней — одна из основных особенностей при подготовке дизайн-проектов знаков. При этом символика может быть использована в первозданном виде, заимствована, или же стилизована и изменена. Примеры использования символики многочисленны: государственная символика — флаг и герб; военная символика (например, дубовые листья, как символ силы); спортивная символика (например, олимпийская) и т. д.
Отдельно стоит сказать о символике обществ и организаций. При подготовке знаков, посвящённых юбилеям комсомола и пионерии, естественным и узнаваемым становится использование их эмблем. Вопрос о принадлежности сразу же отпадает. Хорошо иллюстрирует эту ситуацию знак, посвящённый ныне уничтоженному именному поезду Московского Метрополитена «Пионер Кунцева», изготовленного в 1984 из металла, собранного школьниками Кунцевского района Москвы. Поскольку металлолом собирали пионеры, была использована эмблема Всесоюзной пионерской организации.
Изображаемые предметы сами являются приметой времени, понятной и понимаемой. Тут уместно привести в пример всю серию эскизов к знакам «Именные поезда Московского метрополитена». Тут не только символика, но и сами модели поездов иллюстрируют время. Так понятно по несколько угловатому облику «Красной стрелы», что знак посвящён поезду более позднему, нежели «Пионер Кунцева», округлые очертания и крупные круглые фары которого определяются как явление 1960-х годов. При этом все эскизы композиционно принадлежат к одной узнаваемой серии.
Не всегда просто, но нам удаётся стилизовать знаки под какой-то определённый исторический отрезок, сохранив при этом своё авторское лицо, так, чтобы композиция была лаконичной. Это, как мне видится, прекрасно удалось при создании эскиза к знаку, посвящённому юбилею футбольного клуба — «70-летие Одесского Спартака». Эскиз выдержан в стиле 1940-х — 1950-х годов, эстетически и композиционно перекликаясь с ещё более ранними, довоенными знаками. Интересной особенностью является также то, что эмблема Спартака — красный ромб с литерой «С» — взята старого образца. В таком виде эмблема существовала до 1949 года, с белой полосой, идущей из левого верхнего угла в нижний правый (а не наоборот, как на позднем варианте). Такие тонкости соблюдения символики были важны для создания образа, обращённого к временам, когда в Одессе был основан Спартак.
Проекты подготавливаются для разных целей: есть знаки памятные и юбилейные, которые предназначены для коллекционеров, есть и имеющие статус (в т.ч. наградные), заказанные сторонними организациями. Так по предложению члена нашего Клуба, капитана второго ранга Александра Зубченко, были разработаны и воплощены четыре проекта, посвящённые аварийно-спасательному делу ВМФ. Эти знаки были вручены специалистам, работающим в этой сфере.
Для новых организаций нужно разрабатывать свою оригинальную символику. А эта символика может стать основой для будущих нагрудных знаков. Таковы знаки историко-культурного общества «Московские древности», которыми занимался Ваш покорный слуга. Для начала нужно было разработать логотип. Исходя из названия и концепции общества, я взял за основу реконструкцию первого Успенского собора (1326 — 1327), построенного во времена Ивана Калиты (1325 — 1340) и митрополита Петра (ум. 1326), главного собора Московского Кремля. Согласно исследованиям, то был одноглавый, трёхнефный, трёхпритворный храм. Всё это было учтено, но на логотипе, но он стал стилизованным и «живописным», исполненным свободными быстрыми линиями.
Но одно дело логотип, другое — нагрудный знак, миниатюра, в которой всё должно быть упрощено, стать строже, с сохранением сути. Так логотип видоизменился, был переработан под новые нужды. Итог — обобщённый образ православного храма Московской земли времён Ивана Калиты, времён возвышения Москвы, когда в городе развернулось масштабное строительство, появились первые каменные здания, Москва получила контроль над многими другими территориями и становилась общерусским церковным центром.
И «Московские», и «древности» на знаке символически отображены. Кроме того, название знака восходит к царской медали «За Усердiе», а в написании его названия была использована дореволюционная орфография и шрифт, что усиливает обращение к русским традициям того времени.
При разговоре об использовании символики в фалеристике, отдельно необходимо упомянуть о геральдическом языке (блазонировании). Это описательный код, выработанный в средневековой западно-европейской культуре для записи и описания изображения на гербах и флагах. Это система, имеющая свой строгий язык, который при изготовлении знаков-гербов необходимо соблюдать, чтобы оставаться понятным. Хотя геральдический язык, сложившийся в западно-европейской культуре, предельно краток, русские описания гербов порой требуют нескольких слов, чтобы представить сложный рисунок, поскольку культура описания гербов в русском языке начинается только в 1672 году. Этой грамотой нужно владеть, чтобы по описанию правильно изобразить нужный герб.
Во время обсуждений создания новых проектов, время от времени встречалось словосочетание «готовый знак», речь шла об эмблеме, или логотипе, который можно не изменяя использовать дл самоценной миниатюры. В таких случаях встаёт вопрос авторских прав, ведь чужого мы не берём. Но если хозяин логотипа сам хочет воплотить его в металле — это другое дело.
Таков, например, знак «Полярная авиация СССР», который был выполнен по просьбе автора идеи, легендарного полярного лётчика Евгения Дмитриевича Кравченко (см. Sammlung №3, стр. 28, 30-31). Однако и тут не всё так гладко. Даже взяв за основу его личную печать, нужно было доработать её для изготовления, непосредственно под производство. Мы усложнили композицию, добавив параллели и меридианы, выровняли рисунок, немного изменили пропорции, при этом, не утратив гармоничности, не отойдя от первоначального замысла. Кроме того, в процессе подготовки дизайн-проекта, заказчик пожелал, чтобы знак состоял из двух частей: основы и накладного элемента, что было учтено при подготовке эскиза.
Выбор оптимального размера знака, типа крепления (заколка, винт), материала (к примеру серебро, латунь, никель), покрытия (краска, искусственная эмаль, горячая эмаль), тираж зависят от пристрастий заказчика. А от этого выбора меняется и себестоимость изготовления. Подготовка же дизайн-проектов — важное промежуточное звено, в котором надо и угодить заказчику, воплотив его чаяния, и не изменить себе, не утратив вкуса и профессионализма, и учесть все вопросы, связанные с техническими возможностями производителя (например, проработку мельчайших деталей).
Готовый дизайн-проект оформляется для показа заказчику и, в случае, если всё устраивает обе стороны, одобряется и утверждается. Пример такого документа — дизайн-проект знака выпускнику Государственной академии славянской культуры, ещё только ожидающий выхода в свет. Проект одобрен деканом факультета Художественной Культуры ГАСК, Заслуженным деятелем искусств РФ, Заслуженный художником РФ И. Т. Овасаповым и утверждён Ректором ГАСК, кандидатом культурологии А. К. Конёнковой[см. выше. — прим. ред.].
Стоит сказать пару слов и о самоценности эскиза. Даже, несмотря на то, что мы говорим о таком утилитарном процессе, как изготовление знака, подготовительный эскиз может представлять ценность и без воплощения в металле. Ценность художественную и эстетическую, как удачно запечатлённая идея.
Каждый новый проект — всегда интересная, порой сложная и кропотливая работа. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Тут всё получается, как писал М. В. Ломоносов: «Устами движет Бог; я с Ним начну вещать».
Заместитель главного редактора Sammlung/Коллекция Михаил Тренихин
P.s. Сколько мы спроектировали и изготовили значков и логотипов? Не смогли посчитать.
Обращайтесь!
Как называется тот, кто берёт чужое? Серия «Автомобили СССР»
__________________