Все видели, как что-то упаковывают и как распаковывают. Но и в этом привычном занятии бывает эксклюзив — не часто удаётся увидеть, как доставляют и распаковывают одно из полотен кисти Дмитрия Григорьевича Левицкого.
Само полотно можно увидеть в московском Царицыне, но пошаговое появление полотна — это только для вас (пошагово вверху этой страницы).
Полотно «Портрет Екатерины Великой с георгиевской лентой» (Д.Г. Левицкий, с рамой 285,0 x 204,5 см; Без рамы 257 x 176 см; Холст. Масло) на днях доставлено из музея острова Мальта к месту экспонирования и его можно увидеть, начиная с ближайшего воскресенья.
2019 год принёс два больших юбилея – 290 лет со дня рождения императрицы Екатерины II и 250 лет со дня учреждения ею Императорского Военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Благодаря дружественной поддержке посла Мальты было принято беспрецедентное решение — показать парадный портрет в России, впервые за 230 лет.
Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735—1822) — крупнейший мастер русского парадного портрета. Период расцвета его творчества приходится на 1770-е – начало 1780-х годов. Мальтийский портрет написан в 1787 году. Многие годы он украшает интерьер Посольского зала дворца Великих магистров на острове Мальта, ныне — президентский дворец в городе Валлетта.
Когда же показанный портрет Екатерины Великой «в военном облачении» и с орденом Святого Георгия очутился на острове Мальта? По этому поводу существовало несколько противоречивых версий.
Недавно найденный архивный документ (РГИА РФ) проливает истинный свет на историю бытования произведения. В прошении Д.Г. Левицкого в Кабинет Екатерины II говорится, что «портрет послан в Мальту чрез неополитанского посланника С. Каприоли в 1788 году в сентябре месяце». В архиве Мальтийского ордена (Национальная библиотека, Валлетта) было обнаружено письмо Рогануот Каприола из Неаполя от 12 сентября 1789 года. В нём содержится информация о портрете, переправляемом морем на Мальту. В Москве в Архиве внешней политики Российской империи хранится грамота Ф.Э. Рогана, датированная 20 февраля 1790 года, – с благодарностью за полученный «великолепный портрет Вашего Императорского Величества». С тех пор произведение навсегда обосновалось во Дворце Великих магистров в Валлетте.
Удивительное чувство. Вносят большой ящик. Кругом много людей — сотрудников транспортной компании, музейщиков из Царицына, сопровождающих с Мальты. Казалось бы рутинная работа — подготовка к выставке, — впервые вызывает какое-то детское чувство праздника, как Новый год. Осознание того, что это произведение впервые за долгие годы вернулось на Родину? Или сам размер ящика? Или лёгкое возбуждение окружающих? Наверное, всё вместе произвело такой эффект. Люди проносят ящик в Екатерининский зал, аккуратно укладывают его «лицом» вверх. Я решаю подняться на балкон, чтобы рассмотреть действо получше. Сверху всё видно как на ладони. Несколько минут и начинается распаковка артефакта. Из-под плёнки показывается холст. Добро пожаловать, Ваше Величество! Картину понимают и несут на стойки. Начинается осмотр произведения. Координатор Нина Мочáлова и куратор выставки Людмила Алексеевна Маркина (доктор искусствоведения, заведующая отделом живописи XVIII — первой половины XIX века Государственной Третьяковской галереи) внимательны — нет ли повреждений. Не менее внимателен и главный хранитель дворца Валлетты. Спустился вниз и с интересом начал рассматривать полотно, подпись датировку. «Писалъ Левицкiй. 1787 году». Для картины определено место и ярко-красный фон. Так определено дизайнерами Эриком Белоусовым и Майей Фроловой: чтобы картина не «потерялась» среди золота зала, на ней надо акцентировать внимание. На действо приходят посмотреть генеральный директор Елизавета Фокина и главный хранитель Елена Карасёва. Завораживает. Застройка ещё не окончена, открытие через день. Но уже пора поместить портрет в подготовленную нишу. Музейное закулисье в действии. Скоро гости музея-заповедника смогут увидеть портрет. А вот такие чувства испытать не смогут — это для своих.
Как мы знаем портрет был написан по случаю прославления Владычицы Екатерины Второй, присоединившей в 1783 году к России Крымский полуостров. Соответственно, политические интересы простирались далее, вплоть до Мальты, удобной территории для собственного влияния на государства Средиземноморского бассейна (и содержания там военно-морской базы). Возможно, были более долго идущие планы, в т.ч. связанные с Грецией, но это версия. При этом представителем России на Мальте был грек Антоний Псаро, что тоже, возможно, было не случайностью.
Любопытно, что в последствии, сын Екатерины Второй Павел Первый отлично понимал значение Мальты для России и многое делал для помощи этому государству.
Повод написания картины Левицким и причина её отправления на Мальту достоверно не известны. Существует предположение, что портрет мог быть ответным даром после того, как упомянутый Антоний Псаро привёз от Великого магистра Екатерине Второй «пальмовую ветвь как символ Вашей славы и моего восхищения».
Екатерина на портрете с лентой ордена Святого Георгия — военного ордена. Здесь видим прямое указание именно на орден для ратных подвигов. В дополнение портрет содержим и некоторые аллегорические элементы, приоткрывающие стремления России того времени.
Специально для выставки в Москве картину тщательно отреставрировали – и зрители смогут увидеть портрет таким, каким его видели современники Екатерины II. Реставрацию удалось осуществить благодаря щедрой поддержке международной компании Corinthia Hotels, основанной в 1962 году на Мальте.
Удивительную историю создания и путешествия картины расскажет книга Л.А. Маркиной «Мальтийский портрет Екатерины Великой». Её издание стало возможно благодаря поддержке Почётного консула Республики Мальта Олега Зайцева.
Музей-заповедник «Царицыно» выражает особую благодарность послу Республики Мальта господину Пьеру Клайву Аджусу за поддержку выставочного проекта на всех этапах его реализации.
Выставка одной картины, а вопросов в связи с ней можно рассматривать много. И картину интересно внимательно рассмотреть. Сделать это можно уже в воскресенье 18 августа, в День истории Царицына.
Заместитель главного редактора журнала Sammlung/КОЛЛЕКЦИЯ, кандидат искусствоведения Михаил Тренихин и Алексей Сидельников
Царицыно. Интервью с Елизаветой Фокиной
По следам георгиевских кавалеров
Выставка За службу и храбрость
__________________