Закладная доска Порта Императора Петра Великого

in Исследования 1380 views

Закладка порта соединяет в себе закладку корабля и закладку крупного архитектурного сооружения. И там, и там традиция Закладных досок не может быть проигнорирована, т.к. видна важность происходящего и, в случае с закладкой порта, понятен уровень отношения к этому событию в государственном управлении. Присутствие Императора это подтверждает.

Памятные доски гравировались в основном на закладку кораблей и яхт и заинтересуют прежде всего любителей флотской тематики. Традиция эта связана с моментом закладки корабля на стапеле, когда устраивалась торжественная церемония и молебен. На кораблях 1-го ранга и на императорских яхтах доски делались из серебра. Одна крепилась к килю в районе центрального шпангоута (или к шпангоуту), другие вручались присутствующим членам императорской фамилии, адмиралам, главному строителю корабля и его будущему командиру (который назначался с момента закладки), одна направлялась в Морской музей (по крайней мере с середины XIX века было так). Поэтому на каждый корабль досок всегда было минимум десятка полтора.

Интересная подборка подобных гравированных серебряных досок, по сути — ювелирных изделий, близких к памятным настольным медалям, была раннее показана в журнале в материале, посвящённом выставке «Николай II: семья и престол» в Государственном Историческом музее.

По традиции в специальную нишу закладной секции судна вкладывается закладная доска (металлическая пластина с надписью). В ней содержится информация о времени и месте закладки судна, а также об его строителях. Со временем закладные доски стали более полно отражать сведения о строящемся корабле, на них даже гравировали общий вид корабля.

А если дело касается целого военно-морского порта?!

Редакция SAMMLUNG/КОЛЛЕКЦИЯ


В своём предыдущем очерке «Потерявшийся памятник» я вскользь упомянул, что “…наряду с празднованием присоединения Лифляндии к Российской Империи, началось строительство Морской крепости Императора Петра Великого по обе стороны Финского залива. Современная крепость должна была прикрыть столицу с моря.”

Тема довольно популярна и известна, поэтому не буду углубляться в технические и военные детали крепости.  На просторах Интернета можно найти много качественной информации на эту тему.

Остановлюсь только на некоторых мероприятиях по закладке нового порта.

История морской крепости Императора Петра Великого берёт начало со времён самого Императора.

В поисках места для крепости на подходах к Петербургу Пётр лично обследовал береговую линию и в 1711 году выбрал Ревель и работы начались. Однако, сильнейший шторм 1716 года разрушил постройки и несколько кораблей. Работы вынужденно прекратились… почти на 200 лет.

Решение о переносе базы Балтийского Флота в Ревель было принято в 1907 году.

29 июня 1912 года в Ревеле состоялась торжественная закладка нового военного порта. На Ревельском рейде был собран весь Балтийский флот, и под гром салюта его артиллерии император Николай II заложил первый камень в основание нового мола. В своей речи Николай Второй назвал его портом Императора Петра Великого.

Ревельский рейд, прибытие Балтийского флота, июнь 1912

Среди присутствующих на торжественном событии, кроме самого Императора и Наследника, можно отметить Морского Министра Адмирала Григоровича, Товарища Морского Министра Вице-Адмирала Бубнова, Командира Ревельского порта Контр-Адмирала Гарса, Главного Инспектора Морской Строительной части Инженера-Генерал-Майора Берга, Главного Инженера-Строителя порта Остроумова.

Император Николай II на яхте «Штандартъ»

 

Император сделал запись в своем дневнике:

№ 1114. Яхта «Штандарт», Ревельский рейд, 29-го июня 1912 года.

В 29-й день июня 1912 года МНОЮ произведена закладка военного порта в Ревеле, наименованного портом Императора Петра Великого и долженствующего служить столь необходимой базой для воссоздаваемого Балтийского флота.

Как бы ни был искусно сооружён новый оплот наших вооруженных сил на побережье Балтийского моря, неприступность его будет покоиться первейшим образом на крепости духа тех чинов флота, на долю коих, в годину грозных испытаний, выпадет задача, в сознании священного долга пред Родиной, противопоставить нападению врага непоколебимую воинскую доблесть.

Два века тому назад Император Пётр Великий, велением которого была сооружена первая морская база в Кронштадте, завещал флоту оборонять этот порт «до последней силы и живота, яко наиглавнейшее дело …»

 

Епископ Рижский и Митавский Иоанн благословил закладку камня, после чего император, наследник престола и другие официальные лица заложили основу будущей базы.

На минутку отвлеку ваше внимание от истории основания базы.  Много лет назад, мой друг на один из юбилеев подарил мне вот эту доску на закладку Крепости. Побывав в середине 1980-х в Таллине, я решил увидеть, что же осталось от этого уникального сооружения. К моему удивлению, в то время насчитывалось почти 50 объектов, исторически связанных с Крепостью!

Закладная доска — морской порт Петра Великого, Ревель (из коллекции автора)
Закладная доска — морской порт Петра Великого, Ревель (из коллекции автора)
Увеличенные клейма с закладной доски (из коллекции автора)

Есть мнение, что автор закладной доски московский мастер Константин Пецъ (клейма ПЕЦЪ и КП), вернее это работа его мастерской, т.к. ко времени изготовления доски мастер уже давно скончался.

Если будут мнения о возможном авторстве, то с удовольствием его выслушаем.

Доска находилась в выложенную бархатом коробочку для ювелирных изделий ювелира Иосифа Копфа, Ревель. Также предположительно, что коробочка подобрана позже. Сама же доска находится в коллекции более 30-ти лет и получена именно в представленной коробочке.

Коробочка для ювелирных изделий ювелир Иосиф Копф, Ревель (из коллекции автора)

Ну, а 7 января 1913 года строительство и управление Ревель-Поркалаудской крепостью было передано Морскому ведомству. Непосредственным руководителем строительства крепости был назначен генерал-майор В.И. Щеглов.

Вскоре Государственная Дума утвердила законопроект, одна из статей которого предусматривала более 92-х миллионов рублей на устройство и оборудование крепости, получившей с 30 апреля 1913 года новое название — морская крепость Императора Петра Великого.

Сама Крепость являлась уникальным проектом, в строительстве которого были применены последние военно-технические разработки того времени.

Крепость занимала огромную территорию, от острова Сааремаа вплоть до самого Петербурга по обе стороны Финского залива.

Рабочий момент. Морской порт Петра Великого, Ревель

Внимание Российского правительства к Балтийскому морю в начале XX века вполне объяснимо — защита северной столицы от возможного нападения с Запада.

И, хотя Морская Крепость Императора Петра Великого не была закончена и к 1914 году, к началу Великой Войны, как называли тогда Первую Мировую, отдельные крепостные укрепления сыграли большую роль в оборонительных боях Великой Отечественной Войны в 1941 году.

Таллинская бухта, Крейсер «Киров», Август 1941

 

Использованные источники:

Амирханов Л.И. Морская крепость Императора Петра Великого. СПб:

изд-во «Иванов и Лещинский», 1995. ISBN 5-86467-020-0

 

Алекс Дубовский (США)
Изображения предметов из личной коллекции
и свободных источников Интернета 
предоставлены автором

 

Лях с секретом, или записки эмигранта (Алекс Дубовский)

Ещё один немец (Рейнхард Зольмс-Лаубахский) (Алекс Дубовский)

Роковая ошибка Наполеона (Алекс Дубовский)

Потерявшийся памятник (Алекс Дубовский)

Николай II: семья и престол

 

Награды Российской Империи

__________________

Обсудить материал на форуме >>>

Рекомендуем

Почётные грамоты

В советское время одной из популярных наград были Почётные грамоты. Получить грамоту

Витязи из Срема

Продолжаем цикл статей по истории появления и боевого применения советской авиационной техники

Братья-славяне?

Сегодняшний материал приурочен к празднованию Дня славянской письменности и культуры. Славянство. Панславизм.

Свиток Сугиуры

Третьего ноября 1913 года двенадцатилетний принц Хирохито официально был объявлен наследником престола
Перейти К началу страницы