Раздел подготавливается

Коллеги! Собираем термины, используемые в фалеристике. Присылайте для рассмотрения и добавления!

Термины ставим по алфавиту. Понятие термина разъясняем собственными словами.

Предложения по дополнениям и корректировке по этой ссылке!

 

 

АВЕРС — лицевая (видимая) сторона награды, знака или значка и т.д., несущая основную информацию.

АРЛЕКИН (жарг.) — один из вариантов ордена Отечественной войны.

АТРИБУЦИЯ — определение (восстановление/нахождение имени) изображённой на картине, фотографии и т.д. персоны.

БАНТ — особым способом сложенная орденская лента.

БАНТ ОРДЕНСКИЙ — отрезок орденской ленты, расположенный поперёк основной орденской ленты, добавляемый к младшим степеням орденов, носимых в петлице или на орденской колодке. До середины XIX века обозначал, что орден получен за боевые заслуги. (Позднее, только то, что орден получен военным?)

БЕЙДЖ (англ. badge [bæʤ] — произносится «бэдж») — элемент униформы, амуниции, в виде значка, наклейки, карточки, предназначенный для предоставления информации о его носителе. Бейджи предположительно произошли от служебных или должностных нагрудных знаков сотрудников предприятий.

БЛЯХА (нем. Blech — листовой, металлический лист) — металлическая пластинка (металлический листок, жестяная накладка, луда, щиток), кованая или катаная, как опознавательный знак, на котором выбита, вырезана/прорезана или выгравирована какая-либо надпись, номер или рисунок для обозначения принадлежности.

БУЛАВКА — в фалеристике металлический стержень на подобии иглы, служащий для прикрепления фалеронима к одежде, без использования зацепа (защитной скобки) для свободного конца булавки.

БУРТ (буртик, а также кант (от нем. borte – кайма, kante – край)) — окантовка, приподнятая над полем фалеронима и опоясывающая его по периметру.

БУХТИРОВКА — метод изготовления, при котором изделие как бы прокатывается, выдавливается изнутри, получая дополнительный объём.

ВИНТ — в фалеристике металлический стержень с нарезанной резьбой, служащий для присоединения фалеронима к одежде (реже иному месту крепления, например, к знамени). Винт приваривается в реверсу награды или знака. Винт может быть оснащён фланцем (так называемой «пяткой»).

ГАЙКА (закрутка, мутор) — в фалеристике металлическое приспособление с отверстием и внутренней резьбой для крепления фалеронима к одежде посредством винта.

ГИЛЬОШИРОВКА — нанесение на металл декоративных линий или рисунков, что способствует лучшему сцеплению металла и положенной на него эмали, а также для красоты.

ГРАВИРОВКА — нанесение рисунка на металл  посредством резца: штихеля, пуансона или лазера. Используется в т.ч. при подготовке штемпелей и нанесении номеров на награды и знаки.

ГРАМОТА ОРДЕНСКАЯ —

ГРАМОТА ПОЧЁТНАЯ — (см. Почётные грамоты) предмет награждения отличившегося лица или коллектива, в виде бумажного листа, содержащего наименование награждающей стороны, имя награждённого (или наименование), а также краткого описания заслуги (или повода награждения), для морального поощрения и для выделения работника (или коллектива) из ряда других работников. Почётная грамота может вручаться вместе с фалеронимом.

ГУРТ — боковая сторона медали (между аверсом и реверсом). Ушко медали обычно монтируется в гурт.

ДЕВИЗ —

ДЕФЕКТЫ МЕТАЛЛА (см. Дефекты металла)

ДЕФЕКТЫ ЭМАЛИ (см. Дефекты эмали)

ДОНАТ —

ДУБЛИКАТ —

ЖЕТОН —

ЗАКОЛКА — в фалеристике металлический стержень на подобии иглы, служащий для прикрепления фалеронима к одежде, при использовании зацепа (или защитной скобки, закрывающей остриё) для свободного конца булавки.

ЗВЕЗДА —

ЗВЕЗДА ОРДЕНСКАЯ —

ЗВЕЗДА ОРДЕНСКАЯ КОВАНАЯ — звезда орденов старших степеней, состоящая из отдельных кованых (штампованных) элементов, выполненная из серебра, золота или их сочетания, с использованием разных ювелирных техник.

ЗВЕЗДА ОРДЕНСКАЯ ШИТАЯ — звезда орденов старших степеней, вышитая на куске материи с использованием серебряной или золотой канители, блёсток. Пришивалась к одежде.

ЗНАК НАГРУДНЫЙ (в т.ч. должностной, служебный) — знак отличия, предназначенный для поощрения работника за его заслуги в профессиональной деятельности. К нагрудным знакам относятся утверждённые знаки выпускников Высших и средних учебных заведений. Также к нагрудным знакам фалеристы относят должностные знаки и знаки принадлежности, выполненные из драгоценных металлов — платина, золото и серебро, или так называемых в фалеристике «тяжёлых» металлов — медь, латунь или их содержащих сплавов. При изготовлении чаще используется перегородчатая эмаль, смолы, реже краска. Реже нагрудные знаки выполняются из пластических масс. Крепление к одежде винтовое (винт, гайка, шайба) или в виде заколок на застёжках. Обычно нагрудные знаки выглядят солидными, сложными в изготовлении и являются профессиональными работами авторов.

ЗНАК ОРДЕНСКИЙ — знак ордена, изготовленный в государственной или частной мастерской, соответствующий или не соответствующий требованиям Орденского капитула.

ЗНАК ОРДЕНСКИЙ НЕКАПИТУЛЬНЫЙ — знак ордена, не соответствующий требованиям Орденского капитула, выполненный в частной мастерской, с учётом пожеланий заказчика, например, в соответствии моде определённого периода времени.

ЗНАК РАННИЙ (ЗНАК ОРДЕНА РАННИЙ) — знак ордена до середины XIX века. Знаки ордена XVIII являются уникальными и встречаются в единичных экземплярах.

ЗНАКИ ОРДЕНА АЛМАЗНЫЕ —

ЗНАКИ ОРДЕНА БРИЛЛИАНТОВЫЕ —

ЗНАЧОК — недорогой и простой в изготовлении или массовый предмет фалеристики, обычно изготовленный из алюминия, жести, пластических масс, ситаллов. Изображение может быть выполнено в технологии перегородок, но, обычно, с применением красок. Крепление, чаще, заколка. Однако, некоторые значки могут быть редким коллекционным материалом.

ИНИЦИАЛЫ — первые буквы имени, отчества или фамилии автора награды: владельца мастерской, дизайнера, мастера, резчика, художника награды, иногда указываемые на фалерониме.

КАВАЛЕР — лицо, награждённое орденом, медалью, знаком или грамотой.

КАВАЛЕР БОЛЬШОГО КРЕСТА — кавалер орденов Святого Георгия или Святого Владимира старших I или II степеней, орденский крест которых имел больший размер, чем крест младших степеней.

КАПИТУЛ — учреждение ведающее изготовлением, вручением, учётом и возвратом наград.

КЛЕЙМО — знак для маркировки в виде символа или букв, обозначающий изготовителя фалеронима: предприятие или мастера. На одном фалерониме может быть несколько клейм. Клеймо ставится при помощи пуансона.

КНИЖКА ОРДЕНСКАЯ —

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ —

КОЛЛЕКЦИЯ — собрание однотипных предметов, соединённых общей идеей, определённой, поддерживаемой и развиваемой коллекционером.

КОЛОДКА НАГРАДНАЯ — соединённые воедино несколько (два и более) различных орденов, обычно младших степеней и/или знаков отличия орденов, и/или крестов, и/или медалей, и/или прочих наград, в том числе и иностранных, предназначенных для ношения на ленте на груди.

КОЛОДКА ОРДЕНСКАЯ — соединённые воедино несколько (два и более) разных орденов, обычно младших степеней, предназначенные для ношения на ленте на груди.

КОМПЛЕКТ ПОЛНЫЙ —

КОНВЕРТ К НАГРАДЕ (медали или ордену) — упаковка в виде сложенного «в конверт» бумажного листа, обычно с указанным на нём названием награды, степени, необходимой для ношения ленты.

КОПАНИНА (жарг.) — предметы долго находившиеся в земле и, обычно, обладающие соответствующими дефектами металла и эмалей, а также утратами.

КОПИЯ (см. Оригиналы и копии в фалеристике)  —

КОРОНА —

КРЕСТ —

КРЕСТ В ПЕТЛИЦЕ — крест орденов Святого Георгия и Святого Владимира 4-х степеней, а также орденов Святой Анны и Святого Станислава 3-х степеней, на орденской ленте, носимый на сюртуках во второй сверху пуговичной петле.

КРЕСТ ДУТЫЙ (жарг.) — орденский крест луч и медальон которого выполнены выпуклыми.

КРЕСТ ОРДЕНСКИЙ —

ЛЕНТА ОРДЕНСКАЯ — отрезок ленты муарового плетения с разным для каждого ордена порядком сочетания цветов, определённой для каждой степени ширины.

ЛИТЬЁ —

МЕДАЛЬ —

МЕДАЛЬ НАГРУДНАЯ —

МЕДАЛЬ НАСТОЛЬНАЯ —

МЕДАЛЬ ШЕЙНАЯ —

МЕДАЛЬЕР — специалист по гравированию штемпелей для изготовления фалеронимов, в т.ч. методом литья.

МЕДАЛЬОН (жарг. Таблетка) — Центральная часть награды или знака, обычно монтирующаяся в знак.

МЕТАЛЛ ТЁМНЫЙ —

МЕТАЛЛ СВЕТЛЫЙ —

МЕЧИ —

МИНИАТЮРА ФРАЧНАЯ — уменьшенный вариант знака награды. Первоначально использовался при ношении на гражданской одежде (на фраке).

МОНТИРОВКА —

МУАРОВАЯ ЛЕНТА — (от фр. moire) плотная шёлковая или полушёлковая лента с волнообразными переливами разных цветовых оттенков, используемая для ношения орденских знаков, для обозначения награждения, для покрытия колодки с наградами или для создания орденской розетки. Изготавливается в цветах, соответствующих конкретному ордену.

МУТОР — см. ГАЙКА

НАГРАДА —

НАГРАДА ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ —

НАКАТКА —

НОМЕР — индивидуальный цифровой номер, на награде или знаке, выполненный методом гравировки или при помощи пуансонов. Номер может быть закреплён в орденской книжке.

ОБРЕЗ —

ОРДЕН —

ОРДЕН ДЛЯ ИНОВЕРЦЕВ — орден, предназначенный для вручения лицам нехристианского вероисповедания. Вместо стандартного центрального медальона на кресте и звезде таких орденов располагалось изображение герба Российской Империи.

ОРДЕН С АЛМАЗАМИ — более высокий ранг отличия ордена. В Отечественной наградной системе алмазные знаки ордена не являлись отдельной степенью.

ОРДЕН С БРИЛЛИАНТАМИ —

ОРДЕН С МЕЧАМИ (в т.ч. по месту расположения мечей) —

ОРДЕН С МЕЧАМИ И БАНТОМ —

ОРДЕН С РАННИМИ ОРЛАМИ — кресты орденов Святого Александра Невского и Святого Станислава, созданные с начала до середины XIX века, между лучами которых расположены накладные гербы Российской Империи того времени — двуглавые орлы с опущенными вниз крыльями.

ОРДЕН С ТЁМНОЙ ЭМАЛЬЮ — некапитульный крест орденов Святого Александра Невского, Святого Владимира, Святой Анны или Святого Станислава, работы частной мастерской, лучи которого залиты тёмной (чёрной) эмалью. Были распространены в III четверти XIX века.

ОРДЕН ОДНОСТЕПЕННЫЙ — орден, не имеющий разделения на степени. в Российской Империи с 1831(32) года и на всём протяжении XIX века таких орденов было три: Святого Андрея Первозванного, Святого Александра Невского и Белого Орла.

ОРДЕН МНОГОСТЕПЕННЫЙ — орден, делящийся на степени. В Российской Империи с 1831(32) года и на всём протяжении XIX века таких орденов четыре: Святого Георгия, Святого Владимира, Святой Анны, Святого Станислава.

ОРДЕН СТАРШИЙ — самый старший из имеющихся у кавалера орденов.

ОРЛЫ (в т.ч. по времени: ранние, поздние) —

ОТЛИЧНИК (жарг.) —

ПАТИНА —

ПЕРЕБИВКА (ПЕРЕРЕЗКА) —

ПЛАКЕТКА (ПЛАКЕТ, от фр. plaquette — дощечка) — памятный или декоративный знак, имеющий форму многоугольника (с четырьмя углами и более). Обычно плакетки чеканятся как памятные знаки или в сувенирных целях.

ПЛАНКА (пристёжка на колодке (знак за военную кампанию, знак повторного награждения и т.п.) —

ПЛАНКА (с лентами) —

ПЛАНШЕТ —

ПЛАСТИНА ПРИЖИМНАЯ —

ПОДДЕЛКА —

ПРОМЗВЕНО — проволочка, соединяющая колодку и медаль. Промзвено может быть выполнено из драгоценного металла.

ПУАНСОН — приспособление используемое для маркировки (клеймления) или изготовлении фалеронима. Изготавливается  обронным гравированием.

РЕВЕРС — противоположная аверсу сторона (обращённая к одежде) награды, знака или значка и т.д., несущая дополнительную информацию, а также, обычно, крепление к одежде: винт, заколку. булавку и т.д.).

РОЗЕТКА — характерным образом сложенная орденская лента, в середине которой размещается награда или знак.

СИСТЕМА НАГРАДНАЯ —

СИТАЛЛЫ — стеклокристаллические материалы, полученные объёмной кристаллизацией стёкол и состоящие из одной или нескольких кристаллических фаз, равномерно распределённых в стекловидной фазе. Используются при изготовлении недорогих значков. «Ситалловые значки» красивые, блестящие и зеркальные, но сложные при фотографировании.

СЛЕДЫ НОСКИ (следы бытования) —лёгкие дефекты, в т.ч. потёртости и царапины, на фалерониме, появившиеся в процессе ношения, хранения и т.п.

СОБИРАТЕЛЬСТВО —

СОВФАЛЕРА (жарг.) — серьёзный термин фалеристики постсоветского пространства, показывающий увлечение коллекционированием Советских наград и Советских значков. Совфалера — предметы фалеристики Советского периода. Совфалера — это и награды, и знаки, и значки.

СТАТУТ —

СТЕКЛО В ЛУЧАХ — красное рубиновое стекло, применяемое для украшения лучей орденов Святого Александра Невского и Святой Анны с XVIII века до 1816 года, когда вместо стекла стала использоваться красная эмаль.

СТЕПЕНЬ —

СУРГУЧ —  использовался как покрытие лучей креста Знака Отличия Ордена Святой Анны (сокр. ЗООСА).

ТАБЛЕТКА (см. Медальон)

УХО (ушко) в т.ч. европейская манера расположения на награде —

ФАЛЕРИСТИКА (от лат. мн. ч. falerae, phalerae – металлические украшения, служившие воинскими знаками отличия, от греч. мн. ч. φάλαρα – металлические бляхи), вспомогательная историческая дисциплина. Ф. изучает ордена и медали (см. Медальерика), знаки (наградные, ведомственные и корпоративные, должностные, юбилейные и памятные, об окончании учебных заведений), значки (в т.ч. сувенирные), настольные медали и плакетки, жетоны, фрачные миниатюры, наградные документы. Также Ф. называют коллекционирование вышеуказанных предметов. Осн. функция Ф. – атрибуция и систематизация наград и наградных знаков как памятников истории и культуры по следующим признакам: учредительные документы, обстоятельства, место, время и технология создания, статус, сведения о награждённом, провенанс.

Термин «Ф.» впервые ввёл в использование в 1937 чеш. коллекционер и исследователь наград О. Пильц. Известным популяризатором Ф. стал с 1950-х гг. К. Клейтман (Науч. ин-т орденоведения в Зап. Берлине). В сер. 1970-х гг. Ф. окончательно выделяется из нумизматики в самостоятельную вспомогат. историч. дисциплину. Известные отеч. исследователи Ф.: И.Г. Спасский, В.Г. Бурков, В.А. Дуров, А.А. Кузнецов, И.В. Можейко (псевд. И.В. Всеволодов), Н.И. Чепурнов, Л.М. Гаврилова, С.П. Карпов и др. Как вид коллекционирования в СССР Ф. стала популярной после 6-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957), к проведению которого был налажен массовый выпуск служебных, наградных и сувенирных знаков.

Ныне в РФ наиболее крупными собраниями предметов Ф. обладают Музеи Московского КремляИсторический музейЭрмитаж, проводящие тематич. выставки, выпускающие каталоги. Среди крупных зарубежных музейных собраний: Нумизматич. кабинет в составе Гос. худож. собраний ДрезденаБританский музей, Берлинский минцкабинет (в составе Берлинских гос. музеев), Имперская сокровищница дворца Топкапы в Стамбуле и др.

С развитием Интернета упростился процесс атрибуции. В русскоязычной сети авторитетны старейшие тематич. форумы (напр., форум «Фалеристика»), специализир. виртуальные музеи («Награды императорской России», «Ордена и медали СССР», «Музей торговли» и др.)

Предметы Ф., зачастую являясь памятниками медальерного и ювелирного иск-ва, выгодны для инвестиций; в связи с этим возникла индустрия выпуска высококачественных копий и подделок.

Лит.: Scharfenberg G., Thiede G. Lexikin der Ordenskunde. Battenberg, 2010; Карпов С.П. Наградные системы мира. Фалеристика: учебное пособие. М., 2014. М.М. ТренихинА.А. Сидельников

ФАЛЕРИСТИКА. Большая Российская Энциклопедия. т. 33

ФАЛЕРОНИМ — отдельная единица фалеристического материала.

ФАЦЕТ — декоративный скос по краю знака.

ФЛАНЕЦ — деталь в основании крепления винта к фалерониму, служащая для усиления соединения. Фланцы могут припаиваться или, реже, приклеиваться.

ФРАЧНИК (см.  МИНИАТЮРА ФРАЧНАЯ)

ФУРНИТУРА

ЦАНГА —

ЦЕПЬ ОРДЕНСКАЯ (в т.ч. звенья) —

ШИТЬЁ —

ШТАМП — инструмент для механической обработки материалов методом штамповки.

ШТАМП ОБСЕЧНОЙ (обсечный?)— служит для чистовой обсечки излишков металла по краям отчеканенной заготовки фалеронима, до получения готового штампованного изделия, механической обработки или спаивания с другими элементами будущего фалеронима.

ШТЕМПЕЛЬ —

ШТИХЕЛЬ — режущий инструмент для гравирования в виде тонкого стального стержня, срезанного под углом на конце.

ШТРАЛ — элемент некоторых наградных знаков, размещаемый на винте крепления к одежде.

ЭМАЛЬ — стекловидное вещество (порошок, гранулы, бруски), которое наносится на металлическую основу, а затем нагревается в муфельной печи до температуры около 900 градусов. После застывания и обработки (шлифовка, полировка) образуется ровная гладкая стекловидная поверхность, преимущественно цветная. В фалеристике различают: Эмаль горячая ювелирная; Эмаль холодная на основе лаков; Эмаль эпола — синтетическая эмаль, создающая визуальный эффект горячей эмали.

 

Фалеристика

 

Предложения по дополнениям и корректировке по этой ссылке!