Коллеги! Собираем термины, используемые в фалеристике. Присылайте для рассмотрения и добавления!

Термины ставим по алфавиту. Понятие термина разъясняем собственными словами.

Предложения по дополнениям и корректировке по этой ссылке!

 

 

АВЕРС — лицевая (видимая) сторона награды, знака или значка и т.д., несущая основную информацию.

АТРИБУЦИЯ — определение (вос­ста­новле­ние/нахож­дение имени) изображённой на картине, фотографии и т.д. персоны.

БАНТ — особым способом сложенная орденская лента, при распо­ложении на колодке, часто служащая для увеличения статуса награды или уточнения награждения.

БАНТ ОРДЕНСКИЙ — отрезок орденской ленты, расположенный поперёк основной орденской ленты, добавляемый к младшим степеням орденов, носимых в петлице или на орденской колодке. До середины XIX века обозначал, что орден получен за боевые заслуги. (Позднее, только то, что орден получен военным?)

БЕЙДЖ (англ. badge [bæʤ] — произносится «бэдж») — элемент униформы, амуниции, в виде значка, наклейки, карточки, пред­назначенный для предостав­ления информации о его носителе. Бейджи предпо­ложительно произошли от служебных или должностных нагрудных знаков сотрудников предприятий.

БЛЯХА (нем. Blech — листовой, металлический лист) — металлическая пластинка (металлический листок, жестяная накладка, луда, щиток), кованая или катаная, как опознавательный знак, на котором выбита, вырезана/прорезана или выгравирована какая-либо надпись, номер или рисунок для обозначения принадлежности.

БУЛАВКА — в фалеристике металлический стержень на подобии иглы, служащий для прикрепления фалеронима к одежде, без использования зацепа (защитной скобки) для свободного конца булавки.

БУРТ (буртик, а также кант (от нем. borte – кайма, kante – край)) — окантовка, приподнятая над полем фалеронима и опоясывающая его по периметру.

БУХТИРОВКА — метод изготовления, при котором изделие как бы прокатывается, выдавливается изнутри, получая дополнительный объём.

ВИНТ — в фалеристике метал­лический стержень с нарезанной резьбой, служащий для присоединения фалеронима к одежде (реже иному месту крепления, например, к знамени). Винт приваривается в реверсу награды или знака. Винт может быть оснащён фланцем (так называемой «пяткой»).

ГАЙКА (закрутка, мутор) — в фалеристике металлическое приспо­собление с отверстием и внутренней резьбой для крепления фалеронима к одежде посредством винта.

ГИЛЬОШИРОВКА — нанесение на металл декоративных линий или рисунков, что способствует лучшему сцеплению металла и положенной на него эмали, а также для красоты.

ГРАВИРОВКА — нанесение рисунка на металл  посредством резца: штихеля, пуансона или лазера. Используется в т.ч. при подготовке штемпелей и нанесении номеров на награды и знаки.

ГРАМОТА ОРДЕНСКАЯ —

ГРАМОТА ПОЧЁТНАЯ — (см. Почётные грамоты) предмет награждения отличившегося лица или коллектива, в виде бумажного листа, содержащего наименование награждающей стороны, имя награждённого (или наименование), а также краткого описания заслуги (или повода награждения), для морального поощрения и для выделения работника (или коллектива) из ряда других работников. Почётная грамота может вручаться вместе с фалеронимом.

ГУРТ — боковая сторона медали (между аверсом и реверсом). Ушко медали обычно монтируется в гурт.

ДЕВИЗ —

ДЕФЕКТЫ МЕТАЛЛА (см. Дефекты металла)

ДЕФЕКТЫ ЭМАЛИ (см. Дефекты эмали)

ДОНАТ —

ДУБЛИКАТ —

ЖЕНСКИЙ БАНТ — лента, сложенная бантом, на которой носится орденский знак, или медаль для ношения женщинами. Традиция такого ношения появилась в Европе, но распространилась в Европе и не обошла страны Востока, такие, как Япония.

ЖЕТОН —

ЗАКОЛКА — в фалеристике металлический стержень на подобии иглы, служащий для прикрепления фалеронима к одежде, при исполь­зовании зацепа (или защитной скобки, закрывающей остриё) для свободного конца булавки.

ЗВЕЗДА —

ЗВЕЗДА ОРДЕНСКАЯ —

ЗВЕЗДА ОРДЕНСКАЯ КОВАНАЯ — звезда орденов старших степеней, состоящая из отдельных кованых (штампованных) элементов, выполненная из серебра, золота или их сочетания, с использованием разных ювелирных техник.

ЗВЕЗДА ОРДЕНСКАЯ ШИТАЯ — звезда орденов старших степеней, вышитая на куске материи с исполь­зованием серебряной или золотой канители, блёсток. Пришивалась к одежде.

ЗНАК ДОЛЖНОСТНОЙ — (он же служебный знак), в т.ч. выполненный в виде жетона – нагрудный знак, предназна­ченный для идентификации сотрудника предприятия или организации, находящегося при исполнении служебных обязанностей и на период их исполнения.

ЗНАК КОРПОРАТИВНЫЙ — знак, показывающий принадлежность к определённому профес­сиональному, политическому, по интересам и т.д. объединению людей. Например, профсоюзные знаки, октябрятские, пионерские и комсомольские значки, знаки мото­объединений, спортивных обществ, в общем те, которые носятся чтобы показать свою принадлежность к какому-то сообществу и выделить себя из общества других людей. Право ношения принадлежит только членам соответ­ствующих организаций. Корпоративные знаки могут быть в свободной продаже, но без права их ношения не членами соответствующих объединений.

ЗНАК НАГРАДНОЙ — знак, изготовленный по заказу государственных (или муниципальных) организаций и пред­приятий, для поощрения своих работников. В эту же категорию относим знаки, выпущенные чтобы отметить многолетний труд работников. Наградные знаки обычно сопровождаются соответ­ствующим документом, подтвер­ждающим право владения. Наградные знаки не подлежат свободной продаже.

ЗНАК НАГРУДНЫЙ (в т.ч. должностной, служебный, наградной) — знак отличия, предназ­наченный для поощрения работника за его заслуги в профес­сиональной деятельности. К нагрудным знакам относятся утверждённые знаки выпускников Высших и средних учебных заведений. Также к нагрудным знакам фалеристы относят должностные знаки и знаки принадлежности, выпол­ненные из драгоценных металлов — платина, золото и серебро, или так называемых в фалеристике «тяжёлых» металлов — медь, латунь или их содержащих сплавов. При изготовлении чаще используется перегородчатая эмаль, смолы, реже краска. Реже нагрудные знаки выполняются из пластических масс. Крепление к одежде винтовое (винт, гайка, шайба) или в виде заколок на застёжках. Обычно нагрудные знаки выглядят солидными, сложными в изготовлении и являются профессиональными работами авторов.

ЗНАК ОБ ОКОНЧАНИИ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ — знак изготовленный для выпускников конкретного учебного заведения и являющиеся дополнением к соответствующему документу об окончании этого учебного заведения. Знаки об окончании учебных заведений не подлежат свободной продаже.

ЗНАК ОРДЕНСКИЙ — знак ордена, изготовленный в государст­венной или частной мастерской, соответствующий или не соответствующий требованиям Орденского капитула.

ЗНАК ОРДЕНСКИЙ НЕКАПИТУЛЬНЫЙ — знак ордена, не соответствующий требованиям Орденского капитула, выполненный в частной мастер­ской, с учётом пожеланий заказчика, например, в соответствии моде опре­делённого периода времени.

ЗНАК РАННИЙ (ЗНАК ОРДЕНА РАННИЙ) — знак ордена до середины XIX века. Знаки ордена XVIII являются уникальными и встречаются в единичных экземплярах.

ЗНАК СУВЕНИРНЫЙ (ПАМЯТНЫЙ, в т.ч. ЮБИЛЕЙНЫЙ) — знак выпущенный для закрепления в памяти какого-то события (или места посещения), предназначенный как для выдачи определённому кругу лиц (или конкретному лицу) без поступления в продажу, так и для свободной продажи без ограничения права на ношение широкому кругу заинтересованных лиц.

ЗНАКИ ОРДЕНА АЛМАЗНЫЕ —

ЗНАКИ ОРДЕНА БРИЛЛИАНТОВЫЕ —

ЗНАЧОК — недорогой и простой в изготовлении или массовый предмет фалеристики, обычно изго­товленный из алюминия, жести, пластических масс, ситаллов. Изображение может быть выполнено в технологии перегородок, но, обычно, с применением красок. Крепление, чаще, заколка. Однако, некоторые значки могут быть редким коллекционным материалом.

ИНИЦИАЛЫ — первые буквы имени, отчества или фамилии автора награды: владельца мастерской, дизайнера, мастера, резчика, художника награды, иногда указываемые на фалерониме.

КАВАЛЕР — лицо, награждённое орденом, медалью, знаком или грамотой.

КАВАЛЕР БОЛЬШОГО КРЕСТА — кавалер орденов Святого Георгия или Святого Владимира старших I или II степеней, орденский крест которых имел больший размер, чем крест младших степеней.

КАПИТУЛ — учреждение ведающее изготовлением, вручением, учётом и возвратом наград.

КЛЕЙМО — знак для маркировки в виде символа или букв, обозначающий изготовителя фалеронима: предприятие, мастера или пробирное. На одном фалерониме может быть несколько клейм. Клеймо ставится при помощи пуансона.

  • Клеймо АК — Карпов Александр Карпович, мастерская золотых и серебряных изделий
  • Клеймо АК — Альберт Кейбель. Клеймо 1882—1910 гг. Использовалось совместно клеймо придворного поставщика «герб России»
  • Клеймо АР — Александр Романов, управляющий Петербургским пробирным округом до 1 марта 1908 г.
  • Клеймо БрБ — Братья Бовдзей, мастерская, Москва
  • Клеймо ВД — Вера Дитвальд, клеймо 1910—1917 гг., встречается вместе с клеймом ЭДУАРДЪ
  • Клеймо ДО — Дмитрий Осипов, Санкт-Петербург
  • Клеймо ИЛ — Йоганн Линдстед, клеймо 1906-1910 гг., встречается вместе с клеймом ЭДУАРДЪ
  • Клеймо ИЛ — Иван Лебёдкин, управляющий Московским пробирным округом с 1899 г.
  • Клеймо IK — Юлиус Кейбель. Клеймо 1862-1908 гг.
  • Клеймо IP — Эммануил Панаш, мастер золотых и серебряных дел, Санкт-Петербург, официальный поставщик российских орденов государственного заказа 1821—1837 гг.
  • Клеймо Keibel — Кейбель Отто Самуил (1768-1809), его сын Кейбель Иоган-Вильгельм (30.05.1788-25.05.1862). В 1826 году изготовил Императорскую корону. Клеймо Keibel использовалось 1821—1910 гг. Фирма «Кейбель» изготавливала капитульные орденские знаки 1854—1910 гг. Фирма просуществовала до 1910 г.
  • Клеймо КК — Иоганн-Вильгельм Кейбель и Генрих-Вильгельм Кеммерер. Клеймо использовалось 1836/37-1854 —  гг. по заказу Капитула орденов изготавливали орденские знаки
  • Клеймо КФ и К.ФАБЕРЖЕ — Фаберже Густав, его сын Фаберже Пётр-Карл
  • Клеймо NP и N:P — Константин Никольс и Виллиам Плинке. Фирма «Английский магазин» (СПб), потомственные почётные граждане с 1844 г. Поставщики Двора Е.И.В. С сентября 1855 по 1880 гг. — поставщик Капитула Российских Императорских и Царских Орденов
  • Клеймо ПА — Павел Алексеев, золотых и серебряных дел мастер, Санкт-Петербург, 1850—1870 гг.
  • Клеймо PL — Petter Lageyquist, мастер золотых и серебряных дел, Санкт-Петербург, 1829—1862 гг.
  • Клеймо С.В. — Карл Бланк, Санкт-Петербург, владелец мастерской золотых и серебряных дел
  • Клеймо WK — Вильгельм (Иоганн) Кейбель. Клеймо 1842-1862 гг.
  • Клеймо ЭДУАРДЪ — фирма «ЭДУАРД» изготавливала капитульные орденские знаки 1906-1917 гг.
  • Клеймо ЯЛ — Яков Ляпунов, управляющий Петербургским пробирным округом до апреля 1904 г.

Клеймо пробирное (государст­вен­ное пробирное клеймо, проба) — специальный знак, который устанавливается на ювелирных изделиях, в т.ч. изделиях содержащих благородные металлы, например, ордена, медали, др. фалеронимы и т.д.

  • Клеймо пробирное «84 и якоря (герб СПб)» — до 1 января 1899 г.
  • Клеймо пробирное «84 и голова в кокошнике влево» — до 1 марта 1908 г.
  • Клеймо пробирное «голова в кокошнике вправо и 84» — перед клеймом ставилась маленькая буква греческого алфавита обозначающая пробирный округ, например, альфа — С-Пб, дельта — Москва и т.д., с 1 марта 1908 г.

КНИЖКА ОРДЕНСКАЯ —

КОЛЛЕКЦИОНЕР — лицо, собирающее какие-либо предметы (в т.ч. зафиксированные тексты и т.п.), основываясь на определённой идее. Предметы могут быть более или менее однородные, но могут быть соединены в коллекцию только общей идеей. Коллекционеры не только приобретают, сохраняют, но и изучают, классифицируют, и могут (если умеют) поделиться знаниями, а также пропагандируют кол­лекцио­ниро­вание. Коллекционер собирает не объём, массу вещей, а предметы, подкрепляя их знаниями о предметах или идее. Лично прочувст­вованное восприятие какого-либо события «иллюстрируется» приобретаемым в коллекцию предметом, либо через всю коллекцию или выбранную коллекционную тему. Коллекционер для коллекции ставит во главу угла не количество предметов, а только их качество, подкреплённое знаниями о них и чёткой необходимостью наличия данного предмета в коллекции.

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ — это потребность в самовыражении для многих людей, показывающая, строящая, во многом определяющая внутренний мир. Кол­лекциони­рование становиться связующим звеном для отношения к сегодняшнему времени. Коллекцио­нирование — это творчество. Коллек­циониро­вание — значительное явление культуры.

КОЛЛЕКЦИЯ — собрание однотипных предметов, соединённых общей идеей, определённой, поддерживаемой и развиваемой коллекционером. Коллекция — это единовременное соединение предметов, объединённых общей идеей, духом, азартом, стремлением, победой, гордостью обладания и т.д. Коллекция может состоять как из однотипных/однородных предметов, так и из предметов разнородных, но связанных общей идеей, носителем которой выступает коллекционер. При разобщении составляющих коллекцию предметов — идея коллекции и её составные части исчезают.

КОЛОДКА НАГРАДНАЯ — соединённые воедино несколько (два и более) различных орденов, обычно младших степеней и/или знаков отличия орденов, и/или крестов, и/или медалей, и/или прочих наград, в том числе и иностранных, предназначенных для ношения на ленте на груди.

КОЛОДКА ОРДЕНСКАЯ — соединённые воедино несколько (два и более) разных орденов, обычно младших степеней, предназначенные для ношения на ленте на груди.

КОМПЛЕКТ ПОЛНЫЙ —

КОНВЕРТ К НАГРАДЕ (медали или ордену) — упаковка в виде сложенного «в конверт» бумажного листа, обычно с указанным на нём названием награды, степени, необходимой для ношения ленты.

КОПАНИНА (жарг.) — предметы долго находившиеся в земле и, обычно, обладающие соответствующими дефектами металла и эмалей, а также утратами.

КОПИЯ (см. Оригиналы и копии в фалеристике)  —

КОРОНА —

КРЕСТ —

КРЕСТ В ПЕТЛИЦЕ — крест орденов Святого Георгия и Святого Владимира 4-х степеней, а также орденов Святой Анны и Святого Станислава 3-х степеней, на орденской ленте, носимый на сюртуках во второй сверху пуговичной петле.

КРЕСТ ДУТЫЙ (жарг.) — орденский крест луч и медальон которого выполнены выпуклыми.

КРЕСТ ОРДЕНСКИЙ —

ЛЕНТА ОРДЕНСКАЯ — отрезок ленты муарового плетения с разным для каждого ордена порядком сочетания цветов, определённой для каждой степени ширины.

ЛИТЬЁ —

МЕДАЛЬ —

МЕДАЛЬ НАГРУДНАЯ —

МЕДАЛЬ НАСТОЛЬНАЯ — памятная медаль, имеющая обычно художественно выполненный аверс и реверс (иногда реверс не несёт никакой информации), не предназначенная для ношения.

МЕДАЛЬ ШЕЙНАЯ — медаль, согласно статуту носимая на специальной шейной ленте орденского цвета на шее кавалера.

МЕДАЛЬЕР — специалист по гравированию штемпелей для изготовления фалеронимов, в т.ч. методом литья.

МЕДАЛЬОН (жарг. Таблетка) — Центральная часть награды или знака, обычно монтирующаяся в знак или награду.

МЕТАЛЛ ТЁМНЫЙ —

МЕТАЛЛ СВЕТЛЫЙ —

МЕЧИ —

МИНИАТЮРА ФРАЧНАЯ — уменьшенный вариант знака награды. Первоначально использовался при ношении на гражданской одежде (на фраке).

МОНТИРОВКА — операции по сборке (монтажу) предмета фалеристики и его элементов, где основными процессами являются: пайка, сборка, сборка подвижных соединений, опиливание и шабровка изделия и закрепка элементов.

МУАРОВАЯ ЛЕНТА — (от фр. moire) плотная шёлковая или полушёлковая лента с волнообразными переливами разных цветовых оттенков, используемая для ношения орденских знаков, для обозначения награждения, для покрытия колодки с наградами или для создания орденской розетки. Изготавливается в цветах, соответствующих конкретному ордену.

МУТОР — см. ГАЙКА

НАГРАДА —

НАГРАДА ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ —

НАКАТКА —

НОМЕР — индивидуальный цифровой номер, на награде или знаке, выполненный методом гравировки или при помощи пуансонов. Номер награды или наградного значка может быть закреплён/подтверждён в документе, например, в орденской книжке или свидетельстве и т.п. Номер на награде подтверждает награждение, связывая награду, наградной документ и документированный акт о награждении. Номер, означающий личный зафиксированный номер сотрудника, может быть на других фалеронимах: рабочих жетонах предприятий, бляхах и значках сотрудников предприятий и организаций.

ОБРЕЗ —

ОРДЕН —

ОРДЕН ДЛЯ ИНОВЕРЦЕВ — орден, предназначенный для вручения лицам нехристианского вероисповедания. Вместо стандартного центрального медальона на кресте и звезде таких орденов располагалось изображение герба Российской Империи.

ОРДЕН С АЛМАЗАМИ — более высокий ранг отличия ордена. В Отечественной наградной системе алмазные знаки ордена не являлись отдельной степенью.

ОРДЕН С БРИЛЛИАНТАМИ —

ОРДЕН С МЕЧАМИ (в т.ч. по месту расположения мечей) —

ОРДЕН С МЕЧАМИ И БАНТОМ —

ОРДЕН С РАННИМИ ОРЛАМИ — кресты орденов Святого Александра Невского и Святого Станислава, созданные с начала до середины XIX века, между лучами которых расположены накладные гербы Российской Империи того времени — двуглавые орлы с опущенными вниз крыльями.

ОРДЕН С ТЁМНОЙ ЭМАЛЬЮ — некапитульный крест орденов Святого Александра Невского, Святого Владимира, Святой Анны или Святого Станислава, работы частной мастерской, лучи которого залиты тёмной (чёрной) эмалью. Были распространены в III четверти XIX века.

ОРДЕН ОДНОСТЕПЕННЫЙ — орден, не имеющий разделения на степени. в Российской Империи с 1831(32) года и на всём протяжении XIX века таких орденов было три: Святого Андрея Первозванного, Святого Александра Невского и Белого Орла.

ОРДЕН МНОГОСТЕПЕННЫЙ — орден, делящийся на степени. В Российской Империи с 1831(32) года и на всём протяжении XIX века таких орденов четыре: Святого Георгия, Святого Владимира, Святой Анны, Святого Станислава.

ОРДЕН СТАРШИЙ — самый старший из имеющихся у кавалера орденов.

ОРЛЫ (в т.ч. по времени: ранние, поздние) —

ОТЛИЧНИК (жарг.) —

ПАТИНА —

ПЕРЕБИВКА (ПЕРЕРЕЗКА) —

ПЛАКЕТКА (ПЛАКЕТ, от фр. plaquette — дощечка) — памятный или декоративный знак, имеющий форму многоугольника (с четырьмя углами и более). Обычно плакетки чеканятся как памятные знаки или в сувенирных целях.

ПЛАНКА (пристёжка на колодке (знак за военную кампанию, знак повторного награждения и т.п.) —

ПЛАНКА (с лентами) —

ПЛАНШЕТ —

ПЛАСТИНА ПРИЖИМНАЯ — металлическая пластина, служащая для увеличения площади соприкосновения гайки с одеждой на винтовом знаке. Носится с обратной стороны материала одежды, на который прикрепляется фалероним и прижимается гайкой. Условно прижимная пластина выполняет функция шайбы при винте с гайкой. Может выполняться из серебра и иметь соответствующие штампы: проба и клеймо производителя.

ПОДДЕЛКА —

ПРОМЗВЕНО — проволочка, соединяющая колодку и медаль. Промзвено может быть выполнено из драгоценного металла.

ПУАНСОН — приспособление используемое для маркировки (клеймления) или изготовлении фалеронима. Изготавливается  обронным гравированием.

РЕВЕРС — противоположная аверсу сторона (обращённая к одежде) награды, знака или значка и т.д., несущая дополнительную информацию, а также, обычно, крепление к одежде: винт, заколку. булавку и т.д.).

РОЗЕТКА — характерным образом сложенная орденская лента, в середине которой размещается награда или знак.

СИСТЕМА НАГРАДНАЯ —

СИТАЛЛЫ — стеклокристаллические материалы, полученные объёмной кристаллизацией стёкол и состоящие из одной или нескольких кристаллических фаз, равномерно распределённых в стекловидной фазе. Используются при изготовлении недорогих значков. «Ситалловые значки» красивые, блестящие и зеркальные, но сложные при фотографировании.

СЛЕДЫ НОСКИ (следы бытования) —лёгкие дефекты, в т.ч. потёртости и царапины, на фалерониме, появившиеся в процессе ношения, хранения и т.п.

СОБИРАТЕЛЬ — это лицо приобретающее, сохраняющее, собирающее коллекцию, но не ставящее задачу изучить или поделиться знаниями о предметах коллекции (хотя может этого желать). Для собирателя количество является очень важным показателем.

СОБИРАТЕЛЬСТВО — приобретение предметов без

СОВФАЛЕРА (жарг.) — серьёзный термин фалеристики постсоветского пространства, пока­зывающий увлечение коллекцио­нирование Советских наград и Советских значков. Совфалера — предметы фалеристики Советского периода. Совфалера — это и награды, и знаки, и значки.

СТАТУТ — письменно закреплённое, узаконенное правило вручения, ношения, привилегий, изымания и т.д. для определённой награды.

СТЕКЛО В ЛУЧАХ — красное рубиновое стекло, применяемое для украшения лучей орденов Святого Александра Невского и Святой Анны с XVIII века до 1816 года, когда вместо стекла стала использоваться красная эмаль.

СТЕПЕНЬ — соотношение нескольких наград одного ордена или одной медали по уровню значимости. В русской и советской системе отсчёт значимости идёт от большего номера к меньшему — более почётному.

СУРГУЧ —  застывающий при нагревании материал, использовался как покрытие лучей креста Знака Отличия Ордена Святой Анны (сокр. ЗООСА).

ТАБЛЕТКА (см. Медальон)

УХО (ушко) — элемент, обычно в виде кольца (в некоторых случаях форма может быть иной, например в П-образной), для крепления ордена, медали или знака к колодке. Ухо обычно имеет ответную часть — ухо такого же размера или формы на соответствующей колодке. В отечественной традиции ухо выполняется параллельно поверхности награды или знака. Европейской манерой расположения уха называется перпендикулярное расположение относительно поверхности награды или знака. Ухо может быть как прикреплённое к фалерониму, так и являющееся его неотъемлемой частью.

ФАЛЕРИСТИКА (от лат. мн. ч. falerae, phalerae – металлические украшения, служившие воинскими знаками отличия, от греч. мн. ч. φάλαρα – металлические бляхи), вспомогательная историческая дисциплина. Ф. изучает ордена и медали (см. Медальерика), знаки (наградные, ведомственные и корпоративные, должностные, юбилейные и памятные, об окончании учебных заведений), значки (в т.ч. сувенирные), настольные медали и плакетки, жетоны, фрачные миниатюры, наградные документы. Также Ф. называют коллекцио­нирование вышеука­занных предметов. Осн. функция Ф. – атрибуция и систематизация наград и наградных знаков как памятников истории и культуры по следующим признакам: учредительные документы, обстоятельства, место, время и технология создания, статус, сведения о награждённом, провенанс.

Термин «Ф.» впервые ввёл в использование в 1937 чеш. коллекционер и исследователь наград О. Пильц. Известным популяризатором Ф. стал с 1950-х гг. К. Клейтман (Науч. ин-т орденоведения в Зап. Берлине). В сер. 1970-х гг. Ф. окончательно выделяется из нумизматики в само­стоятельную вспомогат. историч. дисциплину. Известные отеч. исследователи Ф.: И.Г. Спасский, В.Г. Бурков, В.А. Дуров, А.А. Кузнецов, И.В. Можейко (псевд. И.В. Всеволодов), Н.И. Чепурнов, Л.М. Гаврилова, С.П. Карпов и др. Как вид коллекцио­нирования в СССР Ф. стала популярной после 6-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957), к проведению которого был налажен массовый выпуск служебных, наградных и сувенирных знаков.

Ныне в РФ наиболее крупными собраниями предметов Ф. обладают Музеи Московского КремляИсторический музейЭрмитаж, проводящие тематич. выставки, выпускающие каталоги. Среди крупных зарубежных музейных собраний: Нумизматич. кабинет в составе Гос. худож. собраний ДрезденаБританский музей, Берлинский минцкабинет (в составе Берлинских гос. музеев), Имперская сокровищница дворца Топкапы в Стамбуле и др.

С развитием Интернета упростился процесс атрибуции. В русскоязычной сети авторитетны старейшие тематич. форумы (напр., форум «Фалеристика»), специализир. виртуальные музеи («Награды императорской России», «Ордена и медали СССР», «Музей торговли» и др.)

Предметы Ф., зачастую являясь памятниками медальерного и ювелирного иск-ва, выгодны для инвестиций; в связи с этим возникла индустрия выпуска высококачественных копий и подделок.

Лит.: Scharfenberg G., Thiede G. Lexikin der Ordenskunde. Battenberg, 2010; Карпов С.П. Наградные системы мира. Фалеристика: учебное пособие. М., 2014. М.М. ТренихинА.А. Сидельников

ФАЛЕРИСТИКА. Большая Российская Энциклопедия. т. 33

ФАЛЕРОНИМ — отдельная единица фалеристического материала.

ФАЦЕТ — декоративный скос по краю знака.

ФЛАНЕЦ — деталь в основании крепления винта к фалерониму, служащая для усиления соединения. Фланцы могут припаиваться или, реже, приклеиваться.

ФРАЧНИК (см.  МИНИАТЮРА ФРАЧНАЯ)

ФУРНИТУРА

ЦАНГА —

ЦЕЛЬ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ — удовлетворение потребности самовыражения посредством обладания рядом тематически подобранных в система­тизированную коллекцию предметов и знаний о них. А также пропаганда кол­лекциониро­вания, часто неосознанная.

ЦЕПЬ ОРДЕНСКАЯ (в т.ч. звенья) —

ШИТЬЁ —

ШТАМП — инструмент для механической обработки материалов методом штамповки.

ШТАМП ОБСЕЧНОЙ (обсечный?)— служит для чистовой обсечки излишков металла по краям отчеканенной заготовки фалеронима, до получения готового штампованного изделия, механической обработки или спаивания с другими элементами будущего фалеронима.

ШТЕМПЕЛЬ —

ШТИХЕЛЬ — режущий инструмент для гравирования в виде тонкого стального стержня, срезанного под углом на конце.

ШТРАЛ — элемент некоторых наградных знаков, размещаемый на винте крепления к одежде.

ЭМАЛЬ — стекловидное вещество (порошок, гранулы, бруски), которое наносится на металлическую основу, а затем нагревается в муфельной печи до температуры около 900 градусов. После застывания и обработки (шлифовка, полировка) образуется ровная гладкая стекловидная поверхность, преимущественно цветная. В фалеристике различают: Эмаль горячая ювелирная; Эмаль холодная на основе лаков; Эмаль эпола — синтетическая эмаль, создающая визуальный эффект горячей эмали.

 

Фалеристика

 

Предложения по дополнениям и корректировке по этой ссылке!