Коллеги! Собираем термины, используемые в фалеристике. Присылайте для рассмотрения и добавления!

Термины ставим по алфавиту. Понятие термина разъясняем собственными словами.

Предложения по дополнениям и корректировке направляйте редактору!

 

 

АВЕРС — лицевая (видимая) сторона награды, знака или значка и т.д., несущая основную информацию.

АТРИБУЦИЯ — определение (вос­ста­новле­ние/нахож­дение имени) изображённой на картине, фотографии и т.д. персоны.

БАНТ — особым способом сложенная орденская лента, при распо­ложении на колодке, часто служащая для увеличения статуса награды или уточнения награждения.

БАНТ ОРДЕНСКИЙ — отрезок орденской ленты, расположенный поперёк основной орденской ленты, добавляемый к младшим степеням орденов, носимых в петлице или на орденской колодке. До середины XIX века обозначал, что орден получен за боевые заслуги. (Позднее, только то, что орден получен военным?)

БЕЙДЖ (англ. badge [bæʤ] — произносится «бэдж») — элемент униформы, амуниции, в виде значка, наклейки, карточки, пред­назначенный для предостав­ления информации о его носителе. Бейджи предпо­ложительно произошли от служебных или должностных нагрудных знаков сотрудников предприятий.

БЛЯХА (нем. Blech — листовой, металлический лист) — металлическая пластинка (металлический листок, жестяная накладка, луда, щиток), кованая или катаная, как опознавательный знак, на котором выбита, вырезана/прорезана или выгравирована какая-либо надпись, номер или рисунок для обозначения принадлежности.

БУКВЫ НА МЕДАЛЯХ (инициалы на медалях, клейма мастеров) — рельефное изображение на медалях является «подписью» медальера.

  • А.Г.
  • А.Л. — Александр Лялин
  • ДК — фабрика (мастерская) Дмитрия Кучкина, г. Москва, 1908 — 1917 гг.
  • IM — Иосиф Маршак, г. Киев
  • ЛЗ — Людвиг Зеллинг. Братья Вундер
  • Л. Ш. — Леопольд Штейнман (Леопольд Христианович Штейнман (Steinman, Leopold) 1848-1897)
  • Л.Ш.Р. — Леопольд Штейман Резал (Леопольд Христианович Штейнман (Steinman, Leopold) 1848-1897)
  • Л.ШТЕЙНМАНЪ Р. — Леопольд Штейнман (Леопольд Христианович Штейнман (Steinman, Leopold) 1848-1897)
  • Н.П. — Н. Прокофьев
  • Т.I. — Тимофей Иванов
  • Т. Iвановъ — Тимофей Иванов
  • C. Leberecht — Карл Александрович Леберехт (нем. Carl Leberecht; 1755—1827) — медальер Санкт-Петербургского монетного двора, академик Императорской Академии художеств

БУЛАВКА — в фалеристике металлический стержень на подобии иглы, служащий для прикрепления фалеронима к одежде, без использования зацепа (защитной скобки) для свободного конца булавки.

БУРТ (буртик, а также кант (от нем. borte – кайма, kante – край)) — окантовка, приподнятая над полем фалеронима и опоясывающая его по периметру.

БУХТИРОВКА — метод изготовления, при котором изделие как бы прокатывается, выдавливается изнутри, получая дополнительный объём.

ВИНТ — в фалеристике метал­лический стержень с нарезанной резьбой, служащий для присоединения фалеронима к одежде (реже иному месту крепления, например, к знамени). Винт приваривается в реверсу награды или знака. Винт может быть оснащён фланцем (так называемой «пяткой»).

ГАЙКА (закрутка, мутор) — в фалеристике металлическое приспо­собление с отверстием и внутренней резьбой для крепления фалеронима к одежде посредством винта.

ГИЛЬОШИРОВКА — нанесение на металл декоративных линий или рисунков, что способствует лучшему сцеплению металла и положенной на него эмали, а также для красоты.

ГРАВИРОВКА — нанесение рисунка на металл  посредством резца: штихеля, пуансона или лазера. Используется в т.ч. при подготовке штемпелей и нанесении номеров на награды и знаки.

ГРАМОТА ОРДЕНСКАЯ —

ГРАМОТА ПОЧЁТНАЯ — (см. Почётные грамоты) предмет награждения отличившегося лица или коллектива, в виде бумажного листа, содержащего наименование награждающей стороны, имя награждённого (или наименование), а также краткого описания заслуги (или повода награждения), для морального поощрения и для выделения работника (или коллектива) из ряда других работников. Почётная грамота может вручаться вместе с фалеронимом.

ГУРТ — боковая сторона медали (между аверсом и реверсом). Ушко медали обычно монтируется в гурт.

ДЕВИЗ — девиз на награде, кратко выражающий суть орденского объединения, наглядными элементами которого выступают знак, звезда, орденская лента.

ДЕФЕКТЫ МЕТАЛЛА — (см. Дефекты металла)

ДЕФЕКТЫ ЭМАЛИ — (см. Дефекты эмали)

ДОНАТ — донат ордена Святого Иоанна Иерусалимского, наградной знак учреждённый указом императором Павлом I от 29 ноября 1798 года, вручавшийся взамен Знака отличия ордена Святой Анны. Всего пожаловано 1129 знаков. Известно сохранившихся — 3 доната: Государственный Эрмитаж (№ 483), Государственный исторический музей (№ 503), Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (№ 913).

ДУБЛИКАТ (лат. duplicatus — «удвоенный») — официальная копия награды, сделанная на предприятии (Монетном дворе) для повсе­днев­ного ношения ка­валером. Может быть изготовлен не из драгоценных металлов в отличие от оригинала (латунь вместо золота и т.п.). При утере, либо порче награды, кавалер мог получал официальный дубликат. Как правило, клеймится буквой «Д» на реверсе. Дубликатом также может быть утраченный документ. Дубликаты выдаются на основании определённых требований нормативных документов (см. Sammlung/Коллекция Оригиналы и копии в фалеристике).

ЖЕНСКИЙ БАНТ — лента, сложенная бантом, на которой носится орденский знак, или медаль для ношения женщинами. Традиция такого ношения появилась в Европе, но распространилась в Европе и не обошла страны Востока, такие, как Япония.

ЖЕТОН — сувенирное или ювелирное изделие (медальон) для ношения на цепочке, выполненное на память о каком-то событии. Жетон может содержать памятную надпись. Жетон может напоминать медаль, но не имеет статута. Встречаются наградные жетоны.

ЗАКОЛКА — в фалеристике металлический стержень на подобии иглы, служащий для прикрепления фалеронима к одежде, при исполь­зовании зацепа (или защитной скобки, закрывающей остриё) для свободного конца булавки.

ЗВЕЗДА — (см. Вильям Похлёбкин. Звезда. Символика)

ЗВЕЗДА ОРДЕНСКАЯ —

ЗВЕЗДА ОРДЕНСКАЯ КОВАНАЯ — звезда орденов старших степеней, состоящая из отдельных кованых (штампованных) элементов, выполненная из серебра, золота или их сочетания, с использованием разных ювелирных техник.

ЗВЕЗДА ОРДЕНСКАЯ ШИТАЯ — звезда орденов старших степеней, вышитая на куске материи с исполь­зованием серебряной или золотой канители, блёсток. Пришивалась к одежде.

ЗНАК ДОЛЖНОСТНОЙ — (он же служебный знак), в т.ч. выполненный в виде жетона – нагрудный знак, предназна­ченный для идентификации сотрудника предприятия или организации, находящегося при исполнении служебных обязанностей и на период их исполнения.

ЗНАК КОРПОРАТИВНЫЙ — знак, показывающий принадлежность к определённому профес­сиональному, политическому, по интересам и т.д. объединению людей. Например, профсоюзные знаки, октябрятские, пионерские и комсомольские значки, знаки мото­объединений, спортивных обществ, в общем те, которые носятся чтобы показать свою принадлежность к какому-то сообществу и выделить себя из общества других людей. Право ношения принадлежит только членам соответ­ствующих организаций. Корпоративные знаки могут быть в свободной продаже, но без права их ношения не членами соответствующих объединений.

ЗНАК НАГРАДНОЙ — знак, изготовленный по заказу государственных (или муниципальных) организаций и пред­приятий, для поощрения своих работников. В эту же категорию относим знаки, выпущенные чтобы отметить многолетний труд работников. Наградные знаки обычно сопровождаются соответ­ствующим документом, подтвер­ждающим право владения. Наградные знаки не подлежат свободной продаже.

ЗНАК НАГРУДНЫЙ (в т.ч. должностной, служебный, наградной) — знак отличия, предназ­наченный для поощрения работника за его заслуги в профес­сиональной деятельности. К нагрудным знакам относятся утверждённые знаки выпускников Высших и средних учебных заведений. Также к нагрудным знакам фалеристы относят должностные знаки и знаки принадлежности, выпол­ненные из драгоценных металлов — платина, золото и серебро, или так называемых в фалеристике «тяжёлых» металлов — медь, латунь или их содержащих сплавов. При изготовлении чаще используется выемчатая эмаль (реже перегородчатая), смолы, реже краска. Реже нагрудные знаки выполняются из пластических масс. Крепление к одежде винтовое (винт, гайка, шайба) или в виде заколок на застёжках. Обычно нагрудные знаки выглядят солидными, сложными в изготовлении и являются профессиональными работами авторов.

ЗНАК ОБ ОКОНЧАНИИ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ — знак изготовленный для выпускников конкретного учебного заведения и являющиеся дополнением к соответствующему документу об окончании этого учебного заведения. Знаки об окончании учебных заведений не подлежат свободной продаже.

ЗНАК ОРДЕНСКИЙ — знак ордена, изготовленный в государст­венной или частной мастерской, соответствующий или не соответствующий требованиям Орденского капитула.

ЗНАК ОРДЕНСКИЙ НЕКАПИТУЛЬНЫЙ — знак ордена, не соответствующий требованиям Орденского капитула, выполненный в частной мастер­ской, с учётом пожеланий заказчика, например, в соответствии моде опре­делённого периода времени.

ЗНАК РАННИЙ (ЗНАК ОРДЕНА РАННИЙ) — знак ордена до середины XIX века. Знаки ордена XVIII являются уникальными и встречаются в единичных экземплярах.

ЗНАК СУВЕНИРНЫЙ (ПАМЯТНЫЙ, в т.ч. ЮБИЛЕЙНЫЙ) — знак выпущенный для закрепления в памяти какого-то события (или места посещения), предназначенный как для выдачи определённому кругу лиц (или конкретному лицу) без поступления в продажу, так и для свободной продажи без ограничения права на ношение широкому кругу заинтересованных лиц.

ЗНАКИ ОРДЕНА АЛМАЗНЫЕ —

ЗНАКИ ОРДЕНА БРИЛЛИАНТОВЫЕ —

ЗНАКИ-ФАНТАЗИИ — фантазийные, выдуманные знаки, изготовленные «под старину» с применением художественного решения и технологий, аналогичных времени выпуска соответствующих какому-либо временному периоду и манере изготовления предметов, в ряд которых хотят поместить вновь сделанный знак. В отличие от подделок не копирует конкретный предмет, но может использовать элементы существующих произведений, являясь результатом творчества современного автора. Как правило, выпускаются малыми тиражами для определённой категории коллекционеров в коммерческих целях. Может выдаваться за пробник  (см. Sammlung/Коллекция Оригиналы и копии в фалеристике).

ЗНАЧОК — недорогой и простой в изготовлении или массовый предмет фалеристики, обычно изго­товленный из алюминия, жести, пластических масс, ситаллов. Изображение может быть выполнено в технологии перегородок, но, обычно, с применением красок. Крепление, чаще, заколка. Однако, некоторые значки могут быть редким коллекционным материалом.

ИНИЦИАЛЫ — первые буквы имени, отчества или фамилии автора награды: владельца мастерской, дизайнера, мастера, резчика, художника награды, иногда указываемые на фалерониме.

КАВАЛЕР — лицо, награждённое орденом, медалью, знаком или грамотой.

КАВАЛЕР БОЛЬШОГО КРЕСТА — кавалер орденов Святого Георгия или Святого Владимира старших I или II степеней, орденский крест которых имел больший размер, чем крест младших степеней.

КАПИТУЛ — учреждение ведающее изготовлением, вручением, учётом и возвратом наград.

КЛЕЙМО — знак для маркировки в виде символа или букв, обозначающий изготовителя фалеронима: предприятие, мастера или пробирное. На одном фалерониме может быть несколько клейм. Клеймо ставится при помощи пуансона.

  • Клеймо АК — Карпов Александр Карпович, мастерская золотых и серебряных изделий
  • Клеймо АК — Альберт Кейбель. Клеймо 1882—1910 гг. Использовалось совместно клеймо придворного поставщика «герб России»
  • Клеймо АР — Александр Романов, управляющий Петербургским пробирным округом до 1 марта 1908 г.
  • Клеймо БрБ — Братья Бовдзей, мастерская, Москва
  • Клеймо ВД — Вера Дитвальд, клеймо 1910—1917 гг., встречается вместе с клеймом ЭДУАРДЪ
  • Клеймо ДО — Дмитрий Осипов, Санкт-Петербург
  • Клеймо ИЛ — Йоганн Линдстед, клеймо 1906-1910 гг., встречается вместе с клеймом ЭДУАРДЪ
  • Клеймо ИЛ — Иван Лебёдкин, управляющий Московским пробирным округом с 1899 г.
  • Клеймо IK — Юлиус Кейбель. Клеймо 1862-1908 гг.
  • Клеймо IP — Эммануил Панаш, мастер золотых и серебряных дел, Санкт-Петербург, официальный поставщик российских орденов государственного заказа 1821—1837 гг.
  • Клеймо Keibel — Кейбель Отто Самуил (1768-1809), его сын Кейбель Иоган-Вильгельм (30.05.1788-25.05.1862). В 1826 году изготовил Императорскую корону. Клеймо Keibel использовалось 1821—1910 гг. Фирма «Кейбель» изготавливала капитульные орденские знаки 1854—1910 гг. Фирма просуществовала до 1910 г.
  • Клеймо КК — Иоганн-Вильгельм Кейбель и Генрих-Вильгельм Кеммерер. Клеймо использовалось 1836/37-1854 —  гг. по заказу Капитула орденов изготавливали орденские знаки
  • Клеймо КФ и К.ФАБЕРЖЕ — Фаберже Густав, его сын Фаберже Пётр-Карл
  • Клеймо NP и N:P — Константин Никольс и Виллиам Плинке. Фирма «Английский магазин» (СПб), потомственные почётные граждане с 1844 г. Поставщики Двора Е.И.В. С сентября 1855 по 1880 гг. — поставщик Капитула Российских Императорских и Царских Орденов
  • Клеймо ПА — Павел Алексеев, золотых и серебряных дел мастер, Санкт-Петербург, 1850—1870 гг.
  • Клеймо PL — Petter Lageyquist, мастер золотых и серебряных дел, Санкт-Петербург, 1829—1862 гг.
  • Клеймо С.В. — Карл Бланк, Санкт-Петербург, владелец мастерской золотых и серебряных дел
  • Клеймо WK — Вильгельм (Иоганн) Кейбель. Клеймо 1842-1862 гг.
  • Клеймо ЭДУАРДЪ — фирма «ЭДУАРД» изготавливала капитульные орденские знаки 1906-1917 гг.
  • Клеймо ЯЛ — Яков Ляпунов, управляющий Петербургским пробирным округом до апреля 1904 г.

КЛЕЙМО ПРОБИРНОЕ (государст­вен­ное пробирное клеймо, проба) — специальный знак, который устанавливается на ювелирных изделиях, в т.ч. изделиях содержащих благородные металлы, например, ордена, медали, др. фалеронимы и т.д.

  • Клеймо пробирное «84 и якоря (герб СПб)» — до 1 января 1899 г.
  • Клеймо пробирное «84 и голова в кокошнике влево» — до 1 марта 1908 г.
  • Клеймо пробирное «голова в кокошнике вправо и 84» — перед клеймом ставилась маленькая буква греческого алфавита обозначающая пробирный округ, например, альфа — С-Пб, дельта — Москва и т.д., с 1 марта 1908 г.

КНИГИ И СТАТЬИ ПО ФАЛЕРИСТИКЕ — (Выборочный список литературы, на основе фондов РГБИ, РГБ, ГПИБ 1972 – 2019 гг., а также данных, предоставленных авторами)

КНИЖКА ОРДЕНСКАЯ —

КОЛЛЕКЦИОНЕР — лицо, собирающее какие-либо предметы (в т.ч. зафиксированные тексты и т.п.), основываясь на определённой идее. Предметы могут быть более или менее однородные, но могут быть соединены в коллекцию только общей идеей. Коллекционеры не только приобретают, сохраняют, но и изучают, классифицируют, и могут (если умеют) поделиться знаниями, а также пропагандируют кол­лекцио­ниро­вание. Коллекционер собирает не объём, массу вещей, а предметы, подкрепляя их знаниями о предметах или идее. Лично прочувст­вованное восприятие какого-либо события «иллюстрируется» приобретаемым в коллекцию предметом, либо через всю коллекцию или выбранную коллекционную тему. Коллекционер для коллекции ставит во главу угла не количество предметов, а только их качество, подкреплённое знаниями о них и чёткой необходимостью наличия данного предмета в коллекции.

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ — это потребность в самовыражении для многих людей, показывающая, строящая, во многом определяющая внутренний мир. Кол­лекциони­рование становиться связующим звеном для отношения к сегодняшнему времени. Коллекцио­нирование — это творчество. Коллек­циониро­вание — значительное явление культуры.

КОЛЛЕКЦИЯ — собрание однотипных предметов, соединённых общей идеей, определённой, поддерживаемой и развиваемой коллекционером. Коллекция — это единовременное соединение предметов, объединённых общей идеей, духом, азартом, стремлением, победой, гордостью обладания и т.д. Коллекция может состоять как из однотипных/однородных предметов, так и из предметов разнородных, но связанных общей идеей, носителем которой выступает коллекционер. При разобщении составляющих коллекцию предметов — идея коллекции и её составные части исчезают.

КОЛОДКА НАГРАДНАЯ — соединённые воедино несколько (два и более) различных орденов, обычно младших степеней и/или знаков отличия орденов, и/или крестов, и/или медалей, и/или прочих наград, в том числе и иностранных, предназначенных для ношения на ленте на груди.

КОЛОДКА ОРДЕНСКАЯ — соединённые воедино несколько (два и более) разных орденов, обычно младших степеней, предназначенные для ношения на ленте на груди.

КОМПЛЕКТ ПОЛНЫЙ —

КОНВЕРТ К НАГРАДЕ (медали или ордену) — упаковка в виде сложенного «в конверт» бумажного листа, обычно с указанным на нём названием награды, степени, необходимой для ношения ленты.

КОПАНИНА (жарг.) — предметы долго находившиеся в земле и, обычно, обладающие соответствующими дефектами металла и эмалей, а также утратами.

КОПИЯ (от лат. copia — множество), РЕПЛИКА — предмет фалеристики (награда), воспроизводящий оригинал как с использованием оригинальных технологий и материалов, так и с применением современных методов, таких как 3D-сканирование и т.п. Нередко копии изготовляются для продажи. При этом, копия не выдаётся за оригинальный предмет и может быть снабжена удостоверяющим это документом. (см. Sammlung/Коллекция Оригиналы и копии в фалеристике).

КОПИЯ ДЛЯ ПОВСЕДНЕВНОГО НОШЕНИЯ — официальная копия орденского знака, входящая в наградной комплект, но не содержащая драгоценных металлов (см. Sammlung/Коллекция Оригиналы и копии в фалеристике).

КОПИЯ МУЗЕЙНАЯ — служит для научно-просветительских целей, при малом количестве подлинных предметов, а также для их сохранения от утраты.  В отличие от изобразительного искусства, в фалеристике термины «копия» и «реплика» являются синонимами (см. Sammlung/Коллекция Оригиналы и копии в фалеристике).

КОРОНА —

КРЕСТ —

КРЕСТ В ПЕТЛИЦЕ — крест орденов Святого Георгия и Святого Владимира 4-х степеней, а также орденов Святой Анны и Святого Станислава 3-х степеней, на орденской ленте, носимый на сюртуках во второй сверху пуговичной петле.

КРЕСТ ДУТЫЙ (жарг.) — орденский крест луч и медальон которого выполнены выпуклыми.

КРЕСТ ОРДЕНСКИЙ —

ЛЕНТА ОРДЕНСКАЯ — отрезок ленты муарового плетения с разным для каждого ордена чётко означенным порядком сочетания цветов. Ленты изготавливаются определённой для каждой степени ширины. Орденская лента может быть присвоена какой-либо медали для ношения или для размещения на колодке.

ЛИТЬЁ — изготовленный фалероним методом заполнения какой-либо формы металлом, находящимся в жидком агрегатном состоянии. Обычно подлинные награды методом литья не изготавливаются: в профессиональной речи фалеристов литьё — подделка.

МЕДАЛЬ —

МЕДАЛЬ НАГРУДНАЯ —

МЕДАЛЬ НАСТОЛЬНАЯ — памятная медаль, имеющая обычно художественно выполненный аверс и реверс (иногда реверс не несёт никакой информации), не предназначенная для ношения.

МЕДАЛЬ ШЕЙНАЯ — медаль, согласно статуту носимая на специальной шейной ленте орденского цвета на шее кавалера.

МЕДАЛЬЕР — специалист по гравированию штемпелей для изготовления фалеронимов, в т.ч. методом литья.

МЕДАЛЬОН (жарг. Таблетка) — Центральная часть награды или знака, обычно монтирующаяся в знак или награду.

МЕТАЛЛ ТЁМНЫЙ —

МЕТАЛЛ СВЕТЛЫЙ —

МЕЧИ —

МИНИАТЮРА ФРАЧНАЯ — уменьшенный вариант знака награды. Первоначально использовался при ношении на гражданской одежде (на фраке) или кавалеристами.

МОНТИРОВКА — операции по сборке (монтажу) предмета фалеристики и его элементов, где основными процессами являются: пайка, сборка, сборка подвижных соединений, опиливание и шабровка изделия и закрепка элементов.

МУАРОВАЯ ЛЕНТА — (от фр. moire) плотная шёлковая или полушёлковая лента с волнообразными переливами разных цветовых оттенков, используемая для ношения орденских знаков, для обозначения награждения, для покрытия колодки с наградами или для создания орденской розетки. Изготавливается в цветах, соответствующих конкретному ордену.

МУЛЯЖ (бутафория, театральный, кино-реквизит)— специально изготовленные предметы, внешне напоминающие оригиналы, в т.ч. с нарушением, либо полным изменением изначальной технологии производства оригинала. Применяются в театральных спектаклях, кинокартинах, вместо оригинальных предметов. Орденские знаки могут быть изготовлены и на оригинальном оборудовании и встречаются образцы с выгравированной надписью «бутафория» на реверсе (см. Sammlung/Коллекция Оригиналы и копии в фалеристике).

МУТОР — см. ГАЙКА

НАГРАДА —

НАГРАДА ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ — награда, предназначенная для отмечания работы предприятий и организаций. Обычно наградой для предприятия называется награда профессионального союза: «Почётный знак 50 лет СССР, 1922-1972 гг.», знак «За трудовую доблесть в девятой пятилетке» (1971-1975), знак «За высокую эффективность и качество работы в десятой пятилетке» (1976-1980), знак «За высокую эффективность и качество работы в одиннадцатой пятилетке» (1981-1985) и т.д. Награда изготавливается большого размера для размещения на стене или в витрине. К награде прилагаются соответствующие документы и специальная коробка-футляр.

НАГРАДЫ ФАЛЬШИВЫЕ — награды для ношения (по аналогии с нумизматикой — для оборота соответствующего времени учреждения и, или вручения) например советские, сделанные в Третьем Рейхе для разведчиков-нелегалов. Именно то этому критерию советские контрразведчики иногда выявляли шпионов (см. Sammlung/Коллекция Оригиналы и копии в фалеристике).

НАКАТКА —

НОВОДЕЛ — в широком смысле слова современные копии орденов, медалей, знаков, значков, воспроизводящие оригинал для коллекционеров-фалеристов. Изготавливается штампами (подлинными, либо вновь изготовленными), методом литья, гальванопластикой, с применением современных технологий. Иногда для отличия новодела от оригинала его снабжают специальными клеймами. Также данный термин можно распространить на изготовление орденских колодок и лент (см. Sammlung/Коллекция Оригиналы и копии в фалеристике).

НОМЕР — индивидуальный цифровой номер, на награде или знаке, выполненный методом гравировки или при помощи пуансонов. Номер награды или наградного значка может быть закреплён/подтверждён в документе, например, в орденской книжке или свидетельстве и т.п. Номер на награде подтверждает награждение, связывая награду, наградной документ и документированный акт о награждении. Номер, означающий личный зафиксированный номер сотрудника, может быть на других фалеронимах: рабочих жетонах предприятий, бляхах и значках сотрудников предприятий и организаций.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ — нормативные акты (перейти)

ОБРЕЗ —

ОРДЕН —

ОРДЕН ДЛЯ ИНОВЕРЦЕВ — орден, предназначенный для вручения лицам нехристианского вероисповедания. Вместо стандартного центрального медальона на кресте и звезде таких орденов располагалось изображение герба Российской Империи.

ОРДЕН С АЛМАЗАМИ — более высокий ранг отличия ордена. В Отечественной наградной системе алмазные знаки ордена не являлись отдельной степенью.

ОРДЕН С БРИЛЛИАНТАМИ —

ОРДЕН С МЕЧАМИ (в т.ч. по месту расположения мечей) —

ОРДЕН С МЕЧАМИ И БАНТОМ —

ОРДЕН С РАННИМИ ОРЛАМИ — кресты орденов Святого Александра Невского и Святого Станислава, созданные с начала до середины XIX века, между лучами которых расположены накладные гербы Российской Империи того времени — двуглавые орлы с опущенными вниз крыльями.

ОРДЕН С ТЁМНОЙ ЭМАЛЬЮ — некапитульный крест орденов Святого Александра Невского, Святого Владимира, Святой Анны или Святого Станислава, работы частной мастерской, лучи которого залиты тёмной (чёрной) эмалью. Были распространены в III четверти XIX века.

ОРДЕН ОДНОСТЕПЕННЫЙ — орден, не имеющий разделения на степени. в Российской Империи с 1831(32) года и на всём протяжении XIX века таких орденов было три: Святого Андрея Первозванного, Святого Александра Невского и Белого Орла.

ОРДЕН МНОГОСТЕПЕННЫЙ — орден, делящийся на степени. В Российской Империи с 1831(32) года и на всём протяжении XIX века таких орденов четыре: Святого Георгия, Святого Владимира, Святой Анны, Святого Станислава.

ОРДЕН СТАРШИЙ — самый старший из имеющихся у кавалера орденов.

ОРИГИНАЛ (от лат. originalis — первоначальный) — перво­началь­ный, подлинный предмет фалеристики (орден, медаль, знак, значок), изго­товленный после ут­верждения и приня­тия решения о тиражировании. Оригинал может служить образцом для изго­товления копий, реплик, дубликатов, подделок, фальшивок и т.д. То же, что «официальный выпуск», «подлинник», жаргонное «натура» (см. Sammlung/Коллекция Оригиналы и копии в фалеристике).

ОРЛЫ (в т.ч. по времени: ранние, поздние) —

ОТЛИЧНИК (жарг.) —

ПАТИНА —

ПЕРЕБИВКА (ПЕРЕРЕЗКА) —

ПЛАКЕТКА (ПЛАКЕТ, от фр. plaquette — дощечка) — памятный или декоративный знак, имеющий форму многоугольника (с четырьмя углами и более). Обычно плакетки чеканятся как памятные знаки или в сувенирных целях.

ПЛАНКА (пристёжка на колодке (знак за военную кампанию, знак повторного награждения и т.п.) —

ПЛАНКА (с лентами) —

ПЛАНШЕТ — какой-либо плоский (обычно прямоугольный картонный формата А4) предмет для размещения и/или хранения или транспортировки фалеронимов.

ПЛАСТИНА ПРИЖИМНАЯ — металлическая пластина, служащая для увеличения площади соприкосновения гайки с одеждой на винтовом знаке. Носится с обратной стороны материала одежды, на который прикрепляется фалероним и прижимается гайкой. Условно прижимная пластина выполняет функция шайбы при винте с гайкой. Может выполняться из серебра и иметь соответствующие штампы: проба и клеймо производителя.

ПОДДЕЛКА (ФАЛЬСИФИКАЦИЯ, ФЕЙК, жаргонное «ФУФЛО») — копия предметов фалеристики, выдаваемых за оригинал с целью наживы. Может весьма сильно различаться по качеству изготовления. Подделки часто сопровождаются легендами обнаружения предметов. Для более убедительного провенанса предмета ему могут быть приданы «следы ношения» и искусственное состаривание (патинирование и т.п.), предмет может сопровождаться подлинными и/или поддельными документами. Выпуск подделок рассчитан как на коллекционеров, так и на дилетантов. Несмотря на это, специалисты иногда приобретают как выявленные подделки, так и сомнительные предметы для сравнения с оригиналами, детального изучения и последующей атрибуции (см. Sammlung/Коллекция Оригиналы и копии в фалеристике). См. также СБОРКА.

ПОЛНОПОДПИСНАЯ МЕДАЛЬ — медаль, имеющая написанное имя медальера, например, Л.ШТЕЙНМАНЪ Р.

ПРОБНИК (ПРОБНЫЙ ВЫПУСК) — экземпляр награды, знака, выпущенный для утверждения внешнего вида (композиции, вариантов колористического решения, материала, крепления, технологии изготовления, размера) в единственном экземпляре, либо небольшом количестве экземпляров и вариантов. Пробники могут крепиться на листы согласования, снабжёнными кратким описанием, подписями автора и утверждающих лиц. Сюда относятся в т.ч. фабричные т.н. «разнокрасы» значков. Как правило, имеет большую цену, чем тиражный знак (см. Sammlung/Коллекция Оригиналы и копии в фалеристике).

ПРОМЗВЕНО — проволочка, соединяющая колодку и медаль. Промзвено может быть выполнено из драгоценного металла.

ПУАНСОН — приспособление используемое для маркировки (клеймления) или изготовлении фалеронима. Изготавливается  обронным гравированием.

РЕВЕРС — противоположная аверсу сторона (обращённая к одежде) награды, знака или значка и т.д., несущая дополнительную информацию, а также, обычно, крепление к одежде: винт, заколку. булавку и т.д.).

РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ — воссоздание отсутствующего, утраченного ордена, медали, знака по описанию или изображению (см. Sammlung/Коллекция Оригиналы и копии в фалеристике).

РОЗЕТКА — характерным образом сложенная орденская лента, в середине которой размещается награда или знак.

СБОРКА (сборная награда, жаргонные СБОРНЯК, КОНСТРУКТОР) — создание поддельного фалеронима из частей (элементов) других соответствующих или не соответствующих  фалеронимов. (сборная награда, жаргонное «конструктор») — орден, медаль, знак, собранные из оригинальных частей нескольких предметов фалеристики. Может содержать как оригинальные, так и новодельные элементы, например, штралы, промзвенья, накладные короны, «серп и молот» и т.д. (см. Sammlung/Коллекция Оригиналы и копии в фалеристике).

СИСТЕМА НАГРАДНАЯ — узаконенная система награждений, принятая в государстве или организации, закреплённая нормативными документами.

СИТАЛЛЫ — стеклокристаллические материалы, полученные объёмной кристаллизацией стёкол и состоящие из одной или нескольких кристаллических фаз, равномерно распределённых в стекловидной фазе. Используются при изготовлении недорогих значков. «Ситалловые значки» красивые, блестящие и зеркальные, но сложные при фотографировании.

СЛЕДЫ НОСКИ (следы бытования) —лёгкие дефекты, в т.ч. потёртости и царапины, на фалерониме, появившиеся в процессе ношения, хранения и т.п.

СОБИРАТЕЛЬ — это лицо приобретающее, сохраняющее, собирающее коллекцию, но не ставящее задачу изучить или поделиться знаниями о предметах коллекции (хотя может этого желать). Для собирателя количество является очень важным показателем.

СОБИРАТЕЛЬСТВО — создание псевдоколлекции из не связанных между собой предметов, интересных для собирателя.

СОВФАЛЕРА (жарг.) — серьёзный термин фалеристики постсоветского пространства, пока­зывающий увлечение коллекцио­нирование Советских наград и Советских значков. Совфалера — предметы фалеристики Советского периода. Совфалера — это и награды, и знаки, и значки.

СТАТУТ — письменно закреплённое, узаконенное правило вручения, ношения, привилегий, изымания и т.д. для определённой награды.

СТЕКЛО В ЛУЧАХ — красное рубиновое стекло, применяемое для украшения лучей орденов Святого Александра Невского и Святой Анны с XVIII века до 1816 года, когда вместо стекла стала использоваться красная эмаль.

СТЕПЕНЬ — соотношение нескольких наград одного ордена или одной медали по уровню значимости. В русской и советской системе отсчёт значимости идёт от большего номера к меньшему — более почётному.

СУРГУЧ —  застывающий при нагревании материал, использовался как покрытие лучей креста Знака Отличия Ордена Святой Анны (сокр. ЗООСА).

ТАБЛЕТКА (см. Медальон)

УХО (ушко) — элемент, обычно в виде кольца (в некоторых случаях форма может быть иной, например в П-образной), для крепления ордена, медали или знака к колодке. Ухо обычно имеет ответную часть — ухо такого же размера или формы на соответствующей колодке. В отечественной традиции ухо выполняется параллельно поверхности награды или знака. Европейской манерой расположения уха называется перпендикулярное расположение относительно поверхности награды или знака. Ухо может быть как прикреплённое к фалерониму, так и являющееся его неотъемлемой частью.

ФАЛЕРИСТИКА (от лат. мн. ч. falerae, phalerae – металлические украшения, служившие воинскими знаками отличия, от греч. мн. ч. φάλαρα – металлические бляхи), вспомогательная историческая дисциплина. Ф. изучает ордена и медали (см. Медальерика), знаки (наградные, ведомственные и корпоративные, должностные, юбилейные и памятные, об окончании учебных заведений), значки (в т.ч. сувенирные), настольные медали и плакетки, жетоны, фрачные миниатюры, наградные документы. Также Ф. называют коллекцио­нирование вышеука­занных предметов. Осн. функция Ф. – атрибуция и систематизация наград и наградных знаков как памятников истории и культуры по следующим признакам: учредительные документы, обстоятельства, место, время и технология создания, статус, сведения о награждённом, провенанс.

Термин «Ф.» впервые ввёл в использование в 1937 чеш. коллекционер и исследователь наград О. Пильц. Известным популяризатором Ф. стал с 1950-х гг. К. Клейтман (Науч. ин-т орденоведения в Зап. Берлине). В сер. 1970-х гг. Ф. окончательно выделяется из нумизматики в само­стоятельную вспомогат. историч. дисциплину. Известные отеч. исследователи Ф.: И.Г. Спасский, В.Г. Бурков, В.А. Дуров, А.А. Кузнецов, И.В. Можейко (псевд. И.В. Всеволодов), Н.И. Чепурнов, Л.М. Гаврилова, С.П. Карпов и др. Как вид коллекцио­нирования в СССР Ф. стала популярной после 6-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957), к проведению которого был налажен массовый выпуск служебных, наградных и сувенирных знаков.

Ныне в РФ наиболее крупными собраниями предметов Ф. обладают Музеи Московского КремляИсторический музейЭрмитаж, проводящие тематич. выставки, выпускающие каталоги. Среди крупных зарубежных музейных собраний: Нумизматич. кабинет в составе Гос. худож. собраний ДрезденаБританский музей, Берлинский минцкабинет (в составе Берлинских гос. музеев), Имперская сокровищница дворца Топкапы в Стамбуле и др.

С развитием Интернета упростился процесс атрибуции. В русскоязычной сети авторитетны старейшие тематич. форумы (напр., форум «Фалеристика»), специализир. виртуальные музеи («Награды императорской России», «Ордена и медали СССР», «Музей торговли» и др.)

Предметы Ф., зачастую являясь памятниками медальерного и ювелирного иск-ва, выгодны для инвестиций; в связи с этим возникла индустрия выпуска высококачественных копий и подделок.

Лит.: Scharfenberg G., Thiede G. Lexikin der Ordenskunde. Battenberg, 2010; Карпов С.П. Наградные системы мира. Фалеристика: учебное пособие. М., 2014. М.М. ТренихинА.А. Сидельников

ФАЛЕРИСТИКА. Большая Российская Энциклопедия. т. 33

ФАЛЕРОНИМ — отдельная единица фалеристического материала (орден, медаль, знак, значок, жетон, медальон и т.д.).

ФАЦЕТ — декоративный скос по краю знака.

ФЛАНЕЦ — деталь в основании крепления винта к фалерониму, служащая для усиления соединения. Фланцы могут припаиваться или, реже, приклеиваться.

ФРАЧНИК (см.  МИНИАТЮРА ФРАЧНАЯ)

ФУРНИТУРА

ЦАНГА —

ЦЕЛЬ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ — удовлетворение потребности самовыражения посредством обладания рядом тематически подобранных в система­тизированную коллекцию предметов и знаний о них. А также пропаганда кол­лекциониро­вания, часто неосознанная.

ЦЕПЬ ОРДЕНСКАЯ (в т.ч. звенья) —

ЧАСТНИК (частный заказ) — выпуск, соответствующий по времени учреждённой награды, но выполненный по заказу награждённого частной фирмой, ювелирной мастерской. Соблюдая общее описание, иногда может значительно отличаться внешне от наград, произведённых Монетным двором и другими официальными производителями (см. Sammlung/Коллекция Оригиналы и копии в фалеристике).

ШИТЬЁ —

ШТАМП — инструмент для механической обработки материалов методом штамповки.

ШТАМП ОБСЕЧНОЙ (обсечный?)— служит для чистовой обсечки излишков металла по краям отчеканенной заготовки фалеронима, до получения готового штампованного изделия, механической обработки или спаивания с другими элементами будущего фалеронима.

ШТЕМПЕЛЬ —

ШТИХЕЛЬ — режущий инструмент для гравирования в виде тонкого стального стержня, срезанного под углом на конце.

ШТРАЛ — элемент некоторых наградных знаков, размещаемый на винте крепления к одежде.

ЭМАЛЬ — стекловидное вещество (порошок, гранулы, бруски), которое наносится на металлическую основу, а затем нагревается в муфельной печи до температуры около 900 градусов. После застывания и обработки (шлифовка, полировка) образуется ровная гладкая стекловидная поверхность, преимущественно цветная. В фалеристике различают: Эмаль горячая ювелирная; Эмаль холодная на основе лаков; Эмаль эпола — синтетическая эмаль, создающая визуальный эффект горячей эмали.

ЭМАЛЬ ВЫЕМЧАТАЯ — эмаль помещается в углубления вырезанные или оттиснутые (отштампованные) на металле.

ЭМАЛЬ ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ — эмаль помещается между тонкими перегородками, напаянными на поверхность металла, разделяющими эмалевое покрытие.

ЭМАЛЬ ХОЛОДНАЯ — в качестве холодных эмалей используются мочевинно-формальдегидные составы — органические соединения (смолы), окрашенные стойкими красителями. При наложении на металл обжиг не требуется.

Выборочный список литературы, на основе фондов РГБИ, РГБ, ГПИБ 1972 – 2019 гг.,
а также данных, предоставленных авторами

 

Редколлегия «Электронной генеалогической энциклопедии униформологов и фалеристов» SAMMLUNG/КОЛЛЕКЦИЯ:

Униформология