Сорок пять сорок пятого. Искусство радости — Журнал КОЛЛЕКЦИЯ
Сорок пять сорок пятого

Сорок пять сорок пятого. Искусство радости

in Новости музеев 797 views

Выставка «Сорок пять сорок пятого. Искус­ст­во ра­дос­ти» при­уро­че­на к 80-ле­тию По­бе­ды в Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­не.

В экс­по­зи­цию вош­ли 45 про­из­ве­де­ний жи­во­пи­си, гра­фи­ки, скульп­туры и де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ст­ва, сре­ди ко­то­рых ра­бо­ты луч­ших ху­дож­ни­ков XX века: И.Э. Гра­ба­ря, А.А. Дейнеки, П.П. Кончаловского, П.И. Петровичева, А.А. Пластова, В.И. Соколова и других. На выстав­ке пред­став­лены экс­по­на­ты, принадлежащие 13 российским музеям и 9 частным собраниям, большую их часть посетители увидят впервые.

Все произведения созданы в 1945 году.

Грабарь Игорь Эммануилович. Цветы. 1945
Грабарь Игорь Эммануилович. Цветы. 1945

Экспозиция состоит из несколько разделов: городской пейзаж, пейзаж, натюрморт и портрет. Этюды из жизни Москвы, Берлина, Праги и Вены открывают выставку. Среди них большой интерес представляют натурные зарисовки возвращаю­щегося к жизни Берлина авторства А.А. Дейнеки и Д.К. Мочаль­ского. Куратор выставки коллекционер Дмитрий Поликарпов отмечает: «Гости выставки познакомятся с подлинными шедеврами графики Татьяны Мавриной, посвящённой Москве 1945 года, увидят радостные и полные света этюды Аркадия Пластова к картине «Сенокос», яркие цветы Игоря Грабаря и Петра Петровичева. Перед зрителем откроется галерея портретов кисти П.П. Кончаловского и А.М. Герасимова — лица людей наступающего мирного времени».

Сотников А.Г. (1904-1989). Скульптурная группа "Встреча героя в колхозе". 1945
Сотников А.Г. (1904-1989). Скульптурная группа «Встреча героя в колхозе». 1945
  • Соколов В.И. Караван на Волге. 1945
  • Ромадин Н.М. Нарядная зимка. 1945. Картон, масло, 34х44

Отдельного внимания заслу­живают произ­ведения деко­ративно-при­клад­ного искусства, пере­живавшего под­линный подъём в после­воен­ное время.

Символом и прообразом проекта стал яркий, радост­ный, воспевающий русский простор лирический пейзаж «Караван на Волге» В.И. Соколова — одного из старейших художников середины ХХ века, ученика И.И. Левитана. Этот собира­тельный образ русской природы, величавой, поражающей своей красотой и размахом, 73-летний живописец создал весной 1945 года. Младший совре­менник Соколова А.А. Пластов, работавший в то же время над картиной «Сенокос», так описывал свои ощущения: «…Я, когда писал эту картину, всё думал: ну теперь радуйся, брат, каждому листочку, радуйся — смерть кончилась, началась жизнь…».

Долгожданное окончание войны наполняло жизнь людей на фронте и в тылу не только радостным ожиданием, но и новыми мыслями, чувствами и переживаниями. Особенно чутко уловили это новое дыхание и запечатлели его в своих работах художники. Многие из них на протяжении четырёх тяжёлых лет были поглощены военными темами и мотивами, работая с натуры на передовой и на осво­бождённых от захватчиков землях. Как и любой человек в тылу или на фронте, художник задавался вопросами: какой будет мирная жизнь после победы? Будет ли она похожа на довоенную?

  • Лактионов Александр Иванович. Храм в деревьях. 1945
  • Мария Петровна Холодная. 1945

Лейтмотив экспозиции – растущее чувство радости от возвращения к мирному укладу после опусто­шающих лет долгой войны. Зарисовки разрушенных немецких городов, счастливые моменты человеческой жизни, величе­ст­венные пейзажи Волги и милые сердцу картины русской природы, букеты цветов, портреты современ­ников – эти непосред­ствен­ные впечатления 1945 года очень дороги нам сейчас.

Пластов А.А. Рисующий у окна. Портрет сына. 1945. х.м. 74 Х 63,5
Пластов А.А. Рисующий у окна. Портрет сына. 1945. х.м. 74 Х 63,5

Татьяна Маврина. Виды Москвы. 1945

Анна Попова, директор Музея В.А. Тро­пинина, подчеркивает важность выставки для погружения в атмосферу эпохи: «Несмотря на тяжелое послевоенное время, разруху, голод, невосполнимые потери, люди были полны надежд. Победа возвращала веру в бу­дущее, наполняла художников дыханием новой мирной жизни, рождала в них силу создавать для народа «искусство радости».

Куратор

Куратор выставки коллекционер Дмитрий Поликарпов.

Пресс-служба музея Тропинина
и московских художников его времени
19.05.2025


Логотип музея ТропининаМузей В.А. Тро­пи­ни­на и мос­ков­ских ху­дож­ни­ков его вре­ме­ни ос­но­ван 8 ян­ва­ря 1969 года, с 11 фев­раля 1971 года открыт для посетителей. Созданный на основе личной коллекции произведений русского искусства 18-19 вв., дарован городу Москве вместе со зданием №10 в Щети­нинском переулке Феликсом Евгеньевичем Вишневским, из­ве­ст­ным коллекционером, энтузиастом и знатоком русской живописи.

Собрание музея В.А. Тропинина и худож­ников его времени нас­читывает око­ло 3000 единиц живописи, графики и де­ко­ра­тивно-при­клад­ного искус­ства. Большинство произ­ведений соз­да­но в период первой трети XVIII — сере­дины XIX века.

Музей обладает одним из са­мых зна­чи­тель­ных собраний произ­ведений В.А. Тропи­нина — ос­но­во­полож­ника «мос­ковской школы» живописи, лю­бимого порт­ре­тиста Москвы 1-й по­ловины XIX века, а также работ вы­дающихся ху­дож­­ни­ков прош­лого: И.Я. Виш­някова, И.П. Ар­гунова, А.П. Ант­ро­по­ва, Ф.С. Ро­котова, Д.Г. Ле­виц­ко­го, В.Л. Боро­ви­ков­ско­го, С.Ф. Щед­ри­на, С.С. Щу­кина и др.

Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени

Москва, Щетининский переулок, 10, стр. 1

30 мая — 7 сентября 2025 г.

Купить билеты в Тропининский музей

__________________

Обсуждение в Телеграм >>>

Рекомендуем

Школа Рукав 2

Школа Рукав 2

В художественной галерее Айдына Зейналова в Москве в Серебряни­ческом переулке, 8, третьего июня открылась
Елизавета Кругликова

Елизавета Кругликова и вокруг

Третья­ков­ская га­ле­рея пред­став­ляет вы­став­ку, по­свя­щён­ную 160-ле­тию со дня рож­де­ния Ели­за­ве­ты Сер­геев­ны Круг­ли­ко­вой
Перейти К началу страницы