Ирина Краснова — художник, чьи работы являются и современными и классическими одновременно. Они нравятся зрителям и заинтересовывают заказчиков. Первая встреча с Ириной на страницах нашего журнала в марте этого года вызвала интерес у читателей. Сегодня продолжаем знакомство и предлагаем вашему вниманию интервью, подготовленное Валентиной Сергеевной Немцовой, кандидатом искусствоведения и Алексеем Сидельниковым, главным редактором журнала «Коллекция».
Валентина Немцова: Что сформировало ваше мировоззрение как человека и как художника?
Ирина Краснова: На формирование мировоззрения любого человека в детстве оказывает среда, в которой он растёт, а затем круг его интересов. Моя семья – это прежде всего высокодуховные и образованные люди, а это значит в приоритете у них моральные ценности и нетерпимость к фальши, лжи, несправедливости. В нашей большой семье всегда царило взаимоуважение и внимательное отношение друг к другу. Я всегда ощущала себя не предметом воспитания, а полноценным членом семьи, с интересами которого все считаются. Культ литературы и искусства, стремление к новым знаниям, стали той путеводной звездой, которая определила и дальнейшее моё развитие.
С детства я была погружена в мир искусства. Кроме дедушкиных картин, заполнявших всё место на стенах, в доме была большая библиотека по искусству, с которыми я знакомилась, ещё не умея читать.

Со временем я стала рисовать на любом, подвернувшимся под руку клочке бумаги, не забывая расписывать стены в квартире, в зоне моей досягаемости. Порой мне доводилось быть соавтором папиных или дедушкиных картин.
В соавторстве с папой
Меня никогда не ругали за моё «неуместное» творчество в неподходящих для этого местах. Эти детские впечатления у меня сохранились на всю жизнь. Для меня это важно. Важно и то, как и каким образом маленький человек познаёт окружающий мир, кто является его проводником. Уже будучи взрослой, когда я делала иллюстрации к маминым стихам, мне часто приходилось наблюдать за малышами на детской площадке, следить за их поведением, подмечать характерные особенности детской психики. Тогда я делала массу зарисовок, а потом на основании этого создавала иллюстрации. Сейчас передо мной стоит задача иного плана.
Алексей Сидельников: Как вы думаете, если бы не «погружение в мир искусства», то как бы сложилась ваша судьба и на что бы были направлены ваши интересы?
И.К.: Думаю, что у каждого человека, пришедшего на эту землю, есть своё предназначение. Я могу сказать о себе, что с детства любила всё красивое: начиная с конфетных обёрток, до красивых картинок в книжках, красочных мультфильмов, с удовольствием рассматривала любого красивого жучка или бабочку, цветы, и осенние листья, и это стремление к прекрасному рано или поздно дало бы о себе знать. И профессию выбирала бы исходя из того, чтобы создавать своими руками красоту. Это, наверное, передалось мне на генетическом уровне. Мой прадедушка дедушка и бабушка не смотря на то, что получили техническое образование занимались творчеством, а родители – профессиональные художники. Так что в нашей семье завёлся и передаётся по наследству творческий ген.
А.С.: Предположим семья не столь творческая. И вот уже фотография «Ира у мольберта » превращается в…
И.К.: …творческого человека. Творить — это не обязательно рисовать. Творческий подход нужен в любом деле, тогда это дело становится интересным не только для исполнителя, но и для окружающих. Многих ли водителей троллейбусов или автобусов вы в своей жизни запомнили? А вот я запомнила на всю жизнь одного творческого водителя троллейбуса, который не только перевозил пассажиров, но и постоянно рассказывал им разные истории. Пассажиры просто боготворили его. Так что я не знаю, кем бы я была, но уверяю вас, что нашла бы дело, которое бы приносило радость мне и людям.
А.С.: «Неуместное творчество» ребёнка — это всё же плюс для родителей или это необходимость лишних усилий? А если нет для этого возможности?
И.К.: Каждый родитель сам выбирает, как ему воспитывать своего ребёнка. Возможности творить есть всегда, как и возможности пресечь детское творчество. Можно рисовать красками на бумаге, мелом на асфальте, палочкой на мокром песке, но я предпочитала настенную живопись. Мои родители достаточно снисходительно относились к тому, что на их работах появлялись мои каляки-маляки, а стены, несмотря на свежий ремонт, в зоне моей досягаемости были разрисованы моими граффити. Совсем другое отношение к детскому творчеству было в семье моего дедушки. Он родился в простой, рабочей семье и родители считали его увлечение рисованием пустой и неуместной затеей. Но его желание научиться рисовать было настолько сильным, что несмотря на все лишения и трудности, с которыми он столкнулся в своей жизни, он достиг своей цели – стал художником. Своей целеустремлённостью и несгибаемой волей он является для меня примером.
В.Н.: Ваши любимые темы?
И.К.: Моя любимая тема – с помощью искусства изучать людей, окружающих меня, наших современников, которые сегодня своим каждодневным трудом создают историю моей страны. Поэтому я создала интернет-проекты: «Мои современники» и «Поколения. Связь времён».
Брошюра о проекте «Поколения. Связь времён» и каталог выставки «Преемственность поколений» 2015 год
В.Н.: Какова судьба Вашего проекта «Поколения. Связь времён»?
И.К.: Мне очень радостно сообщить, что в этом году ему исполнилось 10 лет. Мой проект «Поколения. Связь времён», стартовавший 9 мая 2015 года вначале как виртуальный, трансформировался со временем в off-line формат. Проект сопровождался более 60 выставками и около 20 мастер-классами (включая музей Победы в Москве), получил широкий отклик в обществе и нашёл много единомышленников и продолжателей. Проект поддержали и приняли активное участие такие организации как Российское Дворянское Собрание, Посольство Республики Сербии в Российской Федерации, Музей Победы, Международная Академия Культуры и Искусства, ТСХР (Поволжское отделение Академии художеств), Российский Союз ветеранов, РОО «Землячество Калининградцев», РОО Землячество «Ставропольцы», РОО «Землячество Коми», РОО «Самарское Землячество», Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва, 154 отдельный комендантский Преображенский полк, а также многочисленные войсковые части Москвы и московской области, включая Алабино и ФГБУ «3-й Центральный Военно-клинический госпиталь имени А.А. Вишневского», ООО «Офицеры России» и другие организации и частные лица. Сейчас эта тема стала настолько популярной, что уже на государственном уровне принимаются различные национальные программы, такие как «Семья», целью которых является укрепление семейных ценностей. В этом году Тверская область станет одной из площадок проведения межрегионального фестиваля-практикума «Семья России: преемственность поколений», который пройдёт в четырёх регионах — Московской, Тверской и Липецкой областях, а также в Москве. В Твери и деревне Василево 13 — 14 июня состоится мастер-класс «Семейные традиции мастерства: преемственность поколений». В Ржеве 15 июня будет организована работа творческой лаборатории «Народное творчество: семейные смыслы, истоки духовности и вдохновения, традиции побеждать».

В.Н.: Что Вас привлекает в людях, которых Вы рисуете.
И.К.: Личность, а в детях – их непосредственность и открытость.
В.Н.: Ваши любимые художники?
И.К.: Прежде всего, это творчество моего дедушки Николая Павленко. Я знакома с ним со дня рождения и росла, и воспитывалась в домашней картинной галерее. Мне нравились разные художники. Помню в детстве я любила рассматривать иллюстрации не столько с цветными картинками, сколько с детальными рисунками, на которых есть изображение всего, о чём говорится в тексте. Например, очень запомнились чёрно-белые картинки к «Федореному горю», выполненные Владимиром Михайловичем Конашевичем и «Усатый – полосатый» с рисунками Владимира Васильевича Лебедева, а когда мне купили русские народные сказки с иллюстрациями Ивана Яковлевича Билибина, моему восторгу не было предела. Я навсегда запомнила обилие орнаментов и узоров, сказочность созданных им образов с использованием исторических предметов быта и русского костюма. Над моей детской кроваткой папа во всю стену нарисовал копию «Заморских гостей» Рериха. Помню с каким удовольствием я её рассматривала. С тех пор я полюбила этих художников. Повзрослев, моими кумирами стали импрессионисты с их яркими насыщенными произведениями эмоциями. Это К. Коровин, О. Ренуар, Э. Мане и Тулуз Лотрек с его гротескными графическими работами. Но понимание философии искусства пришло тогда, кода я стала задумываться о смысле творчества. Тогда я всерьёз начала изучать русскую классику и поняла, какая великая сила в них заключена. В отличие от западно-европейской живописи, которая обращена к религиозному мифу, русское искусство обращено к различным аспектам реальной жизни, показывая её полноту и многообразие. В ней есть драма, трагедия и комедия — возвышенное и земное. Я поняла, что в этом сила настоящего искусства.
А.С.: Лучшими детскими авторами вы назвали Билибина, Лебедева и Конашевича? Являются ли они любимыми для сегодняшних поколений детей? Остаются ли детские художники бессменными высотами для родителей и детей?
И.К.: В то время, когда я была маленькой, детская литература, а особенно хорошо иллюстрированная, была дефицитной, но у меня она была. Маме удалось собрать для меня детскую библиотеку. Те книги, которые мне читали, я хорошо запомнила. Конашевич очень добросовестно относился к передаче содержания иллюстрируемого произведения и этим он мне нравился. Билибин — это классика, это русский дух, это сила и мощь. Сейчас детской литературой завалены все полки книжных магазинов: выбор огромный. По каким критериям родители выбирают книги для своих детей не знаю. Ответить за всех родителей не могу, потому что у каждого человека свои приоритеты и представления о прекрасном.

В.Н.: С чего начинается создание портрета?
И.К.: Первым этапом создания портрета является изучение личности портретируемого, без этого невозможно передать его характер. Часто во время общения с человеком на его лице проявляются неуловимые внутренние переживания, раскрывающие его глубокий внутренний мир. Когда я понимаю кто передо мной стоит, то появляется композиционное видение: как и в каком ракурсе лучше будет передать то, что я увидела. Но окончательное решение приходит тогда, когда я делаю предварительные наброски, которые помогают в полной мере осуществить задуманное. А что касается техники исполнения, то она тоже диктуется характером личности. Это могут быть разные материалы – как уголь, пастель, так и карандаш.
А.С.: При работе над портретом вы опираетесь на зарисовки, фотографии, память или заставляете модель сидеть неподвижно? Портреты полностью копируют модель или есть сверхзадача?
И.К.: Вначале я знакомлюсь с человеком, узнаю его как личность, изучаю характер, поэтому встречаюсь с ним не один раз, делаю массу зарисовок. Это помогает мне найти нужную композицию, ухватить и передать то, что считаю главным в модели. Фотографии являются дополнительным материалом. После я приступаю к работе, анализируя собранный материал. Когда портрет создан, я оставляю его на какое-то время, чтобы потом вернуться и посмотреть на него свежим взглядом. Дорабатываю и уточняю детали.

- Ирина Краснова. Сын богатыря. 30х40 см. Бумага, смешенная техника, 2025
- Ирина Краснова. Портрет Оли. 30х40 см. Бумага, смешенная техника, 2025
В.Н.: В прошлый раз вы говорили о том, почему вы рисуете только чёрно-белые портреты, а уже сегодня мы видим у вас портреты, выполненные в цвете. Что изменилось?
И.К.: Ничего не изменилось я всегда рисовала и чёрно-белые и цветные портреты.
Для проекта «Мои современники» я выбрала технику рисунка графитным карандашом, чтобы придать портретам больше строгости и чёткости, так как в проекте принимают участие люди, уже состоявшиеся в жизни как личности. Поэтому специфика проекта — чёрно-белые портреты. Это классика.

Я могу рисовать в цвете, в любой технике (сепия, цветные карандаши, пастель, акварель, масло) как детей, так и взрослых. Просто есть своя специфика. У взрослого человека лицо часто отражает его характер. Он может контролировать свои эмоции или сознательно их скрывать. Другое дело дети. Они открыты, их эмоции непосредственны, а мироощущение отражается на их лицах. Говорят, что ребёнок излучает определённое сияние и именно это сияние я стараюсь передать в цвете рисуя детские портреты. Сложность заключается в том, что ребёнок не может позировать. По своей сути он непоседа и его настроение может меняться ежесекундно. Он познает мир и от того, что он в эту минуту увидел и как он на это отреагировал, зависит выражение его лица.
- Ирина Краснова. Скоро свадьба! 60х80 см. Холст, масло, 2003
- Ирина Краснова. Жизнь скоротечна. 40х50 см. Холст, масло, 2003
В.Н.: А как можно охарактеризовать технику, в которой вы работаете над детским портретом?
И.К.: Это индивидуально. В основном я использую мягкие материалы, которые позволяют незаметно для глаз вплавлять один цвет в другой, передавая различные цветовые нюансы. Где-то в ход идёт пастель, в некоторых случаях цветные карандаши, растушёвка. Одним словом — смешанная техника. Меня всегда восхищали работы старых мастеров, как тонко они могли моделировать форму, передавая внутренний мир человека. Я постоянно открываю в их работах что-то новое и стараюсь использовать это в своём творчестве.
- Ирина Краснова. Портрет Миланы. 30х40 см. Бумага, смешенная техника, 2025
- Ирина Краснова. Портрет Евы. 30х40 см. Бумага, смешенная техника, 2025
А.С.: С чего художники начинают работать над портретом? Делают абрис, выводят глаза или всё предварительно размечают? Сколько времени уходит на один цветной портрет?
И.К.: Я работаю над созданием образа, поэтому рисую от общего к частному. Создание портрета может занимать от трёх недель и больше.
А.С.: Откуда берутся модели для портретов? Это родственники, знакомые или заказчики, заинтересованные в вашей работе?
И.К.: Да, так и есть. Это те, кто заинтересован оставить о себе и своих близких память своим потомкам. Для проекта «Мои современники» я сама выбираю людей, которые на мой взгляд, являются ориентиром для подрастающего поколения.
А.С.: Были случаи неудач с портретами, когда вам или модели портрет не нравился? Что обычно в таком случае вы делаете? Может быть изменена первоначальная идея портрета? Или, например, техника исполнения?
И.К.: В своих работах я стараюсь раскрывать внутренний мир человека, его характер, поэтому стараюсь быть объективной. Люди по-разному к этому относятся. Конечно, некоторые хотят видеть себя более привлекательными, но я не привыкла грешить против правды. Я рисую человека таким каким его увидела и каким узнала. Если он открывается другой стороной, то я рисую другой портрет. И это даже больше для себя. Например, портрет Веселина Савичевича. Как-то в разговоре, я подметила нечто новое в его глазах, и мне захотелось это передать.
В.Н.: Ваш взгляд на современное искусство?
И.К.: Искусство — это высшее проявление духовности человека, выраженное в звуке, слове, камне, в форме, или в цвете. Это прежде всего ясная и понятная мысль, облечённая в определённую материальную форму, которую можно увидеть или услышать. Искусство всегда было и остаётся. Сейчас есть много замечательных художников, которые продолжают традиции великих мастеров русской и европейской живописи, поднимая в своем творчестве насущные темы.
А.С.: То, что много замечательных говорит о том, что есть и совсем не замечательные. Их рекламировать не станем, но кто по-вашему достоин быть назван среди хороших современных авторов?
И.К.: Мне очень нравятся работы таких замечательных, на мой взгляд, художников, как: Пётр Стронский, Андрей Лысенко, Валерий Мокрушин, Вадим Брыксин, Анатолий Алёшин, Наталья Никулина, Иван Комаров, Дмитрий Лёвин, Джон Салминен (John Salminen), Дэвид Лидбеттер (David Lidbetter), Гаппасов Рамиль, Stanislaw Zoladz, Myoe Win Aung, Тьерр Дюваль (Thierry Duval), Юстин Копаня (Justyna Kopania), Джозеф Збуквич (Joseph Zbukvic), Schjolberg Torgeir, Шин Чен Сик (Shin Jong Sik), Кэр Эннис (Cary Ennis).
А.С.: В последнее время вокруг много интересных выставок. Какие из них вас заинтересовали и какие вам удалось посетить? Можете посоветовать, куда стоит сходить, а что, по вашему мнению, стоит обойти стороной?
И.К.: Я всем рекомендую ходить смотреть классику: Третьяковская галерея, Пушкинский музей, музей Тропинина, Эрмитаж, Русский музей — это то, что формирует основу восприятия в искусстве. Мне очень понравилась выставка передвижников в Третьяковской галерее и выставка французского рисунка первой половины — середины XIX века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, «Шедевры русского импрессионизма из частных собраний, в галерее «Арлет». Обходить стороной советую псевдоискусство, которое не несёт ни эмоций, ни смысла, ни красоты. Чем напитывать свой духовным мир — каждый человек решает сам.
Художник Ирина Краснова персональный сайт.
Валентина Сергеевна Немцова, кандидат искусствоведения Алексей Сидельников Главный редактор журнала "Коллекция"
__________________