Почти шесть лет назад в нашем журнале вышел материал о презентации книги «500 неизвестных». К слову сказать, книга стала победителем Национального конкурса «Книга года», а её автор был внесён в Книгу рекордов России за самое большое число атрибуций портретов с установлением имен изображенных персонажей.
И вот в начале февраля в издательстве «Русские Витязи» из печати вышла новая книга заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, академика Российской академии художеств, кандидата исторических наук А.B. Kибовскoгo – «800 неизвестных».

Итак, «800 неизвестных», можно сказать, полноценный «портретный батальон», чьи подлинные имена были возвращены Кибовским с помощью Историко-предметного метода атрибуции. Сама книга, фактически, состоит из двух основных частей.
Первая часть – «Очерк развития Историко-предметного метода атрибуции произведений русской портретной живописи» также содержит в себе краткие биографии ученых и большинства исследователей, стоявших у истока Историко-предметного метода, внесших значительный вклад в его развитие или же когда-либо серьёзно занимавшихся этой темой.
Этот очерк интересен ещё и тем, что содержит в себе разборы примеров того, как точно не стоит проводить атрибуцию. Отдельный материал посвящён московскому исследователю Александру Михайловичу Горшману (1937–2021). Действительно, о покойниках либо никак, либо хорошо… Но игнорировать проблему творчества этого «исследователя» – возьмём в данном случае этот термин в кавычки, – дошедшего в своих «изысканиях» вплоть до исправления фломастером сведений в подлинных архивных документах XIX века и рисования фантазийных портретов достаточно посредственного художественного уровня, дабы размесить их изображение в очередной статье или представить на докладе конференции, тоже было невозможно.
Немалую долю своих исследований Кибовский посвятил поиску и исправлению выдумок и «художеств» Горшмана, которые могли бы существенно подпортить доверие к Историко-предметному методу атрибуции. В результате, Александру Владимировичу удалось исправить более 30 ошибочных и фантазийных атрибуций А.М. Горшмана.
Основная часть книги состоит из перечня объёмом в 800 портретов, атрибутированных А.В. Кибовским. Это живописные портреты, батальные полотна, крохотные миниатюры, акварели, гравюры, литографии, бюсты, даже портреты, нанесенные на кружки или вмонтированные в табакерки. На самом деле, в перечне портретов даже больше – 820, т. к. ряд из них дошли до наших дней в нескольких экземплярах, то есть копиях.
В перечне, в угоду иллюстративной составляющей, не приводится подробное описание униформы, наград, процесса атрибуции каждого портрета. Что можно расценить, как недостаток, который, впрочем, является мерой вынужденной, дабы не «растягивать» издание на несколько томов. Но практически каждую атрибуцию дополняет ссылка на соответствующую статью, где о портрете рассказывается подробнее. Кстати, более 120 портретов приведены в большом формате – их удобно рассматривать и можно по достоинству оценить все детали живописи.
Ряд портретов выполнены известнейшими российскими художниками, такими, как: Левицкий, Боровиковский, Кипренский, Брюллов, Тропинин, Крамской, Маковский, Ярошенко, Репин, Суриков и многие другие из собраний более чем 90 российских и 30 иностранных музеев, а также нескольких десятков частных коллекций и аукционов.
На атрибутированных портретах запечатлены генералы и офицеры, чиновники и купцы, учёные и писатели, выдающиеся государственные деятели и известные лица отечественной истории; присутствуют женские, парные и семейные портреты, а также семейные собрания миниатюр.
Что же изменилось в книге «800 неизвестных», по сравнению с «500 неизвестными»? Помимо 300 новых атрибутированных портретов, был существенно расширен и дополнен «Очерк развития Историко-предметного метода атрибуции произведений русской портретной живописи». Однако трудно назвать «800 неизвестных» просто исправленным и дополненным изданием «500 неизвестных», скорее, это издание – отчёт за 30-летнюю научную деятельность на ниве возращения имён Отечественной истории.
Кому точно стоит приобрести книгу?
- Тем, кто еще не успел приобрести «500 неизвестных» – приобретать лучше сразу «800 неизвестных»;
- Тем, кто следит за развитием Историко-предметного метода атрибуции или сам занимается атрибуциями – в обязательном порядке, книга существенно экономит время, т. к. в ней можно сразу просмотреть был ли уже атрибутирован искомый портрет;
- Тем, кому в целом интересна тема русской истории и иконографии. Кроме того, за счёт точных датировок портретов, книгу можно использовать в качестве прекрасного униформологического справочника.
Отдельно хотелось бы, чтобы на это издание обратили внимание музейные работники: за все прошедшее с выхода предыдущей книги Кибовского время, некоторые российские музеи так и не удосужились внести изменения в описания атрибутированных портретов, из-за чего в том же «Госкаталоге» портреты до сих числятся неизвестными, или, того хуже, под чужими именами.
Подводя итог, «800 неизвестных» действительно уникальна, как когда-то «500 неизвестных», только лучше и больше. Новую книгу А.В. Кибовского можно, без преувеличения, назвать одним из самых выдающихся трудов за всю историю Историко-предметного метода атрибуции, если и не вовсе самым выдающимся. Даже одна атрибуция – уже огромный исследовательский труд, а когда их целых восемь сотен – это просто не укладывается в голове.
Недостаток же у книги, пожалуй, только один – цена. Сейчас за хорошие издания просят совершенно заоблачные суммы. Не каждый сможет позволить себе выложить за этот увесистый том небольшое состояние.
Редакция благодарит Фонд «Русские Витязи» за предоставленные материалы.
Редакция
__________________