В Нижнем Новгороде в выставочном Пакгаузе 4 июня откроется выставка одного из самых значимых отечественных скульпторов «Сергей Конёнков. XX век». Это совместный проект РОСИЗО и Нижегородского государственного художественного музея. Экспозиция познакомит посетителей с разными гранями творчества Конёнкова, который предстанет не только как талантливый скульптор, но и как мыслитель, философ, провидец и демиург.
Сергей Тимофеевич Конёнков (1874-1971), пожалуй, один из самых ярких, эксцентричных и эпатажных отечественных художников прошлого столетия. Его называли модернистом, авангардистом, соцреалистом, художником Серебряного века. Он работал с бронзой, гипсом, мрамором, деревом, оставив после себя более 800 скульптурных композиций.
Свою книгу воспоминаний Конёнков назвал «Мой век». Он имел для этого все основания: долгожитель, который в 90 с лишним лет сохранил огромный творческий темперамент. Конёнков не был сторонним наблюдателем значимых вех XX века — он являлся активным участником событий, касалось ли это социальной истории или истории искусств.

При всём уникальном тематическом и стилистическом многообразии наследия русского скульптора проект исследует героику, космогонию и пророчества. Представленные скульптуры объединены в три тематических блока, неизменных и взаимосвязанных в творчестве Конёнкова: религия (от мессии до демона), власть (вожди и герои), язычество (гедонизм и женское начало).
Выполненные из разнохарактерных материалов — мрамора, дерева, гипса и бронзы — экспонаты выставки отобраны из коллекций Государственного Русского музея, Смоленского государственного музея-заповедника, Государственной Третьяковской галереи, Музея архитектуры им. А.В. Щусева, Нижегородского государственного художественного музея и других культурных институций и частных собраний. Среди них работы «Пророк», «Автопортрет», «Демон», «Сын человеческий», «Матрос с крейсера „Громобойˮ», эскиз оформления главного входа павильона «Шестигранник» для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года в Москве.
Удивительной частью творческой биографии мастера стали космогонические картины-карты, являющие собой сложное сочетание изобразительных «символов» и топографического начала, совокупно фиксирующих расстановку мировых сил. В этих уникальных концептуальных мифологемах сведены воедино изображения, счисления космогонического плана, библейские тексты.
Работа куратора выставочного проекта Аллы Есипович-Рогинской и уникальное архитектурное решение Сергея Чобана подчеркнёт важность бесценных экспонатов выдающегося советского скульптора.
Участники проекта:
Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Нижегородский государственный художественный музей, Смоленский государственный музей-заповедник, Серпуховский историко-художественный музей, Творческая мастерская С.Т. Конёнкова (Российская академия художеств), Музей современного искусства «Гараж», Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи, Научно-справочный отдел фотокиноматериалов Государственной Третьяковской галереи, Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, Государственный исторический музей, Государственный архив Российской Федерации.
Владимир Соломенцев Руководитель службы по связям с общественностью РОСИЗО 12.05.2025
3 июня 2025 года
3 июня в Нижнем Новгороде в выставочном Пакгаузе на Стрелке прошло торжественное открытие выставки одного из самых значимых отечественных скульпторов «Сергей Конёнков. XX век». Совместный проект РОСИЗО и Нижегородского государственного художественного музея знакомит посетителей с разными гранями творчества Конёнкова, который предстает не только как талантливый скульптор, но и как мыслитель, философ, провидец и демиург. Для широкой публики выставка откроется 4 июня.
В церемонии открытия приняли участие генеральный директор Нижегородского государственного художественного музея Роман Жукарин, заместитель губернатора Нижегородской области Олег Беркович, генеральный директор ГМВЦ «РОСИЗО» Иван Лыкошин, куратор проекта Алла Есипович, директор ГМИИ имени А.С. Пушкина Ольга Галактионова.





При всём уникальном тематическом и стилистическом многообразии наследия русского скульптора музейно-выставочный проект исследует героику, космогонию и пророчества. Представленные скульптуры объединены в три тематических блока, неизменных и взаимосвязанных в творчестве Конёнкова: религия (от мессии до демона), власть (вожди и герои), язычество (гедонизм и женское начало). На выставке также представлены космогонические картины-карты, являющие собой сложное сочетание изобразительных «символов» и топографического начала, совокупно фиксирующих расстановку мировых сил.
Фото предоставлены пресс-службой министерства культуры Нижегородской области.
Владимир Соломенцев Руководитель службы по связям с общественностью РОСИЗО 3.05.2025 Фото Белозерова Катя
РОСИЗО — это многопрофильная организация, занимающаяся разработкой и реализацией выставочных проектов, самостоятельно и в партнёрстве с ведущими мировыми музеями и культурными институциями.
Фонд РОСИЗО насчитывает более 45000 произведений искусства.
РОСИЗО осуществляет все музейные функции: от хранения, изучения, реставрации и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций до культурно-просветительских программ и международного культурного сотрудничества.
Одна из главных задач РОСИЗО — популяризация художественного наследия России и современного российского искусства.
Нижегородский государственный художественный музей. Инициатива создания музея принадлежит двум художникам – профессору Академии художеств Николаю Андреевичу Кошелеву (1840-1918) и историческому живописцу Андрею Андреевичу Карелину (1866-1928). Официальное решение о создании музея было принято на заседании Городской думы 14 июля 1894 года. В ходе его организации городские власти решили объединить вновь создаваемый художественный музей с уже существовавшим историческим, так называемым «Петровским домиком». Для размещения экспозиции была выбрана Дмитриевская башня нижегородского кремля. Она была отреставрирована «в древнем виде» и приспособлена под музей архитектором и археологом Н.В. Султановым и инженером П.П. Малиновским. Торжественное открытие нового музея, приуроченное к проведению в Нижнем Новгороде Всероссийской художественно-промышленной выставки, состоялось 25 июня (7 июля) 1896 года. Объединённый музей получил название «Нижегородский городской художественный и исторический музей».
Покинув Дмитриевскую башню, музей расположился в здании Дворянского собрания на ул. Большой Покровской, а затем в особняке купца С.М. Рукавишникова. В 1924 году художественный отдел Нижегородского городского художественного и исторического музея разместился в национализированной усадьбе купца Д.В. Сироткина.
С 1992 года основная часть коллекции музея разместилась на территории кремля в здании Дома военного губернатора. Сегодня музей занимает три здания. Экспозиция отечественного искусства представлена во Доме военного губернатора в кремле, экспозиция западноевропейского искусства располагается в доме Дмитрия Сироткина на Верхневолжской набережной, экспозиция искусства XX века на площади Минина и Пожарского.
РОСИЗО
Нижегородский государственный художественный музей
Выставочный Пакгауз Нижегородского государственного художественного музея
г. Нижний Новгород, ул. Стрелка, д. 21, лит. И.
4 июня — 28 июля 2025 г.
Купить билет в РОСИЗО можно на сайте
Билеты в НГХМ
_________________