Сергей Конёнков. XX век — Журнал КОЛЛЕКЦИЯ
Сергей Конёнков. XX век

Сергей Конёнков. XX век

in Новости музеев 632 views

В Нижнем Нов­го­ро­де в вы­ста­воч­ном Пак­гау­зе 4 июня от­кроет­ся вы­став­ка од­но­го из са­мых зна­чи­мых оте­че­ст­вен­ных скульп­то­ров «Сер­гей Ко­нён­ков. XX век». Это со­вме­ст­ный проект РОСИЗО и Ни­же­го­род­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го ху­до­же­ст­вен­но­го му­зея. Экс­по­зи­ция по­зна­ко­мит по­се­ти­те­лей с раз­ными гра­нями твор­че­ст­ва Ко­нён­кова, ко­то­рый пред­ста­нет не только как та­лант­ливый скульптор, но и как мыс­ли­тель, фи­ло­соф, про­ви­дец и демиург.

Сергей Тимофеевич Конёнков (1874-1971), пожалуй, один из самых ярких, экс­центричных и эпа­таж­ных оте­че­ст­вен­ных ху­дож­ни­ков прош­ло­го сто­ле­тия. Его на­зы­ва­ли мо­дер­нис­том, аван­гар­дис­том, соц­реа­лис­том, ху­дож­ни­ком Серебряного века. Он работал с бронзой, гипсом, мрамором, деревом, оставив после себя более 800 скульптурных композиций.

Свою книгу воспо­минаний Конёнков назвал «Мой век». Он имел для этого все основания: долгожитель, который в 90 с лишним лет сохранил огромный творческий темперамент. Конёнков не был сторонним наблю­дателем значимых вех XX века — он являлся активным участником событий, касалось ли это социальной истории или истории искусств.

Конёнков Сергей Тимофеевич. Степан Разин. 1919. Смоленский государственный музей-заповедник
Конёнков Сергей Тимофеевич. Степан Разин. 1919. Смоленский государственный музей-заповедник

При всём уникальном тема­тическом и сти­листическом много­образии наследия русского скульптора проект исследует героику, космогонию и пророчества. Пред­ставленные скульп­туры объе­ди­не­ны в три те­матических блока, не­изменных и взаимо­связанных в творчестве Конёнкова: религия (от мессии до демона), власть (вожди и герои), язычество (ге­донизм и жен­ское начало).

Выполненные из раз­но­характер­ных ма­териалов — мра­мора, де­рева, гип­са и брон­зы — экс­по­наты вы­став­ки ото­бра­ны из кол­лек­ций Го­су­дар­ст­вен­ного Рус­ского музея, Смо­лен­ско­го го­су­дар­ст­вен­ного му­зея-за­по­вед­ника, Го­су­дар­ствен­ной Третья­ков­ской га­ле­реи, Му­зея ар­хи­тек­ту­ры им. А.В. Щусева, Ни­же­город­ско­го го­су­дар­ст­вен­ного ху­до­же­ст­венного музея и дру­гих культурных ин­сти­ту­ций и частных собраний. Сре­ди них ра­боты «Про­рок», «Авто­портрет», «Де­мон», «Сын че­ловеческий», «Матрос с крейсера „Громобойˮ», эскиз офор­мления глав­ного вхо­да па­вильо­на «Шестигранник» для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года в Москве.

Удивительной частью твор­ческой био­гра­фии мас­тера ста­ли кос­мо­го­ни­ческие картины-карты, яв­ляющие со­бой слож­ное со­че­тание изобра­зи­тель­ных «сим­волов» и то­по­гра­фического начала, совокупно фиксирующих расстановку мировых сил. В этих уни­кальных кон­цептуаль­ных мифологемах сведены воедино изобра­жения, счисления космогонического плана, библейские тексты.

Работа куратора выставочного проекта Аллы Есипович-Рогинской и уни­каль­ное ар­хи­тек­турное ре­шение Сер­гея Чо­бана под­черкнёт важ­ность бес­ценных экспонатов выдающегося советского скульптора.

Участники проекта:

Государственная Третья­ков­ская га­ле­рея, Го­су­дар­ст­вен­ный Рус­ский му­зей, Госу­дар­ст­вен­ный науч­но-ис­сле­до­ва­тель­ский музей ар­хи­тек­ту­ры им. А.В. Щу­се­ва, Го­су­дар­ст­вен­ный му­зей изобра­зи­тель­ных ис­кус­ств Рес­пуб­ли­ки Та­тар­стан, Ни­же­город­ский го­су­дар­ст­вен­ный ху­до­же­ст­вен­ный музей, Смо­лен­ский го­су­дар­ст­вен­ный му­зей-за­по­вед­ник, Сер­пу­хов­ский исто­рико-ху­до­же­ст­вен­ный музей, Твор­ческая мас­тер­ская С.Т. Конён­кова (Рос­сийская ака­демия ху­до­же­ств), Му­зей со­вре­мен­ного искусства «Гараж», Отдел ру­кописей Го­судар­ст­вен­ной Третья­ков­ской га­лереи, Науч­но-спра­вочный отдел фото­ки­но­мате­риалов Го­су­дар­ст­вен­ной Третья­ковской га­лереи, Центральный го­сударственный архив ки­но­фо­то­фо­но­до­ку­мен­тов Санкт-Пе­тербурга, Го­су­дар­ствен­ный ис­торический му­зей, Го­су­дар­ствен­ный архив Российской Фе­дерации.

Владимир Соломенцев
Руководитель службы
по связям с общественностью РОСИЗО
12.05.2025


РОСИЗО логотип

РОСИЗО — это мно­го­про­филь­ная ор­га­ни­за­ция, зани­мающаяся раз­ра­бот­кой и реа­ли­­за­цией вы­ста­воч­ных проектов, са­мо­стоя­тель­но и в парт­нёрстве с ве­дущими ми­ровыми му­зеями и куль­тур­ными ин­сти­туциями.

Фонд РОСИЗО насчитывает более 45000 произведений искусства.

РОСИЗО осуществляет все музейные функции: от хранения, изучения, реставрации и публичного пред­ставления музейных предметов и музейных коллекций до культурно-просветительских программ и между­народного культурного сотрудниче­ства.

Одна из главных задач РОСИЗО — популяризация художественного нас­ледия России и современного российского искусства.


Нижегородский государственный художественный музей. Логотип

Нижегородский государственный художественный музей. Инициатива создания музея принадлежит двум художникам – профессору Академии художеств Николаю Андреевичу Кошелеву (1840-1918) и историческому живописцу Андрею Андреевичу Карелину (1866-1928). Официальное решение о создании музея было принято на заседании Городской думы 14 июля 1894 года. В ходе его организации городские власти решили объединить вновь создаваемый художественный музей с уже существовавшим историческим, так называемым «Петровским домиком». Для размещения экспозиции была выбрана Дмитриевская башня нижегородского кремля. Она была отреставрирована «в древнем виде» и приспособлена под музей архитектором и археологом Н.В. Султановым и инженером П.П. Малиновским. Торжественное открытие нового музея, приуроченное к проведению в Нижнем Новгороде Всероссийской художественно-промышленной выставки, состоялось 25 июня (7 июля) 1896 года. Объединённый музей получил название «Нижегородский городской художественный и исторический музей».

Покинув Дмитриевскую башню, музей расположился в здании Дворянского собрания на ул. Большой Покровской, а затем в особняке купца С.М. Рукавишникова. В 1924 году художественный отдел Нижегородского городского художественного и исторического музея разместился в национализированной усадьбе купца Д.В. Сироткина.

С 1992 года основная часть коллекции музея разместилась на территории кремля в здании Дома военного губернатора. Сегодня музей занимает три здания. Экспозиция отечественного искусства представлена во Доме военного губернатора в кремле, экспозиция западноевропейского искусства располагается в доме Дмитрия Сироткина на Верхневолжской набережной, экспозиция искусства XX века на площади Минина и Пожарского.

РОСИЗО

Нижегородский государственный художественный музей

Выставочный Пакгауз Нижегородского государственного художественного музея

г. Нижний Новгород, ул. Стрелка, д. 21, лит. И.

4 июня — 28 июля 2025 г.

Купить билет в РОСИЗО можно на сайте

Билеты в НГХМ

_________________

Обсуждение в Телеграм >>>

Tags:

Рекомендуем

Елизавета Кругликова

Елизавета Кругликова и вокруг

Третья­ков­ская га­ле­рея пред­став­ляет вы­став­ку, по­свя­щён­ную 160-ле­тию со дня рож­де­ния Ели­за­ве­ты Сер­геев­ны Круг­ли­ко­вой
Перейти К началу страницы