В далёком 1965 году в августовском номере журнала «Декоративное искусство» была опубликована статья «Фалеристика – сестра нумизматики»[1]. Эта публикация важна, во-первых, тем, что в СССР был введён в широкий оборот термин «фалеристика», а во-вторых — ясно показано, что предметы фалеристики — это ещё и предметы декоративного искусства. В связи с тем, что немногие знакомы с этой работой, полный текст статьи мы приведём ниже.[2] При этом необходимо отметить её политическую ангажированность.
- Шейн Р. Фалеристика – сестра нумизматики // Декоративное искусство, 1965. №8. С. 48, 3 стр. обл.
Летом 2022 года новое руководство журнала решило вновь вспомнить о том, что фалеристика — искусство. Так искусствоведу Михаилу Тренихину было предложено написать статью о советских миниатюрах в юбилейный номер журнала «Декоративное искусство», созданного в 1957 году. За 65 лет журнал переживал расцветы и, прямо скажем, падения. Сегодня журнал — скорее альманах. Но важно, что был выпущен номер, посвящённый советскому искусству, которое сегодня осмысляют по-новому.
Сама статья готовилась как визуальный ряд советских орденов, медалей, знаков и значков, который показывает изменения стилистики в искусстве. Именно выстраивание такого иллюстративного ряда по десятилетиям дало интересные результаты, неизвестные широкой публике. Например, знаменитая «Всеобщая история искусств», выходившая с 1956 по 1966 годы, в шестом томе под редакцией Юрия Колпинского повествовала о советском искусстве. Что туда включалось? Как и всегда, вначале — «настоящее», серьёзное искусство, так повелось. Живопись. Скульптура. Графика. Далее и декоративно-прикладное искусство. Почему-то, архитектура в завершении. Но историю искусства советского времени, изменения стиля и настроя, всплеск энтузиазма и угасание пафоса можно проследить не только на памятниках архитектуры, живописных полотнах, или плакатах, но и благодаря значкам.
- Тренихин М.М. Советская история в миниатюрах: фалеристика пошагово // Декоративное искусство, 2022–2023. №426. С. 18—23.
По понятным причинам, для печати было отобрано не очень много иллюстраций, а вёрстка была подготовлена исходя из видения редакции «Декоративное искусство». Так, несколько неожиданно, центральное место в советской фалеристике занял… Чебурашка! Не умаляя достоинств всенародного героя, следует отметить, что сегодня наиболее интересны предметы 1920-х—1960-х годов. За редким исключением — более поздние.
Поэтому автор счёл уместным опубликовать на страницах журнала «Коллекция» полную версию с расширенным визуальным рядом (масштаб знаков и наград на изображениях не соблюдён). Также автор выражает благодарность коллегам с форума «Фалеристика.инфо, предоставившим изображения предметов из своих коллекций и фотографу Максиму Алёшинскому.
* В заглавии мы написали БКЗ — жаргонное название Ордена Красного знамени, который коллекционеры зовут Боевым (в отличие от Трудового). Другие термины см. Фалеристика словарь.
Главный редактор журнала «Коллекция» Алексей Сидельников
Советская история в миниатюрах: фалеристика пошагово
Фалеристика — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая ордена и медали, знаки (наградные, ведомственные и корпоративные, должностные, юбилейные и памятные, об окончании учебных заведений), значки (в т. ч. сувенирные), настольные медали и плакетки, жетоны, фрачные миниатюры, наградные документы. Также фалеристикой называют коллекционирование вышеуказанных предметов.
Поскольку изначально ордена имели рыцарское происхождение, членом ордена мог стать только дворянин. До революции ордена были организациями, орденскими корпорациями, с орденскими храмами, орденскими одеждами, специальным орденским фарфором, которым сервировали столы на орденские праздники. Церемониал. Возможность получения ордена связывалась с классом чина награждаемого. Императорские ордена и прочие знаки отличия были упразднены Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 10 (23) ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» и декретом СНК РСФСР от 16 (29) декабря того же революционного года «Об уравнении всех военнослужащих в правах». Но всегда нужны моральные стимулы. И вместо орденов стали вручаться именные часы, револьверы, портсигары и даже красные революционные шаровары (помните фильм «Офицеры»?). Первой официальной советской государственной наградой стало «Почетное революционное Красное Знамя», введенное в августе 1918 года по инициативе члена Коллегии Народного комиссариата по военным и морским делам РСФСР. В сентябре на заседании ВЦИК была создана комиссия для составления проекта индивидуальных наградных знаков. Комиссия предложила два варианта — орден «Красное Знамя» и орден «Красная Гвоздика». Принят был первый вариант. С ордена Красного Знамени начнем рассказ о фалеристике советского периода. В композиции первого советского ордена Красного Знамени было множество элементов. Древко знамени перекрещено с символом бессмертия — горящим факелом. Перевернутая красная пятиконечная звезда — символ обороны страны, серп и молот — символ государственной власти рабочих и крестьян. Штык винтовки символизирует вооруженную мощь государства, а молот и плуг — рабочий класс и трудовое крестьянство. На знамени располагался государственный девиз: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» В нижней части ордена, на красной ленте были буквы «Р.С.Ф.С.Р.». 4 октября 1918 года этот вариант рисунка был утвержден Президиумом ВЦИК. В 1924 году буквы «Р.С.Ф.С.Р.» будут заменены на «С.С.С.Р.», с 1943 года орден будет носиться на пятиугольной колодке, но дизайн первого советского ордена сохранится до конца Советского Союза и будет упразднен только в феврале 1992 года.
- Медаль «В память третьей годовщины революции. 1917–1920». Частное собрание
- Значок «Освобождён от рукопожатий. Чистота – залог здоровья». 1920-е. Частное собрание
Правда, это уже будет только знак ордена, не обозначающий принадлежности к орденским корпорациям, как это было до революции. Так мы и понимаем ордена сегодня — знаки, которые носят на груди. Конечно, говорить о типологии наград и знаков правильнее на примерах массовых выпусков. Эти миниатюры, нередко являясь художественными произведениями, отражали вкусы и стиль эпохи. После революции в предметах фалеристики неоднократно встречались знаки с отломанными символами самодержавия — императорскими коронами и двуглавыми орлами, например знаки выпускников гимназий и вузов. Надо понимать, что задача значков при создании была достаточно бытовой, конкретно-служебной. Это не были предметы, сделанные на продажу для коллекционеров, как, например, агитационный фарфор. Но сегодня это не мешает становиться им востребованными и желанными. Многие из них могут быть рассмотрены как предметы искусства того десятилетия.
- Членский знак Московского общества друзей воздушного флота (МОДВФ РСФР). 1923–1925. Частное собрание
- Траурный значок на смерть В.И. Ленина. 1924. Частное собрание
- Знак «Другу Доброхима». 1924. Частное собрание
Предметы 1920-х годов не возникали на пустом месте. Оставались мастера старой дореволюционной школы ювелирного искусства. Но даже если не брать знаки из серебра, и самые простые жестяные значки имели прообразом технологию и принципы художественного оформления т. н. «знаков и жетонов кружечного сбора», созданных на помощь вооруженным силам и жертвам времен Первой мировой войны. Но теперь все они несли советский дух. А это — новые советские символы и лозунги, стиль модного и революционного авангарда.
Кстати, знаменитый ВХУТЕМАС имел отношение и к изготовлению знаков, их и сейчас несложно узнать по клейму «ВХТМ» на обороте. Что было наиболее распространено в первое десятилетие советской власти? Знаки с революционной символикой (красные знамена, звезды, молоты, плуги), знаки юбилея революции, членские знаки оборонно-спортивных обществ, реже — депутатские знаки (ВЦИК РСФСР и УССР), еще реже — первые государственные награды, ордена Красного Знамени. Знаки 20-х годов от жестяных постепенно начали переходить к более массивным, мощным композиционно и технологически. Нередко их изготавливали из серебра, с использованием нескольких накладных элементов и горячих эмалей. Происходил отказ от использования элементов беспредметного искусства. Если изначально советская символика лишь дополняла композицию, то позднее она стала основой всего предмета. В произведениях фалеристики тех лет видны параллели с агитфарфором и агитплакатом, агиттекстилем и праздничным монументальным оформлением городов. Многие знаки получали «в нагрузку» республиканскую символику, с местным колоритом окраин СССР, в ущерб русским традициям до полного их отрицания под видом ухода от православного и монархического наследия. Награды появились едва ли не в каждой республике: ордена Красного Знамени и Трудового Красного Знамени существовали с лозунгами на разных языках в Белорусской, Украинской, Грузинской, Армянской, Азербайджанской, Бухарской и Хорезмской советских республиках.
- Орден Ленина. Тип 1934 года. Частное собрание
- Орден Красной Звезды. 1930. Частное собрание
- Членский значок КИМ (Коммунистический интернационал молодёжи). 1930-е. Коллекция Михаила Тренихина
- Знак комплекса «Ворошиловский стрелок». 1932. Коллекция Михаила Тренихина
- Знак комплекса «Готов к труду и обороне СССР» образца 1940 года. Коллекция Михаила Тренихина
- Знак комплекса «Готов к труду и обороне СССР» образца 1941 года. Коллекция Михаила Тренихина
- Знак комплекса «Готов к санитарной обороне СССР» 2 степени. 1930-е. Коллекция Михаила Тренихина
- Знак комплекса «Готов к труду и обороне СССР» образца 1936 года. Коллекция Михаила Тренихина
- Знак комплекса «Готов к противовоздушной и химической обороне СССР». 1935. Коллекция Михаила Тренихина
- Знак комплекса «Готов к санитарной обороне СССР». 1934. Коллекция Михаила Тренихина
- Знак «Активист Осоавиахим СССР». 1928−1941 . Частное собрание
- Знак «Стахановец Сталинского района». 1930-е. Частное собрание
- Значок «Октябрята – внучата Ильича». 1930-е. Частное собрание
- Значок члена юношеской секции Союза воинствующих безбожников. 1930-е. Коллекция Михаила Тренихина
- Почётный знак Моссовета «За окончание строительства первой очереди метрополитена им. Л. М. Кагановича». 1935. Частное собрание
- Знак «За ударную конную работу» Осоавиахим СССР. 1935. Частное собрание
- Знак «Ударнику МВС», строительства канала Москва-Волга. 1932. Частное собрание
К 1930-м годам знаки и награды получили композиционное решение, ставящее во главу угла советскую символику. Орден Красной Звезды — самое яркое проявление этого направления и при этом — одно из самых любимых до сегодняшнего дня. Нередко знаки разрабатывались даже перенасыщенными советской символикой: серпы, молоты, звезды, тракторы, портреты вождей советского государства Ленина и Сталина, знамена, шестеренки. Но даже несмотря на обилие символов в одном конкретном предмете, композиционное решение в большинстве случаев кажется успешным. 1930-е годы — это и значительное увеличение количества выпускаемых предметов фалеристики. Надо было визуально показать причастность к советскому строю. Пионеры и комсомольцы, спортсмены-разрядники, участники добровольных оборонных обществ, ударники труда и стахановцы, — все носили какой-нибудь значок. В том числе за счет этой визуализации, когда каждый имел на лацкане символ, создавалось ощущение единого порыва народа, а также легитимности власти и серьезности ее курса. Знаки были солидно изготовлены, в основном из бронзы или серебра. Кроме того, знаки нередко становились элементами архитектуры. Вспомним про эмблемы Осоавиахима над входами в подъезды — коллективный знак «Готов к ПВХО». Нельзя не упомянуть и знаки КИМ — Коммунистического интернационала молодежи — на капителях колонн станции Комсомольская. Это были не просто элементы пропаганды, но и знаки того, что метро строили комсомольцы. К концу 1930-х годов образовалась советская школа, предопределившая развитие фалеристики на долгое время. Это знаки нового поколения, про которое искусствовед Абрам Эфрос писал: «Уже дети наши, растущие советичами, для которых серп и молот есть не новый, юнейший в мире государственный герб, только заменивший после ужасной борьбы столетнего двуглавого орла, а есть единственное им известное, всю их жизнь им сопутствующее и потому в мыслях их исконное и непререкаемое выражение торжествующей и огромной власти в государстве». Война принесла в качестве истинно народных символов — новые массовые награды, украшавшие кители фронтовиков.
Зажим для пионерского галстука 1930-х годов — предмет занятный. У меня в коллекции, наверное, со школы. И история с ними интересная, сошли практически до войны. В ноябре месяце 1937 года в Москве, в значительном количестве школ среди пионеров распространились слухи, что на на зажимах к пионерским галстукам имеются инициалы «Т» и «З», что означает «Троцкий» и «Зиновьев». Это послужило причиной к тому, что пионеры в массовом порядке начали снимать пионерские галстуки и зажимы. Такие же факты снятия пионерских галстуков и зажимов к ним отмечены в Ленинграде, в пионерском лагере «Артек», а также во многих городских и сельских школах Крыма. Произведенной проверкой установлено, что ни на пионерских галстуках, ни на зажимах к ним нет ни знаков фашистской свастики, ни указанных инициалов. В общем, не просто атрибут, с историями вокруг, с доносами, слухами и проверками. А вот пример ношения — фото, красивый женский портрет. Подпись на обороте (в авторской орфографии с ошибками): «На долгую добрую память своей племяннице Валичке Гаркуши от Шуры Гаркуши. В дни ученья. 4/III 1941 года». Два с половиной месяца до Великой Отечественной.
Если 1930-е годы были временем значков, то 1940-е стали эпохой орденов и медалей. Орден Отечественной войны стал настолько удачным символом, что воспроизводится на открытках и плакатах и сегодня. А солдатский орден Славы продолжил дореволюционную традицию воинских наград и стал аналогом культового и уважаемого Георгиевского креста. Нередко они и соседствовали вместе на груди ветеранов Первой мировой и Великой Отечественной. Советское признало за русским право на существование: примирившись на груди победителей, кресты стали соседствовать со звездами.
Так и имена русских полководцев, вымарываемых из истории после революции, начали возвращаться и становиться символами мужественного сопротивления врагам Отечества. Именами Александра Невского, Суворова и Кутузова, Ушакова и Нахимова нарекли новые полководческие ордена. А ордена имени Александра Невского — вообще единственный случай существования и в Российской империи, и в СССР, и в Российской Федерации. С середины войны и всё послевоенное десятилетие знаки и награды можно отнести к сталинскому ампиру. То, что проявлялось в архитектуре станций метро, павильонов ВДНХ и сталинских высоток, проявлялось и в художественной миниатюре. Пришло «украшательство» неоклассики, не стеснявшейся дополни тельной орнаментики и растительных виньеток. Но сегодня это воспринимается как серьезное явление искусства страны, победившей фашизм.
- Знак «Гвардия СССР» военного выпуска. 1942. Коллекция Михаила Тренихина
- Орден Отечественной войны II степени. 1943–1991. Частное собрание
- Медаль «За отвагу» (после 1943). Частное собрание
- Медаль «За трудовое отличие» (после 1943). Частное собрание
- Медаль «За трудовую доблесть» (после 1943). Частное собрание
- Медаль «За взятие Берлина». 1945. Частное собрание
- Медаль «За победу над Японией». 1945. Частное собрание
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.». Частное собрание
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.». Частное собрание
1950-е снова стали эпохой значков, массовый выпуск которых был предопределен проведением в Москве VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года, запуском первого спутника земли, пуском атомного ледокола в 1959 году. В рамках кампании «борьбы с украшательством» пришли не только знаменитые типовые пятиэтажки, но и произошел настоящий «взрыв» современного, активного и минималистического искусства. Символом этого движения может служить «фестивальная ромашка». Иной ритм жизни, «Оттепель», стиляги, общение с зарубежными туристами. Для советского человека наступило время свободы и нового опыта.
- Знак «Лучшему молодому сборщику хлопка» ЦК ВЛКСМ. 1956−1959. Коллекция Михаила Тренихина
- Знак «Лучшему кукурузоводу» ЦК ВЛКСМ. 1957−1959. Коллекция Михаила Тренихина
- Знак «Всесоюзная промышленная выставка» (ВПВ). До 1958. Коллекция Михаила Тренихина
- Наградной значок Центрального совета пионерской организации «За активную работу с пионерами». 1956−1973. Коллекция Михаила Тренихина
- Значок «Юный натуралист». 1954. Коллекция Михаила Тренихина
- Знак «Юный участник Всесоюзной сельскохозяйственной выставки» (ВСХВ). 1954−1959. Коллекция Михаила Тренихина
- Знак «Участник Всесоюзной сельскохозяйственной выставки» (ВСХВ). 1954−1959. Коллекция Михаила Тренихина
- Пионерский значок (членский значок Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина). 1944−1965. Коллекция Михаила Тренихина
- Значок «Лучшему пионерскому вожатому» ЦК ВЛКСМ. 1956−1973. Коллекция Михаила Тренихина
- Фестивальная ромашка. Значок VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. 1957. Коллекция Михаила Тренихина
- Значок «ХХХ лет комсомола» с бирюзовой эмалью. 1948. Коллекция Михаила Тренихина
- Значок «Миру мир!» VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. 1957. Коллекция Михаила Тренихина
- Значок «За мир и дружбу» VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. 1957. Коллекция Михаила Тренихина
- Значок «Спартакиада народов СССР» (первая). 1956. Коллекция Михаила Тренихина
- Знак «ВДНХ СССР» (Павильон «Электроэнергетика», «Лампочка Ильича»). 1960-е. Коллекция Михаила Тренихина
- Почётный знак ВЛКСМ. Тип 2. 1968−1991. Коллекция Михаила Тренихина
- Вымпел с Государственным гербом СССР для автоматической станции «Луна-9» (копия). 1966. Коллекция Михаила Тренихина
- Знак Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ). 1960-е. Коллекция Михаила Тренихина
- Знак «ВДНХ СССР» (Кран, строящий панельный дом). 1960-е. Коллекция Михаила Тренихина
В 1960-е, как ни удивительно, начался закат предметов советской фалеристики, пользующихся особой любовью коллекционеров. Это угасание связано в первую очередь с изменением технологии: бронза и горячая эмаль уступили место алюминию и краске, а потом и пластмассам. Это ухудшило и художественные достоинства миниатюр, однако не сказалось на уменьшении тиражей знаков. И даже наоборот. Кончился и идеологический запал. Даже если не знать исторические перипетии и не изучать письменные источники, только по значкам можно отметить, что «горение», буквально ощущавшееся раннее, сменилось инерцией. Удешевление производства, упрощение контроля, непрофессионализм стали результатом серьезного соперничества с Западом, когда ресурсы тратились в других сферах. Стало не до художественного отношения к значкам. Празднование столетия Ленина в 1970 году показало деградацию массовой советской фалеристики. Спущенные на каждое предприятие разнарядки о необходимости выпуска памятной продукции к этой дате показали, что не всем нужно браться за выпуск художественной миниатюры. План по валу, вал — по плану! Бесконечные профили вождя могли быть интересными любителям Ленинианы, но зачастую оказывались непрофессиональными до карикатурности. Хотя и коллекции таких массовых алюминиевых «вождей» существуют. Но нужны ли они сегодня кому-либо? Хотя отдельные удачные находки возникали до конца 1980-х годов, но такие знаки и награды являлись редкими исключениями. Да и то речь скорее про ограниченные выпуски монетных дворов, как, например, знак 1982 года к 60-летию СССР, вручавшийся делегатам Торжественного заседания в Кремле ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР. То есть это уже не массовка, а лимитированный тираж, ограниченный как минимум размерами зала Дворца съездов. 1965 год стал годом первого официального празднования юбилея Победы. Началось изготовление юбилейных медалей и памятных знаков, продолжающееся и сегодня. Но уже тогда большинство этих знаков не воспринималось как произведения искусства. Хотя надо отметить, что многие фронтовики полюбили эти предметы и носили рядом с боевыми наградами, полученными за храбрость на полях сражений.
Но не всё в фалеристике было плохо и в позднем СССР. Конец 1960-х и весь период до 1991 года (а кое-где и сейчас) — расцвет интереса к отечественной геральдике. Это и настоящий «взрыв» коллекционного интереса к гербам, которые делались огромными тиражами по 15.000 штук. (Попробуйте сегодня сказать производителям значков о таких тиражах — они разведут руками от восторга и недоумения!) Для многих именно гербы стали первым коллекционным шагом, а не только сувенирами о посещенных городах. Многие вспомнят и вымпелы, увешанные значками, в основном как раз гербами городов. Запуск гербов в производство вначале на московском Экспериментальном творческо-производственном комбинате (ЭТПК), а потом и на других предприятиях после полувека забвения возродил массовый интерес к геральдике как исторической дисциплине.
- Эскиз значка с гербом Звенигорода с ремаркой научного сотрудника отдела нумизматики ГИМ П. Шорина. Художник Павел Ильич Вьюев. 1969. Частное собрание
- Эскизы значков ЭТПК с гербами городов Бронницы, Верея, Богородск, Волоколамск. Художник Корнеев. 1970. Частное собрание
Конечно, и тут были свои сложности, поскольку дореволюционные гербы Российской империи содержали различные монархические или религиозные символы (двуглавый орел, императорская корона, кресты) и герб исторически был атрибутом прежде всего дворянского сословия. Но даже в искаженном виде гербы стали источником интереса к дореволюционной истории и культуре. В связи с гербами нельзя не сказать о том, что значки не были просто сувенирами. На предприятиях художник не мог выпустить то, что ему захотелось. Художественный совет и главный художник утверждали эскизы. Дополнительно делались пометки о тиражах, о выплатах художнику за каждый эскиз. К примеру, за герб подмосковного Звенигорода в 1969 году — 80 рублей, огромные по тем временам деньги! Сегодня далеко не все могут мечтать об условиях, которые предоставляли Союз художников СССР и Художественный фонд. Государственный заказ, казавшийся некоторым художникам занудным из-за спускаемых сверху тем, сегодня многими воспринимается как потерянный рай. Но и работа была кропотливой. Тем, кто сегодня привык к графическим редакторам, сложно вспомнить о таком уровне ручной работы, прорисовках в масштабе 1:1. 1980-е годы ознаменовались игнорированием идеологии, когда люди переставали ассоциировать себя с лозунгами и символами страны советов. Однако возрождался интерес к национальным дореволюционным традициям. Так, в России начали появляться монархические символы и знаки к 1000-летию Крещения Руси, Дням славянской письменности и культуры. Последними символами СССР в противовес пионерской и комсомольской атрибутике стали значки с героями мультфильмов, которые были более близкими и понятными. Их и сегодня вспоминают с теплотой. Эпилогом советской фалеристики стал массовый и безвкусный перестроечный значок Общества борьбы за трезвость. Протрезвело бывшее советское общество уже в независимых странах со своими территориями, границами и новоиспеченными руководителями. Но это — уже другая история.
- Значок «Мастер высоких урожаев» ЦК ВЛКСМ. 1989−1991. Коллекция Михаила Тренихина
- Знак «Участник Выставки достижений народного хозяйства». 1988−1991. Коллекция Михаила Тренихина
- Значок «Тысячелетие Крещения Руси. Участнику юбилейных празднеств». 1988. Коллекция Михаила Тренихина
- Значок «Общество борьбы за трезвость». 1985. Частное собрание
- Значок «День славянской письменности» (выпуск Мурманска). 1990. Коллекция Михаила Тренихина
- Значок «Великий Октябрь» с паспортом изделия (образец). ЭТПК. 1988. Частное собрание
- Значок «Кибальчиш» с паспортом изделия (образец). ЭТПК. 1988. Частное собрание
Тренихин Михаил научный сотрудник ГМЗ «Царицыно», заместитель главного редактора журнала «Коллекция», кандидат искусствоведения
[1] Шейн Р. Фалеристика – сестра нумизматики // Декоративное искусство. 1965. №8. С. 48, 3 стр. обл.
[2] Обычай награждать за храбрость, доблесть и мужество возник еще в неолите — утверждают венгерские археологи. Нет, говорит французский исследователь XIX века А. М. Перро, первый орден появился в 370 году в Эфиопии. Английские ученые склоняются к мысли, что ордена появились после крестовых походов. В России обычай награждать «златой гривной», «чепью со крестом», оружием возник во времена Киевской Руси.
Но собирать награды начали в XVIII веке. Чешские нумизматы предложили выделить из всей массы нумизматического материала награды: ордена, кресты, медали, а несколько лет назад родилась молодая наука — фалеристика.
Собственно слово (fаlеге означало в Древнем Риме довольно большую бронзовую бляху с выпуклым изображением на ней головы льва — награду легионерам за личную храбрость. От слова фалере родилось и название науки — фалеристика, наука о наградах. Сам того не подозревая, я был фалеристом четверть века.
В моей коллекции более пятисот орденов, крестов, медалей — официальных правительственных наград различных стран с конца XVI века до наших дней. Каждая награда является подлинным историческим памятником, с каждой связаны интересные события, замечательные люди, поиски и находки.
Расскажу о нескольких редких и мало известных наградах из коллекции. Вот орден Труда Азербайджанской Советской Социалистической Республики (фото 1). Пятнадцать лет долгих и упорных поисков понадобилось мне, чтобы найти этот редчайший орден (он был в 1930 г. обменен на новый образец), установить его автора и даже познакомиться с ним.
В 1921 году по инициативе ЦК КП(б) Азербайджана и АзЦИКа был объявлен конкурс на лучший проект ордена Труда. Конкурс проходил под девизом «Владыкой мира будет труд». В конкурсе принимали участие 15 художников Азербайджана. В апреле 1922 года на сессии АзЦИКа был утвержден один из трех проектов, которые представил молодой командир из штаба XI Красной Армии Михаил Власов (ныне народный художник Азербайджанской ССР). Первые экземпляры ордена вручную делали лучшие мастера-ювелиры Баку М. Тевосов, А. Тейтельман и другие. Орден представляет собой овальный венок из колосьев пшеницы, перевитый лентой, покрытой красной эмалью. В верхней части ленты две надписи на азербайджанском языке (алфавитом на арабской основе); «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и «Владыкой мира будет труд!»
В центре ордена изображены орудия труда: серп, молот, наковальня, в нижней части гербовые эмблемы — полумесяц со звездой. Сделан орден из серебра с позолотой.
Не всегда, однако, у орденов такая счастливая судьба. Есть в коллекции орден «Виртути милитари» («Воинская доблесть») 1-й степени. Он интересен тем, что был учрежден польскими повстанцами во время восстания 1831 года, которое Ф. Энгельс назвал «консервативной революцией». А Николай I, разгромив это восстание, чтобы унизить национальное достоинство поляков, велел наградить всех участников подавления восстания именно польским военным орденом. 5-й степенью ордена было награждено 100 000 солдат, а 1-ю степень получили главнокомандующий и генералы, всего 14 человек (фото 2). Прошли годы, и орден стал памятником тех страшных лет, которые никогда не повторятся. А имя художника этого ордена так и осталось мне неизвестным.
И рядом с «Виртути милитари», в противовес ему, лежит серебряный орден Крест
Грюнвальда 3-й степени (фото 3). Этот орден Польской Народной Республики, учрежденный в разгар войны с фашизмом, в 1944 году. Его художественное решение очень лаконично и очень выразительно. И еще одна страничка истории. В 1957 году все лето провел я в горах Дагестана, разыскивая ордена Шамиля. Шамиль на протяжении всей 30-летней истории своего имамата очень скупо награждал орденами, и все же после 3-х месяцев непрерывных поисков и поездок по Дагестану удалось найти орден.
Эти ордена делались в ауле Кубачи ювелирами вручную, и каждый орден поэтому не похож на другие. Позднее мой учитель профессор Е. А. Пахомов привез из Дербента и подарил мне наградной знак, возможно, Шамиля (фото 4).
Орден «За храбрость» низшей степени (фото 5) выразителен и суров, как горы Дагестана. Используя традиционные для кубачинцев материалы — серебро и чернь, безвестный мастер создал выпуклый полумесяц, на котором вырезал шашку и надпись по-арабски: «Это к храбрости». «Награда столицы государства благородной Бухары» — такая торжественная надпись есть на ордене Звезды эмира бухарского (фото 6).
А вот «Медаль святой Елены» (фото 7). Награду с таким необычным названием учредил Наполеон III, желая привлечь на свою сторону симпатии ветеранов походов Наполеона Бонапарта. Чеканная из меди медаль получилась очень тяжелой и мрачной, в псевдоклассическом стиле. Рядом с ней очень контрастно выделяется изящная, сделанная с большим вкусом из серебра с позолотой и синей эмали «Военная медаль» французской республики (фото 8) — высокая награда за личную доблесть.
Орден Кошута Венгерской Народной Республики (фото 9), редкий «Орден Республики» Тувинской Народной Республики (фото 10), медаль «Мы победили» Монгольской Народной Республики (фото 11), медаль «Строителю Асуанской плотины» Объединенной Арабской Республики (фото 12) образным языком говорят о национальных традициях и национальном искусстве, об исторических этапах этих стран, о важных событиях.
Награды Чехословакии. Их много в коллекции. Рядом с высшей наградой для иностранцев — орденом Белого Льва, 1922 года (фото 13), лежит в коллекции орден 25 февраля 1948 года 3-й степени (фото 14). Автором проекта этого ордена был заслуженный художник ЧССР Отакар Шпаниель.
И еще хочется рассказать о двух медалях. Одна — «Дукельская памятная медаль», учрежденная 26 июня 1959 года в ЧССР, к 15-летию боев на Дукельском перевале. На этой медали над фигурами взявшихся за руки советского и чешского бойцов запечатлен девиз народов Чехословакии: «С Советским Союзом на вечные времена!» (фото 15). Медаль была изготовлена по проекту академика скульптора Юрия Прадлера (лицевая сторона) и академика скульптора Ярослава Бруга (оборотная сторона). Ленту к медали спроектировал профессор Антонин Кубал. Другая медаль Болгарской Народной Республики — «Отечественная война 1944—1945 гг.». На ней символическое изображение боевой дружбы народов СССР и Болгарии (фото 16). Эти памятники истории и искусства будут говорить в веках своим живым, ярким и всегда образным языком.
Р. Шейн, сотрудник Бакинского филиала Центрального музея В.И. Ленина
__________________