В опубликованной в журнале «Московское наследие» (№ 4 за 2022 год) статье Михаила Тренихина «ЭТПК — московская кузница значков» (почти ровно два года назад она была воспроизведена и здесь, в «Коллекции») одна из первых иллюстраций — рисунок логотипа (фирменного знака), который в 1966 году стал клеймом для всех выпускавшихся здесь значков до самого конца истории предприятия.
Эскиз фирменного знака ЭТПК, взятого за основу клейма для значков. 1966 год. Собрание ГМЗ «Царицыно». Иллюстрация из вышеупомянутой статьи
Однако значки начали здесь выпускать чуть раньше, чем было утверждено клеймо № 114 по «Каталогу товарных знаков и клейм на значках» Ю.В. Коржика 2001 года издания и по расширенному электронному каталогу «GerboWiki» (http://gerbowiki.ru/wiki/Файл:Kleymo114.jpg). Только это клеймо знает и неоднократно выручавший автора полезной информацией по клеймам ресурс Phalera.net. А что же было до?
Ответ на этот кажущийся простым вопрос нашёлся случайно. Более полувека назад, в сентябре 1973 года художник Наум Григорьевич Рудин (1901–1984) сдал в Музей Москвы (автор для простоты использует современное название музея, который в те годы именовался иначе) несколько предметов, в том числе и созданные им значки. Трудно сказать, почему именно этот значок был принят в собрание музея, так сказать, вторым классом: его включили не в основной, а в научно-вспомогательный фонд музея, и перспективы в ближайшее время попасть в единый электронный Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации у него не было. На глаза автору он попался отчасти случайно, в процессе плановой сверки наличия предметов. Но попался.
Значок к выставке, посвящённой 90-летию со дня рождения С.Т. Конёнкова. Художник Н.Г. Рудин, ЭТПК, 1965 г. ММ НВФ-8510.
Не составило большого труда установить, что выставка к 90-летию со дня рождения (и 70-летию творческого пути) скульптора Сергея Тимофеевича Конёнкова открылась в Центральном доме художника на Кузнецком валу в Москве 60 лет назад, в начале 1965 года; в архиве Фотохроники ТАСС есть фотографии, как бы сказали сейчас, автограф-сессии мэтра, которая прошла на этой выставке 30 января 1965 г.
А обратной стороне подвесной части значка оказалось клеймо, которое автор никогда ранее на значках не видел (а их через руки автора только ЭТПКшных прошли многие сотни, если не тысячи) и не встречал в каталогах, будь то бумажных или электронных.
Увеличенное раннее клеймо ЭТПК и восстановленный для этой статьи вариант клейма ЭТПК
Первообразное, так сказать, клеймо ЭТПК отличается от общеизвестного более строгой и скупой, геометрически правильной формой. И, честно говоря, автору, как музейному формалисту и зануде, нравится даже больше 114-го. Но история не знает сослагательного наклонения.
Зато уважаемые читатели-фалеристы теперь знают, как выглядело клеймо Экспериментального творческо-производственного комбината Художественного фонда РСФСР (ЭТПК) в самом начале большого пути, в 1965 году.
Владимир Самарин Научный сотрудник музейного объединения «Музей Москвы»
Редакция благодарит Музей Москвы за сотрудничество
и за предоставленные изображения музейных предметов
_________________