Тренихин Михаил Михайлович – искусствовед, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Царицыно», заместитель главного редактора Интернет-журнала «Sammlung/Коллекция», художник-график, коллекционер-фалерист.

Персональный сайт – trenihin.ru

Михаил ВКонтакте
Михаил на Facebook

Родился 20 июня 1988 года в Москве в семье художников. Дед — Борисов Анатолий Викторович (1933—1969), окончил МГАХИ им. В. И. Сурикова (1960), член Союза художников СССР, график. Бабушка — Борисова Галина Алексеевна (1935), окончила МПГУ (бывш. МГПИ им. В. И. Ленина, 1962), член Союза художников СССР, график. Мать — Борисова Татьяна Анатольевна (1962), окончила МГХПА им. Строганова (1988), член Творческого Союза художников РФ, художник-дизайнер, книжный график. Отец — Тренихин Михаил Рюрикович (1957), окончил МГХПА им. Строганова (1988), художник-дизайнер.

В 2011 году с отличием окончил Государственную академию славянской культуры, факультет «Теория и история изобразительного искусства». Впервые в истории ГАСК удостоен стипендии Президента Российской Федерации (2010–2011).

С ноября 2011 года — член Творческого Союза художников России.

В Декабре 2015 года — защитил кандидатскую диссертацию «Камерная лирика в московской живописи 1930-х годов («Группа пяти»)» по специальности 17.00.04 — «Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура». Научный руководитель — доктор искусствознания, Почётный академик РАХ, Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Игорь Евгеньевич Светлов.

С октября 2011 года по октябрь 2012 года — директор по организации выставок «Галереи на Чистых прудах». Среди наиболее значимых проектов: 50-я юбилейная выставка «Диалог с продолжением» Ольги Булгаковой и Александра Ситникова; выставка «Два мастера» в проекте «Диалоги» — Дмитрий Иконников, Михаил Дронов; «Неизвестный Зарипов» — Аннамухамеда Зарипова.

С февраля по июль 2015 года — руководитель музейно-выставочного направления многофункционального комплекса «Кремль в Измайлово». Среди подготовленных проектов: Музей Шоколада, мультимедийный историко-культурный проект «Ожившие газеты. Армия-освободительница» при поддержке Российской государственной библиотеки.

С ноября 2012 года по февраль 2015 года и с сентября 2015 года по июнь 2017 года — директор Галереи современного искусства фарфора Императорского (Ломоносовского) фарфорового завода.

В 2016—2018 годах — член Государственной экзаменационной комиссии в Институте славянской культуры РГУ им. А.Н. Косыгина.

С октября 2017 года – научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Царицыно». В качестве куратора подготовил выставку керамической игрушки «Зачем ребёнку медведь?» (2018, реэкспозиция 2019), выставку «Портрет XVIII века: собрание Сергея и Татьяны Подстаницких» (2018), «Нестрашные сказки. Художественное стекло Юлии Мерзликиной» (2019). В качестве секретаря оргкомитета организовал Первые и Вторые Андреевские научные чтения.

В январе 2018 года участвовал в музейной стажировке в Лондоне, в сентябре 2019 — в Дубровнике (The Best best in Heritage).
В рамках научной стажировки осуществлял подготовку документации к участию в конкурсе Živa Award 2019 на английском и русском языках, представлял проект жюри в очном посещении ГМЗ «Царицыно», разрабатывал электронную презентацию по заявленной тематике на основании положения о конкурсе и актуальном и инновационном подходе музея.

В 2019 году на Международном симпозиуме по скульптуре «Восхождение-2» в городе Гюмри был председателем научной конференции «Трансформация градостроения в постсоветстком пространстве и во времени».

В 2018—2020 годах участвовал в создании Генерального каталога ГМЗ «Царицыно». Как автор написал ряд статей в Царицынскую иллюстрированную энциклопедию.

В 2019—2020 годах читал публичные лекции о наградах Российской империи, СССР и РФ в Государственном Историческом музее, Музее В.А. Тропинина и московских художников и на Международном фестивале «Интермузей-2020».

Отмечен благодарностями Председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ, Дипломатическо-курьерской службы МИД РФ, Музея Космонавтики, Департамента внешнеэкономических связей Правительства Москвы, 154 Отдельного комендантского Преображенского полка, Геликон-оперы, НПФ «Газфонд», МГХПА им. С.Г. Строганова и др.

В сфере научных интересов — коллекционирование и изучение нагрудных знаков, наградных медалей и орденов, балканская фалеристика конца XIX— начала XX века. С 2007 года — участник, с 2016 года — администратор и представитель в России Интернет-форума «FALERISTIKA.info», объединившего в настоящее время более 30 тысяч коллекционеров и дилеров.

Художник-график, иллюстратор ряда книг по истории России, а также изданий писателей-фантастов. Издано около 40 книг с оформлением. За время работы на Императорском фарфоровом заводе также выступил в качестве художника, создал сервиз и серию из восьми декоративных тарелок «Грузинский дневник» (2014), сервиз «Грузинский дневник-2015», семь декоративных тарелок по заказу Правительства Российской Федерации (2016), сервиз «Колокольное семихолмие» (2017).  Разработал серию эскизов для декоративных тарелок для ГМЗ «Царицыно» (2018). Разработал дизайн ювелирно-текстильных коллекций «Город Золотой» (2018) и «Монеты» (2019) для бренда Culture Codes. Разработал эскизы двух декоративных тарелок для Московского музыкального театра «Геликон-Опера» и фирменной чайной пары ГМЗ «Царицыно» (2019; всё для изготовления на АО «ИФЗ»).

ПРИМЕРЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РАБОТ

«Грузинский дневник-2015» — сервиз кофейный на шесть персон. Автор росписи Михаил М. Тренихин. Костяной фарфор, надглазурное декорирование, золото. ИФЗ. 2015. Тираж 50 экз.
«Колокольное семихолмие» — сервиз чайный на шесть персон. Автор росписи Михаил М. Тренихин. Фарфор, надглазурное декорирование, золото. ИФЗ. 2017
Знак литературной премии «Карамзинский крест» (2 тип, 1 вариант). Художники М.М. Тренихин, А.А. Сидельников. Фабрика Lüdenscheid (Германия). 2012. Никель, холодные эмали, алюминиевая пятиконечная колодка образца РФ, муаровая лента. Тираж 20 экземпляров. Фото Михаила Тренихина
Тренихин М.М. Тарелки декоративные из серии «Осетры. Посвящение Билибину». Твёрдый фарфор, ручная надглазурная полихромная роспись. Диаметр 240 мм, 175 мм. 2017. Собственность автора, коллекция А.К. Акимова
Юсупов Ю.К., Теплов Ю.Д. Золотая книга рыболова. — М.: Вече, 2005, — 368 с.: ил. Титульный лист и шмуцтитулы работы художника М.М. Тренихина

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

«Книга и фарфор: графика Михаила Тренихина». Государственный литературный музей (Дом И.С. Остроухова). Москва, Трубниковский переулок.
29 августа—13 сентября 2015.

«Москва—Закавказье: фрагменты национального пейзажа». ФГБОУ ВПО «Государственная академия славянской культуры», Москва, Хибинский проезд, дом 6. 3 ноября—31 декабря 2015.

«Credo (творчество и созидание)». ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», Институт славянской культуры. Москва, Хибинский проезд, дом 6. 17 ноября—31 декабря 2017.

ПУБЛИКАЦИИ

Основные темы публикаций: искусство, живопись, фарфор, фалеристика, коллекционирование, музеи. Публикации размещены в обратном хронологическом порядке.

С более чем 100 статьями и интервью, подготовленными для журнала Sammlung/Коллекция в 2016—2020 годах можно ознакомиться непосредственно на сайте. Все материалы автора в Sammlung/КОЛЛЕКЦИЯ

2020

Тренихин М.М. Эстетика ВДНХ 1960-х в произведениях Анатолия Борисова // Московское наследие, 2020. №2. С. 28—35.

Тренихин М.М. Образ Победы. Московский метрополитен // Московское наследие, 2020. №1. С. 32—43.

Авторская керамика XX — начала XXI века. Книга I. А—Л: [Генеральный каталог]. Серия I. Авторское декоративное и прикладное искусство XX—XXI веков. Генеральный каталог ГМЗ «Царицыно» / Авт. вступ. ст.: Л.Ф. Романова; Авт.-сост.: Л.Ф. Романова, О. А. Копейчикова; Подготовка материалов: М. М. Тренихин. М.: Государственный музей-заповедник «Царицыно», 2019 (2020).

2019

Тренихин М.М. Колокольное семихолмие: «визитная карточка» Москвы для внутреннего пользования // Московское наследие, 2019. №6. С. 88—91.

Тренихин М.М., Головин С.Н. Екатерина II: из Мальты в Россию // Электронная публикация на сайте журнала «Дилетант». 17.09.2019

Андреева Л.В.,  Ермолов П.Б.,  Иванова Н.Ю.,  Романова Л.Ф.,  Тренихин М.М. Музейные коллекции // Царицынская иллюстрированная энциклопедия. Т. 1. Александр I — Кухонный корпус. — М.: Буки Веди, 2018 (2019). с. 49—107.

Тренихин М.М. Андреева Лидия Владимировна (1930–2018) // Царицынская иллюстрированная энциклопедия. Т. 1. Александр I — Кухонный корпус. — М.: Буки Веди, 2018 (2019). с. 134—135.

Докучаева О.В., Ермолов П.Б., Тренихин М.М. Аникович Всеволод Иванович (1925–2016) // Царицынская иллюстрированная энциклопедия. Т. 1. Александр I — Кухонный корпус. — М.: Буки Веди, 2018 (2019). с. 136—138.

Авторское ткачество XX‒XXI веков. Гобелены, мини-гобелены, таписсерия: [Генеральный каталог]. Серия I. «Авторское декоративное и прикладное искусство XX‒XXI веков» / Государственный музей-заповедник «Царицыно»; Авт.-сост. каталога и авт. вступ. ст. Л.Ф. Романова; Под ред. О.В. Докучаевой, А.Г. Стёпиной, М.М. Тренихина. ‒ Белгород: КОНСТАНТА, 2018. ‒ 260 с.: цв. ил. ‒ (Авторское декоративное и прикладное искусство XX‒XXI веков).

2018

Тренихин М.М. Арон Ржезников. О живописных традициях французского пейзажа. Предисловие // Импрессионизм в авангарде: каталог выставки — М. «Музей русского импрессионизма», 2018 (2019). С. 180—184.

Тренихин М.М. «Группа пяти»: островок лирического импрессионизма в океане соцреализма // Импрессионизм в авангарде: сборник материалов международной конференции, прошедшей в рамках выставки «Импрессионизм в авангарде» (Москва, 7–8 июня 2018 года) — М.: «Музей русского импрессионизма», 2018 (2019). С. 138—147.

2017

Тренихин М.М. Русский фарфор: мануфактуры, артефакты, традиции // Электронная публикация на сайте общества «Двуглавый орёл» https://rusorel.info/. 23.06.2017

Тренихин М.М., Сидельников А.А. Фалеристика // Большая Российская энциклопедия: В 35 т. / Председатель Науч.-ред. совета Ю.С. Осипов. Отв. ред. С.Л. Кравец. Т. 33. Уланд — Хватцев. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2017. С. 185 [подробнее о создании этой статьи см. в журнале Sammlung/Коллекция]

2016

Тренихин М.М. Императорский фарфор. Национальные традиции // Электронная публикация на сайте Всероссийского конгресса этножурналистов http://ethnokongress.ru. 18.02.2016.

Тренихин М.М.Императорский фарфоровый завод. Образы Грузии // Вестник Московского дома национальностей. 2016. № 1. С. 62—65.

Тренихин М.М. Образы народов СССР в фарфоре: монументальные произведения Императорского фарфорового завода // Вестник Московского дома национальностей. 2016. № 2. С. 73—76.

2015

Тренихин М.М. Камерная лирика в московской живописи 1930-х годов: «Группа пяти»: диссертация … кандидата искусствоведения: 17.00.04 / Тренихин Михаил Михайлович; [Место защиты: Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова]. — Москва, 2015. — 187 с.: ил.

Тренихин М.М. Фалеристика славянских стран (из коллекции Михаила Тренихина) // Славянства многоликий мир. Орнамент в традиционной культуре славянских народов. Выставка из фондов Музея славянских культур ФГБОУ ВПО «ГАСК». Каталог. — М.: ФГБОУ ВПО ГАСК, 2015. С. 48—67.

Тренихин М.М. Императорский фарфоровый завод. Коллекция скульптур «Народности России» // Вестник Московского дома национальностей. 2015. № 3. С. 58—60.

Тренихин М.М. Императорский фарфоровый завод. Коллекция скульптур «Народности России». Крымские и казанские татары // Вестник Московского дома национальностей. 2015. № 4. С. 59—60.

2014

Тренихин М.М. Импрессионизм. Теоретические споры и советская живопись 1930-х годов // Искусство XIX—XX веков: контрасты и параллели. Сб. ст. / отв. ред. И.Е. Светлов. — М.: МГАХИ им. В.И. Сурикова. — Издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. С. 309—316.

Тренихин М.М. Нина Казимова — «королева акватинты» // Электронная публикация на сайте Всемирного русского народного собора http://www.vrns.ru. 16.04.2014.

Тренихин М.М. Фарфоровые письма Сергея Русакова // Филателия. № 11 (581). М. Издатцентр «Марка». 2014. — с. 64, 3 обл.

Тренихин М.М. Камерная лирика в московской живописи 1930-х — начале 1940-х годов (Группа Пяти) как пример протононконформизма // Неофициальное искусство в СССР. 1950—1980-е годы: Сборник / Ред.-сост. А.К. Флорковская, отв. ред. М. А. Бусев. — М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, БуксМАрт, 2014. С. 90-97.

2013

Тренихин М.М. Импрессионизм, Сезанн, традиции французского искусства XIX века в теоретической интерпретации Арона Ржезникова // Искусствознание № 3–4/2013. — М.: Государственный институт искусствознания, 2013. — с. 478–490.

Тренихин М.М. В его душе была гармония… К 80-летию художника Анатолия Борисова (1933—1969) // Филателия №4 (562). М. Издатцентр «Марка». 2013. — с. 6—9, 4 обл.

Тренихин М.М. Императорский фарфоровый завод и династия Романовых // Свой. 2013. № 8. С. 82–87.

Тренихин М.М. Императорский фарфор, русский дух и династия Романовых // Собрание шедевров. 2013. № 3 (38). С. 60—67.

2012

Тренихин М.М. Московская рефлексия символизма // Искусствознание, № 3–4. М. Государственный институт искусствознания. 2012. – с. 629–636.

Тренихин М.М. Камерная лирика в московской живописи 1930-х – начала 1940-х годов (Группа пяти) // Художественная жизнь старой Москвы. Сборник статей. – М.: ОАО «Центральное издательство «Воздушный транспорт», 2012. С. 46-65.

Тренихин М.М. Тихие миры художника Льва Аронова // Свой. 2012. № 3. С.20–23.

Тренихин М.М. Михаил Дронов. Скульптура // Собрание шедевров. 2012. № 2 (33). С. 56—59.

Тренихин М.М. Диалог с продолжением // Диалог искусств. 2012. № 4. С. 141.

Тренихин М.М. Медальерное искусство и Отечественная война 1812 года // Свой. 2012. № 9. С. 18–23.

Тренихин М.М. Русские нумизматические памятники Отечественной войны 1812 года // Собрание шедевров. 2012. № 4 (35). С. 54—60.

2011

Тренихин М.М. Поэтика одухотворённой артистической личности: портреты кисти Льва Зевина // Вестник славянских культур. — № 3 (XXI). – М.: ГАСК, 2011. С. 111–118.

Тренихин М.М. «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью». Русско-турецкая война 1877 – 1878 годов в фалеристике // Роль славянской молодёжи в процессе устойчивого цивилизационного развития. История культуры славян в оценках молодёжи / Отв. ред. и сост. И.И. Калиганов. – М.: ГАСК, 2011. С. 166 – 180.

Тренихин М.М. Художник с музыкальной душой: очерки о творчестве Льва Зевина // Сборник тезисов Международной молодёжной межвузовоской конференции: Роль славянской молодёжи в процессе устойчивого цивилизационного развития. – М.: ГАСК, 2011. Выпуск 2: Славянства многоликий мир. Москва 27 мая 2011 / Отв. ред. и сост. И.И. Калиганов, ред. О.А. Туфанова. С. 84 – 87.

2010

Тренихин М.М. Символика и эмблематика ГАСК: логотипы и знаки // Вестник славянских культур, 2010. № 2 (XVI). С. 91–95.

Тренихин М.М. Храм национальной истории // Свой. 2010. № 4. С. 50–53.

Тренихин М.М. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. в фалеристике // Сборник тезисов Первой Международной молодёжной межвузовской конференции: Роль славянской молодёжи в процессе устойчивого цивилизационного развития. (История культуры славян в оценках молодёжи) / Отв. ред. и сост. И.И. Калиганов, ред. О.А. Туфанова. – М.: ГАСК, 2010. С. 62–64.

Тренихин М.М. Московский дворик 1920-х годов // Свой. 2010. № 7. С. 76–79.

Тренихин М.М. «Не нам, не нам, а имени Твоему». Христианская символика на дореволюционных наградах // Свой. 2010. № 10. С. 54–58.

2009

Тренихин М.М. Мячковский объединённый авиаотряд воздушных съёмок и 229 лётный отряд // Sammlung/Коллекция. 2009–2010. №3. С. 24–31.

Тренихин М.М. Россия и Болгария: точки соприкосновения // Глаголь_Добро. 2009. № 3 (март-май). С. 1, 4–5.