ЭТПК – московская кузница значков

in Значки 2121 views

Аббревиатура ЭТПК хорошо знакома коллекционерам-фалеристам и специалистам в области декоративно-прикладного искусства. Для первых это, прежде всего круглое клеймо на оборотах значков, для вторых, художников и искусствоведов – бурная работа по производству авторских образцов художественной керамики, стекла и металла. Но что это за предприятие и чем оно знаменито?

  •  Снесённое здание Экспериментального творческо-производственного комбината на улице Архитектора Власова, 57. 1965—2022. Фотографии Михаила Тренихина, март 2022 года

Экспериментальный творческо-производственный комбинат в Москве был создан в рамках творческих производств в сфере декоративного искусства системы Художественного фонда и Союза художников СССР. Московский комбинат был образован в 1948 году Союзом художников РСФСР. Сначала это был небольшой цех керамической и бетонной скульптуры, который располагался в районе Потылихи. На «Потылиху» пришли выдающиеся скульпторы Исидор Фрих-Хар и Мария Холодная. Их монументальные керамические скульптуры, рельефы и фонтаны, вывели керамическое искусство за пределы бытовых форм. Керамика ЭТПК завоевывала призы на крупнейших всемирных выставках в Фаэнце, Волорисе, Монреале. С 1965 года с ростом задач комбинат укрупнили создали новые мастерские: стекольную, ламповую, художественного металла, ювелирную, эмалевую, цех по производству значков, которые штамповали на весь СССР. Для комбината было выстроено специальное здание близ усадьбы Воронцово, которая и подарила комбинату название – «Воронцово».

  • Керамический цех. Уникальный горн, на высоту всего здания, где обжигали керамику. Фотографии Михаила Тренихина, март 2022 года

На предприятии выполнялись уникальные произведения для отечественных художественных выставок и международных конкурсов. Они во многом повлияли на развитие изобразительного и декоративно-прикладного искусства в стране. Кроме того, на ЭТПК выполнялись комплексные заказы различных предприятий и учреждений на выполнение убранства домов культуры, санаториев, домов отдыха, кинотеатров, кафе и ресторанов. Отличительной чертой всех художественных изделий ЭТПК была их нестандартность и малотиражность. В процессе тиражирования очень часто участвовал сам автор.[1]

Эскиз фирменного знака ЭТПК, взятого за основу клейма для значков. 1966 год. Собрание ГМЗ «Царицыно»
Эскиз фирменного знака ЭТПК, взятого за основу клейма для значков. 1966 год. Собрание ГМЗ «Царицыно»

Расцвет ЭТПК пришёлся на 1960–1980-е годы. Но и после распада СССР ЭТПК «Воронцово» остался уникальной производственной базой. Здесь создавались свои собственные керамические массы разного качества. Дробильный, проминочный, литейно-керамический цеха, цеха холодной обработки стекла, ковки и литья металла сохраняли уникальных технических специалистов. Это являлось сильным подспорьем для работающих здесь художников. Сами же мастера даже в условиях исчезновения коллективного заказа, и большей индивидуализации работ ценили ЭТПК за возможность работать бок о бок друг с другом. Там были и взаимная поддержка, и советы от коллег и атмосфера творческой конкуренции.

В 2021 году было принято решение о ликвидации ЭТПК. Здание комбината 1965 года было продано и в апреле 2022 года снесено. Некоторые образцы Ассортиментного комбината – произведения из керамики и металла (порядка 1300 единиц), – а также остатки архива были переданы в музей-заповедник «Царицыно». И эти произведения после их обработки заслуживают отдельного рассказа.

Если говорить о значках, то многое дают материалы частных коллекций. И это не случайно. Лучше всего описывают положение дел специалисты, коллекционеры значков по геральдике. «Широкое распространение коллекционирование значков с геральдической символикой берёт своё начало с 1968-го года, когда на Экспериментальном творческо-производственном комбинате Художественного фонда России (ЭТПК), г. Москва был начат выпуск серии значков с историческими гербами городов СССР, получившей неформальное название «стандарты». В силу идеологических особенностей того времени в данную серию не попадали значки с гербами, содержавшими различные монархические или религиозные символы (двуглавый орёл, императорская корона, разнообразные кресты), а ряд гербов по тем же причинам изображался в искажённом виде. Однако именно данная серия значков после 50 лет забвения возродила интерес к геральдике как исторической дисциплине».[2] Ещё одна цитата уточняет трудности, которые испытывала в СССР геральдика: «Популяризация геральдики на государственном уровне в СССР была неприемлема, так как многие «учёные мужи», воспитанные на идеях марксизма-ленинизма, не признавали её как научное знание, доказывая, что герб изжил себя, и не является предметом серьёзного изучения. Не давал покоя и тот факт, что герб в России исторически был атрибутом, прежде всего дворянского сословия».[3]

Большинство эскизов этой серии выполнил ученик Фаворского художник Павел Ильич Вьюев. Первый знак серии изображал герб города Великие Луки, и утверждён он был 13 мая 1968 года. Интересно, что герб Москвы, столицы, появился много позже – 12 октября 1971 года. В частности, мы знаем, как выглядит знак с гербом образца 1883 года, когда «Святый Георгий на коне против того ж, как в средине государственного герба; в красном поле, поражающий копием чёрного змия» был отражён зеркально в соответствии с правилами западноевропейской геральдики.

Знак ЭТПК с гербом Москвы 1781 года и образец знака с гербом Москвы 1883 года на заводском паспорте изделия. Художник Павел Ильич Вьюев. 1971 год. Тираж 15 000 штук. Частное собрание
Знак ЭТПК с гербом Москвы 1781 года и образец знака с гербом Москвы 1883 года на заводском паспорте изделия. Художник Павел Ильич Вьюев. 1971 год. Тираж 15 000 штук. Частное собрание

Сами по себе значки ЭТПК были столь многочисленны, что сегодня представляют из себя объекты охоты коллекционеров совершенно разных направлений. Но на примере только одного этого производства интересно проследить то, как в советское время готовились и утверждались значки. И это не столько простой процесс как может показаться с высоты сегодняшнего дня.

Гербы городов могли делаться в разных вариантах. Так известен планшет с эскизами нескольких городских гербов, где представлены две версии герба Богородска и Вереи. Для изготовления выбраны екатерининского времени (1781 и 1782 годов соответственно), а вот вариации времени правления Александра III (1883) отклонены. Правда, потом выпустили и версии конца XIX века.

Эскизы значков ЭТПК с гербами городов Бронницы, Верея, Богородск, Волоколамск. Художник Корнеев. 1970 год. Частное собрание
Эскизы значков ЭТПК с гербами городов Бронницы, Верея, Богородск, Волоколамск. Художник Корнеев. 1970 год. Частное собрание

В конце 1960-х годов Художественный совет и главный художник утверждали эскизы. Дополнительно делались пометки о тиражах, о выплатах художнику за каждый эскиз. К примеру, за герб подмосковного Звенигорода – 80 рублей – огромные по тем временам деньги! Но самая интересная надпись, которая попалась нам на глаза: «Представленные эскизы гербов исторически верны. Научный сотрудник отдела нумизматики ГИМ Павел Шорин. 9. VI. 1969».[4]

Эскиз значка с гербом Звенигорода с ремаркой научного сотрудника отдела нумизматики ГИМ П. Шорина. Художник Павел Ильич Вьюев. 1969 год. Частное собрание
Эскиз значка с гербом Звенигорода с ремаркой научного сотрудника отдела нумизматики ГИМ П. Шорина. Художник Павел Ильич Вьюев. 1969 год. Частное собрание

Сотрудник Государственного исторического музея из отдела нумизматики согласовывал эскиз! При этом надо помнить, что и сегодня отдел называется также, а нумизматика понимается в широком смысле: сама нумизматика (монеты), бонистика (бумажные деньги), сфрагистика (печати), фалеристика (ордена, медали, знаки и значки).

Эскизы готовились тщательно, прорисовывались в масштабе предполагаемого оригинала тонкими кисточками гуашью. Тонкость работы потрясающая, как и рукописные примечания о том, что изображено и о технологических пожеланиях. Изготовление значков, конечно, имеет свои особенности, но в целом, так утверждались и эскизы плакатов, афиш, марок и конвертов, книжной графики.[5]

По воспоминаниям коллекционеров первые гербы пользовались невероятной популярностью. Вся гравёрная оснастка после изготовления тиража уничтожалась, в результате чего исключались дополнительные тиражи. Поэтому продажная цена в 10–20 копеек за значок после перемещения с прилавка в коллекционный альбом кратно увеличивалась.  Так, например, значки с гербами Тамбова, Курска, Пензы с 10 копеек взлетали до 3–5 рублей (для сравнения – серебряный рубль Николая II стоил тогда 2 рубля).

Образец нагрудного знака ЭТПК «Коломенское» с изображением церкви Вознесения Господня, резными каменными оконными наличниками и дворцом царя Алексея Михайловича. Художники Рабичев и Шумилина. 1973 год. Частное собрание
Образец нагрудного знака ЭТПК «Коломенское» с изображением церкви Вознесения Господня, резными каменными оконными наличниками и дворцом царя Алексея Михайловича. Художники Рабичев и Шумилина. 1973 год. Частное собрание

Образцы знаков крепились на специальных паспортах изделия. Интересно, кстати, что даже то, что не поворачивается называть солидным словом «знак» и хочется обозначить как «значок» всё равно называлось «образцом нагрудного знака». Эти коллизии нередко встречаются в обсуждениях коллекционеров: «Ещё принципиальный нюанс: нет чёткой границы между «значком» и «знаком» ни на уровне бытования предметов (существует набор признаков, отделяющих один тип от другого, которые в одном конкретном предмете комбинируются так, в другом — иначе), ни на уровне атрибуции: один и тот же предмет может быть определён по-разному».[6]

Паспорта изделий ЭТПК с конца 1970-х годов изменились и стали похожи на вертикальную книжечку. В этих раскладушках стало умещаться много информации, которая сегодня уточняет и авторство, и дату создания, и процесс утверждения и реализации продукции. Значки обязательно крепились на нитку с пломбами.

Образец знака «Царицыно. Большой дворец» с паспортом изделия и пломбой. Художник Питев. 1990 год. Тираж 10 000 штук. Частное собрание. Само собой, дворец изображён без шатров, в виде руины, в котором он пребывал до реконструкции 2007 года
Образец знака «Царицыно. Большой дворец» с паспортом изделия и пломбой. Художник Питев. 1990 год. Тираж 10 000 штук. Частное собрание. Само собой, дворец изображён без шатров, в виде руины, в котором он пребывал до реконструкции 2007 года

А среди этой продукции было много значков, посвящённых столице. Образ Москвы. По значкам его сложно воспроизвести, но как сувенир на память о посещении какого-либо места это был совершенно обязательный атрибут. Каждое предприятие, как минимум, учреждение культуры, должно было обладать сувенирами.

Соответственно, если не брать геральдику, которая была чрезвычайно популярной, то это, прежде всего, изображения зданий. Серии в конце 1980-х были запущены серии значков, посвящённые соборам московского Кремля, художественным музеям столицы, отдельно различным павильонам и постройкам ВДНХ, зданиям и сооружениям архитектурного ансамбля Царицыно, станциям московского метрополитена и другим памятникам.

  • Значки ЭТПК из серии Московского Кремля: Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, колокольня Ивана Великого. Художник Питев. 1990 год. Тираж 10 000 штук. Частное собрание
  • Значки ЭТПК из серии станций Московского метрополитена: «Парк Культуры», «Маяковская», «Комсомольская», «Кропоткинская», «Белорусская». Художник Питев. 1989 год. Тираж – 10 000 штук. Частное собрание
  • Значки ЭТПК из серии художественных музеев. Художник Погорелов. 1988–1989 годы. Тираж – 15 000 штук. Частное собрание. Останкинский дворец указан ещё как Музей творчества крепостных 
  • Значки ЭТПК из серии достопримечательностей Москвы. Художник Погорелов. 1988–1989 годы. Тираж 15 000 штук. Частное собрание

Как представить музей? В основном они располагаются в стенах архитектурных памятников. И изображая здание, передаёшь образ музея. Как правило. Тут, правда, есть интересные исключения. Например, для одного из значков, посвящённых Всероссийскому музею декоративно-прикладного и народного искусства на Делегатской, дом 3 (недавно название было сокращено и слова «прикладное» и «народное» были убраны, теперь музей имеет аббревиатуру ВМДИ) была выбрана великолепная ампирная ваза 1830-х годов с подцветом «золотого рубина» Императорского стеклянного завода (да-да, стеклянным может быть не только молоток, но и завод, именно так он назывался до революции). Правда, такие вазы есть не только в ВМДИ, но и Историческом музее, и в частных коллекциях, например, в собрании М.А. Карисалова.

Значок ЭТПК «Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства» с изображением вазы с подцветом «золотого рубина». Императорский стеклянный завод. Россия, Санкт-Петербург. 1830-е годы. Стекло, бронза, гранение, золочение. Высота 56,0 см
Значок ЭТПК «Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства» с изображением вазы с подцветом «золотого рубина». Императорский стеклянный завод. Россия, Санкт-Петербург. 1830-е годы. Стекло, бронза, гранение, золочение. Высота 56,0 см

Хотя, в основном, значки всё же изображают здания. Что общего у Библиотеки им. Ленина, Исторического музея, Центрального выставочного зала (Манеж), Театра Советской армии, Здания Моссовета, арки Главного входа ВДНХ и главного здания МГУ? Это всё достопримечательности Москвы. Как их объединить? Можно было бы гербом. Но нашёлся интересный ход – поместить на все значки серии рубиновую звезду с башен Кремля. И привязка к столице видна сразу, не взирая на то, какое именно здание изображено в ромбе.

Значок – это просто сувенир, или что-то большее? Рисует эскиз художник. Значит, это – произведение искусства? Можно сомневаться: какой-то удачный с эстетической точки зрения, какой-то нет. А бывает и так, что эскиз хорош, а воплощение в материале подвело. Хотя именно для этого утверждали в производство изделия главный художник, начальник ОТК и технолог. А если посмотреть бюрократически? В конце 1980-х годов на паспортах изделия в виде оттисков печатей нередко было указано: «Утверждено Художественным советом по изобразительному и декоративно-прикладному искусству при исполкоме Московского Совета народных депутатов». Весомо!

Разворот паспорта значка ЭТПК с заверяющими печатями Художественного совета по изобразительному и декоративно-прикладному искусству при исполкоме Московского Совета народных депутатов, Художественного Совета Экспериментального творческо-производственного комбината Художественного фонда РСФСР и Московского центрального объединения оптовой торговли сувенирами и изделиями народных художественных промыслов. Макет паспорта конца 1980-х годов
Разворот паспорта значка ЭТПК конца 1980-х годов

А вот такая надпись была на каждом паспорте в обязательном порядке: «Принято Художественным Советом Экспериментального творческо-производственного комбината Художественного фонда РСФСР. Протокол № ** от **.**.198*. Эталон для массового распространения». И круглая печать «Министерство торговли РСФСР / Росгалантерея / Московское центральное объединение оптовой торговли сувенирами и изделиями народных художественных промыслов» – организация, занимающаяся массовым распространением соответствующей продукции. Соответственно, далее значки продавались в киосках «Союзпечать». Именно возле них в ожидании выпуска новых гербов «дежурили» многие будущие коллекционеры.

При изображении Москвы кроме отдельных зданий встречаются и условно пейзажные значки. Причём это может быть как именно пейзаж, так и коллаж из различных зданий – приём, который нередко применялся графиками для плаката, буклетов, книжной графики ещё с 1960-х годов.

  • Значок ЭТПК «Столица нашей Родины – Москва». Художник Питев. 1989 год. Тираж 5000 штук. Значок ЭТПК «Москва. Лужнецкая набережная». Художник Моисеев. 1988 год. Тираж 5000 штук. Частное собрание
  • Значок ЭТПК «Водовзводная башня Московского Кремля». Художник Логутов. 1990 год. Частное собрание
  • Значок ЭТПК «Цирк» с клоуном Карандашом. Художник Питев. 1989 год. Тираж 10 000 штук. Частное собрание
  • Значок ЭТПК «Государственный музей керамики. Усадьба Кусково. Павильон Грот». Художник Моисеев. 1985 год. Тираж 5000 штук. Частное собрание
  • Значок ЭТПК «Москва. Телебашня в Останкине». Художник Питев. 1990 год. Тираж 10 000 штук. Частное собрание
  • Значок ЭТПК «ВДНХ СССР. Фонтан Колос». Художник Моисеев. 1988 год. Тираж 5000 штук. Частное собрание
  • Значок ЭТПК «ВДНХ СССР. Павильон Космос». Художник Питев. 1986 год. Тираж 10 000 штук. Частное собрание
  • Значок ЭТПК «Москва. Кремль. Безымянная башня». Художник Питев. 1988 год. Тираж 10 000 штук. Частное собрание

Надо отметить, что даже упаковочные ленты с использованием логотипа ЭТПК, которым оклеивали коробки и коробочки с продукцией, выглядят очень стильно.

Упаковочная лента ЭТПК
Упаковочная лента ЭТПК

Кстати, даже по алюминиевым значкам можно проследить постепенную деградацию стиля от конца 1960-х к концу 1980-х годов. В тот момент начали проявляться попытки уйти от советского. До этого стиль был у художников, что называется, «на кончиках пальцев». Потом это ощущение начало пропадать. Хотя, если автор ориентировался на 1960-е, то и поздний значок мог быть вполне в духе ушедшей эпохи. Так одним из символов Государственного цирка был клоун Карандаш со своей собачкой Кляксой. И художник наверняка ориентировался на плакаты 1960-х годов.

После развала СССР ЭТПК стал кооперативом и какое-то время продолжал выпускать значки. Это коснулось и московской тематики. Эскизы выполнялись уже не как в 1960-х, это не гуашь, а напечатанные плёнки, накатанные на металлизированный картон. Эта техника ближе к конечному изделию, но шарм тончайших ручных прорисовок пропадает.

  • Эскиз значка «Москва. День города» и сам значок. Художник А. Шабанова. 1993. Тираж 15.000. Частное собрание
  • Эскиз значка с гербом Московской губернии. 1993. Частное собрание

К сожалению, сегодня сложно представить себе интерес к производству значков такими тиражами. 5.000–15.000 штук – немыслимые сегодня цифры. Кончилась эпоха больших государственных заказов в сфере искусства, за которые художники получали весьма приличные деньги. Как правило, заказы сегодня идут на 150–200 экземпляров значков. И в этом отношении тиражи советских знаков можно сравнить с тиражами советских же книг. Казалось бы, и 15.000 значков немного для огромной страны. Но и спроса в таком количестве нет. А идеологическая и воспитательная обработка если и идёт, то через телевизор, а в большей степени через социальные сети. Воспитательный элемент значков сошёл на нет. Хотя как сувениры их и делают, но не в таких невероятных количествах.

P.S. В воскресенье 13 марта 2022 года на втором этаже здания ЭТПК в бывшем большом цехе литья художники (в основном керамисты) собрались, чтобы попрощаться с комбинатом навсегда. Творческие мастерские союза художников создаются на новом месте. Но это будет уже другая история. Производство же значков кончилось там значительно раньше.

В качестве памяти об ЭТПК остались произведения, созданные в его стенах. И это не только большие керамические вазы и кашпо, но и маленькие, но чрезвычайно многочисленные значки, которые до сих пор являются объектом коллекционных интересов. Тоже – культурное наследие.

Тренихин М.М. ЭТПК – московская кузница значков // Московское наследие, 2022. №4. С. 116—125.
Тренихин М.М. ЭТПК – московская кузница значков // Московское наследие, 2022. №4. С. 116—125.

Данный материал был подготовлен для четвёртого номера журнала «Московское наследие» за 2022 год и с любезного разрешения главного редактора Филиппа Смирнова повторён в журнале «Коллекция».

Михаил Тренихин
научный сотрудник ГМЗ «Царицыно», доцент МГИК,
заместитель главного редактора журнала «Sammlung/Коллекция»,
кандидат искусствоведения

Примечания

[1] Многие произведения из керамики опубликованы в генеральном каталоге ГМЗ «Царицыно». См. Авторская керамика XX — начала XXI века. Книга I. А—Л: [Генеральный каталог]. Серия I. Авторское декоративное и прикладное искусство XX—XXI веков. Генеральный каталог ГМЗ «Царицыно». М.: Государственный музей-заповедник «Царицыно», 2019 (2020). Авторская керамика XX — начала XXI века. Книга II. Л—Я. 2020.

[2] Бушканец Г.М. Сто встреч друзей-единомышленников [Электронный ресурс]. // Интернет-журнал «Sammlung / Коллекция». Дата публикации: 09.04.2017. Режим доступа: https://sammlung.ru/?p=3037

[3] Хрусталёв А.Б. Герб — визитная карточка города [Электронный ресурс]. // Интернет-журнал «Sammlung / Коллекция». Дата публикации: 10.07.2021. Режим доступа: https://sammlung.ru/?p=28095

[4] Автор благодарит заведующую отдела нумизматики ГИМ Александру Калашникову за помощь в уточнении имени сотрудника.

[5] О такой работе в 1960-е годы см. нашу статью: Тренихин М.М. Эстетика ВДНХ 1960-х в произведениях Анатолия Борисова // Московское наследие, 2020. №2. С. 28—35.

[6] Груздов Е.В. Значки (коллекции и экземпляры) в собраниях художественных музеев: логика включения // Сборник научных трудов Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля / М-во культуры Ом. обл., ООМИИ им. М. А. Врубеля; науч. ред. И. Л. Симонова. — Омск: Омскбланк-издат, 2022. С. 231—238. Эти же вопросы рассмотрены в другой статье: Сидельников А.А. Что такое Совфалера? Чем отличаются Знаки от Значков? [Электронный ресурс]. // Интернет-журнал «Sammlung / Коллекция». Дата публикации: 27.07.2017. Режим доступа: https://sammlung.ru/?p=4112.

Сюжет про керамику на ЭТПК

Съёмка, озвучивание: Юрий Щербаков
Сценарий: Александра Герасимова (Стёпина), Михаил Тренихин
Монтаж: Евгений Белаш
© Музей-заповедник «Царицыно», 2022

 

__________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы