В 2020 году исполняется 100 лет со дня создания в Москве ВХУТЕМАС — Высших художественно-технических мастерских, — главного творческого института страны, определившего путь дизайнерского образования в России в XX веке. Основным направлением вхутемасовцев является авангардизм — направление искусства, сформировавшееся (или возникшее?) к началу 20-го века, но в России, начавшись в последние годы существования империи, нахлынувшее морем творчества после революции. Термин Авангардизм утверждён Александром Бенуа.
Столетие ВХУТЕМАС отмечено выставкой в Провиантских складах (Зубовский бульвар, 2).
Выставка ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда
Как рассказывают выставка предполагалась проходящей сразу в трёх выставочных залах, которые предоставят Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Музей Москвы в Провиантских складах. Третьяковка и Пушкинский оказались слишком объёмными музеями для быстрой организации мероприятия (это сказано в уважительном смысле, учитывая солидность и размеренность их работы, и они предоставили экспонаты на выставку), а Провиантские склады выставку приняли в своих стенах, но, к сожалению, не смогли радовать посетителей запланированное количество времени из-за… ну вы понимаете. С 9-го по 12-е ноября — так что можно сказать, что это практически мгновенная выставка!
Выставка, посвящённая 100-летию ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) организована трудами группы кураторов под руководством историка архитектуры Александры Селивановой: Мария Силина (скульптфак), Рустам Габбасов (полиграффак, «Графика»), Алёна Сокольникова (дерметфак), Ксения Гусева (текстильфак, керамфак), Дарья Сорокина («Цвет»), Анна Бокова и Илья Лапин (архфак), Стас Громик («Пространство») и Надежда Плунгян (живфак). Представлены работы студентов ВХУТЕМАСа: текстиль, керамика, фарфор, живопись, графика, скульптура, архитектурные проекты, макеты, промышленный и графический дизайн, мебель.
Отдельно стоит отметить работу архитектора выставки: Анна Замрий увидела и создала пространство, которое, как представляется, было бы принято самими вхутемасовцами. Выставка получилась очень объёмной и удобно организованной. Каждый посетитель мог прочувствовать развитие творчества вхутемасовцев, ознакомиться с экспонатами и, что важно, удобно расположиться для фотографирования понравившегося, или друзей, или сделать селфи. При этом, проходя по выставке ощущение нахождения в книге, рассказывающей об истории ВХУТЕМАС. Мы немного перепутали порядок расположения фотографий, в них нет выставочной последовательности, но, надеемся, общее представление можно получить.
Среди понравившихся разделов хочется отметить наиболее понравившийся — текстильный. Текстиль, первоначально нёсший утилитарную функцию, но украшенный разработанными вхутемасовцами изображениями, сегодня оформленный для осмотра посетителями, смотрится практически произведениями искусства, о которых могут много говорить искусствоведы.
Ниже расскажем о книге «Ткань авангарда»
Вхутемасовцы, упомянутые на выставке (как преподаватели, так и студенты, некоторые из которых известны только своими дипломными проектами) и не упомянутые, но не забытые: Каро Алабян (1897–1959), Ирина Алексеевская, Мария Ануфриева (1902–не ранее 1988), Фёдор Антонов (1904–1994), Михаил Бархин (1906–1988), Михаил Барщ (1904–1976), Абрам Беспрозванный (1898–1960), О. Богословская, Лев Бруни (1894–1948), Дмитрий Булгаков (1905–1991), Андрей Буров (1900–1957), С. Бурылин, Сергей Бутырин, Захар Быков, Бычков, Р. Васильева, Георгий Вегман, Леонид Веснин (1880–1933), Виктор Веснин (1882-1950) и Александр Веснин (1883-1959), Пётр Вильямс, Вячеслав Владимиров, Н. Гарина-Кравцова, Моисей Гинзбург (1892–1946), Сергей Глаголев, Илья Голосов, А. Голубев, Георгий Гольц, Андрей Гончаров, Мария Гранавцева, Оскар Грюн (1874–1935), Александр Дейнека (1899–1969), Михаил Добросердов (1906–1986), Александр Древин (1889–1938) и Надежда Удальцова (1886–1961), Владимир Ершов (1899–1984), Анна Забелина, Любовь Залесская (1906–1979), Алексей Зальцман (1899–1963), Лев Зевин (1903–1942), Константин Истомин (1886 [1887]–1942), Сергей Калмыков (1891–1967), Василий Кандинский (1866–1944), Наталья Киселёва, Густав Клуцис (1895–1938), Константин Князев (1903–1983), Сергей Кожин (1898–1989), Пётр Кончаловский (1876–1956), Лидия Комарова, Борис Королёв, Михаил Коржев (1897–1986), Владимир Кринский (1890–1971), Георгий Крутиков (1899–1958), Александр Куровский (1899–1959), Александр Лабас (1900–1983), Антон Лавинский (1893–1968), Николай Ладовский (1881–1941), Иван Ламцов (1899–1989), Вера Латонина (1910–2003), Иван Леонидов (1902–1959), П. Леонов, Дарья Лехтман, Соломон Лисагор (1898–1938), Эль Лисицкий (1890–1941), И. Лобов, Михаил Мазманян (1899–1971), Р. Матвеева, Илья Машков (1881–1944), Людмила Маяковская (1884–1972), Александр Медведев (1895–1972), Игнатий Милинис (1899–1974), Митяев, Алексей Моргунов (1884–1935), Морозов, Кира Мосякова (1905–1954), Вера Мухина (1889–1953), Мария Назаревская (1898 – не ранее 1958), Елизавета Никитина, Соломон Никритин (1898–1965), Сергей Орловский, Александр Осмёркин (1892–1953), Александр Пастернак, Абрам Пейсахович (1905–1983), Николай Поляков (1899–1976), Любовь Попова (1889–1924), Дарья Преображенская (1908 – не ранее 1978), Лия Райцер (1902–1988), Арон Ржезников (1898–1943), Александр Родченко (1891–1956) и Варвара Степанова (1894–1958), Николай Рудин (1891–1978), Сергей Сенькин (1894–1963), Н. Серов, Михаил Синявский (1895–1979), Любовь Славина, Вера Слуцкая, Рашель Смоленская (1901–1983), Иван Соболев (1903–1971), Елена Соболева, К. Соколов, Николай Соколов (1903–2000), Владимир (1899–1982) и Георгий (1900–1933) Стенберги, С. Струсевич, Владимир Татлин (1885–1953), Николай Травин (1898–1975), Александр Тышлер (1898–1980), Николай Уманский (1900–1976), Владимир Фаворский (1886–1964), Роберт Фальк (1886–1958), О. Федосеева, Ксения Фторова, Роман Хигер (1901–1985), Илья Чашник (1902–1929), Ольга (1886–1958) и Галина (1891–1966) Чичаговы, Александр Шевченко (1883–1948), Давид Штеренберг (1881–1948), Мария Шуйкина (Луговская), К. Щуко, Александра Экстер (1882–1949).
Надя Плунгян и Михаил Тренихин
Можно слышать, что работы вхутемасовцев не принимаются, не нравятся, не понятны или просто являются мусором.
Попробуем предположить, что можно ответить тем, кто так говорит с позиций сегодняшнего времени.
Искусство часто является самодостаточным. Оно может быть вещью в себе. ВХУТЕМАС тем не менее, поддерживая дореволюционные традиции, старался увидеть и найти применение для всего творчества, всех направлений обучения, в т.ч. используя новые современные наработки, часто являющиеся воспитательно-агитационными. Именно это воспитание было задачей первых лет советской власти. Воспитание было направлено на молодёжь, которая планировалась как организатор мировой революции. Соответственно, дети, рождённые в царской время и в первые советские годы, являлись теми, на кого были направлены все устремления власти — воспитать поколение строителей коммунизма. Если посмотреть на первые советские декреты, то увидите, что одним из них был Декрет о просвещении и т.д. Также широко развернулась система педологии (тут не важно советская система или нет), которой соответствовали работы вхутемасовцев. Т.е. многие из сделанного вхутемасовцами, как например современными создателями рекламы, было направлено на детей а никак не на взрослых, а тем более на чиновников высших эшелонов управления. Вхутемасовцы творили, но творчество тем не менее было не бесконтрольным или пустопорожним. Вся работа с детьми в СССР (это было начато ещё в имперское время) постоянно проверялась отчётами и опросами. Тем не менее, система советского воспитания первых лет советской власти потерпела сокрушительное поражение в первые 10-15 лет, — не были достигнуты результаты создания человека нового типа, советского общественника, — и была заменена. Агитационная часть искусства была свёрнута, и заменена реализмом, как направлением, наиболее понятным для восприятия.
ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) — учебное заведение, созданное в 1920 году в Москве. В 1926 году ВХУТЕМАС реорганизован во ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт). В 1930-м ВХУТЕИН расформирован, а на базе московского ВХУТЕИНА образованы Московский архитектурный институт (МАрхИ), Московский государственный художественный институт (с 1948 — имени В. И. Сурикова) и Московский полиграфический институт (с 1949 — Московский государственный университет печати) и др..
Книга «Ткань авангарда»
Идея создания книги, посвящённой работам ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН, сложилась у редакции «РИП-холдинг», и явилась результатом многолетнего увлечения и изучения художественной культурой, в т.ч. выразившейся в издании соответствующей литературы. Предложение издать книгу о тканях русского и советского авангарда было принято и поддержано Н.П. Бесчастновым и А.Н. Лаврентьевым (внуком А.В. Родченко, коллекционером и глубоким знатоком темы). Серьёзная дизайнерская работа Валентины Крыловой, позволила объединить исследование и изобразительную часть в неповторимый альбом.
Книга рассказывает об истории орнаментов, переходу от живописного авангарда к новой геометрической традиции, о моде и стиле, о возникновении школы текстильного авангарда и споров вокруг агиттекстиля, и, в книге собрано множество образцов характерных тканей авангарда — а это интереснейшие иллюстрации!
Именно эту книгу хотелось приобрести именно на выставке. К сожалению на глаза она не попалась, хотя ранее она была представлена на Московской международной книжной выставке-ярмарке (ММКВЯ-2020) и презентована Н.П. Бесчастновым. А теперь приобретение такой книги на выставке «Выставка ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» было бы просто потрясающим подарком и памятью о выставке, да и дополнительным удовольствием при просмотре выставочных залов.
Купить книгу «Ткань авангарда» в Москве можно во всех основных книжных магазинах или обратившись в издательство РИП-холдинг.
Мы себе приобрели, обратившись к генеральному директору Издательского дома «РИП-холдинг» Вадиму Иванову.
Авторы Н.П. Бесчастнов, А.Н. Лаврентьев
ISBN: 978-5-6042722-1-3
Издательство: РИП-холдинг
Переплет: Твёрдая обложка
Количество страниц: 336
Формат издания: 240х300
Количество иллюстраций: 750
Несколько иллюстраций сфотографировали: это ткани, и многие выглядят очень современно.
Главный редактор Алексей Сидельников Благодарим Валентину Крылову (РИП-холдинг) за помощь в организации материала и за красивую книгу!
P.s. В здании Провиантских складов (Зубовский бульвар, 2) также посетили выставку международного фестиваля графического дизайна «Типомания». Были представлены плакаты, работы книжных дизайнеров и каллиграфов из России, Франции, Швейцарии, Германии и других стран. Впечатление замечательное — приятно видеть работы не на экране опостылевшего компьютера, а живьём, если можно так говорить о плакатах.
Типомания
P.S. 26 февраля — 23 мая 2021 г.
ВХУТЕМАС-100. Архитектурный факультет
К 100-летнему юбилею ВХУТЕМАСа также Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева в Москве (Москва, ул. Воздвиженка, 5/25) подготовил выставку, которую можно увидеть с 26 февраля по 23 мая 2021 года. Архитектурный факультет — структурно входил во ВХУТЕМАС и сегодня просто приятно это понимать.
Выставка разделена на блоки, названные именами знаменитых авторов:
- мастерская Алексея Щусева;
- конструктивисты (Леонид и Александр Веснины, Иван Леонидов);
- рационалисты (Николай Ладовский, Владимир Кринский);
- основоположники отечественного градостроительства (Владимир Семенов, Борис Коршунов);
- мастерская Новой академии (Илья Голосов и Константин Мельников);
- мастерская Ивана Жолтовского (Моисей Гинзбург, Сергей Чернышёв);
- реставрационные школы (Иван Рыльский, Сергей Торопов).
Мы с удовольствием посетили эту выставку, рекомендуем её посетить, и можем о ней сказать много хорошего, присоединяясь к другим посетителям. Но отметим одну мелочь, что не понравилось: центр выставочной экспозиции — чёрный подиум, затрудняет понимание возможности стоит ли на него наступать или лучше этого не делать. Оказалось, что наступить можно, но сохранились опасения надёжности сооружения.
Свет окон над потолком не позволил сделать фотографии, т.к. на всех предметах видны отсветы или в стёклах, закрывающий изображения, видно собственное отражение. Это всё мелочи, которых избежать нельзя. А посетить выставку можно и нужно.
Александр Лабас. Рисунок и акварель из собрания Русского музея
Энергия цвета. Архетипы авангарда
Марк Шагал. Проекция во времени
Осип Бескин. Формализм в живописи
__________________