Герб — визитная карточка города

in Значки 9370 views

Коллекционирование прочно во­шло в на­шу жизнь. До­подлин­но изве­ст­но, что по­яв­ле­ние прак­ти­чески лю­бо­го пред­мета, имею­ще­го не­сколь­ко от­ли­чий друг от дру­га, вы­зы­вает ин­те­рес не толь­ко у тех людей, кому этот предмет нужен как необходимая в быту вещь, но и у коллек­ционеров. А когда разных пред­метов сущест­вует великое множество, то и коллек­ционный интерес к нему стре­мительно возрастает. Естественно, ещё ряд факторов играют свою важную роль в том, насколько популярным ста­нет тот или иной объект пред­метом кол­лекцио­нирова­ния – ми­ниатюр­ность, эсте­тичный вид, красота, ра­ритетная ценность и т.д.

Герб — визитная карточка города
(Геральдика и Фалеристика)

Сегодня уже не кажется странным, что почтовая марка или значок стали, пожалуй, самыми массовыми предметами серьёзного коллекцио­нирования. И не только потому, что марок и нагрудных знаков выпущено и выпускается огромное количество, но ещё и потому, что почтовые марки и значки выходят совершенно разнообразной тематики, что позволяет человеку определиться в понравившейся теме, и активно собирать марки или значки строго определённой направленности. Данный материал только об одном направлении широкого спектра современного коллекцио­нирования – геральдической фалеристике, коллекцио­нировании нагрудных знаков и значков с изображением старинных и современных гербов городов России.

Значки гербы ЭТПК

В 70-е годы прошлого века московское предприятие ЭТПК (Экспериментальный Творческий Производственный Комбинат ХФ РСФСР) положило начало первой централизованной серии значков геральдической тематики (Рис.1). Впоследствии данная серия получила название у коллекционеров как «стандартная», значки выпускались в едином оформленном стиле (геральдический щит французской формы) с изображением старинных гербов городов Российской Империи (Рис.2). Отсутствие в то время массового литературного материала по геральдике только усилило интерес людей к новой, малоизвестной теме, такой как городской герб. Популяризация геральдики на государственном уровне в СССР была не приемлема, так как многие «учёные мужи», воспитанные на идеях марксизма-ленинизма, не признавали её как научное знание, доказывая, что герб изжил себя, и не является предметом серьёзного изучения. Не давал покоя и тот факт, что герб в России исторически был атрибутом, прежде всего дворянского сословия.

Экспериментальный творческо-производственный комбинат ХФ РСФСР (ЭТПК)

Естественно, серьёзное коллекционирование подразумевает не только простое собирательство или накопление нового коллекционного материла, но и его изучение. Геральдический информационный вакуум заполнили публикации в журнале «Наука и жизнь». Именно это издание впервые открыло цикл публикаций на тему «Гербы городов, губерний и областей Российской Империи». Иллюстрации к данным статьям стали настоящим подспорьем для коллекционеров-геральдистов. Благодаря этим материалам появилась возможность не только узнать историю символики того или иного городского герба, но и систематизировать новые «стандартные» гербы, в соответствии с вхождением города в конкретную губернию или область. Чуть позже, постоянную геральдическую рубрику открыл на своих страницах журнал «Вокруг света», где в научно-популярном стиле рассказывалось о государственных гербах и флагах стран мира. Постоянными авторами данных материалов были ленинградские историки Георгий Вилинбахов и Михаил Медведев, а также специалист по флагам Юрий Курасов из г. Волгограда.

Павел Ильич Вьюев — инициатор выпуска Геральдической серии значков на ЭТПК, а также автор ряда эскизов, в т.ч. первого — герб города Великие луки (фотографию предоставил Михаил Вьюев)

Основу всех вышедших в то время значков в серии ЭТПК составили гербы, Высочайше Утвержденные Императором в 1781 и 1883 годах. Сейчас геральдика уже прочно вошла в нашу жизнь, появилось множество сопутствующей литературы по этой теме. С большинством исторических гербов можно ознакомиться в книге барона П.П. фон Винклера «Гербы городов, губерний, областей, и посадов Российской Империи, внесённые в Полное Собрание Законов с 1649 по 1900 гг.», репринтное издание которой ещё можно встретить в букинистических магазинах, или заказать в библиотеке или читальном зале. К сожалению, по тем или иным причинам, охватить весь спектр утверждённых гербов в Российской Империи до 1900 года «стандартная» серия не смогла, но большое количество знаков легло в частные коллекции. Естественно, многие изображения дореволюционных городских гербов, прежде чем быть выпущенными, подвергались строгой цензуре. Советская власть ни как не могла допустить выпуск знаков с изображением символов, связанных с церковью или царской властью. Так появились, теперь уже уникальные в своем роде, гербы городов: Перми с пятиконечной звездой и непонятным «квадратиком» вместо креста и Евангелия; Владимира, где крест в лапах льва был заменён на меч; Малоархангельска, нижнее поле которого вообще было заштриховано, так как в нём присутствовало изображение Архангела, поражающего пламенеющем мечом дьявола и т.д.

Справедливости ради необходимо отметить, что благодаря усилиям коллекционеров-энтузиастов, и сегодня ЭТПК продолжает выпуск «стандартных» гербов, только естественно, без глупого цензурного вмешательства. Более того, как это не парадоксально, многие, казалось бы, невзрачные алюминиевые значки имеют большую ценность среди коллекционеров!

К сожалению, выпущенные заводом ЭТПК значки (за редким исключением) были историческими городскими гербами, то есть являлись не действительностью современного города, а его, так сказать историческим прошлым. Хотя процесс разработки и утверждения городского герба стал в то время очень остро. Безусловно, советскому городу была необходима своеобразная «визитная карточка», эмблема или, что более правильно, герб. Некоторые города, именно в период конца 60-х – начала 70-х годов прошлого века, активно занялись созданием своих городских гербов, но из-за отсутствия специалистов по вопросам городской геральдики, не заслуженно забытых русских геральдических исторических традиций, создаваемые гербы городов не только не соответствовали истинным геральдическим канонам, но и являлись «низкопробными» с художественной точки зрения. Позже специалисты назовут многие из них термином «гербоид», за своеобразную «профнепригодность». Появилось огромное количество гербов-близнецов, в которых художники практиковались, кто из них оригинальнее изобразит набор типовых промышленных и сельскохозяйственных символов. Гербы пестрели шестеренками, химическими колбами и ретортами, колосьями, серпами и молотами. Стали внедряться такие не типичные для геральдики символы, как электрические лампочки, моторы и двигатели, нефтяные вышки и линии нефтепроводов. Городская геральдика стремительно стала наполняться «промышленной символикой». Тем не менее, коллекционеры получили большой запас материала для собирательства. Городские власти соревновались в выпуске значков с современной советской символикой своего города. Безусловно, данный этап интересен не только большим появлением коллекционного материала, но и новой информацией для изучения и систематизации данного типа городского герба. Таким образом, с появлением большого количества значков с городскими и поселковыми гербами республик Советского Союза, пополнилось и движение, если можно так выразиться, коллекционеров-геральдистов. В 1987 году при Всесоюзном Объединении Клубов Фалеристов (ВОКФ) была создана Секция геральдистов, объединившая коллекционеров значков именно этой тематики. Большая заслуга создания данной секции принадлежит энтузиастам геральдического движения: Е. Малахе (г. Донецк), И. Сметанникову (п. Монино), К. Мочёнову (г. Химки), К. Богатову (г. Кишинёв), А. Авдееву (г. Кировоград), Б. Сковроду (г. Москва), Л. Соболеву (г. Москва), А. Кудряшову (г. Москва), В. Сержану (г. Минск).

В конце 80-х годов ХХ века страну захватил очередной геральдический бум. Многие города и посёлки СССР стали обзаводиться собственными гербами. Отрадно заметить, что создаваемые гербы стали больше соответствовать традициям геральдики. Авторы при их создании старались учесть историю края, традиции, культуру. Эпоха «промышленных» гербов постепенно начала сходить на нет. Чаще использовались традиционные геральдические символы и цвета, уменьшилось количество элементарных ошибок – накладывание «металла на металл» и «финифти на финифть», неправильный разворот одушевленных фигур  и т.д. Отрадно заметить, что своеобразным «пионером» по активному созданию городских, поселковых и даже сельских гербов стала Московская область. И это тоже благодаря неутомимости геральдистов-любителей и коллекционеров, прежде всего Игоря Сметанникова и братьев Константина и Юрия Мочёновых. Автор рад, что также принял посильное участие в создании некоторых гербов для Подмосковья.

1. Посёлок городского типа Белые Столбы

30 августа 1988 года 8-й сессией 20-го созыва Белостолбовского поселкового Совета народных депутатов Домодедовского района утверждён герб посёлка.

Авторы: В.Н. Островков и А.Б. Хрусталёв.

Белые столбы

 

2. Город Яхрома

Герб города утверждён городским Советом народных депутатов 23 марта 1988 года.

Автор герба — А.Б. Хрусталёв.

Яхрома

 

3. Сельское поселение Жаворонковское (ранее посёлок городского типа Жаворонки)

Герб утверждён решением Совета депутатов сельского поселения Жаворонковское №1/28 от 27 марта 2009 года.

Авторская группа:
руководитель проекта: Константин Мочёнов (Химки);
идея герба: Александр Хрусталёв (Москва);
художники: Оксана Афанасьева (Москва), Наталья Егорова (Киров);
компьютерный дизайн: Оксана Афанасьева (Москва);
обоснование символики: Александр Хрусталёв (Москва), Кирилл Переходенко (Конаково).

Жаворонки

 

 

С увеличением количества городских гербов автоматически увеличилось количество и разнообразие значков данной тематики, причём доминировали знаки местных, региональных заводских выпусков. Многие из них до сих пор считаются коллекционными раритетами.

В момент активизации «герботворчества» в стране остро стала проблема юридического фактора городского и поселкового герба. Не были отработаны важные вопросы – кто утверждает герб и как ему придать необходимую юридическую силу? В дореволюционной России функции разработки гербов принадлежали специальному государственному органу – Герольдмейстерской конторе, и Высочайше утверждались Государем Императором. Согласно «Городовому положению» 1785 г. (пункт 28) каждому городу предписывалось: «иметь герб… и оный употреблять во всех городовых делах». В советский период подобной государственной структуры не существовало, разработкой гербов занимались энтузиасты: краеведы, местные художники, коллекционеры-геральдисты. В некоторых городах вопрос создания городского герба был возложен на главных художников или  главных архитекторов (!). Гербы утверждались  разнообразными органами региональной власти – Исполнительным комитетом, Сессией депутатов городского (поселкового) Совета, райкомом (горкомом) КПСС и т.п. Кстати, многие московские заводы при изготовлении значков требовали копию решения местного Совета народных депутатов об утверждении герба и эскиз, заверенный печатью райкома партии! Автор на себе испытал подобную бюрократическую глупость при оформлении заказа на изготовление на одном из московских предприятий значка с гербом подмосковного посёлка Востряково. Эскиз поселкового герба пришлось заверить печатью Домодедовского райкома КПСС, что стало своеобразным «пропуском в жизнь» значку с его изображением. Надо было видеть деловое выражение лица партийного клерка ставившего заветную печать на рисунок – поистине дело государственной важности Всесоюзного масштаба!

Востряково

В 1992 году был образован государственный геральдический орган – Государственная геральдическая служба России (ныне Геральдический совет при Президенте Российской Федерации). Возглавил службу заместитель директора Государственного Эрмитажа кандидат исторических наук Георгий Вадимович Вилинбахов. Благодаря усилиям специалистов Совета, в настоящее время сделано очень многое, что не только систематизировало весь процесс создания гербов городов и муниципальных образований в Российской Федерации, но и отрегулировало юридическую сторону вопроса. Большая заслуга в этом таких специалистов Совета, как Георгий Вадимович Вилинбахов, Александр Геральдович Цветков и Михаил Юрьевич Медведев. Но, безусловно, специалистам Геральдического совета ещё многое предстоит сделать на ниве территориальной геральдики. Автор очень надеется, что к этой работе будет привлечен большой круг не только геральдических комиссий и советов субъектов Российской Федерации, общественных организаций, но и коллекционеров-геральдистов!

Сегодня геральдическая фалеристика переживает очередной подъём. Увеличилась армия коллекционеров-геральдистов, регулярно проводятся встречи и слёты коллекционеров, стабильно появляются новинки из коллекционного материала. Заслуга в этом и ряда общественных организаций и предприятий по разработке и производству значков геральдической тематики – Всероссийского Геральдического Общества (президент И.С. Сметанников, к сожалению, ныне покойный); Союза геральдистов России (председатель К.Ф. Мочёнов); «Академии русской символики «МАРС» (президент Б.В. Субботин).

Городской герб на значке – это не только предмет коллекционирования, красивая миниатюра в эмали, составленная по правилам геральдики. Герб города является хорошим подтверждением любви горожан к своей малой Родине, поэтому, на взгляд автора, местным органам власти, городским администрациям стоит не упускать этот вопрос из вида. Любой житель с удовольствием приобретёт нагрудный знак с гербом своего родного города.

Современные гербы производства ЭТПК

Геральдическая фалеристика не стоит на месте. Параллельно с повышением уровня создаваемых и утверждаемых гербов, улучшается и совершенствуется уровень качества самого нагрудного знака. Всё чаще используются новые, а правильнее сказать, хорошо забытые старые, технологии при изготовлении нагрудного знака – горячие эмали, металлы группы медных сплавов, золочение, серебрение, накладные элементы. Красивый, и самое главное, правильный герб, заслуживает быть достойно выполненным в знаке!

 

ИСТОЧНИКИ:

  1. Сост. Соболева Н.А. и др., «Гербы городов России», Москва, 1998 г.;
  2. П.П. фон Винклер, «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи, внесенные в полное собрание законов с 1649 по 1900 гг.», репринт, Москва, 1990 г.;
  3. Хрусталёв А.Б., «Значкомания: вложение денег или расширение кругозора?», газета «На страже Заполярья» (г. Североморск), №60-61 (15543-15544), 28.03.92 г.;
  4. Кривошапка А.И., Марков В.Л. «Алфавитный каталог городов, поселков, сёл, губерний и областей России, СНГ, бывших союзных республик СССР, имеющих старые и современные гербы», Санкт-Петербург, 1999 г.;
  5. Лавренов В.И., Борисов А.В. «Вспомогательные дисциплины исторической науки» (учебное пособие), Москва, 1996 г.
  6. Иллюстрации с сайта http://www.gerbowiki.ru/ и открытых источников сети Интернет.

 

                                                                       Александр Хрусталёв
Вице-президент РОО «Академия русской символики «МАРС»,
Заслуженный член Всероссийского Геральдического Общества
Александр Кудряшов
Изображения значков из коллекции Александра Кудряшова (Aleks)

 

Хрусталёв Александр Борисович (ник Консультант), вице-президент РОО «Академия русской символики «МАРС», Заслуженный член Всероссийского геральдического общества.

Автор и соавтор более 100 публикаций в прессе по геральдике и фалеристике. Автор и соавтор ряда городских, поселковых и муниципальных гербов и флагов. Консультант гербов Республики Крым, городов Москвы, Новосибирска и Полярного. В разные годы входил в различные геральдические структуры, в том числе: Геральдическую комиссию при Губернаторе Московской области, Геральдическую коллегию ВМФ, Геральдический совет Федерального агентства специального строительства.

Несколько лет являлся Консультантом Главнокомандующего ВМФ по вопросам военно-морских традиций.

__________________

Григорий Бушканец: Сто встреч друзей-единомышленников

О подготовке дизайн-проектов нагрудных знаков

__________________

Приносим извинение автору за многомесячную задержку с выпуском материала, т.к. параллельно надеялись получить дополнительные материалы о художнике Павле Ильиче Вьюеве, что могло дополнить статью.

С уважением Главный редактор
Алексей Сидельников

__________________

Обсудить материал >>>