В предыдущей статье мы упоминали Учебный центр «Альфа» и его начальника Драгана Васильковича, известного под прозвищем Капитан Драган (серб. Капетан Драган). Формирование данного центра стало началом явления так называемых «Красных беретов» — элитных сербских подразделений, которые отличал специфический подход к своей организации и подготовке. «Красные береты» стали нарицательным понятием, которое произносилось в сербском обществе всегда с определённым трепетом.
Красные береты. Часть 1
Капитан Драган
В марте 1991 года обострилась обстановка на территории Хорватии, где накануне произошёл раскол в республиканском Секретариате внутренних дел, на базе которого были сформированы МВД Республики Хорватии и альтернативные МВД Сербских автономных областей (Краина, Западная Славония, а также Восточная Славония, Баранья и Западный Срем). В конце марта произошёл ряд вооружённых столкновений между сербской милицией и хорватской полицией, который потребовал вмешательства в конфликт Югославской Народной Армии (ЮНА) в качестве миротворца, что было расценено, как вмешательство на стороне сербов.
С одной стороны, ввиду фактического упразднения института Территориальной Обороны в Югославии, единственной легальной республиканской силовой структурой на территории сербских автономий становилась милиция. В Югославии предусматривалась возможность мобилизации населения, в том числе и в резервный состав милиции, за счёт чего в её составе могли организовываться особые соединения, выполнявшие бы функции внутренних войск. Но массовая мобилизация потребовала бы продолжительного периода подготовки и слаживания новых, по сути армейских, подразделений. А с подготовкой войск было далеко и не всё хорошо и в ЮНА.
С другой стороны политическая ситуация складывалась таким образом, что в Хорватии интересы сербов представляла Сербская Демократическая Партия, на которую у Белграда не было большого влияния. Под Белградом в данном случае надо понимать руководство Социалистической Республики Сербия, которое выступало проводником сербских идей в Югославии, а Союзный (Федеральный) центр тогда находился в фазе разложения и только дестабилизировал обстановку, блокируя на своём уровне любые попытки взять ситуацию в стране под контроль. По этим причинам госбезопасность СВД СР Сербии начала искать способы усиления своего влияния в Краине.
В этот же момент времени в поле зрения сербской госбезопасности попадает австралийский бизнесмен сербского происхождения Драган Василькович, который якобы из любопытства прибыл в Югославию на личной Цесне в конце 1990 года. По совпадению Василькович был отставным офицером австралийской армии, а незадолго до прибытия на историческую Родину занимался частным военным консалтингом в одной из африканских стран. Как на самом деле Василькович оказался в Югославии и в Краине мы вряд ли узнаем, сам Василькович каждый раз противоречиво описывает этот момент в своих интервью. По некоторой иронии, в сербской традиции есть такое понятие, что история дважды пересказанная одинаково — ложь…
Так или иначе в апреле 1991 года в Книнской крепости основан Учебный центр «Альфа», задачей которого была подготовка бойцов для милиции САО Краина. Руководил центром Василькович, ставший известным по прозвищу «Капитан Драган», так как на фальш-погонах камуфляжа он носил звездочки, которые соответствовали званию капитана ЮНА, в системе МВД такого звания не существовало. Ещё один интересный факт, что в начальный период использовалось хорватоязычное наименование центра — «Наставно средиште «Алфа», но записанное кириллицей. Конечно «средиште/središte» не чисто хорватское слово, но больше характерно именно для хорватской литературной традиции и в сербском языке практически не используется.
Кураторы подразделения из сербской госбезопасности предполагали, что «Альфа» позволит пополнить ряды милиции Краины добровольцами из Сербии, но Василькович не стал принимать в подразделение кого попало, предпочтя качество количеству. В то же время Василькович не находит взаимопонимания с командирами ЮНА, которые исповедовали консервативные и откровенно примитивные методы подготовки личного состава и ведения войны.
Столкнувшись со склочностью и разобщëнностью в сербском руководстве Василькович разрабатывает для своего подразделению эмблему в виде синего щита, разделëнного золотым крестом на четыре поля, в каждом из которых располагался символ в виде литеры С, но таким образом, чтобы находящиеся в одном ряду символы находились друг к другу несомкнутыми сторонами. Это была отсылка к упрощëнному изображению креста Святого Савы — малого герба Сербии, на котором огнива упрощённо изображались в виде литер С, давая основу для популярного в то время лозунга «Само Слога Србина Спашава» (рус. Только согласие спасёт сербов). Приняв этот лозунг в своей символики Василькович развернул на ней С на 180 градусов и мотивировал это тем, что теперь сербы никогда не отвернуться друг от друга.
Моя идея была в том, что сербы больше даже символически не должны быть разъединены и мои парни из подразделения и весь народ Краины это с восторгом приняли.
Драган Василькович
Что касается униформы, то Василькович понял, что для решения специальных задач подразделению нужна современная и практичная униформа. На снабжение подразделения поступили комплекты камуфляжной униформы местного производства, пошитые из камуфлированной ткани иностранного производства различных камуфляжный рисунков: «тигр», «ящерица», DPM и др. На бирках униформа имела артикул модели «Книнджа», хотя береты своим фасоном и деталями соответствовали беретам, которые тогда шились для хорватской полиции.
Береты модели «Книннжа» в камуфлированной расцветке DPM
Несмотря на то, что учебный центр имел собственное имя «Альфа», у подразделения Васильковича появилось народное наименование — «Книнджи», образованное слиянием слов Книн (город, в котором дислоцировалось подразделение) и «Нинджа» (Книнџа — сербское произношение слова Ниндзя). Отчего подразделение стали ассоциировать с ниндзя доподлинно неизвестно, но с этим мы попробуем разобраться чисто логически. Первое, что приходит в голову это то, что сербы называют ниндзя людей, которые носят т.н. фантомки (балаклавы), скрывая своë лицо, но Книнджи не были замечены в их массовом использовании. Вероятнее всего эта ассоциация появилась тогда, когда Василькович закрыл «Альфу» от посторонних и начал проводить тренировки в условиях секретности. Отсюда у местного населения и могли появится такие ассоциации в условиях, когда слухов было больше, чем какой-то конкретной информации.
Подобный ареол таинственности сыграли на руку Книнджам. 25 июня 1991 года Хорватия объявила о своей независимости, а 26 числа еë полиция и национальная гвардия заняли город Глина силами порядка 650 человек. Василькович собрал группу из 27 книндж и ещё двух местных территориальцев и выдвинулся в район Глины. За 11 часов город был освобождён и Василькович на камеру заявил журналистам, что теперь он двинется на Костайницу, после чего 1,3 тысячный хорватский гарнизон немедленно покинул город.
Триумфальная победа при Глине сильно воодушевила сербов, а Василькович желая как-то наградить своих бойцов выдал им красные береты, которые в странах НАТО считаются традиционным символом принадлежности к элитным частям и к частям специального назначения. Береты были цвета maroon, что больше соответствует бордовому с малиновым отливом. С тех пор Книнджи стали носить такие береты с нашитой на них своей эмблемой.
Драган Василькович в красном берете с эмблемой «Книнджи»
В конце августа в войну в Хорватии активно вступает ЮНА, до этого придерживающийся пассивной позиции миротворца, вместе с организованной Белградом «местной» территориальной обороной, усиленной добровольцами из Сербии и некоторых других республик. Одновременно с этим усиливается роль военных (ЮНА) в Краине, в руководство территориальной обороны приходит множество офицеров ЮНА, с которыми у Васильковича были натянутые отношения. Всё это приводит к тому, что в конце ноября 1991 года, когда на фронтах образовалось затишье после взятия союзными силами крупной вуковарской агломерации, Драган Василькович был вынужден покинуть Краину.
Он отправился в Белград, где основал «Фонд Капитана Драгана», который занимался финансовой помощью раненным бойцам силовых структур Краины и семьям погибших. Фонд в благотворительных целях выпускал на продажу золотые монеты (жетоны) с портретом Васильковича и серию детских значков «Книнджа» типа «пуговица» (сербский термин «бейдж»).
Детские значки «Книнджи» Фонда Капитана Драгана
УЦ «Альфа» был расформирован, а его «выпуски» отправились по разным подразделениям. По сути УЦ «Альфа» готовил бойцов, которые могли сами проявлять инициативу, командовать и быть инструкторами в других подразделениях. Так ещё в августе месяце один из Книндж Велько Миланкович отправился в родное село Кремна вблизи города Прньявор (серб. Прњавор) в Боснии и Герцеговине, где основал подразделение «Волки из Вучияка» и привёл его в Краину, где отряд успешно воевал в Западной Славонии, а позже вернулся в Боснию, став одним из первых подразделением боснийских сербов.
После расформирования «Альфы» Департамент Государственной Безопасности СВД СР Сербии формирует два тренировочных центра: в селе Лежемир недалеко от Сремской Митровицы на Фрушкой горе (Восточный Срем, Сербия) и в селе Пайзош вблизи города Илок (Западный Срем, бывшая территория СР Хорватии в тот момент контролировалась силами ЮНА, номинально входила в состав РСК). Костяк новых центров в Лежемире и Пайзоше составили бойцы из УЦ «Альфа». Задачей центров была подготовка бойцов для сербских формирований. Руководство центрами осуществлял Франко Симатович «Френки». Весной 1992 года часть подразделения из Лежемира была переброшена вертолётами в Хан Песак, откуда перенаправлена в окрестность Сараево, где была распределена между подразделениями боснийских сербов и добровольцев.
В структуре самого же МВД РСК на Динаре из выпускников УЦ «Альфа» создаётся спецподразделение «Поскок» (русское «носатая гадюка»), основной зоной ответственности которого был район города Грачац в Лике.
Никола «Циго» Симич — командир отряда «Поскок»
С началом боевых действий в Боснии и Герцеговине создаётся тренировочный лагерь на горе Озрен (местечко Петрово). Задача лагеря была аналогична «Альфе» — подготовка бойцов для сербских национальных особых подразделений. Выпускники пополняли разведовательно-диверсионные подразделения корпусов армии боснийских сербов, в том числе существовали отдельные подразделения из таких бойцов. Позже были созданы подобные подразделения в зонах ответственности практически каждого корпуса Войска Республики Сербской. Деятельность данных учебных центров курировал Василькович из Белграда.
Создание подобной сети учебных спецподразделений получило название «сетевая система центров» (сербское «мрежно-центрични систем»).
Боевые действия в Краине и в Боснии и Герцеговине 1992 года показали необходимость реформирования вооружённых сил Сербской Краины. Осенью 1992 года формируется Сербское Войско Краины. В начале 1993 года Василькович возвращается в Краину, где под его руководством создаётся 107-й Учебный центр «Альфа», дислоцированный в селе Брушка в окрестностях города Бенковац в расположении 92-й моторизованной бригады. Данное подразделение было, как и его милицейский предшественник, учебно-боевым. В центре готовили разведчиков-диверсантов. Безусловно, данное подразделение было под особенным вниманием Белграда и всё той же госбезопасности Сербии, шеф которой Йовица Станишич не хотел уступать в кулуарном противостоянии новому начальнику Генерального штаба Войска Югославии Момчило Перишичу, который также стремился к лидерству в вопросах Краины. Подразделение использовало множество трофейного вооружения и экипировки, также для нужд подразделения на чёрном рынке были закуплены израильские кевларовые шлемы Rabintex Orlite 404 M1976/85, а также израильские разгрузочные системы Ephod. В таком виде подразделение просуществовало до августа 1995 года, когда после хорватской операции «Буря» оно было выведено в зону ответственности 11-го корпуса Сербского Войска Краины (Восточная Славония, Баранья и Западный Срем), где начнётся новый этап истории «Красных беретов», о чём мы расскажем в новых статьях нашего журнала.
Драган Василькович — руководитель 107-го УЦ «Альфа» Сербского Войска Краины
В качестве некоторого приложения-пояснения хотелось бы упомянуть, что Капитан Драган и его подразделение обрело сумасшедшую медийную популярность летом 1991 года. Это сказалось на том, что стали появляться сторонние изделия по мотивам эмблемы «Книнджи», а также ношение её репродукций бойцами и ополченцами не имевших к «Книнджам» и «Красным беретам» никакого отношения.
Специальный корреспондент Владимир Коханкин Фото знаков различия из коллекции автора Архивные фотографии предоставлены автором
Никем не признанная Херцег-Босна
Хорватские вооружённые формирования 1990–1991
Двуглавые орлы против НАТО. Символика Войска Югославии
__________________