Ариадна Соколова. Оттепель — Журнал КОЛЛЕКЦИЯ
Ариадна Соколова

Ариадна Соколова. Оттепель

in Новости музеев 645 views

Вы­став­ка пред­став­ляет жи­во­пис­ные произ­ве­де­ния Ариад­ны Со­ко­ло­вой из со­бра­ния Ярос­лав­ского ху­до­же­ст­вен­но­го му­зея и по­свя­щена 100-ле­тию Ху­дожника.

Ариадна Соколова (1925–2013) – жи­вописец, гра­фик и об­ще­ст­венный дея­тель. За­слу­жен­ный ху­дож­ник Рос­сии (2004). Лау­реат об­ла­ст­ной премии им. А.М. Опе­кушина (1994). В кол­лекции музея хранятся более 100 работ Ариадны Леонидовны и её личный архив. Живописное наследие – 88 произведений – охватывает 60 лет, с 1943 по 2003.

Ариадна Соколова. Оттепель

В экспозицию вошли портреты, пейзажи и натюрморты, испол­ненные в конце 1950-х–1960-х – в период «оттепели», когда творческие поиски Ариадны пришли к созданию узнаваемого стиля.

Искусствовед О.Г. Дыкан так пи­шет о худож­нике: «Твор­ческий  путь  Ариад­ны Соколовой охватывает более семи десятилетий. Это годы, насы­щенные живописью, чтением, музыкой, размыш­лением, писательством, сочи­нением стихов, фото­графи­рова­нием, созданием музея совре­мен­ного ис­кусства… Кажется, Ариадна ощущала себя человеком Возрождения, так велико было её стремление быть универ­сальным творцом. «Художник – это энергия!» – говорила она.

Соколова А.Л. Автопортрет в красном. 1945. ЯХМ
Соколова А.Л. Автопортрет в красном. 1945. ЯХМ

Ариадна Соколова в стремлении понять секрет выразительности цвета и линии, по её словам, ходила учиться к пейзажу молодого Мартироса Сарьяна, бывшему в экспозиции ярославского музея. Вглядываясь в пластику линии и яркие цветовые решения, молодая художница пыталась разгадать секрет красочной афористичности его работ, оказавшейся созвучной её собственной душе.

Послевоенное время было насыщенно событиями в культурной жизни страны. Налаживались разрушенные политические и культурные связи. Росту интереса к искусству спо­собствовали не только всесоюзные худо­жествен­ные выставки, но и международные.  Выставки француз­ского и американского искусства во второй половине 1950-х годов, имели большой резонанс в советском обществе. Возросшая динамичность худо­же­ст­вен­ной жизни, приобщение к мировому искусству увлекали художников в поиски новых форм и стилей. Не осталась в стороне и Ариадна Соколова. Участие во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве (1957), встреча с художниками из разных стран вызвали огромный прилив энтузиазма в работе. Её картины приобрели воздушную легкость, из палитры ушли темные краски. Для придания легкости и передачи живости натуры Ариадна использовала собственную технику живописи, добавляя к масляным краскам казеи­ново-мас­ляные белила. Серии портретов совре­менников, выполненных на бумаге, отличаются хлёсткой энергией мазка широкой кистью, жидкая краска позволяет привнести в работу элементы импровизации.

  • Соколова А.Л. Художник-кера­мист Дина Мухина. 1962. ЯХМ
  • Соколова А.Л. Магнолия. 1962. ЯХМ
  • Соколова А.Л. Ниёле. 1969. ЯХМ
Соколова А.Л. Сад цветёт. Хоста. 1959. ЯХМ
Соколова А.Л. Сад цветёт. Хоста. 1959. ЯХМ

Многочисленные творческие поездки ускоряли внутреннее ощущение хода времени. Неслучайно о своей жизни Ариадна Соколова говорила: «Бег времени в полете чуда». Особенно ценила Ариадна Леонидовна поездки на юг страны в дома творчества художников «Хоста», «Горячий ключ», «Гурзуф». Живая атмосфера общения, солнце способствовали созданию насыщенными яркими красками обаятельных портретов, пленитель­ных пейзажей, великолепных натюрмортов. «Самое главное, что пришло ко мне в Горячем Ключе – это делать работы светлыми и свежими. Светлость – это мое ощущение от импрессионизма, который во мне жил. В погоне за интересными работами я работала без конца. Все эти работы были сделаны с натуры», – вспоминала художница.

В послевоенные годы среди художников стало заметным разде­ление на два «лагеря». Одни видели свою задачу в отражении внутрен­него мира, личной интерпретации событий и осмысления культурных явлений, другие продолжали работать на официальную идеологию. Это размежевание наглядно проявилось в 1962, во время выставки авангардистов «Новая реальность» в «Манеже» в Москве. Не смогла избежать этого выбора и А.Л. Соколова, примкнув в душе к числу тех, кому не интересно было служить на политической сцене. Но отстранённость эта была связана со стремлением достичь совершенства в живописи, а не противопоставить свое творчество официальному искусству. «Свобода была только в том, что я хотела приобретать мастерство. Мастерство – это уже не свобода. Это наоборот. Лишение себя всего. Это можно лишь сделать под большим напряжением несвободы. И моя несвобода распространялась не только на живопись».

Соколова А.Л. У фонтана. Хоста. 1962. ЯХМ
Соколова А.Л. У фонтана. Хоста. 1962. ЯХМ
  • Соколова А.Л. Портрет азербайд­жанской скрипачки. 1969. ЯХМ
  • Соколова А.Л. Портрет И.В. Щеголевой. 1959. ЯХМ

К середине 1960-х годов в картинах Соколовой появилась повышенная экспрессия. В это время очарование и лёгкость в живописи сменились уплотнённой концентрацией цвета и конструктивной формой. Из произведений середины 1960-х годов уходит открытый белый грунт, краски покрывают всю плоскость картины. Художник стремился успокоить своих героев, чтобы в наступившей временной паузе стали очевиднее их прекрасные и загадочные черты…».

Ариадна Соколова  никогда не оставляла размышлений и поисков. Её живопись менялась с течением времени, но неизменными оставались верность себе, умение видеть и создавать красоту.

«Мы творцы. Творение – сама суть нашей жизни. Течёт река наших дел. Всегда есть удовлетворенность. Потому что занятие является самым главным. Творчество – великий активизатор состояния нашего организма. Отсюда – полет и бескрайность. Прямая дорога к подступам лучшего…» (А.Л. Соколова).

Ярославский художественный музей
1.07.2025

Ариадна Леонидовна Соколова (24 июня 1925, Ярославль — 29 октября 2013, Ярославль) — художница. Основала в Ярославле музей современного искусства «Дом муз», за который стойко боролась с чиновниками и др.



Ярославский художественный музей

Ярославский художественный музей — центральный худо­же­ст­венный музей Ярославской области. Коллекция представляет 9 веков русского, европейского и восточного искусства XIII–XX веков. Музей хранит произведения древнерусской живописи, среди которых древнейший памятник собрания – икона «Спас Вседержитель» XIII века, уникальные произведения иконопи­си ярославской школы, в том числе подписные иконы мастеров XVII века. В коллекции живописи представлены полотна Дмитрия Левицкого, Карла Брюллова, Ивана Крамского, Василия Перова, Ильи Репина, ярославский купеческий и дворянский портрет начала XIX. Представительно собрание пейзаж­ной живописи – Иван Айвазовский, Иван Шишкин, Алексей Саврасов, Василий Поленов, Исаак Левитан. Ярко представлены мастера «Мира искусства», «Бубнового валета» и русского авангарда. Коллекции графики, скульптуры, деко­ративно-при­клад­ного искусства, нумизматики представляют работы мастеров XVI–XXI веков. Музей известен активной выставочной политикой, является организатором интересных экспо­зиций из собственного собрания с участием региональных музеев и частных коллекций, а также инициирует показы шедевров из крупных федеральных музеев, сопровождая их концертами классической и современной музыки.

Ярославский художественный музей

Ярославль, Волжская набережная, 23

4 июля — 16 ноября 2025 г.

Купить билет в Ярославский художественный музей

_________________

Обсуждение в Телеграм >>>

Рекомендуем

Ситцевая Русь. Новая ткань наследия

Ситцевая Русь. Новая ткань наследия

Все­рос­сий­ский му­зей де­ко­ра­тив­но­го ис­кус­ст­ва от­кры­вает вы­став­ку, по­свя­щён­ную твор­че­ст­ву за­слу­жен­ного ху­дож­ни­ка Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции
Перейти К началу страницы