Двадцать второе июня 1941 года… Это незабываемая дата, когда в СССР вторглись армии фашистской Германии, поддержанные всей Европой, с извечным желанием поработить нашу страну.
Совместный проект с музеем В.А. Тропинина и московских художников его времени «Всё о Победе», неожиданно продолжился, когда в нашем распоряжении оказались фотографии, сделанные студентом московского Полиграфического института Николаем Ушатовым 10 мая 1975 года. Первый материал предоставляет изображения фронтовиков победителей в Великой Отечественной войне.
Сегодня вашему вниманию несколько фотографий также фронтовиков, героических лётчиц 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Таманского Краснознамённого и ордена Суворова полка 325-й ночной бомбардировочной авиадивизии. Они больше известны, как «Ночные ведьмы». Фотографии появлялись в сети. Но сегодня они очень подходят к наступившей дате и не только.
Написано об этих женщинах очень много. О них все знали в прежнее время. Помнят ли их сегодня? Проецируя этот вопрос на общее знание собственной истории в стране можно с уверенностью сказать, что их забыли. Последние десятилетия была разрушена линия воспитания, заканчивающаяся пониманием, что «ты живёшь, потому что они погибали». Обыкновенные советские девочки разных национальностей, объединённые понятием «советские люди», встали, а вернее взлетали на защиту своей Родины и гибли, чтобы сегодня жили их потомки и их страна, в которой их не помнят и не чтут. Недавняя попытка узнать у молодых людей, что им известно о «Ночных ведьмах» приводила к рассказам о кинофильмах, что явилось просто высотой познания этого вопроса. Отечественный фильм «Ночные ведьмы» 1981 года никто не видел. Вспомнили «Иствикских ведьм», «Время ведьм», «Ведьмака» и фильмы о Гарри Поттере и т.п., но своя история не является местом, где можно поискать соответствия. А ведь это базис, который должен быть у детей. Они сами разберутся, что хорошо, что плохо, но основа должна быть. А основы у них нет. Поэтому, по отношению к девочкам из 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, мы стали предателями. Значит нужно ждать повторения истории, которая нас ничему не учит.

Москва военная провожает нас. Из скверов торчат стволы зениток. Настороженно, словно прислушиваясь к далёкому гулу войны, стоят дома с разрисованными стенами. На стенах – зелёные деревья и серые дороги… Окна оклеены полосками бумаги крест-накрест. И дома – как слепые.
Война уже близко. Совсем близко от Москвы. Мы это знаем. Безжизненно стоят трамваи, брошенные, никому не нужные. Метро не работает. На станциях и в тоннелях люди прячутся от бомбёжки. Трудные, тревожные дни, когда известий ждут со страхом.
Но мы не унываем. Потому что мы уже солдаты: на нас новенькая военная форма со скрипучим кожаным ремнём. Теперь не нужно толкаться в военкомате и просить, чтобы отправили на фронт. Все позади: и отборочная комиссия в ЦК комсомола, и медицинская комиссия, и две шумные недели в академии Жуковского, где находился сборный пункт. Сюда съезжались из разных городов девушки – пилоты и техники, здесь мы постигали азы военной дисциплины, вникая в сущность субординации…
Всё это позади. Мы идём на войну.
Правда, на войну мы попадём не сразу. Впереди учёба в летной школе. Там, в городе Энгельсе, на Волге, нам предстоит провести шесть месяцев. Когда Марина Раскова, наш командир, сообщила об этом, многие ахнули: целых шесть месяцев! Но, конечно, все обрадовались: значит, решение о том, что мы будем воевать, окончательно и бесповоротно. И только одно огорчало: мы покидаем Москву в самый тяжёлый для нее час, уезжаем в тыл, на восток.
Наталья Фёдоровна Кравцова (Меклин) "Ночные ведьмы"

Девчонки, узнавшие о формировании полка, устремились в Комитет Комсомола для поступления лётчиками, штурманами, техниками, вооруженцами. Радостью было попасть в ряды защитников Родины. Попасть в ряды защитников… Это было стремление, сформированное воспитанием и пониманием их жизни. Из них выбирали и было горем, если выбирали других. Потом обижались, когда их не посылали на трудное задание, когда заставляли отдыхать и, самое страшное, когда гибли подруги. Но сначала был приказ Народного Комиссара Обороны СССР И.В. Сталина и формирование 588-го ночного легкобомбардировочного авиационного полка (так назывался до 8 февраля 1943 года). Это был единственный полностью женский полк советской армии.
ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР № 0099
8 октября 1941 года г. Москва
Содержание: О формировании женских авиационных полков ВВС Красной армии
В целях использования женских лётно-технических кадров ПРИКАЗЫВАЮ с 1 декабря 1941 г. сформировать и подготовить к боевой работе:
1. 586 истребительный авиационный полк на самолётах Як-1 по штату № 015/174, дислокация – г. Энгельс.
2. 587 авиационный полк ближних бомбардировщиков на самолётах Су-2 при ЗАПе (Каменка).
3. 588 ночной авиационный полк на самолётах У-2 по штату № 015/186, дислокация – г. Энгельс.
4. Командующим ВВС Красной армии укомплектовать формируемые авиаполки самолётами и лётно-техническим составом из числа женщин кадра ВВС КА ГВФ и Осоавиахима.
5. Переподготовку лётного состава на новой матчасти организовать и проводить:
– лётного состава – в пунктах формирования полков;
– технического состава – при пункте сбора ЛТС г. Москва;
– штурманского и командиров штабов – при 2-й Ивановской высшей штурманской школе ВВС КА.
6. Главному интенданту Красной армии и начальникам центральных управлений НКО СССР обеспечить формируемые авиаполки всеми видами положенного довольствия.
Народный Комиссар Обороны Союза ССР —
И. СТАЛИН
Полк был сформирован в октябре 1941 года под внимательным руководством Героя Советского Союза Марины Михайловны Расковой. Командиром полка назначена капитан Евдокия Давыдовна Бершанская, заместителем по политчасти Евдокия Яковлевна Рачкевич, парторгом полка Мария Ивановна Рунт. Штаб полка возглавила Ирина Вячеславовна Ракобольская. Это удивительно успешные назначения для полка.
Имя Расковой гремело в конце 1930-х годов вместе с именами Валентины Степановны Гризодубовой и Полиной Денисовной Осипенко, и её участие в организации женского полка стало знаменем, гарантировавшим успешную подготовку и лучшие кадры.
Гвардии капитан Е.Д. Бершанская всю войну возглавляла полк. Стала кавалером ордена Суворова. Гвардии капитан И.В. Ракобольская всю войну была начштаба, а потом стала серьёзным учёным-физиком, профессором.
Первоначально начальником штаба назначили выпускницу 1941 года Военной академии им. М.В. Фрунзе Марию Александровну Фортус, но она, приняв участие в формировании, была переведена на более привычную её работу — она была профессиональной разведчицей, сотрудником ГРУ, обладала удивительной смелостью (в Гражданскую войну её дважды расстреливали и только личные храбрость и умение спасали от смерти). И.В. Ракобольская возглавила штаб полка при формировании в г. Энгельс.
Боевой путь полка пролёг от Энгельса через Сальские степи, Дон и Терек, Таманский полуостров, Крым, Белоруссию, Польшу, Пруссию и закончился на Одере в Германии.
Важно, что при потерях полка в 23 человека за время боевых действий ни одна лётчица не является пропавшей без вести.
Также известны послевоенные судьбы большинства ветеранов полка.
Полк сражался на одномоторных многоцелевых бипланах, использовавшихся как тренировочные машины, конструкции Николая Николаевича Поликарпова «По-2 («У-2»). Основной конструкционный материал каркаса — сосна, фанера, для соединения частей самолёта использованы клей, шурупы и гвозди. И всё это, обшитое полотном, покрытым лаком и краской, летит со скоростью 100-120 километров в час над стреляющими пушками с пулемётами и выслеживающими Мессершмидтами и Хенкелями. Двадцать три лётчицы удостоены звания Героя Советского Союза. Но, представляя, что девочки летали на обтянутом тканью куске фанеры — героями являются все лётчицы и штурманы, а также технический персонал.
Пришла Победа. Это слово звучало непривычно. Оно волновало, радовало и в то же время, как ни странно, немножко тревожило… Мир… Он нёс с собой большое, хорошее. Мир – это было то, ради чего мы пошли на фронт, за что погибли наши подруги, это была новая жизнь, которую мы еще так мало знали. Пожалуй, большинство из нас основную часть своей сознательной, по-настоящему сознательной, жизни провели на войне. Где будет теперь наше место?
Четыре года… Мы ушли в армию, когда нам было девятнадцать, даже восемнадцать. За эти годы мы повзрослели. Но, в сущности, настоящая жизнь, с её повседневными заботами и тревогами, для нас еще не начиналась. Никто из нас толком не знал, что его ждет впереди. Одни мечтали учиться, вернуться в институты, к прерванной учебе. Другие хотели летать…
С наступлением мира всех потянуло домой. Сразу. Захотелось остро, до боли в сердце, туда, где нас ждали, где всё – такое знакомое, близкое, своё, где Родина…
Люди по-разному представляют себе Родину. Одни – как дом, в котором они родились, или двор, улицу, где прошло детство. Другие – как берёзку над рекой в родном краю. Или морской берег с шуршащей галькой и откос скалы, откуда так удобно прыгать в воду…
А я вот ничего конкретного себе не представляю. Для меня Родина – это щемящее чувство, когда хочется плакать от тоски и счастья, молиться и радоваться.
Родина…
Наталья Фёдоровна Кравцова (Меклин) "Ночные ведьмы"
И теперь перед нами несколько фотографий 1975 года. Это какое-то чудо, что Николай Иванович Ушатов решил пойти тогда к месту сбора фронтовиков и сделал несколько снимков, прислав их на конкурс в музей Тропинина.
Предлагаем вам посмотреть фотоснимки и назвать имена ветеранов 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Таманского Краснознамённого и ордена Суворова полка, которые нам также не все известны. Давайте восстановим справедливость и подпишем все изображения.

- Герой Советского Союза Марина Павловна Чечнева, ?, Серафима Тарасовна Амосова, заместитель командира полка по лётной части, гвардии майор (День победы 1975 год. Фото Николай Ушатов)
- Герой Советского Союза Марина Павловна Чечнева, ?, Серафима Тарасовна Амосова, заместитель командира полка по лётной части, гвардии майор (День победы 1975 год. Фото Николай Ушатов)
- Герой Советского Союза Лариса Николаевна Розанова, Герой Советского Союза Нина Максимовна Распопова, Гвардии старший лейтенант Хиуаз Каировна Доспанова, Герой Советского Союза Марина Павловна Чечнева (День победы 1975 год. Фото Николая Ушатова)
- Герой Советского Союза Лариса Николаевна Розанова (отвернулась слева), Герой Советского Союза Марина Павловна Чечнева, ?, Серафима Тарасовна Амосова, заместитель командира полка по лётной части, гвардии майор (День победы 1975 год. Фото Николай Ушатов)
- Герой Советского Союза Нина Максимовна Распопова, Гвардии старший лейтенант Хиуаз Каировна Доспанова, Герой Советского Союза Марина Павловна Чечнева, ? (День победы 1975 год. Фото Николая Ушатова)
- ?, Герой Советского Союза Марина Павловна Чечнева (День победы 1975 год. Фото Николая Ушатова)
- Герой Советского Союза Марина Павловна Чечнева (День победы 1975 год. Фото Николай Ушатов)
- Герой Советского Союза Лариса Николаевна Розанова, штурман 46-го гвардейского ночного бомбардировочного Таманского Краснознамённого ордена Суворова полка, гвардии капитан (День победы 1975 год. Фото Николай Ушатов)
- Серафима Тарасовна Амосова, заместитель командира полка по лётной части, гвардии майор (День победы 1975 год. Фото Николай Ушатов)
- Ирина Вячеславовна Ракобольская, начальник штаба полка (День победы 1975 год. Фото Николай Ушатов)
Разобраться с фотографиями лётчиц полка и узнать их биографии помог знающий специалист по истории авиации Марат Хайрулин. Добавлять имена будем по мере поступления ответов от читателей.
Для знатоков предлагаем назвать и указать лётчиц, изображённых на картине художника Сергея Петровича Бочарова, находящейся в Центральным доме авиации и космонавтики ДОСААФ России в Москве.

Ответы можно присылать в адрес редакции
trenihinm@yandex.ru
Главный редактор Алексей Сидельников
Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени
Москва, Щетининский переулок, 10, стр. 1
__________________