В 2024 году среди памятных дат есть круглая – 110-летие начала Первой мировой войны (и 105-летие заключения Версальского мирного договора). Нельзя сказать, чтобы дата была праздничной, поскольку война, названная Великой, для России оказалась страшной как с точки зрения огромных людских потерь, так и падения монархии, краха государственности, трагедии русской смуты. Незаслуженно забытая и замещённая в советской историографии героикой Гражданской войны, эта война в России в народном сознании занимает значительно меньшее место, чем в Соединённом королевстве и Франции. Тем не менее, сегодня мы с интересом смотрим на артефакты того времени, не только как на исторические источники, но и на отражение стиля, моды, настроений. И такие предметы с удовольствием подбираем в коллекцию.
Уже Сараевское убийство стало сюжетом для открытки. Тут, правда, вопрос, что это в первую очередь: агитация, или коммерция? Гаврила Принцип застрелил наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда и его жену герцогиню Софии Хотек в Сараево 28 июня 1914 года. Издательство в Вене Postkartenverlag Brüder Kohn выпустило траурную открытку, которая уже 6 июля, спустя неделю, прошла почту в баварском городе Бамберг. Кому повод к войне, а кому и прибыль от выпуска полиграфии!
По началу встречались и потрясающие казусы. Такова, например, открытка, которую можно было бы назвать «русский с поляком – братья на век». Шутка ли – польский солдат в конфедератке и русский в военной форме топчут германского императора Вильгельма II. Вот уж агитка – так агитка! Вся история русско-польских взаимоотношений говорит о фантасмагоричности такого сюжета. Но, тем не менее – факт.
«Всё для фронта – всё для Победы» – лозунг, известный прежде всего по годам Великой Отечественной. Но он актуален и сегодня. Бал актуален и в годы Первой мировой. И, как можно увидеть, различной агитационной продукции было выпущено немало. Более всего в этой связи известен плакат. Ему посвящены монографии.[1] Печатались они в разных городах.
Москва, хоть и не была в тот момент столицей, отличилась немалым количеством выпущенных плакатов. «Москвичи! Не уставайте жертвовать, как не устают биться за честь и величие нашей Родины те, кому Вы жертвуете». «Жертвуйте на переносные бани в окопы!». «Посильное участие в займе – патриотический долг каждого». «На помощь жертвам войны». «Жертвуйте тёплую одежду, носильное платье, бельё, обувь, пищевые продукты раненым, по выздоровлению отправляемым на своё жительство, и нуждающимся семьям запасных – вдовам и сиротам». «Русской армии артисты Москвы». «Помогите детям воинов!». «На табак солдату». «Граждане Москвы, оденьте беженцев!». По самим лозунгам понятно, что требовалось для фронта. Собственно, поразительно похоже на сегодняшний день. Что сегодня несколько удивляет – обилие текста на плакатах. И этот текст не «забивает» композицию, а сами шрифты ритмически просто великолепны.
- Плакат «Москвичи! Не уставайте жертвовать, как не устают биться за честь и величие нашей Родины те, кому Вы жертвуете». Типография А.А. Левенсона. 1915. Российская государственная библиотека
- Плакат «Жертвуйте на переносные бани в окопы!». Типо-лит. С.М. Мухарского, Москва. 1916. Российская государственная библиотека
- Плакат «Посильное участие в займе – патриотический долг каждого». Российская государственная библиотека
- Константин Коровин. Плакат «Жертвуйте тёплую одежду, носильное платье, бельё, обувь, пищевые продукты раненым, по выздоровлению отправляемым на своё жительство, и нуждающимся семьям запасных – вдовам и сиротам». Типография А.А. Левенсона. 1914. Российская государственная библиотека
- Плакат «Русской армии артисты Москвы». Типография А.А. Левенсона. 1915. Российская государственная библиотека
- Плакат «На помощь жертвам войны». Типография А.А. Левенсона. 1914. Российская государственная библиотека
- Плакат «На табак солдату». Типо-лит. К. Карташева, Москва. 1914. Российская государственная библиотека
- Плакат «Граждане Москвы, оденьте беженцев!». Типография А.А. Левенсона. 1915. Российская государственная библиотека
- Плакат «Помогите детям воинов!». Товарищество типографии А.И. Мамонтова, Москва. 1914. Российская государственная библиотека
Многие из них были изготовлены на знаменитой типографии – Товариществе скоропечатни А. А. Левенсон. «Типография А.А. Левенсона» открылась 31 марта 1881 года в Рахмановском переулке в доме отца основателя типографии, известного московского доктора А.Б. Левенсона. Первоначально, имея всего одну типографскую машину и ручной типографский станок, получало незначительные заказы на печать визитных карточек и коммерческих счетов. Спустя несколько лет был получен заказ на печатание газеты «Новости дня». В 1887 году, с привлечением к себе пайщиков, она превратилась в товарищество на вере «Торговый дом А. Левенсона и Ко», а в 1890 году было реорганизовано в «Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон» с капиталом 210 тысяч рублей и инвентарём, который оценивался в 102,5 тысяч рублей. Но мы знаем о типографии не только по продукции: в 1900 году в Трёхпрудном переулке, на углу с Мамоновским переулком по проекту архитектора Ф. Шехтеля специально для типографии Товарищества А. А. Левенсона было построено одно из самых красивых зданий Москвы. Для приёма заказов, в доме Коровина на Петровке, было открыто отделение с писчебумажным магазином. Типография просуществовала до 1917 года, но здание сохранилось до сих пор и является объектом культурного наследия федерального значения.
- Дом Товарищества скоропечатни А.А. Левенсон. Фото 1901–1902 годов
- Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон. Реклама, 1912–1913
В числе агитационной продукции Левенсона не только плакаты, но и открытки. Хотя и их можно назвать плакатом в миниатюре. И такое тоже было: плакат, открытка и виньетка добровольного сбора – с одним сюжетом. Но тут необходимо пояснение.
Знаки добровольных сборов – непочтовые марки и виньетки, выпущенные по общественной инициативе, в некоторых случаях под покровительством государства, для добровольного сбора денег на решение общественных задач. В среде коллекционеров виньетки называются «знаками кружечного сбора». Одной из интересных групп знаков добровольных сборов является «милитария» – знаки, имеющие отношение к войнам и вооружённым силам. В зависимости от целей пожертвований в «Милитарию» включаются знаки добровольных сборов следующих категорий: 1) на усиление обороноспособности страны в мирное и военное время (помощь вооружённым силам, их развитие, военная подготовка); 2) помощь воинам, сражающимся с врагом (сборы на медицинское оборудование и санитарное обслуживание, подарки, обмундирование, просвещение); 3) помощь жертвам войны (раненым, инвалидам, сиротам, семьям воинов, беженцам, военнопленным, депортированным, интернированным). Занятные исторические документы, популярные у коллекционеров в качестве дополнения и раскрытия разных тематических собраний.
Среди сюжетов, которые были на плакатах, а потом воспроизводились на открытках и знаках добровольных взносов – работа С.К. Родионова «Помогите Сербии и Черногории» с изображением святых покровителей славянства солунских братьев Кирилла и Мефодия. Причём, эти сборы проводились вначале 11–12 января 1915 года, а потом – 25 апреля 1916 года. На обороте некоторых встречается лозунг «Москва объединила Русь, Русь объединит славянство».
На типографии Левенсона выполнена одна из самых по мнению автора красивых и символичных открыток периода Первой Мировой войны, посвящённая русско-сербским отношениям. Это работа 1915 года художника Н.С. Матвеева, на которой двуглавый русский орёл укрывает крыльями сербскую и черногорскую девушек. На обороте напечатано стихотворение Владимира Гиляровского «О, Сербия! Ты доблести полна, Ты на Балканах луч во мгле тумана…». Отметим, что сербская и черногорская девушки в национальных костюмах этнографически достоверны. Идея патриотическая – защита славянских православных братьев, характерная не только для этого периода, но и имеющая значительно более давнюю традицию (всё русско-турецкие войны). Но вот такого красивого воплощения до того и после не было. Всё больше выпускалось по французской и британской моде Антанты, а там рисунки тоже великолепные, но идеологически совершенно иные. Стихотворение Гиляровского приведём с оригинальной орфографией и пунктуацией:
О, Сербiя! Ты доблести полна,
Ты на Балkанахъ луч во мглѢ тумана,
ВелиkолѢпная и гордая страна
Потомkовъ силЬнаго Душана.
ВновЬ поле Коссово воскресло предъ тобой,
Въ развалинахъ дымящихся kонаkовъ,
ГдѢ твой народъ ведетъ неравный бой
И бЬетъ войсkа презрѢнныхъ австрiяковъ.
ПолураздѢтыя, разутыя войсkа
Врага могучаго разбили, –
Еще тверда kровавая руkа,
Еще народъ полуголодный въ силѢ!
Еще безстрашенъ и велиkъ
Съ ружЬемъ, на гребнѢ грознаго оkопа,
Въ пороховомъ дыму сѢдой стариkъ –
КоролЬ – kаkихъ не видѢла Европа.
И встанетъ изъ развалинъ твой БѢлградъ.
Заплещетъ флагъ въ горахъ Калимегдана
И подвиги твоихъ героевъ восkресятъ
Былую Сербiю Велиkаго Душана.
Ярким, но не слишком долгим проявлением панславизма было сокольское движение, о котором мы подробно писали раннее.[2] Так, или иначе «соколы» участвовали в различных патриотических акциях.
Кстати, идеи панславизма выразились в большом мероприятии. «11 января 1915 года в Москве праздновался славянский день. После торжественного молебствия в Сербском подворье и в Успенском соборе по улицам Москвы состоялось торжественное шествие с манифестациями у памятников Царю-Освободителю, Александру III и генералу Скобелеву.
Вечером в “Метрополе” состоялась славянская трапеза на 850 участников, с произнесением речей, и концерт “Лепта артистов славянам” с участием Л.В. Собинова.
Из Петрограда с целью принять участие в торжестве прибыли видные общественные деятели и сербский посланник Спалайкович. Деятельное участие приняли также и иностранные славянские колонии Москвы, городская дума, ассигновавшая на помощь Сербии 100.000 и Черногории 25.000 рублей и решившая отправить в Сербию санитарный отряд, земство и другие общественные организации. По городу был организован всенародный сбор пожертвований, продавались жетоны и открытки».[3]
На фотографиях очень интересен лозунг «Крест на Святую Софию» – идея воссоздания Константинопольской империи под протекторатом Российской, захват проливов и, соответственно, восстановление Софии Константинопольской из мечети в храм. Также на транспарантах портреты короля Сербии Петра Карагеоргиевича, его сына – регента-престолонаследника Александра Карагеоргиевича и короля Черногории Николы Петрович-Негоша.
Чрезвычайно интересна виньетка благотворительного сбора «Москва объединила Русь. Русь объединит славянство» с Всеславянского дня 19 февраля 1915 года. В центре – имперский орёл Российской империи. И рукопожатие! Дружба! А вот флаги в основном славянских земель Австро-Венгрии. То есть идея такова: «Отторгнем их территории и сделаем население своими гражданами». Естественно, при поддержке самих граждан. Правда, мы знаем, что случилось, например, с русинами, которые были настроены на сближение с Россией. А иные славяне, как чехи и поляки, совершенно не собирались становится русскими. На виньетке можно безошибочно идентифицировать флаги: красно-жёлтый – кондоминиум Боснии и Герцеговины, жёлто-красно-синий – маркграфство Истрия, бело-сине-красный – Краинское герцогство. Как показали две мировые войны, да и самые последние события, с панславизмом не очень вышло, но проект был интересный. Но, как подчесал ещё император Александр III: «У России есть только два союзника – армия и флот».
Россия предстает на плакате в образе Веры, Франция ‒ Любви, Англия ‒ Надежды.
«…Перед грозой враждебных сил
В дни тяжкой скорби, испытаний ‒
Святой союз их в поле брани
Сам Бог с небес благословил».
Хотя по началу, конечно, было ощущение, что союзников много. Периодически появлялись плакаты, открытки, жетоны с портретами правителей союзников по Антанте. Как правило, это русский и британские императоры и президент Франции. Иногда рядом был король Бельгии. И иной раз и более расширенный состав, как, например, на открытом письме, отправленном в мае 1915 года. Там перечислены Его Величество Государь Император Николай Александрович Самодержец Всероссийский; Его Величество Король Англии, Император Индии Георг V; Его Величество Король Бельгии Альберт; президент Французской Республики Раймонд Пуанкаре; Его Величество Король Сербии Пётр; Его Величество Король Черногории Николай; Его Величество Император Японии [Ёсихито]. Имя японского монарха то ли не уместилось, то ли не знали, как написать.
В 1915 году в войну вступила Италия и её король тоже появляется на «агитках», в т.ч. на отечественных памятных жетонах.
Кстати, нередко как символ братства по оружию, выступали награды. Но мы покажем сами солдатские награды, вручаемые за храбрость.
Кстати, если брать не только крест, как символ воинской доблести, но и дополняющий её бланк, на котором писали кому и за что вручалась награда, отметим потрясающей красоты свидетельство к Георгиевскому кресту с изображениями государственного герба, знамён и трофеев. Этот бланк был создан в 1916 году по рисунку блестящего графика, академика живописи (1890) и действительного члена Императорской Академии художеств (1913) Николая Семёновича Самокиша (1860–1944).
Из трогательных предметов отметим немецкий жетон «В память Великой войны 1914–15. Первый гвардейский пехотный полк» с фотографическим портретом рядового Германской имперской армии, спрятанным под стилизованным погоном. Этот жетон – пример патриотики. Весьма многочисленной и разномастной. Хотя такой продукции было больше в Германии и Австро-Венгрии. Чего только не делали: знаки, жетоны, браслеты, кулоны и т.д. Часто – кустарно. Иногда и в ювелирных мастерских. В случае с представленным образцом можно видеть как раз второй вариант, когда покупатель мог поместить своё фото, а на крышке гравировать дополнительную информацию – в данном случае – номер полка, в котором воевал немец. Такие памятные предметы заказывали себе материи, жёны и невесты, помещая портрет близкого человека.
В России была выпущена серия жетонов (как монетовидных, так и с ушками «Российское общество нумизматов Красному Кресту». Среди них: «Русская столица героям-славянам. 1914‒1915 гг.», «Гордость России ‒ русский солдат 1914‒1915 гг.», «Геройскому и благородному бельгийскому народу ‒ дань восхищения русских людей. 1914 г.», «Русские ‒ братьям полякам», «Русские ‒ армянам в годину испытаний 1915», «Помощь раненым. Слава русской женщине в ея подвиге. 1914‒1917».
Тяжёлые потери усиливали в русском обществе ропот недовольства затянувшейся войной. Война всё больше походила на войну взаимного истощения сил, ресурсов и воли. Несмотря на усталость армии, правительство готовилось в 1917 году победоносно закончить войну, проведя общее наступление на всех фронтах, однако этого не произошло из-за предательских действий и стремительного развала российской государственности в феврале 1917 года.
3 марта 1918 года был заключён «позорный» Брестский мир между уже Советской Россией и Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией. Что интересно, на это событие в Германии была выпущена медаль, автором которой стал известный немецкий гравер Карл Ксавьер Гётц (нем. Karl Xaver Goetz; 1875‒1950). Он создавал нередко очень нестандартные произведения, за которыми теперь охотятся коллекционеры. Но именно этот экземпляр достаточно традиционен. И, что характерно, немцы хоть и были врагами, но название медали «Мир в Великой Россией». Позорный мир с Германией «любой ценой» не принёс мира России.
- Карл Ксавьер Гётц (1875‒1950). Медаль «Мир с Великой Россией. 3 марта 1918 года». Чугун, диаметр 58 мм. Фотография: forum.faleristika.info
28 июня 1919 года на Парижской мирной конференции Германия была вынуждена подписать Версальский договор, составленный государствами-победителями. Это событие также было отражено на одном интересном артефакте из Лондона. Масонская медаль Объединённой Великой ложи Англии (англ. United Grand Lodge of England) с надписью «Peace 1919».
Но мир – это у них там, а у нас самый разгул Гражданской войны. Занятен и герб ложи на реверсе. Выполнен он не столь изящно, как аверс. Козлоногие мальчики с крыльями вместо рук. Крылатые сатиры? Оказывается, это саранча: «По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же её ‒ как лица человеческие; и волосы у ней ‒ как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов. На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев её ‒ как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну; у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах её были жала; власть же её была ‒ вредить людям пять месяцев» (Откровение Иоанна Богослова, 9:7-II). Надпись «Audi, vide, tace» ‒ (лат. «услышь, увидь, молчи») ‒ один из девизов масонства и иных тайных обществ. Вверху герба изображён Ковчег Завета. В общем, интересная вещица.
- Межсоюзническая победная медаль. Италия (1920, медальер Gaetano Orsolini, 1884‒1954), Британская империя (1919, медальер William McMillan, 1887–1977), Коллекция Михаила Тренихина
- Межсоюзническая победная медаль. Бельгия (1919, медальер Paul Du Bois 1859‒1938), Франция (1922, медальер Pierre-Alexandre Morlon, 1878‒1951). Коллекция Михаила Тренихина
Но были и официальные награды, причём, что интересно, в разных странах. Это т.н. «Межсоюзническая победная медаль», или просто «Медаль Победы». В ознаменование победы в Первой мировой войне, в союзнических странах-победительницах ‒ Бельгии, Бразилии, Великобритании, Греции, Италии, Кубе, Португалии, Румынии, Сиаме, США, Франции, Чехословакии, Южно-Африканском Союзе и Японии, ‒ были выпущены медали схожего дизайна. На аверсе у них были разные варианты крылатой фигуры Ники (кроме Японии и Сиама, для которых этот образ не отражает символики воинских побед) и с одинаковой лентой цвета двойной радуги (правильной, семи цветов). Но кто стал инициатором их создания? Это маршал Франции Фердинанд Фош, с апреля 1918 года бывший верховным главнокомандующим вооружëнными силами Антанты, и один из организаторов вооруженной интервенции в Россию (и известный своей пророческой фразой «Это не мир, а перемирие на двадцать лет). То есть, их выпустили бывшие союзники. Но, к примеру, не сделали Сербия и Черногория (объединившиеся в Королевство сербов, хорватов и словенцев (Югославию), Китай, и, конечно, Россия, раздираемая гражданской войной.
Интересно, что на американской версии медалей встречаются планки (Army / Navy Service Clasps) на лентах. И среди них есть с надписями «Russia» и «Siberia», что недвусмысленно говорит о том, что перед нами медали интервентов. Планку «Russia» могли поместить на медаль за службу в Американском экспедиционном корпусе в европейской части России (наиболее знаменит Архангельск) с 12 ноября 1918 года по 5 августа 1919 года (по 5 июля для флота). А «Siberia» ‒ за службу в Американском экспедиционном корпусе «Сибирь» (American Expeditionary Force Siberia, AEF Siberia) с 12 ноября 1918 года по 5 августа 1919 года (по 30 марта 1920 года для флота). Однако, не будем ругать только американцев. В интервенции «союзников» по Антанте участвовали кроме них Британская империя, Франция, Сербия, Польша, Румыния, Греция, Италия.
- Межсоюзническая победная медаль. США. Медальер James Earle Fraser (1876‒1953). Оккупационная планка «Siberia». 1920. Коллекция Михаила Тренихина
Результатами Первой мировой войны стали Февральская и Октябрьская революции в России, революция в Германии в ноябре 1918 года, ликвидация четырёх империй: Российской, Германской, Османской и Австро-Венгерской. Первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль, который никогда не был большим другом России, тем не менее, писал: «Ни к одной стране судьба не была так жестока, как к России. Её корабль пошёл ко дну, когда гавань была в виду. Она уже претерпела бурю, когда всё обрушилось. Все жертвы были уже принесены, вся работа завершена. Отчаяние и измена овладели властью, когда задача была уже выполнена. Долгие отступления окончились; снарядный голод побеждён; вооружение притекало широким потоком; более сильная, более многочисленная, лучше снабжённая армия сторожила огромный фронт; тыловые сборные пункты переполнены людьми… Никаких трудных действий больше не оставалось: оставаться на посту; тяжёлым грузом давить на широко растянувшиеся германские линии; удерживать, не проявляя особой активности, слабеющие силы противника на своём фронте; иными словами – держаться; вот всё, что стояло между Россией и плодами общей победы… В марте Царь был на престоле; Российская империя и русская армия держались, фронт был обеспечен и победа бесспорна».[4] История не знает сослагательного наклонения. Но надо помнить её тяжёлые уроки.
Михаил Тренихин кандидат искусствоведения
Примечания
[1] Русский плакат Первой мировой войны. – Москва : Творч.-произв. фирма «Искусство и культура», 1992. – 119 с.; Дажина В.Д. «Великая война» (1914–1918) и судьбы европейского искусства. М.: БуксМАрт, 2014. – 228 с.
[2] Тренихин М.М. Сокольское движение. Забытая эстетика // Московское наследие, 2023. №2. С. 66—85.
[3] Славянский день в Москве // Иллюстрированный художественно-литературный журнал «Искры». 1915. №3. С. 20—21.
[4] Winston Churchil. The world crisis. 1916-18. Vol. I. London, 1927. 346 p.
Данный материал в изменённом виде был опубликован в третьем номере журнала «Московское наследие» за 2024 год. 8 сентября состоялась презентация этого номера в рамках фестиваля «Лето в Москве. Все на улицу!».
_________________