Начало реставрации двух шедевров кисти Григория Угрюмова — Журнал КОЛЛЕКЦИЯ
Реставрация шедевров Григория Угрюмова

Начало реставрации двух шедевров кисти Григория Угрюмова

in Новости музеев/Реставрация 567 views

В Рус­ском му­зее впер­вые прой­дёт комп­лекс­ная науч­ная рес­тав­ра­ция двух боль­ше­раз­мер­­ных картин «Взя­тие Ка­за­ни 2 ок­тяб­ря 1552 го­да» и «Приз­вание Ми­хаи­ла Фё­до­ро­ви­ча Ро­ма­но­ва на цар­ст­во 14 мар­та 1613 года» клас­си­ка рус­ской жи­во­пи­си Гри­гория Угрю­мова. Ра­бо­ты про­ве­дут в рам­ках трёх­сто­рон­него со­гла­ше­ния о раз­ви­тии на­­цио­наль­ной школы реставрации, которое в феврале 2025 года подписали Ми­ни­стер­ст­во куль­туры Рос­сийской Фе­дерации, Го­су­дар­ст­вен­ный Русский музей и ПАО «Газпром».

 Начало комплексной научной рес­тав­ра­ции двух ше­дев­ров кисти Гри­гория Угрюмова

Грандиозные полотна, созданные мастером в 1799 году, украшали Вос­кре­сен­ский зал Ми­хай­лов­ско­го зам­ка. В 1897 году, в период формирования основной коллекции, шедевры Угрюмова вошли в собрание Русского музея. В последние годы картины вновь экспонировались в замке и служили частью по­стоян­ной экс­позиции Воскресенского зала.

В прошлом для произведений «Взятие Казани 2 октября 1552 го­да» и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» про­во­ди­лись ло­кальные консервационные мероприятия, призванные обеспечить их сохранность. Комплексная реставрация будет осу­ще­ствлена впервые. За более чем 200 лет бытования на обеих картинах появились жесткие изломы, прорывы холста, заделанные с тыльной стороны плас­тырями, кракелюр и утраты красочного слоя. Кроме того, желтый потемневший лак и большое количество по­но­ви­тель­ских за­писей, нанесенных поверх авторской живописи, скрывают подлинный колорит и нарушают целостное восприятие живописи.

 

Григорий Угрюмов. Взятие Казани 2 октября 1552 года. 1799. ГРМ
Григорий Угрюмов. Взятие Казани 2 октября 1552 года. 1799. ГРМ

За работой реставраторов по восстановлению двух картин классика русского искусства смогут наблюдать все гости корпуса Бенуа Русского музея в зале открытой реставрации. В конце 2023 года, когда Русский музей при поддержке ПАО «Газпром» начал первую в истории комплексную научную реставрацию шедевра «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, решение открыто показывать процесс реставрации стало беспрецедентным явлением в отечественной музейной практике. Каждый посетитель получил возможность познакомиться с работой реставраторов – важнейшей стороной музейной деятельности, которая обычно остается «за кадром».

Григорий Угрюмов. Призвание Михаила Фёдоровича Романова на царство 14 марта 1613 года. 1799. ГРМ
Григорий Угрюмов. Призвание Михаила Фёдоровича Романова на царство 14 марта 1613 года. 1799. ГРМ

Кроме того, реставрация полотен кисти Григория Угрюмова поможет не только сохранить бесценные образцы академической исторической живописи, но и обучить молодых реставраторов необходимым навыкам и техникам работы, передать уникальные знания и традиции ленинградской школы реставрации. Для студентов в рамках проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» Русский музей реализует масштабную образовательную программу «Превентивная консервация и реставрация музейных предметов». Обучение включает в себя очный курс с более чем 90 мастер-классами для трех потоков участников, а также специальный видеокурс по реставрации станковой масляной живописи на платформе «Лекториум», который позволит одновременно обучать до 1000 человек. В дальнейшем образовательная программа продолжит свою работу на базе нового межмузейного реставрационного центра Русского музея.

Реставрация двух масштабных произведений займёт не более двух лет: по одному году на работу над каждым. После завершения реставрации гости Михайловского замка увидят шедевры Григория Угрюмова без «жёлтого фильтра», образовавшегося со временем из-за химических свойств лака, без изломов и других дефектов.

  • Генеральный директор Русского музея Алла Манилова;
  • Начальник Управления Департамента ПАО «Газпром», Генеральный директор Фонда поддержки культурных инициатив Газпрома Елена Давыдова;
  • Заместитель генерального директора Русского музея по научной работе Григорий Голдовский;
  • Ведущий художник-реставратор высшей категории отдела реставрации станковой масляной живописи, руководитель проекта по реставрации Ольга Клёнова;
  • Заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи, ведущий художник-реставратор Марат Дашкин и другие специалисты Русского музея.
Пресс-служба ГРМ
7.07.2025

Государственный русский музей

Садовый вестибюль Михайловского дворца

Санкт-Петербург, Инженерная ул., 4

25 июля – 25 августа 2025 г.

Купить билет в Русский музей

__________________

 Обсудить в Телеграм >>>

Рекомендуем

Дяде Стёпе - 90

Дяде Стёпе — 90!

В Москве про­ходит вы­став­ка «Граж­да­нин боль­шо­го рос­та: Дя­де Стёпе — 90!», при­уро­чен­ная к 90-ле­тию
Перейти К началу страницы