Вооружённый грузино-абхазский конфликт стал ближайшим к территории России, в зоне которого был размещён воинский контингент российских миротворцев, который на протяжении 14 лет выполнял задачи в операции по поддержанию мира в тогда ещё непризнанной Абхазии.
К сожалению, у подавляющего большинства сложилась весьма кашеобразная картина происходивший в Абхазии событий. Особенно в части нахождения на её территории вооружённых сил Российской Федерации, имевших в течение времени различный правовой статус.
В этой статье мы разберём Операцию по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта, а также место в ней миссии ООН и Коллективных миротворческих сил СНГ, состоявших только из российского воинского контингента.
Вооружённые силы России в зоне грузино-абхазского конфликта
В Советский период территория Абхазия входила в состав Краснознамённого Закавказского военного округа ВС СССР. Но при этом особо не была милитаризованной. На её территории располагались следующие воинские части ВС СССР:
— 24-я военно-сейсмологическая лаборатория в Нижней Эшере;
— 529-й истребительный авиационный полк ПВО (в/ч 74545), аэродром Бамбоура (г. Гудаута) ;
— 643-й зенитно-ракетный полк (г. Гудаута);
— 27-й радиотехнический полк (г. Гудаута);
Кроме того, в Абхазии базировался 36-й Сухумский отряд пограничных войск КГБ СССР (в/ч 2011).
14 августа 1992 началась грузинская операция «Меч», в ходе которой грузинские формирования вторглись на территорию Абхазии, а 15 августа в посёлке Гантиади (абх. Цандрыпш) Гагрского района высадился грузинский морской десант для взятия под контроль границы с Российской Федерацией. Боевые действия окончились к 30 сентября 1993 года со взятием абхазами столицы республики города Сухума.
В связи с обострившейся обстановкой на территории Грузинской ССР, а также из-за вывода советских войск с территории стран Варшавского договора в мае 1991 года в Сухум передислоцировался 901-й десантно-штурмовой батальон из г. Алуксне Латвийской ССР, до 1989 года находившийся в составе Центральной Группы Войск в Чехословакии. В августе 1992 года батальон был переподчинен Командованию ВДВ и переименован в 901-й отдельный парашютно-десантный батальон.

16 августа 1992 года на аэродром Бамбоура из Тбилиси был передислоцирован 345-й парашютно-десантный полк из состава 104-й гвардейской воздушно-десантной дивизии.
17 августа 1992 года опубликовано следующее заявление МИД РФ:
«В связи с осложнившейся обстановкой в Абхазии и создавшейся угрозой для находящихся там на отдыхе российских граждан, среди которых в результате происходящих в Сухуми столкновений имелись жертвы (2 убитых и раненые), правительство РФ по согласованию с руководством Грузии приняло срочные меры… для обеспечения безопасности и эвакуации российских граждан, а также для усиления охраны дислоцированных в этом районе российских войсковых частей в Абхазию направлен парашютно-десантный полк. Операция по эвакуации прошла успешно, к концу августа было вывезено 4324 человека».
В октябре 1992 года 529-й истребительный авиационный полк ПВО был передислоцирован из Гудауты на аэродром Приволжский в Астраханскую область.

На основании Директивы Начальника Генерального штаба от 12.11.1992 года к 30 июня 1993 345-й гвардейский парашютно-десантный Краснознаменный ордена Суворова 3-й степени полк, временно выполняющий задачи в городе Гудаута (Абхазской ССР), был выведен из состава 104-й гвардейской воздушно-десантной дивизии и передан в состав 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии с новым (номинальным) пунктом постоянной дислокации в Новороссийске.
В январе 1993 года Краснознамённый Закавказский военный округ переформирован в Группу Российских войск в Закавказье (ГРВЗ) со штабом в г. Тбилиси. В июне 1993 года ГРВЗ насчитывала 25.000 человек, из которых 20.000 было расположено в Грузии и 5.000 — в Армении. Согласно межправительственному соглашению, на территории Грузии российские войска размещались на трёх военных базах: 137-й – в Вазиани, 62-й – в Ахалкалаки, 12-й – в Батуми).
К концу 1993 года практически все воинские части Вооружённых сил Российской Федерации, не вошедших в состав ГРВЗ, были выведены на территорию России. В частности, в октябре 1993 года 901-й отдельный парашютно-десантный батальон выведен в Московскую область. Среди оставшихся воинских частей был обжившийся в военном городке Гудауты 345-й парашютно-десантный полк. 1-й парашютно-десантный батальон которого располагался на аэродроме Бамбоура, 2-й парашютно-десантный батальон на бывшей территории зенитно-ракетного полка, а 3-й парашютно-десантный батальон на территории самого военного городка. Также в двух городках проживали семьи военнослужащих. Кроме того, полк имел базу горючего, дом офицеров, детский сад и среднюю школу. Военный санаторий «Гудаута» также был под контролем полка.
Военные наблюдатели ООН в зоне грузино-абхазского конфликта
24 августа 1993 года резолюцией №858 Совета Безопасности ООН для проверки выполнения соглашения о прекращении огня от 27 июля 1993 года, заключённого между правительством Грузии и Абхазии, с уделением особого внимания положению в городе Сухум, а также для расследования сообщений о нарушениях прекращения огня и осуществления усилий по урегулированию подобных инцидентов с вовлечёнными сторонами была сформирована миссия МООННГ (англ. United Nations Observer Mission in Georgia – UNOMIG), численностью 88 военных наблюдателей.

После возобновления боевых действий в сентябре 1993 года первоначальный мандат МООННГ утратил свою силу, дальнейшее развёртывание Миссии было приостановлено. Совет Безопасности ООН предоставил Миссии временный мандат.
Московские соглашения от 14 мая 1994 года предусматривали, что МООННГ будет наблюдать за осуществлением Соглашения и за деятельностью миротворческих сил СНГ.
Совет Безопасности ООН санкционировал увеличение численности МООННГ до 136 военных наблюдателей и постановил, что мандат расширенной Миссии будет включать следующее:
· наблюдение и контроль за выполнением сторонами Соглашения о прекращении огня и разъединении сил, подписанного в Москве 14 мая 1994 года;
· наблюдение за операцией миротворческих сил СНГ в рамках осуществления Соглашения;
· контроль за тем, чтобы войска сторон не оставались в зоне безопасности и не возвращались в неё и чтобы тяжёлая боевая техника не оставалась в зоне безопасности или зоне ограничения вооружений и не вводилась туда вновь;
· наблюдение за районами хранения тяжёлой боевой техники, выведенной из зоны безопасности и зоны ограничения вооружений, в случае необходимости в сотрудничестве с миротворческими силами СНГ;
· наблюдение за выводом войск Республики Грузия из Кодорского ущелья в места за пределами Абхазии;
· регулярное патрулирование Кодорского ущелья;
· расследование по просьбе любой стороны или миротворческих сил СНГ или по своей собственной инициативе сообщений или утверждений о нарушениях Соглашения и попытки урегулирования или содействия урегулированию таких инцидентов;
· поддержание тесных контактов с обеими сторонами в конфликте и сотрудничестве с миротворческими силами СНГ, а также содействие, благодаря своему присутствию в районе, созданию благоприятных условий для безопасного и упорядоченного возвращения беженцев и перемещённых лиц.

Продление мандата Советом безопасности ООН должно было происходить, каждые полгода на основании доклада Генерального секретаря ООН.
10 декабря 1996 года в Сухуми в рамках МООННГ было создано Отделение ООН по защите и поощрению прав человека в Абхазии, укомплектованное на совместной основе персоналом Управления Верховного комиссара ООН по правам человека и ОБСЕ. Его мандат предусматривал функции защиты, включая сбор информации у пострадавших и свидетелей и ведение индивидуальных жалоб на процессуальные нарушения, безнаказанность, недозволенное обращение с задержанными, насильственные исчезновения, нарушения имущественных прав и пр. Открытие филиала этого отделения в Гали для работы с возвращающимися грузинскими жителями неизменно блокировалось абхазской стороной, несмотря на неоднократные призывы Совета безопасности.

В августе-октябре 2001 года обострилась cитуиция в Кодорском ущелье. В этот период МООННГ продолжала вести патрулирование в пределах всего района действия Миссии, за исключением контролируемой грузинской стороной северной части Кодорского ущелья. 8 октября с учётом гарантий безопасности, данных Грузией, и после получения от абхазских властей разрешения на полёт, Миссия направила регулярный вертолётный патруль в Кодорское ущелье.
08.09.2001 зафрактованный ООН транспортный вертолёт Ми-8Т (24229) украинской авиакомпании «Универсал авиа» был сбит предположительно ичкерийскими боевиками Руслана Гелаева в районе горы Сахарная Голова в 20 км к востоку от Сухума. Все находившиеся на борту погибли, включая трёх членов экипажа, четырёх военных наблюдателей и двух местных сотрудников Миссии. Это был самый серьёзный инцидент в плане безопасности за всю историю МООННГ.

На начало войны в Грузии (август 2008) Миссия ООН, базировавшаяся в Верхнем Кодорском ущелье, Зугдидском и Гальском секторах насчитывала 136 военного наблюдателя, 18 полицейских ООН, а также и 311 гражданских сотрудников.
Мандат Миссии был прекращён с 15 июня 2009 года.
Коллективные силы по поддержанию мира СНГ
Задачи и правовые основы
14 мая 1994 года грузинская и абхазская стороны подписали в Москве «Соглашение о прекращении огня и разъединении сил» от 14 мая 1994 года, ранее выработанное в рамках Женевских переговоров. Согласно соглашению, по обе стороны административной границы создавались 12-километровая зона безопасности, в которой допускалось только личное оружие сотрудников правоохранительных органов, и зона ограничения вооружений, в которой не должно было находиться тяжёлой боевой техники. На основании этого документа и последующего решения Совета глав государств СНГ, в зоне конфликта с июня 1994 года были размещены Коллективные силы СНГ по поддержанию мира (КСПМ), в задачу которых входило поддержание режима невозобновления огня.
Указ Президента РФ № 1178 от 9 июня 1994 года гласил (приведены 2 из 3 пунктов):
1. Принять участие в проведении операции Содружества Независимых Государств по поддержанию мира в Абхазии.
2. Правительству Российской Федерации обеспечить формирование на основе частей российских войск, имеющих статус миротворческих сил, с использованием инфраструктуры находящихся в Закавказье российских вооруженных сил необходимого воинского контингента с возможным последующим его усилением после принятия соответствующего решения Советом Федерации Федерального Собрания.
Несмотря на то, что официально началом по поддержанию мира считается 21 июня. первые миротворцы прибыли на территорию Абхазии только 24 июня.
Решение глав государств СНГ «О дальнейших шагах по урегулированию конфликта в Абхазии, Грузия» от 21.10.1994 года утвердило Мандат на проведение операции по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта (прилагается), исходя из того, что каждое государство самостоятельно определит форму и степень своего участия в операции по поддержанию мира в соответствии с национальным законодательством.
В итоге в КСПМ состояли только из российского воинского контингента.

Между тем, Положении о Коллективных силах по поддержанию мира в СНГ появилось только 19 января 1996 года. Приведём несколько выдержек из Положения:
3. На проведение каждой операции по поддержанию мира (далее ОПМ) принимается соответствующее решение.
Принципиальное политическое решение о проведении операций с использованием КСПМ принимается Советом глав государств Содружества Независимых Государств (далее — Совет глав государств) консенсусом на основе обращения одного или нескольких государств — участников Содружества, по просьбе или с согласия всех конфликтующих сторон, а также при условии достижения между ними соглашения о прекращении огня и других враждебных действий до направления в зону конфликта КСПМ.
Мандат на каждую ОПМ утверждается Советом глав государств по представлению Совета министров иностранных дел государств — членов Содружества (далее — Совет министров иностранных дел) и Совета министров обороны государств — участников Содружества ( далее Совет министров обороны)
О принятом решении о проведении ОПМ Совет глав государств незамедлительно информирует Совет Безопасности ООН и Председателя ОБСЕ.
5. Состав КСПМ определяется решением Совета глав государств и Мандатом на проведение ОПМ. Исходя из объема решаемых задач и конкретной обстановки в зоне конфликта в состав КСПМ может быть включен военный, полицейский (милицейский) и гражданский персонал, из которого формируются:
— Объединенное командование;
— боевые части (подразделения);
— группа военных наблюдателей;
— группа экспертов;
— подразделения полиции (милиции);
— части (подразделения) боевого и материально-технического обеспечения;
— другие органы и подразделения, обеспечивающие выполнение поставленных задач.
6. При проведении ОПМ на КСПМ могут возлагаться следующие задачи:
— наблюдение за выполнением условий перемирия и соглашения о прекращении огня, содействие созданию безопасной обстановки в неспокойных районах путем обеспечения видимого присутствия КСПМ;
— обозначение зон ответственности, разъединение противоборствующих сторон, создание демилитаризованных зон, зон разъединения, гуманитарных коридоров, содействие деконцентрации сил сторон, предотвращение их перемещений и столкновений в этих зонах;
— создание условий для переговоров и других мероприятий по мирному урегулированию конфликта, восстановлению законности и правопорядка, нормального функционирования государственных и общественных учреждений и организаций;
— установление фактов нарушения соглашений о прекращении огня и перемирии и проведение по ним расследования;
— контроль местности и действий населения в зоне ответственности, противодействие массовым беспорядкам, содействие обеспечению прав человека;
— контроль за ликвидацией фортификационных сооружений, заграждений и минных полей;
— охрана жизненно важных объектов;
— принятие мер по обеспечению связи между конфликтующими сторонами и безопасности официальных встреч между ними на всех уровнях;
— контроль перевозок, пресечение противоправного ввоза и вывоза боевой техники, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
— обеспечение безопасного транзита всех видов транспорта и функционирования коммуникаций;
— содействие налаживанию нормальных контактов между населением конфликтующих сторон;
— содействие оказанию гуманитарной помощи гражданскому населению;
— обеспечение беспрепятственных поставок гуманитарной помощи;
— участие в выполнении решений и рекомендаций Совета Безопасности ООН, органов ОБСЕ и иных международных организаций по мирному урегулированию конфликта.
7. Объединенное командование является органом военного управления, предназначенным для руководства КСПМ, и может состоять из:
— командования в составе Командующего КСПМ (далее командующий), начальника штаба — первого заместителя командующего, заместителей командующего и других должностных лиц, предусмотренных организационно-штатной структурой Объединенного командования, утверждаемой Советом министров обороны;
— штаба в составе начальника штаба, его заместителей, представителей вооруженных сил государств — участников операции по поддержанию мира (далее — государств — участников операции) и соответствующих структур подразделений;
— подразделений родов войск, специальных войск и тыла в соответствии с организационно — штатной структурой Объединенного командования.
8. В функции Объединенного командования входят:
— реализация решений Совета глав государств о применении КСПМ в зоне конфликта;
— анализ военно-политической обстановки в зоне конфликта и представление докладов с выводами и предложениями Совету глав государств и Совету министров обороны;
— управление КСПМ при подготовке и проведении ОПМ;
— разработка и осуществление мер по повышению уровня подготовки органов управления, частей и подразделений КСПМ;
— взаимодействие с руководством принимающего государства, конфликтующих сторон, местными органами власти, представителями ООН, ОБСЕ и других международных организаций в зоне конфликта;
— взаимодействие с пограничными войсками государств — участников Содружества Независимых Государств в зоне конфликта;
— участие в переговорном процессе по стабилизации обстановки в зоне конфликта;
— осуществление взаимодействия с органами управления государств-участников и Штабом по координации военного сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств (далее Штаб по координации военного сотрудничества) по вопросам комплектования частей и подразделений КСПМ личным составом, обеспечения их вооружением, военной техникой и материально-техническими средствами.
17. КСПМ формируются на коалиционной основе с участием государств-участников ОПМ.
18. Комплектование органов управления, частей и подразделений осуществляется военнослужащими, проходящими службу в вооруженных силах посылающих государств по контракту и призыву, а также гражданским персоналом на добровольной основе с предварительным отбором. При этом солдаты и сержанты, проходящие службу по призыву, должны иметь срок службы в войсках не менее шести месяцев.
При подборе в состав КСПМ военнослужащие и гражданский персонал должны пройти медицинское освидетельствование и по состоянию здоровья быть способными выполнять задачи в климатических условиях района конфликта.
Группа военных наблюдателей формируется из числа офицеров вооруженных сил государств-участников ОПМ.
19. Посылающие государства несут полную ответственность за состояние, подготовку, укомплектование, оснащение военнослужащих и гражданского персонала и отправку их в район конфликта.
20. Военнослужащие и гражданский персонал (далее — личный состав) откомандировываются в КСПМ временно на срок до шести месяцев, без исключения из списков воинской части, учреждения, организации.
Весь личный состав на период прохождения службы в КСПМ заключает контракт в соответствии со своим национальным законодательством.
21. Подготовка личного состава КСПМ осуществляется централизованно — на базе единых для Содружества центров подготовки или самостоятельно — на базе учебных центров посылающих государств и проводится по единой программе, утверждаемой Советом министров обороны по согласованию с Советом министров иностранных дел. Основной задачей подготовки является получение личным составом знаний и практических навыков, связанных с выполнением миротворческих задач.
Координация и контроль за выполнением мероприятий по отбору и подготовке личного состава КСПМ возлагаются на Совет министров иностранных дел и Совет министров обороны в части, касающейся их компетенции.
22. Подготовка военных наблюдателей проводится в учебных центрах (на курсах) по специальным программам обучения, утверждаемым Советом министров обороны. Целью обучения является получение ими необходимых специальных знаний и приобретение навыков, позволяющих успешно выполнять поставленные задачи.
23. Гражданский персонал должен иметь соответствующее задачам миротворческой миссии образование (политическое, военное, юридическое, гуманитарное и т.д.), быть способным на своем уровне разбираться в сложной общественно-политической обстановке и принимать обоснованные решения.
Состав российского миротворческого контингента в составе КСПМ
Штаб КСПМ расположился в городе Сухум в здании одноимённого санатория Московского Военного Округа. Также здание санатория занимали штабные подразделения КСПМ.

Основой для КСПМ стал 345-й парашютно-десантный полк. Но сам полк оставался под командование 7-й ВДД, а следовательно командований ВДВ и СКВО. И лишь систематически выделял подразделения для выполнения задач в составе КСПМ. Так попеременно батальоны полка с определённым усилением направлялись для выполнения задач на 7-10 постах в Гальском районе и двух постах в Кодорском ущелье.
- Военнослужащие 345-го парашютно-десантного полка
Одним из первых прибывшим в 1994 году в КСПМ подразделением был 49-й отельный инженерно-сапёрный батальон 45-й гвардейской мотострелковой дивизии, разместившийся в районе населённого пункта Гали. Задачей батальона было гуманитарное разминирование местности.

С 1995 года в составе КСПМ начинают выполнять боевые задачи подразделения 433-го гвардейского мотострелкового полка (433-й МСП) из состава 27-й гвардейской мотострелковой дивизии, имевшей к тому времени миротворческий профиль и опыт. Подразделения полка выполняли задачи на грузинской территории с пунктом временной дисклокации в птицефабрике посёлка Урта Зугдидского района Грузии (регион Сванетия).

345-й ПДП и подразделения 433-го МСП стали основой КСПМ. Помимо них в КСПМ участвовали и подразделения других соединений Вооружённых сил России на ротационной основе. Ротации проходили каждые полгода.

Среди прочих ротирующихся подразделений выделяются подразделения 131-й мотострелковой Краснодарской казачьей бригады (трагически известная «Майкопская бригада»). Например, в 2000 году два батальона бригады несли службу в Кодорском ущелье в составе КСПМ, в то время, как 9-й отдельный танковый батальон бригады выполнял задачи по наведению конституционного порядка в Чеченской республике. В 2009 году бригада будет передислоцирована в Гудауту, где будет реорганизована 1 февраля 2009 года в 7-ю Краснодарскую Краснознамённую, орденов Кутузова и Красной Звезды военную базу.

В распоряжении КСПМ была и авиагруппа из четырёх вертолётов — транспортных Ми-8 и ударных Ми-24. Вертолёты дислоцировались на территории аэродрома Бамбоура недалеко от Гудауты.
- Вертолёты Ми-24 и Ми-8 из состава авиагруппы КСПМ
На основании приказа министра обороны Директивой Первого заместителя министра обороны РФ №№ 314/2/0800 от 15.12.1997 года к 01.05.1998 года 345-й гвардейский парашютно-десантный полк был расформирован в районе применения (г. Гудаута). Реорганизация началась 03.04.1998 года, а ликвидационный акт по полку был подписан 21.07.1998 года.
На основе материально-технической базы полка в гарнизоне Гудауты была сформирована 50-я военная база СКВО Вооружённых Сил РФ, а из личного состава полка был сформирован 10-й отдельный парашютно-десантный полк (10-й ОПДП) уменьшенного состава (порядка 200 человек) для выполнения задач в составе КСПМ. В июле 1999 года полку было вручено Боевое Знамя 345-го гвардейского ПДП.
Между тем, 18-19 ноября 1999 года в Стамбуле состоялся шестой саммит Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). На котором в числе прочего было принято Совместное заявление Российской Федерации и Грузии от 17.11.1999 года согласно которому:
1. Российская Сторона берет на себя обязательство не позднее 31 декабря 2000 года сократить уровни своих ОДВТ, находящихся на территории Грузии, таким образом, что они не будут превышать 153 танка, 241 ББМ и 140 артсистем.
2. Не позднее 31 декабря 2000 года Российская Сторона выведет (утилизирует) ОДВТ, находящиеся на российских военных базах Вазиани, Гудаута и ремонтных предприятиях в г. Тбилиси.
До 1 июля 2001 года будут расформированы и выведены российские военные базы Гудаута и Вазиани.

Фактически 50-я военная база была ликвидирована лишь в августе 2001 года. Вместе с базой был расформирован и 10-й ОПДП. Территорию базы для своих целей заняли КСПМ, а для её охраны была сформирована 30-я группа охраны и обеспечения, ставшей единственной российской воинской частью, постоянно дислоцированной в Абхазии. Военнослужащим группы срок службы засчитывался из расчёта 1 к 3.
Ниже приведены данные по численности КСПМ на 1 августа 2008 года:
1. Личный состав (в том числе офицеров) — 1 561 (199) чел.
2. Бронетанковая техника — 135 ед.
3. Автомобильная техника — 267 ед.
4. Артиллерия (минометы) — 30 ед.
5. Стрелковое вооружение — 2.943 ед.
6. Вертолеты (Ми-8, Ми-24) — 4 ед.
Выше приведённые сведения скорее всего относятся к т.н. «штатной численности» КСПМ, которая принципиально не менялась с 1994 года.

В марте 2008 года усилилась военная активность вооружённых сил Грузии в зоне грузино-абхазского конфликта. 29.04.2008 года агентство Интерфакс опубликовало заявление Министерства обороны РФ следующего содержания:
«Наращивание грузинской стороной группировки войск в непосредственной близости от конфликтных зон, угрозы применения военной силы, участившихся в последнее время провокаций со стороны грузинских властей препятствуют выполнению российскими военнослужащими миротворческих задач, вынуждает миротворцев решать несвойственные функции, вводить дополнительные посты для обеспечения собственной безопасности и поддержания мира в районах проведения миротворческих операций.
Подобное развитие событий вызвало необходимость вынужденного увеличения в зонах конфликтов миротворческого контингента вооруженных сил РФ в пределах численности, определенной ранее достигнутыми международными договоренностями в рамках решений Совета глав государств-участников СНГ».
В качестве усиления КСПМ в Абхазию были направлены подразделения 7-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии ВДВ России.

Особенности миротворческой операции в Абхазии
Одной из главных задач ОМП было возвращение 30 тысяч грузинских беженцев в Абхазию. По-сути, это условие грузинской стороны, когда она соглашалась на размещение КСПМ в зоне конфликта. 12 сентября 1994 года в Москве между Россией и Грузией было достигнуто тайное соглашение о «решительных мерах». После чего от курировавшему развёртывание миротворцев заместителю министра обороны РФ генерал-полковнику Георгию Кондартьеву поступил приказ от президента РФ Бориса Ельцина немедленно приступить к решению вопроса с возращением грузинских беженцев.

По данным журналиста газеты «Комерсантъ» Александра Корецкого события происходили следующим образом:
Операция, по данным абхазской стороны, началась в ночь на 14 сентября. 150 российских миротворцев при поддержке 7 единиц бронетехники взяли под контроль центр Гали, блокировав опорный пункт абхазов в районе — местный департамент милиции. В 7.00 утра над Сухуми появились два российских Су-27 с полным боекомплектом на эпилонах. В то же время по приказу Георгия Кондратьева российские миротворцы покинули посты на границе Грузии с Абхазией. А их командующий генерал-майор Василий Якушев был лишен своих полномочий. Около 8.00 замминистра встретился с главой администрации Гальского района Абхазии Русланом Кишмария, заявив ему, что в 10.00 он приступит к «массовому возвращению беженцев». Те, кто воспрепятствует этому, «встретят вооруженный отпор».
В последствии в абхазской историографии данный инцидент войдёт, как «Провокация генерала Кондратьева». Приведение в следствие инцидента в полную боевую готовность вооружённых сил Абхазии и их участие в противодействию КСПМ грозило новым витком грузино-абхазского конфликта. Кроме того подобных шаг российской стороны не был согласован с МООННГ. и всю бы ответственность за эскалацию понесла бы российская сторона. Так или иначе сложная ситуация была урегулирована, но доверие абхазской стороны к КСПМ было подорвано. Правда ненадолго. А вот вопрос с возвращением грузинских беженцев так и не был решён.
Необходимо отметить, что на территории Абхазии оставалась территория ещё подконтрольная официальному Тбилиси — северный район Кодорского ущелья, населённый сванами. Основу грузинских сил там составляли отряды внутренних войск МВД Грузии, которым было запрещено иметь бронетехнику и тяжёлое вооружение. Особую роль в ущелье играл отряд «Монадире» («Охотник») Эмзара Квициани, которому принадлежала реальная власть в регионе. После падения Сухуми грузинские беженцы устремились в Сванетию через Кодорское ущелье, так как кратчайшая дорога через Очамчиру и Гали была перерезана. Кроме того, стоит отметить, что во время боевых действий 1993 года в Кодорском ущелье вокруг села Ткварчели образовался абхазский анклав, отрезанный грузинам от остальной Абхазии.
По условиям «Московского соглашения» 1994 года, грузинские войска выводились из Кодорского ущелья за пределы Абхазии под контролем представителей КСПМ и МООННГ. Одновременно в Кодорском ущелье предусматривалось регулярное патрулирование миротворческими силами и международными наблюдателями.
Периодически для усиления своей группировки и совершения диверсий и провокаций грузинская сторона направляла в район Кодорского ущелья группы наёмников, включая украинских боевиков и ичкерийских террористов Руслана Гелаева. Задачей подобных отрядов были диверсии и дестабилизация обстановки в зоне безопасности.
Позднее сваны негласно договорились с абхазами о ненападении и недопущении в верхнюю часть Кодори чужих вооружённых формирований. За это абхазы разрешали сванам вывозить сельхозпродукцию в Абхазию и оказывали им содействие в социальной сфере.
Грузинские диверсии не были слишком активны в виду того, что сразу после какой-либо мало-мальски значимой акции абхазы перекрывали подачу электроэнергии от Ингурской ГЭС, линии электропередач от которой шли по территории Гальского района перед тем, как свернуть в сторону Тбилиси. Для обеспечения безопасности самой Ингурской ГЭС были специально выставлены отдельные дополнительные посты миротворческих сил. Благодаря организации патрулирования в районе объекта была обеспечена бесперебойная работа ГЭС.

В октябре 2002 года под совместным контролем КСПМ и МООННГ грузинской стороной был проведён вывоз склада тяжёлого вооружения и боеприпасов из села Чхалта в Кодорском ущелье.
В 2003 году во время «Революции роз» лидер кодорских сванов Эмзар Квициани поддержал Эдуарда Шеварднадзе, а в декабре 2004 года указом нового президента Михаила Саакашвили он был снят с должности уполномоченного президента в Кодорском ущелье, и в апреле 2005 года министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили подписал распоряжение о расформировании его отряда «Монадире». В июле 2006 года министр обороны Окруашвили приступил к осуществлению своего плана по разоружению и замене ополченцев в Кодорском ущелье на регулярные армейские части. Эмзар Квициани заявил о воссоздании отряда «Монадире» и объявил о неподчинении правительству Грузии, при этом Квициани угрожал акциями гражданского неповиновения, а в крайнем случае ‑ переходом к вооружённому сопротивлению. Власти объявили происходящее мятежом.

24 июля российские миротворцы КСПМ на посту недалеко от населённого пункта Худони остановили колонну грузинского МВД из двух МТ-ЛБ и двух автомобилей. Так как нахождение бронетехники у грузин не было предусмотрено, тягачи задержали.
25 июля началась грузинская спецоперация. Утром через миротворческий пост в районе Худони прошли 43 грузовика и 12 автомобилей «Нива», в которых находилось более 800 военнослужащих. Грузинские силовики приступили к зачистке подконтрольной Грузии территории от сторонников Квициани, которая закончилась уже 27 июля. По сванским сёлам также отрабатывала грузинская штурмовая авиация.
Не смотря на то, что происходившее грубо нарушало мирные договорённости и баланс сил в регионе, командование КСПМ не вмешивалось в эту разборку между грузинами.
С 2005 года в регионе стала складываться крайне напряжённая обстановка из-за попыток официальных должностных лиц Грузии ввести визовый режим для личного состава КСПМ, находящегося в зоне конфликта. В связи с этим командующий КСПМ генерал-майор С. Чабан дал указание строго руководствоваться Положением о Коллективных силах СНГ и Мандатом на проведение операции.

Фактически миротворческий контингент не был стратегическим сдерживающим грузинские силы фактором. Как уже известно, на территории Грузии до 2001 года располагалось три военные базы ГРВЗ, численность личного состава которых изменялась с 20.000 в 1993 году до 8.806 человек в 2000 году. Не смотря на сокращение численности личного состава ГРВЗ представляла достаточно хорошо вооружённую и боеготовую силу по сравнению с грузинской армией.
Таким образом деятельность КСПМ сводилась к охране военных объектов, доставкой гуманитарных грузов и контроля перемещения военизированных структур Грузии и Абхазии в зоне конфликта.
Кроме того, особую проблему российским военнослужащим представлял местный криминал. По этой причине особое внимание уделялось обеспечению безопасности военных объектов, семей и самих военнослужащих.

Воинский контингент ГРВЗ был полностью выведен с территории Грузии 15 ноября 2007 года. До войны оставалось меньше года…
Операция по принуждению Грузии к миру
7 августа 2008 года грузинские войска атаковали непризнанную Республику Южная Осетия. В том числе атаке подверглись позиции российских миротворцев в составе ССМП, дислоцированных в республике.
В 4 часа утра» 8 августа президент России Д.А. Медведев принял решение о нанесении ударов по Грузии и начале операции по её принуждению к миру.

8 августа четыре десантных корабля Черноморского Флота РФ вышли в район выгрузки Очамчира им навстречу из порта Поти вышло 5 катеров ВМС Грузии, которые были уничтожены боевыми кораблями ЧФ РФ.
9 августа подразделения десантно-штурмового полка ВС РФ осуществили деблокирование моста через р.Ингури.
11 августа воинские части и подразделения ВС РФ приступили к взятию под контроль зоны безопасности. По сообщению помощника генсека ООН Э.Мюлле, сотрудники Миссии ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ) выведены из Кодорского ущелья в Абхазии. Вооружённые силы Абхазии нанесли ракетно-артиллерийский удар по грузинским позициям в Кодорском ущелье. Десантно-штурмовой полк ВС РФ блокировал город Зугдиди.
12 августа руководством Минобороны России принято решение о приостановке дальнейшего продвижения российских войск.
Находящиеся в Кодорском ущелье грузинские воинские части были полностью деморализованы. Вывозом грузинских военных из ущелья на территорию Грузии, по свидетельству российских военных, занимались служащие миссии ООН (ими вывезено более 2 тысяч грузинских военных).
С 13 августа подразделения ВС РФ боевых действий не вели; оттеснив группировку ВС Грузии из зоны безопасности, блокировали район конфликта, обеспечили условия для доставки гуманитарной помощи гражданскому населению.
19 августа подвижными группами российских миротворцев обнаружены и задержаны в районах:
порта Поти – вооружённая группа численностью 20 чел.;
Зугдиди – вооруженная группа численностью 20 чел. на 5 бронированных автомобилях с опознавательными знаками ВС Грузии.
21 августа Абхазия и Южная Осетия по результатам «общенационального схода» направили России обращения президентов и парламентов республик с просьбой признать независимость самопровозглашенных государств.
23 августа соединения и воинские части ВС РФ, принимавшие участие в миротворческой операции, выведены за линию миротворческих наблюдательных постов и приступили к подготовке осуществления вывода в пункты постоянной дислокации с 23 августа 2008 г.
26 августа Россия признала независимость Абхазии.
28 августа парламент Грузии единогласно принял резолюцию, согласно которой Абхазия и Южная Осетия были названы территориями, оккупированными Российской Федерацией, а российские миротворцы (КСПМ и ССПМ) — оккупационными силами.
1 сентября в записке, направленной в адрес Исполнительного совета СНГ, Грузия уведомила его о своём решении прекратить осуществление миротворческой операции СНГ в Абхазии. И наконец, 18 августа Грузия вышла из состава СНГ и ряда связанных с ним ключевых соглашений.
10 октября, в соответствии с решением Совета глав государств СНГ (принятым на заседании в Бишкеке), было официально прекращено действие мандата Коллективных сил СНГ, которые находились в зоне конфликта в течение 14 лет. К 15 октября миротворческие силы СНГ были выведены. За время миротворческой операции в зоне конфликта погибли 117 российских военнослужащих.
Особенности формы одежды военнослужащих КСПМ и знаки различия
Форма одежды КСПМ не имела никаких особенностей. Их отсутствие, пожалуй, и было главной особенностью. Мотострелковые подразделения из состава КСПМ имели стандартную униформу и экипировку для мотострелковых частей, воздушно-десантные подразделения соответствовали типовому облику военнослужащих ВДВ, ничем не выделяясь.
Единственным элементом униформы, который мог свидетельствовать о принадлежности военнослужащих к КСПМ была нашивка с литерами МС. Нашивка появилась ещё в 1992 году в Приднестровье, но была утверждена приказом Министра обороны РФ №210 только 28.03.1997. Данные нашивки нашивались на груди и на рукаве, а иногда на головных уборах (на полевых фуражах (кепи), беретах и шапках-ушанках).

Несмотря на то, что в России к 2008 году выпускалось множество «полуфициальных» и коммерческих нашивок для миротворцев, в КСПМ факт их массового ношения замечен не был, кроме нашивки «Миротворческие силы. Россия», появившейся в конце 1990-х годов.

345-й ПДП так и не оказался на территории России, поэтому многие «модные» веянья обошли его стороной. Так в полку не носились (кроме поздних единичных случаев) нагрудные и нарукавные нашивки для ВДВ образца 1992 года. Да, и нарукавных знаков ВДВ СССР образца 1969 года в полку также не оказалось в достаточном количестве для регулярного обеспечения всех военнослужащих, вероятно из-за частых переездов.
Незадолго до своего расформирования у полка появился свой нарукавный знак, носившийся на кармане правого рукава.

Вскоре после формирования 10-го ОПДП для него была разработана символика, воплотившаяся в нарукавном знаке. В основе его дизайна лежал орёл с нарукавного знака 345-го ПДП, а также стилизованная эмблема ООН. Орёл должен был отсылать к преемственности полка, а эмблема ООН к его миротворческому профилю. После расформирования полка его символика с незначительными изменениями перекочевала в 30-ю группу охраны и обеспечения.
Нарукавные знаки 10-го отдельного парашютно-десантного полка и 30-й группы охраны и обеспечения
Необходимо отметить, что прибывавшие по ротации подразделения могли носить собственные (не характерные для остальных подразделений КСПМ) нарукавные и нагрудные нашивки.

Также интересен факт, что нарукавный знак «РОССИЯ. Вооруженные силы» образца 1994 года носился в КСПМ вплоть до окончания мандата в 2008 году, несмотря на то, что официально его ношение было отменено ещё в 2004 году. Видимо сказалась потребность КСПМ в нарукавных знаках национальной принадлежности, что логично для миротворческого контингента.
Единственными участниками КСПМ, которые заказывали для себя нагрудные знаки были представители 433-го мотострелкового полка. По их заказу были выпущены знаки «Миротворческие силы. Жизнь- Родине, честь — никому» и «433 МСП. Долг и честь».
- Нагрудные знаки 433-го мотострелкового полка
Также стоит отметить, что в 1990-е годы для военнослужащих КСПМ выпускались памятные нагрудные знаки. Имевшие достаточно широкое распространение, но крайне редко носившиеся в КСПМ.
- Так называемый «Абхазский крест»
- Так называемый «Абхазский крест»

Нагрудный знак «Участник миротворческой операции в Абхазии» появился в конце 1990-х годов. Его статус до конца не ясен. Известны случаи его вручения в 2005 году от лица командующего КСПМ.
- Нагрудный знак «Участник миротворческой миссии в Абхазии»
- Нагрудный знак «25 лет миротворческой миссии в зоне грузино-абхазского конфликта»
Автор выражает благодарность А. А. Череднику за помощь в подготовке материала. В статье использованы изображения предметов из личной коллекции автора, фото из архива автора, А. А. Чередника и из ветеранских групп на платформе vk.com и ok.ru.
Специальный корреспондент Владимир Коханкин
__________________