Хорватия и Словения объявили о своей независимости от Югославии в один день — 25 июня 1991 года, но путь к этому событию был разный. Если для Хорватии эта дата была в определённой мере точкой начала борьбы за независимость, то для Словении эта дата стала фактически точкой начала конца этой борьбы. Ранее мы уже писали о событиях 1990-1991 годов в Хорватии, а сейчас мы осветим события происходившие в то же время, но на территории соседней республики.
В конце 1980-х всё общество на территории Социалистической Федеративной Республики Югославии находилось в состоянии вибрации. По всей стране усиливались экономические и политические противоречия между союзными республиками.
Страну раздирали межэтнические столкновения. Основным очагом напряжённости стал Сербский Социалистический Автономный Край Косово. В крае проходили массовые волнения албанского населения, ситуация требовала стягивания на территорию края усиленных подразделений милиции. Усиление происходило за счёт личного состава из республиканских секретариатов внутренних дел. Военное руководство также предпринимало мероприятия по повышению боеготовности Югославской Народной Армии (ЮНА).
К началу 1990 года стало отчётливо видно, что как минимум две из шести союзных республик легли на курс к отделению. В Хорватии идее о национальной независимости мешал сербский вопрос, а вот общество моноэтнической Словении оказалось намного более консолидированным. Единственной силой на её территории, которая могла помешать независимости был 31-й Мариборский корпус ЮНА. С одной стороны это была проблема для руководства республики, с другой стороны козырь, ибо политика ЮНА, направленная на сохранение Югославии, вызывала недовольство среди несербского населения Югославии.
В конце 1980-х руководство Социалистической Республики Словении инициировало изменение в правилах ЮНА, чтобы уроженцы республики служили срочную службу на её территории. Ранее по правилам все военнослужащие должны были служить вне своей республики или автономного края за исключением случаев, обусловленных социальным положением рекрута (например, наличие больных родителей). В январе 1989 года Союзный Секретариат Народной Обороны (ССНО) отменяет данные изменения, но уже в феврале 1990 года из-за общественного давления словенской общественности и словенского представительства в правительстве СФРЮ данная норма снова отменяется, и было разрешено 10% новобранцев проходить службу на территории своих республик. В апреле 1990 республиканское руководство инициировало изменения правил, чтобы новобранцы служили в основном на территории своих республик, но ССНО отверг данные предложения.
Вооружённые силы Югославии состояли из двух компонентов: ЮНА и Территориальная оборона (ТО). ЮНА подчинялась напрямую ССНО, а ТО подчинялась прежде всего руководству союзных республик. Ввиду ярких отличий (языковых, культурных, экономических и т.д.) Словении от других союзных республик, она имела некоторые преференции в части формирования республиканских силовых структур. Так только в составе республиканской ТО имелась 30-я учебная группа в составе 27-й охранной бригады. Группа была укомплектована личным составом на постоянной основе и занималась охраной руководства республики.
В мае 1989 года в Любляне на митинге была принята «Майская декларация» с требованием создать «суверенное государство словенского народа». Уже в сентябре того же года словенский парламент изменил конституцию республики, установив, что Словения находится в составе СФРЮ «на основе постоянного, целостного и неотъемлемого права словенского народа на самоопределения вплоть до отделения и объединения». В 1989 году в стране возникло несколько оппозиционных партий, которые в конце года объединились в коалицию «Демократическая оппозиция Словении» (DemOS), которая получила более половины мест на выборах в республиканский парламент в апреле 1990 года
Обстановка в стране накалялась, а её судьба волновала по всей видимости только военное руководство. И всё внимание было направлено на Хорватию. По распоряжению начальника Главного Штаба ЮНА генерала Аджича 21 мая всё вооружение, находящееся на складах Территориальной Обороны и Трудовых организаций, должно было быть перемещено на склады ЮНА. Данное решение вызвало недовольство руководства союзных республик, ибо оно считало, что имущество ТО было республиканским, а не союзным (федеральным). Но как бы оно не было, ЮНА удалось вывезти львиную долю вооружения ТО на свои склады. Но ещё 15 мая 1990 года командующий Республиканским штабом территориальной обороны Словении генерал Иван Хочевар издал приказ о передаче оружия на склады ЮНА.
С 1968 года в Югославии действовала концепция Общенародной обороны и общественной самозащиты (ОНОиОС). Одной из целей ОНОиОС была организация сопротивления на территории Югославии в случае оккупации её или её части неприятелем. С приходом к власти коалиции DemOS, в правительстве республики появилась идея применить опыт ОНОиОС, но уже для противостояния ЮНА. Для этих целей было решено организовать «Манёвренную структуру народной защиты» (слов. Manevrsko strukturo Narodne zaščite — MSNZ). Во главе структуры был поставлен капитан запаса Тоне Кркович. Целью MSNZ была аккумуляция личного состава для быстрой мобилизации населения в случае силового противостояния с ЮНА, а также накапливание и складирование нелегального оружия и вооружений, сбор разведданных и т.д.
2 июля 1990 года скупщина (парламент) принял Декларацию независимости. В сентябре 1990 года Словения перестала отчислять налоги в союзный бюджет. В октябре скупщина объявила, что на территории Словении не имеют юридической силы 27 союзных законов, и что впредь ни один закон не должен приниматься без одобрения парламента.
С июня по октябрь 1990 года Республиканский Секретариат Народной Обороны предпринимал усилия для удержания под своим контролем ТО Словении. Но в итоге Президиум республики отправил командующего ТО Словении генерала Ивана Хочевара в отставку и назначил вместо него майора запаса Янеза Слапара. Союзный Секретариат Народной Обороны не принял отставку Хочевара, и на некоторое время в Словении появилось два штаба ТО. С поправкой к конституции, принятой 28 сентября 1990 года, республика полностью получила контроль над своей ТО на официальных основаниях. Штаб ТО постепенно изменил свою организационную структуру, и в начале октября 1990 года сеть MSNZ была включена в ТО. А 3 октября 1990 года сеть MSNZ была упразднена приказом министра внутренних дел Игоря Бавчара.
17 декабря 1990 года в городке Кочевска-Река была продемонстрированы подразделения 27-й охранной бригады вооружённые сингапурскими 5.56х45мм штурмовыми винтовками CIS SAR-80 и пистолет-пулемётами MGV-176 под патрон 5,6мм (22LR) республиканского производства. Личный состав был одет в экспериментальную камуфляжную униформу М-87 со знаками различия ВС Югославии. Данная униформа частично производилась на территории республики, и даже в ЮНА была в то время большой редкостью, поставляясь в основном только в разведывательные подразделения. На данном построении было заявлено о ТО Словении, как о Вооружённых Силах Республики.
Согласно закону от 6 декабря 1990 года, принятому Скупщиной Словении, для определения дальнейшего политического будущего страны необходимо было провести референдум, на котором ставился только один вопрос: «Должна ли Республика Словения стать независимым и суверенным государством?». 23 декабря референдум состоялся и 88,5 % проголосовавших высказались за независимость республики при явке 88,5 %.
Результат референдума был проигнорирован в Белграде. В республике начали готовиться в вооружённому противостоянию. Подготовка шла в направлении увеличении численности бойцов Территориальной Обороны, а также их обучение и вооружение. В начале 1991 года в республику было доставлено большое количество автоматов и пулеметов Калашникова болгарского производства.
15 мая 1991 года был сформировано подразделение из 120 новобранцев для обучения в 710-м учебном центре ТО в городке Пекре. Данный отряд должен был стать в дополнение к 27-й бригаде основой будущих ВС Словении. 23 мая территорию центра блокировала бронетехника Мариборского корпуса ЮНА. Очевидно, что задачей ЮНА было разоружить подразделение ТО, но ЮНА к тому времени имела негативный опыт применения силы в Хорватии. Политическое руководство Югославии осудило ЮНА за незаконное применение силы по отношению к хорватской полиции на Плитвицких озёрах. Ощущая поддержку общественности и местного населения территориальцы не спешили сдаваться и даже пленили несколько солдат. К концу следующего дня ЮНА сняло блокады и подразделения возвратились в казармы. Несколько местных жителей получили травмы при попытке блокирования техники. 2 июня 1991 года 120 бойцов ТО приняло торжественную присягу в новой камуфлированной униформе М-91 с новыми национальными знаками различия.
25 июня 1991 года Словения принимает новую конституцию республики и объявляет о своей независимости. В этот же день член парламента Словении Милан Кучан приказал своим вооружённым формированиям захватить пограничные пункты на словенском участке югославской границы и блокировать казармы ЮНА в Мариборе и Любляне. К тому моменту численность Территориальной Обороны республики с учётом мобилизованных составляла 15.707 человек.
В ответ на это председатель Союзного Исполнительного Совета СФРЮ Анте Маркович отдаёт приказ ЮНА приступить к наведению на территории республики конституционного порядка. Подразделения ЮНА выдвинулись из казарм, чтобы занять стратегические объекты и пограничные переходы. На помощь частям Мариборского корпуса из Хорватии выдвинулись части Вараждинского, Беловарского и Карловацкого корпуса, а также подразделения 63-й парашютной бригады ВВС, которая заняла аэродром Брник. Движению техники ЮНА препятствовали многочисленные баррикады и завалы, а также демонстрации местных жителей. У ЮНА не было чёткого плана каким образом реализовать приказы политического руководства. Воевать с мирным населением было невозможно. В виду этого блокированные и деморализованные военнослужащие ЮНА становились лёгкой целью для терририальцев и республиканской милиции. Применение боевой авиации для пробития баррикад привело к уничтожению колонны ЮНА дружественным огнём 2 июля в окрестностях деревни Брежице. 4 июля руководством республики было запрошено перемирие, а 7 июля было заключено Брионское соглашение, по которому части ЮНА должны были покинуть республику, при этом ТО должна была вернуть часть захваченной техники и всех пленных солдат. Согласно соглашению 25 октября последние военнослужащие ЮНА покинули республику. Боевые действия на территории Словении получили названия «Десятидневная война» или в словенской историографии «Война за независимость».
Символика Территориальной обороны Республики Словения
Население Словении достаточно активно участвовало в Народно-Освободительной борьбе (партизанской войне против немецко-фашистких захватчиков). Кроме того, словенский народ был одним из народов-учредителей и Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев, а следовательно, и Королевства Югославия и Социалистической Югославии. В словенском обществе никогда массово не превозносили домобранов (коллаборационистов). Поэтому касаясь процесса борьбы Словении за независимость не приходится говорить какой-то резкой неприязни словенцев к страницам своей истории. В виду этого неудивительно, что на первой демонстрации вышедшей из-под контроля ССНО словенской ТО на кепи территориальцев были красные звёзды.
Словенская ТО имела на снабжении стандартную униформу ЮНА в виде комплектов М-55 и М-77 однотонной серо-зелёной расцветки. В качестве головного убора в ТО Словении использовалось исключительно кепи, учитывая горные традиции приальпийской республики (в ЮНА кепи использовалось только горнострелками). В декабре 1990 года в подразделения ТО поступила новая камуфлированная униформа М-87.
Весной 1991 года словенская промышленность освоила выпуск для нужд ТО новой камуфлированной униформы М-91 оригинальной расцветки и полного комплекта служебной (парадно-выходной униформы). Также в короткие сроки был освоен выпуск кевларового шлема М-91. Таким образом 2 июня 1991 года подразделения ТО принимали присягу в новой униформе.
Также в мае 1991 года была разработана система знаков различия: эмблем для головных уборов, нарукавных знаков, знаков различия по званиям и нагрудных должностных знаков.
Эмблема ТО Республики Словения представляет собой округлое поле цветов словенского триколора (бело-сине-красный) с верхней частью стилизованный под вершины горы Триглав (национального символа Словении), наложенного на скрещенные мечи.
Должностные знаки ТО Словении образца 1991 года (из книги Янеза Швайнцера)
По некоторым подсчётам в ходе «Десятидневной войны» произошло 72 вооружённых столкновения. В 1992 году начальник Главного Штаба ТО Республики Словения Янез Слапар предложил учредить памятные знаки событий лета 1991 года. Первые знаки были утверждены только в 1992 году, и к 2001 году их общее число составило более 65 видов, посвящённых конкретному эпизоду войны и персональных (например, «Начальник РШТО 1991»). Кроме того, несколько знаков были посвящены предшествующим событиям июня-июля 1991 года. Точное число официальных знаков мы назвать затрудняемся, но можно утверждать, что кроме официальных знаков имеются и неофициальные знаки, выпущенные для неустановленных целей.
Символика милиции и полиции Республики Словения в 1991 году
В Югославии система внутренних дел была децентрализована, республиканские секретариаты внутренних дел были весьма независимы относительно Союзного Секретариата, поскольку подчинялись в большей степени местным властям. В условиях напряжения ситуации между ЮНА и словенской ТО милиция сохраняла относительный нейтралитет, а по факту поддерживала территориальцев, как и подавляющее большинство населения республики. К моменту провозглашения независимости 25 июля 1991 года словенская милиция получила новые эмблемы для головных уборов с национальным триколором. 27 июня словенские милиционеры участвовали в боестолкновении у пограничного пункта пропуска Холмец на югославо-австрийской границе. В последствии 27 июня стал днём словенской полиции.
Специальный корреспондент Владимир Коханкин Фотографии предоставлены автором Показаны предметы из личной коллекции автора
Посол Сербии в РФ Мирослав Лазански специально для Sammlung/Коллекция
Марш-бросок Босния-Косово. 20 лет
Бомбардировка Югославии. 20 лет
Двуглавые орлы против НАТО. Символика Войска Югославии
Светлое искусство Владимира Лабата
Югославские звёзды. История звёзд для головных уборов Вооружённых сил Югославии (1946—1991)
__________________