Наш журнал уже рассказывал о событиях в Словении, Хорватии и в Сербии, предшествовавших распаду Югославии, а также об имиджевом поражении Югославской Народной Армии (ЮНА) во время блокирования Дубровника – операции не слишком масштабной, но знаковой. В этой статье мы затронем другую значимую операцию ЮНА, которая отличалась от остальных ожесточённостью боёв и своими масштабами. Битву за Вуковар позже назовут хорватским Сталинградом…
-
Современный вид улиц Вуковара
Город Вуковар располагается практически на стыке трёх историко-географических областей: Западный Срем, Восточная Славония и Баранья. Кроме того, это портовый город на Дунае и весьма значительный экономический центр в данном регионе Хорватии, непосредственно граничащим с Сербией. Само название Вуковар характерно для восточной Хорватии, граничащей с Венгрией. Вук – от реки Вука (вук – с сербско-хорватского – волк), Вар – от венгерского «Варош» (венг. город), то есть окончание «–вар» аналогично славянскому «-град». Соответственно и население города составляли и хорваты, и сербы, и венгры. Что при достаточно развитой экономике региона не вызывало никаких противоречий.
В ответ на сепаратистские телодвижения хорватского республиканского правительства 16 августа 1990 года Сербское национальное вече приняло решение провести референдум по вопросу автономии сербов в Хорватии. 19 августа референдум состоялся. В последствии 30 сентября 1990 года была провозглашена Сербская Автономная Область Краина (САО Краина), которая до 21 декабря именовалась Сербская Автономная Область Книнская Краина. Данное территориальное объединение возникло путём слияния сербских общин на территории Книнской Краины (Северная Далмация). Также сербы составляли компактнопроживающее большинство в Западной Славонии на границе с Босанской Краиной и на самом Востоке Хорватии, где 26 февраля 1991 года была создана Сербская автономная область Славония, Баранья и Западный Срем. Создание автономий выражалось в том, что территорией общины управляла админи&страция, состоявшая из представителей сербской национальности; силовой блок составляла местная милиция, также очистившая свои ряды от хорватов (данные шаги были симметричны мерам принятым хорватской стороной).
С 10 марта 1991 года Вуковарский общинский комитет хорватской партии HDZ под руководством Томислава Мерчепа провёл построение 2000 хорватских добровольцев в селе Богдановци, часть их была вооружена стрелковым оружием. Вооружённых провокаций было уже не избежать.
Первые столкновения
31 марта произошло громкое столкновение между хорватской полицией и сербской милицией на Плитцвицких озёрах, а в середине апреля провокация последовала в Боровом Селе – достаточно крупном населённом пункте Вуковарской агломерации, преимущественно населённом сербами. Так группа хорватских националистов под предводительством гражданина Канады Гойко Шушака обстреляла из ручных гранатомётов несколько строений в селе. После этой провокации местные сербы под предводительством Вукашина Шошкочанина начали организовывать отряды ополчения при участии национал-патриотических политических партий и движений из Сербии.
22 апреля 1991 года на выборах в общине Вуковар победу одержала «Социал-демократическая партия Хорватии» (бывш. «Союз коммунистов Хорватии»), выступавшая за сохранение Югославии. Пост председателя общины и мэра Вуковара сохранил серб Славко Докманович. Кроме того, годом ранее, община Вуковар не приняла новую конституцию Республики Хорватия.
1 мая 1991 года в Борово группа из четырёх хорватских полицейских попыталось заменить флаг СФРЮ (по версии хорватской стороны сербский флаг), вывешенный по случаю государственного праздника, на хорватский. Сербские ополченцы прервали данную акцию стрельбой из стрелкового оружия. В результате чего, двое полицейских были ранены и попали в плен.
2 мая хорватская сторона пригласила сербскую делегацию на переговоры с целью освобождения пленных, Вукашин Шошкочанин с охранной и в сопровождении хорватской полиции отправился на переговоры в Вуковар, где хорватскую сторону представлял министр внутренних дел Йосип Больковац. Борово находится на Трпиньском шоссе – автодороге соединяющей Вуковар и крупный город Осиек. Так как сербы заблокировали эту магистраль, хорватам было также необходимо договориться о её деблокировании, что им в целом удалось. Но сербы оставались на чеку и не зря…
В тот же день в село отправился автобус с хорватским полицейским спецназом из Винковац. Сами спецназовцы не были проинформированы о целе поездки, боевая задача (карательная акция) была доведена им уже в автобусе командиром Стипе (Стипан) Бошняком. По одной из версий, один возмущённый приказом хорватский полицейский был застрелен и выкинут на ходу из автобуса в районе села Церпулье. По прибытии в село, хорваты постарались захватить административные здания и больницу. Сербские ополченцы открыли ответный огонь. В результате ожесточённой перестрелки двенадцать хорватов (включая самого Бошняка) были убиты и ещё двадцать три ранены. На помощь сербам пришёл отряд ополченцев из соседнего села Трпинья, который безуспешно попытался окружить хорватских полицейских.
Окончательно ситуацию в селе разрядила колонна бронетехники ЮНА 12-й пролетарской моторизованной бригады, прибывшая в него из Осиека с миротворческой целью.
Позже министр Больковац заявлял, что нападение на Борово не было им санкционировано, а ответственность на этом конфликте лежит на его заместителе Славке Дегориции.
Путь в войну
25 июня 1991 года Хорватия объявила о своей независимости. В республике активизировались созданные ранее вооружённые формирования, участились не слишком активные нападения на гарнизоны ЮНА, главным образом заключавшиеся в их полной блокаде. Сама же ЮНА пыталась маневрировать и не допускать прямых вооружённых столкновений. Также были многочисленные случаи передачи ЮНА местным сербам различного оружия и боеприпасов. Хорватская же сторона проводила наращивание количественного состава сил и их концентрацию в отдельных районах. Было характерно участие в этих процессах большого количества добровольцев из числа хорватов, проживавших в Герцеговине, а также представителей хорватской диаспоры за рубежом и иностранных добровольцев (главным образом ультра-правого толка). Основными задачами хорватских сил на первом этапе борьбы были блокировка гарнизонов ЮНА (с целью последующего захвата техники и вооружения) на территории Хорватии и установление контроля над крупными населёнными пунктами.
4 июля хорватским силам удаётся установить полный контроль над Борово. В бой были брошены 4-й батальон 3-й А-бригады ZNG, подразделения 1-й А-бригады ZNG, батальон специального назначения Главного Штаба «Зрински» (подготовленный инструкторами-хорватами из Французского иностранного легиона» и некоторое количество местных отрядов ZNG. Общая численность атакующих составила около семисот человек. Также хорватам удалось захватить ещё несколько сёл Вуковарской агломерации, но не везде им удалось их удержать, в том числе и село Целие, которое контролировалось хорватами ещё с мая месяца.
3 августа хорваты берут под контроль село Лужац и с этого момента устанавливают оперативный контроль над Вуковаром.
Бои за Вуковар
Описанные выше события носили не сильно активный позиционный характер, где хорватские силы сталкивались в основном с сербским ополчением, уже формально оформленным в территориальную оборону Восточной Славонии, Барании и Западного Срема (ТО СБиЗС). Силы ЮНА избегали прямых столкновений, лишь авиация ВВС Югославии наносила удары по новообразованным гарнизонам ZNG. 23 августа хорватам удалось сбить один (по другой версии два) лёгких штурмовика Г-2 «Галеб» 252-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи.
Эскалация конфликта произошла 23 августа, когда грузовик ЮНА подорвался на мине в районе Борово. 25 августа бронегруппа 453-й моторизованной бригады ЮНА совершила атаку на хорватские позиции в районе Борово. К тому моменту ЮНА стянула в район Вуковара наиболее боеспособные части: подразделения 1-й гвардейской моторизованной бригады, 51-й механизированной бригады, а также «местные» 453-ю моторизованную и 12-ю пролетарскую моторизованную бригаду.
28 августа силы ТО и ЮНА начали наступление на село Сотин, которое они заняли 29 числа, а 2 сентября было занято село Берак.
В то время в самом городе оказался заблокирован батальон 453-й бригады, размещавшийся в казарме на Саймишту. Только 14 сентября к нему удалось пробиться подразделениям той же 453-й бригады.
В тот же день бронегруппа 51-й механизированной бригады и 1-й гвардейской моторизованной бригады с направления Трпинья начала наступление на Борово. В результате хорошо организованной обороны и бездарного действия югославского командования ЮНА потеряла в этой атаке одиннадцать танков и три бронетранспортёра. Позже на том же месте ЮНА потеряет ещё несколько единиц бронетехники, и в историю Трпиньское шоссе войдёт, как «Кладбище танков» (хорв. Tenkovsko groblje).
В сентябре Вуковарскую агломерацию обороняло порядка полутора тысяч бойцов. В начале октября оборону города пополнило большое количество бойцов в том числе и боевики HOS. Кроме полиции, местные силы по обороне Вуковара сводятся в 204-ю бригаду ZNG, а вне города в 124-ю. Общее количество хорватских сил составило порядка 6700 человек.
- Боевики HOS в частном секторе Вуковара
В свою очередь, Союзный Секретариат Народной Обороны (прим. — министерство обороны СФРЮ) предпринял ряд мер по усилению Территориальной Обороны на территории Хорватии. Так 20 сентября в командный состав ТО были массово назначены вчерашние кадровые офицеры ЮНА. А 30 июня был сформирован штаб территориальной обороны САО Краина.
Территориальную Оборону Сербской Области Восточная Славония, Баранья и Западный Срем (СО ВСБиЗС) возглавил высокий офицер Секретариата Внутренних Дел Сербии Радован Стойичич «Баджа». В состав ТО ВСБиЗС было введено специальное подразделение «Тигры» — добровольческое подразделение Сербской Добровольческой Гвардии, с базированием в городе Эрдут. 9 октября скупщина (парламент) СО ВСБиЗС присоединила ТО ВСБиЗС к вооружённым силам СФРЮ. Данный факт наглядно демонстрирует правовой хаос, который тогда царил в Югославии, ибо согласно конституции СФРЮ, ВС СФРЮ состояли из двух компонентов — ЮНА и ТО, а по недавней реформе ТО и вовсе вошла в состав ЮНА в качестве резервного компонента для пополнения партизанских (нерегулярных) бригад.
Для штурма Вуковара были сформированы две группы: Тактическая группа «Север» и Оперативная группа «Юг» (Танковый батальон гвардейской моторизованной бригады, 453-й моторизованной бригада, танковый батальон 544-й моторизованной бригады, гаубичный дивизион, Подунавская партизанская бригада ТО и ТО Вуковар (ТО ВСБиЗС). В начале октября к ОГ «Юг» присоединились подразделения 80-й моторизованной бригады. Задачей ОГ «Юг» было взятие непосредственно Вуковара. ТГ «Север» состояла из 51-й механизированной бригады, подразделений 18-й пролетарской механизированной бригады, 211-й бронемеханизированной бригады, 16-го смешанного артиллерийского полка, Новосадской партизанской бригады ТО, Панонской партизанской бригады ТО, подразделений ТО ВСБиЗС (включая отряд «Тигры»). Задачей ТГ «Север» было взятие Борово. На противоположном (сербском) берегу Дуная расположилась боевая группа «Мандара», оснащённая 76мм горными орудиями М-48 (Б-1) и 120мм миномётами. Акваторию Дуная контролировала Боевая Речная Флотилия (серб. Ратна Речна Флотила). Поддержку с воздуха обеспечивали 204-й истребительный авиаполк, 252-я истребительно-бомбардировочная эскадрилья и 172-й истребительно-бомбардировочный полк. Общее количество сил достигало 7800 человек (ЮНА), 2186 человек (ТО), 112 танков, 68 БТР и БМП, 145 артиллерийских орудий и миномётов.
В начале операции сербским силам удалось взять несколько населённых пунктов, но со взятием ряда ключевых сёл вышла заминка. Так многократные попытки взять село Богдановцы, которые начались со 2 октября, завершились успехом только 11 ноября.
В городскую черту Вуковара и в Борово сербам удалось прорваться только 10 октября, но сильно развить успех они не смогли, в том числе из-за гуманитарной паузы.
В период 16-18 октября ОГ «Юг» вела упорные уличные бои в самом Вуковаре, которые приостановились 19 октября на очередную гуманитарную паузу. Бои в городе возобновились 26 октября и до 29 числа хорватам удавалось сдерживать линию фронта, но 30 октября сербские силы прорвали оборону и взяли под контроль значительную территорию города.
2 ноября подразделения «Тигры» при поддержке танков 51-й механизированной бригады взяла село Лужач и отрезало Борово от Вуковара. С этого момента дела у сербов пошли гораздо лучше и 17 ноября сербские силы полностью заняли Вуковар и Борово, но оставались отдельные очаги хорватского сопротивления. 18 ноября капитулировали остатки хорватских сил в Вуковаре, а 19-го сдались хорваты в Борово.
С хорватской стороны потери погибшими составили 1739 человек, из которых 632 подтверждённых комбатанта, 97 сотрудника гражданской обороны, 458 гражданских лица. Без вести пропало 332 человека, из которых 178 комбатанта.
Потери сербов официально составило 304 человека убитыми, по неофициальным данным 1103. Хорваты же оценили потери сербов вовсе в 8000 человек.
Сейчас многие уже осознали, что война ведётся не только на поле боя, но и в медиапространстве. Сербской стороне удалось одержать победу на поле битвы, но информационную битву она проиграла. Во-первых югославо-сербской стороне не удалось удержать проюгославско-настроенный регион под своим контролем на начальном этапе, упустив тем самым инициативу, а также допустив тезис «хорваты обороняют Вуковар от агрессора». Во-вторых, ЮНА так браво двигалась в направлении Вуковара, что хорватские и западные СМИ объявили о том, что под Вуковаром было сосредоточена чуть ли не 80-тысячная группировка ЮНА и четников. В третьих, ещё во времена югославская пропаганда активно вещала, что ЮНА – третья армия Европы (что совершенно не соответствовало действительности). Следовательно хорватам удалось сдерживать продолжительное время третью армию Европы. В четвёртых, колоритный маргинальный внешний вид бойцов партизанских бригад ТО пользовался популярностью у западных фотокорреспондентов и помог визуально завершить облик агрессора. В пятых, имели место расправы над пленными хорватами в импровизированных лагерях для военнопленных, не смотря на то, что подразделения ЮНА старались размещаться между местами размещения хорватов и разномастными сербскими ТО.
- Иностранные репортёры не смогли оставить без внимания колоритный внешний вид маргинальных представителей просербских формирований
После занятия Вуковара в городе остались подразделения 80-й бригады ЮНА. ТО ВСБиЗС в декабре вошла с систему ТО САО Краина, штаб ТО получил зональный статус. Подразделения ЮНА (позже Войско Югославии) оставались в регионе до 1998 года. Сначала ЮНА по сути аннексировала данную территорию для будущей Республики Сербская Краина, а позже уже Вооружённые силы Союзной Республики Югославии де-факто обеспечили мирную реинтеграцию региона в состав Республики Хорватии в 1998 году.
Униформа и знаки различия
В статье часто группировка ЮНА и ТО упоминаются, как «сербские силы». Не смотря на то, что де-юре СФРЮ ещё существовала, к осени 1991 года национальный состав ЮНА становился всё более моноэтническим, сказывалось массовое дезертирство словенцев, хорват, а также нежелание служить в армии мусульман и македонцев. Как отмечалось в предыдущих статьях, к девяностым годам вся Югославия считала ЮНА сербской армией, а сербы её считали пренебрежительно «коммунистической», а бренд «Югославия» — брендом национального меньшинства, которым согласно переписям были люди, самоопределившиеся, как югославы. В августе 1991 года в ЮНА были отменены звёзды для головных уборов с изображениям серпа и молота, ранее полагавшиеся гвардейским и пролетарским частям. А в ноябре месяце вовсе звёзды были заменены на трёхцветные кокарды со стилизованной надписью JHA. Мало того, что стилизация была выполнена на основе сербской кириллицы, а не на латинице, так и буква Н (Народная) при ней пропала из видимости, отчётливо читалось только J-A. Многие до сих пор ошибочно считают, что в этот период армия именовалась Jugoslavenska Armija, но она на бумаге по-прежнему была народной.
Подразделения ТО в большинстве случаев использовали неформальную сербскую национал-патриотическую символику, которая была описана в статье «Хотели ли сербы войны», а также импровизированные знаки национальной принадлежности. Исключение составляли некоторые подразделения ТО ВСБиСЗ, которые получили нарукавный знак данной ТО, но из-за наличия на нём красной звезды, особой популярности в ношении он не сыскал. Поэтому была разработана альтернативная «сербская» или «националистическая» нашивка ТО ВСБиСЗ.
Как выше отмечалось, в состав ТО ВСБиСЗ было введено подразделение «Тигры» Сербской Добровольческой Гвардии под командованием Желько Ражнатовича «Аркана». Подразделение участвовало в штурмовых операция ТГ «Север» и для быстрой идентификации свой-чужой в бой носила синие комбинезоны Гражданской Обороны, хотя к тому времени подразделение имело отличительную униформу с характерным снаряжением: комбинезоны защитного цвета, американские бронежилеты М69, оливковые береты с эмблемой в виде прямоугольного сербского триколора.
После включения ТО ВСБиСЗ в систему ТО Республики Сербская Краина (19 декабря 1991 года), ТО Вуковара, как и другие ТО региона, получили собственный нарукавный знак.
Хорватские подразделения в битве за Вуковар использовали униформу и символику, описанную в статье «Хорватские вооружённые формирования 1990–1991». Нарукавные нашивки вуковарских подразделений появились уже после битвы. Кроме того 25 января 1992 года появилась неформальная нашивка “Vukovar kill’em all”, которая использовалась отдельными хорватскими бойцами на протяжении всех боевых действий на территории Хорватии и Боснии и Герцеговины. Автором нашивки был Младен Какша.
Хорватская пропаганда объявила Вуковар, наряду с Дубровником, городом мучеником и сейчас он ежегодно в ноябре является центром паломничества хорватских ветеранов и национал-патриотов.
Специальный корреспондент Владимир Коханкин Архивные фотографии предоставлены автором
Хорватские вооружённые формирования 1990–1991
Посол Сербии в РФ Мирослав Лазански специально для Sammlung/Коллекция
Марш-бросок Босния-Косово. 20 лет
Бомбардировка Югославии. 20 лет
Двуглавые орлы против НАТО. Символика Войска Югославии
__________________