Статья продолжает тему наград кораблей военно-морских сил Германии. В первой статье «С орденом «Pour Le Merite» на носу»[1] рассмотрели подвиг канонерской лодка «Илтис» (SMS Iltis) и узнали про его уникальную коллективную награду. В этой узнаем про ещё один корабельный знак отличия — «Крест Веддигена».

Ряд кораблей ВМС Германии получили право носить на борту (носу, надстройке или рубке) эмблему в виде большого Железного креста образца 1914 года. Этот обычай немного роднит ВМС с Германской армией — знамена и штандарты особо отличившихся частей в которой тоже украшались изображением Железного креста и широкой орденской лентой. Причём право носить эмблему в виде Железного креста передавалась по наследству кораблям и лодкам с тем же названием.
«Крест Веддигена» это большой Железный крест с буквой «W» и датой «1914», который является увеличенной копией Железного креста образца 1914 года. Именно такой отличительный знак на рубку получила подводная лодка SM U-9, а название награда получила в честь легендарного командира лодки Отто Веддигена. Поэтому подробнее рассмотрим за какие заслуги эта лодка получила такое необычное отличие.
Подводная лодка SM U-9 и её победы
Капитан-лейтенант Отто Эдуард Веддиген
Капитан-лейтенант Отто Эдуард Веддиген[2] (нем. Otto Weddigen; 15 сентября 1882 — 18 марта 1915) — офицер подводник, национальный герой Германии. В годы Первой мировой войны, командир подводных лодок SM U-9 и SM U-29. Славу ему принесла атака U-9 на британские крейсера 22 сентября 1914 года.

В тот день U-9 находилась у Шевенингских банок, к югу от Доггер-Банки. Веддиген приказал включить двигатели для зарядки батарей и спустился вниз к завтраку. Наверху остался вахтенный офицер лейтенант Иоганн Шписс, который стал наблюдать за горизонтом в бинокль. Он и заметил верхушку мачты, выходящую из-за горизонта, а затем и облако дыма рядом с ней. Приказав остановить двигатели, чтобы из-за столба дыма лодка не была обнаружена противником, он вызвал командира наверх. Некоторое время Веддиген сосредоточенно разглядывал в бинокль очертания мачт на горизонте, а затем скомандовал погружение.
U-9 двинулась на перископной глубине по направлению к кораблям противника, поднимая перископ на короткие промежутки времени, чтобы не быть замеченной; Веддиген вел наблюдение, пока не убедился, что встретил английские крейсеры.
Это были четырехтрубные крейсеры типа «Кресси» (HMS Cressy, HMS Hogue, и HMS Aboukir) из состава 7-й эскадры Королевского военно-морского флота. Крейсера «Кресси», «Абукир» и «Хог» шли единым курсом с двухмильными интервалами между собой и не подозревали о грозящей им опасности. Капитан-лейтенант Веддиген принял решения атаковать средний из них с короткой дистанции.



Атака началась в 7 часов 20 минут, когда прозвучала команда «Первый аппарат пли! Перископ вниз!». После томительного ожидания длительностью в 31 секунду раздался грохот, а затем крик немецких матросов, в котором ужаса было, пожалуй, больше чем торжества. В то время считалось, что гидравлический удар от взрыва торпеды на близком расстоянии, может серьёзно повредить лодку, но беглый осмотр судна не выявил никаких повреждений.
Вновь подняв перископ, Веддиген увидел, что торпедированный крейсер (это был «Абукир») стоит, погрузившись кормой в воду, с него спускаются спасательные шлюпки, переполненные людьми, а другие два крейсера остановились поблизости, чтобы спасти оказавшихся в воде людей. Англичане ошибочно решили, что их корабль подорвался на мине; они были уверены, что в этом районе моря никаких вражеских субмарин просто не может быть.
Веддиген приказал перезарядить торпедный аппарат и приготовиться ко второй атаке. Поскольку он не знал наверняка – имеет ли он дело с лёгкими или броненосными крейсерами, то на всякий случай решил на этот раз стрелять не одной, а двумя торпедами. Теперь его жертвой стал крейсер «Хог». Обе торпеды попали в цель, и, подняв перископ, Веддиген увидел поверхность моря, покрытую обломками, переполненными и перевернутыми шлюпками, тонущими людьми; два больших корабля довольно быстро тонули, а третий стоял неподвижно, спустив на воду все свои шлюпки, чтобы спасти уцелевших британских моряков. У U-9 оставались ещё две торпеды в кормовых аппаратах и одна запасная для одного из носовых, поэтому Веддиген решил атаковать и его, несмотря на то, что электрические батареи подводной лодки были почти разряжены. Через час после своего первого выстрела U-9 выпустила две торпеды из кормовых аппаратов по третьему крейсеру со средней дистанции. В последствие выяснилось, что это был «Кресси». На корабле увидели след торпед, «прозрели» и начали маневрировать, стараясь избежать попадания. Частично англичанам это удалось – от одной из торпед они увернулись, но вторая попала в цель. Командир германской подлодки увидел в перископ, что, взрыв торпеды не причинил крейсеру непоправимого ущерба – он продолжал держаться на воде. Тогда Веддиген развернул лодку и послал в цель последнюю торпеду. Она точно попала в цель – поднялся клуб дыма и огромный белый фонтан, после чего корабль стал медленно заваливаться на борт и, совершенно перевернувшись, через несколько минут полностью исчез под водой.
Электроэнергия была почти израсходована, и U-9 больше не могла оставаться в подводном положении. Немного отойдя от обломков погибших кораблей, она всплыла и, чтобы скрыть свой курс от британских моряков в спасательных шлюпках, пошла на север, а затем повернула к голландскому берегу и пошла под его прикрытием. Счастливо разминувшись с британскими миноносцами, Веддиген на рассвете следующего дня установил радиосвязь с германским крейсером «Аркона» (SMS Arcona) охранявшим устье реки Эмс, и сообщил о потоплении 3 небольших броненосных крейсеров, вероятно типа «Кент» (Kent), водоизмещением 9800 тонн каждый. Однако через несколько часов, уже на подходе к Эмсу, с прошедшего вблизи германского парохода на U-9 сообщили, что по сведениям, полученным через Голландию, она потопила большие броненосные крейсеры: «Кресси», «Абукир» и «Хог» общим водоизмещением 36.000 тонн.
В ледяных волнах Северного моря погибли 62 офицера и 1073 матроса Великобритании. Спаслись только 837 человек и то только потому, что их относительно быстро подобрали на их счастье оказавшиеся поблизости два голландских парохода и несколько траулеров. Трагедию усугублял тот факт, что команды крейсеров были в основном укомплектованы призванными из запаса семейными резервистами и юными гардемаринами.
Блестящий успех Отто Веддигена уже 24 сентября был отмечен прусскими Железными крестами 2-го и 1-го классов, а 11 октября – рыцарским крестом баварского ордена Максимилиана Иосифа. Веддиген стал одним из 6 не баварцев, удостоенных этой высшей воинской награды королевства.
Весь экипаж лодки U-9 получил Железные кресты 2-го класса, стал таким образом полностью состоящим из кавалеров этой почётной награды[3].

Изображение Железного креста появилось на рубке подлодки SM U-9, и эту эмблему впоследствии германские подводники называли «Крестом Веддигена».
13 октября 1914 года SM U-9 снова вышла в поход. Вместе с SM U-17 она должна была произвести разведку подходов к базе британского флота в Скапа-Флоу. Через два дня возле Абердина германские подлодки столкнулись с 10-й эскадрой крейсеров противника. Британцы усвоили урок, преподанный им Веддигеном, теперь их корабли держались вдалеке друг от друга, постоянно меняли курс и скорость. Несколько часов Веддиген маневрировал, стараясь выйти на нужную дистанцию и, в конце концов, потеряв терпение, увел лодку на глубину. Когда через некоторое время он вновь поднял перископ, то понял, что ему фантастически повезло – продолжая идти зигзагообразными курсами, британские крейсера снижали ход и сближались, обмениваясь сигналами. Вскоре стало ясно, что они собираются спустить на воду катер для передачи почты или приказания. U-9 ринулась навстречу противнику, лишь изредка и на самое короткое время поднимая перископ, след которого на гладкой как зеркало поверхности моря мог выдать её присутствие.
Веддиген решил нырнуть под британский крейсер, рассчитывая, что, вынырнув с другого борта, он окажется в выгодном положении для выстрела из кормовых торпедных аппаратов, но подняв перископ, увидел крейсер не позади себя, а на расстоянии полумили прямо перед собой. Торпеда, выпущенная из носового аппарата, ударила его борт в районе передней трубы. Через 8 минут бронепалубный крейсер «Хоук» (HMS Hawke) скрылся под водой. Из 544 членов команды только 52 человека были выловлены из воды траулером «Бен Ринз», ещё 21 человека обнаружили впоследствии на спасательном плоту.

Немного позже U-9 предприняла попытку атаковать группу двигавшихся в ряд британских эсминцев. Заняв положение между двумя кораблями, Веддиген произвёл залп, одновременно носовым и кормовым торпедными аппаратами. Однако скорость эсминцев оказалась слишком большой, торпеды прошли мимо, а обнаружившую себя подлодку едва не отправил на дно таранным ударом эсминец «Нимфа» (HMS Nymphe).
Новая победа добавила к наградам Веддигена высший прусский военный орден «Pour le Mérite», рыцарский крест саксонского Военного ордена Святого Генриха, и рыцарский крест Вюртембергского ордена Военных заслуг.
Однако Отто пришлось на некоторое время отойти от дел: в начале января 1915 года он повредил ногу и был вынужден сдать командование лодкой Иоганну Шписсу, чтобы пройти курс лечения.
По выздоровлении, в феврале 1915 года, Веддиген получил под свою команду одну из новейших подводных лодок SM U-29. 18 марта 1915 года Виддеген погиб в проливе Пентланд Фёрт, со всем экипажем на лодке U-29, которую протаранил британский линейный корабль «Дредноут» (HMS Dreadnought). За свою не очень долгую карьеру Отто Веддиген смог добиться колоссальных результатов. Им потоплено 8 кораблей (из них 4 военные) общим тоннажем и водоизмещением 56.284 тонны и повреждено 2 торговых судна тоннажем 4.317 тонн. Дополнительно про Отто Веддигена и U-9 можно «С железным крестом на рубке: зыбкая удача Отто Веддигена»[4].
Бывший старший помощник Веддигена капитан-лейтенант Иоганн (Йоханнес) Шписс (нем. Johannes Spieß; 25 июля 1888 — 30 марта 1972) стал командиром подводной лодки U-9.

Под командованием Шписса лодка совершила несколько боевых походов, в которых ей удалось добиться некоторых успехов. Третий боевой поход U-9 и первый для Шписса в качестве её командира был неудачен, но в следующем новому командиру удалось достичь результата.
Лодка вышла в море 2 мая для действий в западной части Северного моря, где с 3 по 6 мая Шписс отправил на дно 10 британских рыболовецких траулеров, а 8 мая торпедировал и потопил два парохода: «Дон» (Don, 938 тонн) и «Королева Вильгельмина», (Queen Wilhelmina, 3590 тонн). В результате 15 мая лодка вошла в Кильский канал с полностью растраченным боезапасом и с чувством выполненного долга у экипажа. U-9 была отправлена на верфь, где ей предстоял капитальный ремонт.
После лодка переведена на Балтику. 15 июня Шписс привёл лодку в Данциг, а 18 июля – в Либаву, откуда U-9 начала боевые действия против нового противника – русского флота.
Первый боевой поход на Балтике был связан с проникновением лодки в Финский залив с целью сбора разведданных. Второй поход U-9 состоялся в августе 1915 года. На этот раз Шписс повёл свою лодку к острову Утё, который входил в систему морского укрепрайона, именовавшегося Або-Аландской шхерной позицией.
Там 9 августа он попытался атаковать русскую субмарину «Кайман» которой командовал Мессер 1-й самый результативный подводник русского флота[5]. Но Шиссу не везло: сначала он посадил U-9 на камни, а потом и сам был атакован противником, но, к счастью для немецкого экипажа, торпеды прошла мимо лодки. В ходе других походов Шписс имел ещё несколько столкновений с неприятельскими подлодками как русскими, так и британскими (HMS E-1, HMS E-8, HMS E-9 и HMS E-19), действовавшими с русских баз. В статье про подлодку «Минога»[6], мы уже писали про её противостояние с U-9.
16 августа U-9 пришла к Моонзундскому архипелагу, где у острова Моон ею был потоплен английский пароход «Сербино» (Serbino, 2205 тонн), совершавший рейс Рига – Петроград.
По воспоминаниям Шписса, в ноябре его послали к Ревелю караулить в фарватерах вражеские суда. 5 ноября U-9 атаковала у острова Оденсхольм группу русских вспомогательных тральщиков, вставших на якорь во время шторма. Торпедой был поражён и затонул тральщик «ТМ-4» (бывший пароход «Даго» в 1080 тонн, реквизированный для нужд русского флота в 1914 году), на котором погибло семь моряков. Больше ничего существенного Шписсу на Балтике сделать не удалось.
20 апреля 1916 года U-9 была признана негодной для использования в боевых действиях и передана в распоряжение школы подводного плавания как учебная лодка. Шписс получил назначение на другую субмарину.
С апреля 1916 года U-9 не участвовала в боевых действиях и использовалась только для обучения подводников. 26 ноября 1918 года лодка капитулировала. В 1919 году её разделали на металл.
Есть много фотографии подлодки U-9, но мне не попадались её фотоизображения с «Крестом Веддигена».

Что касается самого «Креста Веддигена» с лодки SM U-9, то он уцелел и стал музейным экспонатом. Иоганн Шписс, перед переводом на другую лодку снял крест и передал в музей. В настоящее время он хранится в Музее подводных лодок в немецком городе Альтенбрухе.
Одна из «каноэ» — U-9 второй серии
После поражения Германии в Первой мировой войне, страна утратила возможность строить субмарины. Следующая подводная лодка U-9, относившаяся к типу II была построена только в 1935 году. Эти лодки прекрасно подходили для тренировки подводников, однако плохо для боевых действий в Атлантике. Из-за небольших размеров, тесноты отсеков и склонности к сильной бортовой качке в надводном положении немцы весьма пренебрежительно называли их «каноэ».

Новая U-9 также получила право на ношение «Креста Веддигена» на рубке, причем этот знак отличия на рубке появился не сразу, на первых фотоснимках, после вступления лодки в строй, на рубке лодке был только тактический номер 9.

Позже в знак признания заслуг Веддигена командующий кригсмарине гросс-адмирал Редер специальной директивой закрепил за новой лодкой под таким же номером право на Железный крест образца 1914 года по обеим сторонам рубки.

Германская подводная лодка U-9 до войны и её «Крест Веддигена» на рубке
С начала вступления в строй флота и до конца 1939 года U 9 входила в состав флотилии «Веддиген», которая 1 января 1940 года была переименована в 1-ю флотилию подлодок.
Лодка принимала активное участие во Второй мировой войне, в том числе и воевала против СССР на Чёрном море в 1942-1944 годах.
Второй лодке с номером U-9 принёс известность один из лучших подводников кригсмарине обер-лейтенант цур зее Вольфганг Август Ойген Лют (нем. Wolfgang August Eugen Lüth; 15 октября 1913 — 13 мая 1945). 30 декабря 1939 года он был назначен её командиром. Во время шести боевых походов на этой лодке он добился своих первых успехов, в частности, в мае 1940 года потопил французскую подводную лодку «Дорис» (Q 135 Doris). Подробнее о службе U-9 под командой Лют можно прочесть в статье «С железным крестом на рубке: Вольфганг Лют»[7]

В шестом походе субмарина получила большие повреждения чудом удалось дойти до базы, где после постановки лодки на ремонт было признано нецелесообразным использовать её в боевых действиях.
Подводный ас Второй мировой войны №2 Вольфганг Лют
11 июня 1940 года Лют сдал U-9 обер-лейтенанту цур зее Вольфгангу Кауфману (нем. Wolfgang Kaufmann), а сам получил назначение на новую лодку. Позже Лют станет подводным асом №2 кригсмарине и обладателем практически всех высших наград Германии того времени включая Рыцарский крест Железного креста с Дубовыми Листьями, Мечами и брильянтами.
После завершения ремонта U-9 была отправлена на Балтику, где вошла в состав одной из учебных флотилий и использовалась как учебная лодка для тренировки будущих экипажей боевых подлодок.
Начало Великой Отечественной войны ознаменовало новый виток в судьбе немецкой подлодки U-9. На Чёрном море немцам понадобились боевые корабли и подводные лодки. Переброска кораблей с других театров морем была невозможна, так как Турция не собиралась нарушать нейтралитет и открывать черноморские проливы для прохода военных кораблей воюющих держав. Немцам ничего не оставалось, как произвести переброску кораблей небольшого водоизмещения на Чёрное море по суше и рекам. Подводные лодки типа IIB как раз подходили для этого. Для Чёрного моря были выбраны три подводных лодки типа IIB — U-9, U-19 и U-24, затем отправили еще три лодки.
С лодок сняли дизели, электромоторы, аккумуляторные батареи и другое тяжёлое оборудование, а также срезаны рубки. В таком состоянии по рекам и сухопутному пути лодки были доставлены на Дунай в румынский порт Галац.
28 октября 1942 года U-9 была собрана на верфи в Галаце немецкими специалистами, и субмарина вошла в состав 30-й подводной флотилии Чёрного моря.
На Чёрном море лодка тоже добилось успехов, об походах и боевых успехах U-9 можно прочесть в статье «С железным крестом на рубке: против Советского Союза».[8]

U-9 действовала на Чёрном море до августа 1944 года, когда немецкая группировка кораблей на Чёрном море перестала существовать, а сама лодка была потоплена лётчиками черноморского флота.
20 августа 1944 года во время налёта пикирующих бомбардировщиков Пе-2 из состава 40-го БАП ВВС Черноморского флота на Констанцу U-9 получила прямое попадание бомбы и легла на грунт у пирса. Попытки немцев поднять лодку ни к чему не привели.

После оккупации Констанцы аварийно-спасательной службой советского Черноморского флота 22 октября 1944 года U-9 была поднята. Подлодка даже ненадолго зачислена в состав ВМФ СССР с присвоением обозначения ТС-16. 12 декабря 1946 года лодка была исключена из списков ввиду невозможности восстановления и сдана на разборку.
Так закончилась история второй лодки с номером U-9, но её «Крест Веддигена» стал русским трофеем и экспонируется теперь в музее Черноморского флота в Севастополе. Крест имел только один дефект, на нём нет королевской короны в верхнем луче креста. Существует версия, что она удалена в советское время «по политическим причинам».

Второй крест с рубки U-9 хранится в Военно-морском музее в Петербурге. После войны он был передан музею назначенным на бывшую U-9 командиром капитаном 3-го ранга А.И. Прокофьевым и доставлен в Ленинград из Севастополя сотрудником музея майором И.В. Рыжовым. Долгое время крест находился в запасниках и лишь недавно стал экспонатом зала №7, в котором представлена экспозиция по истории Балтийского флота в Первой мировой войне. Любопытно, что, в отличие от креста в музее Севастополя, крест в Петербурге сохранился в первозданном виде, включая императорскую корону.
Подводная лодка S 188
В Бундесвере также была подводная лодка под названием U-9. Эта лодка была зачислена в состав ВМС ФРГ 11 апреля 1967 года. Она относилась к проекту 205 и имела идентификационный номер в НАТО S 188. Третья U-9 также имела право на рубке нести «Крест Веддигена». Но в отличие от предыдущих лодок её Железный крест был намного меньших размеров, помещался в щите прикреплённый на рубку лодки.

Подводная лодка проекта 205 под НАТОвским номером S 188, она же немецкая U-9. На рубке виден «Крест Веддигена» в щите
Третьей субмарине U-9 выпала мирная служба. Её она провела в походах и учениях. За время своей службы лодка прошла 124.850 км, из которых 16.478 – под водой. После выведения из строя 3 июня 1993 года лодка U-9 была передана в музей техники в Шпейер, где она является экспонатом в наши дни. Сергей Мороз в статье «Подлодка S 188 проекта 205»[9] приводит много фотографий лодки-музея в том числе и её эмблемы.

Подводная лодка S 188 она же U-9 в Музее техники в Шпайере. Фото: С.Г. Мороз

В настоящее время в составе ВМФ Германии есть подводные лодки. Новые субмарины получают порядковые номера в порядке постройки и ввода в строй. Сейчас на вооружении стоят подводные лодки проекта 212А с немецкими номерами с U31 по U36. Так, что думаю в ближайшее время новой подводной лодки с номер U9 в немецком флоте не предвидится. Поэтому такую традицию как несение на рубке лодки коллективного знака отличия в виде «Креста Веддигена» мы тоже в ближайшее время в море не увидим.
Зато сами «Кресты Веддигена» и одну из подлодок U-9 можно увидеть в музеях России и Германии.
В одной из следующих статей мы поговорим про надводные корабли, которые также носили эмблему в виде большого Железного креста образца 1914 года. В ней речь пойдёт про шесть кораблей с гордым именем «Эмден».
P.s. Изображение нацистской символики, присутствующей на некоторых фотографиях в статье, используется только в образовательных (исторических) целях. 15 апреля 2015 года была опубликована официальная позиция Роскомнадзора, согласно которой демонстрация нацистской символики без целей пропаганды не является нарушением закона о противодействии экстремизму.
Каркотко Андрей Юрьевич Магистр политических наук, историк (изображения предоставил автор)
[1] Каркотко А.Ю. — С орденом «Pour Le Merite» на носу [Электронный ресурс]. // Интернет-журнал «Sammlung / Коллекция». Дата публикации: 13.04.2025. Режим доступа: https://sammlung.ru/?p=86670
[2] Веддиген, Отто [Электронный ресурс]. // Режим доступа: https://wiki.lesta.ru/ru/Navy:Веддиген,_Отто Дата обращения: 20.04.2025.
[3] SM U-9 была не единственной подлодкой весь экипаж которой был награждён Железными крестами. Так за потопление крейсера «Паллада» Железными крестами 2 класса был отмечен и экипаж подводной лодки SM U-26. О чём также есть фото подтверждение.
[4] Владимир Нагирняк — С железным крестом на рубке: зыбкая удача Отто Веддигена. [Электронный ресурс]. // Режим доступа: https://ucrazy.org/other/1462121179-s-zheleznym-krestom-na-rubke-zybkaya-udacha-otto-veddigena.html Дата обращения: 20.04.2025.
[5] Каркотко А.Ю. — «Волк» – самая результативная подводная лодка русского Балтийского флота. [Электронный ресурс]. // Интернет-журнал «Sammlung / Коллекция». Дата публикации: 14.04.2024. Режим доступа: https://sammlung.ru/?p=74032
[6] Каркотко А.Ю. — Герои с подводной лодки «Минога». Кто они? [Электронный ресурс]. // Интернет-журнал «Sammlung / Коллекция». Дата публикации: 20.03.2022. Режим доступа: https://sammlung.ru/?p=43185
[7] Владимир Нагирняк — С железным крестом на рубке: Вольфганг Лют. [Электронный ресурс]. // Режим доступа: https://ucrazy.org/other/1463065309-s-zheleznym-krestom-na-rubke-volfgang-lyut.html Дата обращения: 20.04.2025.
[8] Владимир Нагирняк — С железным крестом на рубке: против Советского Союза. [Электронный ресурс]. // Режим доступа: https://ucrazy.org/other/1464368968-s-zheleznym-krestom-na-rubke-protiv-sovetskogo-soyuza.html?utm_source=related Дата обращения: 20.04.2025.
[9] Сергей Мороз — Подлодка S 188 проекта 205. [Электронный ресурс]. // Режим доступа: https://dzen.ru/a/YeKyIi27sxqbPwrT Дата обращения: 20.04.2025.
__________________