Выставка «Драгоценные ордена в собрании Исторического музея» предлагает Вашему вниманию редкие предметы отечественной и зарубежной фалеристики. Некоторые предметы показаны впервые, например интереснейшая подборка фрачных наград на общей цепи и награды Сиама. Понравилась идея показать мундир Великого князя Константина Константиновича, как редко попадающий в экспозиции предмет, показывающий манеру размещения наград. Также вызвал интерес афганский орден Ф.Ф. Раскольникова. В экспозиции удачно реализована возможность показа аверса и реверса предметов.
Специально по просьбе коллег-фалеристов посетили выставку и встретились с заведующей отделом нумизматики Государственного Исторического музея, хранителем фонда иностранных орденов и наградных медалей, Александрой Калашниковой.
Алексей Сидельников и Михаил Тренихин
- Знак ордена Св. Людовика, Франция. Первая Французская империя (для королевства Италии). 1805—1814 (аверс и реверс)
- Знак ордена Железной короны, Итальянское королевство в составе Французской Империи, 1805 — 1814 г. (аверс и реверс)
- Знак ордена Св. Андрея Первозванного на орденской цепи, Российская Империя, конец XIX в.
- Цепь ордена того же Андрея, Российская Империя, конец XIX в.
- Звезда ордена Карлоса III, Королевство Испания, вторая половина XIXв.
- Центральный медальон звезды ордена Св. Екатерины, Российская империя, первая половина XIX в.
- Звезда ордена Св. Губерта, Королевство Бавария, конец XIX в.
- Звезда Священного Военного Константиновского ордена Св. Георгия, Королевство Обеих Сицилий, середина XIX в.
- Звезда ордена Сиамской Короны, королевство Сиам, конец XIX в.
- Звезда ордена Альбрехта Медведя, герцогство Ангальт, вторая половина XIX в.
- Комплект миниатюрных копий 30 европейских наград на золотой цепочке. Конец 1930-х гг., Латвия
- Звезда ордена Восходящего солнца, Япония, конец XIX в.
Выставка основана на иностранных наградах, на иностранных орденах, которые мы практически не выставляем в силу того, что мы – музей русской истории. У нас выставки в основном именно по русской истории. А коллекция иностранных орденов у нас совершенно замечательная, около двух с половиной тысяч предметов. Из них большая часть – это Германия. И очень, конечно, хотелось показать эту часть собрания. Я орденами занимаюсь давно, их нежно и трепетно люблю, ещё с момента учёбы на музеологии в Московском государственном институте культуры.
Суть выставки. Она расположена в кабинете председателя. И по новому нашему замыслу это помещение должно быть некоей золотой кладовой, сокровищницей, где будет выставляться что-то драгоценное. И будет целый ряд выставок. В данном случае – ордена.
Помещение маленькое, предметов не очень много – представлено 67 единиц хранения. А если попредметно – около сорока, поскольку иногда один предмет состоит из целого комплекса (например, цепи разъёмные, звенья раздельные).
- Знак ордена Великого Герцога Петра Фридриха Людвига на орденской цепи, Великое Герцогство Ольденбург, середина XIX в.
- Знак ордена Чёрного Орла на орденской цепи, королевство Пруссия, 1870-е гг.
- Знак ордена Св. Андрея Первозванного на орденской цепи, Российская Империя, конец XIX в.
- Знак ордена Железной Короны на орденской цепи, Австро-Венгрия, конец XIX в.
- Петра Фридриха Людвига
- Чёрного Орла
- Королевской ветви ордена Дома Гогенцоллернов, королевство Пруссия, конец XIX в.
- Железной Короны, соответственно, Австро-Венгерской
Идея выставки заключалась в том, чтобы, показав немного предметов, показать их со смыслом. Мы показываем фалеристику как предметы ювелирного искусства. У нас даются описания различных ювелирных техник, а в качестве иллюстрации даются ордена. Все зарубежные предметы – моё хранение. Есть и русские награды, но их здесь меньшинство.
В первом зале показаны цепи – все варианты цепей, которые есть в нашем музее (есть ещё несколько, но тех же орденов). Австрия (орден Железной короны), Пруссия (орден Королевского Дома Гогенцоллернов за военные заслуги, но тут знак и цепь из разных комплектов), Ольденбург (орден Заслуг герцога Петра-Фридриха-Людвига), Пруссия в составе Германской империи (орден Чёрного орла) и Российская империя (орден Андрея Первозванного).
Второй зал. Мы сделали описания, рассчитанные не на уровень специалиста сугубо по фалеристике, а на уровень посетителя. Простыми словами мы говорим о ювелирных техниках и немного про историю конкретных наград.
- Звезда ордена Альбрехта Медведя. Герцогство Ангальт
- Звезда Священного военного Константиновского ордена Святого Георгия. Королевство Обеих Сицилий. Середина XIX в.
Золотное шитьё представлено шитыми звёздами ордена Альбрехта Медведя (герцогство Ангальт) и Священного военного Константиновского ордена Святого Георгия (Королевство Обеих Сицилий).
Филигрань, редко использующаяся в фалеристике, иллюстрируется соединёнными звёздами орденов Святого благоверного князя Александра Невского и Святого равноапостольного князя Владимира, а также малым крестом ордена Святой великомученицы Екатерины.
Ещё одна витрина показывает основные техники изготовления орденов. И, что важно, тут мы показываем ордена с двух сторон. Обычно предметы фалеристики показывают лежащими на плоскости и видна только одна сторона. Я специально отобрала предметы, которые интересно посмотреть и с оборота. Они достаточно объёмные. Орден железной короны ранний, Святой Людовик тоже не очень поздний.
Что для нас важно – эта коллекция поступила к нам в 1950-х годах из Гохрана. Если говорить об иностранных орденах, то у нас, в отличие от Музеев Московского Кремля, где хранятся иностранные ордена русских императоров [см. интервью с заведующей научно-хранительским отделом «Оружейная палата» Музеев Московского Кремля Людмилой Михайловной Гавриловой], в основном деперсонализированные предметы. То есть это то, что было сдано в Гохран, а оттуда попало к нам. Когда из Гохрана распределяли вещи, наших сотрудников из отдела драгметаллов попросили помочь разобраться и благодаря этому многие хорошие предметы попали к нам в музей.
Но многие предметы были в очень плохом состоянии. А поскольку они не участвовали в выставках, то их не затронула реставрация. И я очень рада, что сейчас мы многое восстановили. У нас свой штатный реставратор Кирилл Анатольевич Кудрявцев, который специализируется именно на нумизматике и фалеристике. Проделана большая работа по восстановлению, по фиксации эмалей, которые сыпались.
Представленный мундир Преображенского полка несёт исключительно ознакомительный характер. Сам мундир принадлежал великому князю Константину Константиновичу. Награды подобраны по фотографии, они аналогичные, но не те самые, которые принадлежали ВККН. Эта колодка была представлены на выставке 2019 года «За службу и храбрость» к 250-летию ордена Святого Георгия. Колодка принадлежит генералу Алексееву (не белогвардейцу), но она соответствует по наградам колодке ВККН за исключением пары медалей. Интересно, что, когда мы надевали колодку на мундир, оказалось, что оригинальная была точно такого же размера – петли на лацкане идеально подошли. Конечно, у Константина Константиновича наград было гораздо больше, но тут уже вопрос уже в сохранении целостности мундира, который хранится в фонде тканей, и мы закрепили немного предметов именно в качестве примера ношения. Награды на мундиры мы вообще редко надеваем, с точки зрения сохранности — это не полезно. Здесь де мы сделали так, чтобы были и показательные вещи, и мундир при этом не портился. По-хорошему, можно было бы использовать чресплечную ленту ордена Андрея Первозванного, но для этого её пришлось бы скрутить, что нарушило бы принцип музейного хранения.
Миниатюрные копии, к которым у меня нежные трепетные чувства, мы представили географически: Европа, Россия, Азия, чтобы показать, что ими пользовались все. Долго думали, как продемонстрировать их зрителю, чтобы их и было видно, и при этом они не были бы похожи на «сохнущее бельё». И во время монтажа именно на эту витрину мы потратили больше всего времени, чтобы эти предметы достойно смотрелись.
Рядом есть экран с великолепной съёмкой. И все награды можно рассмотреть внимательно, каждую миниатюру. Это разработал наш отдел информатики, они настоящие молодцы.
На другом мониторе есть 3D-модели орденов, сделанные по фотографиям, которые можно покрутить со всех сторон.
Далее идёт раздел по огранке и закрепке камней, алмазной грани. А как пример представлен знаком и звездой баварского ордена Святого Губерта. Представленная звезда отечественного ордена Святой Екатерины XIX века у нас частично с бриллиантами, частично со стёклами. Из-за плохого состояния после выставке этот экспонат будет проходить длительную реставрацию.
Отдельный раздел посвящён эмалям. Гильоширование и роспись по эмали и характерный пример – знак португальского ордена Христа, где это очень хорошо видно. Гильош прямо-таки бросается в глаза. Далее – роспись по эмали и совершенно чудесный испанский орден Карлоса III, где великолепно выполнен образ Девы Марии.
Раздел перегородчатой эмали представлен сиамскими орденами – Белого слона и Короны Сиама. Это яркий пример! Они потрясающие, самобытные! И они не выставлялись, не использовались на выставках. И я решила именно ими проиллюстрировать технику перегородчатой эмали. Орден белого слона производит впечатление на всех моих знакомых, которые приходили на выставку. Не фалеристов, замечу.
- Знак ордена Белого Слона, Королевство Сиам, конец XIX в.
- Знак ордена Сиамской Короны, Королевство Сиам, конец XIX в.
Несколько отечественных орденов – Святого Владимира, Святой Анны и Святого Станислава с короной – моего любимого николаевского периода, 1840-е, 1850-егоды. Они очень красивые! Почти чёрная полированная эмаль. И именно в тот период вещи наиболее тонко проработаны. Более ранние – более грубые, более поздние – более тоскливые. У «Станислава» потрясающе проработанный растительный орнамент на короне. Любуюсь ими.
- Императорский орден Святого Равноапостольного Князя Владимира с мечами
- Императорский и Царский Орден Святого Станислава с короной
Следующий потрясающий пример – полированная эмаль и невероятно красивый японский орден Восходящего солнца. Его центральный медальон, если смотреть под углом, даёт блик как кошачий глаз. Очень лаконичный орден с высоким уровнем эстетики. А медальон особенный благодаря составу эмали и особой полировке.
Гравировка представлена афганским экспонатом – звездой ордена Вождя. Орден был учреждён во время правления эмира Хабибуллы-хана (1901–1919) и вручался по его личной инициативе. А в период правления Амануллы-хана (1919–1929) в Афганистане был введён ряд новых государственных наград, но и орден Вождя сохранился, хотя и с изменённым дизайном. Вообще награды были в состоянии «полусуществования» – появлялись, отменялись. А тут период начала Советского Союза и просоветского Афганистана. Этот экземпляр принадлежал нашему дипломату Фёдору Фёдоровичу Раскольникову (1892–1939), который был послом РСФСР в Афганистане (а позднее невозвращенцем в СССР). Жена дипломата передала его в ГИМ уже в конце советского времени. Для него центральный медальон выполнен из золота, а не позолоченного серебра, как было принято. Этот экземпляр отличается от стандарта.
- Знак ордена Св. Екатерины (Малый крест), Российская Империя, первая половина XIX в.
- Звезда ордена Сиамской Короны, королевство Сиам, конец XIX в.
- Звезда ордена Св. Губерта, Королевство Бавария, конец XIX в.
- Знак ордена Карлоса III, Королевство Испания, конец XIX в.
- Звезда ордена Св. Екатерины, Российская империя, первая половина XIX в.
- Знак Ордена Христа. Королевство Португалия. Конец XVIII — начало XIX вв.
- Знак ордена Святых Михаила и Георгия, Великобритания, конец XIXв.
- Знак ордена Бани военного дивизиона, тоже Великобритания, начало XX в.
Если подводить итог, то скажу, что мне казалось, что орденская тема узкая и мало кому интересная. Казалось бы, если пришёл не специалист, совершенно не связанный с историей… Но оказалось, что и для широкого круга – ордена – это красиво. И людям нравится! И журналистов было уже немало.
Меня спрашивали, почему мы не сделали выставку про историю орденов. А ответ прост – она должна быть на 700–800 предметов, а не такая камерная. Иначе ничего не будет выстраивается. Но если делать большую выставку, то это будут не только ордена, но и наградные медали, монеты с использованием орденов. Упомянутая выше выставка по ордену Святого Георгия включала 350 предметов. А если говорить про историю наградных систем – это должен быть масштабный проект.
Художник выставки — Кучумова Наталья Александровна, обязательно следует отметить её удачную работу.
Александра Калашникова
Государственный исторический музей
КАБИНЕТ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ (ГЛАВНОЕ ЗДАНИЕ)
109012, Москва, Красная площадь, д. 1
с 16 мая по 12 сентября 2022 года
Калашникова Александра Владимировна, кандидат исторических наук, заведующая отделом нумизматики Государственного Исторического музея, хранитель фонда иностранных орденов и наградных медалей.
Автор ряда научных статей по фалеристике и медальерному искусству.
Куратор и сокуратор выставочных проектов «За службу и храбрость. К 250-летию ордена Св. Георгия» (2019 г.), «Россия. Дорогами цивилизаций» (2022 г.), «Драгоценные ордена в собрании Исторического музея» (2022 г.)
Михаил Тренихин, Александра Калашникова и Алексей Сидельников
За помощь в создании материала благодарим
Марию Пономареву и Алексея Стрижова!
Редакция SAMMLUNG/КОЛЛЕКЦИЯ
За службу и храбрость. (ГИМ)
Выставка Александр III Миротворец (ГИМ)
Редкий портрет Александра III в ГИМ (ГИМ)
Свобода. Равенство. Братство (ГИМ)
Выставка Александр II. Освободитель (ГИМ)
Смолянки Левицкого в Москве (ГИМ)
Демонтаж памятника Минину и Пожарскому (ГИМ)
У нас не бывает провальных выставок. Людмила Гаврилова
75-летие Отдела нумизматики ГМИИ им. А.С. Пушкина
__________________