Третьяковская галерея открыла филиал в Калининграде. 12 июня посетители смогли ознакомиться с новыми экспозициями. Не откладывая, заместителю главного редактора журнала «Коллекция» Михаилу Тренихину удалось посетить новую площадку. Для интервью обратились к директору филиала ГТГ Камиле Байдильдиной. Мы давно знакомы и не будем кокетничать с читателями: общаемся «на ты».
Это интервью, как маленький дружеский подарок, выходит в день рождения Камили Эдигеевны! Редакция журнала её сердечно поздравляет и желает всяческих успехов!

- На прямой связи с Президентом России. Страница Вконтакте Камили Байдильдиной
Михаил Тренихин: Спасибо, что удалось уделить время, особенно на фоне конференц-связи с Президентом России! Кстати, как прошла презентация музея для Владимира Владимировича?
Камиля Байдильдина: Спасибо большое. Всё прошло прекрасно. Президент пожелал нам удачи и надеюсь, что все у нас получится!
М.Т.: От себя хочу поздравить и восхититься реализованным! Напомни, когда ты вступила в должность директора филиала и сколько длилась стройка?
К.Б.: Я вступила в должность в 2023 году, в апреле. А в прошлом году, 1 апреля, переехала в Калининград. Стройка длилась с 2019 года, продолжалась весь этот период. И последний год мы занимались пуско-наладочными работами, основными инженерными системами и сетями. Поэтому целый год мы действительно дошлифовывали то, что не было предусмотрено проектным решением и что необходимо было реализовать для того, чтобы уже принять большую выставку и посетителей.
М.Т.: То, что получилось, честно сказать, поражает! Огромное здание, очень просторно и светло, оборудование замечательное. И, самое главное, забегая вперёд, шедевры Третьяковки, которым в Москве тесно было бы, тут поданы с бóльшим количеством воздуха.
К.Б.: Надо сказать, что на самом деле Калининград очень ждал открытия Третьяковской галереи. Не проходило, наверное, месяца, чтобы где-нибудь в информационном поле не появлялось сообщение о приближающемся открытии. Поэтому так много гостей, поэтому очень ожидаемое, долгожданное событие.
- Искусствовед Михаил Тренихин у здания Третьяковской галереи в Калининграде. Тёплый июньский день 2025 года, напоминающий по погоде октябрь. Но нас погодой не остановить!
- Здание Третьяковской галереи в Калининграде
- Не только театр начинается с вешалки. Очень удобные конструкции в гардеробе Третьяковской галереи Калининграда
- Супрематические пригласительные билеты обыгрывают неоконструктивизм здания ГТГ Калининград
- Зона отдыха в Третьяковке Калининград
Музейный магазин Третьяковской галереи в Калининграде
- Музейный магазин Третьяковская галерея Калининград
- Музейный магазин, вид из иллюминатора второго этажа
- Музейный магазин. Обратили внимание на авторские украшения ювелира из Петербурга Анны Терещенковой
Постоянная экспозиция «Зал истории Третьяковской галереи»
Постоянная экспозиция «Зал истории Третьяковской галереи» знакомит посетителей с историей создания Третьяковской галереи, продемонстрирует путь от замысла создателей и небольшого здания в Толмачах до известного музея национального искусства, объединяющего малые музеи в Москве и три филиала. В экспозиции представлены архивные документы, фотографии, видеофильмы, инсталляции. История Третьяковской галереи тесно связана с историческими, общественно-политическими и художественными процессами в стране – этот контекст кураторы учли, разделив пространство проекта на восемь хронологических периодов: замысел создателей и появление частной галереи, перестройка экспозиции по научному принципу, эвакуация музейной коллекции в годы Великой Отечественной войны и так далее – до современного этапа.
- Постоянная экспозиция «Зал истории Третьяковской галереи»
- Постоянная экспозиция «Зал истории Третьяковской галереи»
- Постоянная экспозиция «Зал истории Третьяковской галереи». Рассказ о периоде Великой Отечественной войны, эвакуации произведений и попадании бомб в главное здание

Выставка «Пять веков русского искусства»
«Пять веков русского искусства» — первая выставка, развернутая в филиале Третьяковской галереи в Калининграде. Беспрецедентный по масштабу проект отражает постоянную экспозицию музея на московских площадках в Лаврушинском переулке и на Крымском Валу, — только в сокращённом варианте. Более 300 произведений живописи и скульптуры тщательно отобраны и привезены в отстоящий на сотни километров от столицы Калининград, чтобы познакомить его жителей и гостей с уникальным собранием крупнейшего в России музея отечественного искусства. На выставке демонстрируется широкая панорама, развернутая в историко-хронологической последовательности начиная с XVI века и до конца ХХ века. Несколько произведений XXI века намечают наиболее яркие векторы развития искусства будущего.
М.Т.: Первое, на что обратил внимание — очень много гостей. Калининград, как отделённый регион России, изголодался по искусству? Или именно по такому уровню, который представил филиал ГТГ? Выставка «Пять веков русского искусства» — там аншлаг! И это, конечно, потрясает. Смотреть на людей и их реакцию на шедевры очень понравилось! Сотрудники филиала этой реакцией довольны?
К.Б.: Когда мы проектировали нашу первую выставку «Пять веков русского искусства», это было два года назад, собственно, с моим приходом, мы начали думать, чем же мы будем открывать наш грандиозный филиал. И тогда мы чётко понимали, что необходимо привести всё самое лучшее и интересное и представить полновесную картину, и, собственно говоря, составить представление о коллекции Третьяковской галереи для посетителей в Калининграде. Надо было показать все первые имена и сделать её максимально разнообразной и насыщенной. Поэтому много привезли и скульптур, и живописных работ.
М.Т.: Да, обратил внимание, что графики нет.
К.Б.: В следующую выставку мы будем достаточно много привезём графики. Это важно, показывает действительно характер коллекции Третьяковской галереи.
- Третьяковка в Калининграде. Выставка «Пять веков русского искусства». Центральный очень просторный холл
- Третьяковка в Калининграде. Выставка «Пять веков русского искусства»
- Третьяковка в Калининграде. Выставка «Пять веков русского искусства»
- Третьяковка в Калининграде. Выставка «Пять веков русского искусства»
- Третьяковка в Калининграде. Выставка «Пять веков русского искусства»
- Третьяковка в Калининграде. Выставка «Пять веков русского искусства»

- Третьяковка в Калининграде. Выставка «Пять веков русского искусства»
М.Т.: Не могу не отметить потрясающе собранную экспозицию. Произведения первого ряда. Очень понравились виды залов «на прострел». Неожиданно много скульптуры. Мой период, 1920-х—1940-х представлен очень добротно. Я, кстати, пары работ и не видел. Завершение выставки с чёрной гранитной скульптурой «К звёздам» Яниса Зариньша на фоне космического триптиха «Люди голубой планеты» Алексея Леонова и Андрея Соколова — совершенно гениальны! (Кстати, в этом году двойной юбилей художника-космонавта — 60 лет выхода Алексея Архиповича в открытый космос и 50 лет его участия в полёте Союз-Аполлон). Было запланировано и с первого раза получились, или долго «играли»?
К.Б.: Как музейщик ты знаешь, что часто бывает экспозиционный план на компьютере отличается от жизненных реалий. Тем более мы не знали ещё залы, мы их не чувствовали. И не совсем понимали, как будут играть работы в этих залах, в этой застройке. Поэтому многие вещи мы размещали уже по ходу, по месту, но для этого приехал целый музейный десант из головной Третьяковки: 29 хранителей, научных сотрудников, кураторов приехали уже непосредственно на монтаж всей выставки, чтобы расставлять, компоновать и, собственно говоря, сценировать финальные штрихи всей нашей выставки.
- Третьяковка в Калининграде. Выставка «Пять веков русского искусства»
- Третьяковка в Калининграде. Выставка «Пять веков русского искусства»

Пять веков русского искусства. Детали
- Спас Нерукотворный (фрагмент). 1706. Третьяковка в Калининграде
- Святая Великомученицы Варвара (фрагмент). 1774. Третьяковка в Калининграде
- Владимир Боровиковский. Портрет великой княжны Александры Павловны (фрагмент с жалованным портретом Екатерины II и звездой ордена Святой Екатерины). 1790-е. Третьяковка в Калининграде
- Николай Зауервейд. Пётр I усмиряет ожесточенных солдат своих при взятии Нарвы в 1704 году (фрагмент). 1859. Третьяковка в Калининграде
- Владимир Боровиковский. Портрет великой княжны Александры Павловны (фрагмент с жалованным портретом Екатерины II и звездой ордена Святой Екатерины). 1790-е. Третьяковка в Калининграде
- Николай Зауервейд. Пётр I усмиряет ожесточенных солдат своих при взятии Нарвы в 1704 году (фрагмент). 1859. Третьяковка в Калининграде

- Александр Иванов. Наружное дерево парка Киджи (фрагменты). 1840-е. Третьяковка в Калининграде

- Василий Смирнов. Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков (фрагменты). 1889—1890. Третьяковка в Калининграде
- Василий Кандинский. Всадник Георгий Победоносец. 1914—1915. Третьяковка в Калининграде

- Исаак Бродский. Аллея парка (фрагменты). 1911. 1930. Третьяковка в Калининграде
- Владислав Рожнев. Красная площадь. 1972. Третьяковка в Калининграде
- Тогрул Нариманбеков. Праздник Победы. 1973. Третьяковка в Калининграде

- Валерий Кокурин. Вечерний Ростов (фрагменты). 1986. Третьяковка в Калининграде

- Людмила Сошинская. Сервантес (фрагменты). 1993. Третьяковка в Калининграде
- Татьяна Соколова. Музыканты (ночные певцы). 1969. Третьяковка в Калининграде
- Владимир Немухин. Цифра 111. 1993; Цифра 69. 1993. Третьяковка в Калининграде
- Михаил Дронов. Лебединое озеро. 1994. Третьяковка в Калининграде
- Иосиф Бродский. Кентавры. 1986. Третьяковка в Калининграде
Детский музей «Море возможностей»
М.Т.: Последний блок — детский музей. Обратил внимание, что его, видимо, готовили сильно заранее?
К.Б.: Детский музей, на самом деле, мы придумали сделать сразу же. Это была моя инициатива, как только я пришла. Потому что, как ты помнишь, у нас в Царицыне — замечательный Детский музей [в 2018—2020 годах мы с Камилей были в рабочей группе по созданию Детского музея ГМЗ «Царицыно» — прим. М.Т.]. И мне очень нравится, когда дети приходят и развиваются уже в музейных пространствах. Это очень важно для того, чтобы научить их смотреть искусство, его понимать и начать его впитывать. Мы задумали этот детский музей для того, чтобы готовить будущих наших посетителей и приучать их уже ходить в музей как можно чаще, чтобы это стала нормой поведения. И вынашивали давно, реализовали и очень гордимся этим необычным музеем. И коллеги сейчас тоже планируют сделать такой же, ну или подобный в Москве, потому что тема детских музеев, как ты знаешь, и за рубежом очень актуальна. И в музее Виктории и Альберта в Лондоне уже появился целый огромный детский музей. И в Тэйт, и в Париже. Поэтому это, на самом деле, правильный путь к посетителям.
- Третьяковка в Калининграде. Детский музей «Море возможностей»
- Третьяковка в Калининграде. Детский музей «Море возможностей»
Сквозная метафора экспозиции Детского музея — это море, или водная стихия: мощная, прекрасная, грозная и вечно обновляющаяся, как и искусство. Поэтому и план залов музея похож на круги на воде, капли и даже на завиток раковины. Но в этом маленьком лабиринте трудно заблудиться. Путешествие в большую жизнь таит много опасностей, приключений и испытаний, но оно дарит и много возможностей. Прежде всего это возможность следовать в жизни за своей мечтой. Наш самый важный посетитель — это взрослеющий человек. Как и художник, он предается Мечтам, ищет замысел построения своей жизни и пытается разгадать ее Тайны. Для этого он неизбежно идет, как и подлинный художник, путем Исканий, учится, пускается в приключения, обретает опыт в преодолениях и противостояниях. Смело решается на Эксперименты. И, конечно, восполняет свои силы и ищет поддержку в Любви, как творческий человек — в признании. Вот почему эти выделенные слова служат названиями залов. Проходя через них, вы сможете познакомиться и с азбукой изобразительного искусства.
В каждом разделе будет сделан особый акцент на одном из его выразительных средств: композиции, линии, силуэте, светотени, фактуре, ритме и колорите.
В Детском музее МОЖНО:
В зале Мечты — проникнуть в «закартинье», наметить композицию и направление своей мечты, увидеть «карту заветных желаний», определить, какой вы мечтатель.
В зале Тайны — услышать пение песка, ощутить дрожь прибоя, пригласить на свидание светящуюся луну. Здесь происходит настройка на творческое воображение зрителя.
В зале Искания — отправиться в путешествие за приключениями и пройти вместе с героями картин трудные испытания. И одновременно сравнить особенности творческой манеры разных художников. Здесь можно покататься на волнах, а самым отважным даже оседлать их.
В зале Эксперименты — на ощупь попробовать множество фактур (поверхностей). Почувствовать и «увидеть» самые разные ритмы, которые помогают настройке наших чувств на восприятие образа.
В зале Любовь — Колорит смешать краски на чудесной палитре и полюбоваться ими, оценить свой выбор любимой цветовой гаммы, сравнив его с колоритом картин прославленных русских живописцев, а потом запустить их с цветовой палитры не только на экран, но и на «световое облако своей мечты».
Одним словом, в Детском музее можно научиться читать на языке искусства. И убедиться, что его необходимо понимать, чтобы:
• не потонуть в море знаний и образов, которые оно несёт, а гордиться, что чувствуешь себя в нем как рыба в воде;
• держаться на плаву во время общения (диалога) с произведениями, разгадывая их секреты;
• и самое главное — подзаряжать батарейки своих эмоций и энергии, которые так нужны для наполненной, счастливой жизни.
Каждый раздел Детского музея будет представлен как работами из Третьяковской галереи (цифровые или репродукционные воспроизведения), так и через подлинники высокого профессионального качества, принадлежащие современным мастерам — Леониду Тишкову, Мише Мосту, Платону Инфанте, Евгении Буравлевой, Ростану Тавасиеву, Виктору Глазунову, Алексею Трегубову, Дарье Коноваловой-Инфанте, Роману Ермакову и группе «Синий суп» (Алексей Добров, Даниил Лебедев, Александр Лобанов, Валерий Платконен).
М.Т.: Разделы детского музея, признаюсь, для меня лично оказались неравнозначными. Тактильный блок с морской тематикой (инсталляция «Шум моря»), понятной для Калининграда, привлёк внимание. А когда на заднем плане заиграл «Аквариус» Сен-Санса — аж мурашки по спине пошли. И тут для детей развитие воображения.
- Виктор Глазунов, Маргарита Морева. Инсталляция «Шум моря». Третьяковка в Калининграде. Детский музей «Море возможностей»
- Виктор Глазунов, Маргарита Морева. Инсталляция «Шум моря». Третьяковка в Калининграде. Детский музей «Море возможностей»
- Виктор Глазунов, Маргарита Морева. Инсталляция «Шум моря». Третьяковка в Калининграде. Детский музей «Море возможностей»
А вот картины (объекты?) Ростана Тавасиева, «выполненные» красками по холсту мягкими игрушками, мягко говоря, если не испугали, то удивили.

- Ростан Тавасиев. Носорог и нежность. 2024. Третьяковка в Калининграде. Детский музей «Море возможностей»
- Ростан Тавасиев. Полёт обезьяны. 2024. Третьяковка в Калининграде. Детский музей «Море возможностей»
- Ростан Тавасиев. Носорог и нежность. 2024. Пример этикетажа. Третьяковка в Калининграде. Детский музей «Море возможностей»
- Ростан Тавасиев. Полёт обезьяны. 2024. Пример этикетажа. Третьяковка в Калининграде. Детский музей «Море возможностей»
Понравилась схема-комикс с правилами поведения детей в музее. И про то, что надо экспонаты «трогать глазами». Кажется, что и взрослым такой ликбез надо устраивать.

- Экспонаты (в том числе видеоинсталляции на плазмах) руками не трогать!
- Примеры текстов в залах. Третьяковка в Калининграде. Детский музей «Море возможностей»
- Евгения Буравлёва. Любовь к путешествиям. 2024. Третьяковка в Калининграде. Детский музей «Море возможностей»
- Дети любят мониторы. Третьяковка в Калининграде. Детский музей «Море возможностей»
М.Т.: Да, я обещал смотрителям, что похвалю их. Меня раза три «отогнали» от картин, когда я, увлёкшись, заходил за серые линии. Но делали это так корректно и вежливо, что, правда, первую линию похвалю. Спасибо за удалённое время! Рад встрече и жду информацию о новых проектах! И ещё раз с днём рождения!
К.Б.: Спасибо! Всегда рада, увидимся!
- Искусствовед Михаил Тренихин и директор филиала Третьяковской галереи в Калининграде Камиля Байдильдина. 26 июня 2025 года. Фото: Александр Матвеев
Фотографии Михаила Тренихина (если не указано иное)
__________________