У нас не бывает провальных выставок. Людмила Гаврилова

in Интервью/Музей 2035 views

Добрый день, коллеги! Сегодня с нами смогла встретиться Людмила Михайловна Гаврилова, заведующая научно-хранительского отдела «Оружейная палата» Музеев Московского Кремля, доктор исторических наук. От вашего имени и от своего поздравляем Людмилу Михайловну с вступлением в должность!

Разговор с Людмилой Михайловной построим в продолжение её беседы с Екатериной Лапиньш (Таллинский музей орденов), стараясь не повторяться, но с учётом разных событий, произошедших за последнее время.

Редакция SAMMLUNG/КОЛЛЕКЦИЯ
Алексей Сидельников
Михаил Тренихин


А.С.: Людмила Михайловна, спасибо, что нашли время для беседы. Знакомы давно и собирались давно, но всё же не решались беспокоить.

М.Т.: Людмила Михайловна, в прошлом году у Вас был большой проект — международная конференция по фалеристике в Музеях Московского Кремля. Тяжело ли было всё это организовать?

Можно ли сказать, что среди фалеристов коллекционеров и музейных сотрудников — все Ваши друзья, или готовые откликнуться приятели?

Есть ли коллеги в мире фалеристики, с кем пришлось долго работать, налаживать отношения, чтобы появилось доверие?

Л.Г.: В прошлом 2019 году у меня было несколько ответственных проектов. В мае я участвовала в XIII Европейской конференции фалеристических обществ в Вене, выступала с докладом о награждениях австрийских монархов российскими орденами. Подготовка таких докладов и выступления на английском языке отнимает много сил, ты представляешь не только свой музей, но и в каком-то смысле свою страну.

Большим  выставочным проектом, который готовился почти весь год и был осуществлён в начале октября, стала выставка «За Службу и Храбрость. Награды России» во Владивостоке. Я была не только куратором и комиссаром выставки, но и автором издания к выставке. На ней были представлены ордена Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации из собрания Музеев Московского Кремля, включая знак ордена Св. Андрея Первозванного Петра I и орден «Победа» Рокоссовского. Выставка имела очень большой успех, коллеги из Приморского музея имени Арсеньева замечательно отработали на проекте, после моих нескольких методических занятий и лекций освоили очень сложный материал. Могу уверенно сказать, что они являются настоящими профессионалами и вкладывают в музейное дело свою душу. Мы очень рады, что успели завершить выставку и вернуть экспонаты в начале февраля этого года, до пандемии.

Международная конференция по фалеристике в Музеях Московского Кремля, о которой вы упомянули, была организована к открытию выставки в Парадном вестибюле Оружейной палаты, приуроченной к  250-летию учреждения Военного ордена Св. Георгия. Организовать конференцию было не очень сложно, коллеги из Научной части Музеев Московского Кремля профессионально этим занимаются не один год. Моё участие ограничилось приглашением зарубежных и российских специалистов на конференцию, подготовкой своего доклада и рассмотрением материалов для выступления, присланных участниками конференции, для составления программы.

Ольга Владимировна Дмитриева (Музеи Московского Кремля), Людмила Михайловна Гаврилова, Стивен Паттерсон (Королевская коллекция, Великобритания), Екатерина Лапиньш (Таллинский музей орденов), Том Бергрот (Королевская канцелярия рыцарских орденов Швеции)

Мне кажется, что все участники конференции с большой радостью откликнулись на наше предложение, на ней выступили с докладами не только сотрудники Музеев Московского Кремля, но и многие ведущие специалисты из российских музеев (Эрмитажа, Русского музея, Музея Артиллерии, ГИМа), представители архивных собраний, частных коллекций (А.Л. Хазин), провинциальных музеев. Наши зарубежные коллеги из Королевской коллекции Великобритании, Канцелярии королевских орденов Швеции, Таллинского музея рыцарских орденов были счастливы принять участие и выступить с докладами на конференции. К сожалению, из-за проблем с получением визы не смогли приехать специалисты по фалеристике из Франции и Австрии. Особым подарком для всех участников конференции стало посещение орденских залов Большого Кремлевского дворца и орденской выставки в Парадном вестибюле Оружейной палаты.

В этом году мы готовим по материалам конференции специальное издание, посвящённое истории Военного ордена Св. Георгия, которое будет опубликовано в следующем 2021 году. Надеюсь, что в издании своими статьями будут участвовать исследователи из музея Почётного Легиона (Париж) и из Военного музея (Вена). Учитывая очень большой интерес к истории знаменитого российского ордена во всем мире, мы также планируем публикацию английской версии после издания русского варианта.

На последние два вопроса могу с уверенностью сказать, что мне в жизни очень повезло с коллегами, почти все они становились моими друзьями. Не помню случая, чтобы мне с кем-то долго приходилось выстраивать отношения. Даже работая с рыцарями Ордена Св. Иоанна Иерусалимского в Риме и на Мальте над выставкой «Сокровища Мальтийского ордена», я никогда не чувствовала отсутствие доверия или непонимание. Наоборот, у меня возникало ощущение, что таких искренних, мудрых и великодушных друзей у меня никогда не было.

Людмила Михайловна Гаврилова, заведующая научно-хранительского отдела «Оружейная палата» Музеев Московского Кремля, доктор исторических наук

М.Т.: Вы дали блестящее интервью для наших общих друзей — Таллинского музея рыцарских орденов. Давно ли дружите? В первую очередь, наверняка, с Екатериной Лапиньш?

Л.Г.: Знакомству с Екатериной Лапиньш предшествовала удивительная история. В 2017 году я работала над монографией «Иностранные ордена российских императоров в собрании Музеев Московского Кремля», готовила текст к сдаче в научно-редакционный отдел. В праздничные дни на 8 марта моё семейство решило сделать мне подарок и отправили на несколько дней во Францию. Каждое посещение Парижа не обходится без визита в музей Почётного Легиона, сотрудники которого стали моими друзьями с 2011 года, когда я отбирала экспонаты из их коллекции на выставку «Сокровища Мальтийского ордена». Во время общения в музее, Анна де Шефдебьен – главный хранитель музея, вдруг задает вопрос о моём участии на конференции в Таллине. Я отвечаю, что не собираюсь участвовать, что я там никогда не была и ничего не слышала об этом музее. Французские коллеги, конечно, начали меня уговаривать, что хорошо бы там встретиться, познакомиться и пообщаться со специалистами из фалеристических обществ Европы. На прощание мне дали буклет о Таллинском музее с публикацией некоторых орденов из их коллекции. Каково же было моё удивление, когда я дома, исследуя архивный документ об ордене Белого Орла начала XVIII века с описанием расположения на нем алмазов, обнаружила, что он очень похож на орден из буклета Таллинского музея. Так началась у нас переписка с Екатериной Лапиньш, а потом случилось и личное знакомство, когда я приехала на конференцию и выступила с докладом о собрании орденов Музеев Московского Кремля и атрибуции знака ордена Белого Орла из Таллинского музея, который принадлежал императору Петру Первому.

Я очень благодарна своим зарубежным коллегам, которые внесли большой вклад в подготовку английской версии моей монографии – Екатрина Лапиньш перевела текст на английский, а Стивен Паттерсон (Steven Patterson) из Королевской коллекции Великобритании и Том Бергрот (Tom. C. Bergroth) из Канцелярии королевских орденов Швеции стали научными редакторами издания. В итоге, благодаря моим друзьям, монография получилась с аутентичным британским английским и выверенными данными об иностранных орденах наших монархов.

А.С.: Специалисты по фалеристике. Вы многих знаете и в России, и за рубежом. Кого бы выделили особенно?

Л.Г.: Все специалисты по фалеристике, с которыми я общаюсь и сотрудничаю, — профессиональны в своем деле и уникальны по-своему. Я затрудняюсь выделить кого-то особенно.

М.Т.: Валерий Дуров. Глубочайший специалист, оставивший много трудов, на которых многие выросли. Вы общались, дружили?

Л.Г.: Да, Валерий Александрович, прекрасный специалист и очаровательный человек. Мы, как коллеги, довольно часто общались, участвовали в нумизматических конференциях и чтениях, сотрудничали. У меня навсегда сохранились о нем самые светлые воспоминания… Мы с моими молодыми коллегами из Оружейной палаты собираемся участвовать в работе нумизматической конференции, посвященной памяти В.А. Дурова, которая планируется в октябре этого года в Историческом музее.

М.Т.: Вы руководите отделом фалеристики и русского металла XII—XVII веков. Большой разброс. Сколько специалистов у Вас под началом? А какие сектора (подразделения)? Ордена и ювелирные изделия — это понятно. Но художественный металл — очень обширное понятие.

Л.Г.: В Музеях Московского Кремля произошла реорганизация и я пока совмещаю руководство отделом «Оружейная палата» и Русским сектором, куда теперь входят и фалеристика, и весь русский художественный металл. Но по-прежнему храню собрание орденов и медалей. Да, понятие «русский художественный металл» очень обширное, сюда входят все художественные изделия из металла, включая царские венцы, братины, чарки, сервизы, ювелирные изделия и т.п. Отдел «Оружейная палата» состоит из Русского сектора, сектора Зарубежного художественного металла, Восточного сектора, сектора Тканей и сектора Оружия. В общей сложности около тридцати сотрудников.

М.Т.: Очень рады были получить от Вас приглашение на выставку отечественных орденов, приуроченную к 75-летию Победы во Второй Мировой войне. Кстати, интересно, что не Великой Отечественной. Многие забывают про разгром Квантунской армии, а Вы даже в названии не забыли.

Л.Г.: Да, к сожалению, многие не задумываются, что Великая Отечественная война является частью Второй Мировой войны, которая началась 1 сентября 1939 года и завершилась 2 сентября 1945. На выставке мы поставили задачу показать все военные награды России, начиная с жалованных золотых и наградных медалей до наград за военные заслуги в Российской Федерации. Выставка «Военные награды России. К 75-летию Победы во Второй мировой войне», которую мы открыли в вестибюле Оружейной палаты 3 июля этого года, — результат изучения и осмысления истории военных наград нашего государства. Представленные на выставке воинские награды демонстрируют связь времен в самые сложные периоды истории России, преемственность в наградной политике столь разных эпох – Российской империи, Советского Союза и современной России. На выставке также представлены один из орденов «Победа» Сталина за победу над Германией с наградными документами, а также ордена «Победа» командующего 2-м Белорусским фронтом маршала Рокоссовского (он командовал войсками на параде в честь Победы СССР над Германией 24 июня 1945 года) и командующего 1-м Дальневосточным фронтом маршала Мерецкова, который был награждён орденом «Победа» за победу над Японией, которая завершила Вторую Мировую войну.

А.С.: В прошлом году было множество проектов, посвящённых 250-летию ордена Святого Георгия. Всё интересно, но очень много. Есть положительные результаты от столь пафосно отмеченного события?

Л.Г.: Да, действительно, было много выставочных проектов. Учитывая, что самое большое собрание памятников, связанных с орденом Св. Георгия, включая оригиналы всех трех Статутов ордена и знаков ордена, хранится в Музеях Московского Кремля, мы принимали участие своими экспонатами в пяти выставках.

М.Т.: Очень приятно было видеть Вас в Царицыно, хотя там была выставка одной картины. Зато какой! Спасибо, что приехали тогда!

Л.Г.: Это вам огромное спасибо за незабываемый тёплый приём! Мы тогда посетили вас с нашими гостями, которые приехали для участия в выше упомянутой конференции – Стивеном Паттерсоном и Екатериной Лапиньш. Забавная история получилась с проездом на территорию музея-заповедника на машине. Из Музеев Московского Кремля пытались дозвониться, чтобы оформить пропуск на машину, но почему-то на звонки никто не отвечал. Мы уже почти подъехали, а вопрос о проезде всё ещё оставался нерешенным. Тут Екатерина Лапиньш вспомнила, что у нее есть виртуально знакомый сотрудник, некто Михаил Тренихин, нашла его телефон, позвонила – и все вопросы были решены! Да здравствует сообщество фалеристов!

Портрет Екатерины II со знаком на Георгиевской ленте и звездой кисти Левицкого – моя любимая картина. Впервые я её увидела во дворце Великих магистров в Валлетте на Мальте в 2011 году, когда готовила выставку «Сокровища Мальтийского ордена». В статье к каталогу я её опубликовала и описала историю, связанную с ней. Самое замечательное в выставочном проекте в Царицыно (кроме встречи с  портретом Екатерины II) для меня лично было то, что я смогла пообщаться с моими любимыми коллегами из Heritage Malta, которые привезли портрет. Во время моих пяти или шести посещений Мальты, — сначала для изучения архивов, музейных и частных собраний по подготовке нашей выставки, а затем для участия в выставке, посвященной 350-летию Великой осады в 2015 году, которая состоялась во Дворце Великих магистров, — мы с мальтийскими коллегами стали близкими друзьями. Своей ментальностью они очень похожи на нас — такие же добрые, гостеприимные и открытые. Особая моя благодарность коллегам из Царицыно и лично Михаилу Тренихину, которые смогли переправить экземпляры моей монографии на Мальту после закрытия выставки!

Заведующая научно-исследовательским отделом ГМЗ «Царицыно» Александра Стёпина, Старший куратор Таллинского музея рыцарских орденов Екатерина Лапиньш, Доктор исторических наук, заведующая сектором фалеристики и русского металла ХII—XVII вв. Музеев Московского Кремля Людмила Михайловна Гаврилова, Начальник департамента по связям, куратор Королевской коллекции Великобритании Стивен Паттерсон, Научный сотрудник научно-исследовательского отдела ГМЗ «Царицыно» Михаил Тренихин, Методист образовательного отдела ГМЗ «Царицыно» Александр Ляцос. Фото — Алексей Лизунов

Кстати, на нашей конференции принимала участие Людмила Алексеевна Маркина, которая написала буклет к выставке в Царицыно. Произнесла пламенную речь о портрете Екатерины II с орденом Св. Георгия, завершив призывом: «Кто еще не был на выставке, все – в Царицыно!»

Людмила Алексеевна Маркина, доктор искусствоведения, заведующая отделом живописи XVIII — первой половины XIX века Государственной Третьяковской галереи

М.Т.: У Вас был издан Статут ордена Святого Георгия. Прекрасная книга, благодарю за подарок! Хотим всем рекомендовать! Специально к дате подгадали, или давно планировали, но не удавалось?

Л.Г.: К празднованию 250-летия учреждения ордена Св. Георгия, Музеи Московского Кремля подготовили особый подарок для всех, кто интересуется историей отечества — издали оригинал Статута – законодательного документа об учреждении ордена Св. Георгия из нашего собрания. Он оформлен особым образом и подписан Екатериной II. Издание Статута предваряют статьи об истории ордена и об аллегорических композициях в рукописи, исполненные художником Козловым, которые мало кто видел. Презентация издания состоялась во Владивостоке в Приморском музее в рамках выставки Музеев Московского Кремля «За службу и храбрость. Награды России». Именно на этой выставке нами впервые была поднята тема преемственности военных наград: мы продемонстрировали в едином пространстве все знаменитые военные награды государства: орден Св. Георгия Российской империи, восстановленный в Российской Федерации орден, советские ордена в честь полководцев и орден Славы.

Нами были также проведены выставки, посвященные ордену Св. Георгия в вестибюле Оружейной палаты, как я уже упоминала, и в Большом Кремлевском дворце. Мы показали в День Героя, который кстати отмечается в день создания ордена Св. Георгия, уникальные памятники из нашего собрания, включая Статут ордена, орденские знаки императрицы Екатерины II, георгиевское оружие и яйцо Фаберже, посвященное награждению императора Николая II орденом Св. Георгия 4-й степени. Именно в Большом Кремлевском дворце, где собрались герои Советского Союза и герои Российской Федерации, можно было увидеть как георгиевская лента объединяет военные награды разных периодов истории России. На орденской колодке ветеранов ВОВ можно было увидеть орден Славы на георгиевской ленте, а на груди современных героев Российской Федерации знаки ордена Св. Георгия, восстановленные в 2000 году. Некоторым знаменитым Героям мы подарили издание Статута ордена Св. Георгия.

СТАТУТ ВОЕННОГО ОРДЕНА СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ПОБЕДОНОСЦА ГЕОРГИЯ 1769 ГОДА ИЗ СОБРАНИЯ МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ. М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»», 2019

А.С.: А вообще, выставки в основном делаете к круглым датам? Или есть другие интересные поводы?

Л.Г.: Выставки планируются не только к юбилейным датам, они готовятся по определенным темам, подводят итог многолетним исследованиям собраний, коллекций, направлений в художественном, декоративно-прикладном и других видах искусств.

А.С.: Музеи Московского Кремля. Даже название — уже уровень и статус. А бывают провальные выставки, или мероприятия? Или это невозможно? И как оценить уровень? Количество проданных билетов, отзывы в СМИ, отзывы рядовых посетителей, или же оценки специалистов?

Л.Г.: В Музеях Московского Кремля очень тщательно готовят и работают над выставками, у нас не бывает провальных выставок. Над выставочными проектами трудятся почти все отделы музея: кураторы, разрабатывающие концепцию выставки; научные сотрудники, которые работают над статьями и каталожными описаниями памятников; научно-редакционный и издательский отделы, которые готовят к публикации издание к выставке; выставочный отдел, который разрабатывает дизайн выставки, готовит оборудование и т.п.; научно-методический отдел готовит экскурсии и занятия по выставке для всех уровней посетителей; отдел рекламы и пресс-служба готовят свои материалы; отдел сувенирной продукции, также разрабатывает, заказывает памятные сувениры к выставке. И вся эта многогранная деятельность под самым пристальным вниманием и только с одобрения Генерального директора Елены Юрьевны Гагариной.

После выставочных проектов, которые длятся всего 2-3 месяца, остаются издания к выставкам. Я считаю, что таких каталогов к выставкам — тщательно продуманных; с научными статьями, которые отличаются новизной; изданием экспонатов выставки на высочайшем уровне полиграфии, — редко встретишь в выставочных проектах в нашей стране и за рубежом. Мне представляется, что успех выставки измеряется не числом посещений, а качеством поданного материала и уровнем новой информации, который могут почерпнуть для себя посетители. Это не дешевое балаганное зрелище, хотя зрелищность и притягательность новых памятников должна присутствовать на каждой выставке. Не случайно, когда я собираюсь в научные командировки по стране или в зарубежные страны и спрашиваю у коллег, что вам привезти из Москвы, — все дружно начинают перечислять издания Музеев Московского Кремля к выставкам и каталоги собрания.

М.А. Сарычева. ОРДЕНА «ПОБЕДА».
М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»», 2018

М.Т.: Какие труды Ваших коллег Вы могли бы выделить. Мы обратили внимание на книгу, посвящённую ордену «Победа». Это очень важная книга.

Л.Г.: Книга об ордене «Победа» написана сотрудником сектора фалеристики М.А. Сарычевой. Мы храним самую большую коллекцию из девяти орденов «Победа» — самого редкого по количеству награждений и самой драгоценной по уровню ювелирного исполнения. Автору удалось разрешить и прояснить ряд вопросов, которые неверно трактовались в литературе; книга является первой публикацией орденов «Победа» из собрания Музеев Московского Кремля.

М.Т.: Ваша книга «Державные кавалеры. Иностранные ордена российских императоров. Каталог выставки» 2010 года стала для меня настольной.

А.С.: А я хочу ещё раз поблагодарить за подарок — «Иностранные ордена Российских императоров в собрании музеев Московского Кремля»!

Л.Г.: «Державные кавалеры» стали первой публикацией иностранных орденов из нашего собрания, поэтому они отражают уровень наших знаний на тот момент. Многие проблемы и вопросы решались в ходе дальнейшего изучения, и в этом плане «Иностранные ордена Российских императоров в собрании музеев Московского Кремля» стали определённым итогом в изучении столь важной темы. Иностранные ордена наших правителей не только отражают династические союзы, но прежде всего являются определёнными символами побед и достижений России на международной арене и во внешней политике.

Большое внимание в нашем музее уделяют изданию каталогов собрания, мы в этом процессе опережаем все известные мне российские и многие зарубежные музеи. Не все научные сотрудники могут работать над каталогами собрания и монографиями, для этого надо иметь большой опыт работы с собраниями, архивами и научной литературой. Прежде чем поставить в план подобную работу какому-либо сотруднику, вопрос обсуждается на уровне отделов, а затем только выносится на решение Учёным советом музея.

М.Т.: Выставки. У Вас были как собственные большие кураторские проекты, так и участие в рабочих группах. Что за последние годы Вы могли бы отметить в качестве любимых выставочных проектов? От себя отметим, что понравилась выставка про Петра I (и как всегда благодарны Вам, что организовали приём и позвали блестящего экскурсовода!).

А.С.: Выставка Музеев Кремля во Владивостоке. «За службу и храбрость. Награды России. Из собрания Музеев Московского Кремля». Сложно представить все сложности, связанные с организацией отправкой материала через всю страну. Много ли подобных выездных проектов? И планируются ли в ближайшее время?

Л.Г.: Музеи Московского Кремля подписали договоры о проведении выставочных проектов с несколькими региональными музеями страны. Во Владивостоке у нас планируются ещё три выставки, в Екатеринбурге также ещё несколько выставок, а также в Краснодаре и в других городах. На сайте нашего музея можно ознакомиться с информацией о всех кремлевских выставочных проектах, которые уже состоялись или планируются.

М.Т.: Если что-то планируется, то является ли Ваш музей инициатором? Или это инициативы принимающих сторон?

Л.Г.: Как правило, мы предлагаем несколько выставочных проектов на выбор. Мне лично было удивительно, что во Владивостоке, например, после выставки «Карта России» они выбрали орденскую тему. Следующий выставочный проект уже будет связан с венчанием на царство и приходом к власти династии Романовых. Инициативы от принимающей стороны тоже обсуждаются.

А.С.: Очень приятно, что вошли в состав нашей редколлегии «Электронной энциклопедии униформологии и фалеристики». Работа идёт, хотя даже в библиографии на русском языке есть, что добавлять. Но и первый этап на 400 с лишним наименований мы считаем полезным. Стоит сегодня вообще уделять время истории, в т.ч. фалеристике, униформологии?

Л.Г.: Истории необходимо уделять внимание всегда! Я просмотрела присланные вами материалы по фалеристике, они подготовлены профессионально и на очень хорошем качественном уровне. Поэтому я дала вам согласие войти в состав редколлегии. Правда, при моей большой загруженности работой, я у вас, наверное, буду в роли «свадебного генерала» — не знаю как интерпретировать это выражение применительно к женскому полу…

А.С.: Музеи Кремля могут считаться самодостаточными? Или работа с частными коллекционерами может быть интересной и плодотворной для центрального музея страны?

Л.Г.: Мы очень плотно работаем с частными коллекционерами, они регулярно участвуют в наших проектах. Для меня, например, было большим удовольствием и честью работать с такой прекрасной коллекцией орденов, как у Андрея Леонидовича Хазина. Выставочный проект на основе его собрания  «Рыцарские ордена Европы» в 2015 году прошёл с большим успехом.

М.Т.: Не совсем по Вашей сфере деятельности, но не могу не спросить про Ваше отношение к музейным сувенирам. Что Вы считаете правильным для реализации и соответствующим уровню музеев? Для меня образец музейного магазина — V&A в Лондоне. При всей тиражности и разных носителях там следуют хорошему вкусу и чувству меры. А такие сувениры способствуют популяризации коллекции и истории в целом.

Л.Г.: Я обожаю музейные сувениры к выставкам, особенно, когда они изготовлены с большим вкусом. С удовольствием их покупаю для себя, для коллег и друзей. К сожалению, не все музейные собрания умеют их делать на качественном уровне. Разделяю ваши восторги насчёт музея Виктории и Альберта в Лондоне, но мне также очень нравятся музейные магазины Королевского собрания Великобритании в Виндзоре и в Галерее Букингемского дворца в Лондоне, замечательные сувениры в музее Метрополитен в Нью-Йорке, Художественной галерее и музеях Смитсоновского иститута в Вашингтоне, очень хороший уровень предложений в музее «Зеленые своды» в Дрездене, в австрийских музеях в Вене. Кроме сувениров в музейных магазинах должны быть множество других вещей, которые можно было бы купить на память в очень широком ценовом диапазоне и для посетителей разного уровня. Меня очень умиляет, когда я вижу, как у сувенирных киосков после экскурсии толпятся школьники разных возрастов, подсчитывают выделенные им дома деньги и решают, что можно на них купить на память о посещении Кремля. В этом плане у нас, мне кажется, есть, что предложить и взрослым, и детям. О, забыла сказать о музейном магазине в Царицыно! Там всегда меня привлекают изделия из керамики, фарфора и стекла авторской работы. Моё последнее посещение Царицыно в конце прошлого года обеспечило меня подарками для друзей к Новому 2020 году.


Ты представляешь не только свой музей, но и … свою страну!

Л.М. Гаврилова

Редакция SAMMLUNG/КОЛЛЕКЦИЯ и Людмила Михайловна Гаврилова

Знаки Победы

Екатерина с георгиевской лентой

К 250-летию учреждения ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия

Интервью с доктором исторических наук Людмилой Михайловной Гавриловой (Таллинский музей орденов)

 

Награды Российский Империи. Каталог

Купить награды

__________________

Обсудить материал на форуме >>>

Рекомендуем

Коллекция и время

Время и коллекционирование. Как связаны эти явления? Как одно влияет на другое?

Братья-славяне?

Сегодняшний материал приурочен к празднованию Дня славянской письменности и культуры. Славянство. Панславизм.

Уникальное и тиражное

Уникальное и тиражное, эксклюзивное и массовое — предметы коллекционирования. И как первые,
Перейти К началу страницы