Обращаясь к истории крупнейших мировых орденских систем, уже не в первый раз рассказываем о датском ордене Слона. Только внешний вид выделяет орден из ряда других: фигурка боевого слона нравится всем кто её видит. Но фигурка — не просто украшение, а древний символ, утвердившийся в европейской наградной системе, символ военной мощи и исключительности. В России известны несколько знаков ордена Слона. Один из них будет рассмотрен ниже.
Автор сегодняшнего материала Том Бергрот (Королевская канцелярия рыцарских орденов Швециии; Tom C Bergroth The Royal Order of Knighthood), ведущий специалист по крупнейшим мировым наградам.
Главный редактор Алексей Сидельников
История Датского ордена Слона неразрывно связана с историей католического братства Ордена Богородицы («Guds Moders Selskab»), основанного королем Дании Кристианом I (1448-1481) в 1457 году. Награждение этим орденом давало награждённым и рыцарское звание. Однако основные статуты ордена Слона могут быть датированы 9 октября 1464 года. В 1508 году король Ганс I (1481-1513) даровал «домпросту» Эрику Валькендорфу герб, связанный с его должностью. Эмблемой был слон с башней на спине, окружённый четырьмя золотыми лилиями на синем поле. Это самая первая связь со Слоном и Обществом. Это католическое общество исчезло в связи с Реформацией в Дании в 1536 году.
Датский орден Слона
- The Order of the Elephant Badge, model Frederik VI, early 1860´s. Знак ордена Слона Фредерика VI, начало 1860-х гг.
Примерно в 1580 году король Дании Фредерик II (1559-1588) восстановил будущий орден Слона и знак на золотой цепи — слона в золоте с эмалированной миниатюрой короля на спине слона и его монограммой на реверсе.
Во время правления его преемника, короля Кристиана IV (1588–1648) знак был изменён, поскольку король добавил к знаку свои монограмму и девиз.
В течение короткого периода (1616-1634) орден был связан с датским орденом Вооруженной Руки («Den Væbnede Arms orden»), и знак этого ордена был причислен к ордену Слона. Король Фредерик III (1648-70) придал знаку ордена его нынешний вид.
Во время его правления изменились правила ношения знака. Теперь его носили на перевязи через левое плечо и под правой рукой.
В 1663 году была введена вышитая серебром нагрудная звезда.
1-го декабря 1693 года король Кристиан V (1670-1699) издал статуты, которые в значительной степени остаются в силе до настоящего времени.
Первоначально общее число рыцарей, не считая членов королевской семьи, было ограничено числом тридцать. А с 1808 года количество рыцарей увеличилось более чем вдвое[1].
В 1958 году к статутам было добавлено, что и мужчины, и женщины отныне имели равный доступ к ордену. Больше не требовалось, чтобы носители принадлежали евангельской вере или даже были христианами. Также теперь кавалером может стать не только дворянин.
Каждый рыцарь должен иметь свой личный герб, изготовленный и выставленный в Часовне рыцарей в замке Фредериксборг в Хиллерёде.
Особые рыцарские одежды использовалось членами ордена с 1693 года по образцу английского ордена Подвязки до момента коронации Кристиана VIII в 1840 году.
Знак и орденская цепь из коллекции Андрея Хазина
Знаки редкого ордена время от времени изготавливались индивидуально на протяжении веков.
Поскольку знаки отличия возвращаются после смерти, соответственно и основная часть Слонов была доставлена обратно в канцелярию ордена, отреставрирована и украшена другой монограммой уже нового короля, находящегося у власти.
Настоящим ли является орден Слона, установить не так просто, так как он мог измениться, например, в связи с тем, что подвергался ремонту. И как раз из-за того, что орден является очень редким, и появляются копии и подделки. И также не следует забывать о том, что обладатели данного ордена также имеют копии для неофициального использования. Соответственно, изготавливаемые в частном порядке по причине ценности имеющегося оригинала[2].
Я сравнил несколько существующих Знаков ордена Слона разных временных периодов со Знаком из коллекции Андрея Хазина.
Несмотря на то, что установить происхождение этого знака достаточно сложно лишь по фотографиям, я всё же пришел к выводу, что этот знак может быть оригинальным.
Основанием для меня является возможность сравнить его со Знаком Слона в нашем Музее шведских орденов в Королевском дворце в Стокгольме (Швеция). Это — знак короля Карла XV (1826–1872), который был пожалован орденом Слона 16 июля 1846 года.
Этот знак соответствует знаку Андрея Хазина с аналогичными деталями по дизайну и стилю. Таким образом, он идентичен по исполнению.
Крепление камней в кресте сбоку идентично. У чёрного погонщика, сидящего на голове слона, нет стрелы и т.д. Подошвы ступней идентичны.
Что касается орденской цепи, которую мне не удалось детально изучить лично, она похожа на очень точную копию, сделанную в конце 19-го — начале 20-го века.
Следует помнить о том, что орденские цепи не выдавались иностранным рыцарям наряду со знаком, звездой и чресплечной лентой. Известно, что иностранные государи-кавалеры этого ордена иногда изготавливали собственные орденские цепи. И поскольку в большинстве случаев они не имеют клейм производителя, установить их происхождение является проблематично.
Если говорить конкретно об этом Знаке Слона, то петля не соответствует петле оригинального, хотя сходства присутствуют.
Источники:
Mogens Bencard og Tage Kaarsted (Editors): Fra Korsridder til Ridderkors. Elefantordenens og Dannebrogordenens historie, Odense (2nd print) 1994
Rolf Christensen: Danske Ordensinsignier. De Kongelige Danske Ridderordeners Insignier i Ordenskapitlets Samling, Næstvad 1998
Lars Stevnsborg: Kongeriget Danmarks ordener, medaljer og hæderstegn – Kongeriget Islands ordener och medaljer, Næstvad 2005
[1] До этого Знаки отличия Ордена были вручены королеве Луизе (1892 г.), королеве Александре (1912 г.) и королеве Ингрид (1947 г.).
[2] Примером может служить знак Слона в Музее Карла Густава Маннергейма, маршала Финляндии (Хельсинки). Когда в конце 1951 года дом Маннергейма был открыт в качестве музея, все его ордена и награды также были выставлены. Однако оригинальный/подлинный знак Ордена Слона, который был присвоен в 1919 году, был возвращен в Данию. Таким образом, принц Вигго (1893-1970), граф Русенборгский с 1924 года, являвшийся канцлером (1949-1970) датских рыцарских орденов, подарил музею свой дубликат Слона, «знак путешественника», который с тех пор так и выставлен на обозрение.
Том Бергрот, Королевская канцелярия рыцарских орденов Швеции (Tom C Bergroth The Royal Order of Knighthood), специально для SAMMLUNG/КОЛЛЕКЦИЯ Перевод на русский язык Ольга Жеглова
The Danish Order originates from a brotherhood, a fraternity named ‘Guds Moders Selskab’ (= The Order of God’s Mother), founded by king Christian I of Denmark (1448-81) in 1457. He awarded knighthoods of some order. The basic statutes of the Order of the Elephant may however be dated to October 9th 1464. In the year 1508 king Hans I (1481-1513) gave the ‘domprost’ Erik Walkendorf a coat-of-arms related to his office. The emblem was an elephant with a tower on its back, surrounded by four lilies, all of gold, in a blue field. This is the very first connection to the elephant and the society. This catholic society disappeared in connection with the Reformation in Denmark in 1536.
The Order of the Elephant
Around 1580 king Frederik II (1559-88) of Denmark reinstated the future Order of the Elephant and the badge, worn in a collar of gold, an elephant in gold with an enamelled miniature of the King on the adverse of the elephant and his monogram on the reverse. During the reign of his successor, king Christian IV (1588-1648) the badge was altered as the King added to the badge the monogram and motto of his own. During a short period (1616-34) the Order was affiliated with ‘Den Væbnede Arms orden’ (= The Order of the Armed Arm) and the badge of that order was attached to the Order of the Elephant. King Frederik III (1648-70) gave the badge of the Order its present form. During his reign the wearing of the badge changed. It was now worn from a sash over the left shoulder and under the right arm. In 1663 a silver-embroidered breast star was introduced. On December 1st 1693 king Christian V (1670-99) gave the Order its statutes, which to a large extent still are in force. The number of knights, not including members of the Royal family, was originally fixed to thirty. Since 1808 the number of knights has increased to more than the double. In 1958 was added to the statutes that both men and women henceforth had equal access to the Order.[1] It is no longer required that holders should belong to the evangelic faith or even be Christians. Also de demand for nobility has been abolished. Each knight shall have his personal coat-of-arms painted and displayed in the Chapel of Knights in Frederiksborg Castle in Hillerød. A special knight´s gown was used by members of the Order from 1693, modelled after the English Order of the Garter, up to the coronation of Christian VIII in 1840.
Badge and collar in the Andrey Khazin Collection
The badges of this rare Order have through centuries been manufactured individually from time to time. As the insignia are returnable upon death very many elephants were delivered back to the Chancery of the Order, repaired and refurnished with a new monogram of the then king.
It is difficult to establish wether an elephant is genuine as it may have been altered in connection with a repair and, due to that the order is very rare, copies and fakes appear. We also have to remember that holders of this order also have ordered privately so called ’traveller’s badges’ due to the value of the original badge[4].
I’ve compared several existing elephant-badges from various times with the badge in the collection of Andrey Khazin. Although it is difficult to establish its orginality based only on photographs I’ve come to the conclusion that it can be an original piece. I base it on the comparison with the Elephant-badge in our Museum of Swedish Orders in the Royal Palace in Stockholm (Sweden). It is the badge of King Carl XV (1826 – 1872), who was conferred the Order of the Elephant on 16 July 1846. This badge correspond to that of Khazin’s with the similar details in design and style, in other words the workmanship is identical. The mounting of the stones in the cross on the side is identical, the blackamoor sitting on the head of the elephant has no arrow etc. The sole of the foots are identical.
Regarding the collar, which I’ve not been able to examine in detail by hand, it seems to be a very fine copy made in the late 19th Century/early 20th Century. We have to remember that collars were not automatically given out to foreign knights together with the badge, star and sash. It is known that princely holders of this order had sometimes own collars manufactured. As the collars almost in every case are without hallmarks of the manufacturer it is difficult to establish its origin. In this case the loop for the badge does not correspond to that of an original one, although there are similarities.
Sources:
Mogens Bencard og Tage Kaarsted (Editors): Fra Korsridder til Ridderkors. Elefantordenens og Dannebrogordenens historie, Odense (2nd print) 1994
Rolf Christensen: Danske Ordensinsignier. De Kongelige Danske Ridderordeners Insignier i Ordenskapitlets Samling, Næstvad 1998
Lars Stevnsborg: Kongeriget Danmarks ordener, medaljer og hæderstegn – Kongeriget Islands ordener och medaljer, Næstvad 2005
[3] Before that ’the insignia’ of the Order had been conferred upon Queen Louise (1892), Queen Alexandra (1912) and Queen Ingrid (1947).
[4] An example is the badge of the Elephant in the Museum of Carl Gustaf Mannerheim, Marshal of Finland, Helsinki. When the home of Mannerheim was opened in late 1951 as a museum all the orders and decorations of Marshal Mannerheim were put on display permanently. However the original Elephant-badge [conferred in 1919] had been returned to Denmark. Thus Prince Viggo (1893-1970), Count of Rosenborg from 1924, as Chancellor [1949-70] of the Danish Orders of Knighthood gave to the museum his own duplicate elephant, a ’traveller’s badge’, which since then have been on display.
Tom C Bergroth, The Royal Order of Knighthood (Том Бергрот, Королевская канцелярия рыцарских орденов Швеции)
https://www.kreml.ru/media-data/blog/orden-slona/
У нас не бывает провальных выставок. Людмила Гаврилова
К 250-летию учреждения ордена Святого Георгия
К вопросу о подлинности наградных знаков
Вильям Похлёбкин. Слон. Символика
__________________