Смолянки Левицкого в Москве

in Музей/Новости 906 views

В Москве открылась выставка из собра­ния Русского му­зея, где пред­став­ле­на од­на из самых зна­менитых жи­во­писных се­рий русского ху­дож­ника Дмитрия Ле­виц­кого (1735—1822).

Шедевры Русского музея. «Смолянки»
Дмитрия Левицкого

в Государственном историческом музее

Из пресс-релиза ГИМ

Совместный проект с Русским музеем продолжает серию юбилейных выставок, посвящённых 150-летию Исторического музея, которое будет широко отмечаться в 2022 году. Основа экспозиции – серия портретов из цикла «Смолянки» известного отечественного художника второй половины XVIII века – Дмитрия Григорьевича Левицкого. Помимо портретов экспозиция до­полнена рядом произведений: портретами основателей Смольного института – Екатерины Великой и И.И. Бецкого, предметами прикладного искусства и исто­рическими фотографиями. Всего на выставке представлено более 90 предметов из собрания Русского музея.

Серия портретов «Смолянки» никогда полностью не покидала по­стоянную экспозицию Русского музея, лишь иногда отдельные полотна передавали на временные выставки. В Историческом музее все семь портретов вос­пи­танниц Смоль­ного института будут впервые экспо­нироваться в полном составе вне стен Русского музея.

И.Е. Яковлев. Портрет Д.Г. Левицкого. 1812 г. Холст, масло. Русский музей

«Смолянки» Д.Г. Левицкого – произведения знаковые не только для оте­чест­венного искусства, но и признанные шедевры ми­рового значения. Мы благодарны коллегам из Санкт-Пе­тербурга за такой ценный и действительно уни­кальный подарок к 150-летию Исторического музея», – говорит директор Исторического музея Алексей Левыкин.

Д.Г. Левицкий. Портрет Н.М. Давыдовой и Ф.С. Ржевской. 1772 г. Холст, масло. Русский музей

Открывают выставку портреты Екатерины II, И.И. Бецкого и Д.Г. Левицкого, демонстри­руя главную тему экспозиции – связь Смольного института, Смольного монастыря и Императорского двора в век Просвещения. Портретная серия рас­сматри­вает­ся на выставке и как «визитная карточка» выдающегося детища про­све­ти­тель­ской политики Екатерины Великой, воплощё­нного в жизнь И.И. Бецким – Им­ператорс­кого Воспи­та­тель­ного Общества бла­городных девиц (Смольный институт), учреж­дённого в 1764 г. при Смольном монастыре в Санкт-Петербурге. Смольный институт — первое в своем роде образцовое воспи­та­тель­но-обра­зо­ва­тель­ное учреждение, созданное в духе идей Просвещения, заложившее основу женского обра­зования в России.

Д.Г. Левицкий. Портрет Н.С. Борщевой. 1776 г. Холст, масло. Русский музей

Центром экспозиции является серия «Смолянки» Д.Г. Левицкого: юные ученицы предстают перед зрителем в процессе обучения – одни находятся в учебных комнатах, другие показаны во время занятий музыкой, танцами и драматическим искусством. На полотнах художника можно рассмотреть форменные платья, полагавшиеся воспитанницам разных возрастов, театральные костюмы и множество мелких деталей, характеризующих процесс образования и быта института в XVIII веке. Портреты отличают живописные новации и многообразие ком­по­зиционных и образных решений. В каждом изображении художник демонстрирует достоинства и ценность человеческой личности, широту её творческих возможностей, богатство  духовного и красоту материального мира. Портретная серия «Смолянок» стала высоким достижением отечественной живописной школы, пол­ноправно вошедшей во второй половине XVIII века в круг европейских национальных художественных школ.

Д.Г. Левицкий. Портрет Г.И. Алымовой. 1776 г. Холст, масло. Русский музей

Другой раздел выставки посвящен Смольному монастырю, где находился Институт благородных девиц с 1764 по 1806 год. Величественный архитектурный образ монастыря, который был возведён в середине XVIII века К.Б. Растрелли, представлен в листах графики первой половины XIX века. Дополняет представление о монастыре комплекс, состоящий из царских врат и фрагментов иконостаса Ека­терининской церкви монастыря, служившей домовым храмом Смольного института.

Д.Г. Левицкий. Портрет А.П. Левшиной. 1775 г. Холст, масло. Русский музей

По замыслу Екатерины II в институт обязаны были принимать преимущественно девочек из небогатых дворянских семей, а лучшие выпускницы должны были становиться фрейлинами. Воплощение этой идеи императрицы можно увидеть на портретах Д.Г. Левицкого, где наряду с пред­ста­витель­ницами известных древних российских фамилий, таких как князья Хованские, Хрущёвы, Ржевские, изображены воспитанницы, происходящие из скромных семейств. Важную связь между институтом и Императорским двором символически демонстрируют два экспоната: шифр фрейлины Екатерины II и шифр лучшей выпускницы Смольного института.

Д.Г. Левицкий. Портрет Е.И. Молчановой. 1776 г. Холст, масло. Русский музей

В отдельном разделе выставки экспонируются фотографии из альбома известного петербургского фотографа К.К. Буллы, посвящённые Смольному институту. Они позволяют увидеть обстановку, в которой проходила жизнь воспитанниц и почувствовать царивший в классах института дух дисциплины, неустанного труда и творчества.

Д.Г. Левицкий. Портрет Е.И. Нелидовой.
1773 г. Холст, масло. Русский музей

«Идеи осмысления пространства зала, сценографии и дизайна экспозиции обогащают восприятие выставки как художественного целого.  Мотив струящейся ленты, объединяющий всю экспозицию, восходит к эстетике XVIII века как один из самых по­пулярных и выразительных декоративных элементов эпохи, про­низывавший буквально все области искусства и быта, украшающий и костюмы «Смолянок»,  — отмечает архитектор выставки Агния Стерлигова.

 

 

 

Смолянки Дмитрия Левицкого

Смолянки Дмитрия Левицкого
Изображения:
 Русский музей (Санкт Петербург)
Государственный исторический музей (Москва)

Особая благодарность Алексею Стрижову (пресс-служба ГИМ)

 

Выставка

17 ноября 2021 года – 14 февраля 2022 года

Двусветный зал, Выставочный комплекс Государственного исторического музея

 

Алексей Левыкин. ГИМ 150 лет

Выставка Александр III Миротворец (ГИМ)

Редкий портрет Александра III в ГИМ (ГИМ)

Свобода. Равенство. Братство (ГИМ)

Выставка Александр II. Освободитель (ГИМ)

Портрет Екатерины Великой с георгиевской лентой. Д.Г. Левицкий

__________________

Обсудить материал на форуме >>>

Обсудить материал в Facebook >>>