Выставка в Государственном историческом музее "Александр III Миротворец"

Выставка Александр III Миротворец

in Музей/Новости 11450 views

К 175‐летию со дня рожде­ния импера­тора Александра III в Госу­дар­ствен­ном исто­ри­чес­ком музее 14 октяб­ря откры­та выс­тавка, посвя­щённая одному из самых знако­вых прави­телей России.

«Александру III судьба отвела чуть более 13 лет прав­ления. За это время он старался вывести Россию из бед­ственного поли­тического и эконо­мического поло­жения, поставив при этом задачу сохра­нения и укреп­ления самодержавной власти. Император всячески поощрял интерес к истории собственной страны, старался поддер­живать дух националь­ного самосоз­нания, патрио­тические чувства, гордость за свое Отечество. Задача нашей выставки — раскрыть образ Александра III и как государя, и как человека», — сказал Алексей Левыкин, директор Исторического музея.


Выставка представ­лена авторами важными перио­дами жизни император Александра III. Осмотр начинается известием о рождении Александра Александровича и закан­чивается уже памятью. Мы видим основные вершины его жизни, а это даёт возможность подробнее поговорить и об окружающих их событиях.

Интересно, что встретились и экскурсоводы, расска­зывающие об императоре, хотя и с разной степенью личной вовлечённости в тему. Но всегда расска­зывали, заинте­ресовывая слушателей.

Конечно, Александр Третий — миротворец. При нём не было никаких войн, Россия не втягивалась ни в какие операции. Это период, когда началось бурное строительство всего в России: и дорог, и предприятий, т.е. развитие капитализма в хорошем понимании слова, созидательном. Это Александр Третий. По своей морали и нравствен­ности он был образцом семьянина. … Сам он был прекрас­ным хозяином семьи, отцом нации и так остался! … Он самый оклеветанный император в истории русской, а особенно, советской науки. «Он ретроград, он консерватор», он кто угодно был, но только негативно оце­нивалась его деятель­ность… Это был настоящий русский царь, с русским духом, с русскими манерами.

Николай Сергеевич Леонов,
генерал-лейтенант КГБ СССР,
начальник аналитического управления КГБ СССР

Выставка в Государственном историческом музее
«Александр III Миротворец»

с 14 октября 2020 г. по 28 февраля 2021 г.

Выставочный зал «Александр III Миротворец». Портреты Великого князя Александра Александровича (1865 г.), императрицы Марии Фёдоровны (1869 г.) и наследника цеса­ревича Николая Александ­ровича (1865 г.). Автор художник И.А. Тюрин

На одной стене рядом висят три портрета художника И.А. Тюрина: великого князя Александра Александровича (1865 г.), императрицы Марии Фёдоровны (1869 г.) и наследника цесаревича Николая Александровича (1865 г.).

  • Портрет великого князя Александра Александровича. 1865. Художник Иван Алексеевич Тюрин (ГИМ) — слева
  • Портрет императрицы Марии Фёдоровны. 1869. Художник Иван Алексеевич Тюрин (ГИМ)
  • Портрет цесаревича Николая Александровича. 1865. Художник Иван Алексеевич Тюрин (ГИМ) — справа

Выставка начинается с записи Александра II (ещё наследника) о рождении сына Александра Александровича (будущего Александра III).

Памятная книжка Наследница цесаревича Александра Николаевича за 1845 год с записью о рождении сына, Александра Александровича (Государственный архив Российской Федерации)

Альбом-записную книжку великого князя Александра Александровича с рисунками и записями 1858-1863 представил Государственный архив Российской Федерации. Если это рисунок великого князя — он был мастер! Но полистать было нельзя, к сожалению.

  • Альбом-записная книжка Великого князя Александра Александровича с рисунками и записями 1858-1863 (Государственный архив Российской Федерации)
Предметы из коллекции цесаревича Александра Александровича. Минералогический музей имени А.Е. Ферсмана
Предметы из коллекции цесаревича Александра Александровича. Минералогический музей имени А.Е. Ферсмана
Выставка в Государственном историческом музее "Александр III Миротворец"
Предметы из коллекции цесаревича Александра Александровича. Минералогический музей имени А.Е. Ферсмана

Одним из учителей (преподавал законоведение) наследника цесаревича Николая Александровича и великого князя Александра Александровича был Константин Петрович Победоносцев. Позже Александр III также постоянно общался в Победоносцевым, считавшимся «серым кардиналом» при Александре III, что подтверждается многими современниками. Но при этом, эти же современники утверждают, самостоятельность Александра III в принятии решений.

Портрет К.П. Победоносцева (художник А.В. Маковский, 1899, Государственный Русский музей)

Портрет авторства художника Ивана Извекова, обнаруженный недавно, датирован 1874–1877 годами (подробнее читать здесь).

Портрет цесаревича Александра Александровича. 1874-1877. Холст, масло. Государственный исторический музей (художник Иван Извеков)

Большая государственная печать одним размером внушает уважение. А уж качество проработки деталей изображения и шрифтов — это уже задача для современных компьютерных технологий.

Большая государственная печать, Российская империя, 1880-е гг. (ГИМ)
Георгиевское юбилейное знамя 3-го батальона 2-го пехотного Софийского полка 1878 г.
Комната командующего Рущукским отрядом великого князя Александра Александровича (художник В.Д. Поленов, 1878 г.)

Генеральский мундир 12-го Астраханского гренадерского полка. Принадлежал императору Александру III (ГИМ), а на картине В.Д. Поленова «Комната командующего Рущукским отрядом великого князя Александра Александровича» он изображён именно в нём.

  • Генеральский мундир 12-го Астраханского гренадерского полка. Принадлежал императору Александру III (ГИМ), а на картине В.Д. Поленова «Комната командующего Рущукским отрядом великого князя Александра Александровича» он изображён именно в нём

Современно выглядят сделанные в экспозиции выдвижные ящики с документами, да какими документами! Предложение о принятии под Российский протекторат от Индии! Телеграмма генерала А.В. Комарова военному министру П.С. Ванновскому о разгроме афганцев!

Телеграмма генерал-лейтенанта А.В Комарова военному министру П.С. Ванновскому о победе над афганцами при Таш-Кепри 18 марта 1885 г. Российский государственный военно-исторический архив

В экспозиции представлена и шашка генерала Комарова. А генерал Комаров именно тот генерал, на действия которого были жалобы от англичан и награды от Александра III.

Шашка драгунская офицерская образца 1881 г. Золотое оружие «За храбрость». Принадлежала генералу А.В. Комарову. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
Портрет военного министра П.С. Ванновского (художник Н.Д. Дмитриев-Оренбургский, 1892 г., Государственный исторический музей)
Секретная военная конвенция между Россией и Францией 5/17 августа 1892 г. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ
Портрет генерала М.И Драгомирова (художник И.Е Репин, 1889 г., Государственный исторический музей)

Предметы восточного изготовления в экспозиции музея — очень красивые!

Орденский знак Бухарского эмирата (Государственный Эрмитаж)
Выставка Александр III Миротворец. Шашка с полумесяцем

При Александре III произошло изменение внешнего вида военной униформы. Общий вид был упрощён, приближен к исконно русским образцам одежды с прекращением использования многих элементов украшения, что неоднократно указывалось как решение ошибочное. Однако, внедрение в армию нового современного оружия, понимание важности и начало строительства современного флота, понимание собственной силы и уверенных политических действий, сделали и показали Россию сильным государством, со мнением которого следует считаться.

  • Прянишников И.П. Унтер-офицер Лейб-гвардии Преображенского полка. 1880-е. ГИМ
  • Прянишников И.П. Нижний чин Лейб-гвардии Преображенского полка. 1890-е. ГИМ

А вот экспонат, который не понравился. Представлен испорченный револьвер системы «Наган» — в таком виде, — с дыркой с боку ствола, — он выглядит просто мусором на выставке исторических вещей и никакого интереса не представляет. И не важно, что это сделано по решению принятого нормативного документа — вещь испорчена навсегда (тут можно говорить, что и осколки старых кувшинов выставляют, но тем не менее: оружие должно вызывать уважение). Ниже показана винтовка, также недавно навсегда испорченная.

Эпоха императора-миротворца является началом создания железнодорожных дорог в России. Сама история императора связана с постоянными поездками, в т.ч. с железнодорожным происшествием 1888 года с царским поездом в Борках, трагедией, в которой оказались члены царской семьи и Александр III.

Центральный музей железнодорожного транспорта РФ представил на выставке два экспоната, железнодорожные модели, привлекающие общее внимание:  паровоз (масштаб 1:10) и вагон (масштаб 1:7), т.е. макет паровоза меньше макета вагона. И просим обратить внимание на оформление выставочного зала — уже не первая выставка в этом зале Государственного исторического музея оформлена выше всяких похвал! Юлия Наполова — дизайнер. Благодарим!

Выставочный зал «Александр III Миротворец»
Паровоз пассажирский типа 1-2-0 серии Д завода Борзиг (масштаб 1:10, 1880-е гг. Центральный музей железнодорожного транспорта РФ)
Вагон пассажирский четырёхосный третьего класса Самаро-Златоустовской железной дороги (масштаб 1:7, 1890-е гг. Центральный музей железнодорожного транспорта РФ)
Выставочный зал «Александр III Миротворец»
Паровоз пассажирский типа 1-2-0 серии Д завода Борзиг (масштаб 1:10, 1880-е гг. Центральный музей железнодорожного транспорта РФ)
Вагон пассажирский четырёхосный третьего класса Самаро-Златоустовской железной дороги (масштаб 1:7, 1890-е гг. Центральный музей железнодорожного транспорта РФ)
  • Паровоз пассажирский типа 1-2-0 серии Д завода Борзиг (масштаб 1:10, 1880-е гг. Центральный музей железнодорожного транспорта РФ) Вагон пассажирский четырёхосный третьего класса Самаро-Златоустовской железной дороги (масштаб 1:7, 1890-е гг. Центральный музей железнодорожного транспорта РФ) — слева
  • Паровоз пассажирский типа 1-2-0 серии Д завода Борзиг (масштаб 1:10, 1880-е гг. Центральный музей железнодорожного транспорта РФ) Вагон пассажирский четырёхосный третьего класса Самаро-Златоустовской железной дороги (масштаб 1:7, 1890-е гг. Центральный музей железнодорожного транспорта РФ) — в центре
  • Вагон пассажирский четырёхосный третьего класса Самаро-Златоустовской железной дороги (масштаб 1:7, 1890-е гг. Центральный музей железнодорожного транспорта РФ) — справа
  • Паровоз пассажирский типа 1-2-0 серии Д завода Борзиг (масштаб 1:10, 1880-е гг. Центральный музей железнодорожного транспорта РФ) Вагон пассажирский четырёхосный третьего класса Самаро-Златоустовской железной дороги (масштаб 1:7, 1890-е гг. Центральный музей железнодорожного транспорта РФ) — слева
  • Вагон пассажирский четырёхосный третьего класса Самаро-Златоустовской железной дороги (масштаб 1:7, 1890-е гг. Центральный музей железнодорожного транспорта РФ) — справа
  • Вагон пассажирский четырёхосный третьего класса Самаро-Златоустовской железной дороги (масштаб 1:7, 1890-е гг. Центральный музей железнодорожного транспорта РФ) — слева и справа
  • Паровоз пассажирский типа 1-2-0 серии Д завода Борзиг (масштаб 1:10, 1880-е гг. Центральный музей железнодорожного транспорта РФ) — слева и в центре
  • Вагон пассажирский четырёхосный третьего класса Самаро-Златоустовской железной дороги (масштаб 1:7, 1890-е гг. Центральный музей железнодорожного транспорта РФ) — справа
Складень. С-Пб., 1888 г. Подарок поднесён императору Александру III 6-го ноября 1888 года в Царскосельском лицее от лейб-гвардии 2-го стрелкового Царскосельского батальона в память спасения царствующей семьи при крушении поезда на Курско-Харьковско-Азовской железной дороге 17 октября 1888 года. Государственный исторический музей
Карта Российской империи и сопредельных государств (1892-1902)
Карта Российской империи и сопредельных государств (1892-1902)
Выставка Александр III Миротворец. Фотография в кругу семьи
Выставка Александр III Миротворец
Выставка Александр III Миротворец
  • Портрет Александра Третьего в рапортом в руках (художник В.А. Серов, 1900 г., Государственный Русский музей)
  • Портрет императрицы Марии Фёдоровны (художник В.Е. Маковский ) 1912 г.
Выставка Александр III Миротворец

Очень красивые веера времени Александра Третьего удачно дополняют картину мирного царствования. Также о веерах в интервью с коллекционером Ольгой Затеевой.

Выставка Александр III Миротворец.
Два веера (1870-го и 1890-х гг.) из Государственного Эрмитажа
Портсигар императора Александра III (фирма К. Фаберже, мастер Э. Коллин, 1891-1894 гг., Музеи Московского Кремля)

Смерть Александра Третьего — один из шагов к гибели России, — окутана загадками и разными версиями. В 1912 году в Москве был поставлен памятник императору, монумент, выполненный архитектором Александром Померанцевым и скульпторами Александром Опекушиным и Артемием Обером просуществовал до 1918 года. А памятник императору Александру III работы скульптора Паоло Трубецкого (1909 г.) в Санкт-Петербурге, существует до сих пор.

На выставке представлен венок на открытие памятника Александру III в Москве от Государственной Думы, 30 мая 1912 г. (ГИМ): «Блюстителю Святой Веры Православной Могучему Самодержцу, Хранителю исконных прав народа Русского в Бозе почивающему Императору Александру III от Правых членов Государственной Думы 30 мая 1912 года»

Венок на открытие памятника Александру III в Москве от Государственной Думы, 30 мая 1912 г. (ГИМ)
Венок на открытие памятника Александру III в Москве от Государственной Думы, 30 мая 1912 г. (ГИМ)
Открытие моста Александра III в Париже (художник И.О. Миодушевский, 1901 г., Государственный Эрмитаж)

А для фалеристов на выставке отдельная витрина с наградными и юбилейными медалями периода царствования Александра III.

Знак ордена Подвязки. Принадлежал императорам Александру II и Александру III. Музеи Московского Кремля
Медаль «На восстановление Черноморского флота». Российская империя 1886 г. Государственный исторический музей

А вот это уже лишняя для нас информация, т.к. получается практически реклама партнёра выставочного проекта «Александр III Миротворец» — ювелирный дом AXENOFF, который представил украшения, наполненные старорусскими мотивами, близкими сердцу Александра III. Но работы нам очень понравились.

Участники выставки:

Государственный исторический музей
Государственный Эрмитаж
Государственный Русский музей
Музеи Московского Кремля
Военно‐исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
Центральный военно‐морской музей
Центральный музей железнодорожного транспорта РФ
Российский этнографический музей
Военно‐медицинский музей
Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана
Архив внешней политики Российской империи МИД РФ
Государственный архив Российской федерации
Российский государственный военно‐исторический Архив

Выставка с 14 октября 2020 г. по 28 февраля 2021 г.

Большая благодарность авторам выставки за удовольствие увидеть представленные в экспозиции предметы!

С уважением
Алексей Сидельников
Извините за фотографии, сделанные фотокамерой телефона

Предреставрационные исследования памятника императору Александру III

Редкий портрет Александра III в ГИМ

Свобода. Равенство. Братство в ГИМ

Первый Николай Второй

Борки. Чудесное спасение 1888 год

125 лет со дня смерти Александра III

Выставка Александр II. Освободитель (ГИМ)

Александр II. Юбилеи 2021 года

Награды Императорской России

__________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Илья Репин. Портрет великого князя Константина Константиновича

Рама для картины

Существует мнение, что ра­мы кар­­тин не имеют под со­бой ни­ка­кой смы­сло­­вой на­груз­ки,
Московский зоопарк

Зоопарк Москвы

Великий князь Николай Николаевич Стар­ший (1831-1891), 160 лет на­зад принял под своё покровительство Импе­раторское
Перейти К началу страницы