Иван Извеков. Портрет цесаревича Александра Александровича. 1874-1877. Холст, масло. Государственный исторический музей
Иван Извеков. Портрет цесаревича Александра Александровича. 1874-1877. Холст, масло. Государственный исторический музей

Редкий портрет Александра III в ГИМ

in Музей 6738 views

К юбилею императора Александра III (1845–1894), имя которого когда-то носил Импе­ра­торский Российский Ис­торический му­зей, по­явилась воз­мож­ность по­пол­нить живописное собрание музея новым изобра­жением правителя. Благодаря поддержке «Промсвязь­банка» Исто­рический музей приобрёл портрет великого князя Александра Александровича – редкое по иконографии изображение будущего императора и единственная известная работа художника Ивана Извекова.

Цесаревич изображён в генеральском мундире со знаками отличия генерал-адъютанта. Звания генерала от инфан­терии и генерала от кавалерии наследник получил 30 августа 1874 года. На портрете отсутствует знак ордена Святого Георгия 2 степени, по­жалован­ный великому князю 30 ноября 1877 года в ходе русско-турецкой войны и встре­чающийся на всех его последующих изображениях.

Портрет наследника создан на основе фотогра­фии, вы­полненной в мастерской «Вейзенберг и К°». Исполь­зование фотографии как оригинала для изображе­ния венценос­ных и вы­сокопо­ставлен­ных особ широко применялось в художест­венной практики второй половины XIX века. Этот же фото­портрет лёг в основу ряда лито­гра­фирован­ных обра­зов це­са­ревича 1876–1877 годов, выпол­ненных в мас­терских А. Стрельцова и П.А. Глушко. К этому иконо­гра­фическому типу относится и эстамп про­слав­ленного гравёра Ф.И. Иордана, созданный в 1877 году. Таким образом, картину можно датировать 1874–1877 годами.

Иван Извеков. Портрет цесаревича Александра Александровича. 1874-1877. Холст, масло. Государственный исторический музей
Иван Извеков. Портрет цесаревича Александра Александровича. 1874-1877. Холст, масло. Государственный исторический музей

Портрет отличает подробность и тщательность «отделки» изображения, сглаженная нивели­рованная фактура красочной поверхности, буквализм и нату­роподобие в передаче портретных черт и деталей военной формы. Эти живописные приёмы и портретная харак­теристика модели соответствуют господ&ahy;ствующей тенденции в заказном парадном портрете 1860–1880 годов. Приме­чательно, что данный тип изображения великого князя Александра Александровича в живописи встречается редко.

Автограф автора: Иван Извеков
Автограф автора: Иван Извеков

Портрет – уникальная подписная работа художника Ивана Извекова, о котором сохранилось мало сведений. В доку­ментах архива Академии художеств он упо­минается как отставной унтер-офицер и живописец-само­учка, ре­комендо­ванный новгородским губер­натором Э.В. Лерхе в 1867 году в Академию для усо­вер­шен­ствова­ния. Известно также, что Извеков был автором большого парадного портрета императора Александра II, украшавшего архив Министерства Иностранных дел в Москве (место­нахождение неизвестно). Портрет великого князя, попол­нивший собрание живописи Исторического музея, заново открывает публике имя забытого русского художника и являет редкое иконо­графическое изображение наследника престола.

Иван Извеков. Портрет цесаревича Александра Александровича. 1874-1877. Холст, масло. Государственный исторический музей
Момент транспортировки портрета
Иван Извеков. Портрет цесаревича Александра Александровича. 1874-1877. Холст, масло. Государственный исторический музей
Момент транспорти­ровки портрета

История бытования портрета примечательна. После революции картина попала в Артил­лерийский исторический музей (ныне – Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войсковой связи). Вероятнее всего, в музей картина поступила из собрания полкового музея. Примечательно, что значительная часть изобразительной коллекции Артил­лерийский музея в 1951 г. была передана в собрание Исторического музея. Сейчас в фондах ГИМ насчитывается 85 живописных полотен, поступивших из Артиллерийского исторического музея. Однако портрет Извекова был передан в 1948 году в Центральное хранилище Ленинградских пригородных дворцов музеев (ныне – ГМЗ «Павловск»). Откуда в 1951 году портрет был списан из музейного фонда и передан на киностудию «Ленфильм». В 1990-е годы из фондов «Ленфильма» картина поступила на антикварный рынок.

Таким образом, спустя 70 лет портрет цесаревича вновь оказался в музейном собрании.

А.О. Васильченко
Старший научный сотрудник Государственного исторического музея,
хранитель фонда видовой графики,
фотографии и живописи второй половины XIX века.
Фотографии пресс-службы ГИМ

Подготавливается выставка
«Александр III Миротворец»
Государственный исторический музей
(время проведения: 14 октября 2020 г. по 28 февраля 2021 г.)

Иван Извеков. Портрет цесаревича Александра Александровича. 1874-1877. Холст, масло. Государственный исторический музей
Иван Извеков. Портрет цесаревича Александра Александровича. 1874-1877. Холст, масло. Государственный исторический музей

Выставка Александр III Миротворец

Свобода. Равенство. Братство в ГИМ

Выставка Александр II. Освободитель

К 175-летию со дня рождения Александра III

125 лет со дня смерти Александра III

Открытие памятника Александру III

Николай II: семья и престол

Первый Николай Второй

Александр II. Юбилеи 2021 года

Награды Императорской России

__________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Илья Репин. Портрет великого князя Константина Константиновича

Рама для картины

Существует мнение, что ра­мы кар­­тин не имеют под со­бой ни­ка­кой смы­сло­­вой на­груз­ки,
Московский зоопарк

Зоопарк Москвы

Великий князь Николай Николаевич Стар­ший (1831-1891), 160 лет на­зад принял под своё покровительство Импе­раторское
Перейти К началу страницы