К юбилею императора Александра III (1845–1894), имя которого когда-то носил Императорский Российский Исторический музей, появилась возможность пополнить живописное собрание музея новым изображением правителя. Благодаря поддержке «Промсвязьбанка» Исторический музей приобрёл портрет великого князя Александра Александровича – редкое по иконографии изображение будущего императора и единственная известная работа художника Ивана Извекова.
Цесаревич изображён в генеральском мундире со знаками отличия генерал-адъютанта. Звания генерала от инфантерии и генерала от кавалерии наследник получил 30 августа 1874 года. На портрете отсутствует знак ордена Святого Георгия 2 степени, пожалованный великому князю 30 ноября 1877 года в ходе русско-турецкой войны и встречающийся на всех его последующих изображениях.
Портрет наследника создан на основе фотографии, выполненной в мастерской «Вейзенберг и К°». Использование фотографии как оригинала для изображения венценосных и высокопоставленных особ широко применялось в художественной практики второй половины XIX века. Этот же фотопортрет лёг в основу ряда литографированных образов цесаревича 1876–1877 годов, выполненных в мастерских А. Стрельцова и П.А. Глушко. К этому иконографическому типу относится и эстамп прославленного гравёра Ф.И. Иордана, созданный в 1877 году. Таким образом, картину можно датировать 1874–1877 годами.
Портрет отличает подробность и тщательность «отделки» изображения, сглаженная нивелированная фактура красочной поверхности, буквализм и натуроподобие в передаче портретных черт и деталей военной формы. Эти живописные приёмы и портретная характеристика модели соответствуют господ&ahy;ствующей тенденции в заказном парадном портрете 1860–1880 годов. Примечательно, что данный тип изображения великого князя Александра Александровича в живописи встречается редко.
Портрет – уникальная подписная работа художника Ивана Извекова, о котором сохранилось мало сведений. В документах архива Академии художеств он упоминается как отставной унтер-офицер и живописец-самоучка, рекомендованный новгородским губернатором Э.В. Лерхе в 1867 году в Академию для усовершенствования. Известно также, что Извеков был автором большого парадного портрета императора Александра II, украшавшего архив Министерства Иностранных дел в Москве (местонахождение неизвестно). Портрет великого князя, пополнивший собрание живописи Исторического музея, заново открывает публике имя забытого русского художника и являет редкое иконографическое изображение наследника престола.
История бытования портрета примечательна. После революции картина попала в Артиллерийский исторический музей (ныне – Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войсковой связи). Вероятнее всего, в музей картина поступила из собрания полкового музея. Примечательно, что значительная часть изобразительной коллекции Артиллерийский музея в 1951 г. была передана в собрание Исторического музея. Сейчас в фондах ГИМ насчитывается 85 живописных полотен, поступивших из Артиллерийского исторического музея. Однако портрет Извекова был передан в 1948 году в Центральное хранилище Ленинградских пригородных дворцов музеев (ныне – ГМЗ «Павловск»). Откуда в 1951 году портрет был списан из музейного фонда и передан на киностудию «Ленфильм». В 1990-е годы из фондов «Ленфильма» картина поступила на антикварный рынок.
Таким образом, спустя 70 лет портрет цесаревича вновь оказался в музейном собрании.
А.О. Васильченко Старший научный сотрудник Государственного исторического музея, хранитель фонда видовой графики, фотографии и живописи второй половины XIX века. Фотографии пресс-службы ГИМ
Подготавливается выставка
«Александр III Миротворец»
Государственный исторический музей
(время проведения: 14 октября 2020 г. по 28 февраля 2021 г.)
Свобода. Равенство. Братство в ГИМ
Выставка Александр II. Освободитель
К 175-летию со дня рождения Александра III
125 лет со дня смерти Александра III
Открытие памятника Александру III
Александр II. Юбилеи 2021 года
Награды Императорской России
__________________