Москва и москвичи в эпоху Александра Первого

in Новости музеев 2634 views

В музее-заповеднике «Царицыно» 31 мая открывается выставка, посвященная Москве 1801–1825 годов. В экспозиции – экспонаты, свидетельствующие о размеренном быте «допожарной» Москвы, опустошительном пожаре 1812 года и масштабных работах по восстановлению города.

«Выставка продолжает важную для исследовательской и экспозиционной деятельности музея историческую тему, она знакомит посетителей с неповторимым внешним обликом Москвы, патриархальным бытом её жителей, культурной атмосферой того времени, – рассказывает генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина. – Этот период особенно важен был и для Царицына, когда обновлялся наш пейзажный парк: появились павильоны “Миловида” и “Нерастанкино”, гротесковые мосты. Так Царицыно в начале XIX века из недостроенной императорской усадьбы стало популярным у москвичей местом для прогулок».

 

Москва и москвичи в эпоху Александра I

История любого города – это история его жителей. Один из первых залов экспозиции посвящен известным политическим деятелям, оставившим в конце XVIII века госслужбу в Санкт-Петербурге и удалившимся на покой в Москву. Этих удивительных людей иронично называли «московскими бессмертными», но они продолжали играть важную роль в обществе, к их мнению прислушивались и с ними чаще обычного соглашались. На выставке можно увидеть портретную галерею сановников в отставке: ближайшего сподвижника Екатерины II, графа Алексея Орлова‐Чесменского, дипломатов Ивана Барятинского и Ивана Остермана, военного губернатора Юрия Долгорукова и многих, кто вершил судьбы страны в прошлом.

В первой четверти XIX века Москва поражала гостей размерами (она была больше Парижа!) и невероятными, парадоксальными видами. Рядом с дворцами стояли избы, розарии соседствовали с огородами, конские бега на площадях проходили в один день с охотой на медведя. Столичного лоска город был лишён. Большинство улиц не были замощены, и летом зарастали травой, а весной и осенью утопали в грязи. Глинистая почва способствовала возникновению локальных болот – исключительно топких участков, не просыхавших в жару даже под стенами Кремля. Помимо них в Москве было множество чистых рек, ручьев и прудов, где москвичи стирались, купались и ловили рыбу в любую погоду.

Москва и москвичи в эпоху Александра I

В мае 1812 года московским генерал‐губернатором был назначен граф Федор Ростопчин, которому почти сразу удалось расположить к себе москвичей. Когда наступление наполеоновских войск на Москву стало неизбежным, Растопчин старательно поддерживал дух горожан – в частности, издавал патриотические объявления, которые вывешивали в людных местах и разносили по домам наподобие театральных афиш. «Ростопчинские афиши» были написаны на простом языке – прочитать их могли каждый обученный грамоте москвич. В экспозиции таких афиш несколько – и все они из коллекции Государственного исторического музея. Также на выставке можно увидеть знаменитое полотно Алексея Кившенко «Военный совет в Филях в 1812 году», на время перевезëнную из Государственной Третьяковской галереи в «Царицыно».

Москва и москвичи в эпоху Александра I

«На мой взгляд, главное место в экспозиции занимают живописные работы известного художника Федора Алексеева, дающие нам представление об удивительном образе “допожарной” Москвы, – считает историк и куратор выставки Александр Валькович. –Самому пожару 1812 года будут посвящены сотни экспонатов, среди которых литографии со сценами пребывания армии Наполеона в Москве, исполненные по зарисовкам с натуры двумя немецкими офицерами, участниками русской кампании: баварцем Альбрехтом Адамом и уроженцем Вюртемберга Христианом Фабер дю Фором. Именно их я бы рекомендовал искать в экспозиции в первую очередь».

Главные герои заключительной части выставки – это Осип Бове, Афанасий Григорьев, Доменико Жилярди и другие архитекторы, поднимавшие город из пепла. Москва до пожара и после – два разных города. В первом осталась милая сердцу патриархальность, во втором появились мощеные улицы и архитектурные шедевры, выведшие Москву в ряды первых европейских городов.

Александр Валькович, Елизавета Фокина, Александр Кибовский

Александр Валькович, Александр Кибовский
Александр Валькович, Александр Кибовский
Москва и москвичи в эпоху Александра I

А вот показатель профессионализма. Если внимание автора «500 неизвестных» Александра Кибовского обращено на картину — это может быть первым шагом к новому исследованию или книге!

Илья Туровский
Илья Туровский
Алексей Сидельников и Александр Валькович
Алексей Сидельников и Александр Валькович
Алексей Сидельников и Михаил Тренихин
Москва и москвичи в эпоху Александра I

Как нам сказал Александр Михайлович Валькович: «Выставка явилась результатом долгой работы. Но, этот результат оправдывает наши надежды. А в планах уже есть выставка, посвящённая Николаю Первому».

Благодарим за приглашение и предоставленные материалы пресс-службу ГМЗ «Царицыно»!

Фотограф Дмитрий Щёлоков — от души благодарим за профессионализм и сотрудничество!

Фотограф SAMMLUNG/КОЛЛЕКЦИЯ — внимательный Андрей Лобанов.

 

ГМЗ «Царицыно»

Москва,
ул. Дольская, д. 1

31 мая— 31 июля 2022 года

 

 


Лев Иванович Киль: профессия — военный, призвание — художник (А.М. Валькович)

500 неизвестных (А. Кибовский)

Царицыно. Интервью с Елизаветой Фокиной

Наполеон. Жизнь и судьба

Олег Плужников: Наполеоника в Европейском коллекционном фарфоре

_________________

>>><<<

Рекомендуем

Перейти К началу страницы