Посещение выставок для искусствоведа и музейного работника — естественная потребность. Даже не по долгу службы, а по призванию. Потому что это — личное дело. Таким личным делом стало знакомство с экспозицией «Александр II. Освободитель» в Государственном историческом музее (строго говоря, в здании бывшей Мосгордумы, позже Музея Ленина, а ныне Музея 1812 года ГИМ).
Заметки фалериста о выставке в ГИМе, или
профессиональная деформация
Но дно дело, если художественно-историческую, или историко-художественную выставку посещает простой человек (пусть даже музейный работник), совсем другое — коллекционер. Это я не о том, что коллекционеры — эдакие «сверхчеловеки» относительно остальных. Тут я не превозношу нашего брата, а скорее, в который раз констатирую диагноз: профессиональная деформация.
Так вот, что же можно сказать о выставке, увиденной глазами фалериста? То, что там есть, что посмотреть! Ордена, медали, должностные знаки, памятные жетоны, элементы униформы. Это вовсе не означает, что плохи другие экспонаты. Но, по общему ощущению, я больше уделяю внимания мелочам в витринах, на которые другие посетители обращают меньше внимания. И это именно профессиональная деформация. Вообще, дело в том, что эпоха Александра II дала нам много предметов фалеристики. Крымская война, интересующая меня Русско-турецкой война и освобождение балканских народов от турецкого ига, Кавказская война, походы в Средней Азии. То есть только военные кампании обусловили выпуск значительного количества, посвящённых им медалей. Награды эти широко известны коллекционерам и популярны у наших коллег. Нельзя забывать и об отмене крепостного права и реформах Александра II: эти события нашли отражение в гражданской фалеристике. И находили вплоть до правления Николая II, когда выпускались многочисленные жетоны к 50-летию освобождения крестьян в 1861 году. Выпуск должностных знаков также обусловлен реформами времени правления царя-освободителя. И они просто прекрасны! Эти предметы вполне отражают стилистику русского стиля, который начал формироваться в середине XIX века. И этот стиль, шлифовавшийся вплоть до революции 1917 я не могу назвать эклектикой, или псевдорусском стилем. Это именно русский национальный стиль: от нагрудных знаков и открыток, до архитектуры.
Итак, подытоживая написанное, ещё раз подчеркнуть — коллекционеру-фалеристу полезно пойти на эту выставку! И количество предметов фалеристики запечатлевших время приятно удивит. При этом, как и всегда, выставка ГИМа рассчитана не только на узкоинтересующихся профессионалов, но и на широкий круг людей. Сюда полезно приходить с семьёй и воспитывать у детей патриотизм, показывая реальные исторические раритеты. Найдётся интересное и для женщин, вообще чутко относящихся к персонам царственных особенно: романтические парные портреты государя с супругой, великолепный фарфор, удивительно красивый флакон для духов и многое другое понравится Вашей спутнице, если она не разделяет Ваше увлечение военной историей.
В общем-то выставка заслуживает твёрдую пятёрку с минусом. Минус только от того, что мне оказалось мало! А 200-летие государя императора достойно отмечено! Отдельно хочется поблагодарить куратора выставки, заместителя директора ГИМ по научной работе Андрея Дмитриевича Яновского! Кстати, коллеги обещали познакомить, поэтому надеюсь на встречу.
Итак, Выставка «Александр II Освободитель» проходит в Историческом музее с 4 апреля до 15-го октября 2018 г. в здании музея Отечественной войны 1812 года (бывший музей Ленина).
Заместитель главного редактора Sammlung/КОЛЛЕКЦИЯ, научный сотрудник ГМЗ «Царицыно», кандидат искусствоведения Михаил Тренихин
Александр II. Юбилеи 2021 года
Камергер-сирота. Расследование
Награды Императорской России
__________________