• falk-38.jpg
    Роберт Фальк. Автопортрет на фоне крыш. 1909. Холст, масло. Собрание Валентина Шустера, Санкт-Петербург
  • falk-40.jpg
    Я всё более и более чувствую, как постепенно расширяется круг людей, которым нравится моя живопись Роберт ФАЛЬК
  • falk-39.jpg
    Роберт Фальк. Обнажённая в кресле. 1922-1923. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
  • falk-37.jpg
    Пресс-показ выставки «Роберт Фальк» в Государственной Третьяковской галерее, 1 февраля 2021 года
  • falk-36.jpg
    Пресс-показ выставки «Роберт Фальк» в Государственной Третьяковской галерее, 1 февраля 2021 года
  • falk-35.jpg
    Пресс-показ выставки «Роберт Фальк» в Государственной Третьяковской галерее, 1 февраля 2021 года
  • falk-34.jpg
    Пресс-показ выставки «Роберт Фальк» в Государственной Третьяковской галерее, 1 февраля 2021 года
  • falk-33.jpg
    Пресс-показ выставки «Роберт Фальк» в Государственной Третьяковской галерее, 1 февраля 2021 года
  • falk-32.jpg
    Пресс-показ выставки «Роберт Фальк» в Государственной Третьяковской галерее, 1 февраля 2021 года
  • falk-31.jpg
    Роберт Фальк. Автопортрет с забинтованным ухом. 1923. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
  • falk-30.jpg
    Пресс-показ выставки «Роберт Фальк» в Государственной Третьяковской галерее, 1 февраля 2021 года
  • falk-29.jpg
    Роберт Фальк. Автопортрет. 1923. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
  • falk-28.jpg
    Роберт Фальк. Бухта в Балаклаве. 1927. Бумага, акварель, графитный карандаш. Государственная Третьяковская галерея
  • falk-26.jpg
    Роберт Фальк. Мост у старой тюрьмы. 1936. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
  • falk-27.jpg
    Роберт Фальк. В.Л. Зускин и С.М. Михоэлс в роле бадхенов. 1922-1925. Эскиз костюмов к спектаклю «Ночь на старом рынке» в Московском государственном еврейском театре (ГОСЕТ). Бумага, акварель, тушь, кисть, перо, белила, графитный карандаш, уголь. Государственная Третьяковская галерея
  • falk-25.jpg
    Пресс-показ выставки «Роберт Фальк» в Государственной Третьяковской галерее, 1 февраля 2021 года
  • falk-23.jpg
    Роберт Фальк. Воспоминание. 1929 (?). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
  • falk-24.jpg
    Роберт Фальк. Лежащая на тахте под портретом Сезанна (Р.В. Идельсон). Холст, масло. Частное собрание, Москва
  • falk-22.jpg
    Пресс-показ выставки «Роберт Фальк» в Государственной Третьяковской галерее, 1 февраля 2021 года
  • falk-21.jpg
    Пресс-показ выставки «Роберт Фальк» в Государственной Третьяковской галерее, 1 февраля 2021 года
  • falk-20.jpg
    Роберт Фальк. «Мулат» (Автопортрет). 1935. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
  • falk-19.jpg
    Роберт Фальк. Обнажённая (Габриэль). 1931. Холст, масло. Собрание Владимира Некрасова, Москва
  • falk-18.jpg
    Роберт Фальк. Автопортрет в красной феске и жёлтом шарфе. 1936. Эскиз картины «Автопортрет в красной феске». Картон, масло. Собрание Валентина Шустера, Санкт-Петербург
  • falk-16.jpg
    Роберт Фальк. Пейзаж с минаретами. Регистан. 1943. Холст, масло. Государственный Русский музей
  • falk-17.jpg
    Роберт Фальк. Золотой пустырь. Самарканд. 1943. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
  • falk-15.jpg
    Роберт Фальк. В белой шали (портрет А.В. Щекин-Кротовой). 1947. Холст, масло. Государственный Русский музей
  • falk-14.jpg
    Роберт Фальк. Москва. Улица Горького. 1956. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
  • falk-13.jpg
    Роберт Фальк. 7-8 ноября. Вид из окна мастерской. 1950. Холст, масло. Государственный Русский музей
  • falk-12.jpg
    Роберт Фальк. Автопортрет в красной феске. Написан в Подмосковье на станции "55 км" Ярославской ж/д на даче Нацваловых, где Фальк с женой Ангелиной Щёкин-Кретовой отдыхали летом 1957 г.
  • falk-10.jpg
    Роберт Фальк. Девушка с маской. 1939. Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш. Собрание Елены Громовой, Москва
  • falk-11.jpg
    Роберт Фальк. Ленинград. Ясный день. Нева. 1956, Бумага, акварель, белила. ГМИИ им. А.С. Пушкина
  • falk-08.jpg
    Роберт Фальк. Чеснок (фрагмент с подписью автора). 1935. Холст, масло. Собрание Алексея Тимофеева, Москва
  • falk-09.jpg
    Роберт Фальк. Чеснок. 1935. Холст, масло. Собрание Алексея Тимофеева, Москва
  • falk-07.jpg
    Роберт Фальк. Автопортрет в жёлтом. 1924. Холст, масло. Государственный Русский музей
  • falk-05.jpg
    Роберт Фальк. Обнажённая. 1915-1916. Холст, масло. Собрание Юрия Носова, Москва
  • falk-02.jpg
    Роберт Фальк. Автопортрет. 1921. Эскиз-вариант картины «Человек в плаще». Бумага, прессованный уголь, тушь, кисть. Дар автора. 1924. Государственная Третьяковская галерея
  • falk-06.jpg
    Роберт Фальк. Солнце. Крым. Козы. 1916. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
  • falk-03.jpg
    Пресс-показ выставки «Роберт Фальк» в Государственной Третьяковской галерее, 1 февраля 2021 года
  • falk-04.jpg
    Пресс-показ выставки «Роберт Фальк» в Государственной Третьяковской галерее, 1 февраля 2021 года. Искусствовед Любовь Пуликова

Роберт Фальк

in Музей 9635 views

Около 200 произведений Роберта Фалька, бо­лее чем из 40 собраний, объе­ди­ни­ла Третья­ковская га­лерея на выс­тав­ке на Крым­ском валу.

До настоя­щего вре­ме­ни ещё не было столь­ко ши­ро­ко­го обо­зре­ния твор­чества Фалька в пределах одного вы­ста­­вочного проекта.  В 2021 году будет 135 лет со дня рождения художника и выставка стала отличным подарком всем почитателям его творчества. 

Роберт Рафаилович Фальк (1886-1958) — художник, известный портретами, пейзажами и натюрмортами, выполненными в характерной творческой манере, связывающей западную и отечественную живопись. Сложно уверенно сказать, но чувствуется перевоплощение, решительное изменение автора при работе в разных стилях: модерн — авангард. Признаваемое влияние на Фалька школы Сезанна уступило место самобытному авангардизму, ставшему уже для многих советских художником периода важным художественным уровнем. Хотя ещё в двадцатые годы Фальк, преподавал во ВХУТЕМАС и, несомненно, влиял на направление и развитие нового советского искусства.

Пресс-показ выставки «Роберт Фальк» в Государственной Третьяковской галерее, 1 февраля 2021 года. Выступление директора галереи Зельфиры Исмаиловны Трегуловой

 

«Я всё более и более чувствую,
как постепенно расширяется круг людей,
которым нравится моя живопись»

Роберт ФАЛЬК

 

Пресс-показ выставки «Роберт Фальк» в Государственной Третьяковской галерее, 1 февраля 2021 года
Роберт Фальк. Обнажённая в кресле. 1922-1923. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Роберт Фальк. Автопортрет на фоне крыш. 1909. Холст, масло. Собрание Валентина Шустера, Санкт-Петербург
Пресс-показ выставки «Роберт Фальк» в Государственной Третьяковской галерее, 1 февраля 2021 года

Выставка Роберта Фалька, проходящая сейчас в ГТГ, это первая столь масштабная ретроспектива творчества художника после 1966 года. В 1966 году прошла посмертная выставка художника. Та экспозиция стала своеобразным возвращением имени Фалька не из забвения, но из замалчивания. Такой задачи перед экспозицией подготовленной сотрудниками Третьяковской галереи сегодня не стоит. Идея выставки достаточна проста, представить творчество мастера во всей полноте, и именно этим задача оказалась сложна, сложна в том числе для зрителя. Перед посетителем последовательно разворачивается хронология творчества мастера. Ученические опусы, увлечение импрессионизмом, сменяется яркими, сочными образами периода бубнового валета.

Пресс-показ выставки «Роберт Фальк» в Государственной Третьяковской галерее, 1 февраля 2021 года
Пресс-показ выставки «Роберт Фальк» в Государственной Третьяковской галерее, 1 февраля 2021 года
Пресс-показ выставки «Роберт Фальк» в Государственной Третьяковской галерее, 1 февраля 2021 года

Кстати, этот раздел абсолютно опровергает представление о Роберте Фальке, как о «тихом бубновым валете», которое вошло в историографию из воспоминаний его последней супруги Ангелины Щёкин-Кротовой. Фальк, безусловно где-то шёл за Ларионовым и Кончаловским, но в итоге он предложил свою линию, свой собственный стиль, с яркими художественными манифестациями. Рассматривая произведения 1910-1921 годов собранные вместе я осознала, что Роберт Фальк был одним из столпов русского сезаннизма, концептуалистом этого направления, он представляет проевропейского крыло русского авангарда.

Роберт Фальк. Автопортрет с забинтованным ухом. 1923. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Пресс-показ выставки «Роберт Фальк» в Государственной Третьяковской галерее, 1 февраля 2021 года
Роберт Фальк. Портрет Л.Я. Зевина (1903-1942). 1922. Холст, масло. Ярославский художественный музей
Роберт Фальк. Автопортрет. 1923. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Роберт Фальк. Бухта в Балаклаве. 1927. Бумага, акварель, графитный карандаш. Государственная Третьяковская галерея
Роберт Фальк. В.Л. Зускин и С.М. Михоэлс в роле бадхенов. 1922-1925. Эскиз костюмов к спектаклю «Ночь на старом рынке» в Московском государственном еврейском театре (ГОСЕТ). Бумага, акварель, тушь, кисть, перо, белила, графитный карандаш, уголь. Государственная Третьяковская галерея
Роберт Фальк. Мост у старой тюрьмы. 1936. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

Впрочем, выставка не является просто хронологическим показом. Хотя, очень ненавязчиво, но вопросы об оценке творчества мастера кураторы поставили. Например, заглавное произведение экспозиции, открывающее её — «Обнажённая в кресле». Это картина, показанная на скандальной выставке к 30-летию Московского отделения Союза художников в 1962 году. Не только работы группы «Новая реальность, но и «возмутительные и безыдейные» работы Фалька были раскритикованы Н.С. Хрущёвым и его подпевалами.

Но подобное проблемные повороты или акценты выставлены куратором я бы назвала слишком ненавязчивыми. В знакомстве с последующими периодами творчества, знакомстве с т.н. «эклектическим Фальком», путеводной линией являются его автопортреты и портреты. Перед нами проходит галерея образов сложных, напряжённых, настороженных, ищущих, которые словно стремятся воплотиться, найти границы реальности. В этом разительное отличие от ранних работ.

Пресс-показ выставки «Роберт Фальк» в Государственной Третьяковской галерее, 1 февраля 2021 года
Роберт Фальк. Лежащая на тахте под портретом Сезанна (Р.В. Идельсон). Холст, масло. Частное собрание, Москва
Роберт Фальк. Воспоминание. 1929 (?). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Роберт Фальк. «Мулат» (Автопортрет). 1935. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Роберт Фальк. Обнажённая (Габриэль). 1931. Холст, масло. Собрание Владимира Некрасова, Москва
Роберт Фальк. Автопортрет в красной феске и жёлтом шарфе. 1936. Эскиз картины «Автопортрет в красной феске». Картон, масло. Собрание Валентина Шустера, Санкт-Петербург
  • Роберт Фальк. Пейзаж с минаретами. Регистан. 1943. Холст, масло. Государственный Русский музей (слева)
  • Роберт Фальк. Золотой пустырь. Самарканд. 1943. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

Этот раздел самый многочисленный, он охватывает время от 1921 года и до смерти художника. В нём зрительно перемешиваются его заграничный период и произведения, созданные после возвращения в СССР в 1937 году. Надо сказать, что он наиболее сложен для восприятия. Конечно, тут есть и беспристрастная истина о том, что, сформировав свой собственный стиль к 1928 году, мастер остаётся верен ему, но со временем, особенно после возвращения в СССР, наблюдается творческая исчерпанность тем, образов. Как результат к концу выставки посетитель проходит вместе с художником путь его творческого угасания. Остались за скобками огромная тема «Фальк как педагог», удивительная роль Фалька хранителя, даже правильнее «связного», который передал европейский и авангардный опыт поколению шестидесятников. Но сам по себе опыт зрительского «проживания» творчества художника безусловно ценен, Фальк стал для меня ближе.

Роберт Фальк. В белой шали (портрет А.В. Щекин-Кротовой). 1947. Холст, масло. Государственный Русский музей
Роберт Фальк. Москва. Улица Горького. 1956. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Роберт Фальк. 7-8 ноября. Вид из окна мастерской. 1950. Холст, масло. Государственный Русский музей

* Вид из окна мастерской. А мастерская Роберта Фалька была в знаменитом доходном доме Перцовой (угол Соймоновского проезда и Кропоткинской набережной). Вход в здание ограничен, — побывать в нём удалось только в сопровождении сотрудника МИДа (и мидовцы знали, какое им досталось здание!), — но, благодаря этому полотну можно представить где мастерская располагалась и что видел художник.

Роберт Фальк. Автопортрет в красной феске. Написан в Подмосковье на станции «55 км» Ярославской ж/д на даче Нацваловых, где Фальк с женой Ангелиной Щёкин-Кретовой отдыхали летом 1957 г.
Роберт Фальк. Ленинград. Ясный день. Нева. 1956, Бумага, акварель, белила. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Роберт Фальк. Девушка с маской. 1939. Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш. Собрание Елены Громовой, Москва
  • Роберт Фальк. Чеснок. 1935. Холст, масло. Собрание Алексея Тимофеева, Москва
  • Роберт Фальк. Чеснок (фрагмент с подписью автора). 1935. Холст, масло. Собрание Алексея Тимофеева, Москва
Роберт Фальк. Автопортрет в жёлтом. 1924. Холст, масло. Государственный Русский музей
Роберт Фальк. Девушка с маской. 1939. Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш. Собрание Елены Громовой, Москва
Роберт Фальк. Солнце. Крым. Козы. 1916. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Роберт Фальк. Обнажённая. 1915-1916. Холст, масло. Собрание Юрия Носова, Москва
Роберт Фальк. Автопортрет. 1921. Эскиз-вариант картины «Человек в плаще». Бумага, прессованный уголь, тушь, кисть. Дар автора. 1924. Государственная Третьяковская галерея
Роберт Фальк. Спектакль «Ночь на старом рынке» в Московском государственном еврейском театре (ГОСЕТ). 1922-1925. Холст, масло
Пресс-показ выставки «Роберт Фальк» в Государственной Третьяковской галерее, 1 февраля 2021 года
Выставка «Роберт Фальк» в Государственной Третьяковской галерее
Михаил Тренихин с портретом Льва Зевина — одного из героев его диссертации «Камерная лирика в московской живописи 1930-х годов: «Группа пяти»» (2015) кисти Роберта Фалька

 

Александра Герасимова (Стёпина)
кандидат искусствоведения

Фото — Михаил Тренихин
заместитель главного редактора Sammlung/Коллекция,
кандидат искусствоведения

Как рисовал Пикассо

Марк Шагал. Проекция во времени

Коллекция Костаки

Скульптура и музей

Юрий Пименов

Выставка ВХУТЕМАС 100

Мобили. Последний нонконформист (Юрий Носов)

Коллекция купцов Щукиных

Прогноз цены на антиквариат

Уникальное и тиражное

Коллекция и время

Философия коллекционирования

Стиль и стильность

О музейном проектировании

75-летие Отдела нумизматики ГМИИ им. А.С. Пушкина

_________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Илья Репин. Портрет великого князя Константина Константиновича

Рама для картины

Существует мнение, что ра­мы кар­­тин не имеют под со­бой ни­ка­кой смы­сло­­вой на­груз­ки,
Московский зоопарк

Зоопарк Москвы

Великий князь Николай Николаевич Стар­ший (1831-1891), 160 лет на­зад принял под своё покровительство Импе­раторское
Перейти К началу страницы