Около 200 произведений Роберта Фалька, более чем из 40 собраний, объединила Третьяковская галерея на выставке на Крымском валу.
До настоящего времени ещё не было столько широкого обозрения творчества Фалька в пределах одного выставочного проекта. В 2021 году будет 135 лет со дня рождения художника и выставка стала отличным подарком всем почитателям его творчества.
Роберт Рафаилович Фальк (1886-1958) — художник, известный портретами, пейзажами и натюрмортами, выполненными в характерной творческой манере, связывающей западную и отечественную живопись. Сложно уверенно сказать, но чувствуется перевоплощение, решительное изменение автора при работе в разных стилях: модерн — авангард. Признаваемое влияние на Фалька школы Сезанна уступило место самобытному авангардизму, ставшему уже для многих советских художником периода важным художественным уровнем. Хотя ещё в двадцатые годы Фальк, преподавал во ВХУТЕМАС и, несомненно, влиял на направление и развитие нового советского искусства.
«Я всё более и более чувствую,
как постепенно расширяется круг людей,
которым нравится моя живопись»
Роберт ФАЛЬК
Выставка Роберта Фалька, проходящая сейчас в ГТГ, это первая столь масштабная ретроспектива творчества художника после 1966 года. В 1966 году прошла посмертная выставка художника. Та экспозиция стала своеобразным возвращением имени Фалька не из забвения, но из замалчивания. Такой задачи перед экспозицией подготовленной сотрудниками Третьяковской галереи сегодня не стоит. Идея выставки достаточна проста, представить творчество мастера во всей полноте, и именно этим задача оказалась сложна, сложна в том числе для зрителя. Перед посетителем последовательно разворачивается хронология творчества мастера. Ученические опусы, увлечение импрессионизмом, сменяется яркими, сочными образами периода бубнового валета.
Кстати, этот раздел абсолютно опровергает представление о Роберте Фальке, как о «тихом бубновым валете», которое вошло в историографию из воспоминаний его последней супруги Ангелины Щёкин-Кротовой. Фальк, безусловно где-то шёл за Ларионовым и Кончаловским, но в итоге он предложил свою линию, свой собственный стиль, с яркими художественными манифестациями. Рассматривая произведения 1910-1921 годов собранные вместе я осознала, что Роберт Фальк был одним из столпов русского сезаннизма, концептуалистом этого направления, он представляет проевропейского крыло русского авангарда.
Впрочем, выставка не является просто хронологическим показом. Хотя, очень ненавязчиво, но вопросы об оценке творчества мастера кураторы поставили. Например, заглавное произведение экспозиции, открывающее её — «Обнажённая в кресле». Это картина, показанная на скандальной выставке к 30-летию Московского отделения Союза художников в 1962 году. Не только работы группы «Новая реальность, но и «возмутительные и безыдейные» работы Фалька были раскритикованы Н.С. Хрущёвым и его подпевалами.
Но подобное проблемные повороты или акценты выставлены куратором я бы назвала слишком ненавязчивыми. В знакомстве с последующими периодами творчества, знакомстве с т.н. «эклектическим Фальком», путеводной линией являются его автопортреты и портреты. Перед нами проходит галерея образов сложных, напряжённых, настороженных, ищущих, которые словно стремятся воплотиться, найти границы реальности. В этом разительное отличие от ранних работ.
- Роберт Фальк. Пейзаж с минаретами. Регистан. 1943. Холст, масло. Государственный Русский музей (слева)
- Роберт Фальк. Золотой пустырь. Самарканд. 1943. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Этот раздел самый многочисленный, он охватывает время от 1921 года и до смерти художника. В нём зрительно перемешиваются его заграничный период и произведения, созданные после возвращения в СССР в 1937 году. Надо сказать, что он наиболее сложен для восприятия. Конечно, тут есть и беспристрастная истина о том, что, сформировав свой собственный стиль к 1928 году, мастер остаётся верен ему, но со временем, особенно после возвращения в СССР, наблюдается творческая исчерпанность тем, образов. Как результат к концу выставки посетитель проходит вместе с художником путь его творческого угасания. Остались за скобками огромная тема «Фальк как педагог», удивительная роль Фалька хранителя, даже правильнее «связного», который передал европейский и авангардный опыт поколению шестидесятников. Но сам по себе опыт зрительского «проживания» творчества художника безусловно ценен, Фальк стал для меня ближе.
* Вид из окна мастерской. А мастерская Роберта Фалька была в знаменитом доходном доме Перцовой (угол Соймоновского проезда и Кропоткинской набережной). Вход в здание ограничен, — побывать в нём удалось только в сопровождении сотрудника МИДа (и мидовцы знали, какое им досталось здание!), — но, благодаря этому полотну можно представить где мастерская располагалась и что видел художник.
- Роберт Фальк. Чеснок. 1935. Холст, масло. Собрание Алексея Тимофеева, Москва
- Роберт Фальк. Чеснок (фрагмент с подписью автора). 1935. Холст, масло. Собрание Алексея Тимофеева, Москва
Александра Герасимова (Стёпина) кандидат искусствоведения
Фото — Михаил Тренихин заместитель главного редактора Sammlung/Коллекция, кандидат искусствоведения
Марк Шагал. Проекция во времени
Мобили. Последний нонконформист (Юрий Носов)
75-летие Отдела нумизматики ГМИИ им. А.С. Пушкина
_________________