Пабло Пикассо. В Москве музеи закрыты. Поэтому посетим зарубежные, т.е. посмотрим, а что «у них» (со времён СССР не приходилось такое писать про заграницу). В Испании выбрали и решили осмотреть музей Пикассо в Барселоне, как дополнение к статье Выставка ВХУТЕМАС 100: не забываем, что Пабло Пикассо один из основоположников кубизма, совместно с Жоржем Браком (Georges Braque, 1882—1963) и Хуаном Грисом (Juan Gris, 1887—1927).
Пабло Пикассо (Pablo Diego José Francisco de Paula Juan Nepomuceno María de los Remedios Cipriano de la Santísima Trinidad Ruiz y Picasso, 25.10.1881—8.04.1973).
Музей Пикассо в Барселоне — это некоммерческая государственно-частная организация (Фонд Museu Picasso de Barcelona), которая с 1 января 2014 года управляет наследием и ресурсами Музея Пикассо, принадлежащими городскому совету Барселоны. Фонд — это инициатива, продвигаемая Институтом культуры Барселоны, основанная Городским советом Барселоны и Фондом культуры Барселоны.
В музее, открытом в 1963 году, находится 4.251 произведение Пабло Пикассо: картины, рисунки, эскизы, гравюры, керамика, скульптура. Но сегодня для посетителей представлены не все работы, составляющие постоянную коллекцию.
Основой музея послужила коллекция друга Пикассо Хáйме Сабартéса (Jaime Sabartés Gual (esp.), 10.06.1881 — 13.02.1968), подаренная им Барселоне в 1960-м году, как основа для организации музея художника.
Более двух тысяч работ в 1970-м году были предоставлены музею в Барселоне самим Пикассо.
No se trata de un museo en recuerdo de un origen, sino que es fruto de una amistad y de la vinculación de un hombre con su ciudad; la amistad entre Jaume Sabartés y Picasso, y el recuerdo de Picasso respecto a Barcelona
(Joan Ainaud de Lasarte)
Это не музей воспоминаний, а память о происхождении, а, скорее, плод дружбы и связи человека со своим городом; дружба Жауме Сабартеса и Пикассо и воспоминания Пикассо о Барселоне
(Хоан Айнауд де Ласарте)
Музей художника XX века занимает пять объединённых зданий: Дворец Беренгера д’Агилара (Palacio de Berenguer d’Aguilar, XIII век), Дворец барона Кастельет (Palau del Baró de Castellet, XIII век), Дворец Финестрес (Palau Finestres, XIII век), Дворец Мекка (Palau Meca, XIV век), и Дом Маури (Casa Mauri, XVIII век на римском фундаменте). Здания сами по себе очень красивые и интересные, как внутри, так и снаружи.
Внутренний дворик. Музей Пикассо, Барселона. Испания El patio del Museo Picasso. Museo Picasso de Barcelona, Cataluña, España
Сегодня фасад над входом в музей Пикассо в Барселоне ремонтируется и у нас просят извинения за неудобства. Но на работе музея это никак не сказывается: всё работает чётко. Сотрудников очень много. По крайней мере их больше, чем на привычных выставках последнего времени в Москве. По залам можно ходить, как угодно, хотя направление и указано. Мы тоже перемещаемся как придётся, поэтому и не соблюдаем периоды и техники автора при размещении изображений.
Вся Испания в настоящее время находится в периоде безопасности здоровья: на КАЖДОМ человеке всегда надета медицинская маска или какая-нибудь тряпочная, цветная. Без медицинской маски не пустят в музей. Знакомиться с экспонатами можно подойдя близко — ничего не звенит и не прибегает сотрудница с шипением или машá руками. Расположение предметов в музее продумано: удобно фотографировать, — всё не обзаведёмся хорошей камерой, — удобно рассматривать с любого расстояния, выполнены акценты на отдельные работы или несколько работ, этикетаж удачно выполнен и расположен вблизи соответствующих экспонатов.
Некоторые экспонаты узнаются по статьям в книгах и прессе.
Интересна статья о поиске скрытых изображений под слоями краски полотен Пикассо. «Проект и идея заключались не в том, чтобы открывать новые работы Пикассо, а в том, чтобы объективно узнать его рабочий процесс на основе некоторых работ его юности, помимо того, чтобы лучше узнать нашу коллекцию и открыть новые направления исследований», — объяснил Рейес Хименес (Reyes Jiménes), руководитель отдела превентивной консервации музея Пикассо в Барселоне.
Портрет оказался непростым: под верхними слоями находятся другие изображения. Пять лет назад удалось их увидеть. Это портрет «Мужчины в берете» 1895 года, под которым была обнаружена лежащая в его основе композиция, на которой можно увидеть двух голубей: не исключено, что Пикассо писал поверх работы своего отца Хосе Руиса (José Ruiz y Blasco, 1838–1913). В портрете Хосепа Кардона Фурро (Josep Cardona Furró) с 1899 года обнаружено, что художник трижды работал над холстом. Портрет незнакомца в стиле Эль Греко (1899) «Человек из Малаги», нарисованный на академическом упражнении в Ллотже (La Llotja), где Пикассо учился, без колебаний был разрезан и повторно использован после его оценки преподавателем. А под «Автопортретом в парике» найдено изображение персонажа в огромной шляпе, которым, возможно, является журналист Помпеё Генер (Pompeyo Gener Babot, 1848-1920) друг художника из объединения «Четыре кота» (кат., Quatre Gats), а выше, перед последним изображением, портрет самого молодого Пикассо без парика. Также изображения обнаружены под слоями картины «Наука и Забота» («Ciencia y Caridad»).
Подробнее написано в «El País» (Bajo la piel de Picasso).
Для более полной информации о художнике обратимся к специалисту по испанскому искусству Александре Стёпиной.
Главный редактор Алексей Сидельников
_________________
Музей Пикассо в Барселоне уникален тем, что там можно увидеть его произведения раннего периода. Во-первых — его реалистические вещи, ученические произведения, этюды, которые как раз рассказывают о становлении мастера. Нередко можно услышать фразу «Ну чего там накалякано? И я так могу!». Но как раз Пикассо и Анри Матисс (1869–1954), — а они всегда оглядывались друг на друга, несмотря на то что тёплых чувств между ними не было, всегда была определённая дистанция, — так вот для них всегда была важна мысль «научись творить вначале как старые мастера, а потом создавай новое». И мы знаем, что Пикассо очень тяжело переживал смерть Матисса, в его воспоминаниях, интервью звучит тема о том, его главный конкурент и, вместе с тем, соратник ушёл. И с кем же ему теперь сопоставлять своё творчество, кто будет его камертоном?..
- Отец художника. Пабло Пикассо, 1896. Музей Пикассо, Барселона. ИспанияEl padre del artista. Pablo Picasso, 1896. Museo Picasso de Barcelona, Cataluña, España
- Тётя Пепа. Пабло Пикассо, 1895. Музей Пикассо, Барселона. ИспанияLa tia Pepa. Pablo Picasso, 1895. Museo Picasso de Barcelona, Cataluña, España
И именно музей Пикассо в Барселоне — то место, где можно ознакомиться со становлением Пикассо. Например, ранними первоклассными произведениями «розового» и «голубого» периода. Вторая такая коллекция хранится только в России, благодаря интересу купцов-коллекционеров Морозова, Щукина.
Надо отметить, что отец Пикассо был преподавателем академии искусств Каталонии. А сам Пабло, когда он подписывался ещё не Пикассо под девичьей фамилией матери, а Руис Бласко — по фамилии отца, поступил в академию Ла-Лонха в возрасте четырнадцати лет и его мастерство было отмечено всеми преподавателями. А в шестнадцать лет за картину «У постели больной» (или в другой версии перевода — «У одра больной»), представленной в этом музее, он получает премию. Уже в шестнадцать лет он поступает в мадридскую Королевскую академию художеств Сан Фернандо, где продолжает своё обучение. Но в какой-то момент, вооружённый блестящим знанием классической техники, академического рисунка, ознакомившись с потрясающими произведениями Веласкеса (а надо сказать, что этот период обучения в академии важен для него в первую очередь не самой учёбой, а возможностью знакомства с коллекцией Прадо), Пикассо сделал для себя вывод о том, что академическая система XIX века не имеет ничего общего с подлинным творчеством великих испанских мастеров XVII века, которые в определённой степени совершали революцию в живописи. Это породило у Пикассо внутреннее сопротивление. И, конечно же — стремление оказаться в центре авангардного художественного процесса, который находился в Париже. Все вместе это подтолкнуло его поехать в Париж.
Первая поездка Пабло Пикассо в Париж, которая была одобрена отцом — это хороший опыт. Пикассо приехал во Францию как иностранец. Общался в основном с испанской диаспорой, художниками более старшего возраста, авторитетными. Пикассо в это время только осваивает приёмы импрессионизма, переиначивает их по-своему, ищет собственное видение. И не сказать, чтобы его заметили на парижском небосклоне.
По возвращении в Испанию с ним происходит очень важный процесс поиска. Он ищет точки соприкосновения своего парижского опыта, и национальных тем. И хотя местным художникам поначалу он был интересен своим французским опытом, сам Пикассо был чужд подражательности. Он всегда искал свой путь, стремился выразить собственные оригинальные мысли, видение, что и сделало его лидером, даже в столь юном возрасте. Именно в музее Барселоны можно ознакомится с его работами связанными с неформальным объединением Quatre Gats. В это время он очень интересно трансформирует свой импрессионистический опыт с собственными воззрениями и традициями, с общими идеями про «чистое искусство», вневременными темами. Все эти Пьеро и Арлекины и некая дымка ностальгии… И в результате можно сказать, что Пабло Пикассо наряду с Винсентом Ван Гогом (1853—1890) и Полем Гогеном (1848—1903) является основоположником такого направления как экспрессионизм. Безусловно, и «розовый», и «голубой» периоды — проявления экспрессионизма в искусстве.
Второй приезд в Париж — Пикассо уже тот мастер, которого мы все знаем. Это его восхождение на Олимп славы. Поначалу он стал лидером, как мы бы сказали, маргинальной части парижской богемы, наиболее леворадикальной. Он увлечён экспериментом. И то, что создано в 1906, и 1907 годах, и дальше, это — всегда авангард в искусстве. Он наиболее ярко выступал за то, что создаёт новые пути. Если Матисс и создавал, но без внешней ажиотации, то Пикассо это сопровождал некими действиями, хеппенингами.
Помимо Матисса в ранний период у него был ещё один конкурент, который подстёгивал его в творческих поисках, к обращению в том числе к историческим сюжетам, а не только мыслям про сугубо футуристический путь развития. Это — Амедео Модильяни (1884–1920). Также как и с Матиссом них не сложилось дружбы, но взаимное уважение и соперничество на художественном поле подталкивало обоих. Позднее Пикассо оказался в некоем одиночестве. Все другие художники хотели встать рядом с ним. Но он оставался исключительной фигурой в искусстве всего ХХ века вплоть до своей смерти.
Керамикой Пабло Пикассо увлёкся достаточно поздно. Не то, что он не знал её. Безусловно он её знал и интересовался. Например, опытами в пластике Модильяни, да и других художников. Но сам как художник в керамику он пришёл уже в послевоенный период. Его обращение связано с ярмаркой в Валорисе и керамической мастерской Мадуро. Кстати, там он познакомился со своей второй официальной женой — Жаклин Рок. Она как раз была ассистентом в этой мастерской. Пикассо начал активно сотрудничать с мастерской Мадуро в 1947 году. Его ранние произведения были как раскрашенные и трансформированные картины на керамике — либо глиняные пласты, либо блюда. Позже он занялся пластическими экспериментами.
Керамика. Пабло Пикассо. Музей Пикассо, Барселона. Испания Cerámica. Pablo Picasso. Museo Picasso de Barcelona, Cataluña, España
К тому моменту Пикассо был не просто лидером мирового искусства, но и прекрасно познал законы рынка. Безусловно, мы должны иметь ввиду влияние американского художественного рынка на искусство на протяжении Второй Мировой войны. Многие мастера эмигрировали в США. Это было единственными местом, куда можно было сбывать произведения. И его коммерческие законы были усвоены Пикассо. Но также он усвоил и то, что бесконечный тираж приводит к обесцениванию. Произведения, создаваемые в мастерской Мадуро, он делал сам. Там не было ситуации, когда работают «рабы», а мастер только делает некую почеркушку. Глина привлекла его пластичностью и возможностью сохранить рукотворность. Там присутствуют все те же темы, которые увлекали его в живописи в этот период: коррида, образ женщины, анималистически-биоморфные метаморфозы. И он очень жёстко проговаривал тираж каждой вещи. Уже в момент изготовления на них ставился штамп мастерской. Да, они были тиражными и их цена была ниже, чем на живописные работы, которые уже тогда имели космическую для обывателя стоимость. Но он всегда сохранял момент уникальности, контроля, авторского надзора.
И в этом плане, кстати, наследие Пикассо не так обесценено, как наследие Сальвадора Дали, который заключал договора на коммерческое использование, на рекламные произведения. И тиражи продолжают выпускаться и по сей день, из-за чего имя Дали для настоящих знатоков достаточно мало значит, если только это не подлинный автограф. В случае Пикассо, даже если это воспроизведение в гравюре, или керамическое произведение просто со штампом, но без рукотворной подписи, оставленной в массе. Всё равно, такие произведения имеют гораздо бо́льшую ценность. Может быть, на момент выпуска это приносило самому Пабло Пикассо чуть меньше средств. Но он не так гнался за прибылью. Хотя мы помним его шутки о том, что любой его рисунок уже тогда мог принести несколько тысяч долларов, какая-то почеркушка. Но он понимал, что денежный эквивалент и художественная ценность не тождественны. И со стороны Дали попытка встать рядом с Пикассо выразилась в ценовом вопросе. Именно поэтому все керамические произведения Пикассо в его музее в Барселоне или в Валорисе имеют высокую художественную ценность и значимость. (К сожалению сегодня Фонд Пикассо нарушает эту позицию мастера, продавая права на тиражное воспроизведение его работ).
Помимо керамики он увлекается созданием гобеленов. Но здесь, в отличие от керамических произведений, он не изготавливал их сам, а создавал эскизы, а ткали их мастера. Но это уже была политика коммуны Обюссо́н, где традиционно производили гобелены, и мастерской Люрса́, когда очень известных мастеров привлекали к тому, чтобы оживить и сохранить искусство ткачества и ввести его в область современного искусства. Но этих произведений в музее Барселоны нет.
Отдельные сюрреалистические работы 1940-х, или работы 1950-1960-х годов — это работы, которые были переданы художником в дар музею уже позднее. У Пикассо было негативное к режиму Франко. И в это время путь на Родину ему был закрыт. Во многом благодаря этим дарам музей Пикассо в Барселоне является вторым после Парижа собранием столь яркого и незаурядного мастера ХХ века. Хотя следует отметить, что частные коллекции и фонды хранят по количеству и качеству произведения художника, не уступающие суммарно собраниям Барселоны, Парижа и России.
Александра Стёпина, кандидат искусствоведения специалист по испанскому искусству
_________________
- Барселонета ( Масло по доске). Пабло Пикассо, 1897. Музей Пикассо, Барселона. Испания La Barceloneta (Óleo sobre tabla). Pablo Picasso, 1897. Museo Picasso de Barcelona, Cataluña, España
- Мужчина и девочка в саду ( Масло по доске). Пабло Пикассо, 1896. Музей Пикассо, Барселона. Испания Hombre y niña en un jardín (Óleo sobre tabla). Pablo Picasso, 1896. Museo Picasso de Barcelona, Cataluña, España
- Серра-де-Марина. Пабло Пикассо, 1896. Музей Пикассо, Барселона. Испания (el cuadro de a bajo) Serra de Marina. Pablo Picasso, 1896. Museo Picasso de Barcelona, Cataluña, España (el cuadro de a bajo)
- Пруд Эль-Ретиро. Пабло Пикассо, 1897-1898. Музей Пикассо, Барселона. Испания Estanque de El retiro. Pablo Picasso, 1897-1898. Museo Picasso de Barcelona, Cataluña, España Парк. Пабло Пикассо, 1897. Музей Пикассо, Барселона. Испания Parque. Pablo Picasso, 1897. Museo Picasso de Barcelona, Cataluña, España
- Дорога среди деревьев. Пабло Пикассо, 1897-1898. Музей Пикассо, Барселона. Испания Camino entre árboles. Pablo Picasso, 1897-1898. Museo Picasso de Barcelona, Cataluña, España
- Интерьер. Пабло Пикассо. Музей Пикассо, Барселона. Испания Interior. Pablo Picasso. Museo Picasso de Barcelona, Cataluña, España
- Лола, сестра художника, в мастерской на улице Риера де Сан Хуан. Пабло Пикассо, 1900. Музей Пикассо, Барселона. Испания Lola, hermana del artista, estudio de la Riera de Sant Joan. Pablo Picasso, 1900. Museo Picasso de Barcelona, Cataluña, España
- Карлес Касахемас. Пабло Пикассо, 1899-19003. Музей Пикассо, Барселона. Испания Carles Casagemas. Pablo Picasso, 1899-1900. Museo Picasso de Barcelona, Cataluña, España
- «Ла Чата». Пабло Пикассо, 1899. Музей Пикассо, Барселона. Испания «La Chata». Pablo Picasso, 1899. Museo Picasso de Barcelona, Cataluña, España
- Голубой бокал. Пабло Пикассо, 1903. Музей Пикассо, Барселона. Испания La copa azul. Pablo Picasso, 1903. Museo Picasso de Barcelona, Cataluña, España
- Женщина в кáпоре. Пабло Пикассо, 1901. Музей Пикассо, Барселона. Испания La mujer de la cofia. Pablo Picasso, 1901. Museo Picasso de Barcelona, Cataluña, España
- Себастия Джуньент и Санс, 1903. Музей Пикассо, Барселона. Испания Sebastiá Junyent i Sans. Pablo Picasso, 1903. Museo Picasso de Barcelona, Cataluña, España
- Натюрморт. Пабло Пикассо, 1901. Музей Пикассо, Барселона. Испания Naturaleza muerta. Pablo Picasso, 1901. Museo Picasso de Barcelona, Cataluña, España
- Натюрморт. Пабло Пикассо, 1901. Музей Пикассо, Барселона. Испания Naturaleza muerta. Pablo Picasso, 1901. Museo Picasso de Barcelona, Cataluña, España. Fragmento de la pintura
- Крыши Барселоны. Музей Пикассо, Барселона. Испания Azoteas de Barcelona. Pablo Picasso. Museo Picasso de Barcelona, Cataluña, España
- Крыши Барселоны, 1902. Музей Пикассо, Барселона. Испания Azoteas de Barcelona. Pablo Picasso, 1902. Museo Picasso de Barcelona, Cataluña, España
Голуби. Пабло Пикассо, 1957 (Канны). Музей Пикассо, Барселона. Испания Los pichones. Pablo Picasso, 1957 (Cannes). Museo Picasso de Barcelona, Cataluña, España
- Бородатый мужчина, стоящий боком. Пабло Пикассо, 1899. Музей Пикассо, Барселона. Испания Hombre con barba, de pie y de perfil. Pablo Picasso, 1899. Museo Picasso de Barcelona, Cataluña, España
- Мужчина, держащий с руки в карманах. Пабло Пикассо, 1899. Музей Пикассо, Барселона. Испания Hombre con las manosen los bolsillos. Pablo Picasso, 1899. Museo Picasso de Barcelona, Cataluña, España
- Девочка, держащая палец во рту. Пабло Пикассо, 1899. Музей Пикассо, Барселона. Испания Niña con el dedo en la boca. Pablo Picasso, 1899. Museo Picasso de Barcelona, Cataluña, España
- Сидящая девочка. Пабло Пикассо, 1899. Музей Пикассо, Барселона. Испания Niña sentada. Pablo Picasso, 1899. Museo Picasso de Barcelona, Cataluña, España
- Диего Фита и Фита. Пабло Пикассо, 1899-1900. Музей Пикассо, Барселона. ИспанияDiego Fita i Fita. Pablo Picasso, 1899-1900. Museo Picasso de Barcelona, Cataluña, España
- Эвели Торент Марсан. Пабло Пикассо, 1899-1900. Музей Пикассо, Барселона. ИспанияEveli Torent Marsans. Pablo Picasso, 1899-1900. Museo Picasso de Barcelona, Cataluña, España
- Женщина в зелёном. Пабло Пикассо, 1901. Музей Пикассо, Барселона. Испания Mujer de verde. Pablo Picasso, 1901. Museo Picasso de Barcelona, Cataluña, España
- «Rastaquouéres». Пабло Пикассо, 1901. Музей Пикассо, Барселона. Испания «Rastaquouéres». Pablo Picasso, 1901. Museo Picasso de Barcelona, Cataluña, España
- Мужчина с фруктовой вазой. Пабло Пикассо, 1959. Музей Пикассо, Барселона. Испания Hombre con frutero. Pablo Picasso, 1959. Museo Picasso de Barcelona, Cataluña, España
- Ваза для фруктов. Пабло Пикассо. Музей Пикассо, Барселона. Испания Frutero. Pablo Picasso. Museo Picasso de Barcelona, Cataluña, España
Сова. Пабло Пикассо, 1947. Музей Пикассо, Барселона. Испания Buho. Pablo Picasso, 1947. Museo Picasso de Barcelona, Cataluña, España
- Сидящая женщина. Пабло Пикассо, 1902. Музей Пикассо, Барселона. ИспанияMujer sentada. Pablo Picasso, 1902. Museo Picasso de Barcelona, Cataluña, España
- Женская голова (Фернанде Оливер). Пабло Пикассо, 1906. Музей Пикассо, Барселона. ИспанияCabeza de mujer (Fernande Oliver). Pablo Picasso, 1906. Museo Picasso de Barcelona, Cataluña, España
- Шуточный рисунок. Портрет Хайме Сабартеса в одном пин-ап. Пабло Пикассо, 1957 (Канны). Музей Пикассо, Барселона. Испания Composición humorística. Retrato de Jaume Sabartés frente a una pin-ap. Pablo Picasso, 1957 (Cannes). Museo Picasso de Barcelona, Cataluña, España
- Шуточный рисунок. Портрет Хайме Сабартеса как обезьянки пин-ап. Пабло Пикассо, 1957 (Канны). Музей Пикассо, Барселона. Испания Composición humorística. Retrato de Jaume Sabartés como un mono con una pin-ap. Pablo Picasso, 1957 (Cannes). Museo Picasso de Barcelona, Cataluña, España
- Шуточный рисунок. Портрет Хайме Сабартеса и артистки Эстер Вильямс. Пабло Пикассо, 1957 (Канны). Музей Пикассо, Барселона. Испания Composición humorística. Retrato de Jaume Sabartés y la artista Esther Williams. Pablo Picasso, 1957 (Cannes). Museo Picasso de Barcelona, Cataluña, España
75-летие Отдела нумизатики ГМИИ им. А.С. Пушкина
_________________