Юрий Пименов

in Искусство/Музей 9035 views

Третьяковская галерея 7-го сен­тяб­ря пред­ста­ви­ла вы­став­ку ра­бот Юрия Пиме­нова (13 (26) нояб­ря 1903 — 6 сентября 1977). Бла­го­даря при­гла­ше­нию уда­лось при­сутствовать на открытии и уви­деть проект, где пред­ставлены мно­гие из­ве­ст­ные ра­бо­ты. Но часть за­ме­ча­тель­ных произ­ве­де­ний встре­чать не при­ходилось, на­при­мер, ра­боты для театра.

Георгий Ряжский, Юрий Пименов, Фёдор Богородский, Александр Дейнека. 1930-е
Юрий Пименов с сыном Михаилом. 1939. Архив М.Г. Пименова. Москва

Благодаря работе кура­торов выставки Елены Воронович и Натальи Черны­шёвой со­бра­ны ра­боты дол­гого твор­ческого пути автора, гармонично создающие рассказ об истории страны и авторском ви­дении мира. Вы­став­ка вы­глядит закон­ченным произ­ведением орга­низаторов, прони­занным общей идеей рассказа. Работы автора зрители видят рас­пре­де­лён­ными по времени и по ху­доже­ст­венным на­прав­лениям.

На открытии выступила директор Третья­­ковской галереи Зель­фира Ис­маи­ловна Трегулова, от­ме­­тившая важность вы­став­ки и серьёзную подготовку по её орга­низации.

Елена Воронович, Зельфира Исмаиловна Трегулова и Наталья Чернышёва

Пименов — московский художник. Его взгляд на внегородское — восхищённо городской. Но интересы широкие. Сначала — общемировые. Это, например, работы о войне или о возможной войне. Потом он увидел общемировое в частном, смог находить изюминку в повседневной жизни. Примером может служить серия картин «Новые кварталы»: красят дорожный знак, новосёлы, девчонки бегут через дорогу или идут через стройку. Или девушка несёт номера домов. Она идёт по своей стороне улицы и, можно быть уверенным, что по противоположной стороне улицы также можно увидеть, но уже чётные новые номера — широкий мир открывается даже в работах бытового плана. И название улицы, как стремление к бу­дущему — улица Новая.

Творчество художника Пименова — замечание созидания в любой работе: отмечается всё, направленное на создание красивого солнечного мира.

Юрий Пименов. Новые номера. 1963. Из серии «Новые кварталы». Музейное объединение «Музей Москвы»

Довелось услышать о тягостном впечатлении от выставки работ Пименова… Нельзя с этим согласиться! Одна серия работ «Новые кварталы», которая нравилась современникам (совершенно точно!), и сегодня радует, притягивает зрителей. И можно увидеть в их глазах зависть к изображённым и находящимся в этих новых кварталах людям! Может тягостно видеть работы о Первой Мировой войне? Так это именно нужное впечатление, сделанное, чтобы народ не думал воевать, зная её последствия. Это жестокость и страх.

Утверждают, что Пименов не для всех сильный художник? Для кого-то и Пушкин меркнет перед его же поэтами-современниками, например, Веневитиновым или Крыловым. А потом был Некрасов.

Всё же Пименов очень точно попал в настроение времени. А уж кем художник стал с возрастом — это кого должно беспокоить? Это как женщине о возрасте говорить. Кто-то заметнее меняется, кто-то менее заметно. Но, меняются все! И ваше мнение поменяется также.

Вопрос в другом: не всё надо показывать на выставке. Есть у художников неудачные вещи. А выставка — это само по себе произведение авторов выставки, их трактовка творчества. Но удачность произведений определялось теми зрителями, для которых произведение сделано. Это сделано не для нас. Мы понимаем иначе. Что-то нам уже кажется слабее, сделанным под влиянием обстоятельств, политики, конъюнктуры. А разве бывает иначе? Или попытки уйти в другой стиль не удаётся… Или заказчики просят повторы понравившихся или модных произведений. А повторы не удаются, т.к. пропал задор первого раза — поручаются плоскими, поверхностными, пустыми. Кто-то их творцов вспыхнет, а потом со временем меркнет (а кто-то гаснет мгновенно). Или иначе воспринимается со временем. Вспомните Конан Дойла: захватывающие приключения Шерлока Холмса со временем поблекли. Но они не стали хуже!

Творцу нужно прощать недостатки, а не топтать его память. Для смелой жёсткой критики есть современники, которые часто просто напрашиваются на критику, а её нет! Страшно даже подумать, что они не правы. И я не стану их критиковать.

Но почему не поставили вопрос о том, старело ли вообще творчество Пименова? Посмотрите на его картину «Серьёзный разговор» 1975 года из собрания Т.Г. Пименовой. Автору уже за 70 лет. Ну о каком возрасте можно говорить?!

В последнее время музеи пред­ставляют много замечательных выставок. Со своей сто­роны мы пы­таемся о них рассказывать и рекомендовать к посещению — это именно та выставка пропустить кото­рую бу­дет обид­но. Выставка ра­бот Юрия Пи­менова открыта для посещения с 8 сентября 2021 по 9 января 2022 г. 

Алексей Сидельников

Третьяковская галерея открыва­ет вы­став­ку одного из крупнейших художников XX ве­ка — Юрия Ива­новича Пи­менова (1903–1977), жи­вописца, гра­фика, ху­дожника театра, сце­нографа и педагога. Первая в Третьяковской галерее ретро­спекти­ва мас­тера ставит своей целью наи­более объём­но пред­ста­вить его ху­до­же­ст­вен­ное наследие — с начала 1920-х и до конца 1970-х годов, а также от­крыть публике но­вый взгляд на драматизм твор­ческих по­ис­ков Пи­ме­нова.

Выпускник ВХУТЕМАСа, член-уч­ре­дитель Об­щест­ва стан­ко­ви­стов, ака­де­мик и лау­реат го­сударствен­ных премий, соз­датель вы­разительных обра­зов со­ветского искус­ства, Юрий Пименов ярко проявлял себя в живописи, рисунке, книжной иллюстрации, создавал произведе­ния театраль­но-де­­ко­ра­ционного искус­ства, литературные эссе.

Влюбляясь во все новое в жизни страны, горячо откликаясь на счастливые и драматичные события, художник видел свою задачу в том, чтобы за­­печатлевать со­в­ре­­менность. Глав­ным источ­ником и материалом для творчества он полагал «обыкновенное течение жизни» и считал воспоми­нания ду­шевным багажом человека и капиталом художника. Ощу­щение лёгкости, «моментальности» происходящего, передаваемые в его произ­ведениях — итог постоян­ной работы, наблюдений, впечатлений от случайных встреч, историй о людских судьбах, путешествий в разные страны.

Выставка Юрия Пименова в Третьяковской галерее состоит из нескольких раз­делов, ко­то­рые от­ра­жают ху­дожествен­ные поис­ки мастера, изме­нения его твор­ческой манеры для дос­ти­же­ния наиболь­шего со­от­вет­ст­вия плас­ти­ческого язы­ка про­из­веде­ний ат­мос­фе­ре той или иной эпо­хи.

  • Юрий Пименов. Все на смотр! 1928. Государственная Третьяковская галерея
  • Юрий Пименов. Долой империалистическую войну. 1929. Государственная Третьяковская галерея
  • Юрий Пименов. Ткацкий цех работает. 1925-1928. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»
  • Юрий Пименов. В цеху. 1931. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»
  • Юрий Пименов. 1929. Строим. Государственная Третьяковская галерея

Раздел «Новый реализм. 1920-е» пред­ставляет ранний, «остов­ский» период в искусстве Пименова, который от­ме­чен ув­ле­чением экс­прес­сио­низ­мом, соз­данием ос­трых и ди­на­мичных образов. Центральная кар­тина этого раздела, «Даёшь тяжёлую индуст­рию» (1927, Го­судар­ственная Третья­­ковская гале­рея), являет­ся одной из ключевых в постоян­ной экспо­зиции Новой Третья­ковки.

  • Юрий Пименов «Футбол». 1926. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина
  • Юрий Пименов «Даёшь тяжёлую индустрию!». 1927. Государственная Третьяковская галерея
Юрий Пименов. Работницы на заводе. 1934. Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Юрий Пименов. Триптих «Работницы Уралмаша»: 

  • Работницы на заводе. 1934. Екатеринбургский музей изобразительных искусств, 
  • Работницы в ложе театра. 1934. Екатеринбургский музей изобразительных искусств,
  • Работницы Уралмаша за чаем. 1935. Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Не все работы 1920-х годов дошли до нашего времени. Многие важнейшие полотна, громко прозвучавшие тогда на выставках, были уничтожены художником. Драма Пименова заключалась не только в кардинальном переосмыслении собственного раннего творчества, отказе от пластических и образных находок, но и в желании стереть их из своей биографии, из истории искусства. Чтобы добиться этого, в начале 1930-х годов Пименов ликвидировал ряд картин, причем, даже те из них, что уже были закуплены в собрания различных музеев. Для этого он договаривался с музейщиками и менял полотна на более соот­ветствующие сти­листике из­менившегося времени. Ху­дожник уничтожил более десятка своих живописных работ. Однако восемь из них создатели выставки смогли во­спро­из­вести на металлических листах. Это стало возможным благодаря тому, что в 1920-х годах фотографии и репродукции работ Пименова неоднократно публи­ковались в ка­талогах выставок и в журналах по искусству. По пред­став­ленным в экс­по­зиции ре­конструк­циям воз­можно предста­вить, сколь индиви­дуальным, яр­ким, экс­прес­сив­ным бы­ло ран­нее твор­че­ст­во Юрия Пиме­нова. Компо­зиции станут настоящим открытием для публики.

Чтобы как можно более полно показать твор­чества мастера, авторы проекта, используя новые экспо­зиционные ходы и сов­ре­менные тех­нические средст­ва, так­же пред­став­ляют на вы­став­ке муль­ти­ме­дий­ную ин­стал­ля­цию, во­спроиз­во­дящую одно из мо­нументаль­ных по­ло­тен Пи­менова — пан­но «Физ­куль­турный парад» (1939, Го­сударствен­ный Рус­ский музей), соз­дан­ное для между­народ­ной вы­ставки в Нью-Йорке 1939 года.

Юрий Пименов. Панно «Физкультурный парад», 1939. Го­сударст­венный Русский музей

Ис­кусство Пименова 1930-х годов, сле­дующее твор­ческому прин­ципу «пре­крас­ного мгно­ве­ния», пред­ставле­но в раз­деле «Им­прессио­низм. 1930-е». Переосмыс­лив свое ран­нее творчество, художник отдает пред­поч­тение им­прессионизму, лёгкому и артистич­ному образу-впечат­лению. В этот период он начинает разрабатывать одну из своих главных тем — «писать жизнь… лю­бимой Москвы… в вечном росте, в движении». Картина «Новая Москва» (1937, Го­­сударственная Третья­ковская галерея), ставшая визитной карточкой искусства 1930-х годов, является централь­ной в этой части экспозиции.

  • Юрий Пименов. Новая Москва. 1937. Государственная Третья­ковская гале­рея
  • Юрий Пименов. Фронтовая дорога. 1944. Государственная Третьяковская гале­рея
Юрий Пименов. Ленинград. Стрелка Васильевского острова. 1942-1944. Государственная Третьяковская галерея
Юрий Пименов. Триптих. Строительницы. (Москвички. Строительные работницы). 1947. Национальный художественный музей Беларуси
Юрий Пименов. На московском рынке. Зелёный ряд. 1955. Музейное объединение «Музей Москвы»

В историю отечественного искус­ства Пименов вошёл и как один из создателей поэтики оттепели. Его жи­вописные серии «Вещи каждого дня», «Новые кварталы», «Рассказы о простой Европе» отобразили панораму современности. Мимолётные частные си­туации стали отражением событий московской жизни 1950–1960-х годов. В эк­спо­зиции представлены картины «Свадь­ба на завтрашней улице», «Лирическое новоселье» (1962, 1965 обе — Государственная Третьяковская галерея), тонко передающие атмосферу, настроение времени оттепели.

  • Юрий Пименов. Свадьба на завтрашней улице. 1962. Из серии «Но­вые кварталы»
  • Юрий Пименов. Ливень. 1963. Из серии «Но­вые кварталы»
  • Юрий Пименов. Новая дорога. 1964. Из серии «Но­вые кварталы»
  • Юрий Пименов. Первые модницы нового квартала. 1961. Из се­рии «Но­вые квар­талы». Государственный Русский музей
  • Юрий Пименов. Бегом через улицу. 1963. Из серии «Но­вые кварталы». Курская госу­дарственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки
  • Юрий Пименов. Новые номера. 1963. Из серии «Но­вые кварталы». Музейное объединение «Му­зей Москвы»
  • Юрий Пименов. Лирическое новоселье. 1965. Из се­рии «Но­вые квар­талы». Го­сударствен­ная Третья­ковская галерея
Юрий Пименов. Тропинки к автобусу. 1961. Из серии «Новые кварталы». Курская Государственная картинная галерея им. А. А. Дейнеки
  •  Юрий Пименов. Спор. 1968. Государственный Русский музей
  • Юрий Пименов. Серьёзный разговор. 1975. Собрание Т.Г. Пименовой. Москва

Непреходящей лю­бовью Пименова был театр. Больше 50 лет он посвятил созданию декораций, эскизов занавесов и костюмов. Последний раздел выставки «Таинственный мир зрелищ. 1920–1970-е», названный в честь одно­именной книги Пименова о его работе в театре, демон­стрирует талант художника в сфере теат­ра и кино.

Юрий Пименов. Эскиз к постановке А.Н. Островского «Таланты и поклонники» в театре им. Вл. Маяковского. 1969. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина

Собрание произведений художника в Третьяковской галерее начало фор­мироваться ещё в 1920-х. Например, знаменитая картина «Даёшь тяжёлую индустрию!» (1927) была приобретена в 1929-м после экспони­рования на XVI Биеннале в Венеции в 1928 году.

Совсем недавно коллекцию, в особен­ности раздел, представляющий период 1960-х, значительно пополнил ряд поступлений из Международной конфедерации союзов художников. Сегод­ня в музее насчитывается 139 живописных и графических работ Юрия Пименова.

Наиболее известные полотна мастера являются неотъ­ем­лемой частью постоян­ной экспо­зиции «Искусство ХХ века» в Новой Третья­ковке на Крымском Валу.

Творчество Юрия Пименова с его яркой новизной и поиском ху­до­же­ст­вен­но­го язы­ка, аде­кват­ного вре­ме­ни, ста­ло важ­ней­шей со­став­ляю­щей оте­че­ст­вен­ного ис­кус­ст­ва XX ве­ка. Опти­мис­тичное, про­ни­зан­ное ритмами сов­ремен­ности, ар­тистичное ис­кус­ство ху­дожни­ка се­год­ня при­вле­кает зри­те­ля своей чело­веч­ностью, поэти­ческим строем, спо­собностью мас­тера вос­хищаться бес­ко­неч­ным мно­го­обра­зием жиз­ни.

    • Юрий Пименов. Актриса. 1935. Государственная Третьяковская галерея
    • Юрий Пименов. Галина Уланова в роли Жизели. 1960. Музей Государственного
    • Юрий Пименов. Портрет Тани Пименовой. 1965. Государственная Третьяковская галерея
    • Юрий Пименов. Портрет Т. Самойловой. 1966. Из серии «Актёры в ролях». Собрание Т.Г. Пименовой. Москва
    • Юрий Пименов. Японская девушка Киоко. 1975. Частное собрание. Москва
  • Юрий Пименов. Фабричные женщины. 1926. Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина
  • Юрий Пименов. Теннис. 1930. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера». Архангельск
  • Юрий Пименов. Косцы. Рисунок из альбома «Перегоним». 1931. Государственная Третьяковская галерея
  • Юрий Пименов. Наши сеялки — лучшие в мире. Рисунок из альбома «Перегоним». 1931. Государственная Третьяковская галерея
  • Юрий Пименов. Снежок. 1953. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Проект вклю­чает в себя об­ширную куль­тур­но-про­све­­ти­те­ль­скую про­грам­му, со­стоя­щую из лек­ций, дискуссий и литера­турно-теат­раль­ных чте­ний. Также к открытию вы­ста­вочного проек­та приурочены детские твор­ческие ла­бо­ра­тории, мастер-клас­сы и спектакль. Специально к выставке под­готовлено фун­да­ментальное ил­люстрированное издание, дизайнером которого выступил один из ведущих худож­ников книги Евгений Кор­неев. В издание вошли статьи, осве­щающие разные ви­ды деятель­ности Юрия Пименова, его во­сприя­тие тех про­цессов, ко­торые про­исхо­дили в ху­до­жествен­ной жиз­ни стра­ны, и подробная летопись жизни и творчества мастера.

Пресс-релиз Третьяковской галереи

Выставка открыта с 8 сентября 2021 по 9 января 2022 г.

Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, залы 39–42

Состав выставки: 170 экс­по­натов, среди ко­торых 85 жи­вопис­ных ра­бот, 73 лис­та графики, 8 во­спроиз­ведений не­сох­ранив­ших­ся ра­бот, муль­тимедийная ин­стал­ляция

Собрания: 22 музейных и част­ных собра­ния России, Беларуси, Латвии

Кураторы: Елена Воронович, Наталья Чернышёва

Дизайн экспозиции: Агния Стерлигова

Художник каталога: Юрий Корнеев

Юрий Пименов. Проливной дождь. 1957. Государственный русский музей
  • Юрий Пименов. Розовая натурщица. 1932. Государственная Третьяковская галерея
  • Юрий Пименов. Портрет Л.Н. Силич. 1933. Государственная Третьяковская галерея
  • Юрий Пименов. Женщина в гамаке. 1934. Государственный Русский музей
  • Юрий Пименов. Осенняя станция. 1945. Государственный Русский музей
  • Юрий Пименов. Новый год. 1949. Белгородский государственный художественный музей
  • Юрий Пименов. Латвийский рынок. 1955. Национальный художественный музей Латвии. Рига
  • Юрий Пименов. Москва. Садовое кольцо. 1957. Государственный Русский музей
  • Юрий Пименов. Лирические стихи. 1965. Курская госу­дарственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки
  • Юрий Пименов. Старые и новые вещи. 1967. Из серии, «Вещи людей». Государственная Третьяковская галерея
  • Юрий Пименов. Франтихи. 1958. Государственная Третьяковская галерея
  • Юрий Пименов. В весеннем парке. 1960. Национальный художественный музей Латвии. Рига
Выставка «Юрий Пименов. Третьяковская галерея на Крымском валу. Москва. Алексей Сидельников

Скульптура и музей

Роберт Фальк

Выставка ВХУТЕМАС 100

За фасадом эпохи

Авангард на телеге в ХХI век

__________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Русские ювелиры. Сёстры Наталья и Татьяна Тарасовы

Кому нужны русские ювелиры

Нередко от кол­лекционе­ров, что со­от­вет­ст­вует и соб­ст­вен­ному на­блю­де­нию, при­хо­дит­ся слы­шать о де­гра­да­ции
Перейти К началу страницы