Третьяковская галерея 7-го сентября представила выставку работ Юрия Пименова (13 (26) ноября 1903 — 6 сентября 1977). Благодаря приглашению удалось присутствовать на открытии и увидеть проект, где представлены многие известные работы. Но часть замечательных произведений встречать не приходилось, например, работы для театра.
Благодаря работе кураторов выставки Елены Воронович и Натальи Чернышёвой собраны работы долгого творческого пути автора, гармонично создающие рассказ об истории страны и авторском видении мира. Выставка выглядит законченным произведением организаторов, пронизанным общей идеей рассказа. Работы автора зрители видят распределёнными по времени и по художественным направлениям.
На открытии выступила директор Третьяковской галереи Зельфира Исмаиловна Трегулова, отметившая важность выставки и серьёзную подготовку по её организации.
Пименов — московский художник. Его взгляд на внегородское — восхищённо городской. Но интересы широкие. Сначала — общемировые. Это, например, работы о войне или о возможной войне. Потом он увидел общемировое в частном, смог находить изюминку в повседневной жизни. Примером может служить серия картин «Новые кварталы»: красят дорожный знак, новосёлы, девчонки бегут через дорогу или идут через стройку. Или девушка несёт номера домов. Она идёт по своей стороне улицы и, можно быть уверенным, что по противоположной стороне улицы также можно увидеть, но уже чётные новые номера — широкий мир открывается даже в работах бытового плана. И название улицы, как стремление к будущему — улица Новая.
Творчество художника Пименова — замечание созидания в любой работе: отмечается всё, направленное на создание красивого солнечного мира.
Довелось услышать о тягостном впечатлении от выставки работ Пименова… Нельзя с этим согласиться! Одна серия работ «Новые кварталы», которая нравилась современникам (совершенно точно!), и сегодня радует, притягивает зрителей. И можно увидеть в их глазах зависть к изображённым и находящимся в этих новых кварталах людям! Может тягостно видеть работы о Первой Мировой войне? Так это именно нужное впечатление, сделанное, чтобы народ не думал воевать, зная её последствия. Это жестокость и страх.
Утверждают, что Пименов не для всех сильный художник? Для кого-то и Пушкин меркнет перед его же поэтами-современниками, например, Веневитиновым или Крыловым. А потом был Некрасов.
Всё же Пименов очень точно попал в настроение времени. А уж кем художник стал с возрастом — это кого должно беспокоить? Это как женщине о возрасте говорить. Кто-то заметнее меняется, кто-то менее заметно. Но, меняются все! И ваше мнение поменяется также.
Вопрос в другом: не всё надо показывать на выставке. Есть у художников неудачные вещи. А выставка — это само по себе произведение авторов выставки, их трактовка творчества. Но удачность произведений определялось теми зрителями, для которых произведение сделано. Это сделано не для нас. Мы понимаем иначе. Что-то нам уже кажется слабее, сделанным под влиянием обстоятельств, политики, конъюнктуры. А разве бывает иначе? Или попытки уйти в другой стиль не удаётся… Или заказчики просят повторы понравившихся или модных произведений. А повторы не удаются, т.к. пропал задор первого раза — поручаются плоскими, поверхностными, пустыми. Кто-то их творцов вспыхнет, а потом со временем меркнет (а кто-то гаснет мгновенно). Или иначе воспринимается со временем. Вспомните Конан Дойла: захватывающие приключения Шерлока Холмса со временем поблекли. Но они не стали хуже!
Творцу нужно прощать недостатки, а не топтать его память. Для смелой жёсткой критики есть современники, которые часто просто напрашиваются на критику, а её нет! Страшно даже подумать, что они не правы. И я не стану их критиковать.
Но почему не поставили вопрос о том, старело ли вообще творчество Пименова? Посмотрите на его картину «Серьёзный разговор» 1975 года из собрания Т.Г. Пименовой. Автору уже за 70 лет. Ну о каком возрасте можно говорить?!
В последнее время музеи представляют много замечательных выставок. Со своей стороны мы пытаемся о них рассказывать и рекомендовать к посещению — это именно та выставка пропустить которую будет обидно. Выставка работ Юрия Пименова открыта для посещения с 8 сентября 2021 по 9 января 2022 г.
Алексей Сидельников
Третьяковская галерея открывает выставку одного из крупнейших художников XX века — Юрия Ивановича Пименова (1903–1977), живописца, графика, художника театра, сценографа и педагога. Первая в Третьяковской галерее ретроспектива мастера ставит своей целью наиболее объёмно представить его художественное наследие — с начала 1920-х и до конца 1970-х годов, а также открыть публике новый взгляд на драматизм творческих поисков Пименова.
Выпускник ВХУТЕМАСа, член-учредитель Общества станковистов, академик и лауреат государственных премий, создатель выразительных образов советского искусства, Юрий Пименов ярко проявлял себя в живописи, рисунке, книжной иллюстрации, создавал произведения театрально-декорационного искусства, литературные эссе.
Влюбляясь во все новое в жизни страны, горячо откликаясь на счастливые и драматичные события, художник видел свою задачу в том, чтобы запечатлевать современность. Главным источником и материалом для творчества он полагал «обыкновенное течение жизни» и считал воспоминания душевным багажом человека и капиталом художника. Ощущение лёгкости, «моментальности» происходящего, передаваемые в его произведениях — итог постоянной работы, наблюдений, впечатлений от случайных встреч, историй о людских судьбах, путешествий в разные страны.
Выставка Юрия Пименова в Третьяковской галерее состоит из нескольких разделов, которые отражают художественные поиски мастера, изменения его творческой манеры для достижения наибольшего соответствия пластического языка произведений атмосфере той или иной эпохи.
- Юрий Пименов. Все на смотр! 1928. Государственная Третьяковская галерея
- Юрий Пименов. Долой империалистическую войну. 1929. Государственная Третьяковская галерея
- Юрий Пименов. Ткацкий цех работает. 1925-1928. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»
- Юрий Пименов. В цеху. 1931. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»
- Юрий Пименов. 1929. Строим. Государственная Третьяковская галерея
Раздел «Новый реализм. 1920-е» представляет ранний, «остовский» период в искусстве Пименова, который отмечен увлечением экспрессионизмом, созданием острых и динамичных образов. Центральная картина этого раздела, «Даёшь тяжёлую индустрию» (1927, Государственная Третьяковская галерея), является одной из ключевых в постоянной экспозиции Новой Третьяковки.
- Юрий Пименов «Футбол». 1926. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина
- Юрий Пименов «Даёшь тяжёлую индустрию!». 1927. Государственная Третьяковская галерея
Юрий Пименов. Триптих «Работницы Уралмаша»:
- Работницы на заводе. 1934. Екатеринбургский музей изобразительных искусств,
- Работницы в ложе театра. 1934. Екатеринбургский музей изобразительных искусств,
- Работницы Уралмаша за чаем. 1935. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Не все работы 1920-х годов дошли до нашего времени. Многие важнейшие полотна, громко прозвучавшие тогда на выставках, были уничтожены художником. Драма Пименова заключалась не только в кардинальном переосмыслении собственного раннего творчества, отказе от пластических и образных находок, но и в желании стереть их из своей биографии, из истории искусства. Чтобы добиться этого, в начале 1930-х годов Пименов ликвидировал ряд картин, причем, даже те из них, что уже были закуплены в собрания различных музеев. Для этого он договаривался с музейщиками и менял полотна на более соответствующие стилистике изменившегося времени. Художник уничтожил более десятка своих живописных работ. Однако восемь из них создатели выставки смогли воспроизвести на металлических листах. Это стало возможным благодаря тому, что в 1920-х годах фотографии и репродукции работ Пименова неоднократно публиковались в каталогах выставок и в журналах по искусству. По представленным в экспозиции реконструкциям возможно представить, сколь индивидуальным, ярким, экспрессивным было раннее творчество Юрия Пименова. Композиции станут настоящим открытием для публики.
Чтобы как можно более полно показать творчества мастера, авторы проекта, используя новые экспозиционные ходы и современные технические средства, также представляют на выставке мультимедийную инсталляцию, воспроизводящую одно из монументальных полотен Пименова — панно «Физкультурный парад» (1939, Государственный Русский музей), созданное для международной выставки в Нью-Йорке 1939 года.
Искусство Пименова 1930-х годов, следующее творческому принципу «прекрасного мгновения», представлено в разделе «Импрессионизм. 1930-е». Переосмыслив свое раннее творчество, художник отдает предпочтение импрессионизму, лёгкому и артистичному образу-впечатлению. В этот период он начинает разрабатывать одну из своих главных тем — «писать жизнь… любимой Москвы… в вечном росте, в движении». Картина «Новая Москва» (1937, Государственная Третьяковская галерея), ставшая визитной карточкой искусства 1930-х годов, является центральной в этой части экспозиции.
- Юрий Пименов. Новая Москва. 1937. Государственная Третьяковская галерея
- Юрий Пименов. Фронтовая дорога. 1944. Государственная Третьяковская галерея
В историю отечественного искусства Пименов вошёл и как один из создателей поэтики оттепели. Его живописные серии «Вещи каждого дня», «Новые кварталы», «Рассказы о простой Европе» отобразили панораму современности. Мимолётные частные ситуации стали отражением событий московской жизни 1950–1960-х годов. В экспозиции представлены картины «Свадьба на завтрашней улице», «Лирическое новоселье» (1962, 1965 обе — Государственная Третьяковская галерея), тонко передающие атмосферу, настроение времени оттепели.
- Юрий Пименов. Свадьба на завтрашней улице. 1962. Из серии «Новые кварталы»
- Юрий Пименов. Ливень. 1963. Из серии «Новые кварталы»
- Юрий Пименов. Новая дорога. 1964. Из серии «Новые кварталы»
- Юрий Пименов. Первые модницы нового квартала. 1961. Из серии «Новые кварталы». Государственный Русский музей
- Юрий Пименов. Бегом через улицу. 1963. Из серии «Новые кварталы». Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки
- Юрий Пименов. Новые номера. 1963. Из серии «Новые кварталы». Музейное объединение «Музей Москвы»
- Юрий Пименов. Лирическое новоселье. 1965. Из серии «Новые кварталы». Государственная Третьяковская галерея
- Юрий Пименов. Спор. 1968. Государственный Русский музей
- Юрий Пименов. Серьёзный разговор. 1975. Собрание Т.Г. Пименовой. Москва
Непреходящей любовью Пименова был театр. Больше 50 лет он посвятил созданию декораций, эскизов занавесов и костюмов. Последний раздел выставки «Таинственный мир зрелищ. 1920–1970-е», названный в честь одноименной книги Пименова о его работе в театре, демонстрирует талант художника в сфере театра и кино.
Собрание произведений художника в Третьяковской галерее начало формироваться ещё в 1920-х. Например, знаменитая картина «Даёшь тяжёлую индустрию!» (1927) была приобретена в 1929-м после экспонирования на XVI Биеннале в Венеции в 1928 году.
Совсем недавно коллекцию, в особенности раздел, представляющий период 1960-х, значительно пополнил ряд поступлений из Международной конфедерации союзов художников. Сегодня в музее насчитывается 139 живописных и графических работ Юрия Пименова.
Наиболее известные полотна мастера являются неотъемлемой частью постоянной экспозиции «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке на Крымском Валу.
Творчество Юрия Пименова с его яркой новизной и поиском художественного языка, адекватного времени, стало важнейшей составляющей отечественного искусства XX века. Оптимистичное, пронизанное ритмами современности, артистичное искусство художника сегодня привлекает зрителя своей человечностью, поэтическим строем, способностью мастера восхищаться бесконечным многообразием жизни.
-
- Юрий Пименов. Актриса. 1935. Государственная Третьяковская галерея
- Юрий Пименов. Галина Уланова в роли Жизели. 1960. Музей Государственного
- Юрий Пименов. Портрет Тани Пименовой. 1965. Государственная Третьяковская галерея
- Юрий Пименов. Портрет Т. Самойловой. 1966. Из серии «Актёры в ролях». Собрание Т.Г. Пименовой. Москва
- Юрий Пименов. Японская девушка Киоко. 1975. Частное собрание. Москва
- Юрий Пименов. Фабричные женщины. 1926. Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина
- Юрий Пименов. Теннис. 1930. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера». Архангельск
- Юрий Пименов. Косцы. Рисунок из альбома «Перегоним». 1931. Государственная Третьяковская галерея
- Юрий Пименов. Наши сеялки — лучшие в мире. Рисунок из альбома «Перегоним». 1931. Государственная Третьяковская галерея
- Юрий Пименов. Снежок. 1953. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Проект включает в себя обширную культурно-просветительскую программу, состоящую из лекций, дискуссий и литературно-театральных чтений. Также к открытию выставочного проекта приурочены детские творческие лаборатории, мастер-классы и спектакль. Специально к выставке подготовлено фундаментальное иллюстрированное издание, дизайнером которого выступил один из ведущих художников книги Евгений Корнеев. В издание вошли статьи, освещающие разные виды деятельности Юрия Пименова, его восприятие тех процессов, которые происходили в художественной жизни страны, и подробная летопись жизни и творчества мастера.
Пресс-релиз Третьяковской галереи
Выставка открыта с 8 сентября 2021 по 9 января 2022 г.
Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, залы 39–42
Состав выставки: 170 экспонатов, среди которых 85 живописных работ, 73 листа графики, 8 воспроизведений несохранившихся работ, мультимедийная инсталляция
Собрания: 22 музейных и частных собрания России, Беларуси, Латвии
Кураторы: Елена Воронович, Наталья Чернышёва
Дизайн экспозиции: Агния Стерлигова
Художник каталога: Юрий Корнеев
- Юрий Пименов. Розовая натурщица. 1932. Государственная Третьяковская галерея
- Юрий Пименов. Портрет Л.Н. Силич. 1933. Государственная Третьяковская галерея
- Юрий Пименов. Женщина в гамаке. 1934. Государственный Русский музей
- Юрий Пименов. Осенняя станция. 1945. Государственный Русский музей
- Юрий Пименов. Новый год. 1949. Белгородский государственный художественный музей
- Юрий Пименов. Латвийский рынок. 1955. Национальный художественный музей Латвии. Рига
- Юрий Пименов. Москва. Садовое кольцо. 1957. Государственный Русский музей
- Юрий Пименов. Лирические стихи. 1965. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки
- Юрий Пименов. Старые и новые вещи. 1967. Из серии, «Вещи людей». Государственная Третьяковская галерея
- Юрий Пименов. Франтихи. 1958. Государственная Третьяковская галерея
- Юрий Пименов. В весеннем парке. 1960. Национальный художественный музей Латвии. Рига
__________________