О.З. Кандауров. Портрет Георгия Костаки

Коллекция Костаки

in Музей/Новости 7492 views

Сегодня в Третьяковской галерее (Крымский вал) открыт зал, отданный полотнам, графике и объектам из коллекции московского коллекционера Георгия Дионисовича Костаки. А что это означает? Что всё больше обращают внимание на коллекционеров. Это важно! Коллекционер — он и знаток, и популяризатор, и хранитель, и… Целое явление. А таких коллекционеров, как Костаки в XX веке найти сложно!

Вы помните девиз нашего журнала? Это цитата Ираклия Андроникова вверху страницы. То, на чём мы всегда настаиваем: «Коллекционер — это первая ячейка музея, коллекционеры — актив музея. Это «кровеносная система», связывающая государственное хранилище с жизнью». Сегодняшнее событие очень точно подтверждает этот тезис. И это в полной мере сказано о Костаки!

Вчера закрылась выставка «Щукин. Биография коллекции» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. И сегодня — новый подарок! Костаки являлся одним из законодателей культурного пространства Москвы 1960–1970-х годов. Его дом был местом, где молодые художники могли познакомиться с произведениями русского авангарда, нигде более не выставлявшимися (вспомните про коллекцию Щукина, где до революции те самые молодые авангардисты знакомились с западным искусством). Послы, дипломаты, директора крупнейших зарубежных музеев в разное время стремились попасть домой к Костаки, чтобы увидеть легендарную коллекцию.

Подчеркнуло значимость открытия присутствие и выступление директора ГТГ Зельфиры Исмаиловны Трегуловой:

«Сегодня особенный день! И, честно, я испытываю чувство огромной радости от того, что хранится в Третьяковской галерее и что у нас открылся зал Георгия Дионисовича Костаки – великого коллекционера, которому мы обязаны великолепным собранием русского авангарда. Это 142 живописных произведения и почти 700 графических работ. В течении долгих лет, я хорошо помню, как на выставках русского авангарда, увидев дочь Георгия Дионисовича Алики Костаки, я старалась спрятаться куда-то, потому что в очередной раз я видела, что на этикетках работ из Третьяковской галереи, работ из собрания Георгия Дионисовича Костаки, нет его имени. Я думаю, сегодня для нас всех важнейший день, тот момент истины, когда мы возвращаем то должное, что должны были отдавать коллекционеру все эти годы <…> То, что происходит сегодня — результат огромной работы множества людей, старавшихся превратить этот зал и соседний с ним в оммаж Георгию Дионисовичу, показать разнообразие и масштаб его увлечений и интересов и запечатлеть это имя».

С ответным словом выступила дочь Георгия Дионисовича — Алики. Её речь была очень тёплой и домашней:

«Совсем не готова к выступлению, потому что не думала, что придётся мне что-то говорить. Прежде всего, я даже не знаю, как выразить эту благодарность, которую я чувствую, придя в этот раз в Третьяковку… Потому что, знаете… Я вижу, с какой любовью всё это сделано».

Как нам сказала Зельфира Исмаиловна, залы не стационарны — графика экспонируется три месяца (правила хранения) и будет убрана. Ну а другие произведения будут иногда гастролировать в другие музеи. Так что коллекция живёт уже своей жизнью. И это положительный момент.

 

Коллекция Костаки
Зельфира Исмаиловна Трегулова, директор Государственной Третьяковской Галереи
Алики Костаки
Гости в зале Георгия Костаки
Коллекция Костаки
Коллекция Костаки
Коллекция Костаки
Коллекция Костаки
Коллекция Костаки
Коллекция Костаки

Стоит отметить, что в Третьяковке в 2014 году с успехом состоялась большая выставка «Георгий Костаки. Выезд из СССР разрешить. К 100-летию коллекционера» (к которой был издан прекрасный каталог). Там была представлена и важнейшая часть дара коллекционера государству – 142 живописных и 692 графических произ­ведения авангарда (напомним, что Третьяковской галерее кол­лекцио­нером передано 800 произ­ведений — живопись, графика, объёмные конструкции). Но на выставке тогда представили весь спектр интересов Г.Д. Костаки: иконопись XV–XVIII веков, шедевры русского авангарда, произведения худож­ников-нон­конфор­мистов, образцы народной и авторской игрушки, а также картины, созданные самим коллекционером.

Почему имя коллекционера столь важно и для нас? Дело в том, что довелось работать с частью собрания Костаки, а именно — коллекцией русской народной игрушки. Казалось бы, после авангарда — керамическая игрушка? Она попала к Костаки от другого кол­лекционера, актёра Николая Михайловича Церетелли (1890—1942). А позднее была передана в Государ­ственный музей деко­ративно-при­клад­ного искусства народов СССР, который с 1991 года стал имено­ваться Государст­венным музеем-запо­ведником «Царицыно». И именно выставку, включающую предметы, которые сохранил Костаки, удалось сделать в Царицыно. Кстати, реэкспозиция выставки идёт прямо сейчас и уже на следующей неделе можно увидеть русскую керами­ческую игрушку, которая была рядом с полотнами самых известных авангардистов.

Образец этикетажа выставки с упоминанием дарителей: «Дар Г.Д. Костаки» и «Дар Алики Костаки».

А для тех, кто всё-таки не слышал про знаменитого коллекционера, сошлёмся на Большую российскую энциклопедию:

КОСТА́КИ (Кос­та­кис) Ге­ор­гий Дио­ни­со­вич [20.6(3.7).1913, Мо­ск­ва – 9.3.1990, Афи­ны], рос. кол­лек­цио­нер. Ро­дил­ся в се­мье греч. им­ми­гран­тов. Спец. об­разо­ва­ния не по­лу­чил; с 1931 ра­бо­тал в по­соль­ст­вах Гре­ции и Ка­на­ды в Мо­скве (со­хра­нял гра­ж­дан­ст­во Гре­ции). В мо­ло­до­сти ув­ле­кал­ся со­би­ра­тель­ст­вом фар­фо­ра, рус. се­реб­ра, ме­бе­ли, кар­тин «малых гол­ланд­цев»; с 1940 на­чал кол­лек­цио­ни­ровать рус. ико­ны 15–17 вв. По­сле 1946 К. на­чал фор­ми­ро­вать кол­лек­цию ра­бот рос. аван­гар­ди­стов (Н. С. Гон­ча­ро­вой, В. В. Кан­дин­ско­го, Г. Г. Клу­ци­са, И. В. Клю­на, М. Ф. Ла­рио­но­ва, Л. М. Ли­сиц­ко­го, К. С. Ма­ле­ви­ча, М. В. Ма­тю­ши­на, Л. С. По­по­вой, К. Н. Редь­ко, А. М. Род­чен­ко, В. Е. Тат­ли­на, П. Н. Фи­ло­но­ва, И. Г. Чаш­ни­ка, М. З. Ша­га­ла, А. Г. Яв­лен­ско­го и др.); мн. ра­бо­ты спас от унич­то­же­ния. Был так­же ме­це­на­том ху­дож­ни­ков рос. ан­дер­гра­ун­да (В. Г. Вейс­бер­га, А. Т. Зве­ре­ва, И. И. Ка­ба­ко­ва, Д. М. Крас­но­пев­це­ва, Э. И. Не­из­вест­но­го, В. Н. Не­му­хи­на, О. Я. Ра­би­на, О. Н. Цел­ко­ва и мн. др.). Круп­ней­шее в ми­ре ча­ст­ное со­б­ра­ние ху­дож­ни­ков рос. аван­гар­да, при­над­ле­жав­шее К., ста­ло сво­его ро­да му­зе­ем, дос­туп­ность ко­то­ро­го име­ла ог­ром­ное куль­тур­ное зна­че­ние в го­ды, ко­гда ра­бо­ты прак­ти­че­ски всех на­зван­ных ху­дож­ни­ков не­воз­мож­но бы­ло уви­деть в му­зе­ях СССР. С коллекцией мог­ли зна­ко­мить­ся ис­то­ри­ки иск-ва, сту­ден­ты, лич­ные гос­ти хо­зяи­на (сре­ди них – И. Ф. Стра­вин­ский, М. З. Ша­гал, М. Ан­то­нио­ни, А. Ски­ра, А. Вай­да, Д. Рок­фел­лер); кар­ти­ны из со­б­ра­ния К. не­ред­ко экс­по­ни­ро­ва­лись на за­ру­беж­ных вы­став­ках.

К. не­од­но­крат­но пред­ла­гал (без­ре­зуль­тат­но) Мин-ву куль­ту­ры СССР на ос­но­ве сво­ей кол­лек­ции соз­дать Му­зе­й совр. иск-ва в Мо­ск­ве. Пе­ред отъ­ез­дом с семь­ёй на по­сто­ян­ное жи­тель­ст­во в Гре­цию (1978) К. по­да­рил ГТГ бóль­шую (ок. 80%) и луч­шую часть сво­ей кол­лек­ции; всё со­б­ра­ние икон бы­ло по­да­ре­но им Центр. му­зею др.-рус. куль­ту­ры и иск-ва им. Ан­д­рея Руб­лё­ва. В 1995–1996 со­стоя­лась вы­став­ка вы­ве­зен­ной час­ти кол­лек­ции К. с до­бав­ле­ни­ем 100 са­мых зна­чит. ра­бот из ГТГ. По­сле смер­ти К. ос­та­вав­шая­ся у се­мьи часть кол­лек­ции бы­ла при­об­ре­те­на пра­ви­тель­ст­вом Гре­ции и на­хо­дит­ся в Му­зее совр. иск-ва (Кол­лек­ция Кос­та­ки) в г. Са­ло­ни­ки.

Алики Костаки [дочь коллекционера]

 

Отдельная благодарность Марии Филимоновой, специалисту Отдела по связям с общественностью Государственной Третьяковской Галереи за приглашение редакции SAMMLUNG/КОЛЛЕКЦИЯ, тёплую встречу и чуткую заботу.


Алексей Сидельников
Михаил Тренихин

Дар Костаки

Коллекция купцов Щукиных (интервью с искусствоведом Ильёй Доронченковым)

Мобили. Последний нонконформист (интервью с коллекционером Юрием Носовым)

Фарфор Морозова

Философия коллекционирования

Выставка ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда

Как рисовал Пикассо

Роберт Фальк

Коллекция братьев Морозовых. Париж

_________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Илья Репин. Портрет великого князя Константина Константиновича

Рама для картины

Существует мнение, что ра­мы кар­­тин не имеют под со­бой ни­ка­кой смы­сло­­вой на­груз­ки,
Московский зоопарк

Зоопарк Москвы

Великий князь Николай Николаевич Стар­ший (1831-1891), 160 лет на­зад принял под своё покровительство Импе­раторское
Перейти К началу страницы