Сегодня в Третьяковской галерее (Крымский вал) открыт зал, отданный полотнам, графике и объектам из коллекции московского коллекционера Георгия Дионисовича Костаки. А что это означает? Что всё больше обращают внимание на коллекционеров. Это важно! Коллекционер — он и знаток, и популяризатор, и хранитель, и… Целое явление. А таких коллекционеров, как Костаки в XX веке найти сложно!
Вы помните девиз нашего журнала? Это цитата Ираклия Андроникова вверху страницы. То, на чём мы всегда настаиваем: «Коллекционер — это первая ячейка музея, коллекционеры — актив музея. Это «кровеносная система», связывающая государственное хранилище с жизнью». Сегодняшнее событие очень точно подтверждает этот тезис. И это в полной мере сказано о Костаки!
Вчера закрылась выставка «Щукин. Биография коллекции» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. И сегодня — новый подарок! Костаки являлся одним из законодателей культурного пространства Москвы 1960–1970-х годов. Его дом был местом, где молодые художники могли познакомиться с произведениями русского авангарда, нигде более не выставлявшимися (вспомните про коллекцию Щукина, где до революции те самые молодые авангардисты знакомились с западным искусством). Послы, дипломаты, директора крупнейших зарубежных музеев в разное время стремились попасть домой к Костаки, чтобы увидеть легендарную коллекцию.
Подчеркнуло значимость открытия присутствие и выступление директора ГТГ Зельфиры Исмаиловны Трегуловой:
«Сегодня особенный день! И, честно, я испытываю чувство огромной радости от того, что хранится в Третьяковской галерее и что у нас открылся зал Георгия Дионисовича Костаки – великого коллекционера, которому мы обязаны великолепным собранием русского авангарда. Это 142 живописных произведения и почти 700 графических работ. В течении долгих лет, я хорошо помню, как на выставках русского авангарда, увидев дочь Георгия Дионисовича Алики Костаки, я старалась спрятаться куда-то, потому что в очередной раз я видела, что на этикетках работ из Третьяковской галереи, работ из собрания Георгия Дионисовича Костаки, нет его имени. Я думаю, сегодня для нас всех важнейший день, тот момент истины, когда мы возвращаем то должное, что должны были отдавать коллекционеру все эти годы <…> То, что происходит сегодня — результат огромной работы множества людей, старавшихся превратить этот зал и соседний с ним в оммаж Георгию Дионисовичу, показать разнообразие и масштаб его увлечений и интересов и запечатлеть это имя».
С ответным словом выступила дочь Георгия Дионисовича — Алики. Её речь была очень тёплой и домашней:
«Совсем не готова к выступлению, потому что не думала, что придётся мне что-то говорить. Прежде всего, я даже не знаю, как выразить эту благодарность, которую я чувствую, придя в этот раз в Третьяковку… Потому что, знаете… Я вижу, с какой любовью всё это сделано».
Как нам сказала Зельфира Исмаиловна, залы не стационарны — графика экспонируется три месяца (правила хранения) и будет убрана. Ну а другие произведения будут иногда гастролировать в другие музеи. Так что коллекция живёт уже своей жизнью. И это положительный момент.
Стоит отметить, что в Третьяковке в 2014 году с успехом состоялась большая выставка «Георгий Костаки. Выезд из СССР разрешить. К 100-летию коллекционера» (к которой был издан прекрасный каталог). Там была представлена и важнейшая часть дара коллекционера государству – 142 живописных и 692 графических произведения авангарда (напомним, что Третьяковской галерее коллекционером передано 800 произведений — живопись, графика, объёмные конструкции). Но на выставке тогда представили весь спектр интересов Г.Д. Костаки: иконопись XV–XVIII веков, шедевры русского авангарда, произведения художников-нонконформистов, образцы народной и авторской игрушки, а также картины, созданные самим коллекционером.
Почему имя коллекционера столь важно и для нас? Дело в том, что довелось работать с частью собрания Костаки, а именно — коллекцией русской народной игрушки. Казалось бы, после авангарда — керамическая игрушка? Она попала к Костаки от другого коллекционера, актёра Николая Михайловича Церетелли (1890—1942). А позднее была передана в Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР, который с 1991 года стал именоваться Государственным музеем-заповедником «Царицыно». И именно выставку, включающую предметы, которые сохранил Костаки, удалось сделать в Царицыно. Кстати, реэкспозиция выставки идёт прямо сейчас и уже на следующей неделе можно увидеть русскую керамическую игрушку, которая была рядом с полотнами самых известных авангардистов.
Образец этикетажа выставки с упоминанием дарителей: «Дар Г.Д. Костаки» и «Дар Алики Костаки».
А для тех, кто всё-таки не слышал про знаменитого коллекционера, сошлёмся на Большую российскую энциклопедию:
КОСТА́КИ (Костакис) Георгий Дионисович [20.6(3.7).1913, Москва – 9.3.1990, Афины], рос. коллекционер. Родился в семье греч. иммигрантов. Спец. образования не получил; с 1931 работал в посольствах Греции и Канады в Москве (сохранял гражданство Греции). В молодости увлекался собирательством фарфора, рус. серебра, мебели, картин «малых голландцев»; с 1940 начал коллекционировать рус. иконы 15–17 вв. После 1946 К. начал формировать коллекцию работ рос. авангардистов (Н. С. Гончаровой, В. В. Кандинского, Г. Г. Клуциса, И. В. Клюна, М. Ф. Ларионова, Л. М. Лисицкого, К. С. Малевича, М. В. Матюшина, Л. С. Поповой, К. Н. Редько, А. М. Родченко, В. Е. Татлина, П. Н. Филонова, И. Г. Чашника, М. З. Шагала, А. Г. Явленского и др.); мн. работы спас от уничтожения. Был также меценатом художников рос. андерграунда (В. Г. Вейсберга, А. Т. Зверева, И. И. Кабакова, Д. М. Краснопевцева, Э. И. Неизвестного, В. Н. Немухина, О. Я. Рабина, О. Н. Целкова и мн. др.). Крупнейшее в мире частное собрание художников рос. авангарда, принадлежавшее К., стало своего рода музеем, доступность которого имела огромное культурное значение в годы, когда работы практически всех названных художников невозможно было увидеть в музеях СССР. С коллекцией могли знакомиться историки иск-ва, студенты, личные гости хозяина (среди них – И. Ф. Стравинский, М. З. Шагал, М. Антониони, А. Скира, А. Вайда, Д. Рокфеллер); картины из собрания К. нередко экспонировались на зарубежных выставках.
К. неоднократно предлагал (безрезультатно) Мин-ву культуры СССР на основе своей коллекции создать Музей совр. иск-ва в Москве. Перед отъездом с семьёй на постоянное жительство в Грецию (1978) К. подарил ГТГ бóльшую (ок. 80%) и лучшую часть своей коллекции; всё собрание икон было подарено им Центр. музею др.-рус. культуры и иск-ва им. Андрея Рублёва. В 1995–1996 состоялась выставка вывезенной части коллекции К. с добавлением 100 самых значит. работ из ГТГ. После смерти К. остававшаяся у семьи часть коллекции была приобретена правительством Греции и находится в Музее совр. иск-ва (Коллекция Костаки) в г. Салоники.
Алики Костаки [дочь коллекционера]
Отдельная благодарность Марии Филимоновой, специалисту Отдела по связям с общественностью Государственной Третьяковской Галереи за приглашение редакции SAMMLUNG/КОЛЛЕКЦИЯ, тёплую встречу и чуткую заботу.
Алексей Сидельников Михаил Тренихин
Коллекция купцов Щукиных (интервью с искусствоведом Ильёй Доронченковым)
Мобили. Последний нонконформист (интервью с коллекционером Юрием Носовым)
Выставка ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда
Коллекция братьев Морозовых. Париж
_________________