Марк Шагал. Проекция во времени

in Музей 5826 views

Марк Шагал (Marc Chagall, 1887–1985) – зна­ме­ни­тый на весь мир ху­дож­ник ев­­рей­­ского проис­хож­­дения. Рос­сия и Фран­ция бо­рют­ся за пра­во на­зы­вать его своим. Одна­ко творческий ме­тод, об­раз­ный мир и ко­ло­рит Ша­га­ла де­лают его твор­чест­во поис­тине над­нацио­наль­ным.

Творческая и личная судьба Марка Шагала на редкость удачны и внешне успешны. Родившись в 1887 году в еврейском местечке Лиозно (близ Витебска), он обучается в Петербурге и Париже, а после революции становится вос­требованным совет­ским худож­ником и орга­низатором: витебским комис­саром по делам искусств. В этом качестве он оформляет го­родское пространство к празд­никам и откры­вает в родной губернии ху­до­жественное училище.

В 1922 году Марк Шагал вместе с любимой женой и единственной музой Беллой Розенфельд уезжает в Литву, затем Германию, а в 1927 году, по приглашению знаменитого фран­цуз­ского арт-ди­лера, кол­лек­ционера и ме­цената Амбруаза Воллара поселяется в Париже, и в 1937 году становится граж­данином Франции. В начале войны из немецкой оккупации художника спасает аме­рикан­ский Музей совре­мен­ного искусства, который перевозит семью Шагалов в Нью-Йорк. После войны художник возвращается в Париж, а затем обо­сно­вывается в доме-мас­терской на юге Франции, где живет до конца своих дней.

Шагал проявил себя не только станковым художником, но и монументалистом. Его витражи украшают храмы и больницы, а мону­мен­тальные росписи можно увидеть в знаменитых оперных театрах – Гранд Опе­ра в Париже и Мет­ро­поли­тен-опера в Нью-Йорке.

Самой масштабной работе художника, сделанной для театра, посвящена выставка в Геликон-опере «Марк Шагал. Проекция во времени». Её основу составили две частные московские коллекции, включающие эскизы и письма, газетную статью и шарж, оригинал премьер­ной афиши с автографом Шагала, а также две картины: самого Шагала и его учителя – Юделя Пэна. Но обо всём по порядку.

Марк Шагал. 1960-е

Середина 60-х годов. Шагал получает приглашение оформить оперу Моцарта «Волшебная флейта» в театре Метро­политен-опера. Эта работа становится смелым экспе­­ри­ментом для театра и самой масштабной теат­раль­ной работой Марка Шагала. Произ­водственный период спектакля растя­­ги­вается на три года и триумфально завершается в 1967 году благодаря талантливому художнику, на­чальнику сценических мастерских Метро­­по­литен-оперы, русскому эмигранту Владимиру Одинокову.

Владимир Одиноков и Марк Шагал

Ученик Лансере, приверженец старой офор­ми­тельской школы, Одиноков оказался невероятно восприимчив к разно­образным художественным течениям. Благодаря таланту и изо­бре­тательности Одинокова воплотились театральные замыслы Сальвадора Дали, Николая Бенуа, Франко Дзеф­фирелли и, конечно же, Марка Шагала. Его небольшие эскизы стали масштабными сценическими полотнами: миру явились 13 гигантских живописных задников и знаменитый на весь мир занавес «Триумф музыки», а также 120 костюмов, вы­полненных по эскизам художника. Блестящее воплощение задумок мастера сделало сезон 1966-67 годов одним из самых ярких в истории Метрополитен.

Начиная работать с Шагалом, Одиноков едет во Францию, в южный городок Ванс, и живет в мастерской художника; погружается в мир его образов, постигает неповторимый колорит. Узнав «секреты» мастера и вооружившись большой папкой с эскизами Мастера, Владимир Одиноков возвращается в Нью-Йорк. Перед ним встает фан­тастически сложная задача: по требованию художника каждый эскиз должен быть воплощен с предельной точностью. «Он предложил мне исполь­зо­вать какое-нибудь оптическое устройство, с помощью которого я бы мог с точностью мас­шта­бировать каждый контур рисунка, — вспоминал Одиноков. – Я стал искать, но так и не нашел ничего подходящего».

Марк Шагал. Проекция во времени

В результате он, впервые в театральной практике, использует универ­­си­тет­ский «оптископ», который дорабатывают в мастерских театра. Новый аппарат вы­глядит так: 35-милли­метровый проектор водружен на каретку. С обратной стороны возвышается зеркало. При этом проектор и зеркало могут вращаться в любом на­правлении. Одиноков кладет эскиз или кальку с него на поверхность устройства, наводит широкоугольный объектив и в этот момент маленький квадрат рисунка «слетает» с зеркала на сцену, увеличиваясь до трёх футов.

Но создание живописных фонов оказалось отнюдь не механической задачей. Копирование мазков, колорита и текстур, придуманных Шагалом, требовало таланта и особых навыков. Например, чтобы добиться эффекта текстуры, Одиноков приклеивает шпагат из мешковины на задник сцены, а затем пишет прямо поверх него.

В процессе этой кропотливой работы оба художника сдружились и переписывались потом всю оставшуюся жизнь. На выставке представлена их переписка и фотографии, а также уникальный шарж… на Марка Шагала! Его сделал Одиноков в память о совместной работе.

Владимир Одиноков. Шарж на Марка Шагала

В 1971 году был выпущен альбом эскизов к спектаклю, который в отсканированном видео доступен посетителям выставки. В музыкальное оформление экспозиции вплетен голос великолепного актера, ректора Щукинского училища Евгения Князева, который читает отрывки из книги Марка Шагала «Моя жизнь». В этой книге, в частности, художник вспоминает своего первого учителя в Витебске: Юделя Пэна. Он говорит о том, как бы он мечтал, чтобы его работы висели рядом с работами учителя.

И вот, мечта сбылась. Первый раз работы двух мастеров оказались вместе в Худо­жественном музее Минска; второй раз они оказались рядом в парадном зале «Геликон-оперы». Друг напротив друга висят картины позднего Пэна и раннего Шагала.

Для Шагала это очень характерная работа. Как всегда, обыденный сюжет преобра­жается бла­годаря «наивной» форме и выра­зительным краскам, ощущению фан­тастичности. Дейст­вую­щие лица – человек, домашние животные, кривые улицы – обретают свой «голос», характер, подчёрк­нутый абрисом и сим­волическим ко­ло­ритом. Национальные еврейские мо­тивы, простая, полная забот жизнь маленького городка, знакомые с детства типажи и образы являются будто бы отражением иного мира: мира сновидений, мечтаний, много­значными и живительными символами.

Марк Шагал. Ягнёнок. 1927–1928

Примечательно, что создание картины «Ягнёнок» («Le mouton») приходится на время переезда семьи Шагала из Германии во Францию. Это ещё раз доказывает, что пространство и время для Шагала – понятия условные; что детские впечатления ху­дожника стали бесконечным источником вдох­но­вения. Очевидно, что в жанровой сцене Шагала занимает не сюжет, а колорит. Во всех смыслах этого слова.

Юдель Пэн – совсем иной мастер. Талантливый художник из бедной еврейской семьи сумел поступить в Петербургскую Академию художеств в класс знаменитого профессора Павла Чис­тякова, а затем проявил себя как талантливый педагог. В 1897 году в городе Витебск он открывает школу для еврейских детей из бедных семей, и преподаёт там до конца жизни.

Первый же набор учеников навсегда прославил имя Юделя Пэна. Он стал учителем целой плеяды художников, по­лучивших мировое признание, среди которых Осип Цадкин, Лазарь (Эль) Лисицкий и Марк Шагал. Гениаль­ность педагога проявилась в особой творческой атмосфере мастерской Пэна, в его умении развить в учениках инди­видуальное творческое начало.

Жизнь Пэна прервалась в 1937 году при за­гадочных об­стоя­тельствах, но работы художника были заботливо эва­куированы на Дальний Восток во время Великой Оте­чественной Войны, а затем возвращены в Витебск и Минск. По сей день они являются украшением музеев Белоруссии.

Юдель Пэн. Портрет старого еврея

Типический образ – портрет старого еврея – открывает нам Пэна – мастера реализма, умеющего передать и национальное своеобразие, и обще­чело­веческую мудрость.

Ирина Антонова, Марк Шагал и их собеседник. Москва, 1970-е гг.

К слову, сохранилась удивительно радостная фотография конца 70-х годов, сделанная во время визита Шагала в Москву. На ней Ирина Антонова (директор Пушкинского музея) и Марк Шагал весело дискутируют о чём-то с пожилым бородатым человеком в кепке, будто бы сошедшим с картины Пэна. Такая вот «проекция» во времени!

Татьяна Разумова, куратор выставки «Марк Шагал. Проекция во времени»
  • Андрей Райкин и Татьяна Разумова — кураторы выставки
Эдуард Мусаханянц, автор идеи и продюсер выставки «Марк Шагал. Проекция во времени»
Марк Шагал. Проекция во времени
Андрей Райкин,
автор выставочных проектов,
кандидат искусствоведения
Изображения предоставил автор материала
Фото: пресс-служба "Геликон-Опера"

Выставка ВХУТЕМАС 100

Роберт Фальк

От Диканьки до Петербурга через «Геликон-оперу»

__________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Илья Репин. Портрет великого князя Константина Константиновича

Рама для картины

Существует мнение, что ра­мы кар­­тин не имеют под со­бой ни­ка­кой смы­сло­­вой на­груз­ки,
Московский зоопарк

Зоопарк Москвы

Великий князь Николай Николаевич Стар­ший (1831-1891), 160 лет на­зад принял под своё покровительство Импе­раторское
Перейти К началу страницы