Марк Шагал (Marc Chagall, 1887–1985) – знаменитый на весь мир художник еврейского происхождения. Россия и Франция борются за право называть его своим. Однако творческий метод, образный мир и колорит Шагала делают его творчество поистине наднациональным.
Творческая и личная судьба Марка Шагала на редкость удачны и внешне успешны. Родившись в 1887 году в еврейском местечке Лиозно (близ Витебска), он обучается в Петербурге и Париже, а после революции становится востребованным советским художником и организатором: витебским комиссаром по делам искусств. В этом качестве он оформляет городское пространство к праздникам и открывает в родной губернии художественное училище.
В 1922 году Марк Шагал вместе с любимой женой и единственной музой Беллой Розенфельд уезжает в Литву, затем Германию, а в 1927 году, по приглашению знаменитого французского арт-дилера, коллекционера и мецената Амбруаза Воллара поселяется в Париже, и в 1937 году становится гражданином Франции. В начале войны из немецкой оккупации художника спасает американский Музей современного искусства, который перевозит семью Шагалов в Нью-Йорк. После войны художник возвращается в Париж, а затем обосновывается в доме-мастерской на юге Франции, где живет до конца своих дней.
Шагал проявил себя не только станковым художником, но и монументалистом. Его витражи украшают храмы и больницы, а монументальные росписи можно увидеть в знаменитых оперных театрах – Гранд Опера в Париже и Метрополитен-опера в Нью-Йорке.
Самой масштабной работе художника, сделанной для театра, посвящена выставка в Геликон-опере «Марк Шагал. Проекция во времени». Её основу составили две частные московские коллекции, включающие эскизы и письма, газетную статью и шарж, оригинал премьерной афиши с автографом Шагала, а также две картины: самого Шагала и его учителя – Юделя Пэна. Но обо всём по порядку.
Середина 60-х годов. Шагал получает приглашение оформить оперу Моцарта «Волшебная флейта» в театре Метрополитен-опера. Эта работа становится смелым экспериментом для театра и самой масштабной театральной работой Марка Шагала. Производственный период спектакля растягивается на три года и триумфально завершается в 1967 году благодаря талантливому художнику, начальнику сценических мастерских Метрополитен-оперы, русскому эмигранту Владимиру Одинокову.
Ученик Лансере, приверженец старой оформительской школы, Одиноков оказался невероятно восприимчив к разнообразным художественным течениям. Благодаря таланту и изобретательности Одинокова воплотились театральные замыслы Сальвадора Дали, Николая Бенуа, Франко Дзеффирелли и, конечно же, Марка Шагала. Его небольшие эскизы стали масштабными сценическими полотнами: миру явились 13 гигантских живописных задников и знаменитый на весь мир занавес «Триумф музыки», а также 120 костюмов, выполненных по эскизам художника. Блестящее воплощение задумок мастера сделало сезон 1966-67 годов одним из самых ярких в истории Метрополитен.
Начиная работать с Шагалом, Одиноков едет во Францию, в южный городок Ванс, и живет в мастерской художника; погружается в мир его образов, постигает неповторимый колорит. Узнав «секреты» мастера и вооружившись большой папкой с эскизами Мастера, Владимир Одиноков возвращается в Нью-Йорк. Перед ним встает фантастически сложная задача: по требованию художника каждый эскиз должен быть воплощен с предельной точностью. «Он предложил мне использовать какое-нибудь оптическое устройство, с помощью которого я бы мог с точностью масштабировать каждый контур рисунка, — вспоминал Одиноков. – Я стал искать, но так и не нашел ничего подходящего».
В результате он, впервые в театральной практике, использует университетский «оптископ», который дорабатывают в мастерских театра. Новый аппарат выглядит так: 35-миллиметровый проектор водружен на каретку. С обратной стороны возвышается зеркало. При этом проектор и зеркало могут вращаться в любом направлении. Одиноков кладет эскиз или кальку с него на поверхность устройства, наводит широкоугольный объектив и в этот момент маленький квадрат рисунка «слетает» с зеркала на сцену, увеличиваясь до трёх футов.
Но создание живописных фонов оказалось отнюдь не механической задачей. Копирование мазков, колорита и текстур, придуманных Шагалом, требовало таланта и особых навыков. Например, чтобы добиться эффекта текстуры, Одиноков приклеивает шпагат из мешковины на задник сцены, а затем пишет прямо поверх него.
В процессе этой кропотливой работы оба художника сдружились и переписывались потом всю оставшуюся жизнь. На выставке представлена их переписка и фотографии, а также уникальный шарж… на Марка Шагала! Его сделал Одиноков в память о совместной работе.
В 1971 году был выпущен альбом эскизов к спектаклю, который в отсканированном видео доступен посетителям выставки. В музыкальное оформление экспозиции вплетен голос великолепного актера, ректора Щукинского училища Евгения Князева, который читает отрывки из книги Марка Шагала «Моя жизнь». В этой книге, в частности, художник вспоминает своего первого учителя в Витебске: Юделя Пэна. Он говорит о том, как бы он мечтал, чтобы его работы висели рядом с работами учителя.
И вот, мечта сбылась. Первый раз работы двух мастеров оказались вместе в Художественном музее Минска; второй раз они оказались рядом в парадном зале «Геликон-оперы». Друг напротив друга висят картины позднего Пэна и раннего Шагала.
Для Шагала это очень характерная работа. Как всегда, обыденный сюжет преображается благодаря «наивной» форме и выразительным краскам, ощущению фантастичности. Действующие лица – человек, домашние животные, кривые улицы – обретают свой «голос», характер, подчёркнутый абрисом и символическим колоритом. Национальные еврейские мотивы, простая, полная забот жизнь маленького городка, знакомые с детства типажи и образы являются будто бы отражением иного мира: мира сновидений, мечтаний, многозначными и живительными символами.
Примечательно, что создание картины «Ягнёнок» («Le mouton») приходится на время переезда семьи Шагала из Германии во Францию. Это ещё раз доказывает, что пространство и время для Шагала – понятия условные; что детские впечатления художника стали бесконечным источником вдохновения. Очевидно, что в жанровой сцене Шагала занимает не сюжет, а колорит. Во всех смыслах этого слова.
Юдель Пэн – совсем иной мастер. Талантливый художник из бедной еврейской семьи сумел поступить в Петербургскую Академию художеств в класс знаменитого профессора Павла Чистякова, а затем проявил себя как талантливый педагог. В 1897 году в городе Витебск он открывает школу для еврейских детей из бедных семей, и преподаёт там до конца жизни.
Первый же набор учеников навсегда прославил имя Юделя Пэна. Он стал учителем целой плеяды художников, получивших мировое признание, среди которых Осип Цадкин, Лазарь (Эль) Лисицкий и Марк Шагал. Гениальность педагога проявилась в особой творческой атмосфере мастерской Пэна, в его умении развить в учениках индивидуальное творческое начало.
Жизнь Пэна прервалась в 1937 году при загадочных обстоятельствах, но работы художника были заботливо эвакуированы на Дальний Восток во время Великой Отечественной Войны, а затем возвращены в Витебск и Минск. По сей день они являются украшением музеев Белоруссии.
Типический образ – портрет старого еврея – открывает нам Пэна – мастера реализма, умеющего передать и национальное своеобразие, и общечеловеческую мудрость.
К слову, сохранилась удивительно радостная фотография конца 70-х годов, сделанная во время визита Шагала в Москву. На ней Ирина Антонова (директор Пушкинского музея) и Марк Шагал весело дискутируют о чём-то с пожилым бородатым человеком в кепке, будто бы сошедшим с картины Пэна. Такая вот «проекция» во времени!
- Андрей Райкин и Татьяна Разумова — кураторы выставки
Андрей Райкин, автор выставочных проектов, кандидат искусствоведения Изображения предоставил автор материала Фото: пресс-служба "Геликон-Опера"
__________________