Рассматривая старые альбомы, или фотографии с произведениями искусства, сталкиваешься с фразой «местонахождение неизвестно». Для исследователя это всегда досадно. Как теряются произведения искусства? В России этот вопрос возникал неоднократно. Революция и гражданская война. Национализация частных коллекций. Продажа за валюту на запад. Великая Отечественная война, разграбление национального достояния немецкими войсками и их союзниками. А ещё эвакуация произведений из одних музеев в другие. С развалом СССР в 1990-е годы снова стали нередки разграбления…
Ещё вариант (это характерно для произведения XX века), когда в 1950-1980-е годы произведения экспонировались и известны по каталогам, а после пропадали из поля зрения. Куда? Либо оказывались в частных собраниях, когда владелец не показывал их, либо, чаще — на чердаках наследников. Автору доводилось обнаруживать наследие советских художников 1920-1970-х годов у наследников на запылившихся антресолях.
Но бывали и случаи передач из крупных музеев страны в музеи республиканские. Когда, например, из Третьяковки и Эрмитажа произведения передавались в республики — в Ереван, Минск, Киев, Баку, Тбилиси, Бишкек. А что это означает сегодня? То, что восстановить утраченные связи сложно. Контактов в сфере культуры на постсоветском пространстве стало несравненно меньше. Иногда их просто нет! Часто контакт — это общение между двумя специалистами музеев, а не между самими музеями.
С другой стороны — сегодня практически у всех есть Интернет и написать запрос вроде бы стало проще. Или нет?
Чуть менее года назад на страницах нашего журнала была опубликована статья заведующего сектором изучения Строгановского дворца, кандидата искусствоведения, доктора исторических наук Сергея Олеговича Кузнецова Класс картин. Строгановский вариант, посвящённая замечательному собранию европейской живописи XVI–XVII веков графа Александра Сергеевича Строганова (1736—1811). Среди прочего в ней констатировалось, что неизвестно местонахождение двух полотен итальянского живописца болонской школы Гвидо Рени (итал. Guido Reni; 1575—1642) – «Св. Магдалина» и «Св. Михаил»:
«Центрами других осей были два полотна Гвидо Рени – Св. Магдалина (справа) и Св. Михаил (слева, местонахождение обоих неизвестно).»
Сергей Кузнецов
Восстанавливаем связи
В статье данные полотна были показаны на фотографии XIX века из собрания Эрмитажа (вверху в овалах). И вот приятная неожиданность, которых, пожалуй, так не хватает в этом году, когда всех настойчиво сажают по домам из-за пандемии. Итак, мы получили письмо:
Уважаемый Михаил, Я Эка Кикнадзе, искусствовед, работаю в Национальном музее Грузии. Отыскала вашу фейсбуке страницу, как заместителя главного редактора журнала Sammlung/Коллекция. Недавно я прочла статью из Вашего журнала «Класс картин. Строгановский вариант». В статье упоминаются картины из собрания Строганова «Архангел Михаил» и «Святая Магдалина» Гвидо Рени. Автор указывает, что местонахождения картин не известно. Хочу сообщить, что «Архангел Михаил» храниться в коллекции Национального музея Грузии. Картина в 1946 году была передана из Эрмитажа в Музей «Метехи» Тбилиси. Меня очень заинтересовала фотография картинной галерей Строгановых, на которой видна картина Рени. Дело в том, что мы с коллегами работаем над проектом при поддержке Научного фонда Грузии имени Шота Руставели «Интегрированное исследование коллекции западноевропейского искусства Национального музея Грузии». В конце года планируется издание научной публикации результатов исследования. Мы с коллегами были бы очень благодарны предоставлением этой фотографии для печати в публикации. Естественно, с указанием авторских прав владельца. Буду ждать вашего ответа.
Спасибо за ваше внимание. С уважением Эка
Естественно, это оказалось очень приятно! Но чтобы удостовериться в данных, удалось созвониться и познакомиться с Экой.
Эка любезно предоставила нам данные о полотне Гвидо Рени и его изображение в высоком разрешении. Итак, картина «Архангел Михаил» из собрания графа Строганова, местонахождение которой было неизвестно, хранится в Тбилиси.
Данные картины: Гвидо Рени. Архангел Михаил. Холст. Масло. 72х59 см. Инвентарный номер — ხმ 194 (Старый номер музея «Метехи» — ხმმ/მხ-4427). Картина передана в Государственный музей «Метехи» 1946 г. из Эрмитажа (Акт передачи #12. Коллекция Строганова — 998). С 1952 года Государственный музей «Метехи» именуется — Музей искусств Грузии. С 2004 года входит в объединение Национального музея Грузии.
Сегодняшнее название музея: Национальный музей Грузии. Музей искусств им. Шалвы Амиранашвили. Картина Рени хранится в коллекции западноевропейского искусства музея.
Мы благодарны Эке Кикнадзе за эту исчерпывающую информацию и рады знакомству!
ძალიან დიდი მადლობა ქალბატონო ეკა!
Эка Кикнадзе
Доктор искусствоведения. Управляющая Национальной галереи им. Димитрия Шеварднадзе и Музея искусств им. Шалвы Амиранашвили Национального музея Грузии. Ассоциированный профессор Государственного университета Театра и Кино Грузии им. Шота Руставели. Автор научных статей на тему Грузинского изобразительного искусства XIX-XX вв. и монографии: «Яков Никомладзе» (2016), «Генрик Гриневский» (2019), «Красный террор и Грузинские художники» (2018).
Автор и Куратор выставочных проектов «Пиросмани – 150», «Постсталинская либерализация в Грузинской живописи», «Яков Николадзе — 145», (2012-2019 г. Национальный музей Грузии. Национальной галерея им. Димитрия Шеварднадзе), «Красный террор и Грузинские художники» (2018. Национальный музей Грузии. Музей Грузии им. С. Джанашия), «Шедевры из коллекции Музея искусств» (2017. Национальный музей Грузии. Музей искусств им. Шалвы Амиранашвили), участник международных выставочных проектов.
Михаил Тренихин научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Царицыно», заместитель главного редактора журнала «Sammlung/Коллекция», кандидат искусствоведения
Два Георгия, два подвига, два портрета
Портрет XVIII века из собрания Сергея и Татьяны Подстаницких
_________________