Найдена картина!

in Музей/Новости 7043 views

Рассматривая старые альбомы, или фотографии с произ­ве­дения­ми ис­кусст­ва, стал­киваешь­ся с фра­зой «место­нахож­дение не­изве­стно». Для ис­следо­вателя это всегда до­сад­но. Как те­ряют­ся произ­веде­ния искус­ства? В Рос­сии этот воп­рос воз­никал неод­нократ­но. Рево­люция и граж­дан­ская вой­на. Нацио­нали­зация част­ных кол­лекций. Продажа за валюту на запад. Вели­кая Отечест­венная война, раз­граб­ление нацио­наль­ного дос­тояния не­мец­ки­ми войс­ками и их союз­никами. А ещё эва­куа­ция произведений из од­них му­зеев в дру­гие. С раз­ва­лом СССР в 1990-е годы снова стали нередки раз­граб­ления…

Ещё ва­риант (это харак­терно для прои­зведения XX века), когда в 1950-1980-е годы произ­ведения экспонировались и известны по каталогам, а после пропадали из поля зрения. Куда? Либо оказывались в частных собраниях, когда вла­де­лец не пока­зывал их, либо, чаще — на чер­даках нас­ледников. Авто­ру дово­дилось обна­ружи­вать наследие совет­ских худож­ников 1920-1970-х годов у на­следников на запы­лив­шихся антре­солях.

Но бы­вали и случаи передач из крупных музеев страны в музеи республиканские. Когда, например, из Третья­ковки и Эрми­тажа произ­ведения пере­дава­лись в республики — в Ереван, Минск, Киев, Баку, Тбилиси, Бишкек. А что это означает сегодня? То, что вос­становить утраченные связи сложно. Контактов в сфере куль­туры на постсоветском про­странстве стало несрав­ненно меньше. Иногда их просто нет! Часто контакт — это общение между двумя специалистами музеев, а не между самими музеями.

С другой стороны — сегодня прак­тически у всех есть Интер­нет и написать запрос вроде бы стало проще. Или нет?

Михаил Тренихин и Сергей Олегович Кузнецов. Царицыно, август 2019

Чуть менее года назад на страницах нашего журнала была опубликована статья заведующего сектором изучения Строгановского дворца, кандидата искусствоведения, доктора исторических наук Сергея Олеговича Кузнецова Класс картин. Строгановский вариант, посвящённая замечательному собранию европейской живописи XVI–XVII веков графа Александра Сергеевича Строганова (1736—1811). Среди прочего в ней констатировалось, что неизвестно местонахождение двух полотен итальянского живописца болонской школы Гвидо Рени (итал. Guido Reni; 1575—1642) – «Св. Магдалина» и «Св. Михаил»:

«Центрами других осей были два полотна Гвидо Рени – Св. Магдалина (справа) и Св. Михаил (слева, местонахождение обоих неизвестно).»

Сергей Кузнецов

Дж. Бианки. Картинная галерея в доме Строгановых. 1860-е. Государственный Эрмитаж

Восстанавливаем связи

В статье данные полотна были показаны на фотографии XIX века из собрания Эрмитажа (вверху в овалах). И вот приятная неожиданность, которых, пожалуй, так не хватает в этом году, когда всех настойчиво сажают по домам из-за пандемии. Итак, мы получили письмо:

Уважаемый Михаил, Я Эка Кикнадзе, искусствовед, работаю в Национальном музее Грузии. Отыскала вашу фейсбуке страницу, как заместителя главного редактора журнала Sammlung/Коллекция. Недавно я прочла статью из Вашего журнала «Класс картин. Строгановский вариант». В статье упоминаются картины из собрания Строганова «Архангел Михаил» и «Святая Магдалина» Гвидо Рени. Автор указывает, что местонахождения картин не известно. Хочу сообщить, что «Архангел Михаил» храниться в коллекции Национального музея Грузии. Картина в 1946 году была передана из Эрмитажа в Музей «Метехи» Тбилиси. Меня очень заинтересовала фотография картинной галерей Строгановых, на которой видна картина Рени. Дело в том, что мы с коллегами работаем над проектом при поддержке Научного фонда Грузии имени Шота Руставели «Интегрированное исследование коллекции западноевропейского искусства Национального музея Грузии». В конце года планируется издание научной публикации результатов исследования. Мы с коллегами были бы очень благодарны предоставлением этой фотографии для печати в публикации. Естественно, с указанием авторских прав владельца. Буду ждать вашего ответа.

Спасибо за ваше внимание.
С уважением Эка

Естественно, это оказалось очень приятно! Но чтобы удостовериться в данных, удалось созвониться и познакомиться с Экой.

Эка Кикнадзе и Михаил Тренихин

Эка любезно предоставила нам данные о полотне Гвидо Рени и его изображение в высоком разрешении. Итак, картина «Архангел Михаил» из собрания графа Строганова, местонахождение которой было неизвестно, хранится в Тбилиси.

Гвидо Рени. Архангел Михаил. Холст. Масло. Национальный музей Грузии. Музей искусств им. Шалва Амиранашвили

Данные картины: Гвидо Рени. Архангел Михаил. Холст. Масло.  72х59 см. Инвентарный номер — ხმ 194 (Старый номер музея «Метехи» — ხმმ/მხ-4427). Картина передана в Государственный музей «Метехи» 1946 г. из Эрмитажа (Акт передачи #12. Коллекция Строганова — 998). С 1952 года  Государственный музей «Метехи» именуется — Музей искусств Грузии. С 2004 года входит в объединение Национального музея Грузии.

Табличка на раме картины с названием. Гвидо Рени. Архангел Михаил. Холст. Масло. Национальный музей Грузии. Музей искусств им. Шалва Амиранашвили

Сегодняшнее название музея: Национальный музей Грузии. Музей искусств им. Шалвы Амиранашвили. Картина Рени хранится в коллекции западноевропейского искусства музея.

Мы благодарны Эке Кикнадзе за эту исчерпывающую информацию и рады знакомству!

ძალიან დიდი მადლობა ქალბატონო ეკა!

Эка Кикнадзе. Доктор искусствоведения, профессор. Управляющая национальной галереи Грузии им. Димитрия Шеварднадзе и Музея искусств Грузии им. Шалвы Амиранашвили Национального музея Грузии.

Эка Кикнадзе. Доктор искусствоведения, профессор

Эка Кикнадзе

Док­тор ис­кусство­ведения. Управляю­щая Нацио­нальной гале­реи им. Ди­мит­рия Ше­вард­над­зе и Му­зея искусств им. Шалвы Ами­ра­наш­вили Нацио­наль­ного музея Грузии. Ассо­ции­рован­ный профессор Госу­дарст­вен­ного универ­ситета Театра и Кино Грузии им. Шота Рус­та­вели. Автор научных статей на те­му Гру­­зин­­ско­го изобрази­тельного искус­ства XIX-XX вв. и моно­графии: «Яков  Ни­комла­дзе» (2016), «Ген­рик Гри­нев­­ский» (2019), «Крас­ный террор и Грузинские художники» (2018).

Автор и Куратор выста­вочных проектов «Пи­росмани – 150», «Пост­­сталин­ская ли­бе­­рали­зация в Грузин­ской живо­писи», «Яков Николадзе — 145», (2012-2019 г. Нацио­­нальный музей Грузии. Нацио­­наль­ной га­ле­рея им. Ди­мит­­рия Ше­вард­надзе), «Крас­ный тер­рор и Гру­зин­ские ху­дож­ни­ки» (2018. На­цио­­нальный музей Грузии. Му­зей Гру­зии им. С. Джа­­на­­шия), «Шедев­ры из кол­лекции Музея искусств» (2017. На­цио­­наль­ный музей Гру­зии. Музей ис­кусств им. Шал­вы Ами­ра­­на­­швили), участ­ник меж­­ду­­народ­­ных выс­та­­вочных проек­тов.

Head of the National Gallery and the Museum of Fine Arts
3, Shota Rustaveli Avenue 0105 Tbilisi, Georgia

Мы всегда радуем­ся подобным уточнениям и любым находкам в области искусства и анти­квариата и призываем кол­лекцио­неров и музейных работников делиться инфор­мацией на страницах нашего журнала!
Михаил Тренихин
научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Царицыно»,
заместитель главного редактора журнала «Sammlung/Коллекция»,
кандидат искусствоведения

Класс картин. Строгановский вариант

Два Георгия, два подвига, два портрета

Коллекция купцов Щукиных

Талант собирать

Коллекция Костаки

Фарфор Морозова

Портрет XVIII века из собрания Сергея и Татьяны Подстаницких

_________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Илья Репин. Портрет великого князя Константина Константиновича

Рама для картины

Существует мнение, что ра­мы кар­­тин не имеют под со­бой ни­ка­кой смы­сло­­вой на­груз­ки,
Московский зоопарк

Зоопарк Москвы

Великий князь Николай Николаевич Стар­ший (1831-1891), 160 лет на­зад принял под своё покровительство Импе­раторское
Перейти К началу страницы