Энергия цвета. Архетипы авангарда

Энергия цвета. Архетипы авангарда

in Новости музеев 5418 views

Третьяковская галерея пред­став­ляет вы­ста­воч­ный проект в парт­нёрстве с При­мор­ской го­су­дар­ствен­ной кар­тин­ной га­лереей и Даль­невосточ­ным ху­до­же­ст­вен­­ным му­зеем.

Вы­став­ка пред­ла­гает по-но­во­му взгля­нуть на рус­ский авангард, соединив искусство начала XX века с популярной теорией архетипов (Прим. ред. — Карл Густав Юнг. Архетип и символ). Архетипы — это структуры в коллективном бессознательном, которые живут в глубинах нашей психики. Они обуславливают ценности человека, его модель поведения и восприятие мира. Тема архетипов исследовалась на протяжении всего прошлого столетия и продолжает быть востребованной сегодня.

Василий Кандинский. Белый овал. 1919. ГТГ
Василий Кандинский. Белый овал. 1919. ГТГ

Искусство авангарда — уникальное явление: на небольшом отрезке времени и пространства (1910–1920-е годы, преимущественно в Москве и Петербурге) сошлось множество ярких индивидуальностей, создавших необыкновенное сообщество художников-новаторов. Важнейшее отличие авангарда от искусства предшествующих эпох — абсолютная свобода творческого самовыражения. Именно поэтому произведения авангардистов так сильно отличаются друг от друга, как и сами художники, их характеры и темпераменты. Система архетипов помогает установить связь между творчеством мастера и его характером. Личностные качества художников и создаваемое ими искусство соотносятся с 12 основными архетипами.

Главным выразительным средством авангардной живописи является цвет. В отличие от искусства прошлых столетий цвет начинает превалировать над сюжетом. Наблюдения за тем, как художник использует энергию цвета, как цвет взаимодействует с сюжетом, помогают определить его ведущий архетип.

Аристарх Лентулов. Натюрморт с синим кувшином. 1913. ГТГ
Аристарх Лентулов. Натюрморт с синим кувшином. 1913. ГТГ

Искусство авангарда не всегда легко воспринимается зрителем, поскольку автор или радикально преображает реальность, или вовсе отказывается от её воспроизведения. Главная задача настоящего проекта — «очеловечить» авангард. Взгляд на искусство через призму архетипов даёт возможность проникнуть во внутренний мир художника на качественно новом уровне, понять, какие психологические паттерны им двигали, почему он создавал именно такие работы, и прийти к более глубокому пониманию необычного искусства начала ХХ века. Кроме того, зрителю будет интересно найти среди 12 архетипов самого себя.

Тема архетипов известна в литературе об искусстве, однако в контексте русского авангарда она звучит впервые. Именно русский авангард в полной мере выдерживает подобный эксперимент, так как в любом другом культурно-историческом срезе общества сложно обнаружить подобное разнообразие стилей и характеров, которые охватывали бы все 12 архетипов.

  • Любовь Попова. Живописная архитектоника. Красное с синим. 1918. ГТГ
  • Казимир Малевич. Девушка с гребнем в волосах. 1932-1933. ГТГ

Архетипическое начало особенно ярко проявлено в ключевых произведениях художников, поэтому среди картин, принимающих участие в выставке, – программные работы Казимира Малевича, Василия Кандинского, Александра Родченко, Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова, Марка Шагала, Ильи Машкова, Аристарха Лентулова, Ольги Розановой, Павла Филонова и других мастеров авангарда.

Александра Экстер. Композиция. 1914. ГТГ
Александра Экстер. Композиция. 1914. ГТГ

Состав выставки: Произведения из коллекций Государственной Третьяковской галереи, Приморской государственной картинной галереи и Дальневосточного художественного музея.

Куратор выставки Ирина Кочергина.

Приморская государственная картинная галерея

г. Владивосток, ул. Алеутская, 12

17 августа — 22 октября 2023 г.

Отдел по связям с общественностью
Государственной Третьяковской галереи
14.08.2023

От иконы к авангарду

Авангард на телеге в ХХI век

Выставка ВХУТЕМАС 100

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Перейти К началу страницы