Третьяковская галерея представляет выставочный проект в партнёрстве с Приморской государственной картинной галереей и Дальневосточным художественным музеем.
Выставка предлагает по-новому взглянуть на русский авангард, соединив искусство начала XX века с популярной теорией архетипов (Прим. ред. — Карл Густав Юнг. Архетип и символ). Архетипы — это структуры в коллективном бессознательном, которые живут в глубинах нашей психики. Они обуславливают ценности человека, его модель поведения и восприятие мира. Тема архетипов исследовалась на протяжении всего прошлого столетия и продолжает быть востребованной сегодня.
Искусство авангарда — уникальное явление: на небольшом отрезке времени и пространства (1910–1920-е годы, преимущественно в Москве и Петербурге) сошлось множество ярких индивидуальностей, создавших необыкновенное сообщество художников-новаторов. Важнейшее отличие авангарда от искусства предшествующих эпох — абсолютная свобода творческого самовыражения. Именно поэтому произведения авангардистов так сильно отличаются друг от друга, как и сами художники, их характеры и темпераменты. Система архетипов помогает установить связь между творчеством мастера и его характером. Личностные качества художников и создаваемое ими искусство соотносятся с 12 основными архетипами.
Главным выразительным средством авангардной живописи является цвет. В отличие от искусства прошлых столетий цвет начинает превалировать над сюжетом. Наблюдения за тем, как художник использует энергию цвета, как цвет взаимодействует с сюжетом, помогают определить его ведущий архетип.
Искусство авангарда не всегда легко воспринимается зрителем, поскольку автор или радикально преображает реальность, или вовсе отказывается от её воспроизведения. Главная задача настоящего проекта — «очеловечить» авангард. Взгляд на искусство через призму архетипов даёт возможность проникнуть во внутренний мир художника на качественно новом уровне, понять, какие психологические паттерны им двигали, почему он создавал именно такие работы, и прийти к более глубокому пониманию необычного искусства начала ХХ века. Кроме того, зрителю будет интересно найти среди 12 архетипов самого себя.
Тема архетипов известна в литературе об искусстве, однако в контексте русского авангарда она звучит впервые. Именно русский авангард в полной мере выдерживает подобный эксперимент, так как в любом другом культурно-историческом срезе общества сложно обнаружить подобное разнообразие стилей и характеров, которые охватывали бы все 12 архетипов.
- Любовь Попова. Живописная архитектоника. Красное с синим. 1918. ГТГ
- Казимир Малевич. Девушка с гребнем в волосах. 1932-1933. ГТГ
Архетипическое начало особенно ярко проявлено в ключевых произведениях художников, поэтому среди картин, принимающих участие в выставке, – программные работы Казимира Малевича, Василия Кандинского, Александра Родченко, Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова, Марка Шагала, Ильи Машкова, Аристарха Лентулова, Ольги Розановой, Павла Филонова и других мастеров авангарда.
Состав выставки: Произведения из коллекций Государственной Третьяковской галереи, Приморской государственной картинной галереи и Дальневосточного художественного музея.
Куратор выставки Ирина Кочергина.
Приморская государственная картинная галерея
г. Владивосток, ул. Алеутская, 12
17 августа — 22 октября 2023 г.
Отдел по связям с общественностью Государственной Третьяковской галереи 14.08.2023
__________________
>>><<<