Выставка примечательна и её посещение обязательно приятно удивит, как удивила она меня. Хотя экспозиция занимает один этаж музея (минус первый, собственно выставочный), но по объёму, «плотности» материала и разнообразию поднятых тем, с вдумчивым погружением осмотр займёт порядка полутора часов — и точно не будет скучно! Хочется отметить качество представленных работ. Мы знаем, что многие выдающиеся авангардные произведения оказались на периферии советского государства, за пределами Москвы. Отчасти это было связано с тем, что таким образом их пытались спасти, убрав подальше от глаз властей. Но здесь рассказана совершенно другая история — о том, как в 1920-е годы создавались необычные просветительские проекты, продолжающие традиции передвижных выставок, на локальном уровне. И, собственно, «Авангард на телеге» — это очень правильное название, хотя тут собраны произведения не с одной, а с трёх передвижных выставок. О чём можно узнать и из этикетажа, и из каталога выставки. Что объясняет представительный масштаб экспозиции. Поэтому здесь таится конечно небольшое лукавство: когда вы идёте по экспозиции «Авангард на телеге» — пытаетесь вообразить, что перед вами реконструкция выставки 1920-х годов. Это три выставки, собранные вместе. Это произведения, которые в течение трёх лет передвигались и показывались зрителю и в итоге, часть из них, пережидая распутицу, межсезонье, оказалась в городе Яранске, где остались на многие десятилетия.
В Музее русского импрессионизма мы видим ситуацию, когда то, что происходило у себя под боком, оказалось менее изученным
Интересно, как началось выявление этой яркой страницы, показывающей не то, что как новая эстетика внедрялась в массы в Москве и Петрограде, а то, что происходило в провинции. И это одна из историй, которая раскрывается в экспозиции и в статьях каталога.
Существует ряд фундаментальных работ по истории русского авангарда. Сегодня уже всем очевидно, что явление не началось с революции и не закончилось с ней: временной континуум, который охватывает с 1910 и по конец 1930-х годов. Очевидно также, что это явление невозможно осознать без учёта взаимовлияний и взаимосвязей с зарубежными художниками, прежде всего с мастерами Парижской школы. По истории авангарда в России и СССР существуют труд Андрея Крусанова, несколько лет назад вышедшая энциклопедия Василия Ракитина (1939—2017) и Андрея Сарабьянова. Зарубежные связи исследовал Андрей Толстой (1956—2016).
- Александра Экстер. Городской пейзаж (Композиция). 1916. Слободской музейно-выставочный центр
- Алексей Моргунов. Композиция. 1916-1916. Слободской музейно-выставочный центр
- Любовь Попова. Живописная архитектоника. 1918. Слободской музейно-выставочный центр
А в Музее русского импрессионизма мы видим ситуацию, когда то, что происходило у себя под боком, оказалось менее изученным. На выставке раскрывается одна из историй о распространении идей авангарда внутри страны: как и где это происходило, что вкладывали в понятие новых течений, как был устроен этот процесс.
- Михаил Демидов. Р.И. Мервольф за роялем. 1920-1921. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров и
Михаил Демидов. Портрет девушки в красной косынке. 1920-е. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров - Ольга Малютина. Череп и иконы. 1920. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Достаточно деятельно исследованием сегодня исследованием «авангарда на периферии» занимается Андрей Сарабьянов. Какие-то страницы уже были представлены в энциклопедии. То, что эти исследования не велись ранее вполне закономерно. Только с распадом СССР появилась возможность в полной мере работать с архивами. Во-вторых, удалось свободно заявить о том, что решения власти не всегда были правильными. Благодаря чему всплывают вдруг вот такие «забытые» выставки и проекты, а с ними детективные истории. И замечательно, что выставке «Авангард на телеге» удалось визуализировать ещё и историю открытия забытой выставки.
- Василий Кандинский. Эскиз композиции «Красное с чёрным». 1915. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
- Василий Кандинский. Акварель №1. 1915. Яранский краеведческий музей
- Василий Кандинский. Акварель №5. 1919. Яранский краеведческий музей
Всё началось, с того, что Анна Шакина — в настоящее время директор Вятского художественного музея, а когда-то давно младший научный сотрудник, — готовила графику Чекрыгина к экспозиции и обнаружила, что один из листов был дублирован акварелью Кандинского. Дальше началось многолетнее расследование, в ходе которого были открыты ещё две акварели Кандинского и целый ряд разрозненных по Кировской области произведений вдруг получили внутренние связи. И это в свою очередь уже стало предметом исследования Андрея Сарабьянова, который постепенно объединяет подобные факты в большую карту русского авангарда.
- Ольга Розанова. Композиция (Супрематизм). 1916. Слободской музейно-выставочный центр
- Ольга Розанова. На улице (Театр Модерн). 1915. Слободской музейно-выставочный центр
- Ольга Розанова. Трефовый король. Из серии «Игральные карты». 1914-1915. Слободской музейно-выставочный центр
Можно предполагать и надеяться, что эта выставка — одна из серии подобных. В Третьяковской галерее долгое время реализовывался цикл выставок «Золотая карта России», можно надеяться, что Музей Русского Импрессионизма продолжит экспозиции из этой серии, которые объединятся в выставочный проект «Золотая карта Авангарда». С умением этого подать материал, с тем, что музей не пытается сделать ставку только на имена мэтров, но представляет «забытые произведения», которые тем не менее заслуживают высочайшей оценки, это возможно. Демонстрируемые живописные полотна и графические листы не уступают работам, хранящимся в «больших музеях».
Такие забытые клады, как произведения в Яранске и Вятке — особая страница русского авангарда. А выставка — возможность увидеть яркие и практически неизвестные работы известных мастеров.
Александра Герасимова (Стёпина) кандидат искусствоведения
- Илья Машков. Портрет Е.И. Киркальди. Этюд к «Портрету Евгении Ивановны Киркальди) 1910. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
- Илья Машков. Женщина у стола. 1910. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
- Николай Синезубов. У зеркала. 1920. Оборот: Портрет. 1920 Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
- Елена Фёдорова-Машкова. Раковина и кувшин. 1911. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
- Илья Машков. Пейзаж (Мотив подноса). 1911. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
- Александр Якимченко. Сарай. 1920. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
- Николай Фешин. Портрет девочки. 1910-е. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
- Сергей Милютин. Портрет Николая Петровича Гипнера (1858-1924). Кооператор. 1921. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
- Алексей Столбов. Женский портрет. 1909. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
- Алексей Кравченко. Радуга. 1913. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
- Николай Григорьев. Мост. 1918. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
- Константин Чеботарёв. Автопортрет. 1918 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
- Сергей Колесников. Монгольский лама. 1918. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
- Дмитрий Мощевитин. Сон Амина. Собрание Галеев-Галереи
- Алексей Кравченко. Радуга. 1913. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
- Леонтий Плетнёв. Декоративный мотив. 1917. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Выставка ВХУТЕМАС 100 (Музей Москвы и Музей архитектуры имени А.В. Щусева)
Другие берега. Русские в Нью-Йорке (Музей русского импрессионизма)
Точки зрения (Музей русского импрессионизма)
Точки зрения: Фёдор Шаляпин (Музей русского импрессионизма)
Охотники за искусством (Музей русского импрессионизма)
Осип Бескин. Формализм в живописи
___________________