Авангард на телеге в ХХI век

in Музей 5072 views

Выставка примечательна и её посещение обязательно приятно удивит, как уди­вила она меня. Хотя экспо­зи­ция зани­мает один этаж му­зея (ми­нус пер­вый, собствен­но выста­воч­ный), но по объё­му, «плот­нос­ти» ма­териа­ла и разнообразию поднятых тем, с вдум­чивым по­гру­жением осмотр зай­мёт по­рядка по­лу­то­ра часов — и точ­но не будет скуч­но! Хочется отме­тить качест­во пред­ставлен­ных работ. Мы знаем, что многие вы­даю­щиеся аван­гард­ные про­из­веде­ния ока­зались на пери­ферии со­ветско­го го­сударст­ва, за пре­де­ла­ми Москвы. Отчас­ти это бы­ло связано с тем, что таким обра­зом их пы­тались спас­ти, убрав по­даль­ше от глаз властей. Но здесь рассказана совер­шен­но дру­гая история — о том, как в 1920-е годы создавались необыч­ные про­свети­тель­ские проек­ты, про­дол­жаю­щие тра­диции пе­ре­движных выста­вок, на ло­каль­ном уров­не. И, собствен­но, «Авангард на телеге» — это очень пра­виль­ное назва­ние, хо­тя тут собра­ны произведе­ния не с одной, а с трёх пере­движ­ных выста­вок. О чём можно узнать и из эти­кетажа, и из ка­талога выставки. Что объясняет пред­ставительный масштаб экспо­зиции. Поэто­му здесь таит­ся ко­нечно не­большое лу­кавство: когда вы идёте по экспо­зиции «Авангард на телеге» — пытаетесь во­обра­зить, что перед вами реконструк­ция выставки 1920-х го­дов. Это три выставки, собран­ные вместе. Это произве­дения, которые в течение трёх лет передвигались и показывались зрителю и в итоге, часть из них, пере­жидая распу­тицу, меж­сезонье, оказалась в городе Яранске, где остались на многие десятилетия.

Авангард на телеге в XXI
Авангард на телеге в XXI

В Музее русского импрессионизма мы видим ситуацию, когда то, что происходило у себя под боком, оказалось менее изученным

Интересно, как началось выявление этой яркой страницы, показывающей не то, что как новая эстети­ка внедрялась в массы в Москве и Петрограде, а то, что происхо­ди­ло в про­винции. И это одна из исто­рий, ко­торая раскрывается в экспозиции и в статьях каталога.

Существует ряд фунда­менталь­ных работ по истории рус­ского авангарда. Сегод­ня уже всем очевидно, что явле­ние не нача­лось с рево­люции и не за­кончилось с ней: вре­менной кон­тинуум, ко­торый охва­тывает с 1910 и по конец 1930-х го­дов. Очевидно также, что это явле­ние невозмож­но осо­знать без учё­та взаимо­влия­ний и взаимо­свя­зей с за­рубеж­ными ху­дожни­ками, прежде все­го с мастерами Парижской школы. По истории авангарда в России и СССР су­ществуют труд Андрея Крусанова, несколько лет назад вы­шедшая энцикло­педия Василия Ракитина (1939—2017) и Андрея Сарабьянова. Зарубежные связи исследовал Андрей Толстой (1956—2016).

Надежда Удальцова. Новь. Середина 1910-х. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Надежда Удальцова. Новь. Середина 1910-х. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
  • Александра Экстер. Городской пейзаж (Композиция). 1916. Слободской музейно-выставочный центр
  • Алексей Моргунов. Композиция. 1916-1916. Слободской музейно-выставочный центр
  • Любовь Попова. Живописная архитектоника. 1918. Слободской музейно-выставочный центр

А в Музее русского импрессионизма мы видим ситуацию, когда то, что происходило у себя под боком, оказалось менее изученным. На выставке раскрывается одна из исто­рий о распростра­не­нии идей аван­гарда внут­ри страны: как и где это происхо­дило, что вкладывали в по­нятие новых течений, как был устроен этот процесс.

Михаил Демидов. Портрет девушки в красной косынке. 1920-е. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Михаил Демидов. Портрет девушки в красной косынке. 1920-е. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
  • Михаил Демидов. Р.И. Мервольф за роялем. 1920-1921. Вятский ху­дожественный му­зей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров и
    Михаил Демидов. Портрет девушки в красной косынке. 1920-е. Вятский художест­венный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
  • Ольга Малютина. Череп и иконы. 1920. Вятский ху­дожест­венный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров

Достаточно деятельно исследованием сегодня иссле­дованием «авангарда на периферии» за­нимается Андрей Сарабьянов. Какие-то страницы уже бы­ли представле­ны в эн­циклопедии. То, что эти ис­следова­ния не велись ранее вполне зако­номерно. Только с распадом СССР появилась возможность в полной мере работать с архивами. Во-вторых, удалось сво­бодно заявить о том, что ре­шения власти не всегда были пра­вильными. Благодаря чему всплывают вдруг вот такие «забытые» выставки и проекты, а с ними де­тектив­ные истории. И заме­чательно, что выстав­ке «Авангард на телеге» удалось визуализировать ещё и историю открытия забытой выставки.

  • Василий Кандинский. Эскиз композиции «Красное с чёрным». 1915. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
  • Василий Кандинский. Акварель №1. 1915. Яранский краеведческий музей
  • Василий Кандинский. Акварель №5. 1919. Яранский краеведческий музей

Всё началось, с того, что Анна Шакина — в настоящее время директор Вятского ху­дожествен­ного музея, а когда-то давно младший научный сотрудник, — готовила графику Чекрыгина к экспозиции и обна­ружила, что один из листов был дублирован акварелью Кандинского. Дальше началось мно­голетнее рас­следование, в хо­де ко­торо­го были откры­ты ещё две акварели Кандинского и целый ряд разрозненных по Кировской области произведе­ний вдруг получили внутрен­ние связи. И это в свою очередь уже стало предметом исследо­ва­ния Андрея Сарабьянова, который постепенно объединяет подобные факты в боль­шую карту рус­ского авангарда.

  • Ольга Розанова. Композиция (Супрематизм). 1916. Слободской музейно-выставочный центр
  • Ольга Розанова. На улице (Театр Модерн). 1915. Слободской музейно-выставочный центр
  • Ольга Розанова. Трефовый король. Из серии «Игральные карты». 1914-1915. Слободской музейно-выставочный центр

Можно предполагать и надеяться, что эта выставка — одна из серии подобных. В Третьяковской галерее долгое время реализовывался цикл выставок «Золотая карта России», можно надеяться, что Музей Русского Импрес­сиониз­ма продолжит экспозиции из этой серии, которые объединятся в выставочный проект «Золотая карта Авангарда». С уме­нием этого по­дать ма­териал, с тем, что му­зей не пы­тается сделать ставку толь­ко на имена мэт­ров, но пред­ставляет «забытые про­из­веде­ния», ко­торые тем не ме­нее заслуживают высочайшей оценки, это возможно. Де­мон­стри­руе­мые жи­вопис­ные по­лотна и гра­фические лис­ты не уступают работам, хра­нящимся в «больших музеях».

Такие забытые клады, как произве­дения в Яранске и Вятке — особая страница рус­ского авангарда. А выставка — возможность увидеть яркие и практически неизвестные работы известных мастеров.

Александра Герасимова (Стёпина)
кандидат искусствоведения

Юлия Петрова. Просто это сложно



Георгий Лазарев. Лежащая женщина. 1920. Яранский краеведческий музей
Георгий Лазарев. Лежащая женщина. 1920. Яранский краеведческий музей
  • Илья Машков. Портрет Е.И. Киркальди. Этюд к «Портрету Евгении Ивановны Киркальди) 1910. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
  • Илья Машков. Женщина у стола. 1910. Вятский ху­дожествен­ный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
  • Николай Синезубов. У зеркала. 1920. Оборот: Портрет. 1920 Вятский ху­дожествен­ный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
  • Елена Фёдорова-Машкова. Раковина и кувшин. 1911. Вятский ху­дожествен­ный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров

  • Илья Машков. Пейзаж (Мотив подноса). 1911. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
  • Александр Якимченко. Сарай. 1920. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Александр Якимченко. Пейзаж с козами. 1920 (?). Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Александр Якимченко. Пейзаж с козами. 1920 (?). Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Александр Якимченко. Из типов Парижа. 1919. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васне­цовых, Киров
Александр Якимченко. Из типов Парижа. 1919. Вятский ху­дожествен­ный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров

  • Николай Фешин. Портрет девочки. 1910-е. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
  • Сергей Милютин. Портрет Николая Петровича Гипнера (1858-1924). Кооператор. 1921. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
  • Алексей Столбов. Женский портрет. 1909. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Василий Тимофеев. Голова женщины. 1920. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Василий Тимофеев. Голова женщины. 1920. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
  • Алексей Кравченко. Радуга. 1913. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
  • Николай Григорьев. Мост. 1918. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Авангард на телеге в XXI
Александр Родченко. Беспредметная композиция (на жёлтом фоне) №8. 1918. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Александр Родченко. Беспредметная композиция (на жёлтом фоне) №8. 1918. Вятский ху­дожествен­ный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Александр Родченко. Линии на зелёном, №92. Из серии "Линиизм". 1919. Вятский ху­дожествен­ный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Александр Родченко. Линии на зелёном, №92. Из серии «Линиизм». 1919. Вятский ху­дожествен­ный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
  • Константин Чеботарёв. Автопортрет. 1918 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
  • Сергей Колесников. Монгольский лама. 1918. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
  • Дмитрий Мощевитин. Сон Амина. Собрание Галеев-Галереи
Иван Кудряшов. Портрет девушки. Середина 1910-х. Оборот: Беспредметная композиция. Середина 1910-х. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Иван Кудряшов. Портрет девушки. Середина 1910-х.
Оборот: Беспредметная композиция. Середина 1910-х.
Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров

  • Алексей Кравченко. Радуга. 1913. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
  • Леонтий Плетнёв. Декоративный мотив. 1917. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Авангард на телеге в XXI
Авангард на телеге в XXI

 

Юлия Петрова. Просто это сложно

Выставка ВХУТЕМАС 100 (Музей Москвы и Музей архитектуры имени А.В. Щусева)

Другие берега. Русские в Нью-Йорке (Музей русского импрессионизма)

Точки зрения (Музей русского импрессионизма)

Точки зрения: Фёдор Шаляпин (Музей русского импрессионизма)

Охотники за искусством (Музей русского импрессионизма)

Юрий Пименов

За фасадом эпохи

Осип Бескин. Формализм в живописи

___________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Илья Репин. Портрет великого князя Константина Константиновича

Рама для картины

Существует мнение, что ра­мы кар­­тин не имеют под со­бой ни­ка­кой смы­сло­­вой на­груз­ки,
Московский зоопарк

Зоопарк Москвы

Великий князь Николай Николаевич Стар­ший (1831-1891), 160 лет на­зад принял под своё покровительство Импе­раторское
Перейти К началу страницы