Авангард на телеге в ХХI век

in Музей 1764 views

Выставка примечательна и её посещение обязательно приятно удивит, как уди­вила она меня. Хотя экспо­зи­ция зани­мает один этаж му­зея (ми­нус пер­вый, собствен­но выста­воч­ный), но по объё­му, «плот­нос­ти» ма­териа­ла и разнообразию поднятых тем, с вдум­чивым по­гру­жением осмотр зай­мёт по­рядка по­лу­то­ра часов — и точ­но не будет скуч­но! Хочется отме­тить качест­во пред­ставлен­ных работ. Мы знаем, что многие вы­даю­щиеся аван­гард­ные про­из­веде­ния ока­зались на пери­ферии со­ветско­го го­сударст­ва, за пре­де­ла­ми Москвы. Отчас­ти это бы­ло связано с тем, что таким обра­зом их пы­тались спас­ти, убрав по­даль­ше от глаз властей. Но здесь рассказана совер­шен­но дру­гая история — о том, как в 1920-е годы создавались необыч­ные про­свети­тель­ские проек­ты, про­дол­жаю­щие тра­диции пе­ре­движных выста­вок, на ло­каль­ном уров­не. И, собствен­но, «Авангард на телеге» — это очень пра­виль­ное назва­ние, хо­тя тут собра­ны произведе­ния не с одной, а с трёх пере­движ­ных выста­вок. О чём можно узнать и из эти­кетажа, и из ка­талога выставки. Что объясняет пред­ставительный масштаб экспо­зиции. Поэто­му здесь таит­ся ко­нечно не­большое лу­кавство: когда вы идёте по экспо­зиции «Авангард на телеге» — пытаетесь во­обра­зить, что перед вами реконструк­ция выставки 1920-х го­дов. Это три выставки, собран­ные вместе. Это произве­дения, которые в течение трёх лет передвигались и показывались зрителю и в итоге, часть из них, пере­жидая распу­тицу, меж­сезонье, оказалась в городе Яранске, где остались на многие десятилетия.

Авангард на телеге в XXI
Авангард на телеге в XXI

В Музее русского импрессионизма мы видим ситуацию, когда то, что происходило у себя под боком, оказалось менее изученным

Интересно, как началось выявление этой яркой страницы, показывающей не то, что как новая эстети­ка внедрялась в массы в Москве и Петрограде, а то, что происхо­ди­ло в про­винции. И это одна из исто­рий, ко­торая раскрывается в экспозиции и в статьях каталога.

Существует ряд фунда­менталь­ных работ по истории рус­ского авангарда. Сегод­ня уже всем очевидно, что явле­ние не нача­лось с рево­люции и не за­кончилось с ней: вре­менной кон­тинуум, ко­торый охва­тывает с 1910 и по конец 1930-х го­дов. Очевидно также, что это явле­ние невозмож­но осо­знать без учё­та взаимо­влия­ний и взаимо­свя­зей с за­рубеж­ными ху­дожни­ками, прежде все­го с мастерами Парижской школы. По истории авангарда в России и СССР су­ществуют труд Андрея Крусанова, несколько лет назад вы­шедшая энцикло­педия Василия Ракитина (1939—2017) и Андрея Сарабьянова. Зарубежные связи исследовал Андрей Толстой (1956—2016).

Надежда Удальцова. Новь. Середина 1910-х. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Надежда Удальцова. Новь. Середина 1910-х. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
  • Александра Экстер. Городской пейзаж (Композиция). 1916. Слободской музейно-выставочный центр
  • Алексей Моргунов. Композиция. 1916-1916. Слободской музейно-выставочный центр
  • Любовь Попова. Живописная архитектоника. 1918. Слободской музейно-выставочный центр

А в Музее русского импрессионизма мы видим ситуацию, когда то, что происходило у себя под боком, оказалось менее изученным. На выставке раскрывается одна из исто­рий о распростра­не­нии идей аван­гарда внут­ри страны: как и где это происхо­дило, что вкладывали в по­нятие новых течений, как был устроен этот процесс.

Михаил Демидов. Портрет девушки в красной косынке. 1920-е. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Михаил Демидов. Портрет девушки в красной косынке. 1920-е. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
  • Михаил Демидов. Р.И. Мервольф за роялем. 1920-1921. Вятский ху­дожественный му­зей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров и
    Михаил Демидов. Портрет девушки в красной косынке. 1920-е. Вятский художест­венный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
  • Ольга Малютина. Череп и иконы. 1920. Вятский ху­дожест­венный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров

Достаточно деятельно исследованием сегодня иссле­дованием «авангарда на периферии» за­нимается Андрей Сарабьянов. Какие-то страницы уже бы­ли представле­ны в эн­циклопедии. То, что эти ис­следова­ния не велись ранее вполне зако­номерно. Только с распадом СССР появилась возможность в полной мере работать с архивами. Во-вторых, удалось сво­бодно заявить о том, что ре­шения власти не всегда были пра­вильными. Благодаря чему всплывают вдруг вот такие «забытые» выставки и проекты, а с ними де­тектив­ные истории. И заме­чательно, что выстав­ке «Авангард на телеге» удалось визуализировать ещё и историю открытия забытой выставки.

  • Василий Кандинский. Эскиз композиции «Красное с чёрным». 1915. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
  • Василий Кандинский. Акварель №1. 1915. Яранский краеведческий музей
  • Василий Кандинский. Акварель №5. 1919. Яранский краеведческий музей

Всё началось, с того, что Анна Шакина — в настоящее время директор Вятского ху­дожествен­ного музея, а когда-то давно младший научный сотрудник, — готовила графику Чекрыгина к экспозиции и обна­ружила, что один из листов был дублирован акварелью Кандинского. Дальше началось мно­голетнее рас­следование, в хо­де ко­торо­го были откры­ты ещё две акварели Кандинского и целый ряд разрозненных по Кировской области произведе­ний вдруг получили внутрен­ние связи. И это в свою очередь уже стало предметом исследо­ва­ния Андрея Сарабьянова, который постепенно объединяет подобные факты в боль­шую карту рус­ского авангарда.

  • Ольга Розанова. Композиция (Супрематизм). 1916. Слободской музейно-выставочный центр
  • Ольга Розанова. На улице (Театр Модерн). 1915. Слободской музейно-выставочный центр
  • Ольга Розанова. Трефовый король. Из серии «Игральный карты». 1914-1915. Слободской музейно-выставочный центр

Можно предполагать и надеяться, что эта выставка — одна из серии подобных. В Третьяковской галерее долгое время реализовывался цикл выставок «Золотая карта России», можно надеяться, что Музей Русского Импрес­сиониз­ма продолжит экспозиции из этой серии, которые объединятся в выставочный проект «Золотая карта Авангарда». С уме­нием этого по­дать ма­териал, с тем, что му­зей не пы­тается сделать ставку толь­ко на имена мэт­ров, но пред­ставляет «забытые про­из­веде­ния», ко­торые тем не ме­нее заслуживают высочайшей оценки, это возможно. Де­мон­стри­руе­мые жи­вопис­ные по­лотна и гра­фические лис­ты не уступают работам, хра­нящимся в «больших музеях».

Такие забытые клады, как произве­дения в Яранске и Вятке — особая страница рус­ского авангарда. А выставка — возможность увидеть яркие и практически неизвестные работы известных мастеров.

Александра Герасимова (Стёпина)
кандидат искусствоведения


Георгий Лазарев. Лежащая женщина. 1920. Яранский краеведческий музей
Георгий Лазарев. Лежащая женщина. 1920. Яранский краеведческий музей
  • Илья Машков. Портрет Е.И. Киркальди. Этюд к «Портрету Евгении Ивановны Киркальди) 1910. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
  • Илья Машков. Женщина у стола. 1910. Вятский ху­дожествен­ный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
  • Николай Синезубов. У зеркала. 1920. Оборот: Портрет. 1920 Вятский ху­дожествен­ный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
  • Елена Фёдорова-Машкова. Раковина и кувшин. 1911. Вятский ху­дожествен­ный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров

Илья Машков. Пейзаж (Мотив подноса). 1911. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Илья Машков. Пейзаж (Мотив подноса). 1911. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
  • Илья Машков. Пейзаж (Мотив подноса). 1911. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
  • Александр Якимченко. Сарай. 1920. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Александр Якимченко. Пейзаж с козами. 1920 (?). Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Александр Якимченко. Пейзаж с козами. 1920 (?). Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Александр Якимченко. Из типов Парижа. 1919. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васне­цовых, Киров
Александр Якимченко. Из типов Парижа. 1919. Вятский ху­дожествен­ный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров

  • Николай Фешин. Портрет девочки. 1910-е. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
  • Сергей Милютин. Портрет Николая Петровича Гипнера (1858-1924). Кооператор. 1921. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
  • Алексей Столбов. Женский портрет. 1909. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Василий Тимофеев. Голова женщины. 1920. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Василий Тимофеев. Голова женщины. 1920. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
  • Алексей Кравченко. Радуга. 1913. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
  • Николай Григорьев. Мост. 1918. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Авангард на телеге в XXI
Александр Родченко. Беспредметная композиция (на жёлтом фоне) №8. 1918. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Александр Родченко. Беспредметная композиция (на жёлтом фоне) №8. 1918. Вятский ху­дожествен­ный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Александр Родченко. Линии на зелёном, №92. Из серии "Линиизм". 1919. Вятский ху­дожествен­ный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Александр Родченко. Линии на зелёном, №92. Из серии «Линиизм». 1919. Вятский ху­дожествен­ный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
  • Константин Чеботарёв. Автопортрет. 1918 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
  • Сергей Колесников. Монгольский лама. 1918. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
  • Дмитрий Мощевитин. Сон Амина. Собрание Галеев-Галереи
Иван Кудряшов. Портрет девушки. Середина 1910-х. Оборот: Беспредметная композиция. Середина 1910-х. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Иван Кудряшов. Портрет девушки. Середина 1910-х.
Оборот: Беспредметная композиция. Середина 1910-х.
Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров

  • Алексей Кравченко. Радуга. 1913. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
  • Леонтий Плетнёв. Декоративный мотив. 1917. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Авангард на телеге в XXI
Авангард на телеге в XXI

 

Выставка ВХУТЕМАС 100 (Музей Москвы и Музей архитектуры имени А.В. Щусева)

Другие берега. Русские в Нью-Йорке (Музей русского импрессионизма)

Точки зрения (Музей русского импрессионизма)

Точки зрения: Фёдор Шаляпин (Музей русского импрессионизма)

Охотники за искусством (Музей русского импрессионизма)

Юрий Пименов

За фасадом эпохи

Осип Бескин. Формализм в живописи

___________________

Обсудить материал на форуме >>>

Рекомендуем

Подлинные копии Эрьзи

Мордовский скульп­тор Степан Эрьзя, по­лу­чивший зва­ние «рус­ского Родена» и про­сла­вив­шийся на весь

Музеи сегодня

Музеи. Короткая встреча, в основном даю­­щая на­­прав­­ле­ния для по­сле­­дую­щих серьёз­ных бе­сед. По­след­нее
Перейти К началу страницы