Промграфика. Художники

in О коллекционировании 3263 views

Оформление товаров, мест их реализа­ции и свя­зан­ных с ни­ми пред­ме­тов, уни­фор­мы и знач­ков, рек­ла­мы (также рекламы на авто­транспорте), в т.ч. ка­та­ло­гов – интересное и трудное занятие.

Зачем это нужно было в СССР? Ровно за тем же для чего это нужно по всему миру: увеличить продажи (и ареал продаж) и закрепить интерес к товару у детей. Конечно же важным является для внутреннего употребления и «ай да мы!» — пропаганда среди своих.

А для всего этого нужны только лучшие авторы — специалисты в промграфике.

Мы уже касались промграфики неоднократно:  упаковки от бе­зо­пас­ных лезвий, спичечные этикетки, жевательные резинки. Работы пром­гра­фиков встречаются на открытках и почтовых марках.

Для разговора возьмём несколько каталогов 1950-х годов, наиболее наглядно показывающих мастерство художников. И учтите, что каталоги  также можно кол­лекциони­ровать.

Известнейший оформитель витрин и автор реклам Энди Уорхол (англ. Andy Warhol), пока не стал нелепо раскрашивать картинки, и автор более известной и близкой нам работы Ираида Фомина, с увлечением в своём творчестве, — каждый по своему, конечно, — коснулись идеи внешнего вида товаров. Правда, Уорхол повторил чужой рисунок, а Ираида Ивановна Фомина сделала то, что до сих пор является обязательным для всех банок сгущёнки (конечно, если хотите, чтобы они продавались, а не просто лежали на полках).

Этикетка с банки Молоко сгущённое цельное с сахаром

Этикетка банки Молоко сгущённое цельное с сахаром

Также произошло позже, когда появились новые виды молочной продукции: разработаны запом­нив­шиеся этикетки. А для загра­ничных поставок этикетки делали в зарубежном стиле. Пример ниже (Этикетка с банки Молоко сгущённое цельное с сахаром «Sierra» Leche condensada crema entera con azucar). Этикетки от советских банок (собственно, от всех продуктов) давно стали серьёзным видом кол­лекцио­ниро­вания, возможно осно­ванном на жёсткой, иногда не осознанной, ностальгии.

  • Этикетка Молоко стерилизованное концентрированное
  • Этикетка Молоко сгущённое стерилизованное без сахара
  • Этикетка  Молоко сгущённое цельное с сахаром «Sierra» Leche condensada crema entera con azucar
  • Этикетка Сливки сгущённые с сахаром
  • Этикетка Какао со сгущённым молоком и сахаром
  • Этикетка Молоко сгущённое цельное с сахаром и цикорием

Промграфика – это огромный пласт повседневной культуры и, как не покажется стран­ным, элемент воспи­тания. Оформлением занима­­лись выпускники Высших государст­венных худо­жественно-техни­­ческих мас­тер­ских (ВХУТЕМАС) и, позднее, выпускники МВХПУ (бывш. Строга­новское училище) и ЛВХПУ, МГХИ им. В.И. Сурикова, худграфы пед­института им. В.И. Ленина, сотруд­ники худо­жествен­ных мас­тер­ских по оформле­нию упа­ко­воч­ной про­дук­ции МОССЕЛЬПРОМа, худож­ники спе­циали­зиро­ван­ных торго­вых и произ­­вод­ствен­ных трестов, спе­циа­листы реклам­ных и рекламно-оформи­­тельских организаций.

Располагая большой под­бор­кой ли­те­ра­туры ком­бината Продоформление (сегодня вспомним лишь некоторые из них) можно уверенно говорить о высо­чайшем качестве и о существовании советской школы оформления товаров. Произведения, — а это именно произве­дения оформителей и коммерческих иллюстра­торов, — известны многим. А вот имена не всегда.

Конечно, всех не знаем, но… А.П. Андреади, В.А. Асерьянц, В.Д. Гущин, А.А. Иванов, А.М. Коник, В.Г. Комаров, К.М. Кузгинов, А. Куртенко, Н.С. Лав­рентьев, А.Г. Ляпин, Н.И. Мартынов, Э.Б. Миниович, С.Г. Сахаров, А.С. Сту­пин, П.И. Томазо, А.А. Фокина, В.И. Щукинская, М.Я. Щуровский, А.М. Яковлев, В.А. Яковлев, Д.В. Яновский.

В.А. Яковлев — автор этикетки для водки «Столичная» (с видом гостиницы «Москва»)

Каталог «Чай». 1956

Художники Художественно-оформи­тель­ского комбината «Прод­оформление» Н.И. Мартынов, П.И. Томазо, А.С. Ступин и А.М. Яковлев, подготовили Каталог ликёро-водочных изделий, который никак не мог миновать фир­менный магазин в Столешниках. Сегодня этот каталог не часто встречается, но никого не остав­ляют равно­душными как изображения, так и навеваемые воспо­минания. Каталог рас­сказывает о продукции, выпускавшейся к середине 50-х годов ХХ века в СССР.

«Каталог ликёро-водочных изделий», 1957

В предыдущем рассказе мы вспомнили должностной знак сотрудника фирменного магазина «Главвино» в Столешниковом переулке. Можно быть твёрдо уверенными, что у работников магазина в обязательном порядке был Каталог ликёро-водочных изделий. Уве­ренность основана на пред­став­лении рабочих кабинетов советских ра­ботников торговли. Может быть выглядит неожи­данно, но они были в курсе не только отечественных новинок, как товаров, но и торгового обору­дования. А для этого у них были и каталоги, и журналы, и спе­циальная литература или распечатки статей. Такие же каталоги бы­ли и в разнообразных орга­низациях, управляющих дея­тельностью торговых предприятий.

«Каталог ликёро-водочных изделий», 1957

Каталог «Пиво и безалкогольные напитки», 1957 года совсем недавно снова был в продаже. Разница в цене была просто удивительная, но все книги были очень хорошего качества, словно где-то нашлись несколько деся­тилетия­ми где-то хранившихся не­рас­печатан­ных пачек. Каталог даёт представление о продукции, выпускавшейся пивоваренными заводами и заводами без­алкоголь­ных напитков СССР в 50-х, рас­сказывает о её свойствах и технологии изготовления, содержит крат­кую историю пивоваренного производства. Художники Э.Б. Миниович и, конечно, В.А. Яковлев.

Каталог «Пиво и безалкогольные напитки», 1957

Художники Художественно-офор­ми­тель­ского комбината Прод­оформление Пище­пром­издата Министерства промышленности продо­вольственных товаров СССР (МППТ СССР) делали удивительные рисунки для книг и эти­кеток. Конечно, художники были и на других предприятиях – Центросоюза, Центрального ассорти­ментного Кабинета Министерства лёгкой промышленности СССР, Госторгиздата, Внешторгиздата, Глав­­кооп­торг­рекламы, изда­тель­ства «Экономика» и т.д., но лучшие – ПРОДОФОРМЛЕНИЕ, при­близительно 1955-1960 годы.

Нагрудные знаки Диэтические продукты, Главпищеконцентрат, Главконсерв

Каталог «Консервы» издательства Продоформление, 1956 год. Этот каталог, собственно, как и другие, является документом, показы­вающим, что за товары предлагались потребителям (или изготавли­вались, или просто имели место быть). Художники А.М. Коник, Г.М. Соколов и М.Я. Щуровский.

Каталог "Консервы" издательства Продоформление, 1956 год

Каталог «Консервы», 1956 год

Каталог «Консервы». 1956

Несколько иллюстраций из Каталога табачных изделий, 1957 года. Каталог пользуется до сих пор большим интересом. Некоторые картинки наклеены и могут отгинаться. Именно из-за этого каталогов сохранилось не так много — оторвали картинки. Художники С.Г. Сахаров и К.М. Кузгинов.

«Каталог табачных изделий». 1957

Одной из удачных работ смело можно назвать «Каталог школьных письменных принадлежностей». К сожалению мы не знаем авторов иллюстраций (скорее всего страница с авторами утрачена).

Каталог показывает популярные в стране в соро­ковые и пятидесятых годы каран­даши, перья, готовальни, счётные приборы, тушь и чернила, авторучка, краски и изделия из бумаги.

Каталог школьный письменных товаров

Каталог школьных письменных товаров

В 1957 году также появилась книга «Витамины». Она менее известна среди других каталогов. Тем не менее иллюстративный ряд ставит её среди лучших образцов промграфики. Художники А.Г. Ляпин и В.Д. Гущин.

«Пищевые концентраты». Под этим наименованием в СССР выпускались пищевые продукты, техно­логически подготовленные к приго­товлению из них пищи с небольшой за­тратой времени и труда и обладающие способностью долгое время сохраняться без порчи в обычных условиях. Чаще всего пищевые концентраты пред­ставляют собой смеси тщательно очищенных, термически обработанных и обез­воженных продуктов, предназна­чаемые для изго­товления раз­личных широко известных блюд. Каталог, созданный художниками В.Г. Комаровым, В.А. Асерьянцем и Н.С. Лав­рентьевым в 1958 году, даёт наглядное понимание кон­центратов обеденных блюд, сухих завтраков, овсяных диетических продуктов, продуктов детского питания, сгущенных плодовых и ягодных соков, кофе натурального и кофейных напитков, фрук­товых чаёв, соевых продуктов, пряностей.

Каталог «Пищевые концентраты», 1958

Небольшой, но хороший каталог «Парфюмерия» был выпущен Главным Управлением парфюмерно-косме­тической и эфирно-масличной промыш­лен­ности Министерства Пищевой промыш­ленности СССР. Каталог на последней картинке указаны имена создателей: Крылова, Андриади, Яновский.

Каталог «Парфюмерия»

Интересная и неожиданная работа выполнена художником Юрием Михайловичем Аратовским, украсившим книгу Николая Ивановича Ковалёва «Рассказы о русской кухне» 1984 года, но не изображениями товаров, а смешными картинками, подчёр­киваю­щими важные места текста. Вспоминая то время, можно уверенно сказать, что книга произвела впечатление на читателей. Это под­тверждает и дополнительный тираж (а может и не один).

  • Художник Юрий Аратовский. Из книги Н.И. Ковалёв «Рассказы о русской кухне», Экономика, Москва, 1984

Эту работу стоит также отметить, как мастерское использование таланта художника, способствующее пониманию и принятию книги читателями. В этой же книге замечательные рисунки Валерия Бухарева.

Кстати, годом раньше, в 1983 году, увидела свет и тут же стала редкостью даже среди работников торговли и общепита (она бала обязательной для барменов и любителей коктейлей), книга И.П. Бабина «Напитки на любой вкус» с фото­иллюстра­циями известного фотографа В.Е. Морозова. На то время эта книга также стала событием: она была отличным подарком и никогда не ставилась в книжный шкаф боком — только лицом к зрителям.

И.П. Бабин "Напитки на любой вкус"

И.П. Бабин «Напитки на любой вкус»

Однако, как о взлётах и мастерстве, так же можно говорить и о массовом падении качества рисованной продукции уже в 1960-е годы. Художников стали заменять фотографы, но не всегда это было удачно. Не всегда техника изготовления печатной продукции могла соответствовать и должным образом передать качество фотографий. Лучшие образцы были у объединения Внештогиздат и издательства Экономика, но отпе­чатанные на зарубежном оборудовании, а чаще — просто заказанные за рубежом.

Лучшими отечественными образцами промграфики считаем большую часть подготовленного для магазинов «Берёзка» — фотографы Внешторгиздат всегда были на высоте.

Коллекционерам-фалеристам изве­ст­но, что также знаменитая книга Валерия Дурова «Русские и советские боевые награды. Государст­венный исторический музей» также подготовлена объединение Внешторгиздат в 1989 году.

Несколько лет назад выпустили серию моделей (DiP Models) грузовых фургонов на базе ГАЗ-51 (КИ-51), с рекламой на бортах, воспроизведённых по сохранившейся серии фотографий.

Ну и в заключение о неприятном. Последние годы появился новый вид торговли: продажа листов с изображениями русских и советских товаров и т.д., вырезанными из книг. Листы/страницы часто вставлены в рамки с паспарту. Всё это выглядит убеди­тельно, но!.. Всё это просто ворованное из библиотек или вырванное из старых книг. Конечно, продавцы утвержда­ют, что продают редкие изображения и чуть не авторские листы — всё это пустые разговоры. Собственно, многие коллекцио­неры ещё с советских времён не брезговали разорять библио­теки, гордясь коллекциями изображений из старых чужих книг.

Этикетку для банок сгущённого молока разработала Ираида Ивановна Фомина (из книги «Кулинария». 1955)

Разнообразные каталоги, книги «О вкусной и здоровой пище» (например, 1952 года), книга «Кулинария» 1955-го года — популярные советские издания сегодня подвергающиеся вандализму. Для интереса, просто посмотрите интернет-аукционы, где сразу найдёте множество подобных предметов и продавцов-таксидермистов, каждый из которых считает, что спасает книги от гибели.

Спасибо за внимание!

Алексей Сидельников

P.s. Хотели написать и о журнале «Новые товары». Среди подобных он отличается качеством и изобрази­тельной частью. Но в продаже они попадаются — стоят сверх дорого или продаются в отскани­рованном виде, — а вот в разобранном виде, типа графические листы, пока не встречались. Хотя природа полна неожиданностей.

Журнал «Новые товары»

 

Фирменный магазин Главвино

ВХУТЕМАС 100

Опасная коллекция. Ксирофилия

Фантики от жевательных резинок

Спичечные этикетки

Собирание открыток

Сладкая встреча у Эйнема

Ностальгия как мотив коллекционирования

Музей торговли (этот сайт можно купить)

 

Предложения направлять в редакцию журнала

__________________

Обсудить материал на форуме >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы