Цветные яды — Журнал КОЛЛЕКЦИЯ
Язык мечтаний

Цветные яды

in Музей 1341 views

Столь­ко вокруг про­фес­сио­наль­ных смер­­тей! Те­перь меньше, конечно. А вот совсем не­дав­но… Электриков бьёт током; ра­бочие пере­гре­вают­ся от усердия и па­дают без при­знаков жизни; водители гибнут в авариях и при ремонте этих же машин; служащих косит инфаркт (ну, несколь­ко десятилетий назад точно так и было); спортсмены едят, что не надо, и уходят безвременно; но­во­годние Деды Морозы спиваются, а Снегурочки… (читают дети, так что подробности опус­тим); медики пропадают без вес­ти и т.д. Ну а что же художники? Думаете они всегда только и стремились застре­литься или отрезать себе уши? Нет и ещё раз нет! Если бы! Художник без ушей остаётся самим собой со своим уме­нием или не умением рисо­вать. А уровня Ван Гога художников сегодня пойди найди. Но всё же и худож­ников раньше косила страшная неведомая профес­сио­наль­ная смерть…

Воспользуемся не рядовой выставкой «Язык меч­­­та­­­ний. Цве­­то­­­вой код ше­­­дев­­­ра», проходящей в му­­зее В.А. Тро­­пи­­ни­­на в Москве, где можно увидеть и узнать много интересного, а может немного и разобраться в нашем вопросе.

Кондырев А.Ф. Подмосковье. Пейзаж с березами. 1866. Бумага, акварель. Музей Тропинина
Кондырев А.Ф. Подмосковье. Пейзаж с березами. 1866. Бумага, акварель. Музей Тропинина

Технический прогресс не стоит на месте. Он всегда движется вперёд. И только от людей зависит на благо или на горе будут приняты его достижения.

А что может быть достижением для художников? Конечно, удобные мольберты, новые холс­ты, кисти, грунт и краски. Краски… Краски, как не удивительно, постоянно со­вер­шен­ст­­вуют­ся. Меняется не только их состав и тех­нология изго­товления. Одним из важнейшим прогрес­сивным шагов вперёд стало изобретение тюбиков для красок, позво­ляющим постоян­но иметь крас­ки в рабочем состоянии под руками. Появление толпы художников с 1830-х годов под командованием Теодора Руссо в неболь­шой деревне Барбизон поз­волило за тридцать лет развиться мас­совой пленэрной живописи, ведь теперь все делающие могли таскаться по окрестным лесам и лугам с красками и небольшим холстом, часто даже и не думая о работе в мастерской. При этом многие сразу забыли, что художник, работающий на улице совсем недавно вызывал удивление в любой стране. У каждого из них была куча тюбиков с купленной магазинной краской, бутылка с водой и палитра. Но, как утверждают знатоки, особенно важные краски некоторые художники всё же не ленились и продолжали делать сами.

Маковский В.Е. Весенний паводок. 1901. Холст, масло. Музей Тропинина
Маковский В.Е. Весенний паводок. 1901. Холст, масло. Музей Тропинина

Когда краски приходилось делать самостоятельно, существовала сложность: как добиться определённых цветов краски, необходимых для написания? А всё очень просто — нужно посоветоваться со старшими товарищами или почитать не распространённую, но имеющуюся, часто рукописную, литературу. После чего можно зайти к аптекарю и начать колдовать. И вот новая чистая краска уже ждёт кисть.

Сколько же мы видели картин, которые первоначально привлекают внимание какой-то деталью. Обычно это цвет использованной краски. Именно на нём задерживается взгляд. Именно цвет становится тем магнитом, который заставляет погрузиться в созерцание всего полотна.

Бокал. 1840-е. Стекло урановое, бронза, роспись золотом и серебром, гранение, золочение. Музей Тропинина
Бокал. 1840-е. Стекло урановое, бронза, роспись золотом и серебром, гранение, золочение. Музей Тропинина

Какие цвета были популярны? На этот вопрос ответ дают сами картины. Различные картины одного времени или направления изображения могут иметь сходство в определённых цветах краски. Ну а краску, как мы уже поняли, многие сами себе создавали. Вот только основа рецепта часто была одна и та же. Соответ­ственно, вскрытие могло показать общую причину смерти художников.

Какой же цвет всё же был модным? Первым вспомним сухой, минераль­ный пигмент «Зелень Шееле». Потрясающий зелёный цвет умопо­мра­чительных кристаллов (для химиков это гидроарсенит меди), до сих пор украшающий картины. Автором этого замечательно цвета стал в 1775 году немецкий фармацевт в Швеции Карл Вильгельм Шееле (1742-1786). Как любой талантливый учёный он специально не собирался открывать зелёную краску, занимался чем-то другим, но случайно замеченный эффект ему понравился и он его запустил в творческий народ. Кстати вспомним, что Шееле также придумал хлор, который погубил столько народа, что и не сосчитать! Но он бы не был сам собой если бы и от краски народ не косили направо и налево. Головастый немец придумал использовать для получения этого, превосходящего другие зелёные пигменты своего времени… мышьяк. Ну а что же ещё?! Всё в лучших немецких традициях. Собственно, его изобретения его же самого погубили: нанюхался и отправился к немецким праотцам рассказывать о своих открытиях. По легенде, декорируя спальню опального императора Наполеона Бонапарта на острове Святой Елены, стены облагородили красивыми зелёными обоями, которые помогли ускорить его встречу с почившим фармацевтом. Наверняка при встрече с Шееле он спросил: «Тебе-то я что сделал?». А тот ответил: «Мамой клянусь, Ваше величество, это не я!». Но ведь «Зелень Шееле» действительно более яркий, долговечный и блестящий зелёный, чем другие его пред­шественники. И из-за этого он разошёлся в разных сферах: им красили обои, игрушки, ткани, воск и даже добавляли в кондитерку и конфеты. И позднее на его основе вывели «Парижский зелёный», естественно, тоже с мышьяком.

  • Дамон Ортолани Д.Б. Портрет княгини Екатерины-Каролины Александровны Долгоруковой. 1804. Холст, масло. Музей Тропинина
  • Федотов П.А. Вдовушка. 1852. Холст масло. Музей Тропинина

Зелёная лихорадка охватила Европу на целое столетие. Конечно, этот зелёный пусть и более токсичный, чем его предшественники, но он и более долговечный и красивый. Но прогресс, прогресс сначала губит, а потом старается сам от себя избавить. А сосчитать умерших невозможно.

И всё же несмотря на доказанную опасность этого пигмента, художники XIX века продолжали уверенно использовать зелёную краску на его основе из-за полюбившегося зрителям колорита. Среди таких художников был и Клод Моне, который из-за токсичности красок приобрёл двойную катаракту и скорее всего рак, сведший его в могилу.

Вот теперь представьте, что барби­зонскому художнику, собрав­ше­муся из полей идти в деревню, вдруг пришло в голову добавить один сверх­важный мазок краской на полотно. Будет художник доставать воду, разводить краску на палитре? Послюнявит кисточку и рисует. Потом стоит рядом, смотрит и вникает. А в него вникает мышьяк. Затем притащит пейзажик домой, соберёт толпу народа в комнате и хвас­тается, типа, вот я какой пред­вестник импрес­сионистов. А у них даже могучих марлевых масочек нет. Короче, вы поняли.

Ещё есть Ки́новарь и свинец, но только «Зелень Шееле» является предметом сегодняшнего рассказа.

Увидеть кристалл «Зелени Шееле», а также картины с красивым зелёным цветом, можно на выставке «Язык мечтаний» в музее В.А. Тропинина и московских художников его времени.

Аурипигмент, жёлтый собрат "Зелёного Шееле"
Аурипигмент, жёлтый собрат «Зелёного Шееле»

Но не нужно бояться: «Зелёного Шееле» на выставке нет. За стеклом кристалл аурипигмента. Ну а картину никто не разрешит трогать руками.

Мария Кузнецова
искус­ствовед, заведующий экс­позицион­но-выставочным от­де­лом
Музея В.А. Тропинина

Алексей Сидельников
Главный редактор
журнала "Коллекция"


Логотип музея ТропининаМузей В.А. Тро­пи­ни­на и мос­ков­ских ху­дож­ни­ков его вре­ме­ни ос­но­ван 8 ян­ва­ря 1969 года, с 11 фев­раля 1971 года открыт для посетителей. Созданный на основе личной коллекции произведений русского искусства 18-19 вв., дарован городу Москве вместе со зданием №10 в Щети­нинском переулке Феликсом Евгеньевичем Вишневским, из­ве­ст­ным коллекционером, энтузиастом и знатоком русской живописи.

Собрание музея В.А. Тропинина и худож­ников его времени нас­читывает око­ло 3000 единиц живописи, графики и де­ко­ра­тивно-при­клад­ного искус­ства. Большинство произ­ведений соз­да­но в период первой трети XVIII — сере­дины XIX века.

Музей обладает одним из са­мых зна­чи­тель­ных собраний произ­ведений В.А. Тропи­нина — ос­но­во­полож­ника «мос­ковской школы» живописи, лю­бимого порт­ре­тиста Москвы 1-й по­ловины XIX века, а также работ вы­дающихся ху­дож­­ни­ков прош­лого: И.Я. Виш­някова, И.П. Ар­гунова, А.П. Ант­ро­по­ва, Ф.С. Ро­котова, Д.Г. Ле­виц­ко­го, В.Л. Боро­ви­ков­ско­го, С.Ф. Щед­ри­на, С.С. Щу­кина и др.

Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени

Москва, Щетининский переулок, 10, стр. 1

2 января — 27 апреля 2025 г.

Купить билеты в Тропининский музей

__________________

Обсуждение в Телеграм >>>

Рекомендуем

Фаворский. Монументальный подход

Фаворский. Монументальный подход

Ско­ро за­кан­чи­вает­ся вы­став­ка «Ис­кус­­ст­во в масш­табе. Мо­ну­мен­­тальная жи­вопись Мос­квы», соз­данная труда­ми  РОСИЗО в
Шестой Океан

Кондитеры космоса

День рождения Космо­нав­ти­ки — это празд­ник для всех. И всег­да со­бы­тие. В
Перейти К началу страницы