Способ и образ

in Искусство/Музей/Фотографии 1759 views

Долгий путь от картины к фотографии для получения возможности мас­сово­го порт­ре­та для всех желаю­щих получить свой за­пе­чат­лён­ный об­раз или изо­бражение оп­ре­де­лён­ной пер­соны. И вроде всё так просто и понятно, но так много можно об этом рассказать, а на выставке и увидеть редкие предметы.

Редакция Sammlung/Коллекция была приглашена на открытие вы­ставки «Способ и образ. Графика и фотографии из собрания Музея В.А. Тропинина и частной коллекции», которая продлится с 25 марта по 1 июля 2021 года.

Два камерных зала музея вместили девять десятков экспонатов. Для сравнения, выездные выставки, которые сотрудники проводят на других площадках, как правило, включают сорок-пятьдесят про­изведений.

Способ и образ

Образ человека. Человеку всегда интересен он сам, его близкие и друзья, а также знаменитые пер­соны. Соответственно, он окружает себя памятными изо­бра­жениями. Харак­тер, мода, стиль, особенности внешности, манеры, статус — всё это мы можем опре­делять глядя на портретное изображение. Возможна, ко­нечно, и видимость всего вы­ше­перечислен­но­го, про­фес­сио­наль­но мас­кирующая реального человека. Но по­пулярность портретного жанра и сегодня не проходит. И профессионалов также немного, как и раньше.

Рабочая группа музея Тропинина, давшая жизнь выставке, предоставила возможность узнать как портрет эволюционировал от акварели к фотографии, хотя и не пресекал существования предыдущего вида портрета. Но кроме создания образа возникал и вопрос его тиражирования. Наш журнал коснулся круга связанных с этой проблематикой вопросов в материале «Уникальное и тиражное».

Заместитель директора музея В.А. Тропинина Анна Попова, заслуженный работник культуры РФ Владимир Богачёв, коллекционер Сергей Подстаницкий и директор музея В.А. Тропинина Ольга Журавлёва

Интересно получилось открытие выставки, — достоинство камерных мероприятий, что присутствует большинство друг другу известных людей, — и не было лишней серьёзности. Выставку представили директор музея Ольга Игоревна Журавлёва, со­труд­ник му­зея, за­слу­женный ра­ботник культуры РФ Владимир Николаевич Богачёв,  коллекционер Сергей Александрович Подстаницкий и заместитель директора музея В.А. Тропинина Анна Сергеевна Попова.

Краеугольным камнем выс­тавки ста­ли два ста­ринных фото­альбома, из фон­дов музея Тропинина, с изо­бра­жениями Фёдора Тютчева, четы Вяземских, актрисы Сары Бернар и многих других.

Акварельными работы таких мас­теров, как Пётр Соколов, Владимир Гау, Александр Брюллов рас­ширяют пред­ставле­ние о портре­те, как о про­из­ведении ис­кусст­ва. И это не выспренные слова, а только впечатление от выставки.

Способ и образ

Ольга Журавлёва подчеркнула: «То, что связывает два века — это же­лание и способы запечатлеть эти прекрасные лица. Мы сознательно делали на этой выставке акценты на известных персонажей». И она полностью права — удивительные портреты!.. Кстати, нас уже упре­кали, что наш журнал много и шумно восхищается увиденным. Но как иначе?!

Степан Вишневский и Сергей Подстаницкий

На выставке присутствовал  Степан Вишневский — наследник основателя музея Феликса Евгеньевича Вишневского, — ставший добрым другом и партнёром музея Тропинина.

Питч Людвиг (1824-1911). Мужской портрет и женский портрет. 1878

Посетителям выставки представлены десять художественных техник изготовления портретов, сменявших друг друга, а иногда шедших параллельно. Эволюция. Развитие. В чём-то упрощение. Но даже упрощение при высоком качестве результата. Если смотреть в исторической перспективе, причиной развития было удешевление процесса и необходимость массовости создания портретов, прошедших путь от картин (часто очень дорогих и редких) до фотографий. Но ведь и ранние фотографии были чрезвычайно не дёшевы.

Портрет Наследника цесаревича Александра Александровича

Любезной помощью Анны Поповой получили разъ­­яснение раз­вёр­тывания порт­ретного искусства: худо­жествен­ная ми­ниатюра, пастель, акварель, гравюра, рас­­крашен­­ная гра­вюра, ли­то­гра­фия, рас­кра­шенная ли­тогра­фия, да­гер­­ротип, фо­то­графия, рас­­кра­шен­ная фо­то­графия

Миниатюра

Неизвестный художник конца XVIII — нач. XIX в. Миниатюра. Портрет Елизаветы Ивановны Неклюдовой. МТ КП-1104

Акварельный портрет

Соколов П.Ф. Акварель. Портрет С.Ф. Толстой. МТ КП-387
Винтергальтер Ф. Акварель. Портрет Марии Аркадьевны Бек, рождённой Столыпиной во втором браке — Вяземской. МТ КП-178
Гау В.И. Акварельный портрет. Портрет неизвестного в пёстром жилете. МТ КП-1030

Гравюра

Осипов. Гравюра. Портрет художника Фридриха Кюнеля. МТ КП-2002
Репродукционная гравюра с портрета К.П. Брюлова работы В.А. Тропинина (издание И. Кнебеля). МТ КП-2055

Литография

Соколов П.Ф. Мюнстер А.Э. Литография. Портрет Николая Ивановича Хмельницкого. МТ КП-2033
Штилер Й. Флайшман А. Литография. Портрет Елены. МТ КП-1798
Тимм В.Ф. Литография. Изображение в рост адмирала П.С. Нахимова на фоне сражения при защите Севастополя. МТ КП-1756

Фотография

Фотография из альбома 1860–1880-х гг. Наполеон III. Фотография с гравюры. Музей Тропинина КП-2057-43

Раскрашенная фотография

Венингер И. Раскрашенная фотография. Портрет неизвестного обер-офицера. Из коллекции Сергея Подстаницкого
Левдик. Раскрашенная фотография «Светопись Левдика». Портрет неизвестной. Из коллекции Сергея Подстаницкого
Деньер А.И. Раскрашенная фотография. Портрет барона А.Л. Штиглица. Из коллекции Сергея Подстаницкого

Конечно простота произ­водства — это важный момент. Поэтому ху­дожественные работы уступили гравюрам, а те, в свою очередь, литографии. А потом уже поя­вился дагерротип Луи Дагера и т.д.

«Дагерротип — это новое явление. Металлическая плас­тина, на которой изображён позитив. Мы для этой выставки нашли один из первых да­гер­ротипов и показали, как он выглядит. С ним мы не задавались целью показать ху­доже­ствен­ное зна­чение, а прос­то хотели показать, как он выглядел. Изобра­жение было очень блёклое и требовались опре­делённые ре­ту­шёрские работы» — отметил Владимир Богачёв.

Владимир Николаевич Богачёв — Заслуженный работник культуры РФ, член союза художников России и Ольга Игоревна Журавлёва — Директор Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени

На смену дагерротипу пришла фотография на бумаге, которую начали раскрашивать, используя гуашь и белила, что приближало фото­графию к произ­ведению искусства. Существует ли что-то подобное сегодня?..

Сергей Подстаницкий отметил, что в этот раз он с супругой Татьяной решили не давать акварельные портреты, которых немало и в самом музее, и которые были на многих выставках, поэтому в этот раз в экспозицию были предоставлены три фотографии (одни из самых ранних в Российской империи), про­из­веде­ния Венингера, Левдика и Деньера. «Все эти работы под­писаны са­мими мас­терами све­топи­си, они отре­туширова­ны и допол­нены акварелью. С этими мас­терскими нередко сот­рудничали лучшие аква­релисты и графики своего времени. Известно, Иван Николаевич Крамской пытался поступить к Левдику, но его не взяли — посчитали, что у художника слишком низкий уровень под­готовки» — отметил кол­лекционер. Также Сергей предложил орга­ни­зо­вать новый проект — выставку русских дагер­роти­пов из частных соб­раний. Мы надеемся, что такое собрание увидит свет.

Анна Сергеевна Попова, заместитель директора Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени

Для куратора выставки Анны Поповой — это первая работа в музее в качестве куратора. «Мы представили десять способов передачи портретов XIX века. Мы не думали о том, что они сменяли друг друга. Мы думали о том, какими возможностями запечатлеть портреты обладали люди XIX века в отличие от нас с вами столетие спустя».

Многие произведения показаны впервые, что особенно приятно во время празднования 50-летия создания Музея Тропинина.

Александр Погодин (экскурсовод музея Тропинина) — неоднократный финалист городского конкурса «Московские мастера» в номинации «Лучший музейный работник – экскурсовод города Москвы»

Кстати, для при­сутствовавших на от­кры­тии была орга­низована экскур­сия с внима­тельным эк­скурсово­дом Александром Погодиным — неодно­кратным фи­налистом го­родского кон­курса «Московские мастера» в но­минации «Лучший му­зейный ра­ботник –эк­скур­со­вод го­рода Моск­вы».

Всё же не­много грустно, что такое серьёзное, сложное, ответственное искусство портрета сегодня доверено фотокамере, размещённой в телефоне: для боль­шинства портрет — это селфи. Но как они заблуждаются! Если вспомнить фотоработы известнейших рус­ских фотографов (кстати, в т.ч. фо­тогра­фов-ху­дожни­ков): Андрей Деньер, Андрей Карелин, Михаил Настюков (отдельно отметим его как личного фотографа нас­ледника, а потом и им­ператора Александра III), и, конечно, Сергей Левицкий. И много других, вплоть до мастеров фотографии советского периода и сегод­няшнего времени (вспом­ним нашего друга фотографа Андрея Лобанова).

Искусствовед Михаил Тренихин и Главный хранитель Музея Тропинина Анна Кузнецова

Кстати, выставку отметили своим вниманием коллекционеры Александр Швейдель и Татьяна Удрас, выразившая готовность предоставлять предметы своих коллекций для мероприятий музея Тропинина.

Рады встрече с главным хранителем музея Анной Кузнецовой.

Татьяна Удрас и Сергей Подстаницкий

Музей В.А. Тропинина

Москва, Щетининский переулок, дом 10, стр. 1

 

С уважением Алексей Сидельников
и Михаил Тренихин

Особая благодарность Анне Поповой за помощь!

Михаил Тренихин и Сергей Подстаницкий
Главный редактор Sammlung/Коллекция Алексей Сидельников

Цветные осколки империи (Фотографии царской России)

Коллекционирование фотографий

Мужские разговоры об искусстве

Уникальное и тиражное

_________________

Обсудить материал на форуме >>> 

Рекомендуем

Перейти К началу страницы