Долгий путь от картины к фотографии для получения возможности массового портрета для всех желающих получить свой запечатлённый образ или изображение определённой персоны. И вроде всё так просто и понятно, но так много можно об этом рассказать, а на выставке и увидеть редкие предметы.
Редакция Sammlung/Коллекция была приглашена на открытие выставки «Способ и образ. Графика и фотографии из собрания Музея В.А. Тропинина и частной коллекции», которая продлится с 25 марта по 1 июля 2021 года.
Два камерных зала музея вместили девять десятков экспонатов. Для сравнения, выездные выставки, которые сотрудники проводят на других площадках, как правило, включают сорок-пятьдесят произведений.
Образ человека. Человеку всегда интересен он сам, его близкие и друзья, а также знаменитые персоны. Соответственно, он окружает себя памятными изображениями. Характер, мода, стиль, особенности внешности, манеры, статус — всё это мы можем определять глядя на портретное изображение. Возможна, конечно, и видимость всего вышеперечисленного, профессионально маскирующая реального человека. Но популярность портретного жанра и сегодня не проходит. И профессионалов также немного, как и раньше.
Рабочая группа музея Тропинина, давшая жизнь выставке, предоставила возможность узнать как портрет эволюционировал от акварели к фотографии, хотя и не пресекал существования предыдущего вида портрета. Но кроме создания образа возникал и вопрос его тиражирования. Наш журнал коснулся круга связанных с этой проблематикой вопросов в материале «Уникальное и тиражное».
Интересно получилось открытие выставки, — достоинство камерных мероприятий, что присутствует большинство друг другу известных людей, — и не было лишней серьёзности. Выставку представили директор музея Ольга Игоревна Журавлёва, сотрудник музея, заслуженный работник культуры РФ Владимир Николаевич Богачёв, коллекционер Сергей Александрович Подстаницкий и заместитель директора музея В.А. Тропинина Анна Сергеевна Попова.
Краеугольным камнем выставки стали два старинных фотоальбома, из фондов музея Тропинина, с изображениями Фёдора Тютчева, четы Вяземских, актрисы Сары Бернар и многих других.
Акварельными работы таких мастеров, как Пётр Соколов, Владимир Гау, Александр Брюллов расширяют представление о портрете, как о произведении искусства. И это не выспренные слова, а только впечатление от выставки.
Ольга Журавлёва подчеркнула: «То, что связывает два века — это желание и способы запечатлеть эти прекрасные лица. Мы сознательно делали на этой выставке акценты на известных персонажей». И она полностью права — удивительные портреты!.. Кстати, нас уже упрекали, что наш журнал много и шумно восхищается увиденным. Но как иначе?!
На выставке присутствовал Степан Вишневский — наследник основателя музея Феликса Евгеньевича Вишневского, — ставший добрым другом и партнёром музея Тропинина.
Посетителям выставки представлены десять художественных техник изготовления портретов, сменявших друг друга, а иногда шедших параллельно. Эволюция. Развитие. В чём-то упрощение. Но даже упрощение при высоком качестве результата. Если смотреть в исторической перспективе, причиной развития было удешевление процесса и необходимость массовости создания портретов, прошедших путь от картин (часто очень дорогих и редких) до фотографий. Но ведь и ранние фотографии были чрезвычайно не дёшевы.
Любезной помощью Анны Поповой получили разъяснение развёртывания портретного искусства: художественная миниатюра, пастель, акварель, гравюра, раскрашенная гравюра, литография, раскрашенная литография, дагерротип, фотография, раскрашенная фотография…
Миниатюра
Акварельный портрет
Гравюра
Литография
Фотография
Раскрашенная фотография
Конечно простота производства — это важный момент. Поэтому художественные работы уступили гравюрам, а те, в свою очередь, литографии. А потом уже появился дагерротип Луи Дагера и т.д.
«Дагерротип — это новое явление. Металлическая пластина, на которой изображён позитив. Мы для этой выставки нашли один из первых дагерротипов и показали, как он выглядит. С ним мы не задавались целью показать художественное значение, а просто хотели показать, как он выглядел. Изображение было очень блёклое и требовались определённые ретушёрские работы» — отметил Владимир Богачёв.
На смену дагерротипу пришла фотография на бумаге, которую начали раскрашивать, используя гуашь и белила, что приближало фотографию к произведению искусства. Существует ли что-то подобное сегодня?..
Сергей Подстаницкий отметил, что в этот раз он с супругой Татьяной решили не давать акварельные портреты, которых немало и в самом музее, и которые были на многих выставках, поэтому в этот раз в экспозицию были предоставлены три фотографии (одни из самых ранних в Российской империи), произведения Венингера, Левдика и Деньера. «Все эти работы подписаны самими мастерами светописи, они отретушированы и дополнены акварелью. С этими мастерскими нередко сотрудничали лучшие акварелисты и графики своего времени. Известно, Иван Николаевич Крамской пытался поступить к Левдику, но его не взяли — посчитали, что у художника слишком низкий уровень подготовки» — отметил коллекционер. Также Сергей предложил организовать новый проект — выставку русских дагерротипов из частных собраний. Мы надеемся, что такое собрание увидит свет.
Для куратора выставки Анны Поповой — это первая работа в музее в качестве куратора. «Мы представили десять способов передачи портретов XIX века. Мы не думали о том, что они сменяли друг друга. Мы думали о том, какими возможностями запечатлеть портреты обладали люди XIX века в отличие от нас с вами столетие спустя».
Многие произведения показаны впервые, что особенно приятно во время празднования 50-летия создания Музея Тропинина.
Кстати, для присутствовавших на открытии была организована экскурсия с внимательным экскурсоводом Александром Погодиным — неоднократным финалистом городского конкурса «Московские мастера» в номинации «Лучший музейный работник –экскурсовод города Москвы».
Всё же немного грустно, что такое серьёзное, сложное, ответственное искусство портрета сегодня доверено фотокамере, размещённой в телефоне: для большинства портрет — это селфи. Но как они заблуждаются! Если вспомнить фотоработы известнейших русских фотографов (кстати, в т.ч. фотографов-художников): Андрей Деньер, Андрей Карелин, Михаил Настюков (отдельно отметим его как личного фотографа наследника, а потом и императора Александра III), и, конечно, Сергей Левицкий. И много других, вплоть до мастеров фотографии советского периода и сегодняшнего времени (вспомним нашего друга фотографа Андрея Лобанова).
Кстати, выставку отметили своим вниманием коллекционеры Александр Швейдель и Татьяна Удрас, выразившая готовность предоставлять предметы своих коллекций для мероприятий музея Тропинина.
Рады встрече с главным хранителем музея Анной Кузнецовой.
Москва, Щетининский переулок, дом 10, стр. 1
С уважением Алексей Сидельников Михаил Тренихин Андрей Лобанов Особая благодарность Анне Поповой за помощь!
Цветные осколки империи (Фотографии царской России)
Мужские разговоры об искусстве
Мужской клуб и коллекционеры. Музей В.А. Тропинина
Сибиряки в Москве (Музей Тропинина)
Графика первой половины XIX века из частных собраний (Музей Тропинина)
_________________