Новое интервью. Герой дня: фотограф, философ, постоянный партнёр журнала SAMMLUNG/КОЛЛЕКЦИЯ — Андрей Лобанов (А.Л.).
Интервьюировал главный редактор журнала SAMMLUNG/КОЛЛЕКЦИЯ Алексей Сидельников (А.С.), ноябрь 2016 года.
РАБОТЫ АНДРЕЯ ЛОБАНОВА
А.С.: Андрей, приветствую! Очень рад сегодняшней встрече! Нужно не забыть поставить Ваши фотоработы во всю ширину страницы — они мне очень нравятся. Чтобы не указывать ниже сразу скажу: автор всех фотографий Андрей Лобанов. Фотограф. Даже не так, а один из известнейших фотографов, работающий с Президентским полком, комендантским Преображенским полком, на парадах на Красной площади. А также автор множества фотовыставок, восторженно принятых за рубежом и у нас в стране. А какие были первые шаги к мастерству? Давно появилось желание смотреть на мир через объектив?
А.Л.: До 40 лет фотографией не занимался. Даже мыслей не было, что возьму в руки фотоаппарат, а тем более, что с его помощью еще и деньги зарабатывать…. Если начать от «печки», то родился на Филях в 1958 году, на ул. Барклая 7-го сентября (в День Бородинского сражения). В последнее время долго думал, почему меня не отпускает тема Бородино в фотографиях, и только недавно понял, что всё было заложено при рождении! Моя семья с 1930 по 1962 годы жила в Крапивенском переулке рядом с Петровским монастырём (сейчас в нашем доме расположено Алжирское посольство). Поэтому образ старой Москвы заложен у меня с детства (именно поэтому моя первая фотовыставка была посвящена Москве).
А.С.: Где Вы учились? Удалось увидеть Ваши фотографии, выполненные, как кажется во времена службы во флоте? Флот дал возможность посмотреть мир?
А.Л.: С 8 по 10 класс занимался в Клубе юных моряков, речников и полярников. Поэтому свое будущее хотел связать только с морем. В 1975 году поступил в Одесское мореходное училище на судоводительский факультет. Очень повезло с практиками: Каспий, Азов, Чёрное море, Тикси. Ну очень повезло! С февраля 1979 года начал работать в Мурманском морском пароходстве на должности 4-го, 3-го помощника капитана. География маршрутов была обширна: первые два года ходил на д/э «Павел Пономарёв» на Новую Землю, Северную Землю, полуостров Таймыр, Диксон, Дудинку, Архипелаг Седова, о-ва Петра Великого, Землю Франца-Иосифа, Ямал, Тикси, Шпицберген и др. Затем был теплоход «Капитан Свиридов», на котором ходил из Мурманска и Дудинки в Канаду, на Кубу, Англию, Бельгию, Голландию, Германию, Польшу, Францию. За время работы в пароходстве окончил Ленинградское Высшее инженерное морское училище им. адмирала С.О. Макарова. И этим очень горжусь до сих пор. И багаж впечатлений о мире был достаточно обширен. Обычно, когда своим знакомым рассказывал про белых медведей, белух, тюленей, моржей, китов, Северное сияние и пр., то еще не было мыслей заниматься фотографией. Рассказы на окружающих (особенно девушек) действовали очень, очень… После Мурманска была работа в научно-исследовательском институте морского транспорта сначала инженером, затем научным сотрудником.
А.С.: Автобизнес. Девяностые сложные годы. Кто чем только не занимался. Но Вы смогли узнать Европу. Фотографии и тогда делали?
А.Л.: За полгода до развала Союза ушёл, тут же подвернулась оказия попасть в Китай в г. Инин, куда потом посылал группы челноков. После этого узнал, что знакомые по Мурманску приобрели в Питере теплоход и ходят в Голландию. Решил на их теплоходе побывать в Роттердаме и узнать, чем люди там промышляют. А промышляли все перегоном машин, и я включился в этот бизнес. Сначала гоняли ВАЗы из Голландии, Германии, Бельгии, Франции. Затем пошли автомашины из Америки. Но все хорошее когда-то заканчивается: сначала сгорел джип из Америки, затем в Германии украли деньги на машину. Поэтому бизнес закончился.
А.С.: Вы учились в Фотоакадемии. Что это такое? Для чего нужно было там учиться? Это только диплом и пропуск или допуск к дальнейшей работе?
А.Л.: Учёба в Фотоакадемии только ради диплома, т.к. основная задача там была павильонная съёмка с постановкой света, а я все время занимаюсь репортажной съемкой, а это совершенно разные вещи.
А.С.: Фотограф Мосгордумы. Как Вы попали в Думу? Что там за люди для фотографа? Вообще сложно там работать?
А.Л.: В это время сосед по даче возглавил пресс-центр Мосгордумы и взял меня к себе. В это время начал работать 2 созыв МГД, была набрана новая команда, поэтому приходилось заниматься всем: мониторингом прессы, экскурсиями, делегациями и пр. Но встал остро вопрос о постоянной должности фотографа в пресс-центре и выбор пал на меня. Я посопротивлялся, утверждая, что этим никогда не занимался, но руководство жёстко приняло решение, и деваться было некуда. Т.к. знаний не было, отправили меня на учебу фотоделу. Таким образом была выбранана Фотоакадемия при НИКФИ, которую я благополучно и окончил. С этого момента началась жизнь парламентского фотографа МГД. Работа была разнообразная и интересная: съёмка заседаний, экскурсий, выездные комиссии на предприятиях, Мэрии, Управах, заводах. Но больше всего запомнились выездные комиссии по безопасности в Бутырку и Матросскую Тишину. Там же снимал дружеские футбольные матчи между заключёнными и охраной. Зрелище незабываемое! При работе в МГД были приобретены навыки парламентского фотографа: не лезть, когда не просят; не надоедать; не мешать работать другим; ждать, сколько надо; по возможности быть корректным по отношению к тем, кого снимаешь, и к коллегам по цеху. К сожалению, среди молодых, да и не очень молодых фотографов в настоящее время эти понятия отсутствуют.
Анатолий Вячеславович Лебедь (10 мая 1963 — 27 апреля 2012). Офицер 45-го отдельного гвардейского орденов Кутузова и Александра Невского разведывательного полка специального назначения, гвардии подполковник спецназа ВДВ, Герой Российской Федерации (2005), кавалер Ордена Святого Георгия IV степени (2008). Фото Андрея Лобанова
А.С.: У Вас фотовыставки. Где они проходили и проходят? Какая тема? И сложно ли готовиться к ним и организовывать?
А.Л.: Постепенно захотелось какого-то разнообразия, и я начал снимать природу Москвы и Подмосковья. Постепенно география сбора материала стала расширяться: от Камчатки до Калининграда, от Мурманска до Сочи. Захотелось свои впечатления держать не только для своих близких, но и показать посторонним. Первая выставка была в МГД, там же была и вторая с названием «Регионы России», затем Академия Управления МВД; в Дипакадемии МИД РФ выставка была названа «Лики России». С этим названием она побывала в Ливане, Киеве, Баден-Бадене, Люксембурге. Отдельные фотографии уехали в Канаду (г. Труа-Ривьер), Францию (г. Ди), Данию (г. Копенгаген), Южную Корею (г. Пуссан). В 2009 году на основе фотовыставки Правительство Москвы выпустило фотоальбом «Лики России». Жизнь фотовыставки «Лики России» была очень богата и в самой Москве: Дом Правительства РФ, Администрация Президента РФ, Совет Федерации ФС РФ, Государственная Дума ФС РФ, Счетная Палата РФ, Торгово-Промышленная Палата РФ, МИД РФ и пр. Интересно, что моими фотографиями воспользовалась Торгово-Промышленная Палата РФ: в 2005 г. в Японии на ЭКСПО 2005, в российском павильоне полгода на полусфере под потолком показывали фотоработы из цикла «Лики России».
А.С.: Очень интересная тема — это фотограф на Красной площади. Какие сложности возникают при этой работе? Например, даже не представляю, как получить допуск для работы. Какое оборудование нужно или можно взять?
А.Л.: На все мероприятия, будь то парад, музыкальный фестиваль, посещение полков и так далее попадал только по знакомству. Люди шли на то, чтобы мне помочь, зная и видя результаты моего труда: фотоальбомы и фотовыставки.
А.С.: А как удаётся работать с группами людей? Непросто заснять пехоту на марше, но как поймать в видоискатель конников в атаке?
А.Л.: После посещения Калининградской области (Балтийского флота) с помощью пресс-службы ВМФ РФ, переключился на съёмки жизни современного флота, и, особенно Морской пехоты. Морскую пехоту снимал на учёбе и учениях и на Балтике, и на Камчатке, и на Дальнем Востоке, и на Парадах. Так что, благодаря Морской пехоте, подошёл к съёмкам Парадов на Красной Площади. Сначала снимал только репетиции к Параду (в местах дислокации, на Ходынке, в Алабино, на ночных репетициях на Красной Площади). Результатом этого стал фотоальбом «Прелюдия Парада», за который получил Почётную Грамоту Совета Федерации ФС РФ. С приходом нового командующего ВДВ В.А. Шаманова, с которым меня познакомил командующий ВДВ СССР генерал-полковник В.А. Ачалов, я посетил все дивизии ВДВ. Материал был подготовлен к 80-летию ВДВ в 2010 году. Где то в 2006 или 2007 г. имел счастье познакомиться с Героем России Александром Васильевичем Маргеловым, а также с его братом-близнецом Василием Васильевичем. По их просьбе был подготовлен и выпущен мной фотоальбом «Парад Победы» в память об их отце Василии Филипповиче Маргелове, который на Параде Победы 24 июня 1945 года командовал батальоном в сводном полку 2-го Украинского фронта. К сожалению из жизни ушёл сначала Василий Васильевич, а в этом году и Александр Васильевич. Для меня это невосполнимая потеря.
А.С.: Ваша работа с реконструкторами — поразительная по красоте! Как вышло, что с ними познакомились? Заметил, что фотографии реконструкторов в форме тоже непростая вещь. Иной раз на фотографиях видно, что запечатлён реконструктор в форме, а у Вас на изображении именно офицер или солдат, находящийся в своей эпохе! Это совместный труд?
А.Л.: Параллельно со съемками армии и флота, увлекся фотографированием реконструкторов наполеоновской эпохи. Знакомство с ними произошло благодаря Илье Берёзкину, который время от времени комментирует проведение сражений на Бородино, в Смоленске, Вохне и пр. Затем была знаковая встреча и знакомство и Ильёй Туровским, командиром 5-го кирасирского полка Великой Армии. С ними я побывал на полях: Ватерлоо, Гросс-Гершена, Лейпцига, Аустерлица; прошёл все сражения от Смоленска до Малоярославца. За эту дружбу я им очень благодарен! Итогом работы с реконструкторами был фотоальбом «Бородино», который был выпущен к 200-летию Бородинского сражения.
А.С.: А как выбрать точку съёмки и от чего она зависит? Или так: пропустили на Красную площадь, поставили и… работай как хочешь, но в сторону не отходи?
А.Л.: На мероприятия люблю попадать несколько раз, чтобы снимать с разных точек.
А.С.: Показал знакомому Ваши фотографии «солдат Вермахта». Знаете, что он сказал? «Ну и что?! Сейчас всё раскрашивают! А уж рожи-то какие у фашистов!». Когда он понял, что это результат совместной работы реконструкторов и фотографа — произвело впечатление. Кстати, не пробовали «старить» фотографии?
А.Л.: Старить фотографии не хочу!
А.С.: Предположим где-то устраивается какое-то мероприятие. Как Вас в нём заинтересовать? Понятно, что приглашений много и Вы выбираете наиболее… какие?
А.Л.: В последнее время много сил уделяю музыкальному фестивалю военных оркестров на Красной Площади «Спасская башня», к 80-летию Президентского полка Службы коменданта Московского Кремля собирал материал для выставки в Государственном историческом музее в апреле-мае 2016 г. Сейчас в хороших отношениях с 154 отдельным комендантским Преображенским полком. В составе этого замечательно полка есть Почётный караул, состоящий из роты Почётного караула и оркестра Почётного караула, 29 ноября с.г. этому подразделению (единственному в ВС РФ) исполняется 60 лет.
А.С.: На этом пока всё. Спасибо Вам большое за потраченное время и за Ваше творчество! Мне очень нравятся Ваши работы и, я знаю, что в этом я не одинок!
Для коллег сообщу, что сотрудничество с Андреем Лобановым, моим другом, будет продолжено на страницах нашего журнала! Подготовлен ряд материалов с замечательными фотографиями: некоторые из них показаны сегодня в статье.
Времена и эпохи. Севастопольский променад. Андрей Лобанов
От Березины до… Академии МВД. Андрей Лобанов
Во славу русского воинства. Генштаб ВС РФ. Андрей Лобанов
Мост в гербах Андрей Лобанов
Победа у Молодей Фотографии Андрея Лобанова
__________________