Коллекционирование – дело семейное. Татьяна и Сергей Подстаницкие

Коллекционирование – дело семейное. Татьяна и Сергей Подстаницкие

in Интервью/Искусство 9996 views

Среди коллек­ционеров мало тех, которые коллек­ционируя сами являются худо­жествен­ными нату­рами. В чём это выра­жается? Даже если не брать во внима­ние обра­зование и зна­ния – это в пер­вую очередь вкус: вкус к выбран­ным темам, вкус к предметам кол­лекцио­ниро­вания, вкус в подаче мате­риала и т.д. А во вторую очередь важным яв­ляет­­ся готов­ность поде­литься накоплен­ными знаниями и рассказать о кол­лекции.

Татьяна и Сергей Под­ста­ниц­кие любезно согла­сились встретить­ся и пого­ворить о кол­лек­циони­рова­нии и их семье. К сожалению времени на встречу было не много и мы надеемся на продол­жение беседы.

С Татьяной и Сергеем Подстаницкими встретился Михаил Тренихин.

Главный редактор Алексей Сидельников

М.Т.: Татьяна, Сергей, добрый день! Начну, честно говоря, с личного, если вы не против! Знаете, хотел начать так: «Вы люди известные среди коллекцио­неров», но… Но подумал, что вернее начать так; «Вы семья известная сре­ди кол­лекцио­неров». Как вы поз­накомились?

Т.П.: Познакомились во время сдачи канди­датского минимума в аспи­рантуре НИИ теории и истории и искусства.

С.П.: Собственно, этим мое пребывание в аспирантуре и закон­чилось.

М.Т.: Редкий момент – коллекцио­нирование с супругой. Это просто прак­тически уж среди наших коллег неве­роятно! Часто вспоминаю фразу из одного из любимейших фильмов «Доживём до понедельника»: «Счастье – это когда тебя понимают». Коллекцио­­нирование – это и есть секрет семейного счастья и уютного домашнего очага?

С.П.: По разному. Общие интересы, конечно, цемен­тируют семейные отношения. С другой стороны могут стать предметом для профес­сиональных конфликтов: не всегда ведь специалисты сходятся во мнении. Плюс столкновение амбиций, особенно на начальных этапах отношений, выяснение отношений – чей вклад значимее и т.д. Хотя сейчас такие «разборки» носят скорее шутливый характер.

М.Т.: У вас коллекция общая или каждого свой сегмент куда другой не входит? Может быть у каждого свой конёк: кто-то в определённом материале сильнее?

Т.П.: Разумеется, общая. Хотя у каждого есть и свои предпочтения. У Сергея – портрет XVIII — начала XIX века, у меня – рубеж XIX – XX, Серебряный век.

С.П.: Периодически возникают новые темы. Сейчас увлекся собиранием старых фотографий и документов, связанных с историей московской улицы Покровка.

М.Т.: Почему вообще начали кол­лек­циони­ровать антиква­риат и что вам пон­рави­лось рань­ше всего?

С.П.: С детства любил старые вещи. Помню, как лет в семь притащил с помойки старый баташёв­ский самовар. Потом – образо­вание историка искусства. Уже тогда сложились примерные пред­став­ления о том что и как мне надо собирать. Начинал с недорогих гравюр, походов в Измайлово.

М.Т.: Какие исторические периоды вам ближе, интереснее? 

С.П.: Эпоха царствования Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I. С одной стороны – масса исторических событий, огромное коли­чество интереснейших персон, с другой – время классицизма и ампира, расцвет искусств.

М.Т.: Основа коллекции – русское искусство. А что вы понимаете под термином «россика»? И используете вы его?

С.П.: Придерживаюсь классического пони­мания этого термина, как его трактовали барон Николай Врангель и Александр Бенуа – творчество иностранных мастеров в России. И образцов россики в нашем собрании довольно много: работы англичан Доу и Райта, французов Ризенера и Свебаха, итальянца Тончи, немца Крюгера. Сначала, как и все, искал работы этих мастеров, относящиеся именно к этому периоду. Потом пришло понимание, что не надо себя искусственно ограничивать – качество художественного произведения не связано с географической привязкой. Так в собрании появились вещи, относящиеся к россике косвенно, созданные мастерами до их приезда в Россию или напротив, после их отъезда. По некоторым мастерам сложились монографические подборки: например, Доу и Ладюрнер представлены всеми периодами своего творчества, можно не только любоваться, но и сравнивать и анализировать – как менялся мастер, пошло ли пребывание в России ему на пользу.

М.Т.: Вы рассказывали, что часто удаётся находить интересные вещи на рынках, фломарктах. Как понимаю, это уже не везение, а расчёт и знания. Всё же столько лет подряд ходить и находить! Ведь антиквариата больше не становится! Не везде есть такие барахолки. А вообще говоря, их не так уж много. В основном – это Франция, Германия?

С.П.: Думаю, что в случае с блошиными рынками везение тоже немаловажно, ведь интересующее тебя произведение должно попасться тебе на глаза раньше, чем другому специалисту! Что касается географии, то я поклонник французских рынков. Французский антикварный рынок по прежнему богат и разнообразен, шансов на находки и открытия там по прежнему много. Говорят, что лет 100 назад на блошиных рынках Парижа можно было покупать Брейгелей, 20 лет назад не редкостью были работы Бенуа и Коровина. Сейчас, конечно, этого становится все меньше. Но что касается русского XVIII – начала XIX века – тут простор для открытий колоссален. Особенно если вещь неподписная, или подпись не заметили, или не разобрали. Работы европейских неизвестных художников этого времени весьма не дороги, и есть возможность купить Тропинина или Борови­ковского по цене «НХ».

М.Т.: Очень понравилась ваша коллекция миниатюрных портретов. Вспоми­нается «Моонзунд» Пикуля, где офицер купил себе книгу о миниатюрах. Что вас сподвигло на собирание миниатюр?

С.П.: В том числе и фильм «Моонзунд». А ещё любимый с раннего детства фильм «Госу­дарст­веная граница»: там пограничник, которого играл Старыгин, обнаруживал под двойным дном чемодана коллекцию миниатюр, среди которых была работа Изабэ. В детстве меня эта сцена просто завораживала. И с годами как-то всё совпало: красиво, исторически насыщенно, можно найти не очень дорого, мало специалистов, соответственно – меньше конкурентов.

М.Т.: Миниатюры часто не менее интересны, чем большие работы и требуют серьёзного изучения. Были неожиданные открытия после поступления миниатюр в коллекцию?

С.П.: Неоднократно. Ведь иногда, приобретая вещь, ты не имеешь возможности долго и тщательно её исследовать, или не понимаешь сразу «это Он!». Ты просто видишь что работа тебе нравится, она действительно старая, её состояние сохранности удовлетворяет тебя, цена доступна, и ты видишь перспективы для атрибу­ционной работы. С миниатюрами иногда бывает достаточно посмотреть на вещь при правильном освещении, под определённым углом падения лучей или вытащить из рамы, и всё встаёт на свои места. Однажды купил на венском аукционе миниатюрный портрет неизвестного австрийского генерала начала XIX века. Меня он привлёк хорошим качеством и тем, что на груди у генерала был русский орден Св. Георгия 4-й ст. Купил за чисто символическую сумму. Раскантовав его обнаружил авторскую подпись художника Даффингера – одного из ведущих австрийских миниатюристов бидермайера. Ну, а немного поизучав литературу понял, что изображён принц Саксен-Кобург-Готский, брат великой княгини Анны Федоровны, получивший Георгия за Лейпцигское сражение.

М.Т.: Миниатюры. А на какой основе? Фарфор или на холсте? Краски или эмаль? Расскажите подробнее про эту сторону вопроса.

С.П.: Классическая техника миниатюры на рубеже XVIII-XIX веков это акварель и гуашь на тончайших пластинках слоновой кости. Хотя бывали и исключения. В более ранний период вместо кости часто брали пергамент. Бывали индивидуальные предпочтения художников: Борови­ковский часто писал миниатюры маслом на медных дощечках. Миниатюры на эмали – особая тема. В России она была не очень распространена в силу дороговизны, но именно это привело к тому, что большинство русских эмалей – настоящие шедевры, а работы Мусикийского и Жаркова – предмет вожделения не только русских коллек­ционеров.

М.Т.: Никогда не смотрели обороты? Бывают интересные подложки с занятными вкладышами.

С.П.: Обороты миниатюр – отдельная тема. Кроме информативных надписей (однажды удалось точно определить имя изображённого генерала по выгравированной на обороте медальона дате его гибели), оборот может быть настоящим произведением искусства! Особенно это характерно для английской миниатюры: локоны волос, засушенные цветы, жемчужные монограммы, архи­тектурные композиции из кости или фольги складываются в настоящие шедевры!

М.Т.: В начале разговора я упомянул о музейных выставках. А сколько их уже было с вашим участием за последние годы? Третьяковка, Царское Село, Русский музей. Ничего не упустил? Одни обложки каталогов уже внушают подлинное уважение (а у кого-то, наверняка, и зависть!).

С.П.: Горжусь персональной выставкой нашего собрания в Государ­ственном истори­ческом музее. А вспомнить все музеи с которыми сотрудничали – непросто. Но есть музеи просто любимые, дружественные, работать с которыми одно удовольствие! Например, Государственный музей А.С. Пушкина, Музей-панорама «Бородинская битва» и Дом-музей Муравьева-Апостола.

М.Т.: Помнится, вы подарили картину, кажется в Царское Село. Вообще факт дарения для коллекционера сложен? Как вы нашли эту картину, как атрибутировали?

С.П.: Для меня – не сложен. Просто приходит понимание, что так будет лучше, правильнее. А в Царское Село мы подарили три картины. Работы немецких баталистов Мейерхейма, Шульца и Эльсхольца. У всех них общая судьба: они были приобретены императором Николаем I, хранились в царскосельском дворце, в 1941 году не были эвакуированы и стали трофеями немецких офицеров, спустя 60 лет их наследники выставили картины на немецких аукционах, где я и приобрёл их. После этого картины вернулись на своё историческое место.

Художник Мейерхейм
«Чины Крымско-татарского эскадрона лейб-гвардии Казачьего полка». Художник Карл Фридрих Шульц
«Прусские гусары периода наполеоновских войн». Художник Людвиг Эльсхольц

М.Т.: У каждого коллек­­ционера есть особенно доро­гой экспонат. Не в плане цены, а в моральном. Может быть мелочь, но соп­ровождён­ная вос­помина­ниями. Что для вас са­мое-са­мое, если не секрет?

С.П.: Наверное, каждую вещь я люблю по своему, с каждой связано какое-то вос­поми­нание. Особенно ярко, наверное, помнишь первые приоб­ретения. Очень люблю аква­рельный портрет офи­цера Корпуса инже­неров путей сообщения работы Тере­бенёва, который прода­вался как работа неиз­вестного худож­ника на одном из первых антик­варных Салонов в ЦДХ. До сих пор отчёт­ливо помню радость узна­вания, адре­налин при покупке, счастье обла­дания…

М.Т.: Не попадаются ли вам предметы фале­рис­тики? И не инте­ресуетесь ли орде­нами и медалями?

С.П.: Конечно интере­суюсь, но только изобра­женными на портретах. Живо­пис­ных, аква­рельных, фото­графи­ческих. Прек­расное под­спорье в атри­буции! Есть неболь­шая под­борка авто­графов на наград­ных листах, но это пол­ноцен­ной кол­лек­цией, разу­меется, назвать нельзя.

М.Т.: У меня на моей искусствоведческой службе (а я воспринимаю работу в музее именно так, как службу, служение) возникла идея в Царицыно сделать выставку, посвящённую орденам эпохи Екатерины II. Сможете поддержать проект экспонатами?

С.П.: Разумеется! Есть ряд интересных прижиз­ненных портретов импе­ратрицы, неко­торые из которых не пошли в широкий тираж. Портреты офицеров и вельмож ека­теринин­ской эпохи. Живопис­ные, графи­ческие, миниатюрные, гра­виро­ванные. Причём как широко известных персон (Потём­кина, напри­мер), так и безвестных деятелей екатерининской эпохи с геор­гиев­скими и влади­мир­скими крестами на лац­канах. Вообще мы открыты к сот­рудни­честву с музеями. И в цари­цынских выставках участ­вовали неоднократно.

М.Т.: Татьяна, есть прекрасный Ваш портрет в длинном платье. Он сейчас нахо­дится у Вас, у автора, или это уже музейный экспонат? Мне он очень нравится!..

Т.П.: Это работа выпускника Российской ака­демии живо­писи, ваяния и зодчества, Евгения Демакова, моего сокурсника. Портрет висит в детской, для назидания.)

Портрет Татьяны Подстаницкой. Художник Демаков

М.Т.: Ваша семья – семья худо­жественная. Дети инте­ресуют­ся искус­ством?

Т.П.: Они сами творцы, к старому искусству относятся как к чему-то само собой разу­мею­­щемуся. Как к обоям, например.

М.Т.: Отлично! Чувствую, что по каждому периоду, если вы не против, можно сделать мате­риалы! Стоит только начать. Вообще, это могут быть настоя­щие мас­тер-клас­сы.

С.П.: Почему бы нет.

М.Т.: Чтобы нас не обвинили в «мемо­­риаль­­ности» интервью, давайте о чём-нибудь «свежем»! Недавно увидел в Фейсбуке новость о находке во Франции интересного комплекта фотографий и открыток. Это альбом? Что именно в нём привлекло? Можете рассказать подробнее?

Т.П.: Знакомый французский дилер недавно предложил большой альбом, который собирался кем-то из представителей русской эмиграции: немного фото Первой Мировой, чуть больше – Лемноса и Галлиполи, генерала Кутепова, и огромное количество открыток с Импе­ратор­ской Фамилией, издававшихся разными эми­грант­скими  орга­низациями от Болгарии до США. На обороте некоторых открыток были письма или поздра­вительные надписи, адре­сован­ные супругам Пенбекам. Стало ясно, что это архив военного врача Самуила (Симы) Яковлевича Пенбека, участника Первой Мировой и белого движения, умершего в эмиграции в Югославии. Кстати, на некоторых фото «лемнос­­ского сидения» изображены сами супруги, окружён­ные своими подо­печными больными и выз­до­равливаю­щими сол­датами и офицерами. Нам показалось, что это интересный арте­факт русской истории ХХ века, к тому же очень приятный для долгого и внима­тельного рас­сматри­вания и изучения.

М.Т.: Огромное спасибо за уделённое время! Надеюсь на новые встречи!

С.П.: Спасибо. Мы тоже надеемся.

Приятно было встретиться с Татьяной и Сергеем Подстаницкими. Мы познакомились с Татьяной Подста­ницкой, когда я только полгода как окончил Государственную академию славянской культуры. Это был 2012 год. То есть 200-летие войны 1812 года. Я тогда работал у Валерия Павловича Новикова в Галерее на Чистых прудах. И для меня, тогда совсем «зелёного» искусствоведа, было интересно всё. В череде наших выста­вочных проектов была ретроспективная выставка живописи Никиты Шаркова-Сол­лер­тин­ского и трога­тельных кукольных домиков, созданных супругой Никиты — худож­ником Еленой Пинталь. Выставка имела знаковое название — «Продол­жение разговора». Как раз в связи с этим проектом Валерий Павлович и познакомил меня с Татьяной, тихо шепнув на ухо: «Это же Татьяна Подста­ницкая, у них с мужем велико­лепная коллекция и сейчас идут три музейные выставки с их экспонатами». С тех пор прошло шесть лет. Я защитился, поменял несколько мест работы. Мне удалось пообщаться с нашими общими знакомыми — инте­ресней­шими персонами из мира рекон­струкции и взять интервью (пожалуй, среди первых назову Илью Эрнстовича Ульянова). Ещё по долгу службы и благодаря интересам общаюсь с нашим общим знакомым Алек­санд­ром Николае­вичем Вихровым. Но вот с вами всё хотел пообщаться, но никак до того не решался!

На выставках нередко встречал и встречаю картины XIX—начала XX веков с подписью на этикетке «Коллекция Сергея и Татьяны Подста­ницких». Почему такое длинное заключение? Честно говоря, от того, что ужасно стесняюсь!..

 

Заместитель главного редактора Sammlung/КОЛЛЕКЦИЯ,
 научный сотрудник ГМЗ «Царицыно», кандидат искусствоведения
 Михаил Тренихин

Наш ответ Christie’s и Sotheby’s

Портрет XVIII века из собрания Сергея и Татьяны Подстаницких

Выставка Храбрейшим из храбрых

Двойная коллекция Дмитрия Бертмана

Коллекционер Татьяна Удрас. Интервью

Мужские разговоры об искусстве

Коллекционер Валерий Дудаков. Интервью

__________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Геликон Ступак Интервью

Выставки театра Геликон-опера

Владислав Ступак, студент Российской ака­де­мии му­зыки име­ни Гне­си­ных. Спе­циаль­ность — ди­ри­жи­ро­ва­ние ака­де­ми­чес­ким
Художник Николай Базунов

Художник Николай Базунов

Сегодня наш гость художник Николай Базунов. Мы по­зна­ко­мились не­ожи­данно: на Ни­кит­ском буль­варе
Перейти К началу страницы