Татьяна Удрас

Коллекционер Татьяна Удрас

in Интервью/Искусство 12426 views

Сегодня в гости к известному коллекционеру Татьяне Алексеевне Удрас, пришли: я, Михаил Тренихин (М.Т.), и искусствовед Екатерина Колмогорова (Е.К.), специалист по русскому семейному портрету XVIII века.

Нашему журналу как-то заметили, что коллекционеров мы представляем по гендерном признаку: «Одни мужчины!». В общем-то, с одной стороны – это правильное замечание. Коллекционеров-мужчин – большинство. Но, с другой стороны, отметим, что не только мужчинам свойственна «коллекционерская жилка»!

Татьяну Удрас московская художественная среда знает прекрасно. Она – серьёзный и разносторонне увлечённый коллекционер!

Михаил Тренихин
Заместитель главного редактора Sammlung/Коллекция,
научный сотрудник ГМЗ «Царицыно»,
кандидат искусствоведения
Татьяна Удрас и Михаил Тренихин на вернисаже в ГМЗ «Царицыно». Фото — Д. Щёлоков

М.Т.: Самый первый вопрос: с чего начать интервью! Таня, как ты стала коллекционером?

Т.У.: Я считаю, что всё начинается в семье. Папа собирал юбилейные пятирублёвые монеты, брат из Монголии привёз кляссер с марками. У нас была неплохая библиотека детских книг. А я, как многие советские девочки, собирала фантики от конфет, стереокалендарики и открытки. Открытки были моей самой большой любовью тогда. Т.к. бабушка имела привычку к каждому празднику подписывать родственникам и друзьям их не меньше сотни, у меня сформировалась отличная коллекция! Если в книжном магазине я видела открытку, которой у меня не было, то обязательно покупала её. Какими-то открытками менялась в школе с подругами. Как видишь, уже тогда вела бурную коллекционерскую деятельность. (Смех)

Что касается конфетных обёрток, помню, что хранила их почему-то в коробке из-под гаванских сигар, неизвестно какими судьбами попавшей в наш дом, где никто никогда не курил, как, впрочем, и сейчас.

М.Т.: У нас многие брутальные мужики начинали с обёрток от жвачки.

Т.У.: Интересно… Помню, что сижу, разравниваю эти фантики ноготками, любуюсь. И знаешь, первое сладкое чувство обладания предметом, оно ведь оттуда!…

М.Т.: «Болезнь» прогрессировала давно!

Т.У.: Конечно!

Бюст «Император Пётр I». Каслинский завод. 1903

М.Т.: А потом у тебя начался «роман» с чугуном?

Т.У.: Да, в 20 лет. Мы познакомились с мужем, а он родился и вырос в Екатеринбурге. Повёз туда, представлять родителям и друзьям. Пошли в музей и я впервые увидела Каслинский чугунный павильон — чудо, сотворённое уральскими мастерами к международной выставке в Париже в 1900 году. Это единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна. А ты знаешь, что хотя художественное литьё из чугуна родилось не в России, в конце XIX — начале XX века его отливали только в нашей стране? И эти фигурки животных, людей, мебель чугунная, вещицы в югендстиле — они потрясли меня совершенно. Зашли в антикварный магазин по дороге домой (я описываю это событие в своей книге «Ex thesauris. Русский художественный чугун из коллекции Татьяны Удрас») и купили скульптуру «Мужик с цибиком чая». На ней стояли клейма КАС. З, 1907, Н. ТЕПЛЯКОВЪ. Так первый раз я увидела каслинские клейма… В течении нескольких лет, если видела какие то чугунные предметы в антикварных магазинах на Арбате, Тверской или у метро Октябрьская, не могла пройти мимо, просила показать поближе, рассматривала клейма, работу, покупала, благо тогда это стоило каких-то совсем небольших денег.

«Ex thesauris. Русский художественный чугун из коллекции Татьяны Удрас». Москва, ГИМ, 2011

М.Т.: А на что ты ориентировалась в поисках?

Т.У.: На заводские Прейскуранты. Меня интересовали изделия не только Каслинского, но и Кусинского завода. Ты удивишься, но художественное литьё, производимое в их стенах, служило лишь рекламным целям, чтобы показать мастерство и умения рабочих. Основным было производство листового железа, пушек, ядер. А по Прейскурантам можно было заказать с доставкой художественные вещи, но, в каком количестве их отливали и какие фигуры, неизвестно. Мы знаем лишь, что в таком-то году отлито 60 пудов, и то не про каждый год это известно.

М.Т.: Что было дальше?

Т.У.: В 2003 году в музее ДПИ на Делегатской проходила выставка, посвящённая Уральскому художественному литью и конференция, приуроченная к ней. Там я познакомилась с ведущими коллекционерами и специалистами в этой области и, как ты понимаешь, качество и количество вещей поднялось на совсем другой уровень.

Сегодня у меня около 450 предметов в коллекции. Я принимала участие в выставках в музеях Коломенском, ГИМе и ВМДПИ, в международных конференциях любителей чугуна в Германии и Австрии.

М.Т.: Ты только дореволюционное литьё собираешь или и советское тоже?

Т.У.: Нет, только дореволюционное.

Миниатюры из коллекции Татьяны Удрас

М.Т.: Я знаю, что у тебя поменялись приоритеты в коллекционировании сегодня. С чем это связано?

Т.У.: Хороший вопрос. Во-первых, в середине нулевых годов XXI века рынок художественного чугуна сильно обмелел. Предметы как корова языком слизнула! Во-вторых, пришла беда, откуда не ждали. Подделки! Стало страшно покупать вещи, потому что никто не мог дать гарантии их подлинности! И, поверь, я знакома почти со всеми людьми, кто интересуется этой темой. А в-третьих, меня захватила тема, очень далекая от уральского литья — русский портрет.

Е.К: И сколько лет Вы уже собираете портреты?

Т.У.: 12 лет примерно.

М.Т.: А период? Портреты какого времени ты собираешь?

Т.У.: Скажем так, мой художественный интерес распространяется на портреты времен царствования от Петра I до Николая I.

  • П.О. Росси. Портрет А.С. Салтыковой
  • П.О. Росси. Портрет С.В. Салтыкова

М.Т.: И масляную живопись, и миниатюры тоже собираешь?

Т.У.: И станковые, и миниатюрные, и акварельные портреты, и печатную графику. Русских художников или россику. Начинала с миниатюрных портретов. Одно из первых приобретений — Пётр Росси, парные портреты Салтыковых. Затем портрет молодого человека из семьи Новосильцевых кисти Ф. Дюбуа, приобретён на Салоне антикваров в Париже. Забавный случай произошёл с портретом княгини Е.С. Салтыковой. Купила ее, как н/х. Раскантовала и увидела подпись П. Росси!

П.О. Росси. Портрет кн. Е.В. Салтыковой

Приобретение портретов маслом вообще началось с какого-то чуда! На распродаже виллы Версаче купила портрет девушки в шляпе. Через какое-то время в руки попался старый каталог музея Александра III (ГРМ сегодня) и что я там увидела? Что это портрет в.к. Елизаветы Михайловны Романовой, дочери в.к. Михаила Павловича, внучки Павла I!

А. Эйнзль. Портрет в.к. Елизаветы Михайловны Романовой. 1844

Коллекционерской удачей считаю приобретение портрета А.А. Полторацкой. Купила его тоже, как н/х. После реставрации обнаружилась подпись Д. Левицкого! На парных портретах Строгановых, которые тоже, как ты уже понимаешь, продавались без имени автора, нашла подпись их крепостного художника Г. Кадунова. Её трудно увидеть, только под определённым углом и при дневном свете. Ради таких моментов и занимаешься коллекционированием!!!

Г.И. Кадунов. Портрет баронессы А.С. Строгановой

М.Т.: У тебя произведения высокого музейного уровня! Но, как эта музейность сочетается с необходимостью взаимодействия с ними?

Т.У.: Я тебе историю расскажу. У меня как-то сын, Тёма, приходит и говорит: «Мам, я в гостях сейчас был и ты представляешь, такой кошмар!»… Я испугалась, думаю, что же случилось? А он продолжает: «Там стены голые совсем!». Ребенку лет 10 было и он неприятно удивился, что так бывает! Меня, конечно, порадовало, что он считает нормой присутствие живописи в доме. Я спрашиваю, нравятся ли ему портреты, которые в его комнате висят? Говорит, что да, один, правда, попросил перевесить! Интересуется часто, кто изображён, особенно, когда новый портрет появляется. Меня бесит, кстати, когда некоторые коллекционеры говорят про своих детей, что они воспринимают живопись, как обои. Не понимаю, как это возможно.

Татьяна Удрас. Генуя, Палаццо Реале. Фото — В. Максимович

М.Т.: А потом возникают коллекционерские страхи, что коллекция распылится после их смерти и лучше все при жизни ещё продать! Ты исключение из правил?

Т.У.: Нет, конечно! Тоже боюсь! Поэтому при каждом удобном случае стараюсь рассказать детям про коллекцию, как она много значит для меня, какие с ней связаны приятные и не очень переживания, беру их на вернисажи выставок, где предметы из моей коллекции участвуют. Тёма с гордостью, например, показывал одноклассникам на выставке в музее ГМП на четыре моих портрета Гампельна! Даже что-то типа квеста им устроил: «найди картину из коллекции Удрас!». Такой хитрец, я до этого ему просто показала их на нашем традиционном воскресном музейном выходе!

М.Т.: А дети любят музеи посещать?

Т.У.: Миша, смеёшься что ли? Дети любят в компьютере сидеть и с друзьями гулять. В музеи ходят, чтобы маму не расстраивать. Хотя, есть у меня подозрение, что старшая дочь делает это всё-таки из удовольствия!

М.Т.: А фамилия Удрас ведь эстонская? Дети знают язык?

Т.У.: Нет, к сожалению. Английский, Лиза итальянский ещё. Аня — французский.

М.Т.: Как муж относится к твоему увлечению коллекционированием? А то ведь женщина- коллекционер не то, чтобы совсем нонсенс, но редкость!

Т.У.: Миша, что за сексизм? (Смех)
Если у человека много энергии, её лучше направить в мирное русло. Я ему очень благодарна, что он не мешает мне заниматься тем, что нравится. И, конечно, поддерживает материально!

Предметы коллекции живописи

М.Т.: Есть у тебя знакомые женщины-коллекционеры? Подруги?

Т.У.: Конечно! Юрова Елена Сергеевна. Собрала лучшую в стране коллекцию русского бисера. Инна Баженова, Елена Воронина, Ивета Манашерова. Моя любимая подруга Леночка Лаврентьева коллекционирует «безделюшки» — предметы, хорошо знакомые нашим предкам, но на сегодняшний день совершенно вышедшие из употребления, такие как расчёски для усов, крючки для застёгивания корсета, пороховые нитки и т.д. У неё серьезная коллекция! Были выставки персональные в музеях Л.Н. Пушкина, Вязёмах, ВМДПИ на Делегатской.

Литофания с портретами императора Николая I и императрицы Александры Фёдоровны. По оригиналу Франца Крюгера. Королевская фарфоровая мануфактура, Берлин (KPM — Königliche Porzellan-Manufaktur Berlin). Около 1840.
Литофания (греч., от lithos — камень, и phanesthai — делать видимым) — техника создания из фарфора, камня или глины пласта с углубленным рельефом, дающим против света теневые изображения

М.Т.: Как интересно, но вернёмся к портретам. Вот скажи, мужчины в форме популярны? Милитария?

Т.У.: Если говорить о популярности, то на первом месте, безусловно, изображения членов царской семьи. Милитария на втором. Ордена и форма очень помогают в атрибуции (Слава Богу, что у нас есть г-н А. Кибовский). И на третьем месте уже остальные персоны. Это если мы не берём в расчёт качество вещи, её провенанс, наличие авторской подписи и информации об изображенном персонаже…

М.Т.: Ты — коллекционер, открытый к общению. А то есть категория людей, которые собирают «под спуд».

Тарелка из Андреевского сервиза. Мейсен. Вторая половина XVIII века
Предметы коллекции фарфора

Е.К.: И о которых никто ничего не знает. Находишь старые фотографии собраний и не известно, куда это ушло, в какие руки…

Т.У.: Среди моих друзей и знакомых коллекционеров нет ни одного, кто бы держал свою коллекцию под замком и чах над ней, как Кащей над златом. У нас, к сожалению, такая ситуация в стране сложилась исторически, что все частные коллекции после революции были разграблены, многие вещи из музейных собраний в 1920-1930-е годы распроданы, до недавнего времени частное коллекционирование предметов искусства не только не поощрялось государством, но, часто преследовалось им. Думаю, что с созданием Госкаталога музейного фонда, пропагандированием собирательства, развитием культурных связей с заграничными музейными институциями, ситуация должна измениться в лучшую сторону.

И это не вина современных коллекционеров, что неизвестно, где сегодня хранится тот или иной портрет! Поверьте, они сами хотели бы обладать подобной информацией.

М.Т.: Скажи, а ты рассматриваешь свою коллекцию как инвестиционный проект?

Т.У.: Сложный вопрос. Конечно, мне бы хотелось верить, что я не спустила семейные деньги на ветер. Муж часто в шутку говорит мне, что у всех его друзей жены как жены — тратят деньги на шубы и бриллианты, занимаются детьми или успешны в своём бизнесе. Но я надеюсь, что всё не зря. Во-первых, это просто красиво! Если без шуток, то я многие предметы, являющиеся гордостью русского искусства, банально вернула на Родину. А там, как время покажет!!!

М.Т.: Ты опубликовать коллекцию не думала?

Т.У.: Над этим идёт работа.

Е.К.: Есть ли у Вас в коллекции любимые картины?

Ж.-Л. Вуаль. Портрет гр. Павла Александровича Строганова в возрасте 15 лет. 1787

М.Т.: Да, действительно, самые-самые!

Т.У.: Ты знаешь, это же как дети — любишь всех! Но, больше, наверное, Ж.-Л. Вуаля портрет гр. Павла Александровича Строганова в возрасте 15 лет, портрет Елизаветы Михайловны кисти австрийского художника А. Эйнзеля, я о нём выше рассказывала. Из акварельных, пожалуй, П.Ф. Соколова портрет гр. Ольги Александровны Орловой, урождённой Жеребцовой.

П.Ф. Соколов. Портрет гр. Ольги Александровны Орловой (урожд. Жеребцовой). 1829

Е.К. Персональной выставки живописи у Вас не было?

Т.У.: Нет, только отдельные вещи давала на выставки в Русский музей и ГМП.

Е.В. Яновская. Сервиз «Машенька». ЛЗХС. ХХ век

М.Т.: А было бы прекрасно такую выставку сделать! А что за история с твоим последним увлечением? Расскажешь нам про Ленинградское художественное стекло?

Т.У.: Конечно! Пару лет назад я решила купить дочери в новую квартиру рюмки, фужеры для вина, стаканы. Моё внимание привлёк комплект «Машенька» Е.В. Яновской — ведущего художника Ленинградского завода художественного стекла и хрусталя второй половины ХХ века. И чем больше я на него смотрела, тем больше он мне нравился! Купила к нему ещё салатник, блюда для торта и варенья. Дальше дошло дело до ваз, туалетных коробочек и пепельниц!!! В итоге, сегодня у меня порядка 150 предметов производства ЛЗХС. (Смех)

Е.В. Яновская. Ваза «Подкова». ЛЗХС. ХХ век

Надо понимать, что завод просуществовал всего 57 лет и в годы своего расцвета (1960-1980-е) не только ничем не уступал западным образцам, а в лучших произведениях и превосходил их! И если на сегодняшний день авторские вещи хранятся в музее стекла в СПб, в ГИМе и в нескольких других музеях [ГМЗ «Царицыно», Музей современной истории России — прим. ред.], то кабинет бытового стекла во время банкротства завода был разворован. И те вещи, которые большинство из нас помнит на праздничном столе, совсем скоро канут в лету. Я не ожидала, что получу столько радости от этой коллекции и счастлива совершенно, что она случилась в моей жизни.

А.М. Остроумов. Ваза «Желудь». ЛЗХС. ХХ век

Е.К. Миша, представляешь, мы приходим в гости к Татьяне через пару месяцев, а у неё новая коллекция!

Т.У.: Я уже ни от чего не зарекаюсь! Вот через три недели, 12 февраля, в ГИМе откроется выставка, посвящённая французскому революционному фаянсу. Большинство предметов там будет из моей коллекции. Но, давай об этом поговорим в следующий раз?

М.Т.: Наслышан! Придём, поговорим и напишем! Спасибо огромное за гостеприимство!!!

Революционный французский фаянс. XVIII век

 

Татьяна Удрас. Фото — Л. Пуликова

Интервью Татьяны Удрас с Любовью Пуликовой «Мечтаю пополнить собрание тарелкой с изображением взятия Бастилии!»

с 12 февраля по 11 мая 2020 года выставка в ГИМе
«Свобода. Равенство. Братство.
Французский революционный фаянс конца XVIII века»
(экспонаты ГИМа, ГЦМСИР и собрания Татьяны Удрас)

 

Свобода, Равенство и Братство в ГИМ

Талант собирать

Мобили. Последний нонконформист (интервью с коллекционером Юрием Носовым)

Коллекционирование – дело семейное. Татьяна и Сергей Подстаницкие

Наполеон. Жизнь и судьба. Коллекция Александра Вихрова

«Двойная коллекция» Дмитрия Бертмана

Коллекция Костаки. Третьяковская галерея

 

__________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы